«Женщина, закройте дверь, вы что, не видите: я занята!»… «Мужчина, у вас все неверно заполнено. Напишите правильно, а потом приходите»… И классическое: «Я одна, а вас тут целая очередь». Страх перед «присутственными местами» знаком многим. Невозможность порой добиться ответа на самый простой вопрос, беспомощность. дезориентированность. Что делать с этими неприятными чувствами и как быть, когда идти в учреждение все-таки необходимо?

ЖЭК, ОВИР, поликлиника, больница, налоговая инспекция… Страх и тоска от одной мысли, что нужно идти выбивать справку, менять документы или оформлять право собственности знакомы многим. Представляется облупленная краска на дверях, неудобные стулья, очередь, окрики, а главное — чувство полной беспомощности. Особенно сильное от того, что в госучреждениях обычно решаются довольно важные в нашей жизни вопросы, будь то семейные, медицинские или имущественные.

Особенно сложно приходится тем, кто застал советские детские сады, школы и тем более госучреждения: власть государства была практически абсолютной, а полученные рефлексы въелись на всю оставшуюся жизнь. Паралич при необходимости постучать или тем более войти в закрытую дверь: скорее всего, за ней на тебя рявкнут или выставят вон, лучше не соваться. Страх спросить или уточнить то, что непонятно. Бессилие настоять на своем, когда вам резко и вроде бы необоснованно отказывают. Подступающие слезы в ответ на крик или хамство.

Как быть, если вы как огня боитесь госучреждений? Вот несколько полезных советов.

Узнайте свои права

«Люди совершенно не знают своих прав и не пользуются ими», — жаловался мне знакомый юрист. Действительно, многое из того, что нам представляется невозможным или трудным, на самом деле совершенно реально: прикрепиться к поликлинике в другом городе, быстро получить новые документы, записать ребенка в школу не в том районе, где вы прописаны, а в том, где живете. Просто ответственность за информирование вас о ваших же правах не берет никто — приходится делать это самостоятельно. Поищите статьи по интересующему вас вопросу в интернете и расспросите знакомых. Это избавит вас от лишней суеты: вы узнаете, какие документы необходимо взять с собой, каков будет примерный порядок действий и срок решения вопроса. А к тому же заранее изучите препятствия, с которыми можете столкнуться, и пути их преодоления.

Возьмите с собой группу поддержки

Вам необязательно ходить в одиночку в те места, которые вызывают у вас панику.  Никто не мешает вашему близкому человеку посидеть с вами в очереди или даже зайти в кабинет, чтобы помочь разобраться с бюрократическим или иным вопросом.

Благодаря социальным сетям сейчас уже почти все знают, что вас не имеют права не пустить в реанимацию к родственнику. А вот о том, что и в кабинет к врачу можно заходить с близким человеком, знают немногие. Медики могут попросить вашу «группу поддержки» выйти лишь в том случае, если он или она будет физически мешать осмотру или постоянно вмешиваться в разговор. Но обычно врачи реагируют довольно спокойно и разрешают близкому человеку остаться. Так что если вы боитесь диагноза или осмотра, можете пригласить с собой в кабинет мужа, маму, сестру и даже подругу.

Запаситесь полезными фразами

Даже если вы столкнулись с самыми неприятными реакциями — крик, хамство, игнорирование или необоснованный отказ, — эскалация конфликта редко помогает решить проблему. Поэтому запаситесь, во-первых, твердостью, во-вторых, волшебными фразами.

Например, такими: «Пожалуйста, обоснуйте причину своего отказа», и «Я хотела бы получить письменное обоснование». Увы, отказы чиновников иногда неправомерны или даже напрямую противоречат существующим законам. Если это так, просьба письменно зафиксировать отказ часто меняет ситуацию.

matrony_pic_10022017_1

На случай повышения голоса и хамства приберегите такой ответ: «Простите, но со мной нельзя так разговаривать», или «Не нужно на меня кричать». Тут важно твердо помнить: крик немногим лучше физического насилия. Даже если вы мешаете кому-то пройти в узком коридоре, не вовремя вошли в кабинет, не так заполнили бланк или не можете четко сформулировать свой запрос — это никому не дает право вас оскорблять или повышать голос. И точка.

«Правильно ли я вас поняла, что…» — фраза-прояснение, которая настраивает второго человека на сотрудничество (его пытаются понять!), а вам помогает избежать ошибок и недопонимания.

Сформируйте позицию «взрослый – взрослый»

В нашей культуре до сих пор была принята патерналистская модель взаимодействия с официальными структурами. При таком подходе человек в белом халате, в форме или за большим столом начальника воспринимается как строгий родитель, а его посетитель в этот момент словно превращается в ребенка, беспомощного и бесправного, но зато и опекаемого. Напуганный человек, который чувствует себя зависимым, легко «выпадает» в эту детскую позицию: покорно выслушивает нотации, не решается возражать или задавать вопросы, а порой, увы, принимает нарушение своих прав как должное.

Сейчас эта модель уходит в прошлое, но очень медленно. А новая модель — сотрудничества на равных — еще до конца не сформирована. Но опираться лучше именно на новую, равноправную. Во-первых, никто другой не возьмет на себя ответственность за решение ваших проблем. Во-вторых, с этим человеком, пусть и наделенным некоторой официальной властью,  вы действительно находитесь на равных. Вопрос, с которым вы к нему пришли, — его оплачиваемая работа.

Поэтому не волнуйтесь: вы пришли по делу, и вам не за что чувствовать себя виноватым. Старайтесь разговаривать спокойным голосом, не торопитесь и не разрешайте себя подгонять. Объясните свой вопрос и выслушайте ответ. Задайте уточняющие вопросы, если что-то непонятно. Если вам кажется, что с вами разговаривают невежливо или пытаются отделаться — используйте полезные фразы из предыдущего пункта.

Важно сохранять спокойный настрой и чувство самоуважения. Этим вы сообщаете: «Вы взрослый человек, который выполняет свою работу, и я взрослый человек, который хочет быстро и эффективно решить свою проблему. Давайте договариваться».

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Я психолог, а до этого семь лет трудилась на ниве журналистики. По-прежнему люблю обе профессии, сейчас пишу о людях, их внутреннем мире, отношениях и чувствах.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Все правильно, но собака порылась именно здесь — «Вопрос, с которым вы к нему пришли, — его оплачиваемая работа». Там, где эта работа действительно оплачивается нормально, чаще всего все вежливы и доброжелательны. Ну, понятно, за исклюсением всяких администраций ))))) а где человек получает минималку за работу на разрыв аорты, там и озвереть очень легко можно. Скажете: нечего там тогда работать, раз не нравится. Правильно. Там и остаются те, кому или податься некуда, или хамить не напрягает. Понятное дело, это возмущает. Но тут всех понять можно

Похожие статьи