…А ведь уже выросло целое поколение наших детей, которые не хотят работать. По разным причинам: страшно взрослеть, скучно, тяжело, ищу себя. Да мало ли причин, по которым можно сидеть на шее у родителей, эксплуатируя их чувство вины и тревогу? Проще всего, конечно, имитировать сложный и крайне энергозатратный процесс выбора профессии. И вот их приводят ко мне на консультацию, и мы начинаем разбираться. Среди мальчиков 14–17 лет пальму первенства держат «игроки».

КРУТОЙ ГИМНАЗИСТ

Вариант первый – не доиграл. С младенчества таскали по всяким специальным развивалкам-обучалкам, потом спецшкола с дополнительным набором предметов после занятий. К 14 годам имеем развернутую картину морального выгорания, депрессию или субдепрессию. Я об этом многократно писала, но воз и ныне там. Тревожные родители с сильным стремлением к внешнему успеху все равно запихивают своих вундеркиндов в крутые гимназии, всеми правдами и неправдами дотаскивают до седьмого класса и сталкиваются с невозможностью выбрать специализацию.

Ванечка, 11 лет, полупрозрачный отрок, дефицит веса и роста виден невооруженным глазом. Учится в шестом классе лучшей музыкальной школы страны. Сам ездит на метро в час пик, после школы спорт, на дом приходит репетитор по французскому. Старший из четверых детей. Привели родители, потому что Ваня стал отказываться ходить на занятия. Они думают, что у него проблемы с классом. И пора выбирать специализацию, а мальчик ничего не хочет. На самом деле у него проблемы с жизнью. Одиннадцатилетний парень истощен до такой степени, что у него нет сил даже реагировать. Психическое развитие показывает на уровне восьми лет. Желаний нет, мечты отсутствуют, все, чего он хочет, – спать. Когда спрашиваю про школу, отвечает ровным бесцветным голосом: «Да, школа хорошая. Да, учителя отличные. Да, я хочу стать музыкантом». По щекам его в процессе монолога текут слезы, просто текут, он не рыдает, не горюет, не протестует. Смотреть на это жутковато.

«Ванечка, а ты гуляешь? А играешь? А друзья у тебя есть?» Ванечка не гуляет, но иногда ему разрешают поваляться на ковре с машинками и лего. Я строго-настрого велела срочно забрать его из этой супер-пупер школы и снять со всех занятий как минимум на полгода. «Ой, а может, нам на море уехать? У нас дача на Кипре, как вы думаете?» Конечно, я всеми конечностями была «за». Есть надежда, что Ванечка, посидев какое-то время без нагрузки, выспавшись и отъевшись, начнет как-то себя чувствовать и чего-то хотеть. Он не доиграл, его детство закончилось в три года, когда зашедший в гости сосед провозгласил: «Да у него абсолютный слух, он талант, одаренный ребенок!» Типун ему на язык, заботливому такому. Родители, конечно, подхватились, нашли педагога, тут у Ваньки и отобрали все игрухи и вручили скрипку. Важнейшие этапы развития психики, которые должны быть пройдены в игре со сверстниками, остались неосвоенными. А ведь это наш главный ресурс!

УДОВОЛЬСТВИЕ БЕЗ УСИЛИЙ

Вариант второй, обратный первому, – только играл. То ли у родителей не было душевных сил отрывать его от компьютера, то ли они считали, что «лишь бы по улице не шастал». К 12 годам у мальчика полностью сформирована зависимость от игры.

Самое разрушительное в компьютерных играх, что делает их сравнимыми с наркоманией, – немедленное получение удовольствия без усилий. В норме, в живой игре, в отношениях мы должны сначала потрудиться, употеть, добежать, допрыгнуть, побороть, а уж тогда получить заслуженную награду в виде прилива гормонов удовольствия. Мозг запоминает это и в следующий раз весьма одобряет стремление к победе. Через нагрузку.

А когда ребенок играет в компьютерную игру, эйфория и экстаз возникают в ответ на… что? Точно не на усилия. И временного разрыва под девизом «Как потопаешь – так и полопаешь» тоже нет. Вот и получается, что у нас на руках сейчас взрослые дядьки с усами, которые ни разу в жизни не напрягались ни по какому поводу. Обычно эти мальчики старательно избегают любого дискомфорта. У других мужчин они вызывают презрительные усмешки, иногда даже прямую агрессию, поэтому стараются отираться возле старших женщин, эти не прогонят, возьмут под крыло. И те не обманывают ожидания, терпят, подкармливают, прощают… До поры до времени.

ЕСЛИ КВЕСТ ЗАТЯНУЛСЯ

Эти мальчики не идут учиться, потому что вкалывать не хотят. Или не видят смысла. Мы забываем, что еще в предыдущем поколении высшее образование было надежнейшим социальным лифтом. А теперь, когда оно поголовно у всех и ничего не значит, совершенно непонятно, зачем и для чего еще пять лет загорать за партой. Я не говорю о тех молодых людях, которые отлично представляют себе свою будущую специальность, занимаются в разных «Школах юного (подставить нужное)», ездят в летние мастерские и лагеря. Я о тех детях, для которых эти четыре или пять лет в вузе – просто способ продлить детство. Легальная возможность не выходить на работу, не заморачиваться с квартирой, с добыванием средств.

Тогда мы видим картину «Все равно куда, да здравствует ЕГЭ, из 15 факультетов на один-то точно поступлю». По специальности потом идут работать единицы, 8–10 % от выпуска. Остальные или пристраиваются «менеджерами», или перебиваются случайными заработками. Вы знаете, вот честно: иногда я жалею, что статью за тунеядство отменили. Все же у нашего поколения даже в мыслях не было, что можно не работать.

Этих мотивируем жестко: снимаем с довольствия. Но для этого родители должны быть уверены, что труд – необходимое условие существования. Если вы дадите слабину и позволите совершеннолетнему человеку заниматься поисками себя за ваш счет, этот квест может затянуться на годы.

То же самое касается постоянных смен вуза. Я бы ограничила варианты «попыткой номер два». Если во втором университете все так же скучно и неинтересно – добро пожаловать в наш взрослый мир, где платят за конечный результат, а не за процесс. То есть на работу, на охоту, дрова рубить, воду носить, кашу варить.

Недавно я наткнулась на публикации результатов довольно страшненького эксперимента над мышами («Как рай стал адом»). Вкратце суть его такова: когда огромной популяции млекопитающих были предоставлены абсолютно райские условия жизни (в избытке пища, самки, территория), они сначала начали драться «от скуки», потом среди самцов выделились группы «красивых» – тех, кто не участвовал в выращивании потомства, драках, а все свое время вылизывался, потом мыши перестали размножаться. И вымерли.

Так что, дорогие родители, чтобы ваше чадо было счастливо и здорово, у него должен быть дефицит, и довольно сильный, базовых благ: питания, одежды, игрушек. Только в условиях дефицита молодые особи оживают и начинают бодро бегать по окружающему миру. Если им не ставить сложных жизненных задач типа освоения целины, возрождения страны из пепла, как минимум – обеспечения достойной норки для потенциальной подруги, они хиреют, слабеют, начинают тосковать и переключаются на бессмысленное вылизывание шкурки и украшение себя бусинками.

ДРЮ, ТУСЬКА И ЗВЕЗДА КЛАССА

Еще один вариант – дети с высокой познавательной активностью, которые меняют направление своего развития довольно часто и неожиданно для предков. К таким родителям хочу обратиться отдельно: уважаемые предки, расслабьтесь! Когда ребенок, о котором вы всю жизнь думали как об одаренном математике, внезапно заявляет, что он собирается поступать в театральное – это хорошо. Это просто прекрасно. И означает, что подросток ищет себя вовремя, как раз тогда, когда это заложено природой, что он полон энергии и энтузиазма. А лишних знаний не бывает, и если вы уже потратили небольшое состояние на репетиторов по математике, это в любом случае пригодится – не сейчас, так позже.

Много лет я преподавала в школе, была классным руководителем и хочу рассказать вам, как сложились карьеры моих первых учеников, которым в этом году исполнилось 30 лет.

Туська

Моя любимица Туська окончила геологический факультет МГУ (как ее родители и дедушки-бабушки), какое-то время поработала в конторе, дико затосковала, пыталась делать свой бизнес «Проводим праздники и свадьбы», в результате уехала за границу и работает снова по специальности. Только теперь ей это интересно.

Дрю

Медленный и задумчивый художник, за каким-то бесом поперся в авиационный, посередине плюнул и перешел на компьютерный дизайн. Ваяет сайты то из Таиланда, то на Тибете, иногда заезжает на родину. Кажется, счастлив.

Сашка без тормозов

Совершенно невозможный, настоящий, стопроцентный СДВГшник, не поступил никуда, работает на киностудии каким-то техническим специалистом, пузырится рассказами о съемках, может не спать по трое суток, его жизнь расписана как минимум до конца пятилетки.

Старательные девочки-отличницы

С ними не было никаких проблем в школе, старательно отучились в своих экономических вузах, родили и засели по домам. Заваливают меня фотографиями «Я и дети на фоне нашей виллы в Каннах» (вариант: «Я и дети, мужа нет, валяю из войлока на заказ»). Не работают.

Звезда класса Настя

Золотая медалистка, выпускница МГИМО с красным дипломом, постоянно учится, работает вице-президентом американской компании из топ-10 в мире, не замужем, детей нет, время от времени звонит мне порыдать на эту тему. Чем ей помочь – не знаю.

Убедились? От выбора вуза, специальности и профессии не зависит ни-че-го. Совсем ничего. И 14–17 лет – не то время, когда можно сказать нечто определенное о будущем этого человека. Мы даже не можем понять, гуманитарий он или технарь. Я вам больше скажу, об его интеллектуальном уровне в этом возрасте можно судить только в общем виде, потому что подростковая депрессия и гормональная перестройка сильно снижают когнитивные способности ребенка. При должном лечении (или просто когда перерастает) тот, кого считали почти дурачком, может всех удивить, только не сейчас, а после 20 лет. Так что мои рекомендации насчет выбора специальности будут такими: следить за состоянием здоровья, чтобы не пропустить депрессию; не вкладывать слишком большие усилия и средства в образование, все еще сто раз переменится; позволять подростку метаться и меняться, больше вероятность, что он нащупает что-то свое; последовательно ограничивать блага: гаджеты, одежда, поездки должны быть недоступными и заработанными, иначе им станет некуда стремиться и нечего хотеть. А если все же никак не можете выбрать направление – приходите на консультацию в центры профориентации. Тесты есть, простые, доступные, тревогу снимают на раз.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ольга ДЯЧУК, психолог-консультант, член Профессиональной психотерапевтической лиги:

Жила-была девочка, а может быть мальчик, жил-был человек – личность. Возраста неопределенного, где-то от 5 и, давайте предположим, до 18, а в некоторых случаях и взрослее, так тоже бывает. И были у этого человека родители, которые хотели для своего чада всего самого лучшего – лучший детский сад, самую-пресамую школу, языки, спорт, престижный институт. Возможно, я что-то пропустила, каждый родитель может вставить недостающие компоненты в список. Знаете, что объединяет все эти выборы родителей? Как правило, отсутствие выбора, который делает сам ребенок. Бывает нужно просто спросить: а ты сам чего хочешь? И если человек с детства знает, что у него могут быть свои желания, потребности, с которыми взрослые считаются, тогда ответ на этот вопрос не вызывает затруднений. А если дети проживают жизнь по сценарию, написанному родителями, то ответа просто нет. Попробуйте дать возможность ребенку хотеть и делать выбор. Пока человек существует, он будет себя открывать.

ГДЕ ПОМОГУТ

proforientator.ru — Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

будущее-сейчас.рф — Благотворительный фонд психологической поддержки «Будущее сейчас»

ProfGuide.ru — ПрофГид.

 

Наша Психология

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Психолог-консультант, специалист по детской психологии

Другие статьи автора

Отправить ответ

новые старые популярные
Екатерина

Мне 28, так и не знаю, чем хочу заниматься. Сейчас в декрете, но после нужно куда-то выходить, на старую работу не хочу, а куда хочу — не знаю. ВО инженер-технолог пищевой промышленности, работала в этой области полгода, потом пошла работать в офис. Вот и что делать?

Ёшкинкоть

28 лет, детей нет, работы нет, чем хочу заниматься — не знаю

Annavic

+1 в компанию, ваша ровестница, не замужем, детей нет, работу ищу и вроде знаю, чем буду заниматься, но не уверена, что мне это будет до конца интересно..

Девочки, спокойно, нам всем просто надо к психологу (к хорошему, а не к шарлатану). Видимо, в какой-то момент детства-отрочества мы отсоединились от самих себя и немножко утратили связь с собственным "я"..

Выход один — специалист, имхо.. Копать и разбираться (возможно, долго..)

zai

забыла добавить:) настолько привыкла жить в депрессии,что я даже не могу вспомнить,когда я жила без депрессии,мне кажется я всегда была такой,наверное просто характер такой,со склонностью к депрессии.и сильно истощена нервная система,раздражает всё

Ёшкинкоть

Так вот, работы то нет — к специалисту не на что идти, замкнутый круг:)
Молиться — бесплатно 🙂

Annavic

тоже проблема, да, кстати, и вполне существующая.. психологи дорого стоят.. Но может хоть как-то начать с деньгами, которые есть..
не знаю, является ли молитва решением проблемы…
у человека столько тараканов в голове, что их иногда надо годами разгребать, молитва больше для духовного роста, нет?

Nikoletusha

Вы знаете, год назад очень интересная программа в Москве появилась, сейчас школьники могут профессию получить(там около 50 самых разных специальностей, если не ошибаюсь), понять, куда им податься, и действительно ли то, что они выбрали-им по душе. Жаль, что , когда вы были школьницей, такого не было.

анна

Я думала я одна такая)) В обществе принято считать, что раз нет детей, то женщина — карьеристка. А меня мотает в стороны как подростка: то биологом хочу быть, то учителем, первый диплом — экономист, курсы парикмахера окончила — не понравилось. Дай бог здоровья моему мужу, что терпит мои капризы, хотя он далеко не богач)

Мария

Коллега. Я тоже в Мтипп побывала. Родители на высшее техническое ориентировались. Я на биофак готовилась, а потом предложили в мтипп направление, я и пошла. Направившее предприятие разорилось, учёбу оплачивать перестало, я была отчислена. Пошла в всхизо, там сложно оказалось, беременность трудная была. Так и не получила высшее. Но вроде как оно не мешает. Сколько- то заработать и без высшего можно, а всех денег всё равно не заработаешь

Екатерина

Ну я из Воронежа. А поступала по принципу "где принимают с математикой и химией, которые я сдавала в форме ЕГЭ"). С детства не помню какой-то склонности к профессии, чувствую себя ущербной какой-то

zai

и я с вами,29 лет,не замужем(муж бросил 4 года назад),ребёнок,в марте вышла из декрета,работаю в торговле,по специальности журналист,дикое желание работать творчески и жить полной жизнью,появилось недавно,постоянное ощущение что живу не своей жизнью,что надо изменить свою жизнь,как не знаю

Женечка
столько комментариев от не определившихся с работой, призванием, что, я думаю, очень востребованной темой на портале будет помощь в профориентации нам, взрослым детям) я вот давно о такой статье (или цикле статей))) мечтала. есть же куча умных тетенек и дяденек, которые собаку съели на том, как взрослым вдруг взять и сделать финт ушами на 180 градусов) но так аккуратненько, чтоб родных и близких не зашибить особенно. а может, это только мои мечты и это в принципе невозможно. мне 29 почти, в декрете появилось время подумать, чего хочу. оказалось, или много всего и сразу и разного хочу, что несовместимо в принципе… Читать далее »
ольга

у меня сын (осенью ему будет 6 лет). завели мы с ним разговор о учебе, работе… распросив меня подробно и узнав, что после окончания школы надо куда-то еще идти учиться, чтобы потом работать, он подумал и спросил "а какая работа лучше? на какой больше заплатят денег?") меня и в 15 такие мысли если честно не посещали…

Аннушка

Ольга, извините, а в семье как с финансами? Нет разговоров, что денег мало?
Почему спрашиваю — это был мой вариант, все время дома говорилось, что денег нет, и у меня был бзик на этом фоне. До сих пор материальные проблемы доставляют мне внутренние мучения.

ольга

не идеально конечно с финансами, все таки я в декрете сей час, а значит доход семьи снизился.. но на еду, игрушки, развлечения хватает) конечно, когда ребенок говорит — давай машину сменим, купим внедорожник, или квартиру давай купим побольше, мы говорим — денег на это нет. но прямо так, что бы на любую просьбу — денег нет- так не бывает, получает почти все, что просит)

Ежик

У меня тоже дочери (правда постарше) мыслят такими категориями. Бывает, добавляют-хочется,чтоб работа нравилась. Или: нет, такое мне не нравится или это будет делать мне трудно,у меня не такой характер. Но зарплата-это первый вопрос. Даже и не знаю,хорошо это или как…

ольга

может быть и хорошо. подход в общем разумный, работа которая нравится и приносит хороший доход — это всегда здорово)

Василиса

может везде говорят — зп мало, и оттого ваши дочери так сказали.

ольга

кстати, напрягла меня фраза про дефицит основных благ (еды и одежды).. вроде как голодный и в рванье, ребенок лучше развивается? ну быть моему неразвитым тогда…..

Мария

Наверное имелось в виду- одежда-просто одежда, без фирменных нашивок( они все всё равно в одном китае отшиваются) . И еда- простая, каши, овощи, без избытка деликатесов и сладостей.

ольга

у меня был такой дефицит.. ничего хорошего в этом, пользы для себя не нашла(( только грустно и обидно было, когда в школе дразнили из-за того, что одевалась похуже. только комплексы великие развились… а еда должна быть хорошая, разнообразная. это здоровье ребенка.

Аннушка

Ольга, а ребенок Вашу проекцию на финансы не выдает, случайно? Так бывает…
Деньги нужны, чтобы о них не думать. Если сломались сапоги — не думать о том, как доходить до зарплаты, а иметь возможность купить новые в средней ценовой категории. Чтобы у того же ребенка одежда была нормальная для его возраста. И еда здоровая, конечно.

ольга

не знаю даже… но я была бы рада, если кроме всего прочего, он был бы и финансово благополучен. как ни крути, без денег сложновато)

zai

согласна

Василиса

в смысле — все в меру. чтоб аж красивая одежда — пусть пашет. или новый современный сотовый больше 20 тысяч

ольга

у меня от прочитанного ассоциация — ребенок голодный — холодный, выкручивается сам, что бы выжить… (написано — довольно сильный дефицит базовых благ. под базовыми благами все таки не телефон за 50 тыс подразумевается)

М. С.

Голодный-холодный ребёнок может во взрослой жизни пытаться восполнить то, чего недополучил в детстве, и не всегда это получается хорошо.

елена к

Да уж, многие из совсем неблагополучных в криминал идут.

Елена

"Ребенок голодный, холодный" — это по нашему — из крайности в крайность. Просто не все просьбы ребенка надо тут же реализовывать. Не играть с детьми в "лампу Аладина" и не строить из себя джинов.

Аня

Ооо,статья про меня. Отличница,олимпиадница,ушла с 3 курса МГУ из-за депрессии. Работа — только летом или сдельная. Сейчас для корочек учусь заочно в педе,но чем буду заниматься,не имею понятия. Замужем,жду ребенка,вроде успех,но себя называю исключительно "телка без образования".

Rosella

Я за вами)) бросила тот же вуз на втором курсе, та же болезнь. Для корочек не смогла тянуть, хотела, чтобы учеба была интересом и двигателем жизни, а в депрессии куда там.
Может, роды вам выправят душевное состояние. Бывает такое. Начинаешь летать, когда родился человек в мир.
И да, первое, что о себе говорю в незнакомой компании — "у меня нет высшего образования!". Ужас какой-то. Надо решить эти вопросы, видимо.

Анна Гоман

А что высшее образование прям так обязательно? У меня муж не доучился когда-то и не собирается. Вам нужна сначала деятельно, который вы бы хотели заниматься по жизни, а уже в зависимости от нее смотреть нужно ли ВО или какое-то другое

Ежик

Актуально. В большинстве согласна. Еще что хочу сказать-не так часто встречаются крайние типы-утрудился с репетиторами сверх сил или только играл.
Большинство все же в какой-то середине. Точно,очень большое обесценивание высшего образования. Для девочек что-то уже не уверена в нужности очного-может, вообще на заочное и работать? и "оботрутся",и стаж начнется, будет откуда в декрет уходить,и деньги свои…
Девочки-то пока родили и по домам, в 30 это понятно. А на работку-то выходить большинству придется,а до 60 (уж точно поднимут)—ой,долго…

Аннушка

Прошу не закидывать помидорами. Мне 41. Не работаю 18 лет. Домохозяйка. Дети подрастают (их двое), крепко задумалась о работе. Да, и образование — колледж по специальности менеджер. Да и этот год придется свое посттравматическое расстройство лечить. Но работать хотелось бы, очень. Интересно, для таких "особо одаренных" существуют полезные консультации.
Да, и хобби тоже нет. Чтение и путешествия не в счет.

Татьяна

Идите гувернанткой (няней) в обеспеченную семью. У меня та же ситуация, что у Вас (с детьми и временем без работы). Очень хорошо и удачно сложилось. Времени хватает и на своих детей, и на чужого. Тихо, спокойно, никто не гнобит, огромный простор для творчества. И денежки неплохие. В общем, советую. Татьяна.

Ta_ennaya

Ну если дефицит благ — это подходящее условие для развития подростка, то моя сестра растет в правильных условиях. Правда, и новые гаджеты, и всякие ништяки, которыми ее одноклассников, одноклассниц одаривают родители, видит. Завидует. Говорю ей, что у меня похуже было: пальто на тоненькой подкладке и осенние ботинки в двадцатиградусный мороз. Ого, да я вообще должна была стать топ-менеджером при таких условиях, только вот как-то не сложилось, хотя работаю с 18 лет. Правда, стаж по специальности у меня всего 6 лет, а до этого была работа в торговле. Да и специальность не ахти — филолог-русист.

Ta_ennaya

А утверждение, что от выбора вуза вот совсем ничего не зависит, кажется мне слишком смелым. Ну очевидно же, что выпускник МГУ и выпускник какого-нибудь филиальчика глубоко в провинции — это серьезная разница по уровню знаний-умений-навыков. Я не училась в столичном вузе (жалею об этом иногда, хотя понимаю, что меня бы на такую авантюру не хватило), но выбери я в своем вузе специальность "земельный кадастр" или "преподаватель истории" (или пойди я в местный коллежд связи) — была бы совсем другим человеком. Возможно, еще меньше верящим в свои силы, потому что — ну не мое это совсем.

Арина

Там о счастье больше, а не о производительности.

Юлали

Да, и ещё одна из важных функций институтов — круг общения. Люди, которые и будут тебе помогать выбираться и которым ты будешь помогать сам, у которых ты чему-то научишься. пусть не входящему в институтскую программу, Но не менее важному — ходить по магазинам, общаться, не бояться, устраиваться на работу, флиртовать 🙂

елена к

У нас в заочном филиале работали некоторые преподаватели из головного московского вуза. Да и свои были не совсем уж глупые)

Salix

Почему не хотят работать? Красноречив пример про девочку-геолога. Просто у нас в стране сейчас многие виды деятельности не развиваются. Ну, где-то точечно, что-то происходит, конечно. Сколково, там. Но это мизер на всю страну. Хочешь заниматься наукой, придется уезжать туда, где наука в приоритете и твои мозги и руки будут оценены по-достоинству, и скучать не будешь. Вот и уезжают химики, биологи, геологи…

Мария

У нас в стране зачастую так: наука отдельно, хлеб насущный отдельно. Наука страдает, а талантливые студенты уходят работать в другие сферы… Грустно это все. В аспирантуру многие идут за учеными степенями, но никак не из любви к исследовательской работе.

Юлали

А у меня как раз ребенок, которому ничего не надо. Телефон — старый кирпич, плеер — все равно, лишь бы играл, ботинки сварщика из строймагазина. Любимая еда — пустая гречка. Но если её нет или лень разогревать — может ничего не есть.
"Да ну, зачем все эти попсовые примочки, я же знаю, что круче всех!"
Институт в его случае действительно — продление детства, пятилетний таймаут на размышления. Может, пока учится, найдет что-то для себя интересное…

Анна Гоман

А мне нравится подход вашего ребенка 🙂

Арина

А зачем же вы автор отличницу то вырастили звезду класса? Было сложно домашних заданий поменьше давать?

Похожие статьи