Что читать малышам и подросткам? Как увлечь десятилетнего ребенка классикой и современной литературой? Стоит ли читать с ребенком книгу, сюжет которой его пугает или расстраивает? Как говорить о книгах с детьми, которым некогда читать? На самые острые вопросы родителей отвечает Екатерина Асонова,  кандидат педагогических наук, мама 3 детей, автор проектов о чтении  и детской литературе. Вопросы задавали пользователи фейсбука.

16 советов родителям о детском чтении1) Что не надо разрешать ребенку читать по возрасту?

Отличная формулировка вопроса со словом «разрешать»! Я бы все разрешила. Запретов хватает — так пусть хоть в чтении свобода будет! Именно так сказала бы: «читать разрешаю», так как возраст — сам по себе ограничение в чтении. То есть, если ребенок что-то читает, то это ему по возрасту. Если ему будет нужно, позже перечитает.

Я бы посмотрела на этот вопрос иначе: есть книги, которые не вписываются в культуру семьи, в которой растет ребенок. Примерно до 13 лет их читать не стоит. В остальном — расслабьтесь и получайте удовольствие от гордости за дитя, читающее сложные книги.

2) Как заинтересовать ребенка 10 лет чтением?

Настойчиво и оптимистично искать нужную ему книгу, но быть готовым к тому, что ею окажутся «Печные работы» или «Голодные игры».

3) Как делать это эффективно, ведь после 3-4 попыток ребенок может отказаться пробовать дальше?

Это очень важный вопрос. Ответ на него витиеватый: 1. Лучше меньше да лучше, то есть лучше расслабиться и не стараться найти ему книгу прямо и сейчас и в обязательном порядке; 2. Нужно каким-то образом заслужить доверие ребенка и понять его запрос (странно пытаться советовать в ситуации, когда совета не просят). 3. Возможно, эту задачу лучше решит кто-то другой, или есть место (библиотека, магазин, клуб и т.п.), где ребенок с этой задачей справится сам.

Но не читать — тоже право ребенка, и его не так просто принять и уважать.

4) Что предпринять, чтобы ребенок не разочаровался в чтении в подростковый период?

Родителям — расслабиться, ребенка — не грузить. Можно ненавязчиво предлагать, в идеале — варианты поиска, выбора: магазины вроде  «Бампера» (детский книжный автобус-клуб-магазин), библиотеки, сайты.

5) Что делать с детскими страхами во время чтения: ребенка что-то пугает в книге, и он отказывается читать дальше?

Имеет право. Это же нормально — испугаться и не хотеть читать дальше. Нужно дать время, понимая, что очень многие взрослые сохраняют эту особенность — эмоционально реагировать на искусство. Я, к примеру, не могу читать «Тихий Дон» — страшно! Самое главное — страх при чтении у ребенка скорее говорит о том, что с эмоциональной сферой у него все в порядке. Научить его надо жить с такой подвижной эмоциональностью — например, научить успокаиваться.

6) Как увлечь детей классикой? Нужно ли специально что-то делать или просто дождаться, когда ребенок сам дозреет до серьезных произведений?

Тут как с овсянкой: только дождаться понимания полезности.

Вообще, чем больше мы доверяем ребенку, тем вернее будет определен его читательский путь. И еще: в чтении художественной литературы нет ничего верного и правильного для всех — тут все строго индивидуально.

7) Некоторым детям читать скучно и неинтересно, не нравится сам процесс. Длинные тексты они вообще не могут одолеть — словно дыхания не хватает. Что делать?

Это нормально, так и должно быть в мире: кому-то тома читать, кому-то слушать, а кому-то руками работать, свои тексты в камне или дереве создавать. Есть люди, которые не любят читать и не испытывают никакого удовольствия от процесса — и мне кажется, что их большинство.

А вообще дети, читая, устают. Это не отговорка. Особенно когда читают то, что задали в школе, а не выбранное самостоятельно. Но и любимую книгу ребенку читать непросто: и физически, и интеллектуально. Если родитель читал в детстве запоем, это не значит, что ребенок будет его копией.

16 советов родителям о детском чтении

8) Как уберечь детей от одноразовой современной детской литературы?

Не замечать ее. Литература — не реклама в телевизоре: пока читать не начнешь, вообще никакого вреда принести не может.

9) Что почитать ребенку в возрасте до 3 лет?

Самому маленькому гулять и говорить важнее, чем читать. А конкретные книжки полистайте на сайте Папмамбук, там есть тематический поиск по возрастам.

10) Как совмещать чтение на двух языках? Что делать, если на одном языке ребенок читает сложные книги, а на другом простые? Как не потерять любовь к чтению на родном языке?

Методом проб и ошибок, поскольку тут все индивидуально. Пока учишься читать на новом языке, вряд ли сможешь читать много сложной литературы на родном, значит — будешь выделять на это время в каникулы. Чаще всего у детей вырабатывается практика использования каждого из языков для разных тем и сфер жизни.

11) Как читать со школьниками стихи, не заставляя учить наизусть?

Вслух, с прибаутками, играми, топаньем. Кажется, тут секрет в систематичности, количестве (надо много!), качестве и разнообразии.

12) Девятилетнему сыну задали на лето прочитать «Белый Бим Черное ухо». Мальчик очень чувствительный, и я боюсь давать ему эту книжку. Точно знаю, что он очень расстроится. Что делать?

Варианты решений: 1) Читать. В печали, слезах, переживании горя нет ничего плохого. 2) Начать читать и остановиться, если станет чрезмерно тяжело. 3) Плакать и понимать, что это правильно, хорошо и человечно. Выбор за вами.

13) Дочери 7 лет на лето задали прочитать по списку 41 книгу и написать на каждую рецензию. Ребенок сопротивляется такому причинению добра. Что делать?

Проигнорировать задание, либо написать только о том, о чем захочется. Поговорить серьезно с учителем и задать ей вопрос: готова ли она сама вместо отпуска написать 41 рецензию?

14) Как говорить о книгах с детьми, которые утверждают, что им некогда читать?

Начать с зачина: «Так как тебе некогда читать, разреши, я быстренько сейчас тебе кое-что перескажу…». И помнить, что не читать — тоже право свободного и уважаемого человека, которым и является ваш ребенок!

15) Как научиться рекомендовать (рекламировать, продвигать) понравившуюся родителю книгу, чтобы читающий подросток перестал сопротивляться и заинтересовался?

Никак: просто и почти равнодушно говорить, что понравилось (может, с парой деталей), и ставить на полку(!). Сам выберет и почитает. Но! Стоит перевернуть ситуацию: спрашивать совета, что почитать у подростка. Тогда шансы на обсуждение собственных предпочтений повышаются.

16) Что обязательно нужно прочесть ребенку, помимо того, что предлагает школьная программа?

У меня нет четкого списка. Если очень общо говорить про «нужное чтение для джентльмена», то это все произведения, подарившие человечеству вечные сюжеты. Например, «Приключения Пиноккио», «Алиса в Стране чудес», «Пеппи Длинныйчулок», «Винни Пух», «Приключения Тома Сойера», «Властелин колец», «Хроники Нарнии» и т.п. Из русских авторов — просто нужно сесть и вспомнить всех, чьи имена вам важно вместе с ребенком сделать общими.

Если говорить о современной литературе, читайте об этом на сайтах Папмамбук http://www.papmambook.ru (портал для читающих родителей), Библиогид  http://bibliogid.ru/  (проект Российской государственной детской библиотеки здесь и о классике можно много интересного найти) и Переплет http://vpereplete.org/ (журнал о деткой литературе). И очень советую сайты библиотеки им. А. Гайдара, издательства «Розовый жираф», «Самокат», «КомпасГид», «Настя и Никита», «Белая ворона».

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Отправить ответ

Сортировать:   новые | старые | популярные
ольга

спасибо за статью! и за то, что про некоторые произведения напомнили. как раз думаю, что еще сыну почитать, и совсем забыла про Пеппи))))

Ежик

Ээээ…проблема есть именно в этом "одноразовом чтении",если о подростке. Пусть "Хроники Нарнии" и " Властелин колец". Дальше поехали Коты-воители и Часодеи. Дальше какие-то однотипные книги с мистическим содержанием с уклоном в какую-то дьявольщину,по большому счету. Любовные романы 12+,тоже пустые и не очень-то душеполезные. Иногда попадает в список Конан Дойл, или Джек Лондон,или фантастика типа Хайнлайна,или классика-но из несложного,чаще короткие рассказы-Чехов, Куприн. Программа с трудом и через две страницы на третью. То,что так или иначе читали мы-про профессора Доуэля, или Жюля Верна-"скучно".
Получается,читается много,но много ли с пользой,или хоть без вреда…

Елена

А моя после "Хроник" поняла вкус чтения и "зачитала" хорошую литературу.

Наталья (другая)

О! Я тут сама недавно попробовала Беляева перечитать — и не смогла. Занудно, затянуто и скучно…

Panda111

Спасибо, интересно. У меня тоже сложилось впечатление, что большинство людей не читают, и не переживают по этому поводу. Подростку читающие друзья сильно помогут начать читать — захочется обсудить прочитанное.

Анна1982
Тут еще вопрос об отношении к чтению в окружении ребенка. Где-то читала такое: если родители и близкие сами не читают, ребенок тоже едва ли захочет. Если ребенка, когда он читает, отвлекать "иди выброси мусор/убери комнату/сделай, наконец, что-то полезное, что ты там ерундой занят", или пренебрежительно отзываться о его выборе (я-то уже давно не ребенок, но мои родные до сих пор возмущаются, когда я читаю духовную литературу или профессиональную литературу, так что читаю втайне от них, когда они не видят, что я читаю, а у них на глазах не читаю никогда, чтобы не искушать), то ему тоже не захочется читать.
Елена

41 рецензия напомнила случай из моего школьного детства. На лето тоже давали список, читала легко и с удовольствием, но вот 1 книгу никак не могли найти "Путешествие голубой стрелы". Искали у себя в районной, в городской, у бабушки в областной. А потом уехали в глухую мордовскую деревню к папиной родне. И вот в сельской библиотеке нашли… прочитала. Все выполнила. каково же было мое удивление и недоумение, когда осенью на уроках лит-ры учительница ни разу не спросила кто что прочитал.

Neta
Хоть я, как настоящая мать-ехидна, летом ежедневно даю задания детям по математике, русскому и английскому, чтобы организовать их время, но даже мне не пришло бы в голову составлять список их 41 книги, которую ребенок ДОЛЖЕН прочитать за лето. Мне кажется, навязывать книги для чтения — самый верный способ привить отвращение к книгам вообще. Детям хватает обязательного просвещения в школе, так неужели даже на каникулах, они, наконец, не имеют права читать то, что им самим хочется? Я в своем детстве никогда мучалась списками для чтения, которые нам задавали, а читала то, что мне нравилось, и также поступали все наши дети. Перед… Читать далее »
Юлали
У нас как-то нет проблемы "как навязать ребенку чтение". Начал с Айвенго и Гарри Поттера, к концу школы уже читает сам довольно много, и пишет. Не страшно, если он читает какую-нибудь ерунду вроде "Сталкера", главное, чтобы у него был внутрений стержень и возможность оценивать — чем понравилась книжка, что в ней плохого, где автор соврал. Но кстати классику по школьной программе он слушает в аудиоверсии. Читать берется только то, что понравилось. Мне кажется, программа все-таки перегружена и многие книжки совсем не по возрасту. Но мы порой обсуждаем книжки. "Чехов талант, но мне кажется, ему голову заморочали прогрессивные веяния того времени,… Читать далее »
Ирина Р.

А у нас в соседнем классе такая же история: 40 книг по списку плюс обязательный рисунок. Должен получиться альбом. Так учительница по две-три двойки ставит по русскому и лит-ре, если не сделал. Это в начальной школе. Родители ее боятся и сами детям диктуют и рисуют, а она звания "лучший молодой педагог" получает. Хорошо, что ребенок не в ее классе. Не знаю что делала бы, скорее всего был конфликт.

wpDiscuz

Похожие статьи