Как вы, дорогие сёстры, уже могли узнать из предыдущего заседания, мысли у меня в голове не то чтобы кончились, а вылезать не хотят, поскольку им там тепло, уютно и вообще. Потому что мысли все как одна — о пластилине, о композиции, о каркасах, тряпочках и так далее. Вот я и написала дорогой редакции о своей не то чтобы беде… Беда, скорее, как раз у редакции: Дунаева заткнулась. Как обычно, некстати.

И дорогая редакция велела мне написать про свободу. А также про послушание и принуждение. И про то, какая между ними разница. Поклонилась я дорогой редакции в пояс. Спасибо тебе. Это вот именно та самая тема, на которую ещё никто никогда ну буквально ни одной запятой не написал. А я сейчас возьму и напишу, и все, наконец, узрят свет истины…

Но послушание есть послушание… Ага, началось.

Когда-то в прошлой жизни я была эльфом. Эльфы — это такие мальчики и девочки самого разного возраста, которые, начитавшись Толкиена, делали себе мечи из плинтуса и плащ из занавески и в таком виде бегали по лесополосе на радость грибникам и прочим мирным обывателям. Мы назывались «ролевики», а все, кто пришёл в лес по делу — «цивилы». Цивилы вполне обоснованно крутили на нас пальцем у виска, а мы в ответ — также вполне обоснованно — фыркали на людей, у которых такая скучная жизнь и никакой фантазии.

эльфы

Дальше я могу только с чужих слов, поскольку моя эльфотусовка ограничилась Эгладором в Нескучном саду по четвергам. А вот остальные ездили на игры. А потом рассказывали, какой опять мастер (организатор игры — прим. ред.) был урод, как он их всех там доставал, не давал самопроявиться, и как Вася-программист съехал с катушек и решил, что он настоящий орк, и специальный игровой психолог долго с ним на эту тему у костра беседовал и вроде убедил в обратном. Во всяком случае Вася снова начал откликаться на своё неигровое имя.

Ну а ещё я помню обсуждения всего этого в своей следующей жизни, в церковном садике во время вынужденной паузы в службе. Батюшки в четыре аналоя исповедовали желавших причаститься, а все, кто уже накануне прочёл всё, что нужно было прочесть к Причастию, чтобы почувствовать себя отличным христианином, выходили на улицу и сидели там на штабелях стройматериалов. И степенно делились воспоминаниями из своего греховного прошлого. Которое — тут было положено благочестиво прибавить «слава Богу» — прошло навсегда.

И вот, мы, наконец, перестали вести себя, как идиоты. Отдали обратно мамам замызганные занавески, а папам — покоцанные в битвах плинтусы. Выпросили у бабушек тёмные старушечьи платочки и бесформенные суконные юбки. Мальчики сказали «нет» бритвенным станкам и дезодорантам. Намотали на руки чётки и встали на правильный путь.

Мир опять был чётко поделен. По улицам, смиренно потупив очи долу, шли мы, православные. Сквозь толпу накрашенных женщин и бритых мужчин, думающих лишь о том, как сделать карьеру, заработать денег, накормить семью и так далее. Да, на нас смотрели как на психов. Но мы смиренно несли бремя неотмирности, борясь со злом везде, где его замечали. С жареной курицей — в гостях у бабушки в пост. С елкой на Новый год, которую наши родители, по неразумию своему, нарядили для младших братишек и сестрёнок. Которых, кстати, давно пора отвести в церковь и крестить. Ну и что, что не хотят?!

Но на этот раз всё было по-другому. Потому что тогда, в лесах, мы прекрасно знали, что всё это — игра (ну, кроме программиста  Васи, которого иногда переклинивало). А теперь всё было взаправду. Всё по-настоящему. И мастера…. Простите, батюшки, не могли быть неправы, потому что батюшки правы всегда. Так в книжках написано. И даже если батюшка вдруг где-то ошибся, то надо всё равно делать, как он сказал. Потому что он и ошибся-то по воле Божией, а не как мастера на играх ошибаются. Мастера — такие же люди, как мы. А батюшки — не такие же.

Программист Вася снова перестал отзываться на своё имя. На том основании, что нет такого православного имени — «Вася». Есть — «Василий». А психологов в церкви тогда не было в принципе, они и в миру-то лишь начинались. Поэтому Василий ходил согбенный и заросший, в нестиранной рубашке, и махал чётками на всякого, кто оглушал «з» в отрицательных приставках. Он собирался стать мастером… Простите, батюшкой.

Ну а для девушек единственным способом прыгнуть сразу на 80-й левел был, конечно же, монастырь. И это не бабушкин платок и юбка, это самый настоящий апостольник, и подрясник, и мантия, в общем, мечта. Это как если на игру в настоящих доспехах, да с настоящим мечом…

Впрочем, мечи на играх всегда были вещью, об которую вся игра благополучно спотыкалась. А потому что пользоваться ими никто не умел. Было это, как уже говорилось, давно и неправда, и клубов исторического фехтования ещё не придумали… Дабы не усугублять оффтоп, перенаправляю на заседание про Терпеливого Мушкетёра, а мы вернёмся к теме.

Шутки шутками, а ведь сколько таких вот Вась успешно рукоположились в те годы. В лесах девицы в их сторону смотрели, только если имели своей целью условно поразить из лука условного противника. Теперь же Васю не токмо девы, но и старушки почтительно называют батюшкой, кланяются и просят совета по любому поводу. Есть, правда, некоторые, которые до сих пор пытаются при Васе своё собственное мнение иметь.  Чтобы спасти заблудших от грядущих вечных мук, Вася даже книжки стал писать. И их весьма охотно издавали, поскольку иерейство автора — верный гарант успешного сбыта продукции.

Что написано было в этих книжках — да вы догадайтесь, если не читали.

Что батюшки — все до единого люди особенные, и всякое их слово нужно ловить с трепетом и благоговейно полагать в глубине сердца своего. Что батюшка по дару рукоположения ошибаться не может, а если ошибается, то это не ошибка, а воля Божия. И что без батюшкиного совета ни шагу ступить по жизни нельзя. И что свобода — это, конечно, Божий дар, но дар опасный, и, поскольку пользоваться им никто не умеет, то надобно оный дар смиренно вручить священнику. Потому что он особенный и умеет.


_jpg_converted (8)

Цензуры же церковной в те годы не было.

Однако же валить все собственные беды от «духовного руководства» на бедного, не вполне здорового Васю было бы не очень честно.

Потому что  а где моя собственная голова была?

Да, были книги, которые разве что в печку бросить, от греха. Но ведь были же и нормальные. И батюшки нормальные, трезвые, рассудительные и образованные тоже и были, и есть. Так отчего же мы-то вечно оказывались под руководством условного Васи?

Спрос рождает предложение. Закон не только рынка. Пока на свете есть люди, которым хочется, чтобы ответственность за них нёс кто-нибудь другой, таких Вась в церкви будет очень и очень много.

«Батюшка, благословите пальто купить».

«Батюшка, благословите на дачу съездить».

«Батюшка, благословите замуж выйти».

Всё-то нам хочется, чтобы как в книжках про святых чудотворцев: батюшка благословил, и дальше всё как по маслу. И пальто удачное, и электричка по расписанию, и замуж, как в сказке.

А ведь у Васи бедного и в бытность его орком крыша некрепко держалась.

«Нет, пальто купишь не сегодня, а во вторник, и не синее, а серое. А на дачу не езжай, иначе электричка с рельсов сойдёт, лучше на церковном огороде поработай. А замуж благословляю. Только не за этого, а вон за того».

Среди страшного вала макулатуры, прилежно проглоченной мною за истекшие годы, была одна книжка, в силу своей нестрашности почти не произведшая впечатления на мои перепуганные мозги. В ней неизвестным дореволюционным автором излагалась разница в духовном руководстве для мирян и монахов.

Монахи живут в режиме послушания и все их действия подчинены указанию старца-руководителя по двум причинам: во-первых, чтобы обучаемый не отвлекался на размышления, что делать сейчас и куда идти потом, а во-вторых, обучение молитве в сто раз хуже обучения самому заковыристому из мирских искусств. Каков уровень подчинения педагогу в серьёзных специализированных учебных заведениях, никому объяснять не надо. Монастырь — такое же учебное заведение (в идеале).

Для мирян же автор предлагал «жизнь по совету». В противоположность жизни «по послушанию». То есть, строить свой дом, семью, жизнь каждый должен был сам в рамках закона, чести и приличий. Если же возникало какое-то непонимание, требующее внешнего совета или совета духовного, человеку предлагалось пойти к священнику, которому он мог доверять, и посоветоваться. Ни о каких «благословениях» — делай так или так — речи не шло. Священник как лицо, с одной стороны, умудрённое опытом, а с другой — беспристрастное, мог посоветовать поступить так или этак, но окончательное решение человек принимал сам.

Никаких волшебных гарантий, что всё будет так, как хочется, никто не давал. Видимо, потому что никто и не требовал. Кому непременно требовались гарантии, те изыскивали потенциальных чудотворцев и приставали к ним. Не думаю, что отцы-пустынники были от этого в восторге.

В наших же реалиях священнику нужно иметь весьма устойчивую психику, чтобы не поддаться на искушение стать светочем жизни пары-тройки сотен неприкаянных чад с мозгами набекрень, недолюбленных в глубоком детстве, недосмотренных в отрочестве, не знавших родительского участия, и посему не повзрослевших даже к пенсии. И панически боящихся свободы, поскольку она подразумевает ответственность за свою жизнь.

цепи

А прихожанину нужно иметь устойчивую психику, чтобы, попав в общину, во главе которой стоит Вася, не поддаться общему психозу. Не надо думать, что в наше время таких общин нет. Ещё как есть. Не перевелись ещё Васи на Руси. И, боюсь, не переведутся.

В материале использован кадр из кинотрилогии «Властелин колец» (реж. Питер Джексон, 2001-2003).

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, художник по куклам, дирижёр, оперная певица и педагог по всему, что хорошо умеет сама (то есть, кроме писательства). Повести «Дождь», «Эльфрин», «Первая заповедь блаженства» и кое-что по мелочи были изданы или переиздаются в «Никее» и ИД «Димитрий и Евдокия». А ещё я крестиком могу вышивать, и на машинке.

Другие статьи автора
новые старые популярные
ККК

Что-то мне Васю жалко стало. Ведь он искренне заблуждается, а мне такие люди симпатичны несмотря ни на что. Корыстных Вась и циничных, увы, гораздо больше и вреда они больше приносят, но это ИМХО.

Morvenlight

Полностью согласна. Знавала и таких — в ассортименте. Да, совершенно холодные, расчётливые актёры.

Хельга

Как важно не потерять критического мышления и трезвения. Спасибо Вам, Людмила, мы Вас любим! Все емко изложено, нейтрально, как говорится, кто мог, тот понял, и, как всегда, с юмором, и без поучений.

qweeny

А если такой холодный и пустой внутри волк в рясе — твой правящий архиерей? И не убежать никуда? И бежать невозмлжно из-за доверяющих тебе людей?
Как там Дефо сказал — где Бог строит церковь, там дьявол пристраивает часовню.
Охохонюшки (((

Liebe

Qweeny, я в такой ситуации для себя пришла к решению — поменьше вникать во всеобщее обсуждение этой темы и чётко разделять, к Кому мы идём в храм, причем вопреки таким "пастырям"… У нас на приходе сейчас всё бурлит и кричит по этой теме, да и я сама порой бурлю и кричу. Но потом набираю воздуха, выдыхаю и иду петь, потому что поём мы Богу и служим мы тоже Богу, кто как могёт.
Хотя я понимаю невероятно тонкую границу, которая пролегает между смирением-послушанием и попустительством — очень сложно всё.

Хорошо…вот если в одно прекрасное утро вы вдруг поняли, что вся ваша вера была игра, самообман, вы маялись дурью..и…какой следующий шаг?

Гоблинище

А мне кажется, это одно с другим близко. И этот самый Вася может быть вполне себе циничным и корыстным — этому ничуть не мешает убеждение в собственной исключительности, а скорее даже способствует. Он же не для себя это делает — для Бога! Вот когда страшно.

Хельга

Он делает, ему и отвечать.

Гоблинище

Это-то да. Но все-таки хочется на пути таким попадаться как можно реже.

Гоблинище

Я восхищаюсь Вами. Вы так здорово по полочкам разложили так широко распространенный феномен, который вот глазами видно, а словами описать трудно. Нам повезло, что у нас очень адекватный священник, который как раз только совет даст, если попросить, а ничего повелевать не будет. Но и "Васю" такого мы знавали и благополучно убежали от него. Ведь очень трудно, на самом деле, не поддаться манипуляции такого батюшки. Он знает как надо, а если ты не согласен, так это в тебе гордыня от беса. Поэтому лучше сразу без оглядки бежать от такого, а то еще чего доброго и своя крыша поедет

Neta

Очень зацепило про спрос, рождающий предложение. Мне очень повезло и 20 лет назад я пришла в храм, где служили замечательные священники, которые помогали прихожанам возрастать в свободе, а не приучали бегать за благословениями, но сразу я не могла это ценить. Мне хотелось именно гарантий, чтобы на все мои вопросы батюшка тут же дал мне четкий, единственно правильный ответ (интересно, как бы я это восприняла, если бы на самом деле получила директиву: "делай так и только так", боюсь, все мое "послушание" тут же сняло бы, как рукой!), а вместо этого я получала "мне иногда в таких случаях помогает…" или "некоторые святые… Читать далее »

Ася

Васю жалко.Все ему либо в рот заглядывают, либо осуждают и держатся подальше.И никто не поможет в себя прийти.А психолог у костра куда потом подевался?

Мария

Людмила, огромное спасибо! Вы настолько точно обозначили основную нашу сегодняшнюю проблему: мы панически боимся свободы, "поскольку она подразумевает ответственность за свою жизнь" — золотые слова. А еще мы совсем забыли то, какими должны быть отношения между духовником и паствой — не диктаторские, а как со старшим другом, который никогда не приказывает, а советует. Мне кажется, я даже поняла, какого дореволюционного автора вы имеете ввиду :).

Φωτη

Каждый раз читая Ваши статьи , мне кажется , что это лучшая. Но "Грустно-постное" — лучшая статья месяца. Узнала и себя и "Васю" … 🙂 "Потому что а где моя собственная голова была?" — вот думаю , это слепота была что-ли, лично мне потребовалась хорошая встряска… Спасибо, Вам , Людмила. Ждем следующую пятницу

Ольга

Распечатаю статью и дам почитать маме

kiriniya

О, а меня от следования за Васями и книжками спасли упертость и любопытство — а точно ли вот так надо-то, а может, по-другому тоже не смертельно? И сразу появились книжки дельные и люди вменяемые. Видно, действительно спрос рождает предложение. А спасение так и так не гарантировано… просто ну не могу я при Васях. Фридом форевер.

От Марго: дорогая редакция в лице зама Лики скромно замечает, что с тех пор, как занавесочники с мечами населяли леса нашей необъятной Родины, много воды утекло. И теперешние ролевики в массе своей социально адаптированные, общественно активные люди, которые находятся в хорошем контакте с наличествующей реальностью. Среди моих друзей есть, например, те, кто опыт игр привнес в гражданскую активность и работает с детдомовцами, обучая их с помощью РИ включаться в социум. Об этом проекте "Полдень" мы в скором времени напишем, он хорошо себя зарекомендовал в работе с многими детдомами. Ну и так, по мелочи, оружие теперь то самое настоящее, и истфех… Читать далее »

Ксания

"Кадры из современных игр напоминают кадры из фильмов…" Вот я, как бывший ролевик с небольшим стаем, даже не знаю, к лучшему это или к худшему. Если выпросить занавеску у мамы и стянуть кусок плинтуса из кучи строительного хлама мог почти каждый, то сейчас, по рассказам моих знакомых, что все еще вращаются в тех кругах, позволить себе выезд на игру могут далеко не все. И цены на римские доспехи или монгольские халаты не так уж сильно отличаются от цен на фирменные вещи в бутиках. Все стало достовернее, все стало красивее, и все стало фальшивее. С притоком денег мир ролевки превратился в… Читать далее »

Ксания, это Марго. Позвольте с вами не согласиться: коммерциализации при этом при всем не произошло, это я как мастер игр, которые вечно уходят в минус по бюджету из любви к искусству, говорю. Пока чистое бескорыстие и атмосфера творчества все еще царят в наших рядах. Ничего странного в том, что ролевой мир растет вместе с его обитателями, делающими карьеры и устраивающимися в жизни нет, ведь всему от природы положено поступательное развитие, а не застревание на определенной — позволю себе это слово — инфантильной стадии. Раньше мы были юными и трепетными, теперь мы взрослые и более устойчивые, и это реальность, которая в… Читать далее »

kiriniya

А можно об этом поподробнее? ужасно заинтриговали!

Гоблинище

Да, но тем интереснее эта статья. Теперь ведь и в священники рукополагают после получения соответствующего образования, ну или хотя бы в процессе его получения, а в 90-е этого критерия не было. И очень познавательно заглянуть в истоки и найти причины некоторым вещам… что-то я нескладно пишу )) короче, роливики побыли ролевиками и уступили место новым ребятам, с мечами настоящими, а не из плинтуса, и социально адаптированным. А в священники как пришли те ребята-неофиты из далеких 90-х, так и остались, и законсервировались в этом своем состоянии. Потому что ролевые игры — это на некоторое время, чаще всего, а священство — на… Читать далее »

Юлали

А мне немного тоскливо без "Вась". Ну да, теперь все священники профильно образованные, грамотные и знают на все ответ, потому что им его преподали в семинарии.
В "Васях" было дерзновение, поиск, жизнь, искренняя вера, а порой и Любовь 🙂 Они ошибались, косячили, их словеса надо было делить на три… Но из некоторых из них вышли удивительно искренние и душевные священники, и очень многих они привели к Богу своим неравнодушием и искренней верой 🙂

Гоблинище

Да почему же без них? Их и сейчас полно.
К слову, по моим наблюдениям, главный признак образованного батюшки — это то, что он не знает на все ответ. В отличие от "Васи"

Maria_Francesca

Как раз сегодня думала о церковной жизни как о ролевой игре 🙂 Не знаю, все ли через это проходили, но, видно, многие. Я помню, как изображала из себя высокодуховную 🙂 И теперь понимаю, что многое из этого мне повезло пропустить, народ еще не так развлекался. И я бы развлекалась, если б меня позвали, с большим увлечением и неизвестно какими последствиями… Церковь — в некотором роде ожившая сказка, или, скорее, роман, где ты внезапно не играешь, а все по-настоящему. Это в какой-то момент выносит мозг. Вот ты читаешь в книге, как кто-то пришел на исповедь и все такое, а вот ты… Читать далее »

имечко

Я тоже помню, как пыталась быть высокодуховной и по три дня в неделю в храме бывала. И что самое ужасное, многие стали меня как "правильную и хорошую девушку" привечать, звать куда-то, с сыночками знакомить. А когда девушка оказалась и не правильная, и не хорошая, то и поздороваться-то не с кем, и смотрят искоса как-то…

Похожие статьи