Давным-давно… Кажется, в прошлую пятницу…

Я читала воспоминания Николы Теслы, одного из величайших ученых и изобретателей ХХ века. Поразил меня один факт. Тесла писал, что никогда не переносил на бумагу и тем более не начинал создавать модель своего изобретения, пока полностью не продумывал и не «видел» его мысленно. Вплоть до того, что в своем воображении он «рассматривал» все пазы, втулки и шестеренки, заставлял устройство работать, понимал, где, что и как не вертится и не крутится, мысленно же это устранял… И лишь добившись идеальной работы воображаемого прибора, чертил его и создавал модель, которая функционировала безупречно. Сразу.

Мне кажется, здесь есть над чем задуматься. Конечно, мы не гениальные ученые, и далеко не все занимаемся научной или целиком и полностью умственной деятельностью. В жизни много других дел и обязанностей — и обед приготовить, и посуду помыть, и почитать новую интересную статью, которую уже третий день держишь открытой в закладках… Но почему же я говорю, что нам есть над чем задуматься?

Расскажу о том, как родился замысел этой статьи. Укачивая очередной раз ребенка в коляске, я ходила туда-сюда по улице и думала, что обещала кое-что написать для сайта, но до сих пор даже не начала — вроде бы не хватает времени, или возникают срочные дела, или вдохновения нет, или силы воли. (Конечно, отговариваясь отсутствием вдохновения, я намеренно забывала гениальные слова П.И. Чайковского: «Нужно терпеть и верить, что вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение»). Но тут, баюкая ребенка, я решила, что бездарно трачу время и надо его употребить с пользой — хотя бы на обдумывание статьи: с чего начать, чем продолжить и чем закончить.

Мыслительный процесс начался бодро — я продумала первую фразу. Потом… потом я начала думать о каких-то срочных делах и спохватилась, что моя гениальная идея сформулировать статью в мыслях, а затем быстренько зафиксировать ее, не работает, потому что я не текст обдумываю, а блуждаю в каких-то сознательно-подсознательных далях.

Как же так? Я вернулась мысленно к первой фразе и решила упростить задачу — создать не целый текст, но хотя бы его подробный план (как учили в школе). Во второй раз мне удалось сделать целых два шага — продумать логическую связь между пунктом номер один и пунктом номер два предполагаемой статьи. И снова думы заплутали в лесах далеких и густых.

Процесс этот продолжался — у меня уже возник спортивный интерес: смогу ли я, подобно великому физику, если не изобретение в мыслях выстроить, то создать статью, достойную того, чтобы ее напечатать, не мучаясь хотя бы порядком изложения фактов и идей?

Борьба с собой и своими мыслями продолжалась и продолжалась. Укладывая ребенка спать во второй раз, я уже смогла придумать три темы статей, которые давно просились на бумагу, и продумать некую логику их изложения. С каждым разом «прокручивание» в голове нужных мыслей, идей и фактов становилось все проще — как бывает легче и легче проговорить все стихотворение, которое учишь, или иностранные слова.

Пока я открывала для себя Америку мнемонических техник и дисциплины мыслительной деятельности, мне вспомнился мой студент, который мог по памяти перечислить все выступления нашего хора (около пятидесяти) и даты этих выступлений. Когда я пристала к нему с вопросом, как же ему это удается, юноша поделился секретом: оказывается, каждый день, засыпая, он старался вспомнить эти самые выступления, места, где они были, и какую-нибудь яркую деталь. Простейший, казалось бы, прием мнемотехники, но как здорово он работает!

Что же еще можно делать, чтобы помнить, не забывать и контролировать свои мысли, свои скакуны?

Несомненно, не стоит забывать старый добрый инструмент: ручку и бумагу. Можно полагаться на свою блестящую память, но чтобы не кусать потом локти, восклицая «какая была хорошая рифма / удачная идея / отличный заголовок / логичная стратегия / интересная проблема», лучше записать на бумаге. «Забить» в телефон или планшет тоже можно, но кинетическая память — дама капризная, и от «тыкания» пальчиком в дисплей она может обидеться и уйти.

Каждый раз, закрыв очередную интересную книгу, с удовольствием потянитесь, закройте глаза и попробуйте пройти мысленно от начала до конца книги, вспомнить сюжет, последовательность событий, действия героев, какие-то удачные фразы. Потом еще раз и еще раз.

Нередко в разговоре мы сбиваемся с основной мысли и говорим «да, а к чему я это?». Вернитесь на шаг, два шага, три шага назад. Можно даже вслух «мы говорили об этом, а потом об этом, а потом об этом». Собеседник будет стараться помочь, и больше шансов выстроить тот ассоциативный ряд, который привел и к упоминаемому предмету, и к боковому ответвлению от него.

Блеснуть в разговоре цитатой иной раз приятно, а иной раз и к месту. Память только порадуется тренировке, если время от времени мы будем учить наизусть стихи.

Эти простые приемы помогут и нашим детям. Вспомнить день — «где мы были, куда пошли, кого видели, какого цвета была машина», рассказать подробно (с помощью ваших вопросов) про фильм или спектакль — и уже легче сосредоточиться, выстроить причинно-следственную связь и выучить стихотворение.

А того самого студента я встретила случайно на днях. Мы давно не виделись, радостно обнялись, вспомнили прошлые радости. И он сказал: «А ведь в этот день в 2008 году мы поехали на Валаам»… Я напряглась, начала подсчитывать, пересчитывать. И оказалось, что это именно так. А что удивляться такой памяти, если мой чудный студент — соотечественник Николы Теслы?

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Кандидат филологических наук, переводчик-синхронист, преподаватель Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Другие статьи автора
новые старые популярные
инна другая

как по теме!У меня как раз сейчас проблема с памятью.Никак не хочет возвращаться ко мне со времени последней беременности.Это очень раздражает и много хлопот в жизни добавляет.Если я о чем то забыла,то в семье никто кроме меня больше не помнит.Проблема.Может ваш метод мне как то поможет!?

Ta_ennaya

Может, к неврологу?

Александра Матрусова

Инна, можно начать с записывания, или перед сном вспомнить все хорошее, что с Вами случилось за день. А вот чего точно не стоит делать, так это сердиться на себя. Дело не в проблемах с памятью, а в том, что организм себя как бы "поставил на предохранитель". Если я правильно поняла, у Вас не один ребенок, значит, забот-хлопот и переживаний много, поэтому нервная система "притормаживает", чтобы ее на все хватило. Всего Вам доброго!

Женечка

Замечательная статья! побольше бы таких: и полезная, и негатива нет, и читается легко.

Александра Матрусова

Спасибо, постараемся!

kiriniya

У меня тоже иногда получается сначала детально выстроить желаемое в воображении, а потом остается быстренько воплотить. А это — метод Теслы, оказывается. Что ж, это приятная новость. И вообще статья интересная, спасибо!

Александра Матрусова

Так работал не только Тесла, а вообще это интересная тема, постараюсь сделать материал о том, как работали разные выдающиеся творцы. Успехов Вам!

простомама

со мной в институте училась такая свободомыслящая натура,имеющая,к сожалению некоторые психиатрические проблемы. могла,скажем,уйти с середины лекции,гдк то бродить и к вечеру вернуться… Так вот взапарке к сессии мы добивали свои проекты,и вот Она — неторопливая и с улыбкой.. Мы ей,,твой проект готов?'' -''Да,!!осталось его только материализовать!!''.- всю жизнь ее слова вспоминаю.

Ta_ennaya

И как, сдала она потом свой проект?
В подобные игры пытаются играть самонадеянные студенты, у которых такой выдающейся памяти (и воображения) нет. Заканчивается это все нервными срывами, недосыпом и прочими грустными последствиями. Я сама такой была )). Потом смекнула, что лучше записывать, а над текстом надо работать долго, тщательно. Часто разрозненные мысли выстраиваются в стройную систему только после записывания, систематизации и тщательного редактирования, после хорошей, основательной саморефлексии. Потом уже можно научруку отдавать это все на суд. Эх, скучаю по занятиям наукой.

Александра Матрусова

Как же Вы правы про студентов! И с текстом, конечно, работать надо, особенно при занятиях наукой, очень тщательно. Но подходы к самой умственной и мыслительной деятельности бывают разные, каждому надо искать свое.

Александра Матрусова

Бывают и такие люди, и с, и без отклонений. А кому-то просто надо, чтобы в последние шутки ударил адреналин, и включается человек, и эффективно работает.

ольга

спасибо, очень интересно!

Александра Матрусова

Спасибо и Вам! )

Кэтти

Агата Кристи большинство своих ранних детективов, Эркюля Пуаро, придумала во время утренних кухонных дел. Кухарки у нее не было, денег хватало только на няню. Няню отправляла гулять с дочкой, а сама мыла посуду и…"Ну что еще может прийти в голову во время мытья посуды, кроме убийства?" ))

Похожие статьи