«Высоцкий. Спасибо, что живой» (Россия, 2011, режиссёр — Петр Буслов, сценарий — Никита Высоцкий, в ролях — Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Иван Ургант, Андрей Панин, Сергей Безруков, Сергей Шакуров, Владимир Зайцев, Владимир Капустин, Игорь Черневич, Владимир Ильин, Дмитрий Астрахан, Максим Леонидов)
Широко разрекламированный фильм Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» за первый уикенд собрал в кинотеатрах 350 млн. рублей и стал лидером российского кинопроката, возглавив список самых кассовых лент.
Причина столь ошеломляющего успеха заключается в том, что с легкой руки пиарщиков имя «Высоцкий» сегодня известно даже ребенку. Этой осенью поющий поэт смотрел на российских граждан с красочных афиш и журнальных обложек, появлялся на «Первом канале» в известных кинообразах, становился поводом для ностальгических воспоминаний его современников. Кроме того, поклонники певца могли лицезреть в фойе кинотеатра «Октябрь» голубой «мерседес», принадлежавший Высоцкому лично. Цель этого очередного витка популярности – раскрутка фильма, чьи художественные достоинства оставляют внимательному зрителю много вопросов.
Действие ленты разворачивается в 1979-м году. Владимир Высоцкий собирается лететь в Париж к жене, но интриги КГБ заставляют его изменить планы и отправиться на «левые» гастроли в Узбекистан. В Бухаре за каждым шагом певца следят местные спеслужбы во главе с полковником КГБ (Андрей Смоляков). Там же, под знойным азиатским небом артист переживает клиническую смерть, втягивается в политические игры и выходит из них победителем.

 

Реальная жизнь популярнейшего в СССР человека по меркам обычных советских граждан была воистину необыкновенной. Его талант был востребован, любовь народа к его песням безгранична. Он снимался в кино и играл на подмостках главного театра страны. Был женат на французской кинозвезде и много ездил за границу. Но вовсе не эти аспекты бытия показались создателям интересными. Автор сценария, сын Высоцкого, почему-то выбрал для первого фильма о своем отце нелицеприятный эпизод гастролей в Узбекистане. Он же отвечает в картине и за фирменный хриплый голос знаменитого певца.
Итак, что мы видим? Главный герой, некто очень похожий на Владимира Высоцкого, представляет собой что-то среднее между человеком и живым мертвецом. Обильный грим не дает анонимному артисту (в титрах он указан коротко и ясно – Владимир Высоцкий!) владеть мимикой лица. Из-под «гипсовой маски», словно сошедшей в наш мир из фильмов Марио Бавы, периодически прорываются реплики вроде гениальной фразы «Всё будет хорошо… или плохо…» или цитирования стихотворения А.С. Пушкина. Характер у героя не слишком приятный и крайне безответственный. Испытывая жесткую наркотическую зависимость, он отправляется на «опасные гастроли», оставив морфий дома. Когда же из-за сильной ломки над концертами нависает угроза провала, из Москвы вызванивается юная подруга (Оксана Акиньшина). Рискуя своей свободой и честью, она везет запретный груз через всю страну. Поразительно решен эпизод клинической смерти. Приняв дозу и немного придя в себя, «Высоцкий» неожиданно теряет сознание. Его сердце не бьется целых 8 минут(!), после чего реанимированный личным врачом (Андрей Панин) поэт оживает, как будто ничего и не было. Более того, вступает в активное противодействие с органами. Словно перед нами не человек, а Супермен с планеты Криптон.
Несмотря на то, что похожая история действительно имела место быть – ровно за год до гибели артист пережил в Бухаре клиническую смерть — всё вышеперечисленное имеет к Высоцкому весьма опосредованное отношение. В реальной Бухаре дело закончилось реанимацией и помощью квалифицированных врачей. Но дело даже не в этом гипертрофированном усилении сверхчеловеческих качеств героя. Что сможет почерпнуть из этого фильма незнакомый с биографией Владимира Высоцкого зритель?
Что жил когда-то в Москве хорошо известный в народе хамоватый певец-наркоман, постоянно нарушавший закон. Никаких иных заслуг перед отечеством герой картины не демонстрирует. Более того, добрую половину экранного времени он находится в тени своих «коллег». Неважно обстоят дела и с песнями – их всего три, да и то их исполнение то и дело прерывается эпизодами с участием друзей Высоцкого, обеспокоенных тем, как раздобыть ему в Бухаре «лекарство». Немало минут посвящено дорожным приключениям героини Оксаны Акиньшиной, прототипом которой послужила последняя любовь Высоцкого Оксана Афанасьева, действительно совершившая в свое время подобный вояж.
Несмотря на крепкую режиссуру, добротную актёрскую игру всех — кроме самого «виновника торжества» — и безупречно воссозданную советскую эпоху 80-х, странность в выборе темы и сам образ главного героя вызывают обескураживающее чувство растерянности. Достаточно увидеть любую видеозапись с живым Высоцким, чтобы, как говорится, почувствовать разницу. Не этими «подвигами» остался он в памяти людей и вовсе ни к чему им знать правила игры теней на темной половине его сущности. Тем более, что эта половина не вызывает ни малейшего желания переслушивать его песенное наследие или искать новый смысл в известных киноролях.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Православная христианка. Родилась в Николаеве, выросла на берегах Южного Буга и Чёрного моря. Сейчас живёт и работает в Москве, замужем. В прошлом автор текстов группы "Лайда". Последние десять лет пишет о культуре и кинематографе, работала редактором журнала "Мир Индийского Кино", ставила камерные балеты. Кинорежиссёр, создатель нескольких короткометражных и полнометражных художественных фильмов.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Elena Sha

Самое печальное то, что вы абсолютно правы и даже не поспоришь. Действительно непонятно почему, выбран именно этот нелицеприятный эпизод для экранизации?

Мила

Прочла рецензию, как-то совсем расхотелось смотреть этот фильм….

Похожие статьи