Делиться опытом семейного обучения мне еще рано — старшая дочь отучилась дома лишь год. Зато у меня есть большой опыт смены школ и полное фиаско на этом пути. Семейную форму обучения мы выбрали, зайдя в тупик и столкнувшись с тем, что школьная система моему ребенку просто не подходит. Последней каплей стали болезни. Несмотря на то что моя дочь никогда не жаловалась на здоровье, в последний год в школе у нее начались сильные головные боли, а врачи диагностировали «предастматическое состояние». Обследования в НИИ подтвердили, что происходящее — психосоматика.

Никто не давал мне советов переводить ребенка учиться на дом. Головные боли в нашем обществе — это совсем не повод бить панику. «Пройдет», «подростковый возраст», «разгружайте ребенка, она устает» — вот что я слышала чаще всего. Но в начале прошлого года мы приняли решение уйти из школы. И это решение далось мне очень тяжело. Именно для тех родителей, кто находится в похожей ситуации, я решила написать эту статью и развеять некоторые страхи.

Сейчас вокруг меня очень много мам и пап, которые практикуют семейную форму обучения (СО), официально признанную в России в 2012 году. Я и представить себе не могла, что большинство выбирает ее не под давлением обстоятельств, а по собственной воле, считая более подходящей для ребенка и для всей семьи. Все же круг общения сильно влияет на сознание: все дети в нашем окружении ходили в школу, учеба на дому ассоциировалась с инвалидностью, и поэтому я не сразу осознала, что СО — это альтернатива, которая нам подходит.

Мотивов, почему детей забирают из школы или не отдают в нее вовсе, огромное множество. Некоторые даже не рассматривают школу как возможный канал получения образования. Кто-то открывает в себе талант педагога и понимает, что дома обучать эффективнее и удобнее для всей семьи. У кого-то очень способный ребенок, который быстро начинает изнывать от скуки на уроках, и его уже в октябре забирают из школы, чтобы выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Некоторые максимум времени уделяют внешкольной деятельности. Есть и те, кто очень ценит СО за то, что оно создает особенную атмосферу в семье и является частью духовного пути родителя. Имея их пример перед глазами, уже не так страшно пробовать. В конце концов, право вернуться в школу в любой момент у нас никто не отнимает.

Я очень хорошо помню момент, как в начале прошлого учебного года шла по улице и испытывала бурю чувств: желание улететь на другую планету, ужасную злость на всех, необъяснимую панику. И вдруг я поняла, что за всем этим кроется страх. Всего лишь страх перед неизвестным. И я сказала себе: «Я имею право бояться. Но я приняла решение». Можно разрешить себе бояться, но оставаться при этом ответственным родителем. Первый год на СО принес нам множество открытий и укрепил в решении продолжать. Мы еще в начале пути, и делать какие-то выводы рано. Но уже сейчас понятно, что есть опасения мнимые, а есть реальные. И я хочу рассказать о самых распространенных из них.

  1. Я не педагог.

Чаще всего, узнав, что моя дочь учится вне школы, я слышу вопрос: «А кто же с ней занимается?» Мне всегда удивительно это слышать — ведь речь идет не об университетском образовании, а всего-навсего о школе, в которой мы все когда-то учились. Когда я отвечаю, что большинство предметов мы с мужем преподаем сами, что моя дочь уже большая и способна многое изучить сама, а мы лишь проверяем и помогаем с организацией процесса, то слышу: «У меня точно не получится/это не для меня/меня трясет, даже когда я делаю уроки с ребенком». На это я иногда говорю, что если получилось у меня, то получится у кого угодно.

Это, конечно, шутка. Но, признаюсь, я никогда не видела себя в роли педагога. Я не люблю методики раннего развития. Меня тоже трясло от домашних заданий и презентаций, когда дочь училась в школе. Я вообще не люблю чему-либо учить людей. Зато я очень люблю учиться. Оказалось, что это не менее важно. Я обожаю осваивать что-то новое и люблю работать с информацией. Как и многие, я мало что помню из школьной программы, и мне пришлось снова открывать учебники, смотреть вместе с дочерью фильмы, вспоминать правила. Да, переводя ребенка на СО, придется потрудиться. Как минимум — изучить варианты учебников, пособий, онлайн-курсов. На это могут уйти дни и ночи, временно уйдут на второй план другие дела и даже работа. Но совсем не обязательно быть хорошим педагогом. Можно учиться вместе с ребенком.

  1. Дома ребенок ничего не будет делать.

Если рассмотреть этот страх внимательнее, то мы можем сделать для себя не самое приятное открытие. Не находимся ли мы под властью иллюзии — раз ходит в школу, значит учится? Когда моя дочь осталась на СО в 6 классе, у меня возникло ощущение, что 5 класс прошел мимо нее, и она сама удивлялась тому, что практически все забыла. Пришлось восполнять пробелы. Очень часто оказывается, что школы недостаточно. И это еще одна причина, по которой родители переводят детей на СО: если школьникам приходится много помогать, нанимать репетиторов, не лучше ли учиться дома?

Но даже больше, чем отсутствие базовых знаний по программе, родителей пугает мысленная картинка: ребенок, отпущенный в свободное плавание, целыми днями лежит с гаджетами на диване. Однако проблема тут не в форме обучения, не в диване и даже не в гаджетах, а в отсутствии мотивации. На уроках дети тоже украдкой смотрят в телефоны, пряча их под партами, в пеналах и за подставками для книг. Получается, что на СО решить эту проблему даже проще. А решать ее надо в любом случае.

  1. Социализация.

«Где же ваш ребенок общается?», «а как же коллектив?» — такие вопросы я тоже слышу очень часто. Для меня очевидно, что школа — не единственное пространство для общения и дружбы. Секции и кружки, клубы по интересам, соседи, друзья во дворе — все это хорошая возможность для общения. Мне всегда казалось, что детского сада и школы недостаточно для общения, что необходимо открывать двери своего дома, ходить в гости, устраивать общие праздники, вылазки в музеи и парки, играть в настольные игры.

Знаю много примеров, когда ребенок, находясь в школе или саду, ощущал себя одиноким, не успевал сблизиться с кем-то, испытывал трудности в общении. Ведь в школе не так уж много свободного времени для общения, игры, реализации общих идей. К тому же с классом и коллективом может повезти, а может — нет. И на работе у нас не всегда складываются отношения с людьми. Ребенку хорошо бы уметь находить возможности для общения в разных местах. И, по моим наблюдениям за детьми, обучающимися на СО, коммуникативные навыки у них развиты отлично.

  1. Что сказать бабушке?

Семейное обучение становится все более популярным, тема вызывает горячие споры, выходят статьи и книги, но для многих жизнь без школы — все еще другая планета. Даже в госучреждениях вы можете встретить непонимание и осуждение. Многие школьные учителя и даже психологи не в курсе, что семейная форма обучения — это не подмога для детей с проблемами здоровья, а альтернативная форма учебы, где родители берут на себя ответственность за образование детей. А те, у кого проблемы со здоровьем, находятся на домашней форме обучения.

Конечно, бабушки детей, которых лишили школы, могут быть сильно обеспокоены таким решением. У них в голове не укладывается: как это — не ходить в школу? Они не знают о существовании огромного количества обучающих ресурсов, они не в курсе, что многие всемирно известные вузы открыли доступ к лекциям, а издательства выпускают невероятные обучающие детские книги, какие бабушкам и не снились. Разумеется, неравнодушные родственники будут напуганы. И, конечно, ребенок постоянно будет слышать вопросы: «хочешь в школу?», «ты из какой школы?» и тому подобные. Придется или проводить подробный ликбез, или придумать какой-то короткий удобоваримый ответ. Можно приводить данные: около 3 миллионов детей во всем мире сегодня находится на семейном обучении, около 500 тысяч — в США, где эта форма была разрешена раньше, чем у нас, и около 100 тысяч — в России, и число их растет. Некоторым можно напомнить, что большинство писателей, произведения которых сегодня изучают в школе, сами в школе не учились.

  1. Это дорого.

Действительно, вложения потребуются. Мало кто способен дать ребенку все школьные предметы. Деньги могут уходить на репетиторов, интернет-школы, посещение обучающих групп. Конечно, придется покупать книги, карты и все, что вам покажется нужным и эффективным в учебе. Но многое можно найти и бесплатно. Если вы будете проходить аттестацию в школе, то учебники вам выдадут в библиотеке. Или их можно скачать или взять в городской библиотеке (хотя, увы, не все библиотеки укомплектованы учебниками). Книгами и пособиями удобно обмениваться с единомышленниками. Не забывайте, что некоторые библиотеки по вашему запросу могут заказывать книги у издательства. Есть группы для изучения иностранных языков — платные и бесплатные. Можно и самому организовать разговорный клуб. Мамы детей на СО с готовностью предлагают свои ресурсы: кто-то каллиграфию, кто-то математику, кто-то академический рисунок. В общем, обойтись небольшими финансовыми вложениями можно, хоть и сложно. Все же, увлекшись темой семейного обучения и видя огромное количество интересных материалов, сложно ограничивать себя малым.

  1. Родитель — не авторитет.

Распространено мнение, будто чтобы учиться, ребенку обязательно нужен человек со стороны, к которому он будет больше прислушиваться, которого будет уважать и за ним тянуться. Конечно, большая удача, если у ребенка есть пример для подражания в виде талантливого школьного учителя, увлеченного наукой дедушки или успешной старшей сестры. Но обязательно ли родитель должен потерять свой авторитет? Всегда ли учитель в школе для ребенка — авторитет? Я думаю, что гораздо важнее развить в ребенке уважение к любому человеку, который готов поделиться знаниями, научить его чему-то. Сформировать это в школе порой очень сложно, так как присутствует элемент принуждения, а неудачный первый опыт может начисто убить желание учиться. Дома ребенку проще увидеть, что обучать — это труд, что мама и организует, и изучает, и ищет способы донести тему до ребенка. На СО у ребенка очень много возможностей поучиться самостоятельно. И он быстро понимает, что проще и удобнее обращаться за помощью.

Конечно, мы должны чувствовать меру и не переборщить с наставничеством, обучая детей дома, должны оставлять им поле для проявления самостоятельности, чтобы ребенок научился принимать решения. СО открыло мне, что подросткам очень нужны родители. Стоя на пороге принятия важных решений, они очень хотят нашей чуткой помощи и мягкого участия. Да, они уже выросли и многое стремятся делать сами. Да, многие темы они не готовы обсуждать с родителями, но при этом ценят нашу помощь.

  1. Личное пространство.

Один из распространенных страхов родителей — страх проводить много времени вместе с ребенком. Большинство мам, дети которых не ходят в школу, работают дома, на фрилансе или не работают вовсе. Ребенок просыпается, и весь день он рядом.

Могу сказать, что адаптация при переводе на СО будет обязательно. Раздражение, желание вернуть личное пространство — все это имеет место. Но я могу сказать, что СО как раз дает шанс укрепить отношения и сблизиться. Семейная форма обучения может стать именно семейной — то есть образом жизни всей семьи. Некоторые, узнав о СО, представляют спящего до обеда ленивца. Мой личный опыт другой: дочка стала просить будить ее пораньше, ведь впереди совместный завтрак и интересные разговоры.

Самым большим моим открытием стало то, что учиться на семейном обучении начинают все члены семьи. Все пространство дома должно стать развивающим, провоцировать к получению знаний, иметь общее направление и общие ценности. Это именно та цепочка, которая позволяет нам, родителям, передать свои ценности детям. Я думаю, что многие родители, дети которых учатся в школе, способны создать такую атмосферу и не забирая ребенка из школы. Но мне было сложно реализовать это, когда ребенок проводил полдня на уроках, а я была увлечена работой и бизнесом. Оказалось, что мне необходимо именно проводить много времени вместе и потрудиться над тем, чтобы дом стал местом, где ребенку не просто хорошо жить, но и хорошо учиться.

  1. Физика, химия и другие монстры.

«Ну ладно началка, но физика, химия! Тут точно нужны специалисты», — говорят мне. У меня все наоборот: я пока еще не имею опыта обучения ребенка в начальной школе, и эта перспектива меня пугает (младшей дочери 4 года). А вот вместе изучать историю, разобраться с основами физики и понять (наконец-то!) химию — проще. Ведь это действительно интересно.

Я хорошо помню, как папа помогал мне с физикой и геометрией, и именно эти занятия показали мне: изучать устройство мира — это очень увлекательно! Конечно, нужно найти качественные книги и пособия, выбрать и прослушать лекции; возможно, придется обратиться к знакомым, которые лучше вас разбираются в ботанике и истории, задать вопросы, сходить в музей. Но это всего лишь школьная программа! Очень удобно, когда оба супруга занимаются домашним обучением и каждый берет на себя то, что ему ближе. Если какой-то предмет не дается или совсем не хочется в него погружаться, можно нанять репетитора или слушать онлайн-уроки.

  1. Ребенок — это не эксперимент.

Переводя ребенка на СО, нам может казаться, что мы ставим над его судьбой опасный эксперимент. Я думаю, что это самый сильный и губительный страх. Но избавиться от него можно, осознав, что, отдавая ребенка в школу, мы тоже идем навстречу неизвестности, и это тоже своего рода эксперимент. Я переводила дочь из одной школы в другую по рекомендации родственницы, которая работала в этой же школе и посоветовала мне чудесного учителя. Но в итоге контакта у моего ребенка с учителем не сложилось. Так бывает. Она уходила в школу в мрачном настроении и возвращалась домой такая же, скучала по старой школе, откуда мы забрали ее из-за непомерных нагрузок.

Переведя ребенка на СО, я не могу быть уверенной в том, что она получит хорошее образование, так как верю в то, что каждый ребенок все равно возьмет то, что ему будет нужно. Я не уверена, что она скажет мне за это спасибо. Не уверена и в том, что сдаст ЕГЭ и поступит в вуз. Я могу ориентироваться лишь на малые победы, которые есть сегодня и сейчас: дочь на СО стала много читать. Она стала очень инициативной, много предлагает по части организации процесса и задает вопросы (раньше их было гораздо меньше). Вчера мне позвонили с одного образовательного ресурса и спросили, какие услуги интересуют. Я удивилась — ведь я не звонила им. Оказалось, что моя дочь изучила этот сайт и зарегистрировалась. Столько воодушевления и любопытства в ней не было, когда она ходила в школу. Наша семья сильно укрепилась, и появились новые цели, которые нас по-настоящему воодушевляют. И да, чуть не забыла! Головные боли бесследно прошли.

Сложно рекомендовать что-то тем, кто задумывается о семейном обучении. Литературы много. Посоветую лишь одну книгу — «Семейное обучение как система» Алексея Карпова. Думаю, что после ее прочтения появится ясность, нужно ли вам это. Книга, кстати, может быть полезна не только родителям детей, обучающихся дома, но и тем, кто активно помогает детям в учебе, не забирая их из школы.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Режиссер игрового кино, занимаюсь фото- и видеосъемкой, живописью и мозаикой, осваиваю искусство иллюстрации и мечтаю создавать детские книги. На данный момент главное в жизни — семейное обучение моих детей.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Вот это просто мечта, на самом деле. Думаю о грядущей школе с жуткой тоской — жалко отдавать детей на 11 лет в школу, где полдня уроки, полдня домашка, а сейчас они у нас гуляют на улице 7-9 часов в день, и у нас ортопедический режим. Одно радует — мои как раз те самые дети с проблемами здоровья, и легко может получиться, что даже при желании школа нам не светит. Муж — учитель, и ему моя позиция, мягко говоря, не близка ))

Ezhik

Гоблин,я не с позиции какого-то мнения,и вообще с пониманием,насколько сложна ситуация вроде вашей,но-а каков итог домашнего обучения (или семейного)-в таком случае? семейная изоляция?

Почему же изоляция, Ежик? они на одной реабилитации успевают наобщаться на полгода вперед )) автор же пишет, что есть секции, кружки, площадки, дети наших друзей. И это все реально есть. А школа, если она будет, будет в 15-и км от дома, там затруднительно будет общаться

Ezhik

Ааа…ну такой вариант я могу понять,отчасти. На мой взгляд,если ребенок такой не очень «школьный»,то устраивать ему обучение на дому,но при этом водить в какую-то более-менее серьезную допшколу-сомнительное занятие. Если школа в 15 км это конечно диктует какой-то свой расклад. На площадках после 5-6 лет особо никого нет,дети друзей не знаю-у меня все заметно младше (ну или старше).

Ежик, у нас тут по детским площадкам такие лошади скачут, сама удивляюсь )) даже пятнадцатилетние. а так — поживем увидим

Это хорошо, если зарплаты папы хватит не только на еду, но и на «секции, кружки, площадки». В Новосибирске цена вопроса всего этого 10-15 тысяч в месяц на одного ребенка.

Площадки бесплатно )) а тут подразумевается, что в секции и кружки ребенок и так ходит после школы. Ну и бывают ситуации, когда необходимо в любом случае — как у нас, будет школа или нет, а лфк и бассейн должны быть непременно

В чем аргументы мужа? Тем более что он сам учитель. Оч интересно.

Он считает, что качественное образование семейно не получить. Хотя у нас с большей вероятностью будет домашнее, а это значит те же учителя, но во внеучебное время или на дому

Ezhik

Полностью согласна,получить качественное семейное образование возможно,если иметь массу времени и желания у родителя (то есть не работать,как минимум),достаточное количество денег на репетиторов по тем предметам,которые родитель не освоит (и учебники-пособия -прочее),ну и еще плюс денежки на секции,ибо социализировать-то где-то надо…
Верю,что бывают весьма способные дети,могущие много пройти сами и самоорганизоваться,но не верю,что это часто встречается.С домашним конечно проще.

Мой муж просто большой патриот своей школы )) он там всю жизнь, и учился, и работает

Ольга Алексеева

Все индивидуально. Лиля Малахова по стопам первого второго переводит на ДО. Главный посыл — школа абсолютно не даёт знаний, только отвращение к ним. Но, она работает на дому, сама имеет хорошее образование, и школа в 15 км и очень так себе. Бурмистрова та же дома детей не учит.

Ольга Алексеева

Согласна. Все меньше хочется отдавать в сие заведение.

Ezhik

Я могу понять,что бывают какие-то дети,которым очень сложно в школе, родители,которые видят смысл в такой форме,но если б каким-то причинам мне бы пришлось к ней прибегнуть,меня бы кондратий хватил…ну и да-тут должно быть соблюдено весьма много условий.

NinaK

Знакомые дети благополучно учились дома и поступали в престижные вузы. Еще больше знакомых, чьи дети сначала учились в школах, а в старших классах переходили в экстернаты, чтобы не тратить лишнее время и прицельно готовиться в выбранные вузы, куда они поступали на год раньше, чем если бы продолжали учиться в обычной школе. Из однозначных плюсов домашнего обучения: во-1-х, дети быстрее и успешнее усваивают программу (даже занимаясь летом всего по 1,5-2 часа в день мои дети успевали пройти почти половину программы за следующий класс, что же говорить о детях, которые учатся так постоянно); во-2-х, имеют возможность высыпаться, меньше болеют имеют гораздо больше… Читать далее »

Сильная профильная школа даст фору любому домашнему обучению (профессиональные педагоги, оснащенные лаборатории, более разнообразная учебная и прочая деятельность, обучение среди таких же увлеченных — возможность сравнивать, эффект соревновательности, поиск «своего круга» и общение в «своем» кругу, что очень важно для подростка); слабая районная — очевидно проиграет. «Пройти материал по учебнику» и реально усвоить его — далеко не одно и то же. А ребенок, которому в школе хорошо и интересно, не болеет. Другое дело, что хороших школ мало и на всех не хватает…

NinaK

Поскольку мои дети учились и учатся в лицее, который входит в топ лучших школ России, то могу сказать, что наряду с безусловными плюсами (прекрасные преподаватели, творческая и доброжелательная атмосфера, интересные уроки и дополнительные специализации, учебные экспедиции и поездки и сверстники «своего круга»), безусловным минусом таких школ является то, что дети проводят там весь день, у них каждый день по 4-5 пар, поэтому ни на какие серьезные внешкольные занятия времени уже не остается.

Нельзя объять необъятное.

Наталья, это все справедливо для классов с ограниченным количеством учащихся. А если в классе 36 человек, какая лаборатория поможет?.. я не представляю себе

Гоблин, если вам интересна эта тема, погуглите, как организовано обучение в лучших школах, где детям реально интересно учиться. Ну хоть про школу Ямбурга посмотрите.

На самом деле интересна, и да, спасибо, я погуглю. Правда, наверное немного ближе к делу, потому что все очень быстро меняется, да и я в самом деле еще не знаю, сможем мы пойти в школу, или домашнее обучение останется единственной альтернативой. Поживем увидим

Посмотрите, это человек, у которого в школе инклюзия действительно работает, и самым разным детям там хорошо (у пары знакомых дети там учатся).

Ольга Алексеева

В сильную профильную школу надо поступить. И быть семи пядей во лбу, чтобы там учиться. В Питере таких «идейных школ» раз, два и обчелся. Все приписаны к какой-либо одной школе своего района. И почти всегда она не самая лучшая. Чтобы поступить в хорошую, надо 1) идти на курсы (20000 за 6 месяцев) 2) сделать так, чтобы вас там заметили и дали понять, что возьмут. Тогда переходите к пункту 3) купить регистрацию в микрорайоне школы. От 10 до 100000 тысяч.4) учитесь, гонитесь за баллами, нанимаете репетиторов, чтобы соответствовать уровню «хорошего лицея». Если что-то не нравится — катитесь по месту фактической регистрации.

А если учеба дома, а к трудностям жизни пускай его готовит мужиковая спортивная секция?

Ezhik

Бггг…а вы уже начали ходить в «мужиковую спортивную секцию»? если вы переживаете,что ребенок будет чихать на учителя,который невежливо обращается с учениками,то как вы видите отношения в «мужиковой секции»? В спортшколе по спортивной гимнастике,например,мальчиков дрессируют паки и паки и паки (ну и девочек тоже),там гораздо более жесткие отношения,чем в обычной школе.

Мужиковая спортивная секция привьет свои простые и незатейливые мужиковые жизненные ценности… Вы уверены, что вам именно это надо?

Ezhik

Нина,на мой взгляд-большая разница,если ребенок проучился 9 классов в школе,а 10-11 перешел на семейное. Потому что пойдут дети сильные и мотивированные,ну и родители таких поддержат. Я бы справилась,не сомневаюсь. И навыки социализации у них уже крепкие. Но очень сомневаюсь насчет того,что изначально семейное,с 1-3-5 класса-это так,без особых усилий. Это в семье тогда должно быть идеей фикс и положить сил надо море,да и иметь изначальные возможности.

NinaK

Тем не менее, среди знакомых есть дети, которые были на СО как раз в начальной и средней школе, а потом поступали в лицей и учились в одних классах с моими детьми, при этом они успевали до 8 класса выучить несколько языков и получить разносторонее образование, что при учебе в обычной школе было бы просто физически невозможно. Еще у одной знакомой из подмосковного поселка у ребенка не сложились отношения с учительницей в 1-ом классе. Это не Москва, другой школы нет. Они перевели его на СО. Не смотря на то, что дома кроме первоклассника было 2 малышей у них не было особых… Читать далее »

NinaK

И еще немного личного опыта. Моя старшая дочь в свое время отказалась переходить в 8 классе в какую-нибудь более сильную школу: ей не хотелось менять знакомую остановку, отказываться от занятий музыкой и с ее мигренями ей было бы тяжело каждый день по часу с лишним добираться до школы в переполненном общественном транспорте (в обычной школе она с 1-го класса имела право на один «день отдыха» в неделю, но даже это ее не спасало от приступов). Но в 11 классе обстановка в классе стала для нее невыносимой, и муж договорился с директором, что наша дочь будет учиться дома самостоятельно и только… Читать далее »

Ольга Алексеева

Я за семейную началку с последующим поступлением в ШГН. Но опять же, если хватит способностей.

Вот полностью согласна. Дети разные, здоровье, нагрузки и жизненные задачи у всех тоже разные, если образ жизни со школой несовместим или «обычное» среднее образование не очень нужно — домашнее обучение или экстернат имеют смысл. Для основной массы детей и родителей (которым как бы и работать нужно) особого смысла в таких напрягах не вижу. Педагогов по одному-двум предметам учат 4-5 лет — родитель полагает, что за пару месяцев влегкую освоит весь материал и все методики по всем предметам? Ну вот лично моего «запаса» с лихвой хватает на началку по все предметам, кроме музыки :-), по моему профилю — математика-физика — смогу… Читать далее »

Наталья, нередка ситуация, когда родители и так вынуждены брать репетиторов. И тогда вот возникает вопрос, зачем ходить в школу

Ezhik

Я никак не пойму,зачем существенные репетиторы для среднего ребенка-до старшей школы. Это или ребенок откровенно слабый и ему грозит перевод куда-то в спецшколу,или у родителей более-менее сильного ребенка много амбиций,хотят его поступления в серьезный ВУЗ. Иначе-зачем? чтобы из четветочника сделать пятерочника? единственное,на мой взгляд исключение-это английский,вот с ним почему-то у очень многих много проблем.
Последние классы для подготовки к ЕГЭ и увеличению шансов на поступление в более сильный ВУЗ,или просто на бюджет-понимаю. Какие-то короткие курсы,если пропуски,временные провалы-тоже понимаю. Иначе-не понимаю.

Согласна с Ежиком. К перечисленным могу добавить еще одну причину: переход в более сильную школу, когда надо «догнать» их программу. Но все это — временные, краткосрочные мероприятия, и по 1-2-3 предметам.

Ежик, я, честно, не знаю. Про репетиторов много слышала, но вживую не видела )) мы учились без них. Просто говорят родители нынешних школьников, что задают уже в первом классе задания, которые по определению должен делать родитель, например, фотоколлаж. Значит, родитель, придя с работы, должен освоить фотошоп или аналогичную программу, и сделать этот коллаж. У детей, ясно, ни информатики, ни основ композиции еще не было. Конечно, такие задания не каждый день, но общая тенденция такая. Опять же, знаю с чужих слов, но это мои друзья. И при таком раскладе, если и ребенок, и родители круглосуточно сидят над уроками, мне думается, есть… Читать далее »

Из моих внуков: один сидел за уроками+проектами+творческими заданиями вместе с мамой по 4-5 часов (мама не работала, маме это нравилось, она человек творческий, плюс хотелось доказать всем, что любой ребенок может быть отличником, если им заниматься); второй тратил на домашку полчаса чистого времени, на стандартные «творческие задания» — еще столько же (вклеить 2 картинки и вляпать пять строчек текста), кроме тех проектов, которые нравились лично ему (про замки, средневековое оружие и доспехи, китайскую иероглифику — тут уж мы подключались, не без удовольствия, но это было ТРИ раза за всю началку). При этом, когда их жалобы на школу становились невыносимыми, обоим… Читать далее »

Чисто практически, что касается коллажей: не надо осваивать фотошоп, в пакете майкрософт офис есть программулина PowerPoint, как раз для презентаций и для «чайников», в освоении не сложнее Word. 3-классники легко с ней управляются при минимальной помощи родителей.

Наталья, да, возможно, но речь шла о первоклассниках. И word тоже освоить время требуется. а я всегда коллажу в фотошопе, удобнее

А тогда к чему ваши претензии о том, что каждый родитель должен осваивать именно фотошоп? Тот же самый коллаж можно делать вообще на бумаге, с помощью ножниц и клея, и писать ручкой, но в компе, очевидно, удобнее и быстрее. Программ для этого много разных, кому что удобнее, тот тем и пользуется. Минимальную компьютерную грамотность вы (ваше поколение) должны были освоить еще в школе, профессионального дизайна и верстки никто от школьников не требует.

Наталья, мои претензии к тому, что ребенку в первом классе было дано задание сделать фотоколлаж и именно на компьютере. Значит, вариант с ножницами и клеем отпадает, а ребенок семи лет еще не владеет навыками работы на компьютере и не сможет ни при каком раскладе сделать это задание самостоятельно. Я могла освоить и освоила, не в школе правда, а самостоятельно в студенческие годы, а речь идет о ребенке нашего педиатра. Во-первых, повторю еще раз, что бы ни освоили родители ребенка, задание задавать должны не им — а по факту именно им, и никто не скрывает этого; во-вторых, почему родитель, отпахав смену… Читать далее »

ОК, сколько времени вы делаете коллаж в компе? Я — минут 10-15, попутно разговаривая с ребенком о том, что именно надо сделать, какие фотки ему нравятся, как мы их расположим и как красиво получилось. Но на самом деле тут есть повод для начала все же уточнить задание, варианты его выполнения и сдачи у учительницы. (Нафига ей 30 детских флешек, которые малыши сами и включить-то не могут?) Если не пришли к пониманию, а ситуация повторяется, и вас она напрягает — есть школьная администрация. Если не напрягает — есть самый простой выход: задание можно просто проигнорировать. Для самых совестливых — написать об… Читать далее »

Наталья, в единичном случае не та. А постоянно — очень даже. Сегодня коллаж, завтра кроссворд, послезавтра еще что-то… у другой моей подруги ребенок в первом классе на продленке приходит домой вечером с несделанной домашкой. Все по той же причине — учительница продленки не будет делать с каждым домашку индивидуально, а сами они не могут. Подруга звонила мне, и мы вместе с ней разгадывали какой-то кроссворд — в первой четверти, кстати, первого класса. У меня высшее гуманитарное, я разгадала, а у подруги вышки нет. Ну и какбэ это же не должно быть обязательными условиями для первоклассника — наличие родителей с вышкой,… Читать далее »

Ольга Алексеева

Ёжик, у всех моих друзей так. Иначе ребёнок не хочет учиться, рыдает, забивает на все. А берешь хорошего репетитора — и ребёнок начинает даже любить предмет. Не на золотую медаль, на спокойную четвёрку. У приятельницы дочка музыкалку хотела бросить в пятом классе. Плакала, истерила. Просто ради эксперимента, наученная школой, взяла репетитора, студентку консерватории. Через три недели чуть не упала, увидев, как дочь сама что-то играет, «ищет авторский ритм».

Ezhik

Не знаю. Может,все же нам повезло с нашей гимназией. Пока репетиторов не было ни у одной. Вторая все 5 и все федеральные работы она пишет неплохо. Кроме английского,да,надо что-то делать. Первая 4 четверки,но она лезет из кожи,как говорится,и очень старается. Нагружать ее репетиторами ради улучшения аттестата не вижу смысла. Многие планируют поступление в московские ВУЗы,и не только из гимназии-репетиторы в 10-11 классе. Поступают. В местные вузы крепкие хорошисты поступают без проблем. Репетиторы по английскому (или походы во всякие американские дома). Иногда по русскому-«чтобы научили писать сочинения»,по физике коротким курсом-«что-то немного просел,подтянуть».У вас это скорее всего какая-то системная проблема школ,или что,не… Читать далее »

Потому что одно дело — когда репетитор быстренько «дообъясняет» то, что ребенок недопонял сейчас/проболел/когда-то упустил, и совсем другое — проходить с ребенком весь школьный курс. Это в разы больше репетиторских часов и ваших денег.

Ольга Алексеева

У ВСЕХ моих знакомых дети сейчас учатся с репетиторами. Причём часто сами их ищут, родители только оплачивают. И это не выпускные классы.

Зачем им репетиторы? Лень напрягаться? Или «не тянут» программу? Или просто мода? Ну так в режиме СО, который мы тут обсуждаем, репетиторов просто станет больше, и заниматься с ними придется дольше, а эффект может и пропасть, потому как стимул разбираться в материале может пропасть совсем.
Мои сейчас в 7-8 классе, до сих пор без репетиторов справлялись, в т.ч. и при подготовке в лицей, куда и поступили.

Тоже с ужасом думаю про школу. Моим двойняшкам через год. Один очень способный к точным наукам, но быстро схватывает и ему а)бывает скучно из-за этого б)может начхать на учителя, если тот неуважительно относится к детям. Второй хозяйственник. Думаю, ему вообще трудно будет постигать науки. А индивидуального подхода ожидать не приходится, где класс 35-40 человек. Говорила уже и с частной школой, и с семейниками. От учителя много зависит. Не понравится началка — уйдем куда-то еще, в тч на семейное. Образование вообще дорогая штука, так зачем просиживать штаны в скучной школе, а потом все равно бежать за деньги к репетитору. Может убрать… Читать далее »

Может, найти школу, куда дети ходят с радостью? В Москве такие точно есть)))

Наталья, я знаю, но мы пока смогли заработать только на квартиру в бывшем фабричном подмосковном городе. И Москвой страна не ограничивается. Таких современных школ почти нет в стране по банальной причине — зарплата. Все держится на отдельных учителях-энтузиастах.

В топе-500 школ России — 18 школ из Моск. области: АОУ МО Физико-математический лицей №5 г. Долгопрудный АОУ МО Гимназия №12 г. Долгопрудный ГОБУ «Московская областная общеобразовательная школа-интернат естественно-математической направленности»им. П.Л.Капицы г. Долгопрудный МАОУ «Лицей» г. Балашиха МАОУ «СОШ №5» г. Балашиха МАОУ «Лицей научно-инженерного профиля» г. Королёв МАОУ «Гимназия №9» г. Королёв МБОУ Гимназия №2 «Квантор» г. Коломна МБОУ «СОШ №27» г. Мытищи МБОУ «СОШ №3 им. И.А.Флерова» г. Балашиха МБОУ «Гимназия №3» г. Королёв МБОУ «СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Пушкино МБОУ Щёлковская гимназия г. Щёлково МОУ Гимназия №7 г. Лыткарино МОУ Гимназия №1 г.… Читать далее »

Наталья, а где связь между топ-500 школ России и радостью ребенка от школы? я училась в какой-то всей из себя школе, а потом переехали и пошла в местную сельскую, без претензий на что-либо, и тут мало того что уровень образования существенно отличался в лучшую сторону, но и психологически было гораздо комфортнее.

Я не знаю, что такое ваша «вся из себя» школа. Я знаю по личному опыту и опыту детей, их друзей и теперь уже — и внуков, сколь сильно отличается уровень преподавания и отношение к ученикам в наших обычных районных школах и тех, которые сейчас высоки по рейтингам. Но да, это школы для тех, кто может и хочет усердно учиться, именно им там комфортно.

Ezhik

Тут я тоже не понимаю крайностей,но может потому что у нас другие реалии. Школ вокруг много. Попасть в элитную может быть сложно,и так далеко ездить,на мой взгляд,ни к чему и очень утомительно. Но подобрать из близлежащих более приличную-возможно. Если ребенок достаточно сильный,то надо чтобы он поддерживал до 8-9 класса какой-то уровень,в 10-11 нанимать репетиторов,если есть амбиции поступить в престижный ВУЗ. Во всяком случае,у нас и в МГУ поступали,и в МГИМО у знакомых девочка,и во всякие МАДИ и вроде того. Тянуть не сильного ребенка в сложные школы и в сложные ВУЗы-только невротизировать. Конечно,если такая хорошая,сильная школа в ближней доступности-это прекрасно.

Ежик, я тоже так думала. Жизнь показала, что я была категорически не права. Сильный ребенок, попав в школу ниже его способностей, отнюдь не становится отличником, а попросту теряет очень и очень много, в том числе и интерес к учебе, и адекватное общение, и сами знания, которые мог бы получить. Знаю молодого человека из городка Калужской области, у которого все сложилось намного хуже, чем могло бы, просто потому, что родители не разрешили пойти в спецшколу (куда он честно поступил, пройдя немаленький конкурс), потому что «ездить далеко». Он не смог выиграть олимпиады по своему предмету — его обгоняли ученики той самой школы,… Читать далее »

Ольга Алексеева

Наталья, посмотрите реально на вещи. 1) в хорошую школу большой конкурс 2) в неё иногда ехать дап часа

Ольга, смотрю реально: я сама так поступала и ездила, 2 дочки поступали и ездили, все три зятя так ездили, сейчас вот 2 внука поступили (конкурс был 4 человека на место), для этого год после школы ездили на подготовительные курсы, теперь тоже ездят — к счастью, не очень далеко от дома. Из нашего двора трое мальчишек с 1-го класса ездят в центр города — туда мама одного из них на машине подбрасывает по дороге на работу, обратно сами.

Ezhik

Всегда (и совершенно справедливо) говорят,что для начальной школы важен учитель. Менее важна престижность/»сильность» школы.

Наталья, проблема в том, что кроме Москвы полно других городов, деревень и сел, да и в Москве школа, куда дети пойдут с радостью, может оказаться через 20 остановок метро. Да и по деньгам разно…. семейное обучение это выход. И для двойняшек тоже, потому что в две разные школы водить детей не будешь, а в одной одному будет скучно, другому весело… индивидуального подхода нет, к сожалению.

Да, Гоблин, бывает и за 20 остановок. И ездят дети, через весь город и из пригородов — Мытищ, Балашихи, Люберец, сначала родители-бабушки возят, класса с 3-4 — сами. В школу в самый центр Москвы вместе со мной ездила девочка из Троицка — час автобусом и потоми на метро с 2 пересадками. Семейное обучение — это, прежде всего, дорого — либо мама не работает, а занимается с детьми (т.е. минус ее зарплата), либо репетиторы, либо какие-то «альтернативные школы», сильно платные… Фразу про то, что в школе одной из двойняшек будет скучно, а другой весело — вообще не поняла.

Далеко ездить ребенку в школу — не знаю, ради чего на это можно пойти. Про двойняшек я хотела сказать, что они разные и с разными интересами, и потому при отсутствии индивидуального подхода одной может быть интересно, а другой нет, а отдавать их в разные школы это вообще край

Ради того, чтобы ребенку было интересно учиться и общаться.

Ну вот мне кажется, что это можно сделать меньшей кровью — именно при помощи семейного обучения

Ezhik

Семейное по деньгам выход? вот уж совсем не выход,если про деньги и общеобразовательную школу…ну разве что все очень способные,и мама и дети. Однако такие способные,как правило,в средних классах никаких проблем не имеют,учатся легко и свободно.

Ольга Алексеева

Я бы решилась на СО, честное слово, но мне не решиться уйти с работы.

Ezhik

Так это первое и самое плохопреодолимое условие,если семья не многодетная.

125319

Всегда важнее отдаленные результаты. Поэтому поступление в престижные вузы ещё не конец и не результат… А вот то, что дети после домашнего школьного обучения с большим трудом адаптируются во взрослом обществе — это правда. Не могут работать полный рабочий день (ведь им надо гулять 7-9 часов в день и быть на ортопедическом режиме!), не могут работать в группе, не могут сосредоточиться на рабочих задачах, если в помещении находятся другие люди.Школа-то и нужна для привыкания к нормальной обыкновенной взрослой жизни, где ты такой как все, где тебя не жалеют, потому что ты не ходил до 4 лет.

125319, ну, пожалуй, без ортопедического режима об адаптации во взрослое общество можно забыть, поскольку без него ни к 4-м годам, ни вообще когда-либо ребенок ходить не будет, и это очевидные вещи. А все, что Вы пишете, говорили и по сады, и про ясли. Так вот, мой муж пошел в ясли в полтора года, потом сад, школа продленка,все дела. Я в саду не была ни дня, год в школе была на домашнем обучении, остальное время школу люто ненавидела. Моя адаптация и социализация даст фору его во много раз. И это не особенности характера, потому что это не единственный такой пример. А… Читать далее »

Ezhik

В упор не вижу никаких особых профессий с гибким графиком,честно сказать. Вижу как раз то,как ужесточается график рабочий-пропускные талоны с фиксацией времени,удлинение смен и т.д. Гибкий график может быть у каких-нибудь предпринимателей разного толка-ну пусть фотографов,копирайтеров,мелких торговцев и иже.Но при этом если говорить о достижении существенного заработка-там надо серьезную самодисциплину и будут временами и очень длинные рабочие дни. Медицина,педагогика,торговля,производство,строительство,финансы,банковское дело,армия и внутренние войска…нигде не знаю никакой гибкости. Даже для профессионально значимых кадров ее не предоставляют. Вон буквально на днях у мужа выгнали довольно грамотного,работоспособного специалиста-работал как ему удобно. Терпели-терпели-а выгнали.

Угу. «Гибкий график» фрилансеров и самозанятых все больше сводится к тому, что ты готов работать в любое время дня и ночи и на любых условиях…

Ольга Алексеева

Кстати, вот с этим согласна. Трудности закаляют тех, кто выживает. Большинство детские трудности ломают.

Ezhik

Посильные закаляют всех,главное определить эту посильность.

Ну, и самое главное — если даже принять за аксиому, что школа способствует адаптации к взрослой жизни и прививает необходимые навыки выживания, то почему это должно прививаться непременно одиннадцать лет? может, вполне достаточно с семи до десяти лет, или с десяти до тринадцати, к примеру, или, что еще вернее, для каждого ребенка индивидуально, с учетом его развития и личностных особенностей? если, конечно, нет задачи из всех детей сделать одинаковые гвозди. А что еще вероятнее, ребенок получит все необходимые навыки работы в группе и прочего в вузе или на рабочем месте. Если же ориентироваться на отдаленные результаты, а не на процесс… Читать далее »

Гоблин, не переживайте раньше времени! Ваши дети — это не ваша копия, и не копия вашего мужа, и не «смесь» ваших качеств и черт характера. Они совершенно другие, и если для вас школа была каторгой, то у них все может сложиться совершенно иначе.

Наталья, да я понимаю )) у моих детей половина генов мужа, а этого практически достаточно, чтобы они в школу побежали вприпрыжку )) только вот одну надо ходить научить, желательно, к школе ))))) я кстати совершенно не против школы абстрактно. Моей бабушке нравилось 🙂 если детям понравится и они потянут, и здоровье позволит — я только за

Не являюсь ни сторонником, ни противником семейной формы обучения. Каждая семья имеет возможность выбирать, исходя из ситуации. Сыну всего 2 года и 4 месяца, и сложно сказать, что будет через 5 лет, когда настанет время школы. Пока нам с мужем видится обучение в православной гимназии, сейчас мы ходим в садик от этой гимназии, и затем, дай Бог, пойдем дальше. Но на все Божья воля. Мы с мужем сами учились в обычной школе, но экстерном, оба занимались спортом профессионально. Цели во чтобы то ни стало запихнуть в престижный ВУЗ у нас нет, сама я техникум закончили и потом по специальности институт,… Читать далее »

Вокруг нас есть примеры семейного обучения, и оно выглядит как малокомплектный разновозрастной класс. Собирается несколько семей, приглашают учительницу, она занимается с 5-6-ю учениками по нескольку часов раза три-четыре в неделю. Занятия получаются индивидуальные, оплата раскидывается на всех и получается в среднем не дороже обучения в школе. Вопросы с социализацией и адаптацией так же оказываются решены

Разновозрастный класс — т.е. 7-летки и 10-летки в одном классе? По общей программе? Т.е. кто-то заведомо отстает от своего возраста и своих возможностей, а кому-то будет и рано, и сложно? ИМХО, это хуже, чем в обычном классе… Или каждому своя программа и свое задание? При серьезном подходе учителю остается только застрелиться… Я как-то в детстве лежала в больнице — долго, месяца три. К нам тоже приходила учительница, занималась сразу со всей палатой. Это была профанация чистой воды…

Нет, там во-первых всего 4 ребенка, а во-вторых, близких по возрасту. Типа 7-и летки и 8-и или 9-и. И да, она с каждым проходит его программу

Не знаю, если ли такое в Новосибирске, но вот такой вариант весьма неплох. К тому же физику с математикой по субботам и я могу преподавать. Но в Новосибирске я знаю только варианты, когда мама сидит 10 лет с ребенком.

NinaK

В тему. Утром звонила знакомой поздравить ее с тем, что старший ребенок пошел на первый курс, а третий — в первый класс. «Ну что, теперь кроме мелкого все уже вне дома?» — «Нет, вторая решила в этом году учиться самостоятельно дома. У нее пока 9 класс, посмотрим как пойдет. Если получится, то может и дальше будет учиться заочно, чтобы как N (ребенок наших общих знакомых, закончивший школу на 2 года раньше) пораньше закончить школу». Звоню другой знакомой поздравить ее 2-ую дочку, мою крестницу, с началом учебного года. Она рассказывает, что одна из одноклассниц перешла из их художественного лицея в другой,… Читать далее »

Ezhik

Об этом же-у меня старшая дочь приехала из лагеря,так как путевки были по соцобеспечению-было немало детей из сложных семей. Очень рада,что дочерь съездила и посмотрела,что жизнь у детей бывает разная,ну и лагерь оказался в плане быта не слишком комфортным-короче полезно и очень.))) Но речь не об этом. В их отряде оказалось 2 подростка (14 лет)-которые живут одни. Мама с папой развелись,создали новые семьи,они одни в квартире,родители приносят раз в неделю деньги-девочке довольно много,мальчику не слишком. И ничего,справляются…девочка учится на 4,ходит на танцы,но ест правда преимущественно дошираки (завтрак-обед в школе). Мальчик-говорит-я и готовлю (яичницу,макароны,сосиски,готовые котлеты и иногда суп) и дошираки ем… Читать далее »

Ezhik

Короче,что я и хочу сказать-организация семейного обучения с первых классов ложится на родителей большой нагрузкой. А в старших-уже не так сильно,если ребенок умеет учиться сам и знает зачем.

NinaK

Ezhik,я уже говорила, что у меня несколько знакомых, чьи дети именно начальную и среднюю школу учились дома, а потом поступали в престижные лицеи. И, честно говоря, я не верю, что родители, имеющие высшее образование не способны помочь своим детям освоить программу начальной школы. Мы же учим их сами до школы читать и математике (я мальчиков учила еще и писать, когда столкнулась с тем, что у младшей дочки требовалось в прописях писать сразу в широкую линейку), помогаем им с уроками, когда они не понимают или, болеют и занимаются дома. Я уже много раз писала, что летом мои дети осваивали половину программы… Читать далее »

Ezhik

У меня нет таких знакомых и ни кому из круга я не могу применить,вот в чем дело. Или просто семьи очень небогатые,грубо говоря две зарплаты по 20 тыс и двое-трое детей. Исчезновение одной зарплаты приведет к нищете. Или семьи побогаче,но з/п равные,например по 50-60 тыс. Тогда уход одной з/п приведет к существенному изменению дохода просто ради цели СО. Только как идея-фикс или весьма серьезные проблемы у детей. Убираем матерей-одиночек и тех,где мужья не работают и ничего не делают-такие есть.

Ezhik

Остается небольшой круг,где муж зарабатывает хорошо,а доход жены не значим. Но все такие мои знакомые семьи-это или трех-четырехдетные и разновозрастные дети. Тут просто уже большая хозяйственная нагрузка на женщину-малыш,накормить-отвезти-привезти хоть в ту же секцию-проведать бабушку,оборот белья-вещей и т.д. Часто есть какой-нибудь прикоттеджный участок. Надо быть очень организованной,чтобы еще обеспечить всем СО изначально. Или семья однодетная,но уже большие запросы у мужа в плане внешности,сопровождения,того же быта. Ну и плюс у таких обеспеченных семей есть возможность выбрать любую школу,репетитора по необходимости,доставить туда детей без проблем и т.д. Да собственно и у автора-все началось с того,что ребенок не адаприровался. Ну и повторюсь-дети 10-11… Читать далее »

Ezhik

Ну и еще-вы все время говорите «мои дети». У ваших детей способности выше среднего и мотивация к учебе,видимо тоже выше среднего. Может как к процессу получения знаний,или ради чего-то. У меня дети «посреднее»,я,например,просто не в силах их заставить учиться летом какими-то нежестокими методами. Они просто не хотят ничего большего,чем просматривание учебников и выучивание первых одной-двух тем. А в школу ходят (и учатся)-нормально. Прикладывать большие усилия для их мотивирования-кроме всего прочего-как я уже и сказала,меня кондратий хватит,если вдруг по какой-то причине СО организовывать…

NinaK

Когда дети находятся дома — не посещают сад или просто летом, когда у них каникулы — родителям все-равно приходится выстраивать какое-то подобие режима, чтобы дети не бесились весь день и не сводили родителей и друг друга с ума. Подъем-завтрак-уборка-прогулка-обед или что-нибудь в этом роде (у моих детей летом перед прогулкой было время уроков). Поэтому учеба просто входит в этот режим и становится такой же рутиной, как чистка зубов или застилание кровати. Поскольку у всех знакомых, чьи дети были на СО, во второй половине дня дети занимались в секциях и студиях, то режим был практически такой же, как у обычных школьников… Читать далее »

Нина, это все тот же вопрос семейной организации. Говорят же — слышала — что на каникулах родители сходят с ума, потому что дети дома весь день, о ужас. Мы в своем детстве родителей с ума не сводили, и надеюсь, со своими детьми я тоже как-нибудь уживусь )) но школа тоже может исполнять функцию камеры хранения, типа сдал утром ребенка, вечером с продленки забрал и никаких проблем. И если родители оба работают, это выход, да… но, но

Ezhik

Ну вот прошли каникулы. Почти 3 недели отец и трое старших были на море,я это время потратила на разбор вещей и генеральную уборку. Старшая еще на 3 недели ездила в лагерь. Июнь старшие провели 3 недели в школах-отработки,пленеры и т.д. Вторая все лето ходила в секцию. Третья большую часть в сад. Малыш при мне,пока встали-горшок-прогулка-книжка-подработка-Матроны-спать-хозяйство-ужин-ночь-матроны -подрабтка. И да,даже систематически готовить нормальную еду на 6 человек с попытками тратить не очень много денег-это уже затраты сил и времени.

Ольга Алексеева

Ёжик, лагерь православный?

Ezhik

Ой,лагерь это нечто. Совершенно неправославный,дают путевки по линии собеса,почти бесплатные-приморский. Как-то я отзывы прочитала позже,чем путевку получили (хотя уже не надеялись получить). Народу полно малосоциального (хотя официально он типа лечебный,путевку по дерматиту получали). Лечение там солнце воздух и вода,номера совок-совком (хотя туалет все же на комнату). Сушить-стирать белье негде,еда плохая,дисциплина казарменная. Но довольно обширная программа типа дискотек,викторин,конкурсов и т.д. Чтобы не разбежались.)) Очень полезно для расширения кругозора-какие бывают условия жизни,какие бывают семейные ситуации и т.д. Ну и для тренировки сопротивления обществу в каких-то вопросах тоже.Считаю,поездка удалась.))

Ольга Алексеева

Вы молодец — не побоялись.

Ezhik

Еще как боялась. Говорит,были и те,за кем родители приехали на 3-5 день. Плюс большой-та же связь ВК,ну и все же они там под контролем довольно жестким. Но от юбок-то все равно надо отцеплять..

NinaK

Для помощи родителей сейчас есть школы дистанционного семейного обучения, интернет-материалы, школы, куда дети приезжают один раз в неделю, а остальное время учатся дома, многочисленные методические пособия по каждому предмету и т.д. Поэтому, если ребенок ходит в школу чуть ли не со слезами, а родителям все-равно приходится проходить с ним всю программу дома или нанимать репетиторов, то СО, безусловно лучше: родители экономят силы, нервы, а, если школа с амбициями, то и деньги. Если же ребенок ходит в школу с охотой, а школа не требует от родителей, чтобы они постоянно участвовали в обучении, и ребенок справляется самостоятельно, то тогда школа, конечно лучше.

Ezhik

Ну да. Если ребенок не может адаптироваться к школе,а у родителей есть возможность СО,то конечно это лучше. В реалиях жизни чаще у родителей эти возможности действительно ограничены-тогда получится как получится. Или придется перестраиваться достаточно серьезно. Не сомневаюсь,что у более-менее ресурсных семей это получится.

Ezhik

Пффф…если дети-младшеклассники занимаются с репетиторами,а не с матерью-гораааздо проще. Главное их оплатить.
Если все должна организовать мать-предварительно подготовиться-провести занятия например,для двух детей 7 и 10 лет,еще и со школой ведь надо все равно взаимодействовать, имея еще малыша лет 2,и еще всех накормить-обиходить-прогулять-отвести на секции,встретить с улыбкой супруга-это мегамать. Лично у меня малыш до 2 лет вышибает просто массу эмоций,и так было со всеми. Тратить еще столько сил на обучение младшеклассников я бы никак не смогла.

NinaK

Нет, у знакомых не было репетиторов в младших классах, зачем? Что такого сложного они проходят, чего не могли бы объяснить родители? Я просто объясняла, что, как и при занятиях с репетитором, дети на СО успевают гораздо больше, чем их сверстники в школе за то же время потому что в школе учитель должен опросить других учеников, и на это тратится до половины урока. И я ниже писала, что если школа не требует от родителей постоянной помощи детям с уроками, проектами, презентациями, конкурсами и т.п., если дети бегут в нее с охотой, то родители обычно и не стремятся учить детей сами. Но… Читать далее »

NinaK

Иногда родители сразу решаются на СО, если поблизости нет приличных школ, или если у ребенка есть проблемы со здоровьем, или есть дома маленькие дети, и родителям сложнее отводить-забирать из школы ребенка, чем учить дома. Это выбор семьи и только

Ezhik

Ну…у нас,например,школа периодически пыталась требовать больше какого-то разумного предела,родители послали ее,ту школу,да и все. Мол,на текущий год наше участие в ваших мероприятиях достаточное,дальше сами-сами. И что интересно-сами-сами могут.)) но школа конечно таки платная.

NinaK

Ezhik, это весьма существенное отличие! Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Государственные школы как лотерея: если ребенок попалал к хорошей учительнице (если говорить о начальной школе), которая умеет учить, не стремится переложить всю ответственность на родителей и не страдает непомерным честолюбием, если остальные дети в классе более-менее адекватны и готовы учиться, а администрация школы не слишком достает поборами на ремонты и проч., то родители могут вздохнуть спокойно — ребенок скорее всего будет нормально учиться и никаких особых проблем со школой ни у него, ни у них не будет. Но, так бывает увы не всегда, а ставить свои условия… Читать далее »

NinaK

Причем, если в начальной школе главным залогом успешной учебы является классная руководительница, и ради хорошей учительницы можно пренебречь и уровнем преподавания неосновных предметов, и уровнем одноклассников, то в средней и, тем более, старшей школе, общий уровень класса и отношения между подростками становятся не менее, а иногда даже более значимыми, чем уровень преподавателей. Именно поэтому, выбирая школу, бесполезно рассчитывать на то, как ребенок будет ее заканчивать и куда потом поступать. Вполне вероятно, что после начальной или средней школы он перейдет в другую школу или даже на другую форму обучения, так что нужно думать о ближайшей, а не отдаленной перспективе: довольно для… Читать далее »

Ezhik

Нет,то что школу изначально надо выбирать,и возможно придется менять (на мой взгляд,не больше одного раза)-это я согласна на 100%. Но у нас многие выбирают по принципу «терпимая из обычных».Туда и попасть можно за какую-то неогромную матпомощь,и напрягают с одной стороны не слишком,и все же уровень какой-то есть. Ну и условно-элитные есть.

У моей трехдетной подруги старший сын из-за неврологических проблем один год учился на СО. Ей по-моему даже легче было — он и учился, и за мелким присмотреть мог )) как бы тут все очень индивидуально

Ezhik

Опять же-на СО или на ДО,когда учителя из школы ходят?

На СО. теперь для ДО нужен хороший такой диагноз, а то и инвалидность; у подруги все более-менее нормально, хотя проблемы со здоровьем у парня были серьезные и напрямую связанные со школой

NinaK

Статья называется «Уйти из школы: почему семейное обучение — это не страшно». И автор просто излагает свою точку зрения на возможность успешного обучения детей на дому. Возможность, а никак не обязанность. Автор не призывает: «Долой школы!» или «Даешь каждому ребенку семейное обучение», она адресуется к тем родителям, чьих детей по разным причинам не устраивает стандартное школьное образование, и которые хотели бы учить детей сами, но боятся не справиться. Честно говоря, как и в ситуации с детским садом, не вижу повода для споров: во всем есть свои плюсы и минусы, дети разные, родители разные, обстоятельства жизни разные, поэтому единых на все… Читать далее »

То, что вы пишете, и разумно и очевидно: если детей (!) не устраивает имеющееся школьное образование, то, решая эту задачу, родители могут, как один из вариантов, перевести ребенка и на семейное обучение. Для талантливых детей с ранней специализацией это вообще может быть единственный разумный вариант. Другими словами, если это жизненные обстоятельства или настойчивое желание самого ребенка — вопросов нет. Спорить было бы вообще не о чем, но автор пишет: «большинство /родителей/ выбирает ее /семейную форму обучения/ не под давлением обстоятельств (!), а по собственной воле, считая более подходящей для ребенка и для всей семьи». То есть, согласно автору, мама-папа (со… Читать далее »

Переход на семейное обучение, опять-таки согласно автору, требует изменения образа жизни семьи, культивирования познавательного интереса всех членов семьи, создание развивающей среды и т.д., и т.п. Вот не могу понять: почему бы родителям не создавать в доме эту среду и настрой, когда ребенок ходит в школу, а еще лучше — когда только собирается туда идти? Такая среда действительно прекрасно стимулирует мотивацию к учебе как таковой, хоть в школе, хоть вне ее. Привычка к самостоятельной работе и поиску информации не связаны напрямую с тем, учится ребенок в школе или дома — и там, и там можно задавить гиперопекой или пустить все на… Читать далее »

Наталья, наши друзья обучали сына на СО первые два года, в третий класс пойдетв школу, т.е. уже пошел. И да, это было решение родителей — они видели, что ребенок не пробивной, робкий, ему надо немножко попозже влиться в большой коллектив. И теперь он готов, а по знаниям освоил программу трех классов за два года. Почему это решение может быть неверным?

Это решение может быть и верным, и неверным — например, потому, что вливаться в уже сложившийся коллектив сложнее, чем во вновь набранный, даже если это просто переход из школы в школу. А здесь социальные школьные навыки этого ребенка на 3 года отстают от навыков и умений класса — и при этом он еще и на год младше остальных. В этом возрасте — это очень много. Или он идет в класс по возрасту и будет год скучать на уроках? Это тоже плохо, это расслабляет и отучает учиться, в средней школе такие дети потом быстро сдают.

Гоблин, и вот еще какой момент. Если ребенок робкий, и это ему мешает — очевидно, этим и надо заниматься, ему надо на спорт, или на танцы, или в театральную студию. Или до школы, или вместо 1 класса, и спокойно пойти в 1 класс на год позже. А по вашему краткому рассказу получается, что родители опять развивают ему мозги (3 класса за 2 года), а проблемы с общением так никуда и не делись.

Нет, проблемы с общением ушли в прошлое, т.к. он подрос, развился и морально повзрослел. Но на это потребовалось два года, а не один. И я думаю родителям виднее. Спорт не для всех показан, на танцы я ребенка до 18-и лет сроду не отдала бы — сама уже во взрослом возрасте ходила, знаю что это такое )) а три класса за два года это не фокус, а обычное дело при индивидуальном образовании. это не развитие мозгов, а просто они плесенью не покрылись

Ezhik

Лично меня не убедили,что «это не страшно». Нет,понятно,если есть действительная необходимость-ребенок не смог адаптироваться ни к одной из предложенных школ,он не успевает на желаемом уровне,появились психосоматизы-то да,СО,куда деваться. Но лично мне показалось,что это весьма большая нагрузка для семьи. Деньги,собственный (и супруга еще) ресурс по обучению и организации,бросание работы. Все равно допзанятия,и да,очень много времени вместе,причем «нагрузочного»,а не отдыхательного или хозяйственного того же. Полный переформат жизни семьи,да. Это касается детей средней школы,как вижу я. Наверное,можно так поступить с перво-второклассниками,не очень уж напрягшись. Наверное,с этим с небольшой родительской поддержкой могут справиться определенный контингент старшеклассников. Но вот так…неее. Страшно и нужны веские причины.

Приятель делился опытом СО (его дочка уже окончила школу): в апреле перед 1-м классом неработающая жена вместе с дочкой (единственным ребенком) заглянули в учебники, сгоряча к сентябрю их практически закончили. Дочка была гиперактивной, побоялись, что в школе будут проблемы, оставили учиться дома. За-ради «социализации» были музыкалка и рисование. Дальше обучение пошло медленнее, но за 2 школьных года дочка с мамой прошли программу 3 классов, после чего перешли в экстернат — обеим поднадоело сидеть дома, программа усложнилась, ребенок начал лениться, у мамы не всегда хватало знаний и кругозора, потребовались объяснения и контроль профессионала. Еще через пару лет ребенок затосковал по общению… Читать далее »

Все очень индивидуально, опять же. И, даже судя по отрицательному опыту СО, ничего страшного не произошло

А «страшное» в вашем понимании — это что?

NinaK

Я уже написала: находиться постоянно вместе с детьми на протяжении всего их детства и подросткового возраста. Я уставала быть «матерью-героиней», «массовиком-затейником» и «рефери» в одном лице даже во время каникул. Когда дети на СО учеба занимает слишком мало времени по сравнению со школой, и у детей остается слишком много свободного времени, чтобы доставать друг друга и родителей.

Ну, вот Вы же, Наталья, и пишете — останется ребенок необразованным, будет баранов пасти. Хотя по мне есть только одно страшное, и это не бараны. Поэтому любая ситуация, несущая существенные угрозы здоровью, будет мной меняться на более благоприятную

И какие вы видите существенные угрозы здоровью в 1-м классе у нормального «условно здорового» ребенка, коих абсолютное большинство? У той барышни, о которой я писала, таких угроз даже потенциально не было, пойди она в школу. А в получившемся у них варианте — куча пустых хлопот, нервов и напрасных денежных трат у родителей, проблемы с общением в классе и не бог весть какой высокий уровень знаний у ребенка, неработавшая эти годы мама — сложности с трудоустройством и беда с пенсией…

Наталья, теоретически никаких, практически много что, особенно если речь идет об элитной школе за 20 остановок метро. И школа, как мы уже выяснили, не ограничивается первым классом, и проблемы могут быть самые разные на разных этапах. Учителя тоже разные и не все адекватные. Просто в приведенном Вами примере ничего страшного не произошло вот прямо совсем. Лишние денежные траты могут таковыми видеться сейчас, а в свое время были не лишними, или в школе были бы не меньшие. Про беду с пенсией аж смешно ))))))

NinaK

У младшего сына в классе есть ребята после СО. И также было и у младшей дочери (она закончила лицей 8 лет назад), и у старшего сына (4 года назад). После первого удивления при знакомстве, когда дети спрашивают друг друга кто в какой школе прежде учился, никто не вспоминает о том ходил ли ты в школу, или учился дома, и «вычислить» последних, не зная их истории, уже невозможно.

NinaK

Сама бы я не выдержала иметь детей постоянно дома до 7, а то и 8 класса. Бог с ней с учебой! Это, действительно, не самое страшное. Собственно, я и летом усаживала детей за уроки в первую очередь для того, чтобы структурировать день, потому что иначе можно было просто сойти с ума от их постоянных ссор, нытья, взаимных претензии, жалоб на скуку и просьб их развлекать. Но, если кому-то бесконечно заниматься с детьми в радость — почему нет?

Угу. Если при этом еще и самим детям в радость изо дня в день торчать при маме, которая, получается, контролирует вообще каждый твой шаг. В 1-2 классе — еще как-то реально, а дальше дитю нужно поле для самостоятельной жизни. А уж чтоб подросток такому радовался — даже представить не могу.

NinaK

А какая в школе уж особенно самостоятельная жизнь? На 10-минутных переменах? Мне кажется, детям без разницы мама ли им дала учебное задание и ушла в магазин/готовить обед/заниматься младшими или учитель в классе. Во всяком случае дети на каникулах страдают от отсутствия школы гораздо меньше, чем их родители))

1. Огромная разница, мне даже как-то неловко вам об этом писать.
2. Никогда не страдала на детских каникулах от отсутствия школы. Брали с мужем отпуска по очереди, чтобы быть с детьми. Постоянных детских ссор, воплей и страданий от невозможности себя занять у моих не было — жутко деловые и предприимчивые были девицы, планов и идей у них всегда было больше, чем они успевали реализовать за лето. Плюс помощь мне по дому и какие-то совместные дела и развлечения.

Мама как раз гораздо вероятнее будет контролировать каждый шаг ребенка, пришедшего из школы. Постоянно присутствующего рядом контролировать нет нужды

Гоблин, если ребенок справляется без мамы полдня в школе, зачем его дома-то контролировать? Мамы в таком варианте обычно вообще на работе. Это когда ребенок всегда дома с мамой, так мама его постоянно и держит на контроле.

Наталья, я по себе сужу. никто нас сроду не держал «на контроле». мама не работала. в школе мы были полдня, да, но наверное не больше половины учебного года, т.к. болели постоянно

Sasha_

По-моему, семейное обучение — это вариант для исключительных случаев. И один из главных аргументов для меня лично заключается в том, что по моему опыту, работать в свободном графике без ухудшения качества из взрослых способны единицы. Поверить в то, что стабильный значительный процент родителей способен организовать детям систематическое обучение на дому, аналогичное школьному, я не могу. Собственно, автор статьи это и подтверждает, когда говорит, что совершенно не в состоянии прогнозировать результаты своего эксперимента с точки зрения получения качественных знаний; а ее подход «я химию и физику выучу вместе с ребенком» (а заодно и алгебру, подозреваю), мне лично представляется крайне кустарным. Если… Читать далее »

Именно. И есть у меня подозрение, что во многих случаях психологический комфорт нужен не столько ребенку, сколько его маме.

Подвожу итог. Похоже, что те из матрон, у кого дети школу закончили или близки к тому, склоняются к школьному обучению с условием выбора школы, максимально подходящей конкретному ребенку, и рассматривая семейное обучение как хороший выход в достаточно редко возникающих ситуациях. А те, у кого детям только предстоит пойти в школу, вспоминают собственную школу и боятся отпустить от себя детей в столь страшное заведение. Они представляют своих дошкольников в школьных условиях и понимают, что это «вещи несовместные» — и так оно и есть. Разгадка в том, что в период 6-8 лет у детей происходит скачок развития, дозревает кора больших полушарий, возникает… Читать далее »

Возможно. Ну от себя могу сказать только, что я счастлива, что такие варианты, как СО и ДО, существуют, а еще буду очень рада, если моим детям будет комфортно в школе, и эти варианты не понадобятся

Похожие статьи