Икона «Устюжское Благовещение» — одна из самых древних из сохранившихся русских икон. Она интересна не только своим возрастом, но и тем, как показан на ней сам праздник.

Благовещение — событие чрезвычайной важности для человечества: лишившегося по вине Евы рая, благодаря Марии оно смогло вернуться обратно:

«Призвав для благовестия великой тайны Воплощения Сына Божьего Гавриила, одного из первых Ангелов, Бог изрек ему: «Иди, Гавриил, и будь слугою страшного и сокровенного таинства, послужи чуду. Движимый любовью, Я спешу взыскать заблудшего Адама. Грех обезобразил созданного по образу Моему человека, повредил творение рук Моих, помрачил красоту, Мною созданную. Жилище Рая пусто, Дерево Жизни охраняется пламенным мечем, место сладости и блаженства закрыто. Хочу помиловать бедствующего и связать врага. Иди к Деве Марии… иди к святилищу, для Меня предуготованному». Григорий Богослов.

Евангелия дают скудные сведения о Матери Христа; большинство фактов о Ее жизни происходят из апокрифов. Прошло 5 веков, прежде чем Марию стали почитать именно Богородицею. В 431 г. III Вселенский собор в Эфесе утвердил догмат о Боговоплощении: земная дева родила Бога и человека. Это нашло отражение и в гимнологии, и в искусстве. Уже в то время христианские мыслители пришли к пониманию того, что изображение не копирует изображенного буквально, а всего лишь частично отображает: «Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего» (Иоанн Дамаскин). Отцы VII Вселенского собора (8 в.) сошлись на мнении, что икона напоминает молящимся о первообразе и помогает сосредоточиться.

Фреска, катакомбы Прискиллы, Рим, III в. Самое раннее изображение праздника

Фреска, катакомбы Прискиллы, Рим, III в. Самое раннее изображение праздника

Благовещение стало одним из основных сюжетов для художественного исполнения, потому что именно здесь учение о Боговоплощении можно показать особенно наглядно. Этот сюжет часто располагают на столбах храма или на Царских вратах как символ того, что врата Рая снова открыты для людей. Иконы писались в основном маленькие, предназначенные для праздничного ряда иконостаса. Устюжское Благовещение отличает большой размер — 229х144 см (изначально).

Икона интересна тем, что в ней отсутствует всякая историзация события. Здесь нет ни чертогов, ни земли, ни растений. Только угадывается престол позади Богородицы, и пряжа в Ее руках.

Написана икона была в первой трети XII в. и находилась в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В XVI в. ее перевезли в Москву, где сначала поместили в Благовещенский собор Кремля, затем в Успенский.

Моление Прокопия и Иоанна Устюжских иконе Благовещения

Моление Прокопия и Иоанна Устюжских иконе Благовещения

Название вводит многих в заблуждение: она празднуется одновременно с памятью св. Прокопия Устюжского, почитавшего икону Богородицы. Этот прусский купец из Любека прибыл в Новгород со своими товарами. Ходя по городу, он поражался количеству святых церквей и числу прихожан. Услышав церковное пение, он решил перейти в православие, раздал свое имущество и отправился в Великий Устюг, где его никто не знал. Там он жил подаянием, непрестанно молясь Богу. Стяжав дар предвидения, юродивый предупреждал горожан о грядущем страшном метеоритном дожде, буре со смерчем и пожарах (1290 г.). Никто ему не верил, пока каменные тучи не накрыли город. Тогда все бросились под защиту стен собора, где св. Прокопий усердно молился перед образом Благовещения. Икона истекла миром, а туча отошла от города и обрушилась на землю в пустынном месте в 21 км от Устюга.

Скорее всего, речь шла о другом образе, поскольку никакие исторические документы не подтверждают факт присутствия иконы в Устюге. Однако молва так крепко привязала икону к городу, что за ней осталось название «Устюжская». Память об этом событии была закреплена в церковном календаре, а с оригинальной иконы сняли копию и торжественно привезли в Великий Устюг.

На иконе изображены Богородица и Архангел Гавриил. Мария, будучи человеком, стоит на опоре. Хотя на иконе есть сидение (утраченное), Дева встала, чтобы выслушать слова небесного посланника стоя. Ангел парит в воздухе. Несмотря на ограниченное пространство, Гавриил будто не смеет приблизиться к Той, кому благовествует, и передает Ей святую весть с благоговением. В левой руке он держит жезл (мерило) — символ власти. Правая рука поднята для приветствия. Кажется, что он благословляет Богородицу, однако этот жест с античных времен означал начало речи. Так на некоторых изображениях Иисус Навин обращается к Архангелу Михаилу.

Голову и плечи Марии покрывает мафорий (накидка) вишневого цвета, соединяющий в себе начало и конец спектра — красный и фиолетовый. Это, по мнению отцов Церкви, символизирует Христа, начало и конец всего сущего. Мафорий украшен золотой бахромой, а традиционные звезды отсутствуют.

Рис. 16. Великий Новгород, 20-30е гг. XII в.

Мария, опустив левую руку с пряжей, подняла правую в почти благословляющем жесте к Младенцу Иисусу, изображенному у Нее на груди. Это одновременно означает ответ на обращенную речь, согласие и молитву. Голова смиренно склонена. Жесты рук Богородицы и Архангела лаконичны и рифмуются.

Прялка, веретено — очень многозначные символы. Ткачество с момента его появления считалось женским занятием и символизировало женщину. Кроме того, согласно апокрифу, Мария пряла завесу для Иерусалимского храма в момент появления ангела: «И сказал первосвященник: «Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур». И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их, она вернулась в свой дом. <…> И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами».

И стала оглядываться она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнешь по слову Его». Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: «Неужели я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» И сказал ангел: «Не так, Мария, но сила всевышнего осенит тебя, потому и рожденное тобой Святое наречется сыном Всевышнего. И наречешь ему имя Иисус, ибо Он спасет народ свой». И сказала Мария: «Я — раба Господа, да будет мне по слову твоему». (Протоевангелие Иакова).

Алый цвет нити означает плоть, которую должна была соткать в Своей утробе Пресвятая Дева для Сына Божьего: «Пречистая! Мысленная багряница — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).

Христос Эммануил показан на лоне Девы. Это одно из самых ранних изображений догмата о воплощении Христа. Это учение с самого начала вызывало ожесточенные споры, потому что казалось иудеям соблазном, а язычникам — безумием (1 Кор. 1, 23). Младенец одет только в набедренную повязку, напоминающую о грядущем распятии. Тот факт, что тело обнажено, указывает на человеческую природу Христа. Его правая рука благословляет, левая отведена в сторону с открытой ладонью.

В верхней части иконы изображен Ветхий Денми (т.е. днями). Это символическое изображение Христа в виде старца. Он восседает на престоле, держа в левой руке свиток, а правой благословляя Богородицу. Вокруг парят серафимы и херувимы.

Все пространство иконы залито золотым сиянием, растворяющим тьму и придающим событию вечный характер. Событие Благовещения предстает здесь как поворотный момент в истории человечества. Господь избрал Деву для совершения спасения, и Она ответила согласием.

0_c2742_f580e1d3_L

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Автор путеводителя по Золотому кольцу для детей и их родителей. Выпускница исторического факультета МГУ.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Екатерина Панкина

Волшебно, спасибо!!!

Инна

Спасибо, интересно. И икона очень красивая.

Похожие статьи