Наталья Львова придумала себе профессию сама. Сейчас она дизайнер систем домашнего хранения, а в прошлом IT-директор. Считает, что порядок — дело сугубо индивидуальное, а идеального порядка не существует. Она рассказала «Матронам» о трех главных принципах, зная которые любой человек сможет без труда навести у себя дома красоту.  

Сначала мне надо убить мужа

Я открыла ваш сайт, начала смотреть на то, как вы переделали детскую комнату. Увидела стол, который не приставлен к стене. И вдруг поняла, что мебель не обязательно ставить только вдоль стен. Какие еще открытия делают ваши клиенты из серии «а что, так можно было

Да, этот вопрос я слышу очень часто. Например, была у меня клиентка, которая пожаловалась на неудобную гардеробную. Я предложила поменять местами полки и ящики, с одной стены переместить что-то на другую, а она сказала, что я сдвинула целый пласт в ее голове: в уже готовой мебели, оказывается, можно делать изменения. И ей сразу начали приходить в голову новые идеи по повышению удобства.

Вот есть шкаф на кухне, он неудобный, глубокие темные полки, люди живут с этим и мучаются. Нижняя полка так вообще «могила», никто никогда не помнит, что там сзади стоит. Я предлагаю купить выдвижную корзину на направляющих и врезать в этот ящик. Это не требует больших переделок, но существенно добавляет удобства. Ой, а что так можно было? Да, надо просто себе разрешить что-то поменять.

Какие еще открытия происходят?

Люди открывают для себя, что не нужно сортировать вещи по категориям. Не брюки к брюкам, а кофты к кофтам. А по сценариям и частоте их использования. Открытие происходит, когда я спрашиваю: «А сколько из этих висящих в самом удобном месте платьев вы носите часто?» — «Одно». — «Ага, получается, что у вас самое козырное место в гардеробе занимает то, что вы носите редко, а то, что каждый день — на задворках». Надо оставить это платье, а к нему повесить костюм, который каждый день надеваете на работу. Если у вас есть сценарий «пойти на спорт», и в нем участвуют брюки, носки, майка и полотенце, то можно все это сразу хранить рядом в одном месте, а не собирать каждый раз по разным шкафам.

Привязываться надо к сценариям, к привычкам, к частоте того, чем пользуешься. Принцип Парето работает и тут. Если сделать удобным хранение 20% вещей, которыми ты часто пользуешься, то это даст 80% комфорта.

Как звучит стандартный запрос к вам?

Я хочу, чтобы у меня все хранилось красиво и удобно. Если человеку предстоит покупка новой мебели, то, конечно, хочется подобрать такую, чтобы точно все вещи влезли, и не просто так, а удобно. А если речь про хранение в уже имеющихся шкафах, то обычно сложности бывают с тем, что неудобно, или не хватает места, или образовались завалы и вообще не понятно, что и где лежит.

А люди сами не могут с этим справиться? Зачем им помощник?

На самом деле справиться могут все. Люди задумываются о хранении в переходные моменты: ремонт, переезд, рождение детей и так далее. И иногда основной процесс жизненных изменений отнимает все внимание, а на организацию хранения не остается времени и сил. Например, ремонт закончен, мебель выбрана, положу по шкафам как есть, а потом разберусь, удобно или нет. А кто-то просто не любит разбирать вещи, сортировать их или искать всякие органайзеры, но при этом хочется порядка и удобства.

Вы спрашивали об этом своих клиентов?

Я проводила опрос, с какими сложностями они сталкиваются. Были такие ответы: «Сначала мне надо убить мужа». Или: «Можно мне аккуратных детей?» Да, бывает, что в семье представления о порядке не совпадают. Уровень толерантности к беспорядку разный.

Я предлагаю разделять места для хранения: для мужа и жены, детскую зону и взрослую. Даже в прихожей, везде. И внутри этого сегментирования хранить все по логике человека, чьи вещи там лежат. И неважно, что думают по этому поводу остальные. Если хочется кинуть вещи кучей, то пусть. Дверцу шкафа закрыли — и привет. У жены все по полочкам — ну и отлично. Конечно, чтобы все это организовать, требуются специальные усилия. Но ведь всегда кому-то порядка хочется больше, на его плечи и ложится такая задача.

Если нет системы, построенной вокруг человека, ничего не выйдет

Допустим, вас попросили помочь разобраться на кухне. С чего вы начинаете?

Я прихожу и спрашиваю: «А что вы делаете на кухне?» Мне отвечают, что чаще ужинают и завтракают, а супы варят редко в одной любимой кастрюле, вот она тут и стоит.

А еще у человека полноценный набор из 4 кастрюль, ну мало ли что. И все они занимают один удобный выдвижной ящик. А другая нужная утварь распихана по разным местам. Мы убираем ненужные кастрюли подальше, а ящик занимаем тем, чем семья пользуется каждый день.

Я назвала себя дизайнер систем домашнего хранения. Потому что мне кажется, если нет системы, построенной вокруг человека, ничего не выйдет. Пока ты не поставишь себя во главу со своими привычками, образом жизни, уникальным набором вещей, частотой их использования, ничего не получится.

А люди готовы за это платить? Допустим, новая квартира, строителям уже заплатили, дизайнеру тоже, а тут еще один человек.

Когда я работаю в пространстве «с нуля», людям потом не надо переделывать или что-то докупать. Однажды я на шкафах сэкономила клиентам 200 тысяч рублей. Я спроектировала шкаф, клиент разослал производителям техзадание, и ему прислали разброс цен от 110 до 270 тысяч, притом, что материалы были одинаковые. В итоге мы сделали этот шкаф за 70 тысяч. Люди, которые любят порядок и комфорт, но не понимают, как это сделать, готовы платить за то, чтобы это сделал кто-то другой.

А если на заказ шкаф делать дорого?

Мы определяемся с бюджетом. И можем заказывать готовое в разных магазинах, от Икеи до итальянской мебели. Главное, чтобы то, что нужно вместить, легло, как надо. Я все это ищу, клиенту остается только дойти до магазина и оплатить.

А как у вас все началось? Вы у себя что-то разобрали?

Просто я так живу. Я работала в IT-бизнесе, много занималась систематизацией, совершенствовала информационную архитектуру компании. На самом деле это очень похоже на то, что я делаю сейчас.

Второе образование у меня психологическое, а еще я сертифицированный коуч. Мне всегда нравилось слушать, понимать людей, находить какие-то решения вместе с человеком. А еще я училась в «Британке», и тема дизайна меня тоже не обошла стороной.

Я начала с себя, экспериментировала с мебелью, сейчас все в доме спроектировано мной. Первый обдуманный шкаф я проектировала полгода. Как только на пороге появлялась подружка со словами: «Я хочу купить квартиру», я говорила: «Круто, давай я тебе помогу там все спланировать». Для меня наводить порядок — это личная психотерапия. Если я не могу принять решение и нервничаю — мне нужно поразбирать документы. Если нужно настроиться на хороший день, то надо разложить вещи.

Когда я работала коучем, то специализировалась на вопросах поиска «своего дела». То есть я каждый день обсуждала с другими людьми, как понять, что «твое», и как на этом зарабатывать. Неожиданно для себя самой нашла и свое. Однажды я написала в фейсбук, что очень люблю порядок и приложила фотографии своих шкафов. Десятки людей написали мне, что это круто и они тоже так хотят. Сначала я даже не представляла, что это может быть бизнесом. Потом меня стали спрашивать, сколько стоит моя помощь.

Я поняла: это и есть мое дело. Дала себе год, чтобы попробовать, — и получилось! Есть дизайнеры интерьеров, есть клининговые компании, а организация домашнего хранения где-то между ними. Дизайнеры думают про функциональность, но в мелочи — скрепки и крупы — они не лезут. И тут вступаю я.

Наталья Львова. Фото Ольги Павловой

«Где я бросил, там шкаф и делай»

Что такое порядок в представлении людей?

Это разложенные ровно вещи, по категориям и каким-то стандартам. А на самом деле порядок — штука индивидуальная. Любой здоровый человек кладет вещи, куда ближе. А потом все накапливается. Я прихожу и вижу, что одежда висит на стуле. Спрашиваю: «А чем здесь круче, чем там?». Оказывается, там надо сделать четыре движения. Или может выясниться, что место, куда надо вешать, занято.

Вообще на стул всегда удобнее кинуть, даже если есть место в шкафу.

Иногда неудобно вешать, потому что нет приспособления. В том случае мы придумали скобу в гардеробной, которая, по сути, тот же стул. Пришел, разделся, перекинул.

Мы обо всем этом мало думаем. Фокус внимания должен быть на себе: как сделать для себя удобнее. И тут рождается энергия, которой обычно нет в другой ситуации, когда надо навести порядок, уходит вот это «ой, надо убираться, фу».

Иногда я приезжаю, и мы разбираем небольшой участок. И 80% людей мне потом пишут: «Я тут еще шкафчик разобрала, а еще до балкона добралась». Порядок тоже «расползается».

Какие существуют принципы порядка?

Первый. Для каждой вещи должно быть место. Даже для какой-то ерунды. Всегда в доме есть какая-то невнятная мелочевка — мало ли, пригодится, — и она туда-сюда кочует. Заведите коробку, если не понимаете, что это такое, складывайте туда. Кочующие вещи встречаются часто. Любит цветы разводить человек, а у него для этого что-то в кладовке, что-то на балконе, что-то под кроватью. А где у вас лежит это? А это у нас не лежит нигде. Значит, везде. И когда придумываешь место, оно должно быть для человека интуитивно понятным и логичным.

Второй. Все вещи должны лежать на своих местах.  И тут вступают привычки и сценарии, не надо их игнорировать. Люди не раскладывают вещи туда, куда неудобно. То, чем чаще пользуешься, — должно быть под рукой. Вот моя знакомая, у нее дети, она встает в шесть утра, и это ее время, она любит пить кофе в одиночестве. Для этого у нее турка, кофе, чашка и так далее. По отдельности это все должно лежать в разных местах, но это в теории, а в реальности все стоит на поверхности столешницы, потому что раскладывать в разные места каждый раз неудобно. Я предложила просто полочку с подносом, на котором сразу и турка, и кофе, и чашка.

Третий. Регулярно возвращать вещи на свои места. Тратится в разы меньше сил, нервов и времени. Если у вас есть удобное место для вещи, то, проходя мимо нее, вы автоматически ее туда закидываете. Регулярность благодаря этому настраивается автоматически. Появляется ощущение комфорта.

Я, например, живу с человеком, который считает, что уборка в доме — признак потраченной жизни. Он шутит: «Где я бросил, там шкаф и делай». Но я знаю, что у всех его вещей есть места. Они удобные для меня, чтобы класть. А ему — чтобы брать. Поэтому мне не составляет труда по дороге взять и закинуть на место.

Скажи «спасибо» подгоревшей кастрюле и отпусти

Мне кажется, с порядком так: самое трудное — это начать.

Да, в детстве, помните, все вывалил из шкафа, думаешь, сейчас как все разберу, потом поворачиваешься, смотришь: куча какая, ну ее, лучше почитаю или мультики посмотрю. И эта куча лежит. Многие боятся, что если начнешь уборку, то станет хуже, не хватит сил.

Ну да, или бывает так: ребенок начинает уборку, а потом из комнаты доносится восторженное: «Мама, я нашел карточку футболиста, мама, я нашел мячик!» И так он и сидит в этой куче с большим удовольствием. С чего все-таки начинать?

Начать надо на высокой энергии. И сразу с того, что больше всего раздражает, — не надо идти последовательно из угла в угол. Кого-то нервируют захламленные поверхности, разбирайте их! Если сделать удобным только то, чем пользуешься постоянно, а то, чем редко, останется неудобным, то даже это уже принесет облегчение.

И не обязательно разбирать все в один присест, потому что силы могут покинуть раньше. Например, я перебираю один небольшой шкафчик в неделю. Всегда найдется что-то, что можно сделать удобнее. За год я прохожу через всю квартиру, включая балкон, коридор и так далее.

Дети съездили на экскурсию, привезли перо Пушкина, я в командировку — появилась фигурка кивающего японца. Это не считая магнитов. И куда это все девать?

Многие мне говорят: «Ой, я Плюшкин, я все собираю, мне жалко выкинуть». И первый вопрос, который надо себе задать: нужно или не нужно. Если нужно, то для чего и в каком сценарии использовать. Если не нужно, но жалко, тогда вопрос: какие эмоции вы к этому испытываете? Допустим, это память о любимой бабушке. Тогда можно сделать красивую фотографию с этим предметом и сохранить память, а вещь унести из дома. А бывает, кофточка висит, которая мала или велика, и вообще только раздражение приносит. Скажи ей спасибо за полученный опыт, как и любимой подгоревшей кастрюле, как и многому другому. И отвези на дачу, отдай кому-то, вынеси на помойку.

Почему работает дача/гараж? Потому что чем дальше лежит, тем проще с этим расстаться. Приедете потом на дачу и скажете: «Ой, ну это надо было давно сжечь».

Я в свое время решила из командировок привозить сувенир, который связан с эмоциями, занимает мало места, понятно откуда и от кого. Это оказались открытки. У меня они со всех континентов, кроме Антарктиды. Мои друзья отправляют, и я сама, когда езжу, отправляю себе.

Есть принцип «плюс 1 минус 1». Я — книжный маньяк. Но дала себе установку: хочешь купить очередную книжку — будь готова от какой-нибудь избавиться. Чтобы не покупать лишнего, я иногда заходила в книжный магазин, ловила ближайшего продавца, давала ему список нужного и сразу шла на кассу, не глядя по сторонам. Когда я стою перед вещью в магазине, то задаю себе вопрос, мне это очень нужно или я смогу без этого прожить? И я сразу решаю, куда я это положу дома.

То есть надо сразу протянуть связь с условным местом хранения?

Да. Думать заранее. Мне вот вчера написали, что на большой кухне все гораздо проще разместить, чем на трех метрах. На самом деле с точностью до наоборот! Потому что на маленькой кухне очень ясные приоритеты. А когда она большая, считается, что туда влезет все-все. Но не помещается почему-то.

Хорошо, когда есть приоритеты. Под этот сценарий мне нужны такие-то вещи. Я люблю книги, хочу их иметь под рукой, а вот эти фотоальбомы я могу перевести в электронный вид. А от этих конспектов с института, так и быть, избавлюсь.

Три горшка для порошка

Я видела, как вы упаковали детскую железную дорогу в прозрачные коробки из-под обуви. Какие еще неожиданные решения у вас были?

Есть история, которую я называю «три горшка для порошка». С клиенткой, у которой все в стиле кантри, мы сначала разобрали кухню, и там скопилась гора посуды «на отдать». Перешли в ванную, она: «Как же меня бесят эти пакеты с порошком! И пластиковые контейнеры тоже ненавижу». Я говорю: «Слушай, у тебя такие три классные горшка для запекания, которые ты отдать собиралась…». — «Гениально!» — кричит она, и мы пересыпаем в эти горшки порошок.

Или все привыкли, что в бутылочнице — масло, соусы, бутылки. Друг мне пишет, что это ерунда, бутылочница не используется. Я приехала и посоветовала ему туда поставить химию, фейри всякие, он как раз не знал, куда их девать.

Из моей жизни. Меня раздражают скользящие коврики на полу. Я взяла двусторонние липучки для картин и приклеила ими ковры к полу. Идей много, надо просто включить творческий подход.

Я сейчас разговариваю с вами, а в голове комод. Я уже мысленно переложила купальники и носки для хоккея из верхнего ящика вниз.

Ха-ха! Да, когда я рассказываю про принципы и привычки, у людей в голове все само складывается. Вот у меня была мечта сделать туалетный столик, за которым можно красить ресницы и сушить волосы. Удобный, функциональный. Но я привыкла это делать в ванной. И через год насилия над собой я перетащила все это в ванную. Если это не учитывать, то все рассыплется и никакие органайзеры тебя не спасут, а бардак будет накапливаться.

Я видела, как люди в ванной хранят и используют постельное белье, детские игрушки-ведерки, самокаты, но им так привычно.

А бывает, что об этот самокат все спотыкаются, но упорно хранят его в ванной?

Есть привычные места под разные вещи, и вроде бы по логике они правильные и удобные. Но ты так не живешь. Тогда нужно придумать такое место, чтобы привычка не превращалась в головную боль. Были у меня клиенты, которые детский самокат после прогулки в ванной мыли и там же сушили. Для него придумали место специальное: открутили одну дверцу в тумбе под раковиной, поставили на дно коврик, и они туда закатывают этот трехколесный маленький самокатик. Это как раз про то, что невозможно придумать стандарт.

А что делать с такими удобными предметами вроде велотренажера? Когда-нибудь на него обязательно летят кофты. С этим можно бороться?

Это тоже про то, что для кофт либо нет места, либо оно неудобное. Когда я спрашиваю, чем тренажер лучше шкафа, то мне отвечают, что в шкафу все мнется. А тут висит аккуратно. Выбор очевиден. Когда шкаф сравнится по удобству с тренажером, тогда что-то поменяется.

С детьми легче работать, чем со взрослыми?

Я часто работаю с детьми, которые идут в школу. Они очень системные товарищи, на самом деле. Мама там за голову хватается: «Что за бардак?» А ребенок знает, что эта деталька от той железной дороги, это резиночка от той куклы… они знают, от чего это все! Просто нет места, куда положить.

Я говорю: «Твой бардак потрясный, переиначивать его мы не будем. Мы поймем, как он устроен, и сделаем крутую удобную штуку, чтобы ты мог раскладывать». У детей сразу рождается логика, если им ничего не навязывать. И мама потом тратит на уборку минуты. И ребенок не запихивает все в шкаф, а делает, как удобно.

Тарелка в раковине как энергетическая дыра

Когда говорят «порядок на столе, порядок в голове», вы согласны с этим?

Да, когда ты наводишь порядок в физических вещах, это создает ощущение легкости и определенности в каком-то вопросе. Поначалу у меня даже была идея сделать коучинговый разбор. Есть какая-то жизненная цель, и чтобы к ней прийти, мы разбираем вещи, создаем порядок. Но потом тема с хранением меня захлестнула с головой, и коучинг я оставила.

С одной девушкой мы разбирали ее рабочее пространство. Там было много папок и коробок, чего-то еще. Она начала яростно рвать бумаги со старой работы, начала вспоминать, как ее все это выводило из себя. «А вот фотоальбом, здесь мы с ребятами в позапрошлом году на лыжах! А ты знаешь, что я мастер спорта по лыжам?» И через какое-то время она мне написала, что расчехлила лыжи и открыла у сына в школе кружок для детей по лыжным видам спорта.

Вы встречали людей, у которых идеальный порядок?

У многих дома идеальный порядок, просто они не подозревают, что это именно он. Встречала ли я людей, у которых все вещи на местах и это им удобно? Да, встречала. Я живу с человеком, который легко возьмет джинсы оттуда, где он их бросил. И это его порядок. Если это кажется мне беспорядком — тогда это моя проблема.

С другой стороны, у меня есть знакомый, хранящий в доме только те вещи, которые дарят ему радость. Он говорит, что если в раковине стоит тарелка — то это энергетическая дыра. Ему подарили дизайнерскую вазу за 2500 евро, он вынес ее на помойку, потому что «к чему она мне?» У него железобетонные приоритеты.

Вам порядок не снится?

Я иногда засыпаю с этим. Допустим, есть проект с прихожей, я знаю все размеры, днем играю в пятнашки, проектирую, засыпаю, а в голове все продолжается: «Ой нет, шляпы сюда!» Это мое развлечение. А еще меня можно ночью разбудить и спросить размеры того помещения, с которым я работаю, я все до полки расскажу.

У вас есть фраза, которая определяет ваш жизненный путь?

Я ищу решения и возможности, а не оправдания. Это мой принцип. Я люблю искать решения там, где их не видно. Меня подогревает, когда непонятно как, а надо придумать.

Советую всем: подсматривайте решения в Икее, в журналах, тестируйте их у себя, не заморачивайтесь, простота — самое главное. Если хочется вещи бросать, надо себе разрешить. То, что удобно и что нравится, не считайте беспорядком. Это снижает стресс.

Валерия Дикарева

Фото обложки: Ольга Павлова

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Журналист, сценарист, редактор, автор видеопроектов. В прошлом специальный репортер 3 канала и автор документальных фильмов, PR-директор фонда «Подсолнух», заместитель главного редактора портала «Правмир», а ныне фрилансер и мама беспокойного и весьма остроумного сына.

Другие статьи автора

Отправить ответ

новые старые популярные

Прекрасная идея насчет не считать беспорядком

Marinas

Ну да один бросил, второй бросил и из ничего получился бардак. Мне тоже казалось это несущественным,когда одна ходила и видела. Хочу сундук для хранения детских вещей,игрушек.

У меня дома как раз сейчас ремонт совмещенный с (бардаком) генеральной уборкой 🙂 Правильно автор написала — хочется кинуть вещь — кидайте. Я не переношу, когда в доме все по полочкам, чисто и аккуратно — противно, как в больнице. Мне плохо в такой среде. С другой стороны, человек, выбросивший вазу, прав — зачем она. У меня несколько таких наборов посуды — абсолютно новые, кем-то подаренные. Неудобные, не влезающие в посудомойку. И пледы в шкафу 2 шт новые. Зачем люди дарят такие вещи… Неужели есть дом, где это действительно в дефиците… У меня свое правило избавления от ненужных вещей. Я представляю,… Читать далее »

Похожие статьи