Процесс обучения длится всю жизнь. Выучить таблицу умножения, запомнить на какой строчке нотного стана пишется нота «ля», перестать мандражировать перед понравившейся девушкой, научиться внятно говорить «нет», освоить новую кофеварку, «прокатиться на коньках «ласточкой», методом проб и ошибок найти подход к «нужному» человеку.
Жизнь – это школа. И есть в ней отличники и двоечники. Кто-то на лету схватывает, кто-то пыхтит до седьмого пота, пока не поймет хоть что-нибудь, кто-то чуть ли не лбом стенку прошибает, отчаивается, горько сетует «это не по мне» и … бросает.
В одной из студий руководитель в ответ на мой вопрос, почему от меня отказался преподаватель, резко заявил:
— Потому что ты плохо обучаемая! И добавил более спокойно:
— И студия будет считать своей большой победой, если сможет тебе помочь.
Фразы покоробили обвинительным уклоном (возможно, преподаватели высказывались иначе, примерно так, как обычно отшивают непонравившегося ухажера – «мы не подходим друг другу»), исключением своей ответственности и некорректными формулировками. Я была уверена, что за обучение несет ответственность, прежде всего, преподаватель, так как 1 – он больше знает и 2 – оказывает платные услуги.
Высказывание было неадекватным потому, что не учитывало комплекс причин: небольшой срок занятий у каждого из преподавателей (в среднем два месяца), приходилось переучиваться на другую манеру, один из педагогов принципиально не занимается с начинающими (за редким исключением), другому же педагогу в силу его характера, преподавательского стиля, и значительной исполнительской нагрузки не подходит ученик, проявляющий дотошность, въедливость, постоянно что-то уточняющий и т.п.
Преподаватель вправе отказаться от ученика, если ученик малоперспективный, если его обучение сопряжено с повышенными эмоциональными, профессиональными вложениями. Но глупо и смешно перекладывать на ученика ответственность за несложившийся учебный процесс.
Стремление обвинить другого излюбленный механизм защиты многих людей.
Некоторые перекладывают ответственность «разово», другие живут под девизом – «это они виноваты».
Можно винить мужа за развод (потому что он развратная сволочь бегал по юбкам, а не потому что я запилила его так, что ему захотелось сбежать из дома куда глаза глядят), обвинять судьбу и Бога (я тут милостыню прошу, а эти сволочи на мерседесах жируют, да провалитесь вы все, включая того, кто придумал этот отвратительный несправедливый мир), ненавидеть женщин (этим корыстным бабам только деньги подавай, а что делать мне – бедному, несчастному и непривлекательному).
На первый взгляд причины перекладывания ответственности очевидны:
1. Легкий способ реагирования. Когда ответственен другой, не надо ничего делать самому,
2. Эмоциональный комфорт. Защитить себя от негатива, подтвердить собственную состоятельность на фоне несостоятельности другого, получить эмоциональную разрядку от признания себя несправедливо обиженным, страдающим.
Это то, что на поверхности, если идти вглубь, вырисовываются причины поинтереснее: человек не владеет другими способами защиты, кроме как нападением, если ему что-то не нравится у него наработан единственный способ реагирования – обвинить другого (если совсем некого, то судьбу-злодейку).
Иногда стремление обвинять всех и все возникает, когда непроработан сильный страх. Человек находится в состоянии «хронической» защиты, весь мир воспринимается, как большая угроза. Любое замечание воспринимается как угрожающее благополучию, возникает потребность дать сдачи.
Обычно нежелание брать на себя ответственность связывают с инфантильностью, но далеко не всегда это так. Иногда человек перегружен всякого рода ответственностью и чувствует, что если возьмет на себя еще и это, то просто не выдержит.
Еще одна возможная причина – человеку свойственно обвинять себя, он переполнен этим. Зачастую сложно отделить вину и ответственность (особенно женщинам). Человек тяжело переживает свои просчеты и ошибки, отгораживается от лишних переживаний, подавляет их. А тут еще добровольно что-то признавать? Нет уж, увольте! И так жизнь не сахар!
Может возникнуть отторжение еще и потому что, ответственность понимается как нечто негативное, сопряженное с наказанием, неблагоприятными последствиями. Причин множество и только вы можете понять, что относится конкретно к вам.
Бытует мнение, что переложить ответственность на другого легко и приятно. Мол, это не ты сделал, а другой, ходи и наслаждайся. Это на первый взгляд. А на второй – человек платит очень дорого.
Когда человек декларирует, что происходящее в его жизни от него не зависит, что он не обладает необходимыми ресурсами, чтобы повлиять на результат, он теряет возможность понять причину произошедшего, понять, что он сделал не так, а главное – как ему нужно делать впредь. Если глобально, чем чаще перекладывает человек ответственность на других, тем больше он теряет шансов изменить собственную жизнь к лучшему.
Снимая с себя ответственность, человек добровольно отказывается от рычагов управления.
Если говорить о профессиональной сфере, то сужая свой круг ответственности, человек снижает свой профессиональный уровень. Если высокие достижения не самоцель – это приемлемо. Если человек претендует на уровень выше среднего, это сопряжено с высокой ответственностью и требовательностью к своей работе. Удел остальных – середнячковость.
Казалось бы, как можно применять слова о высоком профессионализме к учителям, работающим в нашей стране. Какой еще профессионализм, с такой то зарплатой! Кому-нибудь захочется возразить заезженным аргументом:
— Иди да поработай за эти деньги!
При этом есть великолепные учителя, работающие в российской глубинке, которые стремятся вложить в детей нечто большее, чем просто любовь к русской словесности и математике, и есть преподаватели со среднеменеджерской зарплатой, которые преподавать не любят, не умеют, потому что их бесят «чужие дети», а преподавать пошли потому что – «куда смогли поступить, туда и пошли».
Если ты не любишь людей, тем паче – детей, если ты любишь больше брать, чем отдавать – сделай хорошо себе и миру – не иди в учителя!
Учителем может быть человек, наделенный редчайшим даром – терпеливо вкладывать в неродного нерадивого ребенка, либо в уже взрослого ученика.
Иногда преподаватели вместо того, чтобы признаться хотя бы себе, что не умеют и не желают заинтересовывать, что свою профессию терпеть не могут, жалуются маме, что ребенок неусидчивый и крайне нестабильный. А посади этого же ребенка на урок к человеку, который искренне «горит» профессией и маленький непоседа преобразится. Заявляют маме, что ученик неконтактный вместо того, что попробовать понять ребенка и подстроиться. Объясняют плохой результат невосприимчивостью ученика, вместо того, чтобы объяснять более понятно (сформулировать понятийный доступный язык, расширять собственный преподавательский инструментарий).
Как выбрать преподавателя своему ненаглядному чаду? Первоначальный этап – собирать отзывы и рекомендации. Моя подруга этого не сделала и отдала ребенка в класс, где преподает весьма своеобразная дама. Оценки детям, как и отношение к ним строится в зависимости от отношения к родителям. Дама эксцентрична, но откровенна и серьезно заявляет детям например такое:
— Я по гороскопу змея и если что предупреждаю, я злая и злопамятная. И как ужалю, так ужалю.
Что думают вчерашние дошколята, слушая этот теткинский бред, одному Богу известно. Наверное, что ее и правда лучше не злить, а то ядом забрызгает.
Есть две универсальные рекомендации: учитель должен любить людей и должен психологически дорасти до того, чтобы «любить вкладывать». Некоторые учителя с весьма скромными знаниями, изыскивают способ передать другому то, что умеют. Другие, обладающими обширными познаниями и навыками из-за равнодушия, лени и т.п. не считают нужным выкладываться.
Большинство родителей делают выбор исходя из квалификации преподавателя, его опыта, отзывов, количества успешных учеников. Но зачастую психологическая совместимость становится более важным фактором, чем стаж работы. Так как выбрать преподавателя, который подходит именно Вашему малышу?
Если сложности с обучением возникают из-за гиперактивности ребенка (такому малышу бывает сложно не то, что учиться, а сложно на месте усидеть), выбирайте не самого известного и опытного, а самого … терпеливого. Терпеливый преподаватель своим спокойствием будет гармонизировать состояние ребенка, обучать поэтапной работе (тому, что малышу плохо дается). Работа такого преподавателя будет гораздо результативнее, чем работа известного, но вспыльчивого специалиста.
Если ребёнок «опускает руки» при неудаче, истерит и куксится вместо того, чтобы решать задачу, если он не замечает свои победы, но тяжело переживает поражения, не подбирайте ему «добренького педагога». Любить не значит потакать и портить. Ваш малыш любую проблему считает неразрешимой, поэтому он решает ее за счет других «более взрослых и сильных» плачем, манипуляциями, давлением на жалость. Это детки с повышенной эмоциональной восприимчивостью. У таких малышей нет понимания того, что некоторые вопросы нужно решать самостоятельно. Если отвинтилось колесо от машинки нужно его приделать. Но первая реакция ребенка – плач, обида, «опять все не так» и «мама, помоги!» (несмотря на то, что он знает, как приделать колесико). Пример с машинкой из жизни маленьких, но поведенческие стереотипы остаются, только игрушки меняются. Так и взрослый дядя может психовать и расстраиваться из-за того, что начальник не так посмотрел или на собрании сделали замечание. Данные моменты можно и нужно корректировать на самых ранних этапах.
Такому малышу поможет преподаватель, который умеет и требовать и хвалить. Причем и похвала и требования должны быть мотивированны, обоснованы, постоянны. Чтобы малышу стало понятно, что от него хотят, чтобы у малыша выстраивались более адекватные критерии оценки себя и окружающего мира. Чтобы он осознал — его хвалят не потому, что он хороший, а за сделанный результат, спрашивают с него не потому что он плохой, а потому что он не выполнил работу, которая была ему по силам. При этом все эмоциональные взбрыки из разряда «у меня не получается» и «пожалейте» преподавателю лучше просто игнорировать.
Бывают очень робкие и стеснительные детки. На людях из них слова не вытянешь, в садике не заставишь стишок рассказать или песенку спеть. А в школе надо учиться отвечать, выступать, проявлять себя. Если ребенок хочет, но боится, поможет специалист, который «горит» своей специальностью. Пусть преподаватель будет молод и не очень опытен, главное, чтобы он передал ребенку свой живой интерес к предмету. Когда малышу станет интересно, страх отступит.
Интерес к своей профессии – универсальная таблетка, которая помогает наладить процесс обучения. С детьми зачастую сложно работать, собственного желания заниматься у ребенка нет, он невнимательный, ему хочется играться, зубрить скучно. Если к этому добавить преподавателя, которому наплевать на результат, то в лучшем случае ребенок просто перестанет заниматься. В один прекрасный день он закатит истерику, что не хочет идти в музыкальную школу:
— Мама, я там все ненавижу! А Ларису Петровну не люблю. Она злая.
А Лариса Петровна может и добрая, но наплевать ей на обучение и ребенка. У нее внук вчера колено разбил, на огороде надо цветы сажать, а машина опять сломалась. А тут чужое чадо, мама с папой нарожали, вот пусть они и ищут подход, разбираются, думают и прочее. А она отработала положенное количество часов и это главное.
Самое пагубное когда в профессию учителя, психолога, врача идут люди, которым безразличен их пациент, клиент, ученик. А в России это встречается повсеместно. Так один знакомый психолог небрежно заметила про своего клиента: — Я ему посоветовала так сделать. Не сделает, его проблемы. Я тут при чем! — И в этом сквозило не профессиональное разграничение специалиста от клиента, а банальное наплевательское отношение на результат и человека.
На первый взгляд равнодушие преподавателя не так опасно, как равнодушие врача. Равнодушный преподаватель не совершает уголовно наказуемой халатности, не обрекает своим попустительством пациента на физические страдания.
Но своей очерствелой душой, он гасит в детском сердце Божью искру интереса к жизни.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Похожие статьи