В московском Манеже открылась беспрецедентная по масштабу и амбициозности замысла экспозиция «Сокровища музеев России», логическое продолжение мультимедийных проектов из цикла «Россия. Моя история», которые демонстрировались в Манеже ежегодно на протяжении четырех лет. На этот раз на обозрение публики представлены лучшие живописные полотна самых известных русских художников из 50 региональных музеев по всей России.

Еще никогда не случалось в нашей стране подобных выставок, в рамках которых можно было совершить настолько подробное путешествие по четырехвековой истории русского искусства и заглянуть в коллекции десятков музеев, не проделав при этом путь в 145 040 километров. А именно такое расстояние потребовалось преодолеть экспедиции, которая собрала для выставки почти 300 экспонатов по провинциальным художественным институциям от Калининграда до Владивостока и от Ханты-Мансийска до Феодосии. Знакомые шедевры и малоизвестные полотна, ранее не покидавшие стен родного музея, рассказывают увлекательную историю развития русского искусства от икон XVI и XVII столетий до живописных полотен второй половины XX века.

Иван Васильев. Портрет Петра Ивановича Ниротморцова. 1774. Холст, масло. Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого

Древнейший экспонат выставки — чудотворная икона Богоматери «Умиление» начала XVI столетия, привезенная для поклонения из Псково-Печерского монастыря. Зал икон XVII века начинает знакомство с основными периодами и явлениями отечественной художественной культуры Нового времени. Вслед за парсунами и первыми портретами русских царей следуют очаровательные в своей чистоте и непосредственности провинциальные портреты XVIII и XIX веков. Произведения Антропова, Матвеева, Левицкого и Рокотова сменяются полотнами Венецианова и Сороки, романтическими образами Боровиковского, Тропинина, Брюллова и Макарова.

А. Г. Венецианов. Портрет Настеньки Хавской. 1826. Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

За критическим реализмом второй половины XIX века следуют художественные искания именитых творцов рубежа столетий: мятущийся гений Врубеля и виртуозные полотна Серова, прозрачные видения Борисова-Мусатова и нежные образы Нестерова, импрессионистические штудии Коровина и исторические фантазии Аполлинария Васнецова.

Ф. Г. Торопов. Натюрморт с медовыми сотами в вазе. 1864. Холст, масло. Национальный музей Чеченской республики

Мощным аккордом звучат голоса знаменитых реформаторов и творцов нового искусства: Гончаровой, Машкова, Куприна, Григорьева, Розановой. Новый взгляд на цвет и форму, новое восприятие видимого мира творцов авангарда бесповоротно меняет течение русского и мирового искусства.

Н. С. Гончарова. Московская зима. 1910-1911. Холст, масло. Ульяновский областной художественный музей

Уже в следующих залах мы видим могучие образы советских рабочих и спортсменов, шахтеров и метростроевцев, запечатленные ярким, выразительным, безошибочно верным и свежим художественным языком. Дейнека, Самохвалов, Пименов, Попков и Жилинский — мастера, прославившие искусство советского периода.

В. Е. Попков. Дорога. Из серии «Ангара отступила». 1960. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина

Восхитительная подборка пейзажей украшает центральный зал экспозиции. Соседство знаковых полотен Айвазовского, Шишкина, Боголюбова, Левитана, Поленова, Жуковского, Головина, Рылова по-особенному открывают глаза на само явление русского пейзажа. Знакомые с детства картины и имена обретают свое особенное уникальное звучание, свое место в эволюции отечественной художественной мысли.

В. Д. Поленов. Ранний снег. Бёхово. 1891. Авторский вариант-повторение. Холст, масло. Ярославский художественный музей

В огромной и содержательной экспозиции можно нащупать множество сюжетных нитей для собственного исследования. Например, пронаблюдать изменения в портретной живописи от парсуны с ее вневременной торжественностью к парадному изображению царственных особ галантного века с его танцевальными позами и улыбчивой репрезентативностью. Восхититься очаровательными детскими образами Венецианова, чистыми и ясными, как летнее утро.

Н. И. Аргунов. Портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской. 1815. Холст, масло. Ярославский художественный музей

В. А. Тропинин. Автопортрет на фоне Кремля. После 1846. Вариант-повторение. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

Улыбнуться уютной прелести тропининской Москвы и нежной грации красавиц пушкинской поры. Подивиться виртуозному мастерству Серова, Репина и Бакста, легко и безошибочно обрисовывающим точными мазками все достоинства и недостатки своих моделей. И снова умилиться автопортрету Зинаиды Серебряковой с дочерьми, такому ласковому и интимному, что кажется, вот оно — родное, до боли знакомое, самое дорогое воспоминание. И как эта милая художница с глазами лани так умеет заглянуть в самые дорогие и бережно хранимые тайники души зрителя?

З. Е. Серебрякова. Автопортрет с дочерьми Татой и Катей. 1921. Холст, масло. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

А вот эти бездонные глаза старика кисти Бориса Григорьева, кажется, смотрят на нас из вечности, и сердце сжимается от их жгучей остроты, а хрупкое пространство корежится и ломается от невозможности выдержать пронзительную правду этого взгляда.

Б. Д. Григорьев. Олонецкий дед (Из цикла «Расея»). 1918. Холст, масло. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

И совсем другие взгляды, остановленные и задумчивые, глядят с изящных и сильных одновременно полотен Дмитрия Жилинского, прорывая хрупкую пелену времени и возвращая нас из безумного XX века в ясность Ренессанса.

С. Ю. Жуковский. Брошенная терраса. 1911. Холст, масло. Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей», Тула

А можно выбрать другую тропинку к разгадкам русского искусства — прочесть послания, написанные языком пейзажа. Здесь ранние работы Ивана Айвазовского расскажут о величии и магии стихии, величественные марины и «иллюминации» Боголюбова споют гимн ратному подвигу и величию природы. Мощь сосновых лесов Шишкина оттенит тихую, чистую радость мотивов Поленова. А кровавые всполохи заката Рылова тревожным набатом возвестят о приближении катастрофы. Незамысловатые, но щемяще дорогие воспоминания об ушедшей прелести усадебной жизни прошепчут полотна Жуковского. А хитросплетения линий у Головина и Бродского опутают сказочными рифмами и орнаментами эпохи модерна. Как будто в укор им грянут могучим форте крепкие композиции Гончаровой, а солнечные виды Грабаря рассыплются бисером импрессионистических мазков.

А. Я. Головин. Ветлы (Серебряные ветлы). 1909. Холст, темпера. Ярославский художественный музей

Но какой бы вы ни пошли логической дорогой, каких бы ни нашли аналогий и параллелей, пространство, наэлектризованное такой высокой концентрацией шедевров художественной мысли, предоставит немало возможностей для эстетического наслаждения, интеллектуальных открытий и эмоционального возрастания.

Ю. И. Пименов. У примерочной. 1960. Хост, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Богатство коллекций наших провинциальных музеев поражает своим размахом. Еще одно несомненное достижение этой выставки — это возможность хотя бы отчасти представить себе все разнообразие и уникальность этих небольших и часто очень скромных собраний, таящих настоящие сокровища. Теперь, приезжая в незнакомый русский город или планируя поездку туда специально, обязательно выделите несколько часов на встречу с местным художественным музеем, там вы найдете настоящее богатство для глаз, сердца и ума. Ведь «часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни» (В.М. Гаршин).

Э. К. Липгарт. Портрет Николая II. 1900. Государственный историко-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село»

Невозможная на первый взгляд задача наглядно показать историческую картину русской живописи в рамках одной выставки оказывается не такой уж фантастической. Для тех, кто слабо представляет себе зрительный образ русской культуры, нынешняя выставка предоставляет уникальную возможность для знакомства с ним. Если вы знаете основные имена и этапы развития, здесь вы совершенно точно найдете для себя что-то новое, что восполнит пробелы. Если вы специалист в русском искусстве, для вас бесценным будет возможность увидеть шедевры, хранящиеся в музеях на всей необъятной территории нашей страны. Но даже если вы имели уникальный опыт знакомства со всеми региональными коллекциями России, экспозиция, в которой собраны все эти сокровища, станет настоящим открытием, потому что соединенные в одном пространстве они рассказывают каждое свою историю, неразрывно связанную с единой картиной развития русского искусства.

А. А. Дейнека. Пионер. 1934. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки

Вопрос, который сам напрашивается в пространстве этой выставки, не может не быть поставлен, хотя ответ на него найти совсем не просто, если вообще возможно. Какое оно в целом, русское искусство? Что объединяет такие разные стили, эпохи и направления? Какие черты настолько укоренены в нашем ДНК, что при всем разнообразии и многомерности искусства делают его узнаваемо, безошибочно нашим, общим для всех, воспитанных на этой земле и говорящих на этом языке? Этот вопрос — возможно, главный результат этого масштабного проекта, который бесспорно станет ярким событием культурной жизни страны.

Выставка продлится до 25 ноября.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Искусствовед, специалист по византийской живописи, куратор выставочных проектов, основатель собственной галереи современного искусства. Больше всего люблю говорить и слушать об искусстве. Замужем, воспитываю двоих котов. http://arsslonga.blogspot.ru/

Другие статьи автора

Отправить ответ

новые старые популярные

Эх, я уже уехала из Москвы… Но успела посетить (с Вашей подачи) Музей русского импрессионизма, в т.ч. выставку Бурлюка. Спасибо!

Похожие статьи