Последняя неделя лета в Институте «Стрелка» посвящена финскому дизайну. 30 августа в институте состоялась публичная лекция на тему «Как запустить изменения в школьном образовании». Казалось бы, как связан финский дизайн с школьниками, которые уже собрали рюкзаки и морально готовятся к новому учебному году? Оказывается, связан и еще как. Об этом увлеченно рассказывал Паси Маттила, директор образовательной компании Finpeda, инициатор национальной программы «Будущая школа Финляндии».

Финская общеобразовательная школа считается одной из лучших в мире. Несмотря на это, Паси Матилла не совсем доволен уровнем обучения в стране и полагает, что традиционное взаимоотношение «учитель—ученик» очевидно устарело, бездумное использование новых технологий только усугубляет повсеместный информационный шум, а школьные пространства навевают скуку и уныние уже не только на детей, но и на педагогический персонал.

По мнению г-на Маттила, основными составляющими «школы будущего по-фински» являются:

Инициативность преподавательского состава. Каждая глобальная система, выстроенная вертикально, рано или поздно сталкивается с противоречием между директивами, направляемыми «сверху» и реальными потребностями  исполнителей. По словам Паси Маттила, для того, чтобы изменения произошли в рамках целого государства, нам необязательно ждать, когда реформы «созреют» в министерских кабинетах. Можно уже сейчас, в рамках одной школы, в которой работает инициативный преподаватель, ввести некоторые изменения в процесс общения учителей и школьников. Похоже, пора нашим учителям открывать для себя смысл термина «проактивность», которым уже несколько лет активно пользуется бизнес- сообщество.

Ориентированность обучающего процесса на ученика, а не на учителя. Здесь очень кстати пришлись слайды с фотографиями классных помещений нескольких московских школ, которые представители компании Finpeda посетили в рамках разработки проекта «школы будущего». Прекрасно знакомая всем картина: у доски стоит учитель, который объясняет материал ученикам, сидящим за стандартными партами, составленными в три ряда.

А теперь представьте, что центром процесса обучения становится каждый ученик, сидящий в классе. Что же, к каждому школьнику «приставить» по учителю? Конечно, нет. Но есть возможность сформировать учащихся в группы, посадить их за несколько общих столов и позволить видеть друг друга, общаться в процессе обучения, делиться информацией друг с другом. Также в классе должна присутствовать интерактивная доска, на которую будет проецироваться обучающий материал. По мнению г-на Маттила, подобная «кооперация» способствует более динамичному усвоению знаний.

Создание виртуального пространства для каждого ученика. Последняя часть презентации больше походила на кадры из фантастического фильма, но ведь и компьютеры когда-то казались нам невероятным приспособлением. Современные технологии развиваются достаточно динамично, чтобы уже в ближайшем будущем школьник мог создать своего виртуального двойника и отправить его изучать 3D-модели планет, фауну далекого океана, анатомию внутренних органов человека — любое знание будет ему доступно. Виртуальная реальность не заменит ценности человеческого общения, поэтому только эффективное сочетание технологий и развитого пространства вокруг ребенка создаст комфортную среду для его развития.

Проект «Школа будущего» — это не только футуристические картины и абстрактные идеи. Уже сейчас в Финляндии несколько школ участвуют в эксперименте: часть классного пространства организована не в традиционной манере, а более интерактивно. Согласно опросам, ученики и учителя в восторге от проекта и хотели бы дальше трансформировать классы. Более того, в городе Ритахару заканчивается строительство экспериментальной школы, проект которой разработало известное финское архитектурное бюро Verstas Architects. На примере этих проектов можно наглядно увидеть, как выглядит «теория маленьких шагов», о которой в начале говорил Паси Маттила, в реальной жизни.

После выступления финских новаторов последовала дискуссия с участием представителей образовательных учреждений, в том числе руководителя Управления по созданию образовательного комплекса для детей в Сколково Булин-Соколовой Елены Игоревны. Она рассказала, как планируется  воплощать современные образовательные проекты в российской действительности:

— Когда мы начинаем строить школу, в первую очередь мы должны понимать, что дети будут в ней делать. Если учитель в такой школе нужен только для того, чтобы прийти и ответить на вопрос, который еще не возникал и ребенок просто должен усвоить очередную порцию знаний, — для этого нужна такая среда, которая есть сегодня, ее вполне достаточно. Что-то можно добавить: правильную акустику в аудиториях, доступный чай/кофе- это будет приятно для работы, но по существу ничего не изменит.

Если же мы будем мыслить школу как место, где дети собираются для того, чтобы показывать, что они думают и чувствуют, что им интересно, наблюдать и экспериментировать, размышлять, делиться мнениями, слушать мнение компетентных взрослых, пытаться высказывать гипотезы, решать задачи — тогда имеет смысл говорить о новом подходе к проектированию школьного пространства.

Меняются цели и приоритеты образования, и вместе с ними меняются стандарты организации места для обучения. Сегодня учителя начинают осознавать, что первыми приоритетами является не чтение, письмо и счет, а умение действовать и принимать решение в неопределенной ситуации, учиться вместе, учиться у других, умение самостоятельно делать выводы и обрабатывать информацию.

Для того, чтобы понять, какая для этого нужна среда, нужно пробовать что-то делать, если педагогические идеи идут впереди дизайнерских — тогда все получается. В противном случае мы даем учителю другой стул или предлагаем ему работать в классе, где стеклянная стена, а через месяц обнаруживаем, что на этой стене висит занавеска или что стекло в двери, которое предназначено для того, чтобы сделать школу более «прозрачной», уже заклеено скотчем или цветной бумагой так, чтобы никто не заглядывал.

Мы видели подобную ситуацию в школах в Великобритании, Латвии. И это значит, что архитектурные и дизайнерские идеи идут чуть впереди сознания учителей, те просто еще не «дозрели» до работы в таком формате. Самих учителей необходимо обучать в университетах с мягкими диванами, кофе под рукой и стеклянными стенами, тогда их сознание будет меняться.

Так инновации встречаются с реалиями жизни: энтузиасты считают, что главное- это сделать первый шаг и изменить пространство вокруг себя, а реалисты, которым доводится внедрять их амбициозные планы в жизнь, призывают подумать о личности каждого преподавателя, который по-прежнему является для детей главным проводником в мире знаний. Будем надеяться, что победит «золотая середина». Главное — сделать шаг.

С наступающим Днем Знаний, дорогие учителя, ученики и родители!

Записала Вероника Заец

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Александр

У них там у учителя есть помощник — ассистент. А вообще в финской школе, по рассказам, нет глубокого изучения истории и серьезной литературы.

Engy

У меня вопрос. Почему есть десятки мне лично знакомых людей 45-50-55-60 и выше, которые сегодня помнят большую часть школьной программы, как орешки щелкают задачки по тригонометрии, способны процитировать классиков наизусть, блестяще могут объяснить какой-то материал, хотя это предмет не их проф.деятельности. Зачастую, это даже не отличники. Хотя и последние имеются. И учились они в обычных классах, не разбиваясь на группы и пары? И почему сейчас, когда море доступов к информации, когда используются интерактивные доски и самые прогрессивные методы, часто даже отличники готовы выдать хаотические, разрозненные знания? Объясните мне в чем прикол? (Извиняюсь за сленг).

Ni-ka

Engy, в школьной программе была по-сле-до-ва-тель-ность, сейчас учебники сменяют один другой, бизнес на школьных учебниках подразумевает постоянный их выпуск ) Ребенок в 1 классе изучает русский язык по тетрадочке одного автора, в 5 по книжке автора, который знать не знает, чему учили в 1м В моей школе был отличный педсостав, я помню географию и биологию до сих пор ))) нам преподавали интересно и химию, и математику, и географию. Честно говоря, подзабыла формулы по физике и математике, но помню про электронные облака и валентность разных элементов и движение материков, природные зоны итп. Если понадобится сдать вступительные, то придется сесть за математику… Читать далее »

Ni-ka

И тем не менее дети, закончившие мою школу на год-два раньше меня и на пару лет позже, в состоянии грамотно писать и разговаривать, в состоянии вспомнить иностранный язык, в состоянии, взяв учебник, объяснить непонятное своим детям, будь то 7 класс или 11, а не 1-3. К вопросу о визуалах, дети, читавшие книги, отличаются от детей читающих в интернете: постоянное созерцание текстов, накропанных малограмотными людьми ни к чему хорошему не приводит. ТВ vs книга для детей 90х гг Internet vs книга для 2000х А наглядные пособия существовали в советское время )))) То, что подлежит передаче через ощущения, подавалось через опыты, кинестетику… Читать далее »

Похожие статьи