В последнее время в сети пруд пруди острых материалов на гендерные темы. Это понятно и объяснимо, тема для нашего общества противоречивая и неосвоенная. Как всегда, больше всего дискуссий вокруг крайних позиций.

Одна из них — назовем ее псевдофеминизм — о том, что надо немедленно менять мир на дружественный и уважительный к женщинам (даже если они ведут себя отвратительно), холящий и лелеющий фемининность, деликатный и уважительный к ним. Часто — на основании того, что «уж они нас давили-давили, а теперь пусть осознают и покаются».

Как правило, эту позицию занимают женщины или феминизированные мужчины с невротической виной, которую им передали разозлившиеся на недостойное мужское поведение матери. В психологии патологическое выражение такой агрессии к мужскому как к исключительно насильственному и животному называется мизандрия, или мужененавистничество.

Суть противоположной крайности — назовем ее псевдопатриархальной — я бы сформулировала так: женское слишком уж распоясалось и совершенно перестало уважать мужское просто по факту того, что оно мужское. Женщины плохие, а мужчины слишком слабы, чтоб поставить их на место. «О, ужас, в мире больше нет дружественного и уважительного отношения к мужчинам (даже если они ведут себя отвратительно), холящего и лелеющего маскулинность, деликатного и уважительного к ним. На основании того, что «деды наши их давили-давили, отцы давили-давили, а мы как же?».

Обычно эту позицию выражают мужчины, но и среди женщин такие тенденции встречаются очень часто. У мужчин она связана с болезненным переживанием зависимости от сильной, но властной женской фигуры. Дочь такого мужчины (а то и внучка, если влияние мамы на нее было сильнее) скорее всего будет проявлять явную или скрытую мизогинию, потому что с детства усваивает, что женское — ничтожно и неценно, а значит — слабо.

И те, и другие высказывания говорят про границы женской свободы и ответственности, только с разных сторон идут. Но они — не феминизм и не патриархальность. Это крик беспомощного в своей инфантильности ребенка, который бьет свою мать за то, что она не может ему вот прям сейчас организовать мир розовых пони и волшебных единорогов с сахарной ватой из радуги, этакий детский рай, где можно только получать, но ничего не отдавать взамен. И эта беспомощность и правда очень злая.

Небольшой экскурс в историю и социальную психологию. Патриархальность начала терять свои позиции, когда женщина получила право учиться, работать и владеть имуществом, то есть нести ответственность за себя без привлечения посторонней силы. Но все еще жили в головах общественности ментальные установки, понятия о хорошем и плохом, которые есть всегда и везде в любом обществе.

Мне кажется, что наши бабушки были знатными феминистками. Как правило, они активно пользовались благами советской действительности, получали образование, реализовывались в профессии, имели активную жизненную позицию, были хорошими подругами, но в вопросах отношения полов совершенно терялись и начинали сами себе противоречить.

Например, для того, чтоб в глазах других быть уважаемой, надо выбрать мужика «понормальнее», по старинке зависеть от него морально, презирать его за это и искупать вину за это презрение борщами и уборкой. А секса для удовольствия не бывает, только как символ власти, он годится для сладеньких деточек или как элемент наказания и вознаграждения. Женщины часто приходили в отношения с установками «доказать ему, показать ему, внушить и повлиять».

Мужчина все еще воспринимался как проводник из мира слабой и зависимой девочки в волшебный мир женщин. Быть женщиной — это значит быть замужем и родить ребенка. Это значит быть свободной от стыда, что я какая-то не такая, что я хуже других.

И они выходили замуж, и рожали детей, но ощущения полноценности так и не наступало, и они сливали свой гнев на мужей. Те в большинстве своем тоже подарками не были, тоже надеялись получить мужественность через социальные танцы вокруг семьи и детей, особенно те, кто не прошел войну и не вышел победителем. Их обычные повседневные подвиги у станка как-то терялись на фоне героического революционного и военного прошлого.

Но вернемся к бабушкам, которые уже жили в новом мире, но ориентировались по старым картам. И выходило не очень. Они честно пытались избавиться от этих установок про какое-то особенное долженствование женщины перед мужчиной и соседями, про все эти разносолы, которые обязаны присутствовать на столе нормальной хозяйки (не забываем про культ накормленности в послевоенное время), отдраенные кастрюли и унитаз – лицо хозяйки, по которым какие-то мифические «они» будут выносить вердикт, нормальная ты женщина или нет. И правильно пытались избавиться, я вам скажу.

Но, к сожалению, атрибуты женского быта не делают психику взрослой. Бабушки это интуитивно чувствовали, но не знали, что еще сделать, чтоб почувствовать себя полноценными. У них уже появилась потребность, энергия на перемены, но вся она уходила в паровозный гудок и разговоры на лавочке о том, что муж мне молодость сгубил, неблагодарный.

И продолжались эти разговоры о том, что мужики не те, бабы не те, общество не то, государство не то. И продолжаются до сих пор. Потому что печаль и беда наступает, когда недолюбленные и недобаюканные, искалеченные войной, голодом и потерей всяких жизненных ориентиров девочки становятся женами и мамами, так и не научившись быть женщинами.

И эта внутренняя зависть к мифическим женщинам, которые нормальны, к мужчинами, которые как будто свободны и им положено больше и лучше (и в чем-то эта зависть была небезосновательной, мальчикам правда давалось больше, ошибка была в фантазии, что больше равно счастливее), и неудовлетворенная зависимость сейчас может прекрасно выливаться в такой псевдофеминизм с выставлением счетов.

Особенно эта тенденция заметна в комментариях в соцсетях, когда внутренне очень задетая несправедливостью женщина может обесценивать сознательный выбор других женщин быть, например, матерями с минимальными карьерными амбициями. Они реально не могут поверить, что женщина может быть уязвима, зависима (но не созависима, но разницы наша обесценивающая героиня прочувствовать не умеет), но счастлива.

В этой парадигме мести за многолетнюю мизогинию нет места любви, а есть такая тюремная логика: или они имеют меня, или я имею их. Я сделаю это первая. Любовь не стала опорой, потому что этот элемент отсутствовал в жизни девочки или заменялся установками «бьет – значит любит» или «боится – значит уважает». А в психологической травме всегда присутствует и помогает хоть как-то двигаться дальше жажда справедливости.

Нередко травмированные мамы изощренно насиловали своих детей с уверенностью, что любовь и власть — это одно и то же, что любовь надо заслужить или украсть, что любовь условна и строится на бартере. Во взрослом возрасте это трансформировалось в установку: я тебе секс и еду, ты мне деньги и признание в обществе. В основе этой извращенной картины мира лежит непереносимая бездна стыда.

Я сама с удивлением время от времени извлекаю из своей головы приветы от этих установок, что я должна и обязана, иначе меня любить не будут. Так вот, официально заявляю, любят не за начищенные кастрюли, любят не за вкусный ужин, не за вымытые полы, не за большую зарплату, не за красивую фигуру, не за последнюю марку машины.

Любовь вообще заслужить невозможно, но потерять легко. Потому что любовь — это как раз и есть пребывание во взаимной зависимости двух людей, которым есть чем поделиться друг с другом от полноты бытия и восторга окружающим миром, от благодарности и интереса.

Но сытый голодного не разумеет. Ненакормленные буквально, пережившие голод и холод войны, брошенные родителями, которые ушли на фронт или впахивали в тылу, лишенные спокойного детства бабушки и дедушки продолжают везде видеть угрозу смерти, везде голодать и бояться, что ресурсов не хватит, война уже давно закончилась, но в их психической реальности она до сих пор здесь и сейчас. Нам повезло больше, мы более крепкие, потому что весь удар взяла на себя их психика.

Да, мы могли страдать от несправедливости, но для нас эта несправедливость выражалась в ударе ремнем или злом слове, а у них — в том, что соседскую семью расстреляли в Бабьем Яре, что родственники из Ленинграда выжили, потому что ели крыс, а то и собственных детей, что бомба попала в дом, и больше нет дома, что папка не вернулся с войны, и дядька тоже, и брат Вася, а маленькая Верочка умерла в эвакуации.

Их психика во многом так и осталась детской, а психическая реальность — слишком буквальной. Они работали, потому что их внутренний мир был пустым и выжженным, как пустыня. Мы можем страдать от внутренних противоречий относительно любви, творчества или самоактуализации. Для них наши переживания — странный бред зажравшихся детей, которые не нюхали порох.

Но потребность быть нормальными и не обнаружить свою ущербность перед другими была ой какой сильной. То, что они пережили, — ненормально, они этого не заслужили, и едва ли эту травму, которая повергла их детство в руины, можно пережить и оплакать. Это дело нашего поколения. Осознать, что мы сильно заражены этим стыдом ненормальности, и не знаем, что с ним делать, и пытаемся имитировать нормальность повседневных дел, не соединяясь внутри с источником и смыслом этих дел.

Когда я была маленькая, мне казалось, что взрослые обладают каким-то тайным знанием, которое делает их особенными, сильными, знающими, такими супергероями. И я очень хотела получить это тайное знание. Что делает человека взрослым? Что делает девушку женщиной? Где этот портал в мир олимпийских богов?

Бабушки искренне верили, что это замужество и материнство. Современные девочки пробуют получить это тайное знание через ранние половые связи, в чем-то отыгрывая и реализуя подавленную и неизрасходованную сексуальность прежних поколений. Иллюстрация этого процесса хорошо показана, например, в фильме «Стиляги», где застегнутая на все пуговицы совершенно асексуальная, неживая мама агрессивно нападает на активную и очень яркую дочь, которая не знает, что такое быть живой, но она живая.

Но вообще-то здоровая сексуальность находится посередине. Она — естественный атрибут взрослости, но его одного недостаточно. Недостаточно начать заниматься сексом, как недостаточно родить детей, выйти замуж или развестись, переехать и зарабатывать на жизнь или, наоборот, хорошенько устроиться и жить за счет мужчины и расслабиться. Ничего из вышеперечисленного не делает человека свободным от внутренних долженствований.

Общество слишком противоречиво и разнородно, оно не будет уважать ваши границы и всегда радо предложить новые требования: сначала «когда замуж», потом «когда родишь», «когда второго», «а почему не работаешь», «а почему за детьми не следишь». Если интересоваться мнением общества, оно и радо выдать десяток новых противоречивых требований.

Но есть такой анекдот, что взрослый — это человек, который надевает шапку, если ему холодно, даже если этого хочет мама. То есть он свободен делать внутренний выбор. Он не свободен от ответственности, хотя псевдофеминистки и псевдопатриархалы пытаются именно этот критерий предложить как главный для своего утопического мира. Такой человек чувствует себя свободным внутри ответственности.

И вот мы и подошли к секретному ингредиенту, о котором так хотелось узнать в детстве. Эта история очень хорошо проиллюстрирована в прекрасном мультике «Кунг-фу Панда».

Свиток Дракона сообщает, что сделает простого воина особенным? Ответ парадоксален: ничего. Такой толстый, с одышкой, повернутый на еде, совершенно неидеальный панда в итоге оказывается подготовленным к пониманию истины лучше Неистовой Пятерки, постигающей кунг-фу с младенчества. Как раз благодаря своей слабости и принимая ее.

Совершенно иначе действует разгневанный Тай Лунг. Он тоже видит это «ничего» на свитке, и в этот момент теряет почву под ногами и проигрывает. Потому что в его картине мира все еще кто-то виноват. Он не может распорядиться этой нечеловеческих масштабов человеческой ношей ответственности за себя, за выигрыши и проигрыши.

Он подготовлен к жизни намного больше, но сама по себе эта подготовка ничего не значит. Как не значат девственность или ее отсутствие, не значат кулинарные способности, сексуальный темперамент и размер зарплаты.

Принятие этого тайного ингредиента переносит человека в мир взрослых. И только там возникают в полный рост вопросы гендера. Потому что только зрелый человек может быть мужчиной или женщиной. Иначе — это пока только ребенок.

Патриархальность действительно теряет свои позиции, она уже не нужна для выживания и переходит в разряд одного из вариантов, но не единственного и обязательного. На ее смену приходит партнерский тип отношений, где мужчина и женщина, не теряя своей гендерной принадлежности и связанных с ними свобод и ограничений, делают обычные повседневные дела и наполняют их смыслом.

Феминизм — это философия, которая опирается на определение, что женщина не хуже мужчины. Современный псевдофеминизм часто пытается сделать вид, будто женщина лучше мужчины. А больная патриархальность настаивает, что мужчина лучше женщины. Да ну?

Феминизм говорит о том, что взрослая женщина вправе сама сделать выбор, хочет она учиться или сидеть дома. Или, может быть, сначала строить карьеру, а потом вступать в брак. Или, наоборот, вырастить детей и пойти учиться, путешествовать и иметь интересы помимо общения с внуками и засолки огурцов. Она делает выбор, может ошибаться, но этот выбор у нее есть. Но это не значит, что она свободна игнорировать законы общества и не получать никакой обратной общественной реакции, кроме поощрения.

Бить мужчину зонтиком (или словом) за то, что он открыл дверь или помог надеть пальто — это глупо. Это такое детское «неть!» на предложение мамы застегнуть сандалики или помочь с куличиком в песочнице. А еще — это детское желание, чтоб мир признал свои ошибки, извинился и изменился.

Гендер на этом младенческом этапе вообще не важен. Сиблинговая, то есть к братьям и сестрам, зависть — да. Но зависть — хорошая точка для роста, и плохая — для застревания в ней. А признание своих слабостей и заблуждений — начало пути изменений.

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Об авторе

Практикующий психолог, работаю в юнгианском направлении. Окончила Воронежский Государственный университет, Московский Институт Психоанализа и Московскую Ассоциацию Аналитической Психологии. С 2012 по 2015 г. работала главным редактором портала Матроны.РУ

Другие статьи автора

Отправить ответ

Сортировать:   новые | старые | популярные
Ольга Алексеева

Спасибо.

Все так. Но сколько я ни общалась с бабушками, которые были детьми или подростками в войну, которые голодали и росли без родителей, я не видела в них никакой инфантильности, никакой асексуальности или напротив избыточной сексуальности, и вообще ничего такого. Они были — и есть многие из них — прекрасными женщинами, у которых прекрасные семьи. Ну, а что практически все они впахивали на работе, а потом еще и дома, и не видят в этом до сих пор никакого нонсенса, так они реально слона на скаку остановят и хобот ему оторвут. Теперь отношения в семье строятся иначе, но я не могу сказать,… Читать далее »
Ольга Алексеева

Какая сексуальность? Вы о чем? Надо быть хорошей хозяйкой, иначе «муж от тебя сбежит», а если будешь так пол мести — свекруха тебе задаст, и вообще, парням только одно от тебя надо, а ты не давай, только после штампа. А после штампа — ох, ну придется давать. И столько еще ужасного тебя в замуже этом ждет (роды, аборты, орущие дети, от которых голова седая) а поэтому обязательно надо выйти, а для этого сохранить целомудрие. Я продолжила логическую цепочку — значит, чтобы не стать несчастной семейной клушей, а быть личностью, надо не быть целомудренной.

Maria_L

Люди разные, и опыт у них разный, и ошибки с заблуждениями тоже разные. Зачем же их всех под одну гребенку?

Ольга Алексеева

Увы, это средний портрет сексуальной жизни того поколения. Одна из моих бабушек выбивалась из этой колеи. Я всегда старалась брать с нее пример. Но она большую часть жизни была незамужней.

Maria_L

Ольга, чтобы составить «средний портрет», надо изучить очень большую выборку женщин, относящихся к разным социальным, экономическим, культурным и т.п. группам. Если Вы — профессиональный социолог и на самам деле провели такое исследование — я снимаю перед Вами шляпу и в дальнейшем обещаю очень внимательно относиться к Вашим высказываниям на данную тему.
Если же Вы опираетесь только на результаты наблюдений за своими бабушками и их подружками — то это всего лишь средний портрет обитателей той среды, в которой Вы выросли. Без обид ).

Ольга Алексеева

Насколько я помню, в СССР секса не было. А выборка у меня большая. И исследования социологов, статьи на эту тему я читала в тогдашних журналах. И доклад про аборты (статистика в том числе на пятом курсе у меня был).И анамнезов я собрала кучу на всех практиках.

Ольга, моя бабушка по матери не сделала ни одного аборта, это я знаю точно. Про другую бабушку информации нет. Ну а секс был у них, это уж точно ))

Maria_L

:)))))
Ну, если секса не было, а аборты были, то ход мысли в общих чертах понятен :). Удачи!

Ольга, Вы так уверенно говорите… я не хочу Вас оспаривать, но опыт, действительно, у всех разный. Мои бабушки и даже прабабушки были совсем не такие, как Вы пишете. И к слову сказать бабушки на добрачной невинности зациклены не были. И хорошей хозяйкой в случаях с моими бабушками были дедушки 🙂

Ольга Алексеева
Оля. ну у вас и подруги все как одна после свадьбы )) Ваша семья исключение из общей усреднённой статистики. Одна моя бабушка тоже не сделала ни одного аборта. И что? Она исключением была, ее мировоззрение выбивалось из обшей массы. Например, в журналах «крестьянка» и «работница» очень горячо обсуждалась тема новых мини-абортов, что они платные, не каждой по карману, что было бы правильно, чтобы крупные предприятия оплачивали их работницам. Я уж не говорю о социальной медицине, где нас учили правило вести статистику больничных. Если одни аборты идут, более 50% от всех больничных — это что значит? Только то, что вы на… Читать далее »
Ezhik

Правильно,зависело сильно от среды. Вот как раз о которой вы говорите-лидировали. Потому что это изначально сферы,где мало мужчин,много «лимиты»,соответственно,много неустроенности,блуда. Впрочем,по общей картине я не спорю-конечно,аборты в том поколении были практически единственным средством планирования семьи,и ситуация,когда у замужней женщины их было 10,15,20 была нередкой. Это я тоже свидетельствую по рассказам старых акушеров. Все же сейчас такого нет,это поколенческое различие имеется.Равно как и частота выхода замуж в девицах…

Ольга Алексеева

А в компании «Вирилис», где я подрабатывала после института (страховая медицинская) были «абортные полиса», когда платишь сумму, и можешь потом сделать три аборта в год в хороших условиях под наркозом (тогда еще без наркоза делали бесплатные по направлению). И потом, Ежик, я на 6 лет старше, так что то, о чем Вам рассказывали, я ещё и застала краешком.

Ольга Алексеева

От среды зависело умеренно, вспоминая статистику из моего доклада (точнее, я писала вступление к статье моего преподавателя в интернатуре),женщины без во — 8, с во — 3.

Ольга, я бы не стала писать про своих бабушек, если бы Вы не упомянули про своих )) вообще, женщины, про которых я написали изначально, младше моих бабушек лет на 15-20, потому что бабушек я застала только в раннем детстве. Они родились вскоре после революции, а те, кто бабушки сейчас, это до- и послевоенное поколение. И вот по ним я вижу, что их жизнь и отношение к семье, за исключением их собственного конского здоровья, не так уж сильно отличается от нашей. Ну, есть убеждение про надо замуж, но только в провинции. Собственно, опять же как и сейчас

Ольга Алексеева

Просто в медицинской статистике есть понятие среднего показателя — 50%, и по 25% в верх и вниз. В принципе, это применимо не только в медицине. «Россияне любят Малахова и его передачи». Увы, это так. Это правда. Хотя я сама не люблю ни Малахова, ни Киркорова, ни прочей попкультуры. Но кричать:»Это неправда, я слушаю Баха!!» — я не стану. Если признак повторяется более чем в половине выборки, он идет как определяющий.

А почему бы и не сказать про Баха? А то, получается, тем, кто в тренде, можно кричать: я слушаю Стаса Михайлова, а кто слушает Баха, тот скромно молчит. Мы же не говорим про статистику. Кстати, насчет отсутствия абортов я знаю только про свою родню, а знакомые мне бабушки — мои коллеги по работе или знакомые по храму — не мне в этом исповедуются. Мы говорим, что люди все разные, и я бы не стала утверждать, что все поголовно женщины того поколения (кстати, какого? Довоенные от послевоенных отличаются сильно) были вот такие, а мы теперь другие, и они считали так, а… Читать далее »
Ольга Алексеева
Про Баха можно, только зная место и время. Вам мама говорила горьких, унизительных слов, после которых не хочется жить? С присказкой»чужие этого тебе никогда не скажут»? И она не виновата — это травма поколения, они не научены были любить безусловно, дети были «необходимой обузою в количестве не более двух». Когда ты, как сказала Нина, «человек — функция». Не во всех семьях было так, но во многих. И надо уважать чувства людей, которые пережили то же, что и Лика. Например, здесь будет статья о проблемах недоношенных , а я на каждый комментарий начну отвечать, что у меня все не так и… Читать далее »
Ezhik

Да,насколько мне известно,одна моя бабушка не делала абортов тоже-возможно,просто потому что замуж вышла в 30 лет,поздно по тем временам,и несколько выкидышей у нее было.
Про вторую знаю плохо,но они довольно долго прожили в удаленной деревне,где не было ФАПа,и райбольница далеко была. Было трое родов через 4 года. Может,как и ездила,а может,еще патриархальный деревенский уклад сохранялся. Не знаю. У ее сестер было 6,6 и 4 детей. Одна умерла в шестых родах.

Ezhik

А,вру. Не в шестых,а в первых. Их было пять сестер…

Ольга Алексеева

У меня мама сделала один криминальный и лечилась всю жизнь. А ее мама, моя бабушка, сделала три, только потом мне рассказала, а дочкам не говорила, мама до сих пор не верит. Но тогда выхода не было. Или был, но люди заставляли. Поживи у свекрухи за шкафом, и рожай «сколько пошлет». Не раз думала, что в те годы я бы ни к одному мужчине близко не подошла.

Ezhik

Нет,не могу согласиться. Тут дело в «озвучивании» в большей степени,чем в правде. А правда да-была весьма и весьма разнообразна. Аборты да-бич поколения,но и то-были и те,кто смог избежать или по-минимуму,примерно так,как в нашем. Замуж в невинности-это да,но и тогда было немало исключений. Замуж «для этого и выходила»-то бишь для секса-много. Дети как радость,как обязательная цель замужества-много,даже если и не все сложилось как хотелось. Больше работали женщины,особенно дома,воспринимали как данность всех обслужить-это да,но,имхо-были и физически крепче и выносливей,чем мы. В общем,портрет того поколения довольно пестрый и не слишком поддается усреднению.

Berry

Можно поспорить насчет бабушек..но не буду. Во многом не согласна.
Секретный ингридиент — это ответственность за себя? Вот про это интересно, спасибо.

Sasha_
Автор, я не согласна с Вами на счет инфантилизма целого поколения женщин. Никогда я никакого инфантилизма не видела у своих бабушек — у них была просто очень тяжелая жизнь, даже чисто в бытовом плане — прикиньте, пахать в две смене на работе и дома без современной техники и, простите, элементарных средств личной гигиены? Без нормальной контрацепции? Мои дедушки в более зрелом возрасте подключились к готовке еды, но я никогда не слышала чтобы кто-то из них помогал в бесконечной стирке вещей. И по моему опыту, бабушки очень даже положительно относятся к современным улучшениям — мои говорят, что жизнь сейчас намного легче,… Читать далее »
Ezhik

Да,соглашусь. Какой там инфантилизм? при такой разнообразной и тяжелой нагрузке? это нонсенс. Еще и необходимо учитывать реалии времени-бессемейной женщине было очень маловероятно получить или заработать на квартиру-ее местом оставалась,как максимум,комната в коммуналке или совместное проживание с родителями в той же коммуналке. Общественное мнение,весьма негативно в принципе относящееся к старым девам-еще как элемент деревенской культуры,где женщина без мужчины была обречена на «приживание» или полуголодное существование.
И да-замужество и родительство взрослит и от инфантильных черт избавляет-больше или меньше. Не только,но в числе первых.

Ольга Алексеева
Инфантилизм. Просто Вы понимаете его как то, что человек не может сварить тарелки борща и просит постоянно денег взаймы. Нет, у инфантильной бабушки простыни будут отстираны до бела, и она никогда не повесит их ненакрахмаленными, даже если любит мягкое белье — что соседи обо мне подумают???!! Самый наглядный пример душевного инфантилизма — сделать аборт назло гуляющему мужу. Или, чтобы нагляднее, «Война и мир», старый князь Болконский. Приехали сватать его перезрелую некрасивую дочь, княжну Марью. Он видит, что она и не хорошенькая, и неуклюжая. Как душевный инфантил он не умеет понимать себя и людей. Женщина должна быть смазливой и замужней. Поэтому… Читать далее »
Ezhik
Ну тогда отчасти вопрос в терминологии-и здесь применение такого термина неоправданно. Простыни накрахмаленные-о нет,это из другой оперы. Это «меряние ..эээ» приходит на ум пошлость из мужского лексикона,ну вы поняли,простите.))) В женском варианте того времени. Даже свекрови тут были вторичны,первично именно это соревнование. К моей очередной соседке (а у нас дома старые,»сталинки»,здесь сохранено много воспоминаний о том времени)-валом валили женщины и спрашивали,как ей удается такое белое белье. А мать работала в торговле,порошки были лучше. А самое белое было у медсестры,ее весь район знал,но тайну она не выдавала-а чо там,пергидролью отбеливала.)) В современном мире такую же функцию может выполнять красота интерьера,или дизайн… Читать далее »
Ezhik
Аборт назло гулящему мужу-это тоже не про инфантилизм. Это про то,что и в принципе рожать не рвались,а уж от гулящих мужей и сейчас не рвутся. От гулящего мужа сделает аборт 90% женщин-если есть хоть один ребенок,тем более-два. Понятно,что христианок в ту пору почти не было. Роман помню не в деталях,вроде там Анатоль Курагин к ней сватался? А отец был вроде и не инфантилом,а просто со сложным,тяжелым характером,и еще вдовец (?). И да-некрасивость,»перезрелость»-вполне может быть трагедией. Кто писал о проблеме долгого девичества и поздних браков? а если некрасива? и век не 21? как? Короче,не согласна ни по одному пункту. Инфантилизм-это и… Читать далее »
Ольга Алексеева

Так Ежик, это не мои фантазии. Я в свое время тонны книг перелопатила по психологии. Сравнивание себя или своих детей с другими, стремление показать, что мы не лыком шиты, решать свою судьбу назло кому-то, — это проявления незрелой личности, психологи называют психологическим инфантилизмом. Стыд перед соседями за больного ребенка, очень характерный для того поколения (здесь даже не спорьте, это моя кухня))) ) — все психологи назовут инфантилизмом. Жажда похвалы «я все им отдала!!», любовь «взамен» — я тебя родила, и рОстила, будь добра почитать, слушаться до пенсии и жить по моему плану — это от туда же.

Ольга Алексеева

По-секрету скажу, что даже с Петрановской общалась )))

Ezhik

Да я слышу,ее идеи про поколенческие травмы.)) Вообще у меня складывается впечатление,что пара психологов со «свежими идеями» что-то опубликуют,а потом народ подхватывает со своими вариациями. Но тут тоже-сначала мне показались очень здравыми ее идеи,а потом что-то сомнения начали брать…

Ольга Алексеева

Возможно, война как таковая ни причем. Но то, что поколению СССР присуща душевная незрелость — об этом давно пишут. Да, кстати, это заметно на фоне иностранцев. Например, тренер по фигурному катанию рассказывал, что американцам и канадцам, а уж особо японцам просто дается задание. И они работают. А наши птицы гордые: не пнешь — не полетят. Стоит над душой, мат , он. Однажды ребята, пока плохо освоившие русский, стали требовать, чтобы им тоже говорили «заветные слова», а то русским говорят заклинания, а им нет. Они заплатили)))

Ezhik
Вооот. Я так и вижу. Дело не в войне-главным образом. Основное влияние войны-это дефицит мужчин. Что породило в семьях долговременный перекос,имеющийся и поныне-женщине нужно больше усилий,чтобы выйти замуж и «удержать» мужа,чем наоборот. Инфантилизм «на производстве» (хотя мне по прежнему не кажется годным этот термин,ну пусть)-это издержки позднесоветского периода-с конца 50-х. Когда была довольно приличная «уравниловка»,и уровень жизни был примерно одинаков что у работяги-пьяницы,что у мастера «золотые руки». Вот и шли в ход другие методы-доски почета,словеса самой разной риторики. Я,если что,не противник того времени-были свои плюсы и минусы. Думаю,что больной ребенок был и крестом,и стыдом очень задолго до этих поколений. Но… Читать далее »
Ольга Алексеева

Саша, думаю, в Вашем случае имеются ввиду прабабушки. Поколение, пережившее войну.

Тем более. Поколение, пережившее войну, вообще ни разу не инфантильное

Видимо, мне тоже с бабушками повезло. Но и все те, кого я знаю, именно дети войны, инфантильными становились разве что с приходом маразма. И здоровых границ, баланса любви и всего перечисленного у них было не меньше, а то и больше, чем у нашего поколения

Печально. Мои бабушки умели любить и ценить себя, и никакого насилия, и никаких ожиданий, и полежать на печке могли. Может быть, исключение, и нам так повезло.

Меня воспитывали на постоянных поучениях на тему «кто тебя такую замуж возьмет» или, как вариант, «какой муж будет такую жену терпеть, если ты…» не умеешь хорошо готовить/плохая хозяйка/растрепа/»плоская, как доска» и т.д., и т.п. Причем и я, и мои подруги слышали эти бесконечные присказки про «путь к сердцу мужчины через его желудок» или «муж любит жену здоровую» не только от своих мам, но и от всех тетушек-бабушек-соседок. Эти женщины честно пытались научить нас «женской мудрости» и никак не могли понять, что нам не нужны мужчины, которые решат жениться на нас ради борщей, или выглаженных рубашек или нашей соблазнительной фигуры. Потому… Читать далее »

Меня воспитывали больше другим поучением: выйти замуж не напасть, как бы замужем не пропасть. И никто как-то не видел в замужестве главную жизненную ценность. А здешние бабушки, знакомые мне по работе и церкви, видят, да, хоть и не все, но здесь и многие молодые так же рассуждают. Провинция

Goblin_chan, вы уже другое поколение. Если я не ошибаюсь, вы всего на пару лет старше моей старшей дочери, поэтому вас все-таки воспитывали мои сверстники, а не «поколение детей войны», о котором пишет Лика. Для вас они бабушки-дедушки, а к внукам всегда иное отношение, чем к детям)). Я родилась, выросла и всю жизнь живу в Москве, и то, что сейчас вам кажется провинциальностью, было нормой даже в столице. Так что, то что для вас это не норма, показывает, что за два поколения представления все-таки изменились к лучшему.

Ezhik

Да не было у них особой возможности «лежать на печке» в ежедневном течении жизни,так скажем. Вы верно говорите -и «страну поднимали»,и быт тяжелый. А вот праздники как раз они умели праздновать вполне-и столы были,и песни пели,и,по возможности,в дом отдыха хоть местного масштаба могли поехать. Я вижу так.
И инфантилизм-это неумение отдыхать-это очень спорное определение.

Для меня в детстве не было ничего тоскливее и мучительнее, чем тогдашние праздники: заставленные горами еды и алкоголя столы, разухабистые баян или аккордеон, в крайней мслучае, включенные на полную мощность приемники или проигрыватели, запаренная в хлопотах и уговорах поесть, хозяйка, визгливый женский смех, пошловатые мужские шуточки, бесконечные тосты… При этом полагалось, чтобы на этих праздниках было как можно больше народа — даже в Москве столы летом часто накрывали во дворе, а в деревне это само собой разумелось, а уж если собрать пятьдесят человек было невозможно и праздновали «скромно» дома, то открывали окна и ставили проигрыватели на подоконники, чтобы все вокруг… Читать далее »
Sasha_
Бить мужчину зонтиком (или словом) за то, что он открыл дверь или помог надеть пальто — это глупо. ———- Вы это серьезно? Глупо повторять рассказанные когда-то легенды про феминисток, извините уж за резкость. Я лично большую часть своей жизни ни одной феминистки в глаза живьем не видела, только и слушала как они избивают мужчин за пальто — а в это время в реальности мужчины колотили своих жен, и те терпели, потому что мудрые женщины, а не какие-то оголтелые западные феминистки. Этот «псевдофеминизм», про который Вы пытаетесь писать, серьезно проявляется только у маленькой кучки радфема в интернет-баталиях, а «псведопатрархат» — это… Читать далее »
Ezhik

И тут соглашусь. Статья вообще сумбурная,рациональное зерно перемешано с какими-то нереальными,действительно,интернетными персонажами. Родной феминизЬм имеет картину-ежели мужчина заплатил за тебя в ресторане,имеешь ли ты право отказаться от секса,али ты уже динамо в этом случае,хе-хе…а если предлагаешь пополам,не значит ли это,что ты впустую тратишь мужское время?

+100500, Ежик!

wpDiscuz

Похожие статьи