Недавно одна из православных знакомых рассказала историю своих друзей – воцерковленных православных христиан, хорошей семьи, в которой произошла, будем надеяться, временная размолвка, которая, однако, может обернуться настоящей трагедией. Папа шестерых детей, младшей из которых только исполнилось 4 месяца от роду, ушел из семьи со словами, что он больше так жить не хочет, не может, жену не любит, а православие и церковь – это вообще «не его». Подруга очень сокрушалась и удивлялась, как ТАКОЕ могло произойти, тем более, что они тесно общались в храме, и подобное развитие событий ещё месяц назад и в голову бы никому не пришло.

Признаться, меня мало удивила эта ситуация. И не только потому, что православные ничем не отличаются от других семей. В них тоже случаются и разводы, и измены, и предательства. Скорее, дело всё в том, что последнее время я часто пытаюсь понять, почему мы ждем (и искренне пытаемся заслужить) одного, а на практике получаем совсем иное. Мне как-то даже стало жаль этого мужчину, который сорвался или, думаю, надорвался, и не выдержал того, что выпало на его долю. Хотя слово «выпало» как-то не очень  точно отражает то, что произошло. Выпадает «снег на голову», а обстоятельства своей жизни мы часто выбираем сами, только насколько свободен и осознаваем наш выбор?

Всё чаще задаёшься этим вопросом: «Почему всё так, а не иначе?»  — не так, как описано в православных книгах, не так, как обещают батюшки с амвона, не так, как передает из уст в уста верующая и воцерковлённая паства? Почему мы, ожидая гармоничной многодетной семьи, получаем раздражение, уныние, срываемся, вместо радости испытываем дискомфорт и впадаем в депрессию? Где же та обещанная помощь Господа во всем?

Как часто приходится на любой вопрос или сомнение получать одно и то же: «Вы только доверьтесь Ему в вопросах планирования семьи, а уж Он-то не оставит», «Даст зайку, даст и лужайку» и т.п.? Где наш запал? Где наши силы? Оправдала ли себя надежда на то, что самое главное – не думать о себе, делать то, что ждет от нас Бог, и будет все хорошо? Будет крепкая семья, конечно же, без раздоров и истерик, любящий муж, терпеливая жена, послушные дети… Где все это?

Почему я сижу на кровати, и вместо приятных впечатлений от укладывания собственных любимых, долгожданных детей спать, переживаю раздражение, страх и неуверенность?

А как же мои юношеские мечты, подкрепленные православной литературой, где я представляла себя многодетной мамой, обвешанной отпрысками всех возрастов, уставшей приятной усталостью, забывшей о себе, но получившей взамен внутреннее счастье и комфорт, почву под ногами, ведь я «иду верной дорогой», исполняю то, к чему меня призвал Бог…

К. Крыжицкий. Дорога. 1899 г.

К. Я. Крыжицкий. Дорога. 1899 г.

Как часто в Церкви мы слышим готовые рецепты: делай так и будет то-то. Доверяй Богу, и Он сделает за тебя всё ещё лучше, чем ты бы мог себе представить… Надо вести себя вот так, а если ослушаешься и сделаешь эдак, то расплачиваться за непослушание будешь следующим образом по вот такому курсу. Все расписано и регламентировано, разве что с небольшой ремаркой, что Господь может вдруг смиловаться. Когда-нибудь. Может быть. А в остальном – детальный глобальный план с ответами на все вопросы. Человеку даже не надо думать – все-все отдать Богу (в лице батюшек, книг и церковной традиции) и собирать урожай благочестивой жизни в виде того, что Бог пошлет. С благодарностью и смирением. Ибо так полезнее, так лучше, так нужнее. «Делай как должно, и будь что будет». А как должно – вам объяснят подробнее некуда. Причем единым рецептом для всех.

Почему мы это слушаем? Почему так слепо верим? Почему мы в состоянии опомниться только тогда, когда происходит что-то серьезное? Ведь мы все разные, причем по всем параметрам: здоровье, силы, навыки и умения, пожелания и предпочтения, образование и привычки, воспитание и детско-родительский опыт. Как можно всем жить одинаковой жизнью при таких исходных данных? При том, что Бог всем дал разные возможности и разные желания?

Помню, что основной смысл всех этих посланий – отказаться от себя, от своих эгоистических пожеланий и стремлений, не жалеть себя: будет трудно, но Господь не оставит… Почему же люди тогда срываются? Впадают в депрессию, уходят из семьи, а некоторые – из Церкви? Слишком эгоистичны и несмиренны? Опять виноваты сами: плохо ограничили себя, чересчур эгоцентричны, как говорил мой бывший духовник, во всем направлены только на себя? А, может, всё как раз наоборот?

Может, не зря нам Богом даны желания и способность думать? Может быть, задачку надо решать с обратной стороны: прислушаться к себе, своим желаниям и возможностям, своим истинным намерениям, и не надо будет лес городить? Не надо будет ломать себя? И тогда не сломаемся, тогда избежим многих трагедий? Ведь Бог-то на самом деле всегда рядом и всегда помогает, но если мы сами не видим прямой дороги, то позволит ли Он нам получить наш опыт? Позволит пройти всё до конца, чтобы мы наконец-то поняли, что в Его любви нет насилия, что не задумано ненависти человека к себе, и чем ближе мы к себе, тем ближе к выполнению Его замысла – возрастанию здоровой полноценной и ответственной личности, видящей и знающей пункт своего назначения.

И вот на этом пути Ему помогать нам намного проще и приятнее, потому что идем мы туда, куда Он и задумал – к своей неповторимой свободной душе, а не к вымышленному идеальному образу. И этот путь намного ценнее верных и стройных рядов, пытающихся идти проторенной дорогой…

Странно, но как ответ на все эти вопросы, сегодня прочитала дочери сказку, которую буквально всучила нам в руки библиотекарь в местном отделении и на чтении которой, к моему огромному удивлению, настаивал сам ребенок, (воистину «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»). Густав Майринк «История Льва Алоиза». Сказка о том, как выросший в отаре лев думает, что он баран, и ему предоставляется шанс узнать правду, и что он делает с этой правдой. Это сказка как раз про нас – про тех, кто не хочет видеть, что он на самом деле — лев, хомяк или вовсе кузнечик, и жить надо в соответствии со своей природой, со своим замыслом.

94344620_76804

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Светлана

Юлия, спасибо! Читая, получила ответы на многие вопросы)

Анна

Здорово! Я тоже об этом часто думаю. Нет готовых рецептов на всех, есть интуиция, чувствование, куда идти, если ты готов это услышать и прочувствовать. А если не готов и не хочешь, то будешь пользоваться готовыми рецептами для всех, не факт, что они тебя сделают счастливым.

Гость

Хорошая статья! С позиции православной женщины. Таких статей на "матронах" не хватает.
О любви и уважении к себе много говорил митр.Антоний Сурожский. Но с другой стороны, без жертвы в жизни христиан — никак. Если человек срывается, тут явно "переборщили" с жертвенностью и привязанностями к земному. Наверное, нужно искать золотую середину…

Ирина

Да, я тоже думала о митрополите Антонии Сурожском во время чтения. У него всегда личностный подход к человеку — и это при общих задачах, которые решает каждый пастырь: привести человека к Богу. Можно почитать его книгу "Брак и семья", кому интересно (недавно вышла). Понимаешь, читая его, что мы все — разные, и что быть "разным" — не плохо и не страшно, это норма… мы живые:)

Мариет

Ну так это же искушения, родненькие. Надо стараться, держаться и верить. А для меня еще главное, это понимать, что я не одна, и я имею в виду не Бога, а то что нас много, девушек, женщин, работающих над собой (я не имею в виду хождения по психологам). И всем нам бывает очень плохо, и себя корим. Но без этого никак. Все будет хорошо. И я плачу, когда вижу сколько православных у нас в России. Мы сможем, у нас получится! Главное, все-таки держаться вместе, хотя бы на этом сайте, т.к. в жизни мне близкого православного общения очень не хватает.

Наталья

Абсолютно с Вами согласна.
Тоже не так давно думала, что вот это "усреднение, равнение на право, подгонка себя под собирательный идеал" — точно такое же искушение, как и все прочее.
Но при этом такое незаметное, благочестивое и медленно, но верно тянущее из людей все жизненные соки….

Nata.

Хождение по психологам — это тоже работа над собой. Православных у нас действительно крайне мало, те, что в "одноклассниках" собрались в группы по интересам — так вообще тихий ужас. Хочется православного отбщения да, но при этом адекватного. А хорошо оно может и будет когда. Только вот жить в эту пору прекрасную…

Настя

Прекрасная статья, спасибо!

Neta

Умно, актуально, смело. Спасибо.

Наталья

А мне Бог помог. И не один раз. И всё , что ко мне приходило, все мои жизненные ситуации- всё это уроки для меня…. И сейчас мне открываются картины мира глубже…. Если бы во мне не было Веры, разве я смогла бы знать , хоть толику того, что я знаю сейчас!!!

Любовь

Конечно, бог дал кому 10 талантов, кому- 3, а кому то — 1. Жить нужно по своим возможностям, а самое главное рассудительно, не бросаться в омут с головой. Что хорошо у одних, может совершенно не подходить другим. Молодости свойственна взятие всяческих высот, преодаление барьеров. С возрастом приходит житейская мудрость, рассудительность, понятие своих возможностей. Нельзя, как говориться, всех мерить под одну мерку.

Гость

Бог с большой буквы пишется

Светик

Спасибо. Как-то и в самом деле не принято в кругу верующих об этом говорить, а надо бы. Если мы появляемся на свет личностями, которых никогда до сего времени не было и больше никогда не будет, то и пути у нас у каждого свои, я думаю…

Morvenlight

Хех… А вы, наверно, и не помните про одну книжку, появившуюся на церковных прилавках буквально на месяцок много лет назад. С тех пор я её больше не видела. Как называется не помню, автор — кто-то из старцев Святогорцев. Причём, известный. Но, повторяю: книжка давно исчезла. А потому что там вместо востребованного государством "рожать как можно больше" писалось о трезвении в том числе и в этом немаловажном вопросе. Как сейчас помню, старец писал следующее: "кому-то Господь дал сил только на одного ребёнка, а человек по гордости рожает пятерых и мучается". Для меня самой тогда это было полной неожиданностью, идущей вразрез со… Читать далее »

Анна

О, интересный факт. Кстати, об этом тоже думаю. Я вот ощущаю себя больше, как человек бизнеса, готовлю хорошо, понимаю, что члены семьи должны быть опрятны, обстираны, накормлены, но это не совсем "мое", что ли. Хотя для кого это призвание-это просто замечательно, ничуть не умаляю их заслуг, а очень даже уважаю и завидую белой завистью)) Но не вижу в себе ни желания, ни физических, ни моральных сил родить нескольких детей. А государству дети для статистики нужны, что ли? Потому как каких-то мега-шагов, стимулирующих рожать, мне не видно, в т.ч.это касается развала высшего образования и в перспективе платной медицины.

Morvenlight

Гы. А Вы ещё не догадались, для чего государству "всё это"?
А чтобы ничего матерям не давать, а давить идейно. А нащёт развала образования — так не нужны нашей стране образованные. нужны чернорабочие и зольдатн. И побольше. Если заставить людей плодиться и размножаться в невыносимых условиях, рожать шестерых в малогабаритной двушке "обещания ради будущих благ", отменив при этом все продлёнки и бесплатные кружкИ, то вот такие примерно граждане и получатся: навсегда уставшие, морально неустойчивые, легко внушаемые, на лучшую долю надеяться не смеющие, озлобленные, необразованные, управляемые. Нет, чудеса, наверно, бывают. Но я бы не стала Господа искушать.

zosya72

Никогда не понимала, как и кто может размножаться за идею. Ну еще православных можно понять. Но следовать призывам государства?!!!

5julia68

государство пока прикормило материнским капиталом. посмотрим, что будет, когда его отменят, если все же это случится

Мат капитал дают только на второго ребенка, и то на квартиру его не хватит…Не очень большие деньги то

Riva

Ох, а я как-то давно, лет десять назад, а может быть, и больше, в одной православной газете прочитала сетования супружеской пары. Они были неофитами, начитались книжек и перестали предохраняться. Родилось у них несколько детей, и силы иссякли -и душевные, и духовные, ну и финансово конечно было крайне тяжело… Вот они с претензией выступили: мы, мол, Церкви поверили, а вот что получилось… Вроде как обманули их. Батюшка, который письмо это комментировал, тоже в шоке был: как можно размножаться за идею? Вот уж точно, входя в Церковь, следует снимать шляпу, но не голову….

Ежик

Интересно,как это они решили,что Церковь их обманула?
Еще не пришло то время,чтобы они могли об этом судить…

Светик

Главное, что иметь в виду под "не рожать по гордости больше, чем потянешь"… Тут вот тоже трезвение нужно, впрочем как и везде.
А в старину так и делали, как Вы говорите, просили Господа, чтобы больше не давал детей, даже просили "убрать лишний рот, пока не жалко", если рождался очень больной ребенок в, и без того, многодетной семье. Я, например, считаю это нормальным.

Morvenlight

Это не я говорю, это неизвестный старец-Святогорец. Для меня это тогда было просто как снег на голову. Ведь кругом-то другое слышала. И читала.

Светик

Я имела в виду Ваш комментарий, а не саму мысль. 🙂
И вообще, некоторые верующие люди, когда видели, что больше детей не понесут, начинали жить "как брат с сестрой". В этом ничего нет против Бога. Правда, это для кого-то совсем не легче, чем рожать детей, сколько Бог даст.

5julia68

а зачем такие ненужные подвиги? можно просто предохраняться

Светик

Кто считает нужным тот, разумеется, предохраняется. Каждый выбирает по себе. А кто-то и такие подвиги нести может.

Grusha_Jablonja

Ой, главное, чтобы эти подвиги не объявлялись общеобязательными, а также непременным идеалом…

Светик

Да уж.. подвиги вообще не могут быть общеобязательными. Никто не знает, какой подвиг может понести другой человек.
Вот поэтому я с одной стороны хочу иметь духовника, а с другой стороны очень боюсь нарваться на младостарца…

Наталья

В Лествице сказано, что прежде чем ввериться в послушание, надо тщательнейшим образом испытать претендента на духовные отцы))
Ищите, испытывайте, обязательно найдете.

алена

Паисий Святогорец? Я читала, помню. Наверное, IV том — Семейная жизнь. Его книги есть, никто не запрещал. Для меня он идеал человеческой доброты.

Ирина

… это не Паисий Святогорец. У него таких мыслей в "Семейной жизни" нет. Мысль разумная, если принимать тоже разумно, не выносить на транспарант.

Neta

Это не ст. Паисий. Я тоже читала книгу, о которой идет речь. Издание и правда очень давнее, больше в лавках не встречала. У моей подруги эта книга, может, и сохранилась. При случае спрошу. Для нее книжка в свое время стала большим утешением, т. к. благочестивая приходская общественность с большим знанием дела не стеснялась ей заявлять: "Все твои беды — а это двое детей с неврологией, тяжело больная мама и "не очень" здоровый муж — от того, что не хочешь больше рожать!!!" А то, что семья "обвиняемой" неделями ест только макароны, никого почему-то не беспокоило…

LanaGorbunova

По-моему, это Порфирий Кавсокаливит, была такая книжка — "Цветослов советов", сейчас можно в сети найти

Похожие статьи