Пять минут материнского позора Елена Фетисова 23.06.2017 Главное, Дети 71 «Постороннее мнение не является модификатором моего поведения». Помните шуточные советы научить каждого ребенка этой фразе, чтобы он мог «достойно» встречать замечания в песочнице? Я даже видела рекламу детских футболок с принтом этого лозунга. Несвежий, но стойкий «тренд сезона» — стремление матерей максимально оградить свое чадо от замечаний посторонних. Часто — агрессивно оградить или хотя бы надавить на жалость. Мамы много и красочно пишут о дедушках с клюкой, строгих батюшках и суровых бабушках, которые в храмах почем зря «смиряют» малышей и родителей. Часто — действительно зря, но об этом ниже. Но не так давно я читала в сети советы, которые давали молодой маме, чей ребенок случайно выдрал в клумбе цветы, разрисовал стену храма и получил замечание от свечниц. Мама описывала ситуацию вполне адекватно, без истерики и обид. Зато больше половины поступивших ей советов — инструкции из разряда «как поставить на место свечниц» или как найти «нормальный» храм (это где можно, выходит, рисовать на стене). Стоп. Я много и подробно изучала возрастную психологию и отдаю себе отчет, что ребенок, разукрасивший стену, для своего возраста поступил «естественно». Без иронии! Четыре года — время бурной активизации творческих способностей, и потребность рисовать везде и всюду — нормальна. Но это же и возраст начала внесемейной социализации, изучения и принятия чужих границ. То есть для ребенка в четыре года естественно как немножко «натворить» не там, где следует, так и вполне продуктивно усвоить информацию о том, что творить — это здорово, но не везде. Есть места, где предпочтительно творчество умозрительное или в блокнотике. А если мама забыла взять блокнотик, то выслушать замечание от свечницы — это для ребенка полезный и продуктивный опыт. Такой опыт дает знание о социальных и культурных нормах, которые именно в этом возрасте ребенку уже интересны, и он способен прекрасно их усвоить. То есть на самом деле в случае со свечницами мама может только порадоваться: ребенок получил воздействие самого эффективного метода научения и воспитания — столкновение с последствиями. Сделал нечто — убедился на практике, что мир в подобных случаях не рукоплещет. Ок, «теперь буду знать». Маме при этом досталась приятная роль утешительницы, а не ментора. А ожидаемо суровые в такой ситуации свечницы отлично исполнили функцию коллективного воспитания. Но сегодня эта функция тает в обществе все быстрее… Мамы старательно учат подрастающих деток, что никакой чужой взрослый «не имеет права» делать им замечание. Это, как считается, «воспитывает чувство собственного достоинства» и профилактирует «комплексы». Благая цель! Но что в побочных эффектах? Мамы, понимаем ли мы с вами, что при таком подходе совсем скоро уже никто из случайных прохожих не решится сказать нашим детям о грозящей опасности? Никто не сделает замечание юному матерщиннику в общественном месте, не предупредит ребенка, что ехать на велике без светоотражателей в сумерках по дороге — опасно, что выход на крышу — плохая затея, а вот с этого дерева не так давно уже кто-то падал… Не скажет, чтобы не получить в ответ грубость в стиле: «А это, тетя, не твое дело!». Понятно, что замечания посторонних не всегда адекватны. Иногда их диктует не поведение ребенка, а личные проблемы самих «замечающих». Порой на детях (и их родителях) кто-то банально «срывает зло», порой — речь вообще о людях «с диагнозом». Это неприятно, но и не смертельно. Лучшее, что в подобной ситуации мы можем сделать для своих детей — подарить им опыт снисхождения к чужой немощи. Опыт соблюдения достоинства: не ввязались в перебранку, а улыбнулись, кивнули, на худой конец — плечом повели да пошли своей дорогой. Обидчик выговорился, «диагноз» облегчен… Детям постарше — позже объясним, что тете, наверное, плохо, голова болит или проблемы на работе. Не обращай, мол, внимания и все. Но ведь бывает и вполне конструктивная критика! Защищать от нее детей — это медвежья услуга. Это лишение их возможности на практике столкнуться с последствиями неосторожных действий, это ограничение и обесценивание их личного опыта. Ведь он жизненно необходим — опыт чужих обид и недовольства, опыт эмпатии и внимания к интересам окружающих. Замечания и недовольство окружающих «по делу» — это вовсе не путь к «комплексам». Это профилактика бестактности, эгоизма, недоразвитого социального интеллекта. Живая, наглядная возможность убедиться, что наши «права и свободы» постоянно граничат с правами и свободами посторонних, и что мирное взаимодействие требует чувства такта и оглядки на интересы окружающих. Я как мама нечасто, но в примерно равной пропорции сталкиваюсь с критикой обоих видов. Понятно, что иногда — в храме. Порой вижу, как бабуля беспочвенно «шумит» на кого-нибудь из детей. Тут все понятно: артрит, возраст и маленькая пенсия не способствуют благодушию. Иногда извиняюсь, иногда — нет сил, и я просто сжав губы увожу ребенка, а потом объясняю ему, что бабуль надо беречь, они от нездоровья вспыльчивые. Но были у нас и ситуации, когда дети получали заслуженную «кару». Однажды я застала свою старшую дочь в позе провинившегося щенка перед пожилой прихожанкой. Оказалось, чадо — уже вполне сознательное — скакало перед самым амвоном, «заводило» других детей и едва подсвечник у центрального аналоя не уронило. И вот знакомая прихожанка (педагог, кстати, со стажем лет в тридцать) взяла ее под белы руки, вывела в притвор и сделала внушение, конец которого я и застала во всей красе. Было стыдно, неприятно «и вообще». Но с другой стороны — радостно. Я прекрасно поняла, что кривляние в центре храма больше точно никогда не станет для нас проблемой. Поблагодарила педагога, пролепетала, что «на нас что-то нашло, но мы исправимся». Деть стрельнул в мою сторону глазами и с облегчением сбежал к амвону ждать причастия. Спокойно и уже без подскоков. Я считаю, что пять минут моего «материнского позора» обернулись ребенку во благо. Простой факт, что не всех и не везде умиляют шум и кривляние, ребенок воспринял на собственном опыте, а не со слов мамы (мама-то вечно что-то говорит, а толку?). И нет, я не боюсь, что этот урок как-то «подавил» моего ребенка, повлиял негативно на его живость и естественность. Отнюдь! Скачет он выше, чем прежде — на дорожке у храма. А внутри научился «притормаживать». Кстати, при следующей встрече та же прихожанка благодушно пригласила моих дочерей протирать иконы и следить за свечами, если ожидание причастия затягивается. Наглядный повод не бояться «коллективного» воспитания…