В православной аскетике есть очень важное понятие — «духовная прелесть».

В крайнем состоянии духовной прелести человеку кажется, что он достиг каких-то невероятных духовных высот, вплоть до личной святости и общения с ангелами и святыми. В варианте «лайт» человек просто считает себя более чистым, духовным, продвинутым, чем все эти окружающие людишки — и в связи с этим посматривает на них как на убогих (но снаружи изображает благость).

Чтобы опытные монахи наконец перестали попадать в эту ловушку, в православии взяли и договорились считать, что духовной прелестью чуть менее чем полностью поражены вообще все люди (кроме однозначных святых). Ну а если кто-то заявляет, что уж он-то от прелести точно свободен — туши свет, накатила величайшая форма прелести из всех возможных.

Ровно та же штуковина происходит абсолютно со всеми людьми, которые занимаются психологическим самоисследованием, — только для нее нет названия. В связи с этим предлагаю ввести в обиход новый термин: «психологическая прелесть».

Например: когда человек заявляет о том, что он психологически здоровее окружающих, что после длительной терапии он перестал понимать людей, что вокруг сплошные травматики/невротики, что всем срочно надо на терапию — все это формы психологической прелести.

Психологическая прелесть вырастает на одном довольно простом, но совершенно необоснованном интроекте: «психологически здоровые люди лучше, важнее, правильнее нездоровых, и поэтому все должны хотеть развиваться». Вообще говоря, этот интроект — лишь частный случай веры в то, что одни люди в принципе могут быть чем-то лучше или важнее других людей, и что людей можно как-то объективно оценить. А вот этот гнилой корешок выдрать из своей психики практически невозможно, потому что на нем построены все лживые представления личности о себе, своей важности и уникальности, и при попытках его вырвать он лишь бесконечно мутирует и прорастает в неожиданных местах. На этом, собственно, и срезаются наиболее серьезные монахи.

Единственное, что остается, чтобы не впадать в психологическую прелесть больше, чем есть — это просто помнить о том, что мы и так в ней всегда по самые уши. И что с «вселенской», «объективной» точки зрения, ни длительность пройденной терапии, ни глубина проведенного самоисследования не способны сделать нас ни на йоту важнее или лучше бомжа, собирающего мелочь у метро.

Андрей Юдин

Источник: Блог автора в фейсбуке

Теги:  

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Отправить ответ

Сортировать:   новые | старые | популярные

Да, так и есть. Недавно у кого-то из психологов прочитала: можно быть какими-нибудь невротиками и травматиками, но счастливыми в браке, а можно быть как бы нормальными, но несчастными. Жизнь — сложная штука.

wpDiscuz

Похожие статьи