Помните монолог героини Татьяны Дорониной в кинофильме «Старшая сестра»: «Театр!… Вы любите театр? Я хочу спросить: вы любите театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?»

Никогда не думала, что эти первые строки смогут так впечатлить меня, тогда еще восьмилетнего ребенка, а страстный взгляд актрисы сможет так заворожить и напитать детскую душу, что спустя много лет я почувствую острую тягу признаться в любви. Кому? Чему?.. Балету.

Итак, любите ли вы балет так, как его люблю я? Пожалуй, следует признать, что балет является самым изящным видом искусства. Разве что огранка редких и прекрасных драгоценных камней и создание тончайшей работы ювелирных изделий может сравниться с аристократичностью и гармонией движений в балете. Достаточно посмотреть балет Джорджа Баланчина «Драгоценности» (George Balanchine, Jewels), чтобы это сравнение не показалось случайным или чрезмерным. Рекомендую смотреть эту постановку в театре с ярусов, потому что именно сверху открывается наилучший вид на ювелирно выверенные узоры построений грациозных танцовщиц. Музыкальное повествование при этом ведется об изумрудах, рубинах и бриллиантах. Роскошь!

Само по себе движение не имеет никакого смысла. Я имею в виду отдельно взятый танцевальный элемент, вырванный из контекста, эпохи и стиля, без музыки, костюма и соответствующего художественного обрамления. Но стоит совместить все выше перечисленное, как мы становимся очевидцами зарождения танца. Это прекрасно! И волшебно!

1

Но вернемся к балету. Помимо того, что это один из прекраснейших видов искусства, одновременно это изнурительное, тяжелое, проверяющее танцоров на выносливость и работоспособность ремесло. Анна Павлова говорила: «Красота не терпит дилетантства… Служить ей — значит посвятить себя ей целиком, без остатка». Судите сами: дети поступают в хореографическое училище десяти лет отроду. Это притом что они с малолетства занимались в различных кружках.

Сравним с другими профессиями из области культуры и искусства — там поступление в училище начинается не ранее чем в 14 лет, а получение высшего образования заканчивается в районе 22-23 лет. В балете же мы получаем сформированного профессионала уже в 18 лет, после чего он сам готов к преподаванию и либо к исполнительской, либо какой-то еще деятельности, связанной напрямую с балетом.

И юные профессионалы идут работать. И работают много. Никогда не встречала ленивых балерин. Потому что это совершенно несовместимые понятия — лень и балет. Вот хорошая школа жизни. Балерины очень по-взрослому мыслят в свои 18 лет. Конечно, у них полно амбиций, юношеского максимализма (ну, куда ж без него, почти все проходили это в свое время). Но при этом они точно знают, чего хотят, каким образом добиться своей цели, к чему надо стремиться и к чему приведут все их усилия.

Не стоит забывать и о жестокой конкуренции: потерял сноровку, падает мастерство — твое место в кордебалете. Замена всегда найдется. А периодические травмы, хронические боли в суставах, ранний выход на пенсию и следующее за ним ощущение ненужности… Не все могут это пережить, собраться и направить свои знания, умения, навыки в околобалетную сферу деятельности.

2

Но когда балерины выходят на сцену, они не думают обо всех этих трудностях. Они творят. Творят божественный танец. И когда знаешь обо всех тяготах балетной жизни, когда ценишь творческие достижения исполнителей, тогда совсем иначе воспринимаешь балетные спектакли — с любовью и уважением, буквально с преклонением перед  талантом балерин, с восхищением и завороженностью.

А ведь балет — это не только балерина. Одна она ничто без музыки великих композиторов прошлого и сегодняшнего дня, без грамотной и красивой хореографии, без тонкостей постановки, без продуманного и удобного костюма, без декораций, настраивающих на определенную атмосферу спектакля.

Иногда смотришь балет (это зачастую относится к современным постановкам) — вроде и танцуют хорошо, и все на месте, и музыка прекрасная, а не завораживает, не трогает душу. Возможно, все дело в неудачной хореографии. Или так много накрутят там, где простота движений смотрелась бы куда гармоничнее, чем все эти потуги выжать из артиста все его блистательные умения за три минуты соло.

3

Не знаю, что так сильно влияет лично на меня, но бывают моменты, когда я просто начинаю плакать. Это не сентиментальность. Эти слезы рождаются спонтанно от созерцания прекрасного и возвышенного. Слезы от красоты. Такое бывает? У меня бывает. Я люблю балет.

Может потому, что мне нравится все изящное, грациозное, логичное и гармоничное, точно выверенное и продуманное, созданное с глубоким смыслом и определенной целью — коснуться тонких струн души человека, пробудить эмоции, освободить от повседневности, возвысить дух до небес, вдохновить на потрясающие перемены в своей жизни, напоить эликсиром музыкальной магии, да, в конце концов, сделать человека лучше. Возможно — более чистым.

Я бы даже сказала, что через созерцание балета можно достичь катарсиса — очищения, возвышения и оздоровления души человеческой.

Ульяна Лопаткина как-то сказала в одном из интервью: «Искусство должно возвышать человека над обыденностью и как-то немножечко тянуть человека к прекрасному, к тому, что он видит, но не может осознать. Я надеюсь, что балет способствует этому».

А я в это верю.

Я люблю тебя, балет!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Похожие статьи