Что такое музыкальная терапия и зачем заниматься пением женщинам, которые готовятся стать мамами (и не только им!), «Матронам» рассказала Наталия Фаустова, автор социокультурного проекта «Колыбельные для всей семьи», певица и музыкальный терапевт.

Сегодня чего только не придумали для беременных: есть и йога, и дыхательные практики, и упражнения с голосом, которые облегчают боль в родах. Зачем будущим мамам еще и музыкальная терапия?

Музыкальная терапия хороша тем, что она свободна от манипуляций материнским сознанием. Объясню на собственном примере. Как многие женщины в нашей стране, сразу после родов вместе с дочерью я получила от врачей букет страшных прогнозов и выслушала множество медицинских ужастиков. Это было пятнадцать лет назад, но, увы, мамы и сегодня жалуются на гипердиагностику, в основе которой лежит желание перестраховаться: а вдруг чего? При этом никто не думает о том, что женщина, которая только что родила ребенка, тревожна и чувствительна. С ней так нельзя.

Мне говорили, что у ребенка масса проблем, в том числе неврологических, что необходимо срочно начинать курс лечения медикаментами, иначе потом она не сможет нормально учиться. «Вы меня еще вспомните, когда пойдете в школу», — радостно обещала невролог. Я не верила и сопротивлялась. Однажды, когда дочке был месяц, мы приехали с ней в клинику делать нейросонографию. Ее облепили датчиками, что Ане, разумеется, не понравилось. Она зашлась в плаче, а я… стала петь ей колыбельную. Через пару минут она уснула у меня на руках! Врачи удивлялись: не каждый день удается так полно исследовать младенца в столь разных состояниях — от стресса до полного успокоения.

Стоит отметить, что колыбельные я пела дочери еще до ее рождения. Это была наша «музыкальная терапия», в тот момент еще интуитивная, обучаться этому специально я стала много позже. Продолжала каждый день в течение первых трех лет жизни, иногда пою и сейчас. Пение, необязательно колыбельных, — это мощный антистресс и антидепрессант, причем бесплатный.

То есть пение — это и есть, по сути, музыкальная терапия?

Отчасти да. Насчет музыкальной терапии существует много мифов. Например, многие ошибочно полагают (достаточно открыть интернет), что музыкальная терапия — это просто прослушивание приятной музыки — Баха, Вивальди, Моцарта, которое успокаивает, расслабляет и настраивает организм на определенный лад. И уж совсем странно видеть подборки песен для улучшения аппетита и тому подобное. Как увидите такое, знайте — это шарлатанство! Во-первых, музыка действует на людей неодинаково. Во-вторых, все несколько серьезнее. Вивальди в машине можно слушать хоть каждый день, это эстетическое удовольствие и релакс, но еще не терапия. Терапия предполагает взаимодействие со специалистом при помощи музыки и может стать профилактикой неприятных состояний и даже нивелировать их (в сочетании с основным лечением, конечно). Беременные обычно обращаются с повышенной тревожностью или мучительным токсикозом.

Второй миф — то, что проходить терапию могут только люди, умеющие играть на музыкальных инструментах или красиво петь. Это заблуждение. Важно не умение, а личная включенность.

Не является ли такая терапия псевдонаукой? Особенно учитывая то, что на женщине в положении нынче только ленивый не пытается заработать деньги?  

Если вам говорят, что прослушивание конкретных музыкальных композиций или песен вылечит от той или иной болезни, то это полная профанация. Тем не менее, заметив, какие чудеса творят те же колыбельные песни с моей дочерью и со мной, я заинтересовалась природой воздействия музыки на человека и стала жадно искать соответствующие исследования.

Книг и достоверной интернет-информации оказалось мало, и я получила дополнительное образование по курсу «музыкальная терапия в неврологической практике». Оказалось, что в Европе и США — это развитая наука на стыке музыки, психологии и медицины.  Доказательная, то есть подтвержденная исследованиями, музыкальная терапия начала практиковаться во многих странах после Второй мировой войны. Первоначально музыканты просто посещали раненых в больницах в качестве волонтеров, пели и играли им для укрепления духа, а потом врачи начали замечать, что эффективность лечения у этих больных выше, чем у других. Стали проводить исследования, разрабатывать методики лечения и создавать факультеты для подготовки специалистов по музыкальной терапии. Изначально они работали в больницах, хосписах, домах престарелых, реабилитационных центрах. Со временем стало понятно, что музыкальная терапия показана и беременным, и родившим женщинам и их новорожденным детям — для вспомогательного лечения, стимуляции развития и профилактики различных патологий. Дело в том, что игра на музыкальных инструментах и пение нормализуют ритм сердца, успокаивают, улучшают настроение, помогают лучше воспринимать информацию, то есть учиться новому, развивают эмпатию, объединяют людей. Сегодня музыкальная терапия, наконец, развивается и в России и используется в работе с будущими мамами и пациентами с неврологическими заболеваниями.

Может ли музыкальная терапия помочь в родах?

Безусловно, музыка — не панацея. Она не избавит полностью от боли во время родов, но может ее облегчить. Музыкальная терапия не заменяет медикаментозное лечение какого-либо заболевания или клинической депрессии во время беременности или после родов. Но она может снизить тревожность, страх перед родами, боль во время родов, панику после. Мягко регулирует эмоцио­нальный фон, если будущая мама испытывает стресс, мало отдыхает, переутомляется на работе. Прекрасно работает в комплексе с психотерапией, улучшает сон, нормализует аппетит. Да и после рождения малыша женщины, которые практикуют пение, особенно колыбельных, быстрее восстанавливаются и налаживают лактацию.

А как музыкальная терапия влияет на сам процесс родов?

Помните знаменитый «хор беременных», который организовал в своей клинике французский акушер Мишель Оден? Еще он заметил, что песнопения в теплом дружественном кругу избавляют женщин от эмоционального напряжения. Во Франции были проведены исследования, согласно которым женщины, прошедшие на 8-м месяце беременности курс музыкальной терапии, проводили меньше времени в больничной палате после родов, у них реже случались осложнения. У «поющих» женщин сокращалось время схваток, а кесарево сечение применялось лишь в 4% случаев (в группе с традиционной подготовкой — у 13%)! Не использовалась стимуляция и обезболивающее у 60% рожениц против обычных 40%.

Мне кажется, эти факты дают исчерпывающий ответ на вопрос. И музыкальная терапия или хотя бы совместные песнопения, исполнение колыбельных, милых сердцу женских песен кое-где уже включены в обычную программу подготовки к родам. Главная цель музыкальной терапии при родах — максимальное расслабление, снятие тревоги, снижение боли и настройка на очень тесный эмоциональный контакт с ребенком.

А что младенцы, рожденные у таких мам? Как правильная музыка и работа с голосом влияют на новорожденных?

На психоэмоциональном уровне ребенок получает контакт, привязанность к маме, ощущает чувство защищенности и любви, передаваемой малышу. На физическом уровне сам звук, вибрации воздействуют на все внутренние органы, стимулируют кровообращение, повышают тонус организма, укрепляют мускульную систему. На каждый звук откликается определенный орган тела. Ритм отвечает за нормализацию дыхания, сердечной деятельности, работу мозга.

Недоношенным детям прослушивание колыбельных песен, особенно в исполнении мамы или музыкального терапевта, помогает быстрее набрать вес и стимулирует развитие. В США и Европе в центрах интенсивной терапии недоношенных детей активно применяются методики музыкальной терапии. Я очень надеюсь, что в скором времени музыкальная терапия будет так же широко применяться и у нас в стране.

Как выглядит музыкальная терапия на практике?

Как правило, это групповые занятия, в основе которых — работа с голосом и музыкальными инструментами. Мы используем небольшие барабаны, шумовые и этнические инструменты, колокольчики, маракасы, укулеле. Любим ocean drum — это такой перкуссионный инструмент а-ля бубен, внутри которого перекатываются шарики, звучание которых имитирует шум волн.

Упражнения выполняются в общем кругу, как это происходило в традиционных культурах, что создает особую атмосферу. Сонастраиваемся, осваиваем несложные музыкальные инструменты, поем. Это пение и а капелла, и под гитару, причем особенное внимание уделяется колыбельным. Можно даже просто дышать в такт спокойной, умиротворяющей музыке.

Какую музыку вы бы порекомендовали слушать будущим мамам дома, в авто, на работе в качестве «самотерапии»? Может быть, звуки природы, классику?

Это будет уже не терапия, но прекрасная профилактика и просто удовольствие! Доказано, что, начиная с 14-16 недель беременности мамы, ребенок начинает слышать. До этого он воспринимает звук только как вибрацию. А тут уже поворачивает голову в сторону звука, закрывает лицо руками, если звук этот резкий, пугающий. Многие считают, что, рождаясь, младенец попадает из тихой гавани в мир шума. На самом деле из интенсивной звуковой среды он оказывается там, где звуков не так уж много. Что слышит малыш в животе? Стук материнского сердца, шум кровотока по сосудам, напоминающий накатывание волн на крупную гальку, работу кишечника, похожую на мурлыканье кошки…

У ребенка еще до рождения возникает чувствительность к речи матери, ее интонациям. Нежные мамины песни успокаивают маму, а значит — и кроху. Поэтому беременным я очень рекомендую петь колыбельные или просто приятные мелодии. Есть исследования, согласно которым еще нерожденные дети начинают активно двигаться в животе мамы под звуки оркестровой музыки, успокаиваются от мелодий Моцарта и Генделя (ритмы похожи на размеренное сердцебиение) и тревожатся, едва заслышав некоторые мелодии Брамса и Бетховена или современной агрессивной музыки. Из естественных звуков я бы рекомендовала все «водное»: шум волн, разбивающихся о берег, звук льющейся воды, который, кстати, используется в родах как природный стимулятор. Интересно, что и новорожденные дети под этот звук быстро засыпают.

А как же рок-концерты, если мама — эдакий «старый рокер»?

При беременности, когда психоэмоциональный фон мамы и будущего малыша напрямую связан, важно думать о комфорте обоих, и маме лучше подбирать ту музыку, которая ее поддерживает и радует, но которая, в свою очередь, благоприятно сказывается на ребенке. Это может быть любая жизнеутверждающая музыка, умеренно энергичная или спокойная, в зависимости от ситуации. Мама вполне может слушать и любимые ею рок, джаз, фолк, да что угодно, если эта музыка поднимает ей настроение или, наоборот, контейнирует ее негативные эмоции. Но на своем опыте скажу, что когда я при своей двухмесячной новорожденной дочери запела грустную песню, будучи в плохом эмоциональном состоянии, та стала сильно плакать. И стоило мне сменить ее на мажорную, она тут же успокоилась. И я повеселела!

Это не рецепт, как можно или нельзя делать. Все люди очень разные, и каждому подходит свое. Например, я с помощью минорной музыки, наоборот, восстанавливаюсь, «отдаю музыке плохое настроение», а Моцарт, самый, по общепринятому мнению, «позитивный» из композиторов, долгое время вызывал у меня жуткое раздражение. Так что нужно всегда слушать себя и своего ребенка, находить компромисс. Те же колыбельные очень помогали мне, когда я много работала с маленьким ребенком на руках. Были моменты, когда сил не было вообще: ни на игры, ни на общение. Тогда я просто начинала петь. И сама при этом хорошо и быстро восстанавливалась.

Сегодня много внимания уделяется формированию здоровой привязанности между мамой и младенцем. Можно ли говорить, что пение тех же колыбельных способствует ее укреплению?

Колыбельные и пестушки — это первый инструмент в общении мамы со своим ребенком. Это территория смыслов и ценностей на всех уровнях, заложенных не только в музыке, но и в словах. Это и профилактика послеродовой депрессии, и самотерапия мамы, и снятие стресса, и удовольствие.

Все это подтверждает мой личный пример. Как я уже говорила, я пою своей дочери колыбельные с младенчества. Помимо тесного эмоционального контакта, который сохраняется и в ее подростковом возрасте, для меня это стало профилактикой стресса (я всегда много работала), а заодно и купировало чувство вины, которое неизбежно у работающей мамы. В дочкины 2-2,5 года были сняты все ранее поставленные диагнозы. Она хорошо учится, занимается в музыкальной, художественной и театральной школах. Мой опыт мамы, музыканта и музыкального терапевта позволил мне подготовить большой арсенал замечательных песен для прослушивания и самостоятельного исполнения мамами, которым я с радостью поделюсь.

Беседовала Елена Безсудова

Фото обложки: Ольга Павлова

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Ezhik

Чем бы беременная женщина и мама новорожденного не тешилась,лишь бы не плакала.)) А вообще все мои дети очень любили эту кыыыылыбельную про волчка. Вот прям хит,и ничего другого. Непонятно,она ж ужастик на самом деле.))

NinaK

Мама рассказывала, что младенцем я не выносила ее колыбельных, и когда она пыталась их петь, вопила еще сильнее, заходясь в плаче, так что отец, не выдержав, отбирал меня у нее, и бормотал мне на ухо что-то успокоител ное, чтобы я отошла от «культурного шока»)). Мои дети, кроме старшей дочки, любили мою импровизированную колыбельную-бормоталку, в которой я перечисляла по очереди чуть ли не всех засыпающих животных земли…А вот хитом «потешки-тетешки» у нас была задорная садисткая песенка, которой с незапамятных времен тетешкали малышей в маминой деревне и которая начиналась с куплета: «Ой, тит-тида-рида, Зарэзала баба дiда, Повесила на кiлок Шо б не… Читать далее »

Ezhik

Ужос…это уже вообще триллер,да с каким сюжетом…

NinaK

Зато младенец стразу получает установку на необходимость сохранения супружеской верности и неотвратимость возмездия за ее нарушение. Причем, что особенно важно, даже в патриархальном обществе она не просто требуется в равной степени, как от женщин, так и от мужчин, но мужчина (дiд) наказывается суровее, чем женщины (дiвки) поскольку именно на нем лежит основная ответственность за отношения с женой (баба) и харрасмент в отношении дiвок))

Ezhik

Дааа.точно. Так сразу в такой глубокий смысл и не вникнешь,но и возразить нечего.))

NinaK

Семейные ценности. Духовные скрепы))

Похожие статьи