— Не хочу Чебурашку, — вопит Маша. — Не хочу Карлсона! Хочу «Щенячий патруль».

— Да твой щенячий патруль — сплошная ложь! — злюсь я. — В жизни не бывает, чтобы было столько суперспособностей, чтобы все всегда выигрывали.

Но Маша смотрит и хохочет над шалостями щенка Маршала. Смотрит «Машу и медведя» и хохочет над шалостями Маши. Смотрит «Врумиз» и хохочет над дурачком Банги и толстым Пити. Я пыталась запрещать, но она смотрела у бабушек. И… ничего страшного не случилось. Мой ребенок не испортился. А смеху было столько! А радости!

Я начинала ее приобщение к мультипликации со старых добрых советских мультфильмов. Скучно ерзая на стуле, Машенька не засмеялась ни разу. А над чем?

Тревожные, вонзающиеся в уши своей взвинченностью нотки клавесина, знаменующие начало мультфильма «Винни-Пух», в котором никто из персонажей не улыбается и все, кроме толстяка, страдают депрессией? Этот мультфильм великолепен своей психологией, но — для взрослых.

В советских мультиках нет детей. Там — маленькие взрослые, решающие взрослые проблемы. Ребенок не должен строить детскую площадку и очищать озеро (Крокодил Гена), не должен решать проблемы добычи еды и защиты жизни (Котенок Гав), да и хорошо отрепетированный навык выносить мусорное ведро, печь пироги и поливать цветы тоже под большим вопросом, если речь идет о девочке, которой в этом возрасте положено играть с подружками в резиночку во дворе (Наташка из «Домовенка Кузи»).

Взрослые, как правило, этим детям не союзники, а те, кто отбирает радость. У Наташи отнимают волшебный сундучок (метафора радости и детства), у дяди Федора — кота (я не могу себе представить степень черствости человека, который может сказать: «А какая от кота польза?», если он не видит этой очевидной пользы в виде радости и общения), у Малыша в «Карлсоне» — собаку и кино, а в «Котенке Гаве» — трудно представить — даже собственное имя у щенка. Никто его не звал, потому что он никому не нужен. Ребенок в СССР в качестве «ребенка» действительно был никому не нужен, он должен был сразу стать маленьким взрослым, и вся система образования, начиная с яслей, была нацелена на это. Неслучайно Федьку зовут не Федькой, а дядей Федором, в его случае перелом уже произошел — он уже стал маленьким взрослым, настолько взрослым, что смог сам уйти из дома и автономно существовать.

А вспомните «Когда зажигаются елки»: «Терпеть надо! Не маленький!» — говорит один ребенок (Медвежонок) другому ребенку (Зайчику). Говорит, когда зайчик смеется от щекотки. Все чувства советский ребенок должен был держать в себе! И в первую очередь — радость.

Ну да, в «Щенячьем патруле» герои нереалистичные. А разве в советских мультфильмах — реалистичные? Ведь не было таких детей, которые только и мечтали класть кирпичи до вечера («Песенка мышонка»), делали уроки, не глядя в телевизор («Попугай Кеша»), выстраивались в очереди на прививки («Бегемот, который боялся прививок»). В последнем мультфильме вообще использован запрещенный прием: в очереди сидят только взрослые «разумные» дети, после чего у ребенка должно создаться впечатление, будто он ОДИН боится прививок (один, понимаете, а не ВСЕ!). В советских мультиках широко использовались все те приемы, которые сегодня признаны запрещенными в родительской практике общения с детьми: стыдить, запрещать плакать и проявлять чувства, сравнивать с другими.

Дети с этим отъемом радости и чувств боролись, как могли. Зная основы детской психологии, легко проследить возникновение у ребенка внутреннего конфликта, когда его внутреннего Ребенка — шалящего, делающего ошибки, протестующего, желающего «запретного» (лакомств, например) — считали стыдным, должны были уничтожить. Считать часть себя плохим — это очень тяжело. Но нельзя убить эту часть себя, и она в той или иной форме возвращалась. Детские писатели и сценаристы очень хорошо показали ее отделение в мультфильмах. Я думаю, что Карлсон психологически — это часть личности Малыша, та часть, которой взрослые люди вокруг него (родители и няня) существовать запрещали, поэтому Малыш был вынужден просто отделить ее от себя. Кто нашалил? Малыш? Нет. Малыш хороший. Шалят плохие. Карлсон нашалил. А Малыш Карлсона любит. Он продолжает любить ту «плохую» часть себя, просто она существует уже отдельно. Вот так он решил этот внутренний конфликт.

Поэтому неслучайна одна важная деталь: стоит взрослым людям появиться в комнате Малыша — как Карлсон чудом исчезает. Разумеется, Малыш тут же превращается в «маленького взрослого человечка», который должен делать уроки, подтянуть штаны и вообще вести себя как полагается.

Домовенок Кузя у Наташки, думаю, то же начало — детское, шалящее, отделенное от ставшей строгой и одинокой Наташки. Кузенька тоже внезапно «умирает» с появлением в комнате взрослых.

Чебурашка. Очень интересный персонаж. Примечателен он тем, что символизирует ребенка, оказавшегося в мире взрослых, которые не уверены в себе и потеряны, то есть сами как дети, но только без свойственной детям радости и уверенности в себе. И они не знают, что с этим ребенком (Чебурашкой) делать! Он для них — неизвестное существо. Практически как для многих наших родителей из 90-х. Они не знают, как дальше жить, они не нашли себя и даже друзьями-то обзавестись не сумели, куда уж им воспитывать детей. А ведь тот, кто психологически не был ребенком, не прожил эту часть себя, в дальнейшем не сможет адаптироваться к миру и чувствовать себя защищенным… Чебурашка в их мире одинок и не нужен, лишний пазл. Потому что они и сами ощущают себя лишними.

Образов отделенного от «правильного и удобного ребенка» шалящего дитяти в советских мультиках и сказках очень много. Капризничает и балуется не Верочка, а обезьянка Анфиса; Попугай Кеша — альтер эго правильного мальчика Вовки, который только и делает, что учит уроки и даже не смотрит телевизор; мыши и кот Леопольд — из той же серии. Задача у этих мультиков вроде бы была в том, чтобы советские дети стали такими, как Вова, и не стали такими, как Кеша. А происходило ровно наоборот! Ну кто помнит серенького мальчика Вову? Кто помнит унывающего Гену? Все помнят Шапокляк! Анфиску! Карлсона! Кузю! Мышей! Котенка Гава! Кешу!

Сценаристы и писатели заложили в мультфильмы вовсе не воспитательный оттенок «будьте собранными, ребята, а не как эти», а напротив — крик души детей, потерявших детство и радость. Какой образ семьи мы видим в советских мультиках? Часто это семьи «однодетные», где замотанные родители с утра до ночи трудятся на предприятии, а ребенок предоставлен сам себе и часто обслуживает дом, при этом без надежды получить хоть каплю внимания и теплоты от родителей. Вспомним, например, фразу мамы дяди Федора: «Я так устаю на работе, что даже телевизор нет сил смотреть». А мама Наташи в мультике «Домовенок Кузя»: единственное, что мы слышим от нее — сухое «умница, дочка», лишенное теплоты искренней похвалы. На второго ребенка нет ни сил, ни времени, ни желания, да и первый смотрится как часть советского интерьера в стиле «положено иметь», будто не с желанием его «заводили», а потому что у всех сервант и у нас сервант, у всех ребенок и у нас ребенок. Или, напротив — поздний единственный и перелюбленный.

Вместо целостной личности, где внутренний Ребенок проявляет себя в творчестве, а внутренний Взрослый выбирает, где это творчество проявлять, советское общество воспитывало человека с гигантским внутренним Родителем, который блокировал самостоятельные решения страхом выпасть из повестки дня партии, социума, собственных родителей. Для партии и государства живая творческая свободная энергия ребенка — угроза, которую надо запереть в клетку.

Очень мало в советских мультфильмах встречается зрелых личностей, где все три компонента — Взрослый, Родитель и Ребенок, уравновешены и не находятся в состоянии конфликта. Почти все персонажи находятся в роли Родителя или Ребенка, и отрицательными оказываются те, которые проявляют свободный образ жизни и мыслей, — символы Ребенка.

И поэтому многие популярные советские мультики очень-очень грустные. Мой ребенок их смотреть не хочет, а я — не могу. Мне грустно.

Есть, конечно, в этом ряду счастливые исключения: мультфильмы про Львенка и Черепаху, про Ежика и Медвежонка, про Лисенка и так далее. Но это уже совсем другая история — история спасения советского ребенка через авторов, которые умели говорить с ним на одном языке. И, как правило, эти мультики тоже грустные. Когда Ежик искал свой кораблик («Осенние кораблики») — тоже хотелось плакать от того, что никто-никто его не понимает, он одинок в мире взрослых, забывших мечты и желания, кроме естественных потребностей поспать и наесться.

Что же касается современных мультфильмов, где герои шалят на полную катушку и ведут себя эгоистично, — мне кажется, так проживается ребенком невозможность сделать то же в жизни, и это неплохо. Главное, чтобы эти эмоции не стали для него самыми яркими в жизни. А «Врумиз», «Маша и медведь» и «Щенячий патруль» воспитывают куда лучше советских мультфильмов. Потому что делают это через радость, смех и через то, что герои — на одной волне с ребенком. Герои — настоящие дети! А дети эгоистичны. Но именно дети не боятся собственных ошибок и часто начинают вести себя альтруистично по собственной воле, а не по принуждению «сверху», как в советских мультфильмах.

Это зрелище, поверьте, куда лучше, чем убитый горем ослик Иа, у которого каждый день хуже предыдущего, и потеря хвоста знаменует, в общем-то, потерю себя. Ослик Иа потерял вовсе не хвост, он потерял внутреннего Ребенка — того, кто любим, кто радуется, кто смеется, творит и имеет опору в самом себе. И не боится ошибок. А иначе от лужи и не отойдешь.

Желаю вам не терять собственный хвост и радоваться!

Теги:  

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Об авторе

27 лет, профессиональный журналист и преподаватель, корреспондент «Русского репортера», автор учебника «Репортаж: от идеи до гонорара». Сейчас мама двоих маленьких детей, занимаюсь их воспитанием, пишу статьи и репортажи на «Православие и мир», которые я охарактеризовала бы общей темой «материнство как фильм ужасов». С рождением детей уверена, что живу в фильме ужасов, не столько из-за какашек, аллергий и насморков, сколько из-за наших больниц и общества, не предназначенного для счастливого материнства, безопасного детства, здорового образования. В связи с этим вижу свою миссию в том, чтобы своим талантом способствовать последним трем вещам. Также (по остаточному принципу) пишу сказки, стихи, валяю шерстяные бусы и броши на заказ, продолжаю брать интервью и учить желающих технике репортажа.

Другие статьи автора

Отправить ответ

Сортировать:   новые | старые | популярные

У нас было все наоборот: все наши дети обожали классические советские мультики, а вот современные им казались слишком глупыми, шумными и «резкими». Так что я не стала бы делать глобальных «психологических» выводов из-за предпочтений одного ребенка.

Michelle
Хочется возразить автору: Карлсон и Вини Пух это экранизации зарубежных авторов. Так что уже совсем глупо не подставляйтесь. Думаю, ценность советских мультфильмов в том, что после просмотра есть о чем поговорить с ребенком, есть что обсудить. Даже 4-летний малыш в состоянии ответить на вопросы родителя, правильно заданные. А о чем поговорить после просмотра «Маша и Медведь»?… Все-таки искусство должно не только развлекать… Из советских мультиков у моих детей самые любимые были «Заколдованный мальчик» (про Нильса). Снят, как известно, по книге Сельмы Лагерлеф, Нобелевского лауреата. «Снежная королева», «Дикие лебеди» (по Андерсену). Помимо того, что сами литературные произведения глубоко христианские, советские мультфильмы,… Читать далее »
Sasha_

Автор и не подставилась, просто сравните по духу советскую экранизацию и диснеевскую))) В последней, кстати, не порезаны герои, мальчиков не превращали в девочек и все персонажи — как и в первоисточнике — мягкие игрушки.
Я не к тому, чтобы прям критиковать советский мультфильм, просто первоисточник можно по-разному передать на экране.

Ksaniya

Мой муж (немец) тоже считает, что советские мультики — лучшие. Там есть какой-то элемент воспитательный, там зло не рядят в красивые одежды супергероя… Не каждый мультик — шедевр, но кто из нас будет помнить и пересматривать худшие?
А «глубокий» психолгический разбор Карлсона с точки зрения советской действительности — это вообще развесистая клюква. Тем более, что, судя по возрасту, сама госпожа Лонская ту действительность помнит исключительно по чужим рассказам. Уж лучше писала бы про то, что знает досконально. Про мамский перфекционизм, например 🙂

Сравните советского Винни и Диснеевского, это же небо и земля!
А о чем поговорить после просмотра «Маша и Медведь»?… Да много о чем. Так что не надо свою предвзятость переносить на прекрасный мультфильм.
«Заколдованный мальчик» (про Нильса). Нарисован он здорово, но книгу переврали. Есть прекрасный четырехсерийный фильм, после которого мои дети советского Нильса смотреть не хотят.
А поговорить можно даже после таких глупых мультфильмов, как Тачи и иже с ними. О подмене черного на белое и наоборот, про вечную тему, что хорошо, что плохо и почему.

Michelle

Ksenia Kuklina, я про Нильса. Да, мультфильм отличается от книги, но самое главное — Мальчик жертвует собой ради спасения друга — осталось без изменений. Не это ли повод обсудить с ребенком после просмотра одну из главных христианских добродетелей? Я не против «Маши и Медведя», но это в первую очередь р а з в л е к а т е л ь н ы й фильм. Обсудить «что такое хорошо и что такое плохо» после него, конечно, можно. Не спорю. Но, согласитесь, провести параллели с Евангелием (а это, мне кажется, очень полезно в воцерковленных семьях) практически невозможно.

Нильса советского у меня смотрит сын 10 лет, как и Нилься импортного. Детей по 7 и 4 года первый мультик пугает. А вот фильм с фермой, настоящими гусями пошел очень хорошо. Есть сейчас новый фильм «Собачья жизнь». Он всем в нашей семье запал в душу. А Маша мне нравится тем, что там коротко и ясно показывается, что хорошо, и что плохо. В той же серии про варенье, где Маша все съела, нахулиганила, а потом мишку пожалела и наварила ему много другого. Мои дети очень мишку жалеют и хотят такого же))) А семья мы самая обычная, просто многодетная, и с детьми… Читать далее »

Надо же. Не смотрела ни одного из перечисленных мультиков. Ни в детстве, ни после. Читала книжки только )) мы в детстве смотрели с братом «ну погоди» и его первоисточник «том и джерри». И еще я смотрела все эти малоподвижные мультики по сказкам — аленький цветочек, спящая царевна и прочие — и помню, смотрела их с чувством стеснения за себя, что могу это смотреть, и за их авторов за выспренность. Думаю, что и моим детям буду «том и джерри» показывать. Классика теперь уже ))

E.P.
Эх, мы тоже начинали с советских мультиков. Но они тоже моим детям не идут, к сожалению. Хоть я и не согласна с автором насчет отсутствия радости и по многим другим пунктам. Советские мультфильмы как раз прививают то «светлое, доброе и вечное», что детям необходимо — быть честным, трудолюбивым, смелым и т.д. Мне кажется, причина того, что они проигрывают в глазах детей по сравнению с современной мультипликацией, это меньшая степень яркости образов и веселости и более медленный темп. Все-таки современная действительность другая и дети другие. Хотя есть у меня знакомые, которые ничего другого детям не показывали И дети с удовольствием смотрят… Читать далее »
ginger_451

Мои дети в плане мультиков практически всеядны. Начинали мы с советских. Мне нравится, что среди них много коротких, чтобы ребенок долго не смотрел телевизор. Для начала очень хороша серия музыкальных мультиков про Антошку, львенка и черепаху, крошку енота, мамонтенка. Из современных смотрим Лунтик, Белка и Стрелка, щенячий патруль, Полли робокар, поезд динозавров и многие другие. А еще классика Диснея и некоторые современные полнометражки(здесь уже включаю цензуру, так многое детям вообще нельзя показывать по-моему).

Мне кажется, как и с любыми предпочтениями, многое зависит исключительно от типа личности ребенка. В детстве нам с друзьями часто хотелось поделиться друг с другом впечатлениями о любимых книгах или фильмах и каждый раз, когда оказывалось, что наши вкусы не совпадают, мы пытались доказать друг другу, почему наши предпочтения — это «класс», а предпочтения другого -«фигня». Мы, конечно, слышали поговорку «на вкус, на цвет товарища нет», но все никак не могли понять, что темпераментный холерик скорее всего будет предпочитать экшен и героику, а флегматик или меланхолик — психологические детали или лирику, и что качество обсуждаемых произведений тут вообще непричем. Мои… Читать далее »

И кстати, если бы автор, вместо довольно предвзятой и спорной с точки зрения «психологии» критики старых мультфильмов, действительно, попыталась бы разобраться с вопросом, который вынесла в заголовок «Почему мои дети не любят советские мультики?», то это могло бы ей помочь лучше понять своих детей, потому что детские предпочтения, также как и страхи, привязанности и проч., отражают сильные и слабые стороны ребенка и родителям полезно их учитывать.

Ольга Алексеева

Дети, у которых мультики строго дозированы, которые приучены слушать речь во время чтения книги, будут смотреть и советские мультики. Только импорт смотрят те, которые весь день в телевизоре и кроме компьютерной анимации ничего не воспринимают.

Вероятно, и это тоже: клиповое мышление современных детей проявляется достаточно рано. Это создает проблемы, когда необходимо вдумчивое осмысление, таким детям трудно и скучно читать «толстые» книги, но в какой-то мере это механизм выживания, необходимый при современном потоке информации, с которым им неизбежно придется столкнуться. Интересно, когда потом окажется, что детям автора неинтересно читать классику, она тоже станет громить ее с точки зрения «Взрослый-Родитель-Ребенок?»))

E.P.

Моя старшая очень любит, когда ей читают, мультики нонстоп мы никогда не практиковали с ней. Но советские мультфильмы она не хочет смотреть, только редкие и иногда, вспомнить «детство» (ей сейчас 4 ). Так что наверное тоже не самая верная параллель.

Sasha_
Я очень в детстве любила «Ну погоди», и еще пару из перечисленных автором, но поскольку заграничные мультики мне запрещали, да и телевизора хорошего долго не было, то редкие просмотры в гостях диснеевских серий «Алладина» или «Русалочки» запоминались просто как праздник и окно в другой мир)) Нечто яркое, живое и интересное. А как-то раз опять же в гостях я посмотрела пару серий японской анимации, и эффект был просто сногсшибательным))) Побольшому счету, те же «Ну погоди» нисколько не уступают «Тому и Джерри» в жестоких проделках, например, а диснеевские мульты вообще крутятся вокруг самых что ни на есть семейных ценностей, может только, больше… Читать далее »
Ezhik

Ой,ну Алеся! жанр уже знаком.))
А у меня старшая пара смотрела советские,а младшая смотрит современные. Я даже не знаю,с чем это связано-но не похоже,что с темпераментом. Больше с доступностью,с общим потоком информации скорее. Советские неспешнее,современные ярче. Да,мне современные кажутся как-то «глупее»,но это наверное старческое брюжжание,я уже не знаю…
Но этот трактор,который «по полям по полям»,с уникальным сходом-развалом-я от него в осадке…))

Ольга Алексеева

Так, Колобку сделали психоанализ, теперь пошли мультики. Ну не смотрят АЛЕСИНЫ ДЕТИ советские мультики, зачем обобщать? Мой всеяден. И Карлсона обожает, и Кота Матроскина и Вспыша. Советские мультики рисованные, картинка идёт медленнее. Вот и секрет. Сел мой сын в четыре года и призадумался на тему, что Чебурашка одинок в мире взрослых…

Ksaniya

Ольга, тут вся соль в том, что КАРЛСОН, тот самый, который на КРЫШЕ, той самой,которая в ВАЗАСТАНЕ (!!!) — отражает психологический дискомфорт СОВЕТСКОГО малыша 🙂
Либо у Алеси проблемы с географией либо — с детской литературой, либо с уважением к читателю (предлагать настолько «сырую» статью….). Если первые ее статьи на Правмире я еще читала и задумывалась (пришлись они как раз на попытки родить, думалось: «А как я справлюсь с проблемами?»), то этот, простите, ширпотреб отбил у меня вскяую охоту данного автора читать. Вот допишу этот комент, и больше на статьи Алеси время тратить не буду. Ибо чем дальше, чем дешевле.

Ezhik

Бгггггг…смешно,даже не подумалось об этом. Ну то,что к Алесиным статьям в общем и целом нельзя относиться серьезно-это да,но как инфоповод-почему нет. Давно известно,что самое интересное в клубах-комментаторы,а не авторы.))

kasablanca

Да, сумбурная статья.

Mariya_Ya

«Давно известно,что самое интересное в клубах-комментаторы,а не авторы.))»
На «Матронах» — точно!

Mariya_Ya — И сейчас — особенно!

Ольга Алексеева

Ёжик, если холивар нужен, так вы только скажите. Я напишу, причем бесплатно. Вообще, все больше убеждаюсь, чтобы писать статьи, не надо заканчивать факультет журналистики. А иногда это прямо вредно. А те, кто его-таки окончил, к 30 годам хотят сбежать в психологию.

Ezhik

Дык! надо написать,если есть задумки,обязательно. Но-надо холивар на неизбитую тему-вот Алеся в принципе небанальную предложила. А ЕР и КС, ГВ и ИВ, трудности младенческого периода и врачебные ошибки и подвиги-это избито.)) Ну и вопросы 7 заповеди тож давно обсуждаем…

Rosella

Ольга, мне кажется, получать второе высшее на психфаке — это прямо мейнстрим в наше время. К тридцати начинаешь что-то понимать про себя, социум и мироуустройство, ну и свои 100 часов психотерапии уже пройдены, вот и тянет подытожить знания.

Ольга Алексеева

А чтобы стать успешным психологом (не в плане денег и по., а с точки зрения помощи людям) надо быть на 90 процентов разобравшись в себе и отчасти о себе забывшим. Потому что психолог, который пришел а профессию «разбираться в себе» — это гиблое дело. Он будет смотреть на пациента через призму своих проблем.

Советская мультипликация- огромный пласт кинематографа.Они учили детей добру, справедливости, взаимопомощи, уважению. и многим другим человеческим качества. А американские мультики проявляли все качества американцев. Дисней сказал»Если вы хотите воспитать из вашего ребёнка истинного американца, тогда показывайте ему мой мультики». А то , что наши дети за период «лихих»90-х» и нулевых смотрели только американские мультики, то что мы хотим от современных детей?

А что с американцами не так?

С американцами все так…вот только у нас с ними разный менталитет и подход к воспитанию детей

Mariya_Ya

А помните, в мультике про Кузю баба Яга говорит вороне (у которой птенчики в гнезде): «Да кому ты со своей оравой нужна?». А что, очень по-советски, в худшем смысле.

Ksaniya

А помните, Баба Яга в этом мультике совсем не положтельный персонаж. То есть, детям сразу давалась подсказка, что к тем, кто эту фразу произносит — совершенно не обязательно прислушиваться.

Mariya_Ya

Персонаж не положительный, но и отрицательным персонажем ее не назовешь. Дама со своеобразным обаянием, но с «тараканами».

Ksjuscha

и почему это?не заметила,чтобы сейчас за ораву давали золотую звёздочку на лобик.хамство было всегда,мы не в раю живем.у меня конечно не орава,всего четверо,но гадости и колкости получаю сверх меры.с протянутой рукой не стою,оба работаем с мужем.а баба-га — это ведьма,ни больше ни меньше.

А сейчас, в импортных мультиках не так? да там весь сюжет построен на том, что сначала кого-то затюкивают, издеваются, насмехаются, унижают…

wpDiscuz

Похожие статьи