Люди могут жить в одном мире – ходить бок о бок по улицам, ездить рядом в транспорте – и при этом находиться в совершенно разных мирах. Более того, таких миров может быть множество, и тогда «прыжки» из одного в другой начинают походить на интересную игру.

О чём я? Да о том, что вот она – под нашими ногами лежит Москва Пушкина, Булгакова, Ивана Шмелёва. Стоит только немного покопаться в справочниках и прикрыть глаза…

Так почему-то вышло, что «Лето Господне» я прочла очень поздно. Уже были опубликованы широчайшими тиражами «возвращённые имена» русской литературы, и коллеги-учителя в голос охали, видя шмелёвские тексты мелькающими в официальных сборниках диктантов и изложений (а ну-тко попробуйте в нервной обстановке годового диктанта «быстренько» объяснить выросшему в неверующей семье ребёнку всю обстановку и смысл домашней исповеди или что за такие «маковые кресты» пекли раньше Великим постом), а роман всё как-то ходил мимо меня… Когда же, наконец, до него почему-то вдруг добрались руки и глаза, выяснилась интересная подробность – многие шмелёвские места я чуть не с детства прохожу и проезжаю регулярно.

Так, оказалось, что Большая Калужская, про которую маленький герой романа говорит всё время «наша улица» — это не что иное, как кусок нынешнего Ленинского проспекта от Калужской площади до площади Гагарина – бывшей Калужской заставы.

Большая Калужская улица в Москве. Фотография начала 1950-х годов

Большая Калужская улица в Москве. Фотография начала 1950-х годов

К сожалению, при перестройке этого района в 1950-е, когда здесь прокладывали трассу из Кремля в аэропорт «Внуково», историческая застройка не сохранилась; среди прочих исчез с карты и дом Шмелёвых.

Та же участь, но только с многочисленными мытарствами, постигла в конце концов и «нашу церковь» — храм Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, прихожанами и ктиторами которой Шмелёвы были много лет.

Храм Казанской Божией Матери у Калужских ворот съёмка 1898 года

Храм Казанской Божией Матери у Калужских ворот съёмка 1898 года

Необычно величественный для Замоскворечья, но закрытый в конце 20-х годов, лишившийся части куполов и алтарной апсиды, храм ещё очень долго был известен москвичам как кинотеатр «Авангард»; в 1972 г. его спешно взорвали по надуманному поводу.

Калужская площадь, Кинотеатр Авангард съёмка 40-х гг. XX века

Калужская площадь, Кинотеатр Авангард съёмка 40-х гг. XX века

Ныне приблизительно на месте прежнего храма выстроена небольшая церковь-часовня, стену которой украшает мемориальная доска с его изображением.

Храм-часовня Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади совр. вид.

Храм-часовня Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади, современный вид

Абсолютно «моими», знакомыми, оказались и многочисленные маршруты, которыми ездят герои. Вот они отправились на постный рынок в торговые ряды у Кремля. Это значит – по Большой Калужской в центр – по Якиманке, через Большой Каменный мост и дальше направо. А если от моста повернуть налево, то получится – по Волхонке к Гоголевскому бульвару – туда, где в 1880-е достраивалось как раз старое здание  Храма Христа Спасителя – отец Шмелёва поставлял туда строительные леса, и в начале книги мальчик видит зашитый ими купол, который почти закончили золотить.

Шмелёвские купальни и «портомойни» разбросаны возле разных московских мостов: хозяйственная — там, где бабы за почасовую плату стирают с мостков бельё, — это возле Крымского моста; ещё одна – на Яузе –  за Зарядьем, возле нынешнего Устьинского моста и высотки на Котельнической – представляете, в конце XIX века там просто стирали и брали воду.[1]

Ещё один маршрут. За берёзками на Троицу герои едут «на Воробьёвку» — на Воробьёвы горы. Это значит – по Большой Калужской из центра, а затем вправо – от нынешней площади Гагарина по улице Косыгина. При этом по правую руку у них остаётся сначала зелёный массив Нескучного сада, откуда, по словам главного героя «тянет ландышками», а потом и «Андреевская богадельня» — это знаменитый с XVII века бывший Андреевский монастырь, расположенный аккурат ниже площади Гагарина на набережной. Проход к нему сейчас легко отыскать, ориентируясь на здание Президиума Академии наук, футуристические конструкции на крыше которого хорошо видны со всех окрестностей.

Вид на Москву с террасы ресторана Крынкина

Вид на Москву с террасы ресторана Крынкина

На Москву герои любуются из трактира Крынкина, что «на самом торчке». В начале XX века этот трактир превратился в знаменитый на всю Москву ресторан, особая примечательность которого состояла в том, что расположен он был на Воробьёвых горах, в районе современной смотровой площадки, и с его террасы открывался великолепный вид. Вам тоже чего-то не хватает в этой панораме? Так и быть, подскажу – сейчас на первом плане снимка, сделанного с этой точки, была бы Большая спортивная арена «Лужников». А в конце XIX века Лужники – это всё ещё огороды, исправно снабжавшие Москву овощами и зеленью. Кстати, собственная, выращенная тут же на грядках клубника была ещё одной «фирменной» достопримечательностью ресторана Крынкина.

Москва, ресторан Крынкина на Воробьёвых горах. Фото предположительно 1900-1902 года

Москва, ресторан Крынкина на Воробьёвых горах. Фото предположительно 1900-1902 года

Накануне Вербного воскресения откуда-то из далёкого далека, из лесной чащи, Шмелёвым везут вербу. Везёт чёрный лесной старик Михал-Иванов, да рассказывает, как «захаживают» в его владения медведи, живёт в избушке ручной ёж, а вокруг водятся в лесу ягоды и грибы да на болоте клюква. И создаётся ощущение, что старики, добиравшиеся на Большую Калужскую два дня, с ночёвкой в лесу, привезли свою красавицу-вербу никак не ближе, чем из сибирской тайги. Да вот только «тайга» эта расположена, по словам автора, на берегах Сетуньки. А Сетунька — небольшой приток одной из московских речек, ныне на большей части своего течения загнанный в трубу, — вьётся…в районе современной МКАД, начинаясь в Тёплом Стане и заканчиваясь недалеко от Солнцево. То есть получается, что добиравшиеся к Шмелёвым в начале 1880-х с такими подвигами гости почти что и не покидали границ современного города. Вот вам и медведи.

Отдельный маршрут – это упомянутые в романе московские кладбища – Ваганьковское, Даниловское, Рогожское и, конечно, «наш Донской монастырь».

07e112bc1ca1

Уж не знаю, какими путями добирались герои на «Ваганьковку», куда им ехать было через весь город – от Большого Каменного моста через Арбат и Пресню. Но вот Данилов монастырь от Донского расположен так близко, что не посвящённые в церковную топографию современные водители их иной раз путают – и такое бывало на моей недолгой памяти. А и правда, если на машине – чего там ехать-то? – вдоль стены Донского вниз, чуть по Серпуховскому валу – вот тебе и «Тульская», а за ней – Даниловский вал.

a5ce1eb39623

А вот «Рогожку» – знаменитую заставу московских старообрядцев – я, признаться, открыла для себя недавно. Правда, сам Рогожский посёлок – что за Таганкой, возле нынешнего Третьего Транспортного кольца, – небольшой. В 2005 он был практически с нуля восстановлен в своём историческом облике, а на кладбище здесь много могил знаменитых рогожских ктиторов – начиная с Саввы Морозова. Но настоящим открытием для меня было другое – старообрядцы когда-то населяли в Москве весьма немалый по площади район от Таганки и до Рогожского посёлка – между Таганской и Николоямской, Нижегородской и началом Владимирского тракта – нынешним шоссе Энтузиастов. По этому прямоугольнику – с его улицами, храмами и прочими примечательностями — мы когда-нибудь прогуляемся отдельно.

И, наконец, сердце и центр всего романа – Донской монастырь. Знаменит он не только тем, что расположен на соседней со Шмелёвыми улице, не только крестным ходом в день памяти иконы Донской Божией Матери, который в романе подробно описан, но и тем, что там, на «чистом солидном» кладбище у «яблонного сада», семейство Шмелёвых мечтало быть когда-нибудь похороненным. И самое невероятное состоит в том, что мечта эта, несмотря на все исторические перипетии XX века, в конце концов исполнилась.

Иван Сергеевич Шмелёв умер в 1950 году во Франции, много лет прах его покоился на Сент-Женевьев-де-Буа. Однако в 2000 году состоялось перезахоронение писателя и его супруги в Москве, в Донском монастыре. Да, и новый яблоневый сад рядом с некрополем там теперь тоже есть.

Некрополь Донского монастыря. Могила Шмелёвых

Некрополь Донского монастыря. Могила Шмелёвых

В статье использованы материалы ресурсов
http://dedushkin1.livejournal.com
http://www.oldmos.ru


[1] На секунду отвлекаясь от Шмелёва, добавлю, что с высоткой на Котельнической набережной связано два любопытных киномомента. Все помнят, конечно, её появление в фильме «Покровские ворота» — там живёт семья Маргариты, обретённой мечты главного героя Костика. Но вот «кинодебют» этого здания состоялся гораздо раньше – дом, который, к слову, закончили строить в 1952 году, видно на первых кадрах фильма «Старик Хоттабыч» 1956 года. Эта мимолётная, буквально в несколько минут экранного времени, съёмка показывает, что здание стоит на довольно диком пустом берегу, и на его фоне в реке купаются мальчишки. Проезжая сейчас по закованным в камень набережным, сложно представить, что река здесь когда-то использовалась для стирки и купания, но, если вспомнить Вольку Костылькова, вылезающего из воды с волшебной находкой именно в этих местах, шмёлёвские «портомойни» уже не кажутся столь невероятными.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Лена Орехова

Спасибо, спасибо, спасибо! В эту субботу я защищаю диссертацию по Шмелеву, и Ваше путешествие мне как поддержка и добрый знак! Кстати, я ходила из Даниловского в Донской, когда прочитала об этом у Шмелева :))

Елена 12

Лена, Вам от всей души желаю успеха и Божьей помощи в Ваших трудах!

La_gata

Удачи Вам на защите.)

Ольга Винокурова

Спасибо)) Люблю такие прогулки. Практикую)))

Алтын

Спасибо.Все мои любимые места.

Вера

Спасибо!! Очень люблю читать-перечитывать "Лето Господне"… Такая грусть по старой Москве… ускользает любимый гоород, иногда прямо на глазах. Люблю походить по переулкам в районе Солянки, Маросейки. Сердце щемит, сколько же мы потеряли!

Гостья из будущего

Спасибо! Очень люблю произведения Шмелёва. Они так умиротворяют, успокаивают, притормаживают сумасшедшую скорость нынешнего времени. Интересно было рассмотреть фото, более реально представить описанное.

Елена 12

Дарья, спасибо Вам за скрупулёзно-кропотливую и с любовью написанную статью! вчера перечитывала "Троицын день" из "Лета Господня". Люблю этого писателя, как и ещё одного Ивана (кстати, близкого друга Шмелёва) — философа Ильина. Удивительно светлые и интересные люди они были. Как мечтали свидеться в любимой России, так и получилось …только уже спустя много лет после смерти обоих. Копирую из Википедии: "В октябре 2005 года прах И. А. Ильина и его жены был перезахоронен в некрополе Донского монастыря в Москве, рядом с могилой А. И. Деникина и недалеко от могилы И. С. Шмелёва. В том же 2005 году на телеканале Россия вышел… Читать далее »

La_gata

Спасибо Вам. Я видела эти данные в Вики, однако Православие. ру даёт другую дату перезахоронения — 30 мая 2000 года.

Елена 12

Наверное, мы просто недопоняли друг друга: Шмелёва, да, 30 мая 2000 г., а Ильина и Деникина перезахоронили в 2005 году. Причём, что меня поразило в кадрах из фильма Михалкова, военная форма и тело Деникина сохранились нетленными (точнее, такими они были на "американских" фото). Я и не заметила бы этого, если бы не комментарий некоей Людмилы Селинской, поражённой этим фактом. Опять цитирую: "28 сентября 2005 года тело Деникина в открытом гробу установили в Знаменском храме Нью-Йорка, и священники РПЦЗ отслужили панихиду…" Может, посмотрите фильм Михалкова «Шмелев. Деникин. Ильин. Долгий путь домой». Там всё это есть (где-то на 40-й минуте говорится о… Читать далее »

La_gata

Да, простите, я помню просто, что дату перезахоронения пришлось перепроверять. Часть сайтов давала какой-то другой год. Спасибо.

MaryAnn

Спасибо, Даша! Как раз недавно рассматривала карту и думала, что хорошо бы сходить посмотреть на шмелевский домик и церковь. А их уже и нет давно, вона что… Как жалко, какой красивый храм! И ведь совсем недавно уничтожен, не в тридцатые, а в семидесятые! Еще бы немного — и в наше время его бы обязательно восстановили… очень-очень жаль…(((

La_gata

Так вон часовня на его месте стоит. На ней памятная доска есть с барельефом старого храма.
А взорвали… Никсон, говорят, проезжал, а храм разрушенный обзор делегации портил…

Анна

Ещё, Дарья, пишите об этом ещё! Пусть городские камни говорят.
И спасибо. Даже спасиБо, вот 🙂

elleni7

Спасибо, Дарья! У Вас редкая для женщины способность ориентироваться на местности, вызывающая у меня восхищение! Сама я — топографический кретин, спасибо подругам, выгуливающим меня по улицам Москвы. Действительно, то, что сохранилось от старой Москвы, так сразу и не найдёшь, нужны проводники…

La_gata

Ну, я тоже — не гений топографии, если я еду в первом вагоне — мне точно надо в последний. Просто это ведь уже перестроенная Москва — Ленинский проспект и окрестности. И места мои все, с детства.

The Snobka

Очень люблю Шмелева, произведения его читаются с особым вкусом, когда Отчизна вдалеке.
Спасибо за статью, ждем репортаж о вашей защите!

Похожие статьи