А давайте сегодня поговорим о скульптуре. Точнее о скульптуре соцреализма. Да-да, о той самой – о рабочем с колхозницей, девушке с веслом, о тех матросах и солдатах, навсегда застывших во всемирной борьбе, что иной раз подкарауливают нас на станциях московского метро. Памятники ушедшей эпохи – с неизменно суровыми лицами и взглядами, устремлёнными в неведомую даль,  — как понять их?

Соцреализм как художественный метод появился в начале 1930-х и, согласно определению, которое было дано новому направлению на первом съезде Союза писателей СССР, требовал от художника «правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии». Причём правдивость и художественная конкретность должны были сочетаться в произведениях «с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма»[1]. То есть, — чувствуете? – «правдиво», но «в революционном развитии» да ещё «с задачей воспитания». Более поздние учебники выдавали потом лукавую, но по сути верную фразу о том, что «социалистический реализм отражает жизнь советского человека с точки зрения идеала».

В итоге, как и следовало ожидать, метод соотносился с этой самой жизнью весьма условно. Правильнее было описать его как мир сплошных ходячих идеалов – мужественных рабочих, мощных колхозниц, атлетичных физкультурниц, чьи жесты были неизменно широки, а цели – велики. При этом, по своему стремлению изображать только достойное, соцреализм оказывается в чём-то подобен искусству античности. (Отсюда, кстати, происходит и любовь скульпторов, приверженцев соцреализма, к обнажённой натуре, которая должна была придать их героям непоколебимую мощь античных атлетов и красоту греческих богинь). Причём, на мой вкус, если в скульптуре соцреализм с его мощью и монументальностью бывал чудо как уместен и хорош, то в литературе из него вечно выходила какая-то непередаваемая ерунда, поскольку стройки и плавки упорно не хотели стыковаться с человеческими чувствами и судьбами. Впрочем, время как всегда расставило всё по своим местам, почти без следа изъяв из широкой народной памяти Веру Кетлинскую, но оставив там Веру Мухину.

В строгости расставления оценок и чётко выверенном наборе ролей новое направление было близко то ли средневековью, то ли классицизму. Именно из последнего, помимо чётко выраженной назидательности и строгого деления персонажей на положительных и отрицательных, соцреализм заимствовал также ограниченный набор ролей-амплуа. И правда, как в пьесах XVIII столетия сменяли друг друга унаследованные ещё из комедии дель арте отрицательные герои-маски – скупердяи, невежды, грубияны и врали, которым всем вместе были противопоставлены честные, но невыносимо занудные герои-резонёры, так и в советской скульптуре перемежались в разных комбинациях, в общем, одни и те же персонажи положительные – спортсмены, рабочие, пионеры, комсомольцы, в крайнем случае – сталевары и доблестные пограничники.

Подобно романтизму, скульптура этого периода всегда тяготела к масштабным конфликтам вроде установления – никак не меньше – мировой диктатуры пролетариата. Впрочем, глядя на знаменитый мухинский монумент, ныне поднятый на соответствующую первоначальному авторскому замыслу высоту, можно сказать, что вот так мощно, пластически лаконично, но чуть социально, автор представляла себе извечное стремление человечества к свету.

F219big

В. И. Мухина, Рабочий и колхозница. Источник фото: izdorovie.info

Пожалуй, уже Борис Михайлович Иофан, которому принадлежит самый первый макет этого памятника, отталкиваясь от камерных и в чём-то даже очень частных скульптур античности (композиция «Рабочего и колхозницы» была буквально «собрана» им из «Ники Самофракийской» и статуи «Тираноубийцы», изображавшей двух конкретных исторических персонажей) сумел придать композиции тот характер максимальной абстракции, в которой каждый из зрителей может уловить что-то своё и близкое. Мужчина, женщина, ветер в лицо, жест, напоминающий взмах распахнутых крыльев, – поистине сюжет достоин то ли романтической поэмы, то ли древнего мифа. Наверное, именно таким и должен был видеться нашим предкам новый мир, который, как им казалось, они начинали строить. Наверное, именно так они предполагали над ним господствовать и парить.

Плашка 2

Тираноборцы — слева. Ника Самофракийская — справа

Ещё один импульс развитию скульптуры соцреализма придало осмысление военной темы, перед которой отходили на задний план личные интересы и индивидуальные мелочи. И вот в композициях Вучетича перед нами вновь сочетание суровых лиц, совершенно неуместных, казалось бы, но таких символичных атлетических торсов из мифологических сюжетов – воина-защитника, словно бы вросшего всей мощью в родную землю («Стоять насмерть!»), и мощного пахаря, превращающего библейскую аллегорию (Ис. 2:4) в буквальный жест («Перекуём мечи на орала»).

После, в мирную эпоху, течение это стало как-то размываться и иссякать, приближаясь в наиболее талантливых образцах к «критическому» реализму XIX столетия, но больше плодя по паркам бесконечных ильичей (кстати, обладавшему от природы весьма скромными габаритами Владимиру Ульянову соцреализм удивительно польстил, превратив того в поистине эпическую фигуру), а также гипсовых пионеров с горнами и девушек с вёслами. Общемировые проблемы и символические сюжеты о классовой борьбе  ещё были понятны и в чём-то даже близки романтическому поколению шестидесятников, но уже плохо увязывались с потребностью в человеческом и лирическом, которую испытывали читатели «104 страниц про любовь». Так постепенно стиль стал превращаться в эпигонский, в условность, которая воспринималась уже в лучшем случае как игра по официальным правилам, в худшем – с саркастической усмешкой.

И, наконец, именно отсутствие былой эпичности отличает современные реплики от прежних оригиналов. Так, например, печально популярный у москвичей памятник Петру I работы Зураба Церетели хоть и весьма походит центральной частью своей композиции на скульптуру «Трактористка», венчающую одну из башен павильона «Космос» (бывш. «Механизация») на ВВЦ, однако же явно перегружен деталями. Обилие отвлекающих внимание подробностей и несоразмерность отдельных частей превращают этот весьма немаленький монумент в откровенный гротеск, обеспечивший композиции шутливое народное прозвище «Петруша на кораблике». Кроме того, плотно застроенные окрестности «золотого острова», где ныне установлен памятник Церетели, никак не напоминают широкие просторы планово закладывавшейся в 1930-е годы Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, отчего создаётся грустное впечатление, что несколько неожиданный вообще в московском контексте «Петруша» просто-напросто заплутал в излучинах Москвы-реки.

Плашка 4 Слева Трактористка (павильон Космос, бывш. Механизация ВВЦ) Справа Памятник Петру I Зураба Церетели

Трактористка (павильон Космос, бывш. Механизация ВВЦ) — слева. Памятник Петру I Зураба Церетели — справа.

А вот история знаменитой скульптуры, название которой стало чуть ли не символом советской безвкусицы, могла бы составить сюжет для детектива. Ибо, как выясняется, под знаменитым названием «Девушка с веслом» мы знаем…совершенно другую работу. Статуя, которую создал в середине 1930-х  для Парка  имени Горького скульптор Иван Шадр, была хоть и восьмиметровой в высоту, однако же обладала гораздо более утончёнными, близкими к классическим пропорциями, нежели те гипсовые копии, что в изобилии устанавливались потом по советским паркам. Скульптура Шадра никак не соответствовала канонам соцреализма, фигуры женщин в котором были либо атлетически-мужскими, либо близкими к эстетике простонародья, где дебелость издревле считалась признаком здоровья.

Далее следы этой работы загадочным образом теряются – по одним данным то ли сам памятник, то ли его уменьшенную копию увезли почему-то в Луганск, где она бесследно исчезла. По другим, монумент Шадра был разрушен во время войны при бомбёжке. Ныне облик авторской версии знаменитого памятника известен лишь благодаря нескольким фотографиям 1930-х годов и небольшой авторской гипсовой модели, позднее переведённой в бронзу. Так что, утверждая свои каноны, стиль отнюдь не был человеколюбив и отвергал порою творческие поиски даже самых преданных своих приверженцев, которые осмелились подойти к искусству с «недостаточно классовых» позиций.

Фото 5 Девушка с веслом Ивана Шадра

Иван Шадр. Девушка с веслом

Так получилось, что я нечасто бываю на «Площади революции». Но всякий раз, когда дела заносят меня на эту станцию, я с улыбкой смотрю на отполированные до золотого блеска носы бронзовых собак. И думаю о том, что даже самому суровому из стилей люди способны найти немножко чудное, но очень человеческое применение.

 Фото 6 Нос бронзовой собаки


[1] Устав Союза писателей СССР 1934 год.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
5julia68

вот оно что) значит, соцреализм тоже бывал иногда реалистичен- девица с веслом очень хороша!

La_gata

Человечен, я бы сказала. Прототипов-то там — полный Вучетич, да и остальных всех не из головы лепили. Вопрос в том, как натуру выбирать. И какая мысль главная.

5julia68

я в скульптуре и живописи -полный профан. а вот литературной "девушкой с веслом" поделюсь. это "Девушка из Нагасаки" Веры Инбер.
меня тоже недавно интересовал соцреализм и его значение в культуре и истории России. с большим интересом прочитала книгу Е. Долматовского "Было" и остановилась на его интерпретации.

La_gata

Спасибо, почитаю. Я как-то с соцреализмом в литературе не очень — в своё время именно на Кетлинской и сломалась — давно. Но теперь точно придётся разбираться.)))

5julia68

меня удивили некоторые писатели-именно как личности. в частности, Э. Багрицкий. саму литературу у меня нет желания перечитывать, но вот нужно четко определиться с ее местом и значением . а она, несомненно, выполнила важную функцию, пусть и зачастую не в шедевральном варианте.

La_gata

О, Багрицкий-Багрицкий…
Ну, там очень специфическая личная история была у человека: Я не припомню, на каком разбеге/ Меня поймал грядущей жизни зуд…
А с функцией беда, к сожалению, была в том, что функция была нелитературной. Потому что тупо сводить функцию литературы к созданию некоего образцового сценария жизни, да ещё с враньём в основе — это варварство. Сейчас у нас "жития образцовых бизнесменов" эту роль играют — вона полный Контакт книжек и цитат. Слава Богу, никто этот масспродукт серьёзной литературой не считает и в школьные программы не суёт. Пока.

5julia68

я немного о другом. меня интересовали поэты-писатели как личности. у Багрицкого можно кое-чему поучиться, там интересные штрихи к портрету. это тем более важно, что пишет человек, лично знавший его, и не только его. и о литературе там тоже много. допустим, о М. Исаковском. Долматовский считает его стихотворение "Враги сожгли родную хату" литературным шедевром, законченным произведением со всеми элементами композиции. так же высоко он оценивает творчество А. Фатьянова. и вообще считает, что в соцреализме был именно расцвет поэзии. так что я не стала бы огульно чесать всех под одну гребенку, а попыталась бы извлечь здравую мысль и зерно, люди-то в любом… Читать далее »

La_gata

Интересно. Пожалуй, Вы правы. Лирика — это то, что позволяет очеловечить. Впрочем, это опять война.
Но, наверное, не только поэзии. Там ещё был расцвет лирических дневников — в дозволенной форме. Пришвин вот ушёл в такие "охотничьи записки" в итоге.
А я ещё очень романы Паустовского люблю — "Кара-бугаз" и прочее — несмотря на "промышленную тему" и "революционность". Тоже надо будет про них написать, наверное.

5julia68

да неважно это-война-невойна. таланту все равно, в каких условиях творить. и именно в войну соцреализм был нужен-это же массовое, доступное искусство. колхознику, рабочему на фронте был понятен именно он, а не альтернативная литература. нужно именно так и рассматривать. ну не может быть такого, чтобы НИЧЕГО талантливого не было. и вообще- сугубое ИМХО-почти за 300 лет, прошедших со дня смерти Пушкина, не родился НИКТО с равной гениальностью .у меня ум за разум заходит, не могу я в своей голове понять величину гениальности, понятие о ней не входит в мою черепную коробку. Можно ведь и его за критерий брать и тогда всех-… Читать далее »

La_gata

Стоп. Я ж совсем не говорю, что они не были талантливы. Просто трагедия ж была — загоняли в рамки — "общественное, дескать, выше личного". А в войну оно само так получалось — и стиль приобретал естественность. Вон снимает у нас сейчас Михалков "альтернативное" кино про войну. Не про общественное, а про то, что "холодно, грязно и спать хочется" (это из интервью). Ну и чего выходит? Пушкин — это да!!! Причём для меня он гениален своей лаконичностью — в прозе. А вот про "подсадил на чтение" опять не соглашусь. Программа всеобщего начального у нас была запланирована ещё при Победоносцеве — только… Читать далее »

5julia68

в том -то и дело, что трагедия. нужно примириться с творчеством этих людей.
Михалкова давно не люблю.
пахари и жнецы-тоже читали при Новикове?)

La_gata

Ну, Новиков учёт не вёл, кому книжки продавал.) Вроде считается, что посадские ремесленники при нём читать начали. Но это была "подсадка" в чистом виде — избранные переводы классики в дешёвых изданиях. По факту человек создал российский книжный рынок, притом русскоязычный — дворяне-то столичные у нас в оригиналах читали.
А пахари и хлебопашцы лекарства бесплатные получали от НовикОва в эпидемию.

5julia68

и все-таки я бы посоветовала Вам без предвзятости взять в руки эту пухлую книгу и совершить путешествие. начинает автор с начала, вроде, 20-х годов, со своей ранней юности-лет 15-16, там есть о последних выступлениях Маяковского, на которых он был, и так далее, в хронологическом порядке. думаю, эта книга стоит целых талмудов по соцреализму. лично я всегда рассматриваю явление через призму конкретных личностей, через их личные и творческие трагедии. всему есть место в этом мире.

La_gata

Конечно. Спасибо.

татьяна

Что первично: репортаж "Дождя" или эта статья? И второе: чтобы авторы и того, и другого говорили бы в эпоху социализма? Все "труженик" пера и слова как-то очень угодливо потрафляют времени и столичным вкусам.

La_gata

Автономно — я "Дождь" не слушаю. За авторов "Дождя", соответственно, отдуваться не могу. А эпоху социализма застала — на заре туманной юности. В пионерах побывать успела — соответственно классными часами про пионеров-героев в меру умучена. "Молодая гвардия", правда, уже как-то комом в старших классах прошла — 90-й год был. А на статье Ленина "Партийная организация и партийная литература" мы, как помню, припёрли словесника к стенке и пытались доказать, что оно не про литературу, а про журналистику. Дошли, правда, каким-то странным образом до тезиса: "Ленин — самый читаемый автор в мире". Я не очень поняла смысл Вашей претензии, если честно. Не… Читать далее »

00009999

Вы меня опередили 🙂
Я хотела к 8 марта сделать подборку "Образ шпалоукладчицы в советском искусстве" 🙂
Там и в живописи, и в плакате довольно много прекрасных и страшных произведений…

Сделайте!

Juliana

:):):)!! ПЯТЬ БАЛЛОВ! с ПЛЮСОМ!!!:):)
:):)

La_gata

Ну, там не только шпалоукладчицы. Плакат — вообще очень популярный жанр был, и там много великолепных вещей. Одно "Родина-мать зовёт" чего стоит.
А вообще — трагическая же подмена — под девизом "Освободим от кухонного рабства" зафигачить женщину на производство, да на самые тяжёлые и низкооплачиваемые работы, да так, чтоб она тем ещё и гордилась.
Не в тему немного — "Светлый путь" смотрела в последний раз — поняла, где снимали. Больше не могу.

Похожие статьи