Зимние вузовские каникулы совсем невелики, в зависимости от того, кто как сдал сессию, студентам достается неделя-полторы, а то и пара-тройка дней. Но они, несмотря на присутствие всех в Контакте, умудряются соскучиться друг по другу за такой маленький период, и в первые дни семестра никак не могут войти в рабочий ритм: переглядываются, перешептываются, спешат поделиться новостями, о которых в сети писать долго и не так интересно.

Первая лекция новой дисциплины – как правило, она начинается с истории её возникновения, а значит, от дня сегодняшнего мы переносимся в  далекое прошлое, и я начинаю задавать вопросы о том, что представляло собой то государство, где зародилась эта наука, с кем оно дружило, с кем воевало? В принципе все вопросы не выходят за рамки школьной программы по истории, которую мы все когда-то проходили.

Они учатся не первый год и потому не удивляются такому подходу. Знаменитый экономист ХХ в. Д.М. Кейнс писал: «Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями — в определенной степени он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом… Он должен уметь размышлять в одинаковой степени к абстрактному и к конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания». И я полностью разделяю его точку зрения.

Я задаю вопросы, а в ответ получаю растерянные улыбки и опущенные глаза — не помним, мол, да и что вы хотите от нас впервые дни учебы.

—    Да не помним мы ничего, — нарушает тишину одна из студенток. А другая добавляет: «Сегодня молодежь книг не читает, ну, может, учебники перед сессией откроет – и то хорошо, а так вряд ли, в Интернете ответы ищем, скачиваем, шпоры делаем и все».

— Олимпиада началась, — вмешается следующая. — Вы смотреть будете?

Им хочется разрядить обстановку и чтобы я сама рассказала про тот далекий Древний Рим и причину, по которой возникает дисциплина. По ней в летнюю сессию сдавать экзамен, а до этого будут семинары, на которых придется выступить всем и не по одному разу.

— Нет, я не буду смотреть, новости прочитаю в Интернете.

— Почему? – она удивленно смотрит на меня. — Вам не интересно?

— Отнюдь, интересно, но не целесообразно.

Заинтриговала, ответив честно на поставленный вопрос. Если скажу, что буду смотреть – всё, каждая пара будет начинаться: «Ой, а Вы видели? А Вам понравилось? А как мы переживали вчера все, и  не подготовились к семинару…». Они, конечно, будут смотреть, тем более что из группы два студента уехали на Олимпиаду в качестве волонтеров.

— А что Вы подразумеваете под словом «нецелесообразно»? – студент, положив мобильный телефон на парту, не скрываясь, уже ищет это слово в Интернете. Смотри – поворачивает мобильник к соседке, и всей группе: «А Вы в курсе, что слово «целесообразность» произносят 296 раз приблизительно на 300 миллионов слов? Но определения его я пока не нашел, так что это такое?».

Наблюдать за ними в такие моменты очень интересно, у них пробуждается такой азарт, что впору предложить – давайте заведем словарики, как на первом курсе. Когда они приступают к изучению экономической теории, лучший способ запомнить новые слова и их значение – завести словарь из обычной тетрадки. И вот в этих тоненьких, зеленых тетрадочках появляются слова: инфляция, дефляция, девальвация, нуллификация…и чем чаще первокурсник туда заглядывает, тем быстрее эти термины перестают быть чужими, как будто слетевшими с луны, пойди, разбери, в чем тут разница?

— Так почему нецелесообразно? – спрашивает самая юная девушка в группе, она пошла в школу в неполные шесть лет и в шестнадцать поступила в вуз. Взрослеть начала только к четвертому курсу, а до этого могла до четырех утра просидеть в Контакте и проспать первые пары. Могла радоваться и переживать за Бибера и Селену Гомес, укатить на их концерты в Москву и выпасть из учебной жизни на пару недель, а потом героически наверстывать пропущенный материал и мечтать о следующей поездке.

— Скажи, а ты в Контакте по-прежнему сидишь до четырех утра?

— Нет, не высыпаюсь и на парах из-за этого материал не понимаю, сижу как в тумане.

— Правильно, значит неразумно и нецелесообразно сидеть в Интернете до утра, чтобы потом день был потерян.

— А, понятно, это синонимы, ну а Олимпиада в чем виновата?

— Ни в чем, просто дела, которые нужно выполнить, расписаны на несколько месяцев вперед, и если я буду смотреть Олимпиаду, значит, времени на них не хватит.

— А как же спонтанность? Вот захотел чего-то, отодвинул все в сторону и сделал. Неужели все нужно подчинить какому-то плану и жить по нему? Это уже не жизнь, — студент подбирает слова, – а формула какая-то, клетка.

Я подхожу к доске и беру мел и показываю любимый пример моего институтского преподавателя философии. Рисую точку — это вы, и небольшой круг  вокруг нее — это ваши знания, и чем больше будет становиться этот круг, вы же учитесь, тем больше вокруг вас область неизвестного, расположенная за кругом знаний. Чем старше вы будете становиться, тем реже будет звучать вопрос «Почему?» — это вопрос из детства, там ему место. Взрослый человек задает себе вопросы: «Зачем? Какова моя цель?». Каждый жизненный поступок должен отвечать на вопрос: зачем я это делаю? Мы не говорим сейчас о том, нужно ли чистить утром зубы и умываться, расчесываться или прийти с прической «я упала с сеновала, тормозила головой», – это вы делаете, не задумываясь, вот она великая сила привычки. Но осознанность действий – это тоже привычка, и если вы ее обретете, то она позволит жить более качественно, и вы не будете метаться из стороны в сторону. Объять необъятное невозможно, в жизни всегда есть и будут территории, до которых вам не дойти. Это вопрос выбора, невозможно стать олимпийским чемпионом и Нобелевским лауреатом одновременно.

Мы с вами уже говорили о том, зачем вы получаете образование, и у каждого из вас свой ответ. Главное чтобы вы были честны перед собой. Что хорошего в спонтанности? А пойдем вечером пивка попьем, и что с того, что курсовую работу нужно утром сдать, а там еще и конь не валялся, – прорвемся! Результат известен… Риторический вопрос — кто у нас на каникулах только один день отдыхал?

Они улыбаются.

— Да нет, мы же не глупые, все понимаем, но так хочется.

— Конечно, но цена таких действий – отсутствие каникул. Нужно учиться расставлять приоритеты, дневное отделение – значит, учеба на первом месте, а все остальное потом. Помните пословицу «Сделал дело – гуляй смело»?

— А как далеко можно зайти с целесообразностью? Вот попросит у меня друг взаймы, я ему что, отказать должен, вдруг не вернет, в жизни всякое бывает? Корысть какая-то получается.

— А это уже вам решать. Взрослый человек несет ответственность за свои решения. Если вы решите дать взаймы, то предварительно подумайте – если вам друг не вернет деньги, вы от него отвернетесь? Если да, то, может, лучше не давать взаймы, чтобы друга не потерять?  А если дали взаймы, а потом ситуация повернулась не в лучшую сторону, то не обвиняйте никого. Да, жизнь, когда вы смотрите на свои поступки с точки зрения разумности, труднее, она вообще штука непростая, и никто не обещает, что принимаемые решения будут простыми. Когда вы приходите на Пасху в храм, а у входа цыганки денег просят, вам решать – дать их или нет. Поведение человека зависит от его ценностей. Если самое главное в жизни удовлетворение своего ХОЧУ, то это просто потребитель и для него разумность всегда корыстна: «Мне, мне еще раз мне». Осознанные же действия человека направлены  не только на себя, но и на другого человека. Разумно подходя к своим решениям, как бы трудны в момент принятия  они ни были, вы нейтрализуете лишние эмоции и действуете с открытыми глазами, осознавая будущие последствия.

А сейчас вернемся к Древнему Риму, и пусть вы утверждаете, что ничего не помните из школьной программы, он достоин, чтобы мы о нем сейчас говорили, и это целесообразно – как-никак первый экзаменационный вопрос.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Преподаватель вуза, кандидат экономических наук.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Nataly

Элла, а в каком городе Ваш ВУЗ находится? Что-то мне совсем грустно, что будущие экономисты не знают слово "целесообразно" на 4(?) курсе…

Элла Рэйн

Дело не в слове, синонимы его они знают очень хорошо)) дело в том, чтобы руководствоваться им в процессе учебы и жизни. Ну здесь, как правило, вуз бессилен, это идет из семьи. Печалиться нужно о другом, а мы так почти плачем, в сети есть видео с собеседований студентов одного московского вуза. Например, выпускница с красным дипломом, претендующая на позицию с оплатой не менее 60 тыс.руб., на вопрос: квадратный корень из 100, ответила: так он не вычисляется. Там много таких перлов, притом, что бывший ректор вуза заявлял, что его выпускники намного выше по своим знаниям, нежели европейские. Сегодня на первый курс поступают… Читать далее »

Екатерина

Да, увы, Вы абсолютно правы. У нас в МГУ тоже зачастую ТАКОЕ от студентов услышишь, что хоть умирай… А у нас в 10 классе была девочка, которая спрашивала: 2,5 — это целое число или дробное! Так ведь в вуз же поступила.

Angelinushka

И почему такие лирические отступления на лекциях запоминаются лучше, чем история Древнего Рима?

Элла Рэйн

Многое зависит от того, как преподносится материал. Может по истории Древнего Рима пролетели в свое время вскольз, не зацепившись душой. Кстати, я заметила, что в случае таких отступлений, каждый из студентов чувствует свою причастность к разговору, как если общение идет один на один. В общем большинству не хватает внимания со стороны взрослых, что греха таить, многие родители, считают вопросы, мучающие их детей, детские и не заслуживающими их внимания.

Мария

У меня сынок в первом классе тоже это слово говорил. Нецелесообразно. Им читать задавали то рассказы Толстого, то сказку о Чебурашке… А он Псалтирь читать хотел…

5julia68

люди, живущие спонтанно- просто катастрофа для окружающих. нескончаемое и безудержное броуновское движение, дикий вынос мозга. но окружающие- полбеды, они могут и прекратить общение, а настоящая беда- вред самому себе.

ВераЧ

О да!! это такое сидение на вулкане общение с ними)) И потеря энергии….

Гоблинище

А я так не думаю. И почему вред себе? Наоборот, и себе и другим польза )) к кому, как не к спонтанному человеку, можно приехать неожиданно в гости, позвать с собой гулять или на выставку, позвать в гости к себе?

Элла Рэйн

Лет двадцать назад, согласилась бы безоговорочно))) но вот представьте себе, у Вас срочная работа, результаты которой ждут завтра, от этого зависит многое, а к Вам, совершенно спонтанно приходит гостья. И она желает внимания, а уходя говорит: Как классно было, спасибо. Вот только она идет спать, а Вы сидите с работой до 3-4 часов утра…Я последние годы настолько занята, что прийти ко мне можно, только предварительно согласовав время. Но находясь в такой ситуации, я сама спонтанно не свалюсь никому на голову. От этого общение не становится хуже)))) порой даже лучше.

Nina

Вы — молодец, а у меня не всегда получается так делать.

Мара

Такая спонтанность неплоха. А если вы собирались с ним на выставку, а он спонтанно передумал;если у вас все траты распланированы на месяц, а он спонтанно деньги потратил, а кушать теперь нечего; если вы его ждете в гости, а он спонтанно решил какое-то важное дело доделать, и вы ждете еще 2 часа…

монахиня Екатерина

Это не спонтанность, а эгоизм. Или, в лучшем случае, не думание об окружающих, поэтому спонтанность в большей степени свойственна молодёжи. А спонтанность как синоним "лёгкости на подъём" — очень даже неплохое качество, наличие которого, впрочем, зависит от психики человека. ИМХО

Анна1982

Иногда спонтанность это хорошо, но не тогда, когда это касается дела.

Анна1982

Элла, Вы всегда так интересно, с такой любовью и с душой рассказываете о своих беседах со студентами, что прямо сердце радуется! Помощи Божией Вам и Вашим студентам!

Элла Рэйн

Анна, Вы же понимаете, чужих детей не бывает)))) Спасибо!

Анна1982

Да, я понимаю!!

Екатерина

Я удивляюсь несколько, читая Ваши рассказы о студентах:) Просто у нас в ВУЗе так за жизнь не пообщаешься с преподавателями. Не то что бы они плохие или безразличные — нет, я их уважаю бесконечно, большинство — прекрасные и приятнейшие люди. Но какая-то дистанция есть, и не принято у нас ее сокращать)

Элла Рэйн

Екатерина, дистанция существует, и из наших преподавателей так общаюсь, пожалуй, только я. Скажем так, я могу себе позволить такую роскошь, как общение со студентами на уровне старшего товарища, это не популизм, а осознанный выбор.

Анна1982

Екатерина, у нас тоже в колледже так — есть разные преподаватели. Мне ближе стиль общения Эллы, но это не значит, что сокращается дистанция и уменьшается уважение и не соблюдаются правила приличия. Бывают иной раз такие студенты, которые самого чопорного преподавателя могут похлопать по животу и сказать: Ой, как Вы поправились! Но это, мне кажется, уже или недостаток воспитания, или психическое отклонение. Мы на обществознании со студентами о чем только не говорим — и о смертной казни, и об эвтаназии, и о других каких-то острых вопросах, и ребята, надо сказать, очень трепетно относятся к тому, что называется "мнение учителя". Не принимают… Читать далее »

Ежик

Так думаю,есть разные категории дел и поступков. К некоторым лучше применять строгую "целесообразность": действительно,запланировать и сделать соответственно планам. Особенно касаемо здоровья,сложных рабочих проектов,сезонных дел. А к другим и спонтанность неплоха-генеральная уборка "под настроение" делается в 3 раза быстрее,чем без него,обучение детей чему-то сложному тоже требует соответствующего настроя-у меня,во всяком случае. Друзьям денег в долг сама предлагаю,если вижу,что они им нужны. И 100 процентов уверена,что они отдадут. А если не отдадут,то такая причина,что сама не возьмешь. Цыганкам никогда ничего не даю,не люблю,и все. Нищим у храма кидаю монетку,они там известные уже все личности…Дядьке с баяном в переходе тоже,а студентам-если песня понравится..)))… Читать далее »

Анна1982

Ежик, про давание денег в долг друзьям — плюс бесконечность плюс один в квадрате! И про цыганок тоже. Однажды одному цыганенку дала монетку, так еле убежала потом от табора.

Ирина Ия

Анна, вы всегда так к месту и с таким изяществом цитируете мировых классиков, часто это смягчает остроту и болезненность дискуссий, создает ощущение полноты, некоторого единства, причастности — понимаешь, что мы не одиноки с нашими горестями и радостями… Когда явление, переживание названо, описано в лаконичных строках "кого-нибудь из великих", становится легче, так как легче решить что делать с тем, у чего есть имя…
Так себе и представляю, как эта сокровищница изящной словесности убегает от пестрого голосящего табора! Эта картина будет преследовать меня весь день! 🙂

Анна1982

Ирина, спасибо огромное за добрые слова! Увы, до "сокровищницы изящной словесности" мне далеко, как саблезубому тигру до "Фобос-Грунта". Но почитать люблю. Да, это была картина, конечно, маслом, а если еще вспомнить, что дело было на Невском проспекте…

Элла Рэйн

Однозначно))) но я уборки-приборки вообще не планирую. Как — то так получается, что все происходит тогда, когда это просто необходимо и своевременно, да еще и мозги отдыхают от бесконечных цифр.

Ирина Никитина

Еще хуже люди, постоянно, всю жизнь пытающиеся понять, что бы их порадовало по-настоящему, постоянно ждущие каких-то ощущений или гордо терпящие их отсутствие.

Элла Рэйн

Да-да…это ведь тоже искусство научить ребенка радоваться мелочам из которых складывается наша жизнь. Уже зима пришла, а снега все нет, и, вот во время очередной пары, вдруг разверзлись небеса и полетели хлопья. Крупные, пушистые, они мягко падали и город за окном за какие-то минуты преобразился и сразу на ум пришла сказка о бабушке Вьюге. Говорю: "Ребят, посмотрите какая красота за окном, зима пришла" и услышала в ответ недовольное: "Ну что Вы как маленькая…красота какая-то. Ужас день жестянщика пришел"

elleni7

Целесообразность много значит для людей, ценящих логику выше чувств. Это просто склад личности такой, в Ваших последних статьях было ведь про соционику. Один из способов обработки информации всегда преобладает — либо логика, либо эмоции. Это не лучше и не хуже. В плане долгосрочного планирования и следования составленному плану — да, нам, логикам, проще. А вот в контактах с людьми наша логика иногда явно не справляется. Думаю, приёмам использования логики в повседневной жизни полезно научиться всем. Только мы это будем делать на автомате — для нас это естественно, а вот этики — с усилием, как на иностранном языке. Но ещё сложнее… Читать далее »

Элла Рэйн

Целесообразности, умению расставлять приоритеты, нужно учить с детства. Такое ощущение, что каждый второй, под влиянием эмоций творит свой мир, а потом не знает, как выбраться из угла, в который сам себя загнал. Вместо того, чтобы предварительно подумать "Зачем я это делаю?"….Работа со студентами дает богатую пищу для размышлений, тем более, когда они приходят за помощью, не найдя понимания у родителей. Сколько было случаев спонтанных браков, потом некрасивых разводов… у них только взрослая жизнь начинается, а они уже через такие цистерны с помоями проходят. Но в первую очередь это дело семьи. Школа, колледжи и вузы по законодательству воспитанием не занимаются, у… Читать далее »

elleni7

Не думаю, что в случае ранних спонтанных браков речь идёт просто о следовании эмоциям. Здесь может быть и невротическая подоплека — желание найти замену родителям, не удовлетворяющим потребность в привязанности, безусловной любви. Вот такие браки и разваливаются почти сразу — супруг сам ещё ребёнок, и родителя заменить не может. Так что дисфункциональные семьи плодят себе подобных, решить проблемы детей они не в состоянии. Следование эмоциям в данном случае — механизм, а не причина проблемы. Здесь бы больше помогла привычка к рефлексии: почему я это делаю? Осознанность. Эмоциям тоже можно доверять, но осознанно, и с полным принятием ответственности за последствия. Но… Читать далее »

Екатерина

"Спонтанный брак"… Такая, на мой взгляд, странноватая формулировка. А какой брак хороший, не спонтанный? Другими словами: какими мотивами руководствуется зрелый, ответственный человек, вступая в брак? Знаю людей, которые поженились после 25 лет; так вот они подали заявление на третий день личного знакомства. До сих пор живут, дочь у них взрослая уже, недавно сама замуж вышла… Через два месяца знакомства с мужем:) Я не уверена, что логика, какие-то представления о "целесообразности" — то, что может помочь в создании семьи. Тут нужно как раз умение слушать себя, отдавать себе отчет с своих мотивах, в последствиях своих поступков. "Мудрость сердца". К сожалению, этому… Читать далее »

Элла Рэйн

Екатерина, спонтанный брак, неплохая формулировка для тех браков, что мне порой приходится наблюдать) Ко взрослым и ответственным людям это не относится.

Ирина Никитина

Может, немного не в тему, но мне очень понравился фильм "Стиляги". Когда сын был подростком, смотрели с удовольствием вместе несколько раз. Думаю, после этого он как-то многое пересмотрел в своем поведении, неравнодушен он у меня к художественному убеждению.
Ведь фильм как раз об ответственности за свои слова, за свой выбор — спонтанный или нет. Родители, какие бы ни были — желают добра и выручают как кто умеет. Но тот, кто в состоянии "ответить за свой базар", только тот и достоин уважения, это в фильме четко видно.

Похожие статьи