Моей дочке два с половиной года. Стремительно добавляются новые слова в активную речь, еще недавно молчавший ребенок вдруг заговорил, и говорит интересно и необычно. Внезапно наступает тот период, который специалисты называют «периодом негативизма» и связывают с «кризисом двух / трех лет». Скажу сразу: мне не нравятся эти термины. Как корабль назовете, так он и поплывет, вот и этот период — в нем главное не негатив и не кризис (у меня эти корни имеют исключительно отрицательные коннотации, если что).

Первый восторг был, когда я услышала обиженное «Катя сама-а-а-а» при попытке помочь дочке разуться. Скоро это «сама-а-а» распространилось на все, и, конечно, неважно, может ли реально ребенок с этим справиться или нет. Но мой восторг не проходит. И больше всего я хочу, чтобы это слово «сама» не ушло из активного репертуара. Чтобы и в 14, и в 24, и в 34 она упрямо говорила «сама» и делала сама — может, с первой попытки, а может, с пятой.

Моя реакция? Первое, что я всегда говорю: конечно, сама. Если есть шансы, что она справится, то жду, пока получится. Если шансы близки нулю, спрашиваю: «Можно, мама поможет?». Чаще всего ответ отрицательный, попытка, слезы возмущения. Еще раз спрашиваю: «Можно, помогу? Ты сама справишься, я только помогу».  Иногда «сама» и «нет» повторяются так долго, что иду на хитрость. Предлагаю помощь лисички, мишки, ежика, в общем, всего зверинца, который живет у нас на кровати. Если помощь (вдруг!) принимается сразу, то и прекрасно, если нет — обиженный зверек начинает рассказывать, как не получилось помочь, а он так хотел…

«Не хочу!». Тут, конечно, сложнее, потому что обычно не хотят именно то, что нужно сейчас и в ограниченные временные сроки: одеться, сесть на горшок, съесть кашу, пока она теплая. Что я тут могу сделать?

Иногда помогает вопрос: а что ты хочешь? Ответ «ничего», конечно, бывает в 8 случаях из 10, и тогда мама начинает крутиться как уж на сковородке: а потом, когда ты перестанешь хотеть ничего? А так? А эдак? Иногда в этом (не буду приукрашивать – утомительном) диалоге удается нащупать возможность шутки. Пошутили, еще пошутили — глядишь, и сдвинулись с мертвой точки. Правда, иногда, насмеявшись, дитя возвращается в амплуа нехочухи и все начинается снова.

Иногда можно рискнуть — схватить и затормошить. Если рассмеется, то «не хочу» улетает. Может выйти боком — большим скандалом с «не хочу» в квадрате.

До бесконечности, конечно, я проговариваю, что, как и почему мы должны сделать именно сейчас. Получается в одном случае из двадцати, наверное. Но проговариваю всегда.

Иногда, особенно если ребенок устал, я предпочитаю на время отступить. Например, вчера Катя решила, что ходить в туалет все же интереснее в памперс, а мыться после этого — не надо. На уговоры демонстрировала полную боевую готовность устроить скандалище. Поэтому я тихо (обязательно тихо) сказала: тогда я пойду немного помолюсь, а ты поиграй. После того как я прочитала канон (соответственно, и сама успокоилась), получилось уговорить на все необходимые манипуляции.

Впрочем, порой просто приходится переть, как танк. Вышли гулять, и ребенок вдруг решил, что ему нужно в сторону, прямо противоположную нашему маршруту. И пошел туда. Мои уговоры не подействовали, и я медленно, глядя на нее, стала идти в другую сторону. Дочка постояла, громко, на всю округу поплакала и против воли пошла ко мне.

Еще один тест на прочность — это милая характеристика «Катя плохая, мама плохая!» (далее плохие по списку все и вся, от ложек до крупного рогатого скота и хищников всех мастей). Единственная моя реакция — Катя хорошая, мама хорошая и так далее. Никаких вопросов в этот момент я не задаю. Мне сказали — парирую. И потом разворачиваю свою мысль: Катя хорошая, Катя умница, Катя помогла маме и так далее.

Но так я реагирую, конечно, примерно в 70 % ситуаций. А в оставшихся 30, когда я устала, болит голова, срочно нужно доехать до пункта назначения или просто «не хочу» повторяется в миллионный раз, я могу рявкнуть: «все, мы идем домой»… И испытывать искреннее чувство вины из-за того, что ребенок опять плачет.

А что делать? В жизни люди всегда реагируют на все по-разному. Даже у одного и того же человека двух одинаковых реакций не бывает…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Кандидат филологических наук, переводчик-синхронист, преподаватель Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Другие статьи автора
новые старые популярные
volume

Мне очень понравилась книга Бурмистровой от 0 до 4. Там хорошо описано как общаться с вредными двухлетками 🙂

У меня терпения меньше. рычать начинаю быстрее. Совсем тоска, когда одна отказывается одеваться на прогулку, выворачивается и убегает с хохотом или воем, в зависимости от настроения, а другая тем временем разбирает диван с непременным риском навернуться с него вниз головой и попутно ест свои штаны и кофту. ррррр

Ой, мурашки по спине… Дочке 2,7. Как я устала от этого «сама умею». Ладно, дома — «сама умею» 3 недели училась сама сок наливать из пачки. Научилась и даже почти не разливает. Теперь эта «сама умею» осваивает нарезку сыра. Шрамы на пальцах потом посчитаем. Ладно, она полы моет — я ей швабру отдельную купила, не вопрос. И т.д. Но в гостях или в магазине это лютый треш. А в садик собираться — «сама умею» носок надевает по 10 минут. Оба на одну ногу, а потом визжит и по квартире бегает, и на остальные сборы 15 минут осталось. Люблю, когда люди… Читать далее »

Не надо потакать, надо учить. Не покушаясь при этом на самостоятельность)))). Иначе есть риск лет до 10 ребенку шнурки на ботинках завязывать. Это не шутка, увы: с дет. сада обувь на липучках, одежда без пуговиц, и дети в начальной школе НЕ УМЕЮТ ни шнурки завязывать (и просто веревочку бантиком завязать), ни пуговицы застегнуть…

Ну, в 2,7 для шнуровок и бантиков еще рано. Специально на липучках покупала все — чтобы воспитателям легче было. А то попробуйте 20 пар шнуровок завязать-развязать для прогулки. Потакать и учить пока одно и тоже. Вы можете двухлетке объяснить почему просто на прогулку можно час самостоятельно одеваться, а в сад надо чтобы мама быстро одела? Я не могу. Или объяснить почему дома можно достать сок, налить самой в кружку, а бабушка почему-то у нее дома не разрешает сок на ковер случайно разливать? Я не могу. Поэтому этот треш достал уже — стопроцентное «сама умею» без различия требования ситуации.

Ну как-то удавалось достигать компромиссов… сначала с тремя дочками-погодками (еще в ту пору, когда липучек не было, и приходилось обходиться с шнурками и пуговицами), потом с двумя внуками-погодками… сейчас младшей внученьке год с хвостиком, тоже стремится «сама-сама»… Для меня самый безумный возраст — от полутора до двух, когда деть может намного больше, чем соображает, да еще и объяснить ничего не может.

У моей этот возраст с 10 месяцев, как сама ложку стала держать. И вот пока еще в самом разгаре.

Похожие статьи