Терпеть или дать отпор? Уйти, хлопнув дверью, или смириться с ситуацией? Просить повышения зарплаты или снизить запросы, выйти на работу или принести карьеру в жертву семье — наверное, такие выборы вставали перед каждым из нас. О единственно верном «срединном» пути, о том, как соотносятся смирение и дерзновение, самоуважение и самоуничижение, рассуждает философ, филолог и радиоведущая Марина Михайлова.

Марина Михайлова окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета. В РГПУ им. А.И. Герцена защитила кандидатскую (1999, «Молчание как форма духовного опыта») и докторскую (2012, «Эстетика классического текста») диссертации по философии. С 2013 г. — профессор Русской христианской гуманитарной академии. Сфера научных интересов — практическая философия, исследование языковых и жизненных практик. Автор книг и научных публикаций. С 2002 года работает на радио «Град Петров» в качестве автора и ведущей программ. Участник движения «Вера и свет». Живет в Санкт-Петербурге, мать троих взрослых детей.

Марина Михайлова

Сегодня многие христианские психологи говорят о важности любви к себе, об образе «я», о самоуважении. Но как забота о самоуважении соотносится с учением о самоуничижении? Процитирую библейский отрывок об Иисусе Христе: «Но уничижил Себя Самого… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7-8).

Мы часто произносим слова, не до конца понимая их значение. Например, самоуничижение мы представляем себе как разрушение собственной жизни и личности. Когда нам говорят: «Следуйте примеру Христа, Он уничижился до смерти крестной», то неплохо понимать, что самоуничижение Господа связано с послушанием Отцу. И это действительно послушание до последнего предела. Но для нас, обычных людей, всегда следует различать, где воля Божья, где воля человеческая, а где попытки других людей манипулировать нами. Мы все слышали слова: «Ну, ты же христианка, значит, терпи». Но хорошо ли это для того, кто говорит нам эти слова? Должны ли мы позволять ему манипулировать, тем более с помощью духовных понятий? Это вопрос.

Оптинский старец Лев говорил, что Господь обращает все происходящее в нашу пользу, хотя и противными нам средствами. А мы «потерпим, да и посмотрим». Как понять, что ситуация, в которую я поставлена здесь и сейчас, не является полезной мне для каких-то изменений, роста, и ее действительно надо менять?

Да, есть ситуации, в которых действительно нужно смириться до конца. Например, у женщины родился ребенок с тяжелой инвалидностью. Бог ей дал особого ребенка, а общество перед ней ставит выбор, оно говорит: «Ну, ты можешь от него отказаться, сдать его в интернат». А она не будет его никуда сдавать, потому что хочет смириться перед волей Божьей. Бог дал ей это испытание, которое послужит к возрастанию личности и умножению любви. Бог дает болезни, бедность и много других прекрасных вещей, которые служат нам к укреплению сердца и к тому, чтобы мы учились любить, учились настоящему смирению.

Но есть и другие ситуации, когда, предположим, кто-то в семье регулярно унижает и обижает женщину, разрушает ее жизнь своими поступками, а она безропотно все переносит. Нужно ли в такой ситуации говорить: «Ну что ж, потерпим да посмотрим»? Можно посмотреть, но я скажу, что мы увидим. Скорее всего, мы увидим полное падение и потерю человеческого облика того человека, который «смиренным» поведением развращается до последнего предела. Мы не помогаем ему выйти из его проблемы! Наоборот, своим превратно понятым терпением мы укореняем его в грехе, в зависимости, в болезни. Правильно ли это? Иногда любовь к ближнему заключается в том, чтобы быть честным зеркалом друг другу, как говорит Валентина Новикова, замечательный человек, она многим помогла освободиться от зависимостей. Быть честным зеркалом — значит прямо сказать: «Вот этого я вынести не могу. Это разрушает меня, разрушает детей, разрушает семью. Давай примем какие-то решения». Иногда такие слова могут отрезвить человека. А если бесконечно «терпеть», у него не будет причин менять свою жизнь.

Вы говорите о критических случаях, когда, допустим, муж пьет, проявляет агрессию. Но чаще всего женщина оказывается в ситуации, когда внешне все хорошо, но у супруга есть такие черты характера, которые сильно ее задевают. И даже психологи говорят, что в супружеских отношениях некоторые недостатки партнера даны нам для проработки нашего характера. Поведение партнера может указывать нам, что мы, допустим, чересчур обидчивы или ревнивы… Разве мы не должны тут принести в жертву свой комфорт ради улучшения собственного характера?

Вы сказали очень важное слово: «жертва». Идеология жертвенности очень распространена, и часто мы понимаем ее в позитивном смысле: жертва матери, которая приносит себя на алтарь семьи; жертва жены, которая служит своему мужу, оставляя свою профессию, и так далее. Нам кажется, что это очень хорошо, но при этом мы забываем о том, что образец жертвы — это Господь, который отдает себя за жизнь мира. За жизнь!

Приведу противоположный пример. В фильме Ларса фон Триера «Рассекая волны» речь идет о женщине, которая так любит своего мужа-инвалида, что готова на все ради него. Но ее жертвенная любовь приводит к полной катастрофе, к смерти героини, причем к смерти страшной, унизительной. Так что даже благородная, казалось бы, жертва может быть разрушительной, может умножать в мире насилие и смерть. Но христианская жертвенность должна умножать жизнь! Поэтому тут всегда нужно понимать, что я делаю и для чего.

Да, бывают семьи, где, казалось бы, все хорошо, глава семьи не алкоголик, никого не бьет, но при этом он давит на жену, считает, что она должна жить согласно его представлениям, соответствовать его идеалу семейной жизни. Или, наоборот, у жены есть такой идеал — женщина ведь тоже запросто может применять психологическое насилие. Как в той старой песенке: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». Но Господь нас призывает не к тому, чтобы один человек в семье был строительным материалом для другого, не в этом Его замысел. Семья — минимальная единица Церкви. Когда люди соединяются друг с другом в любви, они призваны осуществить тот образ человеческих отношений, который есть в Святой Троице. Там Отец вовсе не командует Сыном и Духом. Божественная жизнь — абсолютное единство, которое достигается в абсолютной любви. Такое единство, конечно, неосуществимо человеческими силами, но это путь, по которому мы призваны идти. Муж и жена, может быть, через трудности, конфликты, но строят в Боге образ отношений, основанных на любви, на признании ценности другого. И это может быть только взаимно.

А если взять отношения с посторонними людьми, от которых тоже никуда не денешься. Например, инструктор по вождению на тебя орет. Или начальник на работе жесткий. Иногда просто нет сил что-то менять, да и не будешь же каждый раз уходить, хлопнув дверью, от таких людей. Думаешь — ладно, я потерплю, мне полезно. Хоть научусь не быть такой вспыльчивой.

Да, у всех нас есть начальники, от которых мы в каких-то ситуациях зависим. Но означает ли это, что мы не должны вступать с ними в человеческие отношения? Инструктору, который орет, можно спокойно сказать до или после занятия: «Вы знаете, я не привыкла к такому тону. И прошу вас разговаривать со мной вежливо, так, как вы бы говорили с любым другим человеком в любом другом месте. А когда вы орете на меня, я перестаю соображать, это мне мешает заниматься — а мы же оба хотим, чтобы был хороший результат». То же и с начальником: если я работаю под его руководством, это не означает, что я у него в рабстве и он может обращаться со мной, как угодно.

Мне кажется, надо открыто и прямо обсуждать с людьми важные вещи — не предъявляя претензии или ультиматумы. Конечно, можно в любой ситуации сказать: «Потерплю, не хочу портить отношения, а вдруг мне потом премию не дадут». Но в конечном счете это все равно будет не на пользу. Я получу премию в конце года, но еще получу неврозик от того, что начну ненавидеть человека, который меня регулярно унижает. И ненавидеть себя за то, что утрачиваю человеческое достоинство. Так что «терпение» дорого обойдется. Кроме того, это не по Евангелию. Господь говорит: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним, и если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Брат — это не только тот, кто на Литургии рядом стоит, все мы — дети Небесного Отца. Так поговори с ним по-братски, по-человечески, не копи глухое раздражение. Может, он тебя послушает. А если не послушает, дальше в этом отрывке есть и другие рекомендации. Но сделай первый шаг!

Как в повседневной жизни найти баланс между смирением и дерзновением? Знаете, у меня один знакомый — отец большого семейства — ушел с хорошо оплачиваемой работы, потому что ему там было нечего делать. Ну, не развивался он там совершенно. Это все-таки достаточно серьезный шаг. Да, ты хочешь стремиться к чему-то большему. Но, может, тут тебе как раз надо было смириться и просто кормить семью?

Здесь ситуация непростая. С одной стороны, мы понимаем, что зарплата имеет большое значение, особенно если есть дети, которых надо учить, лечить, питать, одевать. Вряд ли тут будет правильно сказать: «Ну все, я встаю на путь самореализации, а вы все перетопчетесь». С другой стороны, Бог дал мне мою единственную жизнь и мое единственное призвание. Если вместо того, чтобы эту единственную жизнь жить, я просто «бабки заколачиваю», это как-то очень обидно и даже преступно, смотри притчу о талантах. Конечно, отец семьи обязан заработать какой-то разумный минимум, но разрушить себя ради того, чтобы выполнить все заказы всех членов семьи — вряд ли это будет правильно. И вряд ли это будет способствовать духовному росту этой самой семьи.

Мужчина не может рассматриваться как машина для добывания денег, это человек. Он нуждается в сочувствии, жалости, поддержке. И если никто в доме не голодает, какое-то время можно обойтись без куска колбасы на бутерброде ради того, чтобы человеку, которого ты любишь, стало легче дышать. Я прекрасно понимаю, когда ты изо дня в день занят тем, что тебе не приносит никакой радости, — такая работа может быть просто смертельна. Для мужчин это особенно тяжело, потому что они сильно ориентированы на самореализацию.

Мне кажется, что во всех ситуациях выбора между дерзновением и смирением не надо впадать в крайности и предпочитать одно или другое. Лучше искать золотую середину, равновесие противоположностей. А это требует ума и творческого духа.

Еще пример. Женщина работает на прекрасной, приносящей пользу людям работе, чувствует себя реализовавшейся, но денег получает мало. А на чаше весов — семья: дом брошен, щи не варены, дети в кружки не отведены, — а она на работе духовно горит. Это очень серьезный выбор: либо ты должен идти на более оплачиваемую работу, чтобы хотя бы позволить няню, по кружкам водящую, либо вообще не работать. Либо ты смиряешься с тем, что у тебя не так много денег. Да, я работаю на любимой работе, зато я в Мариинский театр в партер никогда не схожу и сырокопченую колбасу не куплю, только докторскую.  

Тут важно понять, что я сам-то хочу? Колбасу подороже, работу поинтереснее, больше времени проводить с детьми? Очень важно услышать желание своего сердца. Тут не бывает правильно и неправильно. Все люди очень разные, и каждый должен идти своим путем. Навязываемые правильные выборы ничего не стоят, да их и не бывает, универсально «правильных». Для каждого из нас в каждый конкретный момент будет какой-то свой правильный выбор. Бог в один день жизни от меня хочет, чтобы я все отдавала работе, а в другой Он говорит мне: «Иди и отдавай все детям». Нет никакого рецепта и никакой единой схемы. Есть только жизнь с Богом, слушание воли Божией через молитву, через участие в Таинствах церковных, через внимание к Священному Писанию.

Иисус каждому из нас будет говорить разное. Если Он говорит что-то мне, это не значит, что Он то же самое скажет вам. Может, Он вам предложит какой-то противоположный вариант, потому что каждому важно свое, чтобы вырасти в свою полноту.

Знаете, иногда просто сомневаешься, правильно ли поступил или нет, от Бога это или нет. Я сама несколько лет назад сделала очень смелый шаг и до сих пор не уверена, что он был верен.

Ситуации выбора, в которые мы попадаем в жизни, тесно связаны с наличием определенных ожиданий и наличием собственного жизненного плана. Я придумала себе свою судьбу, примерно понимаю, что хочу от жизни, и когда моя жизнь соответствует моим представлениям, это вызывает радость и удовлетворение. А когда она моим представлениям не соответствует, я испытываю сожаление и разочарование. Начинаю анализировать, не совершила ли я каких-то ошибок, которые помешали мне привести свою жизнь в соответствие с моими представлениями. Такая схема очень распространена, так живут многие из нас. Потому что нам еще в детстве внушили, каким критериям должна соответствовать «правильная», «настоящая» человеческая жизнь. Мы начинаем подстраиваться под эти критерии, а когда у нас не получается, мы горюем.

В этой схеме много мудрости поколений, уважения к традициям отцов, к установлениям культуры, но в ней нет места для Бога и для свободы. Мы принимаем за правило набор стереотипов, пусть даже самых достойных, и при этом забываем, что замысел Бога о нас может радикально отличаться от того, чему нас научили в семье и школе. Возможно, Бог от меня хочет чего-то совершенно другого. И то, что я по своей приверженности к стереотипам воспринимаю как неудачу, на самом деле огромный дар, открывающийся путь, творческая и важная задача, которую передо мной ставит Господь.

Один из важнейших уроков христианства ХХ века — осознание того, что мы живем здесь и сейчас, и весь мир — это место встречи с Господом, божественная среда, в которой раскрывается Его присутствие. Об этом много говорили и владыка Антоний Сурожский, и отец Александр Шмеман, и отец Александр Мень. Важно не заставлять себя соответствовать каким-то образцам, а войти в реальность собственной жизни, осознать, кто я, где я нахожусь, кто рядом со мной, и в этих обстоятельствах открыться, довериться Богу и Божьей воле. Без иллюзий, планов, извне принесенных задач. Настоящая жизнь — это жизнь, которая происходит из моего сердца.

В Евангелии от Марка есть история о слепом, который кричит: «Помилуй меня, Иисус, Сын Давидов!». Господь подходит к нему и говорит: «Чего ты хочешь?». И это удивительный вопрос. Зачем Он это спрашивает? Ведь всем понятно, чего хочет слепой, это очевидно. Но Господь действует не по стереотипам, не по общепринятым представлениям о том, что все слепые мечтают быть зрячими. В этом и уважение Христа к человеческой свободе, и Его желание помочь нам сознательно отнестись к собственной жизни. Иисус спрашивает каждого из нас: «Чего ты хочешь?».

А чего я хочу? Понятно, что на поверхности все мы хотим быть красивыми, здоровыми и богатыми. Но это первый уровень, а если пойти глубже, если постараться понять, чего хочу именно я — не меня научили хотеть, а в чем мое истинное желание, чего я хочу в глубине своего сердца? Для меня это самый важный вопрос. Стать самим собой и встретиться со Христом — вот главная задача, а уж правильно или неправильно я при этом поступаю, хороша или плоха моя жизнь с точки зрения каких-то общепринятых критериев карьеры, успеха, зарплаты — если честно, это неважно. Сами по себе это симпатичные вещи, но если они меня душат, то не нужны уже ни карьера, ни зарплата. Хочется дышать, хочется жить в радости, спокойствии и верности самому себе.

Не всегда ведь сразу слышишь от Бога ответ, для этого вся жизнь может потребоваться. Ошибиться страшно…

Критерий правильного выбора — радость, свобода, мир в душе. Как говорит апостол Павел, «плоды же Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера…». А если я совершаю какой-то шаг и внутри чувствую смятение, тревогу, то очень возможно, что этот шаг не от Бога. Вы говорите, страшно ошибиться… Не надо бояться, по слову Иоанна Богослова, «совершенная любовь изгоняет страх». Даже если мы ошиблись, разве Господь не даст нам вторую, третью, десятую попытку? Он говорит: «Не бойся, только веруй». Силой Божьей все устроится…

Беседовала Анна Ершова

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
NinaK

«Терпение — это вовсе не состояние скота, который всё терпит. Это не унижение человека — совсем нет. Это не компромисс со злом — ни в коем случае. Терпение — это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение — это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение — это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества — вот что такое настоящее терпение.»
Александр Мень

NinaK

«Бог дает болезни, бедность и много других прекрасных вещей, которые служат нам к укреплению сердца и к тому, чтобы мы учились любить, учились настоящему смирению.» Никогда не соглашусь с тем, что болезни, бедность и много других «прекрасных вещей» — это надо полагать, преступления и катастрофы? — Бог специально нам дает для «укрепления сердца» и «чтобы мы учились любить, учились настоящему смирению.» Тогда Господь — не всеведущий Учитель, знающий сердце каждого и не любящий Отец, а худший педагог в мире, потому что множество людей такие испытания только ожесточают, и не нужно быть великим психологом, чтобы заметить, что дети, чье детство было… Читать далее »

Вот этот момент да, тоже как-то покоробил.

Ольга Алексеева

Без Его Воли не упадет ни один волос.

NinaK

Ольга, вы выдернули слова из контекста и изменили их смысл. Отрывок говорит совсем о другом: о том, что над нашей душой не властны другие люди, поэтому по-настоящему мы должны бояться только одного Бога, который всегда на нашей стороне: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.»Мф.10.28-31. И… Читать далее »

Ольга Алексеева

Но это дуализм. И беды и несчастья часто приводят людей к Богу. И помогают нам выйти на новый уровень.

NinaK

«Итак, ОН НЕ ВВЕРГАЕТ ИХ (учеников) В ОПАСНОСТИ, но возвышает над опасностями, в кратких словах утверждает в них учение о бессмертии души, двумя-тремя словами насаждает спасительное учение и утешает их другими рассуждениями. И чтобы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены Богом, опять начинает речь о Божьем промысле, говоря: «не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Матф. 10:29). «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф. 10:30). Что, говорит, малозначительнее их? Однако же, и их… Читать далее »

NinaK

«Бог попускает зло для нашей же пользы либо когда учит нас, либо когда хочет, чтобы с нами не случилось чего-либо еще худшего» — так учили еще со времен средневековья и Византии богословы прошлого, и мы так утверждаем следом за ними. Мертвые дети — школа Бога? Или попущение меньшего зла, чтобы избежать большего? Если Бог все это устроил, хотя бы для нашего вразумления, то это не Бог, это злой демон, зачем ему поклоняться, его надо просто изгнать из жизни. Если Богу, для того чтобы мы образумились, надо было умертвить Антошу, Сашу, Женю, Алешу, Катю и т.д., я не хочу верить в… Читать далее »

Вот да, тут я под каждым словом о. Г. Чистякова подпишусь. Потому что все эти «избавляет от худшего зла», «дети страдают за грехи родителей» — это не Бог тогда, а дьявол. Потому что это бесчеловечно. Когда мелкие были в реанимации, и одну несколько дней даже не взвешивали и вообще каждую минуту ничего не обещали, мне свекровь сказала что-то вроде: значит, Бог ее хочет избавить от жизненных невзгод. Меня это возмутило так, что я просто слов приличных не нашла. И так до сих пор и не нахожу. С какого? хотел бы избавить — не послал бы ее в мир! не верю… Читать далее »

Cleopa

Сколько копий поломано об этот вопрос, это ж вопрос не из философии, а из богословия… Я и не помню, читала я где-то или сама сделала вывод, но скажу так. Считать, что за какой-то грех или ради исправления ТЕБЯ Господь отнимет жизнь у ДРУГОГО человека или создаст его больным, чтобы он мучился, а ты от этого научался — это такое самообольщение, прелесть. Неужели мое покаяние может стоить кому-то жизни? Может ли так думать христианин? Мне кажется, нет. Ведь не для нас же Он создает новые жизни, не для нас рождаются дети, Он их творит по Своей воле святой, рали Своего замысла.… Читать далее »

NinaK

goblin_chan, мне было 14 лет, когда я осознанно отреклась от Бога, потому что тот бог, о котором мне приходилось слышать от немногих знакомых мне тогда религиозных людей, был именно таким «неумным и недобрым педагогом-эксперементатором»: он не просто попускал зло «для нашей же пользы», но он еще и наказывал вечными муками тех, кто, не выдержав его «проверки» несчастьями, ломался, или ожесточался, или терял рассудок, или вообще налагал на себя руки. Меня возмущала сама мысль о том, как можно верить в такого бога, да еще служить и поклоняться ему, когда его невозможно даже просто уважать, я не хотела иметь с ним ничего… Читать далее »

Нина, я с Вами. вот почти слово в слово думала и думаю так же. И тоже лет с 14-м
и, а может и раньше, я не верю в ад, как его любят изображать еще со времен средневековья — там сковородки раскаленные и котлы кипящие. Да, Господь не такой, каким Его любят и теперь даже изображать.

Mariya_Ya

Goblin, а давайте мы Вас молитвами поддержим, это никогда не лишнее. Ваше имя известно, а вот дочек как зовут — не скажите?

Татьяна и Мария 🙂

Ольга Алексеева

Нина, но попустить и послать для меня одна суть, я особо не различаю. Для меня смысл в том, что все по Божьей Воле.

Как сказать, есть ведь еще человеческая воля, которую Бог уважает. А то не стали бы первые люди это несчастное яблоко есть — Бог запретил бы, и дело с концом. Ну, например, я не хочу, чтоб ребенок лез на стол и там колупался, но я разрешаю. Это попустить. А если б я сама взяла и поставила мелкую на стол, это послать.

Ольга Алексеева

У нас никто детей на стол не ставит. Родителям ничего не говорим в плане философии, психологии и т.п. Это запрещено. Но между собой проскакивает, что «может и лучше, что Господь забрал». А со стороны обычного земного человека такие мысли вполне обычны и логичны.

Не поняла связи. Между кем проскакивает и что обычно со стороны земного человека

Ольга Алексеева

Ну хоть сразу сказали, что не поняли. Уже здорово 😉

Ezhik

Ольга про работу и тяжелых детей,которые,бывает,и умирают. И что родителям не говорят «и хорошо,что Бог забрал»-это неэтично,конечно,но иногда так и думается. И что средний человек нередко там думает-ветхозаветно. Это ответ на вашу историю со свекровью.

Ежик, теперь понятно. Но про Бог забрал можно думать, когда тяжелый инвалид или заранее видно что будет тяжелый инвалид, а у нас заранее ничего известно не было. И Таня сейчас здоровее Махи, а про нее речь была. Поэтому мне такое дико до сих пор. Особенно от их бабушки. Посторонние могут сказать — между собой — что хорошо, а родным это никогда не хорошо.

Ezhik

Вот видите-вы,по сути,стоите на той же позиции,что и Ольга,и свекровь,и ветхозаветный человек…Только у вас пошире,что ли,масштаб. Или поуже? Мол,если есть шанс,что будет здоров,значит,нельзя говорить «и хорошо что забрал». А если нет шансов на здоровье-уже можно так сказать. Не?

Ежик, я стою на той позиции, что сказать слава Богу за все может — имеет право — тот человек, которому в данной ситуации больнее всех. В случае с детьми это родитель. А посторонние со своими рассужданиями выглядят так, как хорошо описала Кучеренко в недавней статье — мол, нарожали инвалидов, лучше бы им не жить и не мучаться. И шансы на здоровье и прочее тут ни при чем, как по мне. Просто, вот есть у нас на приходе супружеская пара с двумя сыновьями, они родились вроде норм, а потом оказалось у обоих что-то генетическое и неизлечимое. Причем совсем. причем такое, с… Читать далее »

Ольга Алексеева

Родной человек пытался утешить Вас доступными ее пониманию словами. В переводе: «Если Господь так решит, значит по Воле Его, а нам надо верить, что так лучше для всех». «Или она сказала: отключи от аппарата, положи под образа?»

Я допускаю, что так, Ольга,но еще гораздо раньше читала, и на православных ресурсах, что это утешение не годится совершенно, потому что вызывает только бунт и отторжение от такого бога. И по собственному опыту скажу — да, именно так. Я тогда просто выматериться хотела, и все силы ушли на то, чтобы этого не сделать ))))) а вежливо сказать: не верю в такого бога, который сперва дал дитя, а потом тут же отнимает. Не верю что это Божья воля. Не верю, что так лучше для всех. Не надо таких утешений. Прям аж трясет от них. прям аж вот два с лишним года… Читать далее »

NinaK

Ольга, нет воли Божьей на болезни, бедность, насилие над детьми и слабыми, убийства, войны, катастрофы — на все те нечастья, которые выпадают людям. Каждый раз Бог страдает вместе с нами из-за них. Но Господь не создал мир роботов, он дал разумным существами свободу, поэтому уже при творении мира сначала могли отпасть часть духовных сил, а потом и люди. И так вошел грех, и все зло — это продолжающееся и продолжающееся действие греха. И Господь не только не посылает нам бедствия бедствия, они происходят ПРОТИВ Его воли, потому что Он хочет, чтобы мы как его тело, его руки БОРОЛИСЬ с этим… Читать далее »

Cleopa

NinaK, вроде бы понятно говорите, но не совсем. Разве первичная и основная цель — не побороть сперва грех внутри себя?
«исцеляли больных, помогали нуждающимся, спасали тех, кто попал в беду, заступались за слабых, выступали против несправедливости и войн» Как Вы находите, для чего существует монашество? Если рассматривать критерии написанного Вами, нам следует молиться на службу МЧС.

NinaK

Если вспомнить ап.Павла, что все мы органы одного тела и, хотя и выполняем разные функции, но служим общему делу, то служение монаха — это постоянная напряженная молитва за весь мир, а не только и, главное, не столько собственное духовное совершенствование и спасение. У тех, кто берет подобное духовное служение, больше духовных искушений, поэтому монахам приходится больше бороться с проявлениями внутреннего зла, чем внешнего, чтобы быть способными его совершать. У мирян другие служения, цель которых бороться с внешним злом и помогать другим, укрепляя тем самым общее тело («Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член,… Читать далее »

NinaK

К тому же побороть до конца грех внутри себя не может ни один человек, ибо только Иисус без греха, поэтому ставить это как первичную и основную цель вообще гордыня. Наше дело — идти за Господом и делать то, что Он нам говорит, позволяя Ему Самому нас очищать и спасать. Отвергнись себя — это ведь о том, чтобы не зацикливаться на себе во всех смыслах: как пребывая в эгоизме, так и погружаясь в самокопание и бесконечное самосовершенствование, прежде чем решиться просто идти за Христом.

Cleopa

Спасибо, поняла Вас.

Cleopa

Возвращаясь к вышесказанному… Если порассуждать. Беды и несчастья были с человечеством всегда. Но в ветхозаветный период Господь с их помощью общался с человеком. Человек получал по шапке и понимал что получает и за что. Прогневили Бога — неурожай, голод, кощунствовали — война (для примера говорю), блудили — проблемы с детьми. Пришел Христос и все переписал для нас. Мы должны превратиться из ветхих людей в новых людей. Но никак не выводится из нас ветхий завет. Всюду какие-то гадалки, суеверия, око за око, больные дети за супружеский долг постом. То есть человек пытается общаться с Господом по-старому, будто бы Христос не приходил,… Читать далее »

NinaK

Вчера появилась одна статья на Правмире на тему о страдании «Словно в земных водах Крещения, в водовороте мира встает Христос»: “Бог попускает” – что это? Сидит на облачке такой сытый довольный бог (именно с маленькой буквы) и попускает: попускает ребенку умереть от рака, отцу троих детей попасть под машину и стать обездвиженным инвалидом, матери годовалого ребенка заболеть тяжелым психическим заболеванием, которое фактически лишит ребенка мамы… И благочестивые люди, которых миновало такое страшное человеческое горе, разведут руками и скажут – вот Господь попустил искушение им, этим другим! Для чего, интересно? За грехи или так, на будущее, для острастки? А сегодня сообщение… Читать далее »

Cleopa

Я потеряла мысль. Вот заболела мать у ребеночка шизофренией. Рассмотрим варианты. Причины? а) сам человек получил по грехам своим или грехам предков, и на то есть воля Бога б) Бог попустил ради какого-то замысла спасения во благо, а человек не виноват ни в чем в) человек получил по грехам своим или предков, но на это воли Бога нет, то есть некая справедливость действует помимо воли Бога г) Человек не виноват и нет на то воли Бога, неведомое зло творится сторонней силой без вины человека и воли Бога. Ваш вариант какой?

NinaK

Мой вариант (вообще-то это святоотеческое толкование, но я с ним согласна), что через Первородный грех была повреждена человеческая природа: дух человека уже не властвует над материей, не руководит его душой и телом, но тело начинает диктовать свои законы человеку, и поскольку тело — это материя, которому свойственно разложение, то человек становится подвержен болезням и смерти. И слова ап.Павла про то, что «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 2потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.»(Рим.8, 19-21) говорят о том,… Читать далее »

Ольга Алексеева

Приближаюсь к варианту Б.
Только тут такая вещь: пытаться постичь Замысел Божий — это грех. Это самовольство. За что получили, кстати, друзья Ноя. Точнее, не решать проблем чужих жизней. А думать только о своей конкретной жизни. А в своей жизни человек истинно верующий обычно понимает и принимает.

Cleopa

Что значит попустил? Позволил, но не поддерживает. Что значит воля? Это принятое решение. Оно может быть принято с желанием или без. Но оно принято, потому что воля, как и попущение, это о действии.

NinaK

С этой точки зрения Бог попустил и падение части духовных сил, и грехопадение человека, поскольку Он всех наделил свободной волей. Но из 3 главы Книги Бытия явственно видно, Он был однозначно против того, что Адам и Ева съели запретный плод.

NinaK

Вообще же мы говорим о попустительстве, когда кто-нибудь ОБЯЗАН предпринять действия против зла, но не делает этого. Обязан ли Бог ежесекундно вмешиться в мир, чтобы ПОСТОЯННО совершать чудеса, дабы устранять последствия нашего греха? Ведь тогда мы просто лишимся свободы и будем марионетками, которыми Он управляет: от наших действий уже ничего не будет зависеть. Если же нам дана свобода, то мы несем и последствия наших общих действий, даже если эти действия против как воли Бога, так и наших желаний.

Да, если привести аналогию из детско-родительских отношений, родителям ведь может не нравиться, когда дети куда-то лезут, что-то хватают, но, если это не несет угрозы для жизни, нередко приходится позволять. Чтоб не убить в ребенке его волю. Психологи рекомендуют слово «нельзя» говорить как можно реже, так что пальцы в розетку нельзя, в окно сигать нельзя, а прыгать по кровати можно, хотя и есть риск упасть. И ботинки снимать-надевать тоже можно, хотя и раздражает жутко, и липучка изнашивается ))

Ольга Алексеева

Нет, Нина, я не понимаю Вашей теории: пропускает, но не посылает. «Каждое утро водитель трамвая Петров, подъезжая к остановке смотрел на бегущую Марью Петровну и гадал: успеет или нет. В одно утро он захлопнул двери у нее перед носом и подумал:»не успела».

NinaK

Ольга, то есть, то, что Бог не вмешался и не остановил водителя Петрова, заставив его открыть дверь Марье Петровне, означает, что Он попустил ее опоздать на работу? Но если Он будет вмешиваться всякий раз в работу водителя Петрова, продавщицы Марьи Петровны, когда она захочет развести сметану от которой у Васи Иванова начнется диарея, и всех-всех людей на земле, предупреждая все их действия, то мы уже не будем людьми, у нас не будет своей воли, мы будем роботами. И это не моя теория, это святоотеческое учение о Первородном грехе и его последствиях.

Ольга Алексеева

То есть, что Бог по Вашей доктрине действует как водитель Петров. От Петрова зависит, успеет на трамвай Марья Петровна или нет. Это рассказ абсурда.
А Вы кого цитируете, кстати?

Ольга, вот в такого бога, который как водитель Петров, и не верится

Ksaniya

В приведенном примере можно же посмотреть и со стороны Марьи Петровны. Бог просто позволил ей столкнуться с последсвиями ее собственного выбора (скажем, поспать на 15 минут дольше, досмотреть новости, а не выйти на 10 минут раньше из дома). Можно посмотреть и со стороны водителя Петрова: он столько раз позволял «опоздашке» успеть на трамвай, затягивая отправление на одну-две минуты, но однажды сделал другой выбор…
То есть, вся эта ситуация — следствие невмешательства Бога в личный выбор человека, а также конфликт разых «выборов».

Marinas

Я как то вообще не вижу ни милосердия,ни доброты,ни просто адекватности в том,чтобы рассуждая о беде,случившейся с конкретным человеком говорить:»а это ему по грехам» какой то латентный каннибализм получается.

NinaK

Marinas, Мне кажется, «по грехам» обычно никто и не говорит, но мою подругу, потерявшую 14-летнего сына, пытались «утешать» тем, что «Богу виднее» и «Господь знает, что делает, может, Он уберег мальчика от опасности стать каким-нибудь преступником» и приводили «благочестивые» рассказы о том, Господь открывал матерям, что их детям суждено стать преступниками или блудницами, матери не смирялись и вымаливали детей, а потом, когда все сбывалось, каялись и плакали «кровавыми слезами». Почему-то этих святош не останавливало то, что их собственные дети тоже еще неизвестно какими вырастут, и что огромному количеству мерзавцев позволяется благополучно жить и процветать, а прекрасного мальчишку, который еще ничего… Читать далее »

Marinas

Говорят и не раз. Своими ушами слышала версию от благочестивой подружки,что замершая беременность общей знакомой, следствие отказа иметь дело с конкретным батюшкой, порядочным хамом,кстати. В общем жестокость, особенно,знающих как надо жыть, иногда поражает. Я считаю, что на тему»кому,за что и почему» лучше жевать,чем говорить,даже из благих побуждений, правда не всегда получается. В ситуации беды я бы ждала помощи, а не метафизических восклицаний в стиле Васисуалия Лоханкина,когда тебе и так хреново, а ты еще вынужден слушать:» Ах, может быть так надо? Может быть в этом великая сермяжная правда?» Причем, без привязки к конкретной ситуации или человеку все эти «Бог дал Бог… Читать далее »

Ольга Алексеева

А это к тому, что никого не надо осуждать. Причем осуждение — это любое суждение о человеке. Один человек, потерявший дочь, много передумавший и понявший. И почти смирившийся, обращался к людям : он, отец умершего ребенка, считает, что это Промысел, что его дочке у Него лучше во сто крат. Но он просит остальных не говорить таких слов ни ему, ни кому-то ещё. Просто поддержать. Потому что.

Потому что только родитель может — если может — сказать так сам. Сказать может, а услышать от других нет. Как сказал один священник на отпевании много лет проработавшей в храме женщины: а мне совсем не грустно, она же теперь в раю! а тут ее сын, муж. И им наверняка грустно. И так же ли не грустно будет этому батюшке хоронить собственную мать, даже при всей уверенности насчет рая — большой вопрос.

Ksaniya

Оля, а тут не более, чем вопрос мировосприятия. Если сын и муж той женщины — верующие люди, они поймут, что батюшка хотел . Если же их вера формальна «потому что так надо», то и такие слова будут им казаться кощунственными. Ну вот моя бабушка умерла в 72 года. ИМХО, рано. Но до этого долго страдала гипертонией. На фоне повышенного давления были три инсульта (третий оказался фатальным, значительные проблемы со зрением, что лишило бабушку такого любимого знятия как вязание, и многого другого. Добавьте к этому аллергию на некоторые медикаменты (все-таки, за последние 20 лет фармакология шагнула далеко вперед, раньше было скудно… Читать далее »

Ксания, это понятно, но… помню другое отпевание, нашей преподавательницы, которая преподавала также и в православной гимназии, и там в домовой церкви при гимназии ее и отпевали. И после отпевания священник, директор этой гимназии и, соответственно, коллега покойной, сказал: вот, у нас в этой церкви было уже и венчание, и крещение, а вот теперь и отпевание наконец-то. Мои однокурсницы уронили челюсти на пол. типа тоже мне радость. Понятно, что батюшки не имели в виду ничего плохого, но хорошо бы аккуратнее в словах, особенно на таких траурных мероприятиях. А преподавательнице 60-и лет не было, 57, вроде. В любом случае не повод радоваться,… Читать далее »

Ольга Алексеева

Иногда осуждая, как нам кажется, хама, мы сами грешим против любви к ближнему. Если Бог видит, что хам искренне, пусть и по-хамски желает нам добра. Не следовать его советам и все. Не вспоминать, не перебирать. На разные лады, что есть такие хамы, элементарных законов диалектики не знают.

Ольга Алексеева

Не знаю. Что-то не складывается у меня так. Это я у протестантов слышала: «Дьявол наслал на меня болезнь, и я ненавижу его за это». Почему нас учат говорить «Слава Богу за все»?

NinaK

Мне вообще странны рассуждения о том, кто «наслал» болезнь, точно речь идет о средних веках и колдуньях, насылающих болезни и порчу)). Болезни — следствие падшей вследствие первородного греха человеческой природы, причина же каждой конкретной болезни может быть вызвана грехом самого человека против своего тела, грехами других людей против него и/или общими грехами (например эпидемии во время войн, болезни из-за голода, нищеты и антисанитарии, болезни, вызываемые плохой экологией, вредными добавками в продукты питания и т.д.). Болезнь — это зло, с которым нужно бороться, и Господь исцелял больных Сам и говорил своим ученикам исцелять народ. Но много ли исцеленных становились Его последователями?… Читать далее »

Ezhik

Ольга,я тоже не различаю особо «попустить и послать». Это,наверное,отчасти из медицины,где есть вполне себе статья за «неоказание помощи». Но я этот вопрос просто для себя закрыла-лично ко мне Бог более чем милосерден,грех жаловаться,как говориться,»знай себя и будет с тебя». А во-вторых,тоже медицинская аналогия.Ведь есть много манипуляций в медицине,особенно в реанимации,хирургии,да и в том же акушерстве бывают-которые для неподготовленного человека покажутся дикими (ну хоть ваша интубация новорожденных,особенно маловесных-это же жесть жестью).И которые даже в современности-вполне болезненные. Но в итоге для здоровья человека они полезны,позволяют жить,а часто полностью выздороветь. Вот так и тут. Конечно,можно сказать «а нельзя по-другому,помягше??где медицинская всесильность/конвенция права на… Читать далее »

Ольга Алексеева

Коллега, я с Вами согласна просто по всем пунктам! А первое сравнение достойно золотого фонда. «Не оказание помощи».

Просто матерям не надо видеть интубацию )) а если по сути, Ежик, я согласна, только есть такой момент. Врачи — продолжая Вашу аналогию — не всемогущи. Я видела, как реаниматологи ставят капельницу мелким недоношкам, а те брыкаются сколько могут и орут, если не на ивл — ну вот по лицам врачей было видно, что они кайфа от процедуры не ловят, и была бы их воля и возможность, сделали бы это и быстрее и безболезненнее. А Бог всемогущ. И кровь на анализ там берут бесконечно, у моих подушечка большого пальца на ноге это сплошь рубцы. И медсестра кровь берет, а самой… Читать далее »

Ezhik

Понятно,не надо видеть -но куда же их девать, в условии обычного,например родзала? если с одной кровати не видно,а с другой видно столик? кричать «не сметь смотреть?» Понятно,аналогия весьма условная.Но я больше о нас. Мы хотим быть в очень большой зоне комфорта и судить и все время желать большего. Фикуса в углу или не видеть это все,нам страшно. Причем статья-то вообще о мелких и каких-то житейских делах…

Ежик, я вот во все глаза смотрела, что там с детьми делали, но там было 7 человек реаниматологов, детей мне не показали сразу, и я только минут через много, не знаю сколько, поняла, что вот эти синие тряпочки и есть дети. Понятно, что никакой интубации и прочего я не разглядела вообще, а хотелось. Но уж если дошло до интубации, неужели мать будет в претензии, что ей недостаточно нежно спасли ребенка? «- это вы вчера утопающего мальчика спасли? — да, я. — и таки где его шапочка?» Не знаю… может, мне так отлично и комфортно, но в еще бОльшую зону комфорта… Читать далее »

Не стоит так прямо уж в свою пользу толковать этот отрывок. Мол, чем ближе к Богу тем здоровее. Это примитивно. Достаточно вспомнить то что произошло с праведным Иовом. И это еще задуматься нужно какая это великая праведность, а у нас что, да ни на полшага не подошли и близко…Бог на нашей стороне, это всегда денежки, богатство, силу и власть дает? Это наша сторона? Тоже примитивно. Тогда человек как только вошел в Церковь так тут же бессмертным миллиардером становиться должен сразу. А Бог не к этому призывает, Бог взошел на крест и принес жертву любви, прошел через страшные страдания и боль… Читать далее »

Ольга Алексеева

Послушайте,мы здесь не нуждаемся в ваших наставлениях. Вот опасность порталов, пишущих о православии, что прибегают бородатые дяди и начинают воспитывать. Вы не священник и не женщина. Не надо нас учить. Разберёмся сами.

Да, это правильное замечание, так сказалось в контексте, скорее для контраста, и я тоже подумала, что надо переспросить/переправить, но упустила этот момент. Спасибо.
Я тоже считаю, что от Бога только благо, болезни — это следствие грехопадения человека и дальнейшего, с человеческой историей, отдаления от Бога.

Прекрасная статья

Это все прекрасно, пока реально не начнешь терпеть и смиряться. А это значит не когда мне удобно потерплю, а когда начальство заедает так попрошу в суде себе компенсации и стану типа уже таким самоуверенным. Это не выбор в свою пользу означает, а значит всегда ставить себя на последнее место. В очереди всех пропусти вперед себя. К начальнику не ломись и не ругайся, а жди будто вопрос твой самый неважный. Ногу отдавили? Достоин намного худшего наказания. Драить пол в храме? Вы что это нет, я золотую середину ищу…В общем кто пробовал у того хорошо если один раз из ста получиться по-настоящему… Читать далее »

Ezhik

А,это который с милой женщиной мило занимается прекрасным сексом,но не хочет ни жениться,сковородок,ни детей? дядя,а вас к Причастию-то допускают,или вы скрываете ваши милые отношения на исповеди? И гляди-ко,опять тут,пропроведует,держите меня,девочки…

Ezhik

А касаемо «где смириться,где побороться»-мне кажется,часто речь идет о банальном умении(или неумении) устраивать свою текущую жизнь без особого «надрыва». Как-то уметь доносить и свою точку зрения,и чужую уважать,компромиссы какие-то искать. Если начальник уж очень плох-можно попробовать и поменять,почему нет. Если уж не хочется работать на работе,где деньги,но и семью кормить надо-почему бы вместе с новой работой для души не взять где подработочку,может это выход? Это мне видится даже и не о христианстве как таковом,больше о житейских умениях.

Ольга Алексеева

Трудность — это точка духовного роста. Не за что-то, а для чего-то. Почему детям трудно в Гондурасе не знаю. И не собираюсь узнавать, пока с ближними не разберусь.

Sasha_

речь идет о банальном умении(или неумении) устраивать свою текущую жизнь без особого «надрыва». Как-то уметь доносить и свою точку зрения,и чужую уважать,компромиссы какие-то искать. ——- похоже на уравновешенный переговорный процесс) Мне близка такая точка зрения. Вроде, чаще у нас понимается так, что ты сам должен полностью отсечь свою волю и свои потребности ради «смирения», но в таком случае предполагается, что второй человек его начисто лишен, что как-то неправильно. А вот поиск компромиссов и обоюдосторонний отказ от продавливания своего полностью и любой ценой, в том числе ценой полного подавления другого человека, это намного больше похоже на христианскую добродетель.

Мария Франциска

Думаю, смирение — это готовность видеть правду и принимать ее. Правду, что я — личность весьма несовершенная и склонная к злу, и правду, что окружающие меня люди — тоже несовершенные личности. И наша задача — помочь друг другу стать лучше. Человек склонен поступать дурно и даже не замечать этого. И когда ему говорят, что он вообще-то плохо поступает, у него есть шанс начать поступать лучше. А безнаказанность очень расхолаживает. Конфликты — утомительная штука и часто проще промолчать, чем спорить, хотя истина требует спора. Но такого, который ведется с уважением.

Похожие статьи