«Женщина спасется чадородием…». Три простых слова, сказанные двадцать веков назад, казалось бы, просто и доходчиво указали женщине дорогу в Небесную обитель.

Богодухновенность евангельского призыва оспаривать не приходится, но «бабья доля» сегодня как никогда тяготит утонченную половину человечества. Оставим за рамками нашего разговора тех, для кого апостолы и их послания — персонажи старинной легенды. Сознательным христианкам рожать «сколько Бог пошлет» также нестерпимо тяжело. В поисках царского, среднего пути, когда материнство не доводит до отчаяния, а радует и приносит плоды в Вечность, они не перестают сомневаться — спасаются чадородием или только многочадием? Дети ведь могут оказаться именно тем «богатством», с которым тяжело войти в Царство Небесное… И вообще, если женщина не замужем или бесплодна, будет ли и она спасена?

Касаться столь интимных и хрупких тем — дело неблагодарное, тем более изобретать ответы на самые волнующие вопросы. Небезопасно вторгаться под благовидным предлогом в святая святых, душу человека, «ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем» (1 Кор. 2, 11). Возможно, иногда достаточно честно озвучить вопросы, и потребность в поиске самих ответов исчезнет?

«Чем меньше женщину мы любим…»

Прошло немало времени с тех пор, как в тиши райского сада прародители услышали Божье благословение множиться и наполнять землю. Несмотря на это есть люди, которые сознательно выбрали бездетность как одно из условий благоденствия. Кто-то пожертвовал всем ради карьерного роста, а кто-то просто решил не обременяться семейными узами и нежеланным родительством.

Иногда причиной одиночества является так и не наступившая встреча с тем единственным человеком на земле, вместе с которым быть «и в горе, и в радости» — за счастье. А если с детства уверен, что дети — плод любви в законном супружестве, а его все нет, то неужели есть повод отчаиваться? Разве ничего больше не имеет значения в этом огромном удивительном мире?

Одинокая женщина — явление распространенное и, к сожалению, умножающееся. Но христианство способно наполнить любую пустоту сокровенным смыслом, и женское призвание сможет проявить себя не только в ношении платья, помады, каблуков или младенца на руках.

Для поиска примера достаточно просто оглянуться вокруг. Рядом с нами живут «странные» люди, к примеру, одинокие учительницы или врачи, которые на вопрос, почему не сложилась их личная жизнь, без притворства ответят: стыдно было тратить время на себя. И в это нетрудно поверить, когда в темном переулке встречаешь врача-педиатра, спешащую на срочный вызов. Или замечаешь, как в доме напротив до утра не гаснет свет в окне учительницы литературы. А еще много одиноких женщин буквально живут при храмах — украшают их к праздникам, убирают после служб.

Наполненными любовью сердцами, с готовностью сострадать, успокаивать, заботиться на том месте, где были поставлены Богом, они зачастую светят другим, как маяки на берегу моря. Быть может, прожив незаметную жизнь, они отдали самое дорогое — свою душу на благо ближнего, так и не преуспев в чадородии. Но как обеднело бы общество без таких «блаженных»! Это и о них прекрасные стихи американской поэтессы Эмили Дикинсон. Получив нравственный ориентир, благодаря вере в Бога, она нисколько не тяготилась своим одиночеством, а скорее наоборот.

Если сердцу – хоть одному –

Не позволю разбиться –

Я не напрасно жила!

Если ношу на плечи приму,

Чтобы кто-то мог распрямиться,

Боль – хоть одну – уйму,

Одной умирающей птице

Верну частицу тепла –

Я не напрасно жила!

«Живи для других, только так ты обретешь покой», — советовал преподобный Алексей Зосимовский духовной дочери. Покой возможен там, где совесть не пребывает в смущении, где радостная улыбка миру исходит от благодушной уверенности: жить правильно — и есть счастье. В браке или чудаковатой отшельницей, главное — по совести.

У всех на виду

Но вернемся к чадородию и попробуем присмотреться: какие они — семьи, рискнувшие плодиться и размножаться столько, сколько Бог пошлет?

Нынешний уклад жизни подразумевает безостановочное стремление к комфорту, и вдруг находятся «юродивые», пренебрегающие отдыхом и тишиной. Непонятным фактом своего существования они задевали и продолжают задевать любопытствующий социум. Один вид уставшей неухоженной матери с потускневшими глазами в окружении сопливых ребятишек дает повод к злословию и пересудам. И поди докажи обратное…

Многодетным нелегко «держать марку» и постоянно пытаться соответствовать обычным семьям — в одежде, еде, образовании. Порой кажется, их мамы заражены комплексом «отличницы»: на пять с минусом — нельзя, только на пять с плюсом. Обязательно — музыкальная школа, бассейн и танцы. Обязательно — детские праздники с клоуном, а не без. Свою непохожесть компенсируют наличием в семье новомодных гаджетов и автотехники. Чтобы как у всех. Иначе опять заподозрят в попытке наплодить нищету. А там, где вера и любовь являются главными причинами умножения белобрысых макушек, финансы хромают, но все же чудесным образом покрывают нужды всех домочадцев.

Их жизнь с избытком наполнена событиями, эмоциями, горькими обидами и слезами радости, а быт однообразен и скучен: на плите — кастрюли-многолитражки с супом; в шкафу — сотни пар носков, и все разные; на повестке дня — найти бы виновного и допросить, куда подевалась щетка для обуви. Жизнь на повышенной скорости перенасыщена ежедневными вопросами самых маленьких членов — как, почему, когда и зачем. Вместе с тем медаль на шее из соленого теста с корявой гравировкой «Мама, ты луДшая» посвящает в особую касту неисправимых романтиков, которые, несомненно, стремятся к порядку в доме, но беспорядок, оставленный детской игрой, умиляет их гораздо больше.

Радостно, когда близкие и дальние родственники принимают участие в проблемах и нуждах многочисленного семейства. Но, как правило, именно бабушки, дедушки, тети и дяди лишний раз упрекнут при малейшем сбое в системе домоуправительства: «Вот видите! Мы же сто раз предупреждали!» А умиления и радости самому факту рождения еще одной внучки или племянника у «группы поддержки» так и не выпросить.

Многодетные родители страдают от того, что их концентрат любви приходится разбавлять вдвое, а то и вчетверо, и если бы детей было меньше, то концентрат обладал бы более высоким качеством. Правда, идут годы, и они убеждаются: плотность населения в детской умножает, а не делит родительское сердце. Наверное, этому предшествовал выгодный брачный контракт: и отец, и мать заранее согласились прозябать в «сумасшедших» условиях, между ними в главном вопросе чадородия были совет да любовь. Но ни для кого не секрет, что есть супружеские пары, эмоционально выгоревшие уже на втором ребенке. Или будущая половинка одного целого впервые переступила порог храма только на венчании, а потому недоумевает — зачем добровольно усложнять жизнь и так «спасаться», если можно спокойно жить-поживать да добра наживать?

Одна плоть, но не душа…

Из распахнутых окон беззаботного детства во двор доносились аккорды незатейливого шлягера: «Главней всего погода в доме, а все другое — суета…» Мы заигрались в «казаки-разбойники» и не успели оглянуться, как выросли, создали свои семьи и уже всерьез озадачены главным вопросом: как достичь единомыслия, сулящего тихую и благодатную погоду в доме? И есть ли необходимость в ясном солнышке и чистом небе для двоих, чей союз и так скреплен печатью в паспорте?

В последние годы семейная идиллия все больше напоминает зарисовку к басне Крылова «Лебедь, рак и щука», как только речь заходит о «планировании семьи». «Не дави на меня!» — уставший муж и слышать не хочет о желании супруги родить третьего, оправдываясь отсутствием достойной жилплощади или богатырского здоровья. Или наоборот, порадовать очередным наследником не спешит жена по своим, не менее «веским» причинам. Переступив порог храма, надеешься выдохнуть — здесь уж точно все обязанности четко прописаны в Вечной книге, и семейную лодку не раскачать глупыми вопросами.

К сожалению, и в воцерковленных семьях есть риск споткнуться о непонимание и боль. Женщина пропускает через себя все последствия грехопадения Евы: страдает токсикозом, схватками, маститами, выматывается бессонными ночами и нередко оказывается ни физически, ни душевно, ни нравственно не готовой нести этот подвиг в режиме «нон-стоп». «Есть женщины в русских селеньях», которые несут крест материнства легко и непринужденно, а что делать тем, кто унывает, а в «поддержку» — «смиряйся, спасайся, терпи»?

Признаться честно, на эти строки «вдохновило» знакомое семейство, вернее, его плачевное положение. На первый взгляд, милые интеллигентные люди, приятные собеседники, много лет в Церкви. Уже немолодая мама, опять беременная, носит грязное белье соседям — постирать в автоматической стиральной машине. Своей не нажили, так как отец после множественных попыток устроиться на работу не прижился ни в одном коллективе и изредка зарабатывает нехлебным трудом извозчика. В семье подрастают четверо детей, проживают в старом холодном доме частного сектора. Удобств нет. Отец оправдывает отсутствие воды и газа тем, что смысла нет рыть траншею и вести трубы от соседей, все равно последние времена не за горами. Тем не менее, уверен: жена должна смиряться и спасаться чадородием. «Вон, у прабабки было четырнадцать детей — и без удобств всех на ноги подняла», — оправдывает временами домостроя свое нежелание засучить рукава верующий муж. В глазах супруги — неизбывная тоска и молчаливое отчаяние. Судьбы женщин, принимающих тяжелые нейролептики и антидепрессанты, и, что невообразимо страшно, делающих втайне аборты, — наглядное пособие по плодам самоуверенной псевдодуховности. Вернее, о ее бесплодности в главном — любви. Когда жена боится и не хочет больше рожать детей и поэтому избегает близости, а брачное ложе вызывает у нее отвращение, то даже если это и произойдет, с каким настроем ей предстоит выносить, родить и воспитывать будущего ребёнка? Ведь слово «близость» также означает совпадение, единство мыслей, чувств, пожеланий двоих.

А с другой стороны, мы сами выбираем себе супругов, нас никто не неволит. Разводы, аборты, скандалы — не выход в случае разногласий. Если в трудную минуту мы оказываемся один на один со своей духовной слабостью и осознаем, что «не тянем» Божьи повеления о чадородии, то, может, не искать виноватых, а просто попросить у Бога прощения и помощи? А после, избежав взаимных обвинений, попробовать договориться друг со другом? Ведь никакие эксперты со стороны не могут быть советчиками, если женщина боится или не хочет иметь детей. Правильное решение ей подскажет только любящее женское сердце и понимание надежного друга. Не тирана, превратившего домашнюю церковь в гетто, где цитаты из Библии подменили заботу и нежность.

Святые отцы усматривали спасение людей в последние времена не в подвигах, а в терпеливом перенесении скорбей и искушений. И если брак — это союз любви, то в наших немощных силах не удваивать скорби, а стать одной плотью и взаимно помогать друг другу по мере наших сил. Как утешительно видеть мужчину, гуляющего под дождем с коляской, в то время как мама прилегла отдохнуть после бессонной ночи! Или читающего на ночь сказку детям, невзирая на усталость после тяжелого рабочего дня… В таком доме материнство становится «игом благим и бременем легким», а благодарность творит чудеса. И дети, желанные дети, смогут наполниться благозвучием семейной гармонии и развернуться всей душой навстречу миру — природе, музыке, поэзии, труду.

Дело рук моих исправи

Единым сердцем, быть может, супруги забьются по прошествии не двух и не десяти лет совместной жизни, а стать родителями посчастливится намного раньше. Не одолев и половины легендарного пуда соли, они приступают к самому главному испытанию для взрослых — детям. Оправдаемся ли на последнем Суде числом наследников, когда окажется, что испытание не прошло проверку на качество? Есть отрезвляющие, словно снег за пазуху, строки Виктора Астафьева, писателя-правдолюба: «Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети — счастье, дети — радость, дети — свет в окошке! Но дети — это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу — все наголо видать…» И, к сожалению, «наголо видать» нашу несостоятельность в обычной межчеловеческой любви. Мы можем всю жизнь исправно заботиться о потомстве: кормить, одевать, учить, заставлять ходить в храм молиться и прочее, но так и не задаться одним важным вопросом: а счастливы ли наши дети? Уютно ли им на одной территории с родителями, воспринимают ли они дом как островок покоя, защищенности, взаимоуважения и доброжелательства в этом безумном мире?

Несмотря на все эксперименты, ошибки и подзатыльники родительского становления, детские душевные шрамы заживляет уверенность в собственной желанности в жизни родителей, в их безусловной любви. По мнению врачей, еще в материнской утробе непостижимым образом младенец знает, с какими чувствами его ждут или не ждут после рождения. Взрослея, он станет бережно собирать в рюкзачок воспоминаний истории о папиных переживаниях под окнами роддома и маминых слезах радости, когда он появился на свет. Хранимые родителями первый локон, зуб, дневник, букварь звякнут сокровищем на дне его рюкзака. И пойдет он с ним за плечами счастливый и уверенный дальше. А от того, чем напитали его детство близкие, зависит, удержится ребенок в Церкви по мере взросления или, издерганный и затюканный, просто пройдет мимо.

* * *

Тема планирования семьи мгновенно рисует в нашем воображении «специально подготовленных» работников здравоохранения, мечтающих обезопасить каждого будущего родителя от лишних хлопот. И действительно: дети, дом, быт — эти спутники семейного счастья без взаимопонимания супругов становятся просто симптомами тяжелой болезни, побочными эффектами неправильной семейной жизни. Но в Церкви ответственное супружество и родительство всегда будут оставаться в чести.

Думаю, когда придет час нашего последнего испытания, Господь будет смотреть не на количество и качество нашего потомства, а на уровень любви в наших сердцах. Без любви невозможно состояться супругам и родителям. Без нее нет смысла в чадородии. И все недоумения на этот счет разрешаются только любовью, потому, наверное, что потрясающий дар — детей — дает нам сама Любовь.

Журнал «Фамилия»

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жена священника, многодетная мама, журналист

Другие статьи автора
новые старые популярные

Спорая тема «рожать сколько Бог даст». Кесарево сразу ставит ограничения, потому что и перерыв должен быть не меньше двух лет, и не факт что после кс можно будет рожать самостоятельно, а кесаревых максимум, вроде, четыре. И это только частный случай. Есть еще здоровье родителей и уже рожденных детей, которое может потребовать остановиться в приумножении семьи, и финансы, и потом… ведь те, кто в прежние времена рожал детей сколько получается, не относился к ним так, да это и не требовалось — чтобы и музыкалка, и десять развивашек, и тд и тп. Может, я ошибаюсь, но думаю, что во времена домостроя дети… Читать далее »

О.Павел Великанов опубликовал на Милосердии.ру статью «Мы искусственно создаем и романтизируем культ многодетности». Там рассматривается и то, о чем вы говорите

svetlana_

Спасибо за ссылку, исключительно здравая статья для православного священника.

Наш настоятель тоже всегда призывает прихожан ответственно относиться к планированию семьи и разумно оценивать свои силы и силы других членов семьи. Но радует, что священники об этом стали не только говорить на исповедях и в беседах, но и писать для широкого круга верующих.

Я работаю врачом, детей не хочу, это моё решения. Я не понимаю, почему я должна перед кем-то там оправдываться за деторождение, это моё решение. Моя сестра замужем за священником, 5 детей, я от них никогда слова плохого не слышала в свой адрес, в отличие от некоторых, которые считают, что имеют право лезть в жизнь другого и судить. Наука-это моя жизнь. В то же время я благодарна священнику нашей церкви, который сказал слова из Библии » Лучше бездетность с добродетелью: ибо память о ней бессмертна; она признается и у Бога и у людей. 2 Когда она присуща, ей подражают, а когда… Читать далее »

katapitasma

С «Милосердия» статью о.Павла Великанова уже удалили, да еще и извинились, многодетные обиделись… Это о чём-то говорит?
Не хочет народ честного разговора о проблеме, другое дело пафоса напустить да умиляться картинке. А статья хорошая!
«Знаете, я смотрю на наши многодетные семьи, с которыми мне приходится работать, сталкиваться на приходе, а ведь среди них очень мало тех, на которых мне хотелось бы кого-то ориентировать. Их единицы.»

svetlana_

Действительно, статью удалили. Позорище, да и только.

«Но дело их не пропало даром». Статья о.Павла (правда, под другим названием) появилась вчера на Правмире, а вместе с ней еще несколько статей на эту же тему.

Dasha76

Я тоже думаю, что многодетность-это очень тяжело. Не все могут выдержать. У меня 2 ребенка, и то муж постоянно возмущается, что это очень много. Это при том, что старший уже самостоятельный, реально хлопоты только с одним. Многие мужчины не хотят много работать, помогать дома. Женщина сама не может это все потянуть.

Dasha76

Многие на второго не могут решиться, у многих маленькие квартиры, небольшие доходы, и никаких перспектив.

Так красиво написано, слов нет. Только вот в жизни всё гораздо интереснее. Работаю в православной школе. Сами понимаете, многодетных родителей достаточно. И я сейчас не о вытертых носах и заштопанных колготках- это частности. Один пример приведу, одну семью. Многодетные, воцерковлённые родители. Старший сын в 5 классе, за ним еще четверо. На Литургии мама с папой благочестиво молятся. За младшими смотрит старший. А младшие- ну один наглей другого! Любимое дело-постараться вылезти на амвон, а еще лучше- пробраться в алтарь. Могут и на раку с мощами вскарабкаться. Нормально, да? Родители — ноль, старший со слезами умоляет младших не баловаться, все прихожане ловят… Читать далее »

Прилизанная статья, одни красивые и общие фразы. У меня трое, старшей 5 лет, все появились «как Бог даст». От очень многого я в своей жизни отказалась, и скажу только одно- мне повезло с мужем, поэтому я ещё в здравом уме. Нагрузка периодически сверхпредельная, т к помощи у нас нет вообще и денег на нянь тоже нет. Поэтому кроме собачьей усталости ещё постоянное чувство вины, что мало уделяю детям внимания, что злюсь и раздражаюсь на них. Я очень люблю своих детей, я рада, что они у меня есть, но теперь мы предохраняемся. А то что происходит сейчас с темой многодетности и… Читать далее »

Сегодня на Правмире появилась еще одна статься о.Павла «Незаметная ловушка многодетности, или о нелюбовной дискуссии вокруг любви». По-моему, в ней он расставил все точки над «и»

kasablanca

И статья о. Александра Ильяшенкова — не хочешь рожать и воздерживаться, то и не причащайся. Тоже все конкретно и по местам.

Я христианка и верю в Благого и Мудрого Бога, который создал человека от избытка любви, а не для выполнения утилитарных функций по освоению земельных ресурсов. А идея брака как детородного конвейера, а не как возможности для любящих супругов становиться единой плотью (постоянно, вне зависимости от возможности/желания/количества) иметь детей даже по человеческим меркам не дотягивает ни до доброты, ни до мудрости.

svetlana_

Глупость имеет место быть (с). Но умнее и православнее она от того не становится.

kasablanca

Господа, а минусы мне, или отцу Александру? Я всего лишь сделала анонс новой статьи на портале «Православие и мир».
Речь о том, что это бесконечная полемика. И всегда будет приблизительно 50/50 — одни пастыри будут категорически против предохранения, другие будут снисходительны. И аргументы каждого будут основываться на Писании, и каждый будет убедителен.

Что лишний раз поддтверждает, что священники такие же слабые и грешные люди, как и миряне, и при решении таких важных вопросов как выбор жизненного поприща, создание семьи, рождение детей нельзя перекладывать ответственность на духовника. Господь дал нам разум как драгоценный талант, и нам самим придется отвечать перед Ним, если мы зарывали этот талант в землю, потому, что «боялись Его, ибо Он — человек жестокий» и предпочитали слепо вверять свою судьбу и судьбу своих близких батюшкам или веяниям «православной моды». И слабым утешением будет то, что Господь спросит и с пастырей, которые возлагали на паству «непосильное ярмо, а сами пальцем не… Читать далее »

Минусы статье отца Александра)

Статья о. Александра Ильяшенко выглядела бы лучше, если б он не подтасовывал цитаты. Сюжет про юношу, который отшел с печалью, не убеждает — Христос сказал ему исполняй заповеди, а имение отдай, если хочешь быть совершенным. Ну и требование не причащаться тем, кто предохраняется, просто удалит с приходов все зрелое население, останутся бабули и младенцы

kasablanca

Еще хуже, когда начнут рожать через силу, по долгу. В пастве сначала надо взрастить искреннюю любовь к Богу, к ближнему, уметь радоваться и за все благодарить. Это не пустые слова. Это сложно, иногда целая жизнь на это уходит. И тогда такой человек и сам, без угроз духовника начнет радоваться младенчику в доме, не понимать «ну как мы жили без Машеньки?».
А когда человеку, слепому котенку, нелюбленному, не любящему, не очень понимающему слова Евангелия сразу с порога кидается: «Или рожай, или воздерживайся, голову покрывай, брюк не носи», — то начинается ролевая игра «православная семья» иногда с горьким исходом.

Призывать больше рожать стоит, на мой взгляд, когда есть нормальная социальная сфера, а не когда финансирование медпомощи матерям и детям сокращается, хотя куда его дальше сокращать?

kasablanca

Открыла для себя статьи Лидии Сиделевой. Здесь про все, но в данном случае можно и про многодетность, про тех, на кого давит чувство вины за счастье в маленькой семье, в то время как «космические корабли бороздят просторы вселенной», т.е. многодетный совершают подвиг. «совсем другое – в удовлетворение собственной ущемлённой гордости отказываться от своего пусть маленького и неказистого, но Богом данного креста, и кидаться выхватывать у других их кресты , на первых же шагах быть придавленной этой непосильной ношей и скончаться в муках. Горе от ума! Недавно я рассказала батюшке про набор стереотипов, которые я называю «православные девочки так себя не… Читать далее »

О.Павел в последней статье высказался даже еще немного резче, назвав желание самочинных подвигов православным «шантажом Бога»: я же Тебе доверился, вот теперь и разгребай все последствия. И напоминает слова Иисуса про то, что разумный человек прежде, чем строить башню или идти на войну с 10 тысячими против противника с 20-тью, сначала подумает по силам ли ему это, и если нет, не станет ввязываться в авантюры. Но многие православные, как миряне, так и священники, подобного рода неразумность или авантюризм часто представляют как настоящий подвиг веры, а трезвое и смиренное принятие своих возможностей называют малодушием, а то и отступничеством. Поэтому и важно… Читать далее »

Обеими руками подпишусь. Своей головой думать следует в первую очередь. А вся эта полемика по поводу кому и сколько рожать, вообще видится мне не очень приличной. По какому праву церковь залезает в супружескую постель? это дело двоих, и в крайнем случае может касаться духовного отца, если к нему обратились за советом. А вот так всем в качестве обязанности велеть рожать как можно больше, а иначе «неправославно» — это дискредитирует в первую очередь такую «православность» и тех священников, которые берутся такие рекомендации раздавать

Yllianna

Я думаю, это вопрос доверия к Богу. У нас пятеро, я не горжусь и не думаю, что сделала что-то спасительное. Спасаются добродетелями, а не детьми, да и цитата, указанная в статье, неполная. Спасется жена чадородием, если пребудет в святости и любви с милосердием, кажется, так полностью звучит. Легко понять, что если жена пребудет в святости и любви с милосердием, то и без чадородия спасется, пожалуй. Я родила детей, потому что чувствовала призвание к этому, трудности готова бвла преодолевать, хотя их оказалось больше, чем мне думалось. Как и в любой работе, я могла наделать ошибок и, возможно, наделала. Работа над собой… Читать далее »

dinkaborisova

Ну так о том и речь! Каждый в праве сам решать сколько детей ему зачать. Есть такие женщины- мамочки-мамочки, и славно. Но, вот у меня тоже четверо…а я не хотела никогда, я сама без матери выросла, юность проблемная была, здоровье и физическое и психическое слабое. Но, 20 лет назад пришла в Церковь, сказали рожать: предохраняться нельзя, детей Бог дает. В итоге нищета, нервное истощение, с мужем чуть не развелись, последний ребенок не совсем здоров. Сейчас уже все, конечно, получше, по милости Божией. Но все равно, вижу, что не справилась я…и ругаю себя, что поверила православным стереотипам. Тем более, что это… Читать далее »

Похожие статьи