Вряд ли в русской литературе найдется другая поэтесса, которая так хотела быть любимой и выразила эту отчаянную жажду любви в гениальных стихах. Правда, она не любила термин «поэтесса» и предпочитала называть себя поэтом.

Марина Цветаева: романтизм и трагедия, мятежность и высота духа, ранимость и жестокость, своеволие и безудержная нежность…. Ее поэзия — как сон наяву. Одна половина ее стихотворений написана на краю пропасти и тянет за собой в бездну, другая — возносит к небесам.

Ее мать, Мария Александровна Мейн, ждала мальчика и даже выбрала ему имя: Александр, в честь своего отца, почетного гражданина Москвы Александра Даниловича Мейна. А родилась девочка, которой суждено было проложить свой неповторимый путь в русской литературе.

Марина была дочерью профессора Ивана Владимировича Цветаева, основавшего и подарившего Москве знаменитый Музей изящных искусств имени императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).

Ее поэтический дар, оказавшийся безмерным, проявился очень рано. «Маленькая моя Муся все складывает слова в рифмы, наверное, будет поэт», — записывала мать в дневнике. Но предпочитала не давать ей бумагу для стихов, а учить музыке, будучи сама прекрасной пианисткой.

Музыкальная карьера Марии Александровны не состоялась, так как выступать на сцене в дворянских семьях считалось неприличным. «От матери я унаследовала Музыку, Романтизм и Германию. Просто — Музыку. Всю себя», — говорила Марина.

Юная Цветаева посещала известную в то время музыкальную школу Зограф-Плаксиной в Мерзляковском переулке (ныне в этом здании расположено училище при Московской консерватории), а с семи лет уже участвовала в школьных концертах и проявляла незаурядные способности.

После ранней смерти матери от чахотки в 1906 году занятия музыкой прекратились. Но знание музыки, ее понимание, создание музыки в стихах — сохранились на всю жизнь: «Всю классику мы, выросши, узнавали, как «мамино» — «это мама играла…» Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен, Григ… Под их звуки мы уходили в сон», — вспоминала младшая сестра Марины Анастасия (Ася), родившаяся двумя годами позже — в 1894 году, — и ставшая старейшей писательницей России.

Мучительную боль от потери матери Цветаева испытывала всю жизнь. Мария Александровна ей часто снилась. Из всех видов общения Марина Цветаева предпочитала «потусторонний: сон: видеть во сне», а потом уже переписку. Неслучайно крестным отцом своего сына Георгия (Мура), родившегося 1 февраля 1925 года в Чехии, она назвала писателя Алексея Ремизова, на протяжении многих лет записывавшего свои сны.

Ее восприятие сна совпадало с поэтами-романтиками: сон — прообраз потустороннего мира, где живут и общаются души. Связь через сны — самая близкая. Марине не снились сны — она сама их «снила». «Вся моя жизнь — сон о жизни, а не жизнь», — говорила она. Вот как приснилась ей мать в 1909 году: «Мы встретились с ней на одной из шумных улиц Парижа. Я шла с Асей. Мама была как всегда, как за год до смерти — немножко бледная, с слишком темными глазами, улыбающаяся. …

Я так рада была встретить ее именно в Париже, где особенно грустно быть всегда одной. «О мама! — говорила я, — когда я смотрю на Елисейские поля, мне так грустно, так грустно». И рукой как будто загораживаюсь от солнца, а на самом деле не хотела, чтобы Ася увидела мои слезы. … «Какая ты, мама, красивая! — в восторге говорила я, — как жаль, что я не на тебя похожа, а на … хотела сказать «папу», но побоялась, что мама обидится, и докончила: «неизвестно кого»! Я так горжусь тобой». … «Мама, сделай так, чтобы мы встретились с тобой на улице, хоть на минутку, ну мама же!» — «Этого нельзя, — грустно ответила она, — но если иногда увидишь что-то хорошее, странное на улице или дома, — помни, что это я или от меня!»

Подспудно всю жизнь Марину захлестывала бессознательная тяга к смерти — она жаждала встретиться наконец с матерью. После такой матери Цветаевой оставалось только одно: стать поэтом.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон

Марина Цветаева и Сергей Эфрон

…Огромные, «венецианские» глаза в пол-лица. Аквамарин и хризопраз. Узкое лицо, черные густые волосы. Встретив этого необыкновенно красивого юношу на пляже в Коктебеле, где Марина гостила у поэта Максимилиана Волошина, она загадала: «Если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж».

Крупный розовый сердолик был найден и подарен, и в январе 1912 года состоялась свадьба Марины и Сергея Эфрона. От этой всепоглощающей любви Марина расцвела и стала просто красавицей — тонкая, стройная, с золотыми вьющимися волосами, глазами цвета спелого зеленого винограда и нежным румянцем на щеках.

«Я с вызовом ношу его кольцо. — Да, в Вечности — жена, не на бумаге!» — писала она в стихах, посвященных мужу. Он был сиротой, так же как и Марина, — в Париже его мать, известная революционерка-народоволка Елизавета Дурново-Эфрон, повесилась, не пережив нечаянного самоубийства младшего сына.

Для Марины Сергей прежде всего был «мальчиком без матери». Наверное, подсознательно она хотела заменить ему мать, во всяком случае, в их семье Марина была ведущей, и в ее любви было много материнской заботы. Сергей ее боготворил и предоставлял ей полную свободу — так, что Марина вела прежний образ жизни и, по собственным словам, не чувствовала себя замужней женщиной. В том же году у них родилась дочь, которую Марина, вопреки желанию мужа, назвала мифологическим именем Ариадна. «Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью», — говорила Цветаева.

Аля росла необыкновенной девочкой — писала стихи, вела дневники, поражающие своей недетской глубиной. У нее были такие же «венецианские» глаза, как у отца. «Моя домашний гений», — называла ее Марина. Если в детстве главным человеком для Али была мать, то, повзрослев, уже в эмиграции, она отойдет от нее и сблизится с отцом. Разделит его любовь к Советской России и первой из семьи вернется из Франции на Родину — себе на погибель…

… Они встретились в доме у поэтессы Аделаиды Герцык. Стояла осень 1914 года. Марине исполнилось 22 года, поэтессе Софии Парнок, сразу же поразившей воображение Цветаевой, — 29. Чувство к «незнакомке с челом Бетховена» вспыхнуло у Марины внезапно, с первого взгляда. «В оны дни ты мне была, как мать», — писала Марина Цветаева в одном из стихотворений цикла «Подруга», посвященного Парнок.

Может быть, в этом ощущении материнского тепла, которого так не хватало Цветаевой, — загадка быстрого сближения Марины и Сони? А может быть, Парнок удалось разбудить в Цветаевой женщину — то, чего, видимо, в полной мере не удалось Сергею Эфрону? «Не ты, о юный, расколдовал ее», — писала Соня Сергею, к которому очень ревновала Цветаеву.

Марина разрывалась между любовью к Соне и любовью к мужу и никак не могла определиться — слишком сильна была захватившая ее страсть. Чтобы не мешать жене, деликатный Сергей попросту устранился — ушел на войну санитаром в санитарном поезде.

«Сережу я люблю на всю жизнь, он мне родной, никогда и никуда от него не уйду, — писала Марина сестре Сергея Елизавете Эфрон. — Пишу ему то каждый день, то через день, он знает всю мою жизнь, только о самом грустном я стараюсь писать реже. На сердце — вечная тяжесть. С ней засыпаю и просыпаюсь. Соня меня очень любит, и я ее люблю — и это вечно, и от нее я не смогу уйти. Разорванность от дней, которые надо делить, сердце все совмещает. … Не могу делать больно и не могу не делать».

Роман продолжался два года, а в 1916 году подруги расстались — у Парнок появилась новая любовь. Это очень больно ранило Марину. Об отношениях с Парнок Цветаева говорила как о первой катастрофе в своей жизни. «Видела во сне С. Я. Парнок, о которой не думаю никогда и о смерти которой не пожалела ни секунды, — просто — тогда все чисто выгорело — словом, ее, с глупой подругой и очень наивными стихами, от которых — подруги и стихов — я ушла в какой-то вагон III класса и даже — четвертого», — записала она в дневнике. Лукавила ли Марина — трудно сказать…

София Яковлевна Парнок в юности

София Яковлевна Парнок в юности

В революцию Эфрон занял сторону белых и уехал воевать на Дон к генералу Корнилову. Четыре года Цветаева ничего не знала о судьбе мужа: «Я не знаю, жив ли, нет ли тот, кто мне дороже сердца». Она буквально «закаменела» от счастья, когда писатель Илья Эренбург нашел Сергея за границей и передал Марине письмо от него. Решение возникло сразу и бесповоротно: ехать к нему! Марина и Сергей встретились на вокзале в Берлине. Они стояли, намертво обнявшись и вытирая друг другу слезы, катившиеся по лицу…

Из Берлина семья переехала в Чехию, где Эфрон учился в Пражском университете, и там у Марины случилась большая любовь с Константином Родзевичем, другом Сергея. Чувство, захватившее Цветаеву, было настолько сильным, что единственный раз в жизни Марина подумала о том, чтобы уйти из семьи, но все же не сделала этого. Сгорая от любви, она написала свои потрясающие «Поэму Горы» и «Поэму конца», занявшие свое место среди шедевров мировой любовной лирики.

Это, наверное, был тот случай, когда в любви Цветаевой соединилось и небесное, и земное. Сны Марины о Родзевиче нам неизвестны — все происходило наяву, по накалу страсти затмевая самые смелые сны, — зато известны письма к нему, составившие целую книгу. Родзевича Сергей Эфрон называл «маленьким Казановой», но Цветаева этого не видела, ослепленная своим пылким поэтическим воображением. А Родзевич ее стихов не понимал и не ценил…

«Марина рвется к смерти. Земля давно ушла из-под ее ног, — писал Сергей Эфрон Максимилиану Волошину. — Она об этом говорит непрерывно… Она вернулась. Все ее мысли с другим… Сейчас живет стихами к нему. По отношению ко мне слепость абсолютная. Я одновременно и спасательный круг, и жернов на шее. … Жизнь моя сплошная пытка. Тягостное одиночество вдвоем»…

Еще в 1933 году во Франции, где обосновалась семья, и где Эфрон, став секретным агентом ОГПУ, занялся работой в «Союзе возвращения на родину», надеясь заслужить прощение у советской власти, Марина записала по-французски: «Мне часто снится, что я себя убиваю. Стало быть, я хочу быть убитой, этого хочет мое скрытое я, мне самой незнакомое, только в снах узнаваемое, вновь и вновь познаваемое. Единственное истинное, мое старшее, мое вечное я».

16 июня 1939 года Марина Цветаева с сыном навсегда покинула Францию и уехала в Советский Союз. Она предчувствовала: ее ждет катастрофа, гибель, но сделать ничего не могла. Поехала за мужем и дочерью, испытывая ощущение обреченности и покорности судьбе. В свое время она обещала Сергею, что будет «ходить за ним, как собака». Так и поехала…

Перед отъездом ей приснился страшный сон: «Иду вверх по узкой горной тропинке — ландшафт Святой Елены — слева пропасть, справа отвес скалы. Разойтись — негде. Навстречу — сверху — лев. Огромный. С огромным — даже для льва — лицом. Крещу трижды. Лев — дальше. Навстречу — верблюд — двугорбый. Тоже больше человеческого (верблюжьего) роста. … Крещу трижды. Верблюд — перешагивает (я — под сводом: шатра: живота). Иду дальше. Навстречу — лошадь. Она непременно собьет, ибо летит во весь опор. Крещу трижды. И — лошадь несется по воздуху — надо мной: любуюсь изяществом воздушного бега. И — дорога на тот свет. Лежу на спине, лечу ногами вперед — голова отрывается. … Несусь — неудержимо: с чувством страшной тоски и окончательного прощания. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара и страстно — и безнадежно! — за него держусь, зная, что очередной круг будет — вселенная: та полная пустота, которой так боялась в жизни: на качелях, в лифте, на море, внутри себя»…

Семья после рождения сына Георгия, Вшеноpы 1925

Семья после рождения сына Георгия, Вшеноpы 1925

С началом войны она долго не решалась уехать в эвакуацию, несколько раз меняла решения, колебалась, но все же уехала — пароходом с Северного речного вокзала. В Елабуге их с сыном поселили в деревенской избе Бродельщиковых. Работы не было. Марина успела съездить в соседний город Чистополь, намереваясь перебраться туда, и оставила заявление: «Прошу принять меня в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда».

Однажды сын крикнул ей в пылу спора: «Кого-нибудь из нас вынесут отсюда вперед ногами!» Марина не забыла этих слов. Не нищета ее сломила, нет, не жизненные трудности — она влачила тяжкое существование с 1917 года, пережила смерть второй дочери Ирины от голода, в кунцевском детском приюте, арест Али, Сергея и сестры Аси, жила тяжело, трудно, в нищете, в беспросветном, изматывающем быте — а животный страх за судьбу сына: вдруг он решится на необратимый поступок и уйдет из жизни раньше нее?

Марина понимала: сыну необходима свобода, но отпустить его она не могла. Своей неистовой, исступленной любовью она почти задавила его. Так бывает: залюбливают до смерти. И чтобы этого не случилось, она набросила на себя петлю, воспользовавшись тем, что в избе никого не было… Пусть сын живет! Но Муру оставалось жить недолго — он погиб на фронте девятнадцатилетним.

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить…», — это последние слова Марины Цветаевой, написанные сыну. Трагедия произошла 31 августа 1941 года. А через несколько месяцев был расстрелян Сергей Эфрон. Говорили, что это сделал лично Берия. Сбылось предсказание Марины: «Так вдвоем и канем в ночь: Одноколыбельники». Она вообще многое предсказывала и о многом знала заранее. И свой трагический конец предчувствовала давно…

Хотя отпевание самоубийц в православии запрещено, в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Марины Цветаевой, которое состоялось в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот. На вопрос: «Что позволило сделать исключение для Цветаевой?» — патриарх ответил: «Любовь народная».

Заглавное фото художественный фильм «Зеркала» о жизни и творчестве Марины Цветаевой

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, поэтесса, журналист. Член Союза писателей России. Автор 13 книг стихов и прозы и нескольких тысяч публикаций в СМИ. Мать троих детей, хозяйка домашнего очага.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Гостья

Потрясающая статья.. Мало знаю о жизни Марины Цветаевой. В прошлом году,в Петербурге, на экскурсии, нам показали памятник, где Цветаева в пол оборота смотрит на тюрьму 12 Крестов. Это поразило сильно…

Евгения

Это не Цветаева, а Анна Ахматова. Другая судьба, другие страдания…

Olya

Тюрьма называется Кресты.

Riva

Спасибо за статью. Цветаева — любимая моя поэтесса… то есть любимый поэт. В юности буквально пьяная ходила от ее стихов, был такой период. Недавно, читая здесь же, на матронах, статью о ее сестре Анастасии, которая очень строго воспитывала своих внуков, подумалось, что Анастасия просто перестраховывалась, помня о бурном темпераменте и трагической судьбе Марины, которой мало кто что мог запретить. Даа, было бы где развернуться психологам, если бы сестры Цветаевы попали к ним на прием…

olgayeriomenko

У них была строгая неласковая мама (ну времена тогда были такими), а потом и вообще росли сенстры без матери, отец своими делами занят был, дети в гимназии, в пансионах за границей . Кстати, в молодости и в зрелости Анастасия была убежденной атеисткой, и начудить успела, тоже замуж шла беременной в 17 лет (а в то время в тех кругах это был нонсенс).
Но мое мнение, что не надо Марине на прием. Гениальность не терпит оценок, рихтовок.

Riva

Да мне бы тоже меньше всего хотелось бы, чтобы Цветаеву "вылечили". Просто сейчас ну очень модная штука — психология. Куда ни сунься — везде она. Приходят в голову подобные мысли))

Мария Мышкина

Для нас Цветаева гениальна при всех своих особенностях. Очень ее люблю. Но если бы ей самой стало легче от приема психолога, было бы неплохо.

Елена

упомянутый памятник в Петербурге — Ахматовой. Так она сама завещала в стихах А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем — не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Она имела в виду тюрьму, где находился ее сын — Лев Гумилев. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверь… Читать далее »

Гостья

да да, я поняла уже что ошиблась…:( спасибо, что поправили.

Юлия

Дааа … Может быть, как поэт Цветаева и хороша, но вот в чисто моральном плане жизнь её оставляет желать лучшего. Изменяла мужу сначала с женщиной … фу-фу-фу … И грех страшный. Потом — с его же другом. Бедный муж, надо сказать. К тому же не стоит забывать её троих детей, которым тоже маминой любви досталось не так уж и много, особенно средней Ирине, которую Цветаева не особо любила. А итог — вообще самоубийство. Жутковатая жизненная история.

ККК

Вы бы выводы делали, основываясь не на статье (хоть и хорошей), а почитав хоть саму Цветаеву, хоть мемуары. И как поэт Цветаева "не может быть и хороша", а гениальна! Про детей вы вообще не в теме. Ваш комментарий напомнил песенку в Трех мушкетерах- "И судит гения любой простак!"

Ксания

Я читала ее стихи. Очень охотно читала, пока не стала интересоваться судьбой их автора более подробно. А в последнее время — как отрезало, не могу и не хочу. Мне стала неприятна эта упоительная тяга к смерти. Чем больше вчитываешься, тем больше похоже на какое-то нездоровье. Еще очень показательным моментом в жизни того поколения для меня является война. Об этом эпизоде с заявлением нам наша преподаватель русского тоже рассказывала со слезами на глазах (она у нас вообще очень трепетно относилась ко всем "поэтам-страдальцам"). А я — сельский житель, слушала и не понимала: " Почему мне чувствуется во всей этой ситуации фальшь?"… Читать далее »

Мисс Петтигрю

Вот и у меня такие же чувства — в юности читала, охотно читала, нравилось… А, когда прочла биографию более подробно, не школьную, воспоминания о Цветаевой, переписку, мне стало казаться, что вся ее жизнь была позой, как будто она не жила, а кого-то играла, смотрела, как она выглядит со стороны. Да и с возрастом наверное, действительно понимаю "из какого сора растут стихи, не ведая стыда". Недавно прочла биографию Льва Гумилева, о его отношениях с матерью, его реакции на "Реквием" и что-то как отрезало, не могу и Ахматовой стихов больше читать.

ККК

Сельскому жителю трудно понять страдания талантливого городского поэта у которого "детство было лучше сказки", но это проблемы сельского жителя. Талантливый поэт тем и замечателен, что каждый видет, то что ему видится- вы тягу к смерти, я упоение жизнью, даже страсть к жизни. Только надо отдавать себе отчет, что если не понимаете автора, то это не он нездоров, а вы не готовы. А вообще дорогой редакции как-то осторожнее авторов к обсуждению выбирать что ли… Статья-то очень хороша, а вот аудитория не готова. Мерять человека другой среды, другой судьбы, воспитания, эпохи наконец, мерилом сельских женщин (при всем к ним уважении) пахавших от… Читать далее »

Riva

"А вообще дорогой редакции как-то осторожнее авторов к обсуждению выбирать что ли… Статья-то очень хороша, а вот аудитория не готова"
Во! Точно! Спектакль был замечательный, а вот публика никуда не годилась, как сказал, кажется, Оскар Уайльд.

Другой публики у редакции для вас нет )))

Riva

Так я тоже — ваша публика)))

olgayeriomenko

Мне кажется, что наоборот, так лучше для портала: останутся самые стойкие 🙂

Ксания

Ну как Вам сказать… Можно, конечно, "прочесать всех под одну гребенку". Не близка человеке-жизнелюбу позиция депрессивной вечной девочки — это все "от неправильного происхождения". Ничего, что у "сельской жительницы" родственник-дворяне, два высших образования, преподавательский стаж и чтение мировой классики в оригинале в "анамнезе" 🙂 Главное, не столичные мы, происхождение не то 🙂 Можно талантливо сплетать слова, можно превосходно владеть родным и неродным языками…. Но и в стихах, и в прозе художественного произведения для меня всегда главным остается не форма, а смысл. Если мне смысл не близок, то гениальность формы для меня ничего не изменит. Да, мы — сельские жители, более… Читать далее »

имечко

Да, гении тоже могут не нравится, вот так вот. Мне не нравится Толстой, хоть и гений. И вообще, я быстро остываю к людям, которые на алтарь гениальности клали судьбы своих близких…Гениальность на крови, так сказать.
Да, и талант — это еще не все. Менгеле был талантлив, и доктор Геворкян тоже…

Ксания

Да, кстати, а хлебушек Ваша Цветаева в войну кушать изволили? Или Вы думаете, что для фронта хлеб выращивали простые деревенские женщины, а для страдающей русской интеллигенции он с неба падал, по отдельной разнарядке?
Вы удивитесь, о КАКИХ людях мне расказывала бабушка. Как из военных голодных городов бежали умнейшие и порядочнейшие люди, и как они, не чинясь и не рядясь, вставали в поле бок-о-юбок с хозяевами, приютившмми их в лихое время. Да чего далеко ходить, владыка Лука (профессор Войно-Ясенецкий) тоже не в столичных клиниках оперировал.
Но, конечно, были и такие, что больше всех жалели себя.

имечко

Владыка Лука- один из моих любимейших, еще до канонизации! Вот где польза от таланта была!
Стихи, каковы они ни были, не все читали в голодное военное время, а вот лечиться всем надо было.

olgayeriomenko

Не нашлось, чтобы за работу еще и платили. Мур от случая к случаю занимался "черной" работой, но, там парней приглашали.
Но я Вас понимаю. Мне не понятно, почему, приехав к мужу после разлуки и ожидая его в Берлине надо крутить романы. Сына ее доводило до отчаяния, что никто не знал, кто его биологический отец. Цветаева говорила, что это не важно.
Не понимаю, но стараюсь не судить, хотя это сложно.

Мария Мышкина

Гениальность часто рука об руку с патологией. Или, скажу мягче, с особой страстностью натуры, чувствительной нервной системой. Вот и восхищаемся стихами и вздыхаем над судьбой гения. Закономерно.

Zeru

Я не скажу ничего про саму Марину Цветаеву, так как абсолютно не разбираюсь в поэзии и вряд ли когда-то буду. Но я всё же считаю, что двойных стандартов тут быть не должно – либо мы ВСЕМ людям одинаково прощаем их грехи и снисходительно относимся к их слабостям, либо НИКОМУ из них. А то у нас как-то перед высоко одарёнными людьми и "звёздами" настолько принято благоговеть, что формируется лицемерная позиция: "Как вы смеете о нём так говорить, вы что, не понимаете? Он же ГЕНИЙ!!!". Да не, я всё понимаю. Гениальность часто сопряжена с целым рядом негативных проявлений личности: ассоциальностью, неуживчивостью, аморальностью,… Читать далее »

ККК

Не надо никого судить- это правильно! Особенно не стоит судить человека, попавшего из "сказки" в жернова истории, такие жернова, что не дай Бог никому. Не понимаете поэзии, но обвинили гениев, чуть ли не в психопатии. А чо, вы то здоровы, сыты, близкие в безопасности- мона пылая праведном гневом оттоптаться на гении ( с чьих то слов, вам то его гениальность ни разу не понятна и не трогает) и ощутить себя таким праведником, таким мими, не то что там какие-то "ахматовы с цветаевами и прочие блоки с мандельштмами". Мещанство это, в самом его махровом пошло холопском проявлении. Или ниц падать или… Читать далее »

Zeru

Сколько патетики, сколько эмоций… Вы случайно сами не из этих самых, ну… с такой-то тонкой-то душевной организацией? )
Вы уж извините нас, конечно, что мы тут со своим свинным рылом в ваш калашный ряд! Но этот сайт всё же и для черни тоже, а не только для изысканной аристократии. Так что хотя из этой ветки вы и можете удалиться, но всё же не обессудьте, что мы своими холопскими лаптями не только здесь, но и в других топиках тоже паркет попортили. Мы же ахматовых с мандельштамами не читали, так что с нас взять, в самом деле? )

Татьяна1233

Так почитайте.

Zeru

Мне много чего ещё есть почитать, спасибо. И без поэтов серебрянного века книжные шкафы дома ломятся.

Татьяна123

Вообще-то "ахматовых с мандельштамами" в школе проходят.

Zeru

И… что дальше? Я правильно понимаю, что вы любите на досуге перечитывать школьные учебники, а потому и другим рекомендуете?

Татьяна123

завидуете гениям?

Zeru

Так это вы читая великих поэтов научились переходить на личности? Вот и вся цена вашим мандельштамам, оказывается… 😉
Я, например, очень хорошо разбираюсь в классической музыке. Но мне почему-то и в голову не приходит поучать других людей, что им надо слушать, чтобы заслужить звание культурного и/или образованного человека. И тем более, использовать чьё-то отсутствие интереса к классике как аргумент в споре. Впрочем, см. мой первый абзац.

имечко

Знаете, а я вот как раз из тех, кто "Читал, и осуждаю". И не люблю именно тех, кого читала, и по программе школьной, и из любопытства своего личного….

Loreleya

Да вот не расскажут…Ее мемуары не соответствуют тому, что писали о ней люди из ее ближнего круга.То есть их факты между собой согласуются, а Марина все то же самое видела как через кривое стекло. Я писала серьезную работу по Цветаевой. Можете умиляться ее творчеством, на мой вкус -эгоцентризм и себялюбие в каждой строке. Плохо, что такой она была и в жизни. В трудное время отвергала помощь и обвиняла всех, что ей не помогают. Привязывала вторую дочку-младенца к стульям и закидывала тряпками чтобы не отвлекала, потом сдала в детдом, где девочка дошла до голодной смерти.А ей предлагали в это время талоны… Читать далее »

olgayeriomenko

Это тоже верно. Но стихи, стихи…Даже Ахматовой было далеко до нее. Мощное дарование.
А вот наивные чистые стихи "православных" девиц с толстыми косами…пусть читает кто-нибудь другой. Как услышу задушевное пение девицы с гитарой "бездушно смотрит на храм милиция и грядет к нам вскоре ювенальная юстиция", так сразу выключаю радио ((

Loreleya

Ой, даже не слышала такого.Я вообще не хожу на концерты православной песни. Светлану Копылову воспринимаю тяжко, не созвучно мне. У матушки Людмилы Кононовой есть очень глубокие стихи, но вот беда-вокал ее не люблю. Иеромонах Роман (Матюшин)-вот это мощь!Все же личность автора в стихах преломляется. У Есенина (если грубо) стихи можно поделить на 2 области-одна тонко-лиричная задушевная грусть, другая-безшабашный разгул с матерком.Обычно в школе дают для изучения первую, со второй знакомишься уже во взрослом возрасте. Но если к Есенину я чувствую глубочайшую человеческую симпатию, то к Марине трудно и к ее стихам тоже. Нельзя же так сильно быть влюбленной в саму… Читать далее »

olgayeriomenko

Для меня Цветаева — это апогей серебряного века, выбивающийся из общего ряда. Мне ее стихи близки и понятны, да и ее личность, не смотря ни на что…или благодаря этому. Вот всегда отдавала предпочтение яркости и неординарности перед добропорядочностью. Ну и немножко мы с ней похожи. Не в плане гениальности, конечно 🙂

Riva

Вот, это главное, Ольга. Близки и понятны. Мне тоже. А если не близки и не понятны — с этим трудно что-то сделать, мы же все разные. И не важно, сколько гуманитарных образований у человека. Если что-то в стихах находит отклик в душе, можно не заметить "корявость" языка, вернее, не то что не заметить, а то, что эта корявость уйдет на второй план. Вот послушаешь иногда Земфиру или Елену Ваенгу… так там вообще местами не по русски… но цепляет. Меня во всяком случае)) Кстати, "корявостей" у Цветаевой я не нахожу. Мне кажется, наоборот — у нее потрясающее чувство языка, с которым… Читать далее »

имечко

Ахмадуллиной далеко до Евтушенко, Евтушенко до Рождественского, Рождественскому до Ахматовой, Ахматовой до Цветаевой, Цветаевой до Пушкина…
))

Маргарита

Она и гений, и очень неприятный человек. Смотрели фильм "Зеркала"?

я посмотрела, ничего страшного не увидела.

Ксения

Я рыдала, когда прочла ее дневники, заметки, воспоминания о ней, все не верилось, что это правда. До сих пор мне плохо делается, когда подумаю об Ирине. Бедное невинное дитя…Она сама про себя это написала, тут уж не отпишешься клеветой и завистью. И да, две руки были даны этой женщине, две головки, но спасала она лишь одну, вторую не спасла. Не захотела. Это так страшно. Пишу и плачу. Не могу читать ее больше. У меня трое детей. Это стало такими личным…

Loreleya

Глубоко изломанная душа, которая несла горести всем, кто ее любил.С Ахматовой она встретилась на заре творческого пути и та тоже ее не восприняла. Анна Андревна все же была христианкой и в людях немного разбиралась.Дорогие комментаторы, сейчас оценивают ее биографию не сельские женщины, надо внимательнее читать предыдущие комменты. .А если мы говорим не об образовании, а о личности, то сельские женщины мудрее и жертвеннее горожанок будут. "Другая среда, другая судьба, воспитание, эпоха" Да, тогда не так распространен был блуд, особенно при живом муже с женщиной, рожали много, не было парадов гомосексуализма и пропаганды секса ради здоровья. А в целом, от Адама… Читать далее »

olgayeriomenko

"Анна Андревна все же была христианкой и в людях немного разбиралась"
Очень сложно оценить степень христианизации человека, да и ни к чему. Скажу только, что в жизни Ахматовой были ТЕ ЖЕ прецеденты, что и у Цветаевой.
А не воспринимала, потому что ревновала. Цветаева же наоборот, восхищалась Ахматовой и переживала за нее.

Loreleya

Ревновала или были другие причины — нам теперь не узнать. Я так поняла из мемуаров, что при самом первом знакомстве Марина ей не глянулась. Я крайне плохо знаю биографию Ахматовой и обсуждать ее не готова, но из стихов чувствуется личность более сильная, более полная и цельная, чем изломанная, требующая непрестанного обожания душа Марины.
Кажется, Олеся Николаева в книге "Тутти" пишет о случае, когда ей присудили писательскую Пушкинскую премию, но в силу интриг отдали ее Бэлле Ахмадулиной. Я далека от того, чтобы идеализировать поэтический мир. Учиться жизни надо у любом случае у святых, а не у поэтов.

olgayeriomenko

Личность довольно эгоистичная и равнодушная к людям. И восхитительная. Более изнеженная. И стойкая. Настоящая петербургская дама.

Анна

Соглашусь со всем, кроме 2 пунктов:
для того, чтобы признавать или не признавать гениальность поэта, важно не количество образований, это прежде всего дело личного вкуса, на который имеет право каждый);
и по поводу большей нравственности в то время не соглашусь. Как раз в начале 20 века уже началось интенсивное "разложение" этой самой нравственности. "Тройственные" союзы Мережковского-Гиппиус-Философова, Маяковского и Бриков (это самые известные, а были и другие) были на виду, так сказать. Не говоря уж о поведении даже членов дома Романовых. Так что в этом смысле Цветаева — скорее именно жертва своего окружения и времени.Хотя я ее и не оправдываю.

Ксания

Вы правы, количество образований действительно не так ваджно. Однако, для любительниц "водить всех строем" именно происходжение и образование становятся обычно последним аргументом в споре о вкусах (хотя то, что о них не спорят, известно уже давно и всем 🙂 ). Либо Вы с придыханием читаете историю потерявшегося в жизни человека, либо у Вас "происхождение не то", и вообще, в интеллигентности у сельских жителей не хватает 🙂 Кстати, мы недавно статью об Ольге Романовой читали. Вот уж у кого действительно детство на сказку было похоже, куда там дому Цветаевых 🙂 А ведь были в ее биографии и сельская жизнь, и эммиграция,… Читать далее »

Анна

Ну, как ни банально это звучит, люди все разные, и психика у всех разная, и воспитание, и окружение, и тд, и тп.) Так что нет смысла сравнивать жизнь Ольги Николаевны и Марины Цветаевой. Более грамотно было бы сравнивать ее с сестрой Анастасией. Или с кем-то из той же поэтической среды. Хотя, если честно, судить человека, по большому счету, можно, только если сам побываешь в тех же условиях. Чего я никому бы не пожелала…

Анна

Кстати, Марина Ивановна терпеть не могла кичиться происхождением)
Простая необразованная женщина может запросто поплакать рядом с измученным человеком, погоревать о его боли, ошибках. А женщина образованная, умница и эстетка, может такого человека отвергнуть. И наоборот. Все от души зависит.

Loreleya

Кому как не Вам знать, что прокомментировавший любит и как ведет себя в жизни. Особенно хорошо бывает сначала самому что-то придумать, а потом обвинить в этой мысли другого человека и набрать кучу лайков. Признаю, что образования явно недостаточно, чтобы понять с 3 по 5 строки Вашего высказывания. Здесь нужна уже гениальность.

Мисс Петтигрю

"читайте автора- он о себе всё сам расскажет из первых рук" — Стихи далеко не всегда отображают действительность, в них не реальное, а лирическое "я" поэта, то, кем он себя воображает, мнит… И "дество прекрасней сказки", на мой взгляд, Цветаева себе придумала задним числом — во всяком случае для меня в понятие счастливого детсва не входят 1.больная чахоткой мать, 2.изменяющая отцу, 3.детство в интернатах 4. с редкими посещениями родных, недоеданием и грубым обращением учебного персонала…

Юлия

Вот-вот, никакой гений не может оправдать непотребного поведения.

Юлия

Я в теме, не бойтесь. И дневники её старшей дочери читаны. Так что, не на пустом месте я это написала.

Jasmine

да, как-то все жутковато.

Olya

Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская…

Надя

Смотрела фильм "Зеркала" в клубе (синемания с Давидом Шнейдеровым). Рекомендую!!!

Маргарита

Моя подруга написала к этому фильму сценарий и водила нас на премьеру. И жуткий же человек была Марина Ивановна.

Анна

Как филолог советую не вникать в подробности биографий наших писателей. 90% из них вели жизнь очень далекую от идеала.
Или надо научиться разделять автора и его произведение. Иначе невозможно читать "Войну и мир", "Братьев Карамазовых", "Евгения Онегина" и даже "Лето Господне".

Мисс Петтигрю

В этом и вопрос лично для меня — как так иногда получается, что, говоря образно, гнилые деревья приносят хорошие плоды — вкусные и красивые. И вот наслаждаешься этими плодами, но до тех пор только, пока не узнаешь, что дерево на могиле растёт, питается кладбищенскими соками…

Мария Мышкина

Хороший специалист не всегда хороший семьянин, например. Поэтический дар — от Бога, а гниль — от людей…

Ксания

И снова Вы правы. Однако, если Вы вспомните, в каком возрасте в школьной программе ученикам предлагаются к изучению эти произведения (так же, как и стихи Цветаевой. Ахматовой. Маяковского, Блока…), то все сразу станет на свои места. Добавьте к этому еще остатки сторой школьной системы, когда к каждому произведению прилагались выкладки на тему: "Этим произведением автор хотел сказать…" и "Чему учит нас данное произведение…". Не спорю, учить детей анализировать прочитанное — это важно. Но если дети попадутся вроде меня (увлеченные историей, дотошные и с задатками аналитических способностей), то именно в подростковом возрасте особенно остро видно противоречие между тем, "чему автор учит…"… Читать далее »

olgayeriomenko

"Но если дети попадутся вроде меня (увлеченные историей, дотошные и с задатками аналитических способностей)" …
то именно таким детям бывают ненавистны прилизанные, причесанные биографии, именно такие дети ничего не могут вынести для себя из большинства каноничных житий, именно такие дети уже в юном возрасте умеют принимать человека всего целиком, без условий.
Наверное, я понимаю Марину Цветаеву. Не оправдываю. Понимаю в некоторых вещах. Слишком во многих.

Loreleya

О да! Именно в этом возрасте у меня такое отторжение и вызвала Марина. Уже потом я стала относиться к ней по-другому, с жалостью и пониманием. Ее "жесткая" мама — следствие воспитания не умной, но очень "правильной" гувернантки, она сама -достойное дитя своей матери, а дальше пошла множиться "больная хромосома". ( Почитайте дневники Ариадны, свою дочь она так же форматировала. Не то бы не любила, просто не умела по-другому, не было правильных привычек воспитания. Например, изругать маленького ребенка за то, что на его первом рисунке человек не похож на настоящего).Старшие дети от первой жены Ивана Владимировича-Валерия и Андрей не смогли принять… Читать далее »

имечко

Я бы еще добавила,что нельзя подросткам изучать вот таких мятущихся, через одного самоубившихся, личностей. Подростки и так народ нестабильный, сами мечутся, что стоит увлечься "романтизмом" автора, а автор хороший, великий, при этом убился сам, и это становится в одном ряду с "великий"…

имечко

Я думаю,люди не сходятся во мнениях, потому что одни — практики, а другие — романтики. Для практика важнее польза человека, его дела, например — пенициллин изобрел,сколько людей спас. А для романтиков — душевная сторона…

Ксения

Подскажите, пожалуйста, те, кто понимает и принимает ее как личность, как принять то, что она сделала с дочерью своей Ириной??? Мне слов таких не найти, чтобы как-то себе обьяснить и принять это…Ну никак….

Figaro

ya soglasna s Vami.Navernoe,ona uzhetogda byla bol'na psihikoj

Похожие статьи