От редакции: продолжаем публикацию отдельных глав из книги Марии Мандзари-Михаил “Образ пресвитéры (жены священника) и её место в жизни Православной Церкви” в переводе с новогреческого монахини Екатерины.

Дорогая матушка!

Если храм – это дом Бога-Отца, открытый для всех Его детей, то дом священника-отца является домом для его духовных чад, прихожан.

Не случайно священника зовут отцом. В самом деле, через Таинство Крещения иерей духовно родил многих прихожан в жизнь христианскую. Он духовный отец, поскольку давал им молоко христианской веры, когда они пребывали в духовном младенчестве, и воспитывал их, чтобы они стали зрелыми в своей вере и церковной жизни.

В храме служителем Бога и Его чад является иерей. А в доме священника служительницей детей священника являетесь вы, родная моя матушка.

Храм открыт для чад Божиих, в чём бы они ни нуждались, и священник всегда готов послужить им, а собственный дом священника, ваш дом, открыт для прихожан, с какой бы просьбой о помощи они ни обратились к священнику-отцу, и пресвитéра-хозяйка преисполнена готовности принять их и помочь им.

Апостол Павел очень выразительно описал такое духовное отцовство в Первом Послании к Коринфянам: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15). Как истинный последователь и преемник Апостолов современный священник – духовный отец для своих прихожан.

Иерей священнодействует и служит в храме, выказывая своим духовным чадам любовь и трудясь ради всякого человека, вошедшего в дом Божий. Так же и вы, матушка, заботливо и по-доброму примете его чадо, которое постучит в дверь дома своего духовного отца.

Именно в ваш дом придёт и в нём остановится Епископ, который посетит ваш город или деревню. Вы как хозяйка этого дома примете его и расскажете вместе с супругом о тех радостях и сложностях, которые встречаете в жизни.

То же самое вы и ваш супруг-иерей сделаете и для путешествующего миссионера, который посетит вас, и услышите слово Божие, получите то Божественное питие, которого так ждут возжаждавшие слóва Господня духовные ваши чада.

Но и любого путника, брата Христова, вы примите так же с любовью и заботой.

Да, моя родная матушка, возможно, не будет преувеличением сказать, что как храм открыт и доступен для чад Божиих, так и ваш дом всегда открыт и доступен для духовных чад вашего мужа-священника. Вы лучше всех это знаете. Сколько раз поздним вечером вы открывали дверь тому, кто пришёл просить о помощи больному или ещё кому-то, нуждающемуся в ней? А сколько людей перебывали у вас дома, находя в нём утешение, защиту, отдохновение, решение своих проблем?

В какой бы стране мира ни находился православный верующий человек, он не почувствует себя чужим, если будет знать, что где-то там есть дом православного священника. Ему не надо даже знать имя иерея. «Отец», «батюшка» – вот самое известное имя и обращение, самое доброе, домашнее. Дом священнослужителя – это и его дом, дом путешественника, поскольку это дом его отца. Ведь священник – это тот, кто совершает Таинство, которое объединяет во имя Божие всех людей и не делает между ними какого-либо различия.

Об этом очень хорошо знают наши моряки. Находясь в любом порту в любой стране мира, они знают, что в своей записной книжке непременно найдут адрес и телефон местного православного иерея.

Возможно, вы спросите сейчас: «Раз вы обращаетесь ко мне, зачем тогда рассказываете о священнике?» Но, дорогая моя пресвитéра, разве мы не сказали этого в нашей первой беседе? В Таинстве Брака вы с вашим супругом стали как один человек, а через Таинство Священства и вы, матушка, хотя и косвенно, принимаете участие в духовном отцовстве священника.

Когда ребёнок стучит в дверь своего дома, то для него нет разницы, кто его встретит, отец или мать, – поскольку оба они дарят ему свою любовь. То же самое относится и к иерею и его супруге-пресвитéре, к вашему дому.

Моя дорогая матушка, сейчас мне бы хотелось напомнить вам что-то, о чём вы, конечно, хорошо знаете. Рассказы о боли и проблемах, которыми, возможно, поделятся с вами уставшие чада Божии, разумеется, не исповедь в её сакральном значении, но всегда должны оставаться тайной. И правда, как редко в наши дни мы встречаем такую возможность – рассказать другому человеку что-то личное, которое при этом останется секретом между вами. И как отдыхает при этом душа! Возможно, одной из причин одиночества современного человека и его замкнутости в самом себе является этот недостаток доверия между людьми. Да, наверное, самая большая помощь людям сейчас – это возможность духовных чад доверительно поведать священнику и пресвитéре обо всех своих проблемах, излить горе и всё то, чем отягощены душа и сердце. Этот-то груз молчания и соблюдения тайны исповеди и есть ещё одна возможность для вас, матушка, соучаствовать в служении вашего супруга-иерея.

Несмотря на то, что всё это утомляет вас физически, и часто вы чувствуете, что ваши силы на исходе, душа ваша наполняется самой сладчайшей радостью. Вы чувствуете, что ваш дом есть «домашняя церковь».

Апостол Павел очень сильно ощущал огромную важность этого служения хозяйки-христианки, необходимость женской заботы и вклада женщины. Он часто с волнением и трепетом говорил об этом в своих Посланиях.

Евангелие пришло в Европу через дом Лидии в Филиппах, а также и через дома Еводии и Синтихии, о которых рассказано в Послании Апостола Павла к Филиппийцам, Прискиллы, учившей Аполлоса, Хлои из Коринфа, Фивы, диакониссы Церкви Кенхрейской, которой было доверено передать Послание к Римлянам.

На Апостола Павла произвели столь сильное впечатление постоянная готовность прийти на помощь и вклад Апфии, жены Филимона, что в своём Послании он не упустил возможности поприветствовать её. Точно так же он не забыл рассказать и о дочерях Апостола Филиппа.

Все эти женщины-христианки, жительницы Европы и члены первой Церкви, о которых Апостол Павел сказал, что имена их записаны в «Книге Жизни», напоминают всем своим нынешним сёстрам, жительницам объединённой Европы, о той священной миссии, которая на них возложена в христианской Церкви!

Первой жена тюремного стражника приняла в своём доме Апостолов Павла и Силу после мощного землетрясения, разрушившего тюрьму в Филиппах, в которой те содержались, а супруг её с нежностью и заботливостью омыл их раны. Именно она поняла, что заключённые Апостолы голодны, и приготовила им богатую трапезу любви и благодарения.

И семья Акилы и Прискиллы, жившая в Коринфе, гостеприимно открыла Апостолу Павлу дверь своего дома и разделила с ним кров, труд и заработок.

Моя добрая матушка, продолжением этого трогательного и священного Предания нашей Церкви являетесь вы как пресвитéра. В вашем лице должны ожить все эти святые жены Православной Церкви. И именно вы становитесь хозяйкой этих домов.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Лилия Малахова

Не знаю, может, в Греции и по-другому, но такие советы в России давать нельзя. Нам по приезде на приход один опытный протоиерей сразу сказал: Никого в дом не впускать! Для бесед есть храм. Либо надо иметь в доме отдельный вход и отдельное помещение для "поговорить". И я считаю, что он прав. Во-первых, семья (любая) не всегда готова принять гостей. Дети могут болеть, может быть не убрано, да мало ли что может. А тут прихожане — чайку попить. Ага, вовремя. С учетом того, как у нас любят кости священству перемывать. Прихожане могут запросто даже в корзину с грязным бельем залезть —… Читать далее »

Nika

Я все более эту книжицу почитываю как анекдот. При том, что знаю не один десяток священнических семей. В России в принципе к духовенству и матушкам с детьми отношение странное: поп = должен быть свят и безгрешен, причем воцерковленные и не.. дают толкования каждый на свой лад, каким именно должен быть священник и священноначалие . Подруга: я ребенка выношу из храма, а то он выть начинает, как наши старушки голосят, а то еще подумают, что у батюшки ребенок бесноватый. Самый проверенный способ для мирного сосуществования прихожан и семьи священника — ходить в разные храмы, проверено: искушения минимизируются. Никаких обид на матушку,… Читать далее »

Ирина

Присоединяюсь к Лилии! Дом священника — открыт не для всех. И вообще — для духовных (а не душевных) бесед и встреч с духовником и место должно духовное. Это храм. Приближенность к дому и быту священнической семьи скрадывает ту спасительную дистанцию, которая охраняет духовное чадо от соблазнов и позволяет относиться к священнику, прежде всего, как к духовнику, через которого действует Сам Господь. Очень легко про Него забыть и прилепиться к человеку, если не будет этой дистанции. Так что, не только священнику в "дом не пускать", но и чадам этого искать не надо!

Ирина

Присоединяюсь к Лилии! Дом священника — открыт не для всех. И вообще — для духовных (а не душевных) бесед и встреч с духовником и место должно духовное. Это храм. Приближенность к дому и быту священнической семьи скрадывает ту спасительную дистанцию, которая охраняет духовное чадо от соблазнов и позволяет относиться к священнику, прежде всего, как к духовнику, через которого действует Сам Господь. Очень легко про Него забыть и прилепиться к человеку, если не будет этой дистанции. Так что, не только священнику в "дом не пускать", но и чадам этого искать не надо!

монахиня Екатерина

Я монахиня, но взялась переводить эту книгу, потому что, по-моему, на русском языке почти нет литературы о матушках — супругах священников. Конечно, я не знаю тему "изнутри", но хотелось бы поделиться некоторыми мыслями по поводу текста, который сейчас перевожу. Мне кажется, не стоит относиться к этой книге, как к "руководству пользователя" или анекдоту. Это же просто опыт другой православной страны (кстати, довольно идеализированный…). Некоторые аспекты в России (да и в Греции вообще-то) применимы, а какие-то моменты — нет (причём категорически нет, как выясняется из комментариев читательниц). И у каждого, кто прочитает эту книгу, будет своё к ней отношение, своё мнение… Читать далее »

Лилия Малахова

Вы знаете, матушка, я все же склоняюсь к мысли, что слишком разный менталитет у русских и у греков. Близкая дружба со священником очень часто заканчивается обидами и горьким разочарованием со стороны прихожан: думали, что батюшка святой, а он, как все, шашлыки лопает и водкой запивает.
Я последние несколько лет что-то стала бояться разного рода поучительных книг на темы "как стать православной женщиной", "какой должна быть матушка", "как воспитывать детей" и прочее. Ведь понапишут Бог знает что, а многие пойдут с этими словами и будут ими размахивать, как флагом.

Похожие статьи