Девочка стояла на высоком холме и любовалась окрестностями, её взору открывались ярко-зеленые поля, расстилающиеся на многие километры. Их разрезали тонкие, переливающиеся серебром на солнце узкие полосы рек, на юге —  Шиф, а на востоке – Уорф. Она смотрела на дубовые рощи  и бегущую далеко-далеко каменную стену, очерчивающую границы королевства Элмет.

Маленькое королевство бриттов появилось на старинных картах в 460 году и просуществовало совсем недолго. Правители Элмета Гвалог ап Лланог и  Карадог ап Гвалог и их предшественники участвовали в войнах бриттских королей против англов. Они почти полтора столетия сдерживали их натиск, но в 616 году король Эдвин захватил Элмет, этот последний бастион бриттских владений,  и присоединил его к владениям королевства Дейра.

Родители девочки  были в родстве с королевскими домами Нортумбрии и Восточной Англии, а среди их близких родственников были будущие святые: святой мученик Эдвин, святая Хересвита Шельская, святая Этельдреда Элийская.

Но Хильда была еще мала, чтобы задумываться о том, почему ее родители — отец, принц Херерик, племянник Эдвина, и мать Брегсвита — находились в изгнании. Она просто любовалась красотой окружающего мира, а за ней, из окна дома, наблюдали любящие, внимательные глаза матери. И вдруг девочка стремительно побежала вниз, Брегсвита высунулась из окна – так и есть, Хильда спешила к вересковому полю, сиреневый холм был маняще красив. За ней поспешала нянька, чтобы не оставлять свою воспитанницу одну. А Брегсвита, возвращаясь к домашним делам, в который раз вспомнила дивный сон, он приснился ей, когда Хильде  было несколько месяцев. Во сне Брегсвита обнаружила у себя под одеждой очень красивое ожерелье, достала его и, пока рассматривала, поворачивая то так, то этак, ожерелье вдруг засияло столь ярким, нежно-голубым светом, что его свет обнял своими лучами всю Англию. Утром, рассказывая сон кормилице, она услышала от нее, что, видимо, непростая девочка родилась в семье.

А пока девочка подрастала и тянулась к солнечным лучам, зеленым долинам, вересковым полям и радовала родителей. А вокруг не прекращались войны. Король Дейра, Эдвин, становится королем Нортумбрии, но король из Восточной Англии, Редвальд, проведя своих воинов через королевство Мерсию, наносит ему неотразимый удар и ставит его власть под сомнение; на короткое время Ретвальду подчиняется вся англосаксонская Британия: королевства Нортумбрия, Мерсия, Уэссекс, Кент, Эссекс и Восточная Англия.

Все королевства вели ожесточенную войну за господство на острове, и тот, кто покорил большинство, получал титул бретвальды, «могущественнейшего», он давал только почет, но за обладание им лилась кровь. Первым этот титул получил Элла, под его предводительством войска англосаксов завоевывают королевство Суссекс, изгнав оттуда бриттов. Король Эдвин был сыном Эллы. Получив в наследство королевство Дейра, он захватил Лидси, Берники и Элмет, объединив их в королевство Нортумбрию. Это вызвало зависть соседей и желание захватить его территорию – для распространения своей власти дальше собственных владений.

Однако, наряду с войнами за территории и титулы велась и ожесточенная война за души. Захватив Британию, римляне сначала навязали им собственную религию, затем – митраизм, а потом – христианство.

Существует легенда, что христианство в Британию принес сам Иисус Христос, путешествовавший со своим дядей Иосифом Ариматейским, а он впоследствии вернулся на острова,  добыв священный Грааль, и основал храм в Гластонбери. Но это красивая легенда, а скорее всего, до римлян христианство в Британию завезли купцы, торговавшие с оловянными шахтами Корнуолла, и только потом римляне, для которых Британия была поставщиком продовольствия и воинов. Около 200 года теолог Тертуллиан писал, что в Британии имеются христианские общины, находящиеся далеко друг от друга. В 304 году в Британии появляется первый мученик – святой Альбан, зверски замученный во времена гонений Диоклетиана. В 314 г. существовало три епархии – в Лондоне, Йорке и Колчестере, епископы этих городов присутствовали на соборе в Арле. Арльский собор был первым собором при Константине и предвестником Первого Никейского собора, который британские епископы дружно проигнорировали. Христианство развивалось на островах столь стремительно, что уже в 4 веке здесь появился первый еретик – монах Пелагий, подвергший сомнению доктрину о первородном грехе и считавший спасение человека всецелого результатом его собственного нравственно-аскетического усилия, он отрицал милость Бога и наследственную силу первородного греха. Для борьбы с ним римская церковь направила в Британию вереницу миссионеров, среди них был и святой Герман Осерский, снарядивший военный поход против пиктов и последователей Пелагия. Однако усиливавшиеся разногласия привели к обособлению христианства в Британии под именем кельтской церкви, к которой римская церковь относилась крайне враждебно.

Но в середине V века римляне фактически покинули берега Британии, а на островах появились англосаксонские завоеватели, бывшие язычниками и исповедовавшие многобожие. Самое высокое почитание было предназначено Тору (богу молнии), Одину (богу мудрости и могущества) и Локи (злому богу колдовства). А немногочисленных кельтских христиан язычники прогнали на северные и западные окраины. К 550 году на Британских островах, за исключением Корнуолла, христианство угасло.

В своем труде «О разорении Британии» бриттский монах Гильдас Мудрый упрекает своих земляков в вероотступничестве: «…Но эта тишь проросла еще более свирепым голодом, потому что когда прекратились опустошения, остров затопило такое изобилие всего, что никогда прежде он не упомнит такого времени, и вместе со всем этим прирастала всевозможная роскошь. Она росла, таким образом, из могущественного семени, так что в то время с полным правом можно было бы сказать: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников». И не только именно этот порок, но и все, чему свойственно случаться в человеческой натуре, и главным образом (что и теперь как-то в ней уничтожило положение всего хорошего) — ненависть к истине и исповедникам ее, и любовь ко лжи и делателям ее, принятие зла за добро, почитание подлости вместо благости, влечение к теням вместо солнца, принятие сатаны за ангела света».

Но проходит несколько десятилетий, и на остров начинают стекаться ирландские миссионеры и папские нунции. Святой Августин, в Рождество 597 года, на юге Англии окрестил около десяти тысяч язычников, что свидетельствовало о желании наладить дружественные связи с Европой. Но центральные королевства и север Англии оказались для миссионеров крепким орешком – короли, позволяя миссионерам проповедовать, тем не менее стремились сами от проповеди и крещения уклониться. Но христианство, как тоненький, слабый стебелек, пробивалось сквозь асфальт, набирало силу. Обращение в христианство одного из сыновей правителя Мерсии стало серьезным шагом в христианизации всей Британии.

Но вернемся к Хильде. Вы уже видите ту панораму событий, что окружала девочку с момента рождения в 614 году. В какой-то момент родителей Хильды вернули ко двору, и девочка стала воспитываться при королевском дворе Нортумбии, королем которой был ее двоюродный дед, уже знакомый нам – Эдвин. Хильду, как и всех детей её положения, учили читать и писать, рисовать, танцевать, шить, вышивать и вязать. Ее ум питали науками, которые развивались в то время, и литературой.

Нортумбрия была хорошо развитым государством, там был установлен порядок и правосудие. Беда Достопочтенный так описал состояние Англии  в период правления Эдвина: «Говорят, что в то время в Британии — вернее в той ее части, которой владел король Эдвин, — царил такой мир, что женщина с грудным младенцем на руках могла пройти через весь остров от моря до моря безо всякого вреда для себя. Этот король так заботился о благе своего народа, что велел установить на дорогах возле источников с чистой водой столбы и повесить на них медные кубки для утоления жажды путников».

Король Эдвин был вдов и желал сочетаться браком с Этельбергой, дочерью короля Этельберта, властителя королевства Кент, бывшего в родстве с королевским домом Меровингов. Препятствие  только одно: Этельберга – христианка, Эдвин – язычник. При дворе Этельберта, в Кентербери, жил Паулин Йоркский, прибывший из Рима за двадцать четыре года до описываемых событий  и привезший с собой облачения, священные сосуды, мощи святых, алтарные покровы, украшения для церквей и «многочисленные книги». Только получив согласие от короля Эдвина, что в Нортумбрии не будет чиниться препятствий для христианской веры, было дано согласие на брак с Этельбергой. А над Павлином 21 июля 625 года была совершена хиротония в епископа Кентского, архиепископом Иустом Кентерберийским. Епископу Паулину поручили миссию в Нортумбрии и доверили Этельбергу и людей, отправлявшихся с нею. Святой Паулин становится личным священником Этельберги, ежедневно служившим литургию и дававшим ей наставления.

Король Эдвин и святой Паулин. Иллюстрация Джона Спида, 1611 г.

В пасхальную ночь 626 г. король Уэссекса, Квихельм, подослал к Эдвину убийцу. Приближенный Эдвина, Лилл, был убит отравленным мечом, заслонив собой короля, который был ранен. В ту же ночь рождается дочь Эдвина – Энфледа. И тогда Эдвин пообещал Епископу Паулину, что крестится сам и отдаст дочь Богу, если тот поможет покарать заказчика убийства. С огромной армией король Эдвин вторгся в Уэссекс, перебив одних людей и подчинив себе других.

Современный Уэссекс

В пасхальное воскресение 12 апреля  627 г. король Эдвин с дочерью Энфледой и свитой, в числе которой и была Хильда, принял христианство. Их крестил святитель Павлин в маленькой деревянной церкви города Йорк. А затем основал епархию в Йорке и на месте старой церкви заложил собор.

В 633 году молочный брат Эдвина – Кадваллон – в союзе с королем Мерсии Пендой, напал на Эдвина. В этой битве король был убит, а его войско, оставшееся без предводителя, бежало. Эдвин был похоронен в монастыре Стренескальк, позднее был объявлен мучеником и канонизирован.

После гибели короля Этельберга и епископ Паулин бежали в Кент. Вместе с ними в Кент уехали и родственники Эдвина: Хильда с сестрой и родителями. До 647 г. Хильда вела достойную благочестивую жизнь среди родственников и соотечественников: помогая, утешая, ободряя.

Продолжение следует…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Преподаватель вуза, кандидат экономических наук.

Другие статьи автора

Отправить ответ

новые старые популярные
Juliana

Спасибо! Как интересно читать. Священная история святых юной,только нарождающейся,цивилизации Европы.
Скоро ли продолжение?

Это я

Интереснейший текст. Почти забытая история святых Церкви до разделения.
В новейшее время,по-моему, kbim о.Серафим Роуз собрал краткие жития первых европейских святых в своей Vitae patrum. Неизведанная земля… С нетерпением жду продолжения.
Спасибо!

Мадлена

Люблю такие статьи! Веет духом древности и какой-то юности мира. Интересно и значительно — как христианство преобразовывало языческое сознание в великую христианскую цивилизацию.И отдельно -процесс созревания семени христианства в отдельно взятой душе:от обычного человеческого "обывательства" …до святого жития.
Спасибо большое!

Эльфика

Когда же продолжение? Ждём.

Похожие статьи