Читайте также: Мать английских святых. Жизнь в миру

В 647 году, в возрасте тридцати трех лет, Хильда решила оставить мирскую жизнь, чтобы полностью посвятить се6я Богу, и приняла постриг в женском монастыре  Хартлпул (Олений ручей), что на реке Тис в королевстве Нортумбрия, став ученицей и духовной дочерью святителя Айдана Линдисфарнского.

В том же году Хильда направилась в провинцию восточных англов — погостить, будучи теткой короля Восточной Англии. Дальше она желала продолжить путь в Галлию, оставив свое имущество и дом, и поступить в Шельский монастырь. В то время там жило много представительниц англосаксонской знати, в том числе и её сестра Хересвида, которая вела строжайшую монашескую жизнь. Вдохновленная её примером, Хильда целый год провела в королевстве Восточная Англия в ожидании возможности отплыть в Шель, но святитель Айдан, предвидя будущее духовной дочери, вызвал ее на родину.  И выделил небольшой участок земли на северном берегу реки Уир,  где она с несколькими монахинями прожила монашеской жизнью год, обучаясь в кельтской традиции ирландского монашества, принесенную святителем Айданом с шотландского острова Айон.  В течение этого времени святитель часто навещал Хильду, видя ее сильную любовь к Богу и мудрость, давал духовные наставления.

В 649 году Хильда, с немногочисленными спутницами, перешла в монастырь Хартлпул и была назначена его игуменьей. Монастырь был двойным, в нем раздельно существовали сообщества монахов и монахинь, молившиеся вместе в одной церкви. Игуменья ввела правило жизни, которому ее научил святитель Айдан, она учила строго блюсти добродетели праведности, благочестия и чистоты, равно как и другие добродетели, но превыше всего то, что способствует миру и милосердию – любовь. По примеру древней церкви, в монастыре никто не имел ничего в собственности, никто не был богат, всем пользовались сообща, потому никто не нуждался. Она побуждала своих подчиненных уделять много времени изучению Святого Писания и творению добрых дел, так что порой даже трудно было найти свободного инока для выполнения алтарного служения. Благоразумие игуменьи было столь велико, что не только простые люди, но икороли не чурались просить и получать её советов в затруднительных случаях. Именно при этом монастыре в 654 году игуменье Хильде было поручено воспитывать дочь короля Нортумбрии и наследницу престола, малолетнюю Эльфледу. Этому предшествовала клятва короля Освиу, данная перед сражением с многочисленной армией воинственного короля-язычника Пенды Мерсийского. Малочисленная армия короля Освиу победила  в битве близь реки Винвед, которая из-за сильных дождей вышла из берегов, и те из воинов, кто не пал от меча, утонули во время бегства. Восхвалив Господа за победу, король посвятил Ему свою дочь, которой в тот момент исполнился год. Святая Хильда исполнила поручение со всем тщанием, воспитанница впоследствии стала одной из мудрейших и влиятельнейших духовных наставниц в Англии конца VII-начала VIII в.

Через несколько лет после описываемых событий король Освиу пожаловал Хильде земли  для учреждения нового монастыря в Стренескальке (город Уитби), где был похоронен её дед, святой мученик, король Эдвин. Возложенное дело Святая Хильда выполнила с великим усердием, основав двойной монастырь, который был известен в Галлии. Там она ввела то же правило жизни, что и в монастыре Хартлпул.

Земли, которые были дарованы королем для монастыря, не отличались живописностью. Круглый залив, образованный рекой Эск, впадающей в море, а вокруг – высокие утесы. На вершине одного из них, на высоте  9000 футов над  уровнем моря, и был построен монастырь. С одной стороны его окружали болота, а с другой – бескрайнее море, волны которого бились о высокую скалу, защищавшую монастырь.  Насельники жили по два-три человека в маленьких простых домиках-кельях, все вещи были общими. Суровый климат не помешал монастырю Уитби стать одним из великих духовных и интеллектуальных центров, известным не только в Британии, но и далеко за ее пределами, и породить множество миссионеров.

В монастыре, стараниями игуменьи, развивались литература и искусство, духовные и светские науки, ремесла, но самое главное – практиковалась строгая монашеская жизнь. Игуменья Хильда собирала огромные богатые библиотеки, учила священников и монахов латинскому языку и литературе.  В монастыре, под покровительством игуменьи, жил принявший монашество англо-саксонский духовный поэт Кедмон, написавший много стихотворений на христианские темы, являющие собой образцы высокой поэзии Британии того времени.

«До зрелых лет он жил в миру и никогда не учил ни одной песни. Когда на пирах, где для увеселения часто пели песни по очереди, ему протягивали арфу, он в смущении вставал посреди пира и шел домой. После одного такого случая он покинул дом пиршества и пошел в хлев к коровам, поскольку была его очередь сторожить их ночью. В скором времени он расслабил члены и уснул, и во сне некто подошел к нему, приветствовал и назвал по имени. «Кедмон, — сказал незнакомец, — спой мне что-нибудь». Кедмон ответил: «Я не умею петь; из-за этого я и оставил пир и пришел сюда». Тогда незнакомец сказал: «Все равно спой мне». «Что же мне спеть?» — спросил Кедмон. «Спой о начале творения», — сказал тот. И Кэдмон начал никогда не слышанными им прежде стихами петь хвалы Господу Создателю. Проснувшись, он вспомнил все, что пел во сне, и тут же сложил новые стихи в той же манере, восхваляя Бога подобающим стилем». Ч. Гибсон «Нортумберлендские святые»

Узнав о чуде, которое случилось с пастухом, игуменья постригла его в монахи, и до конца своих дней, живя в монастыре, Кедмон будет сочинять песнопения.

Его «Гимн творению» является наиболее древним поэтическим памятником англо-саксонской литературы:

Ныне восхвалим громко / Творца Небесного Царства, / Создателя всякой силы / с Его премудрым советом, / деяния Отца славы, / когда Он, предвечный Боже, / дал всем чудесам начало. / Сначала воздвиг Он небо, / укрыв им детей человека, / и после великий Хранитель / всего человечьего рода, / создал Всемогущий землю.

Кедмон Святой

При участии игуменьи Хильды был созван знаменитый и значимый Собор в Уитсби, проходивший в 663-664 годах, на котором было решено придерживаться в Английской церкви древнеримских практик при вычислении даты празднования Пасхи и бритья тонзуры (пострижение). На соборе присутствовали король Освиу с сыном и представители церквей из Кента и Галлии, Скоттии и монастырей. Борьба была нешуточная, часть духовенства стояла за использование исчисления применяемого Вселенской Церковью, а часть за сохранение старой кельтской традиции. Игуменья Хильда сначала поддерживала «ирландскую партию» на Соборе и была сторонницей сохранения кельтской традиции, но, выслушав голос Церкви, подчинилась решению Собора о введении Вселенского исчисления Пасхи.

Обитель Уитби называли не иначе, как «великой обителью, известной своими строгими правилами, святостью жизни насельников, кузницей святых и школой будущих епископов». И здесь не было преувеличения. Пять монахов, воспитанников монастыря Уитби, стали епископами, и четверо из них причислены к лику святых. Вот их имена:

Чудотворец святитель Иоанн Беверлийский (721 г., память 7/20 мая; его мощи покоятся в монастырской церкви г. Беверли графства Восточный райдинг Йоркшира);

Святитель Вилфрид Младший (744 г., память 29 апреля/12 мая);

Святитель Боса Йоркский (705 г., память 9/22 марта);

Святитель Хедда Дорчестерский и Винчестерский (705 г., память 7/20 июля);

Епископ Офтфор Вустерский (693 г.)

Слава о Хильде, настоятельнице обители Уитсби, распространилась по всей Англии. Она поддерживала всех, кто обращался к ней, ее глубоко чтили  и считали своей духовной наставницей многие церковные деятели, ученые, правители.  Но особое внимание игуменья уделяла  бедным и угнетенным, за что она  и почитается  как «мать своей страны».

Преподобный Беда Достопочтенный в своем труде «Церковная  история народов англов»  пишет о ней с особой любовью. Он почитал преподобную Хильду наравне с такими дивными святыми, как Айдан и Кутберт.

Несмотря на то, что преподобная Хильда отличалась сильным характером, была энергичной и способной управлять обителью и обучать, она с материнской любовью заботилась о своих воспитанниках в монастыре.

За шесть лет до своей кончины игуменья тяжело заболела, «на нее напала лихорадка, которая мучила ее своим пылающим жаром, и шесть лет болезнь постоянно беспокоила ее, но она не переставала возносить хвалы своему Создателю и наставлять публично и приватно вверенное ее заботе стадо». Наученная телесной немощью, святая учила всех, имеющих здоровье, ревностно служить Господу и в болезнях не забывать возносить хвалы Богу.

Причастившись в последний раз Святых Христовых Таин, святая Хильда мирно отошла к Господу 17 ноября 680 г., в возрасте 66 лет. Её смерть сопровождалась чудесами. В 13 милях от Уитсби, в небольшом монастыре Хэкнесс, где мечтала закончить свои дни преподобная Хильда, в минуту её смерти сами собой зазвенели колокола, а праведная монахиня Бегу ночью, накануне ее смерти, увидела ангелов, уносивших душу святой на небеса. Похожее видение было явлено и одной из монахинь монастыря Уитби.

На посту игуменьи святую Хильду сменили  будущие святые – преподобная Энфледа, королева Нортумбрии, а затем преподобная Эльфледа, её дочь, и воспитанница преподобной Хильды.

Через двадцать пять лет по представлении святой Хильды в монастыре Уитби было написано первое житие святителя Григория Двоеслова, папы Римского, организатора и духовного наставника успешной миссии святого Августина в Англию. Уитби долгое время был главным монастырем Нортумбрии, очень тесно связанным с королевским домом, а также местом захоронения королевской семьи Дейры.

Почитание преподобной Хильды  в лике святых началось вскоре после смерти, что подтверждается включением имени в календарь святого Виллиброрда начала VIII века. Гробница святой была разрушена во время датского нашествия около 800 года. Ее мощи вновь обретены в X веке и перенесены английским королем Эдмундом в Гластонбери.  От мощей святой Хильды происходили многочисленные чудеса, к ним стекались паломники на протяжении многих столетий.

Почитание «игуменьи всего английского народа» было общенациональным, немало церквей было освещено во имя святой Хильды, на сегодняшний день в Англии насчитывается 17 церквей, освещенных во имя преподобной; их также можно встретить в Канаде, США и других странах.

Святую Хильду издавна почитали и продолжают почитать и до сего дня как покровительницу образования, учености, культуры и поэзии, а многие школы для девочек и женские колледжи в англоязычных странах названы в ее честь.

Сегодня городок Уитби, стоящий на берегу Северного моря, является местом постоянного паломничества православных и инославных христиан. Их привлекают хорошо сохранившиеся руины монастыря святой Хильды, церкви во имя святого Ниниана, архангела Михаила, святого Иоанна и две церкви во имя преподобной: англиканская и римско-католическая (датируются XIX веком).

Аббатство святой Хильды

Но еще одной достопримечательностью этого города являются его знаменитые 199 ступеней, которым более 600 лет. Эти ступени ведут из нижней части старого города на восточный утес, называемый верхней частью города, где расположены руины аббатства святой Хильды и церковь святой Марии. Паломники и туристы предпочитают подниматься к аббатству именно по этим ступеням, хотя туда можно добраться и по современной дороге.

199 ступеней Уитби

Когда я впервые прочитала о преподобной Хильде, в памяти всплыл эпизод из фильма «Властелин колец» — путники плывут по реке, и их взгляду открывается Аргонат, и Арогорн,  потомок древних королей, произносит: «Фродо, я всегда мечтал увидеть Королей древности…».

Преподобная Хильда, моли Господа Бога о нас.

Теги:  

Лучшие материалы портала Матроны.ру можно читать в нашем telegram-канале

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Преподаватель вуза, кандидат экономических наук.

Другие статьи автора

Отправить ответ

новые старые популярные
Maria_Francesca
Maria_Francesca

О, какая история! Какая женщина! Сами имена ее участников звучат для меня музыкой… Я мечтаю увидеть королей древности с детства. Подумайте, ведь они присматривают за нами с небес… Если это понять, какое счастье будет, какая радость!

Эльфика

О Да! И сами имена — как древняя песня,баллада.

Похожие статьи