… Свадебный кортеж с молодыми возвращался после венчания из церкви на Пречистенке. Внезапно коляску с новобрачными остановил нищий старец, опиравшийся на посох. «Мария! — неожиданно сказал он, — возьми посох!» «Ты ошибаешься, отец, у меня совсем другое имя, я Маргарита», — ответила новобрачная. Но старец настаивал. Молодая женщина, недоумевая, приняла из его рук странный подарок, а старец в безобразных лохмотьях в следующую минуту словно растаял в воздухе…

Маргарита родилась 2 января 1781 года в семье потомственных дворян Нарышкиных. Из этого древнего и  славного боярского рода некогда вышла царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого. Маргариту в семье в детстве звали Огоньком. Это была большая дружная семья, и Маргарита была всеобщей любимицей. Все отмечали, что Маргарита — девушка образованная, тонкая, страстная и очень религиозная. Но, к сожалению, не сохранилось ни одного ее портрета в молодости, хотя известно, что она была высокого роста и очень стройна.

В шестнадцать лет по воле своих родителей Маргарита Нарышкина вышла замуж за Павла Ласунского — его мать была близкой подругой матери Маргариты, урожденной Волконской, и они решили поженить своих детей. Но муж оказался гулякой и пьяницей. Он прямо объявил жене, что не собирается порывать со своими многочисленными подружками, а в качестве утешения посоветовал ей завести себе любовника из числа его друзей. Надо ли говорить, что для Маргариты это явилось настоящим шоком. Она скрывала это довольно долго, пока мать, видя, что ее дочь находится в ужасном состоянии, не узнала обо всей этой истории. Нарышкины были очень влиятельной семьей, поэтому удалось быстро добиться от Синода развода и возвращения Маргарите прежнего положения. Она вновь называлась девица Нарышкина.

Словом, жизнь Маргариты начиналась довольно драматично. А кому пожалуешься? Какие подруги в шестнадцать лет, с которыми можно обсудить столь серьезные проблемы? Отчаяние и обида поселились в душе, свое нашептывала уязвленная гордость… Какой возможен дальнейший путь? Брак по расчету? Маргарите это не подходило, ведь она была натурой романтической, эмоциональной, чувствительной. Можно было поставить крест на своей личной жизни, обратиться к Богу. Но обращение в столь раннем возрасте, когда жизнь полна радостей и удовольствий, когда еще ничего по-настоящему хорошего и не было в ней, тоже было противно живой и деятельной натуре Маргариты. Какой же выход? Она втайне надеялась, что судьба ей улыбнется. Главное — терпение и выдержка. И Нарышкина стала ждать…

После всей этой печальной истории первого замужества Маргарита неожиданно для себя влюбилась. Влюбилась в блестящего генерала, красавца Александра Тучкова, которого в столице называли Аполлоном. Молодые люди встретились на одном из балов и полюбили друг друга. Тучков попросил руки Маргариты у ее родителей, но те отказали, потому что были напуганы неудачным предыдущим браком, и несколько лет не давали своего разрешения. После отказа родителей и отъезда Александра за границу Маргарита стала угасать на глазах. Нужна ли она ему, разведенная, с незадавшейся жизнью? Она ревновала, мучилась, ее душа металась. Вот он уехал и даже не попрощался… Но однажды Маргарите передали небольшой конверт. Это было письмо от Александра Тучкова на французском языке. И каждая строфа заканчивалась словами: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита».

Tuchkov_Aleksandr_Alekseyevich

Только в 1806 году молодые обвенчались, и Маргарита стала сопровождать мужа в военных походах. Да, женам русских генералов разрешалось следовать за мужьями фронтовыми дорогами, но сколь немногие воспользовались этой возможностью! Деятельный, неунывающий характер помогал Маргарите переносить тяготы походной жизни. Ей пришлось по пояс в ледяной воде переходить Ботнический залив во время шведской кампании. Она училась стойко терпеть зрелище смерти, перевязывать раненых, ухаживать за ними, выслушивать последнее слово умирающего… Не раз Маргарита обмирала от страха при грохоте артиллерийских орудий, и это были страшные часы, когда она не знала, вернется ли ее муж живым или нет.

… Маргарита проснулась среди ночи от страшного сна. Она сидит у стола в незнакомой комнате вроде тех, что бывают на постоялом дворе. Вдруг отворяется дверь, входит ее отец и говорит со слезами: «Муж твой пал на полях Бородина». В отчаянии и слезах, даже не поняв, что это был всего лишь сон, она побежала к Александру. Услышав об этом нелепом сне, он велел тут же принести подробную карту России, и все принялись искать на ней это неведомое место — Бородино. Кто мог тогда знать, что Бородино навсегда войдет в историю России! Искали главным образом у западной границы, где был расположен тогда Ревельский полк, которым командовал Тучков. Не найдя, рассудили, что все вздор и все от перемены погоды. Наверное, Маргарита обладала очень развитой интуицией. Она ощущала, что может произойти что-то трагическое, и ее мистический сон, и все ее попытки быть рядом с мужем, как-то оградить, защитить его, говорят о том, что она многое предчувствовала…

… В тот день в бою с французами под деревней Семеновской Тучков поднял свой полк в атаку. Солдаты, оробевшие под шквальным огнем вражеских батарей, замешкались. «Вы стоите? — Я один пойду! — крикнул Тучков, схватил знамя и кинулся вперед. Картечь расшибла ему грудь. Тело его не досталось в добычу неприятелю. Множество ядер и бомб каким-то шипящим облаком обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала», — так писал Федор Николаевич Глинка о гибели Тучкова в своих «Очерках Бородинского сражения».

Маргарита узнала о геройской смерти мужа на Бородинском поле в начале сентября 1812 года. Спустя два месяца, с картой, где было помечено место гибели Александра, Маргарита отправилась в Бородино. Невозможно себе представить, что увидела эта молодая, хрупкая женщина. Десятки тысяч трупов лежали неубранные с того страшного августовского дня, десятки тысяч лошадей, оружие, техника. Все это было перемешано страшным огнем с обеих сторон.

Маргарита Тучкова. Минеева П.И., 2011 г.

Маргарита Тучкова. Минеева П.И., 2011 г.

 

Два дня она разыскивала тело своего мужа, но не нашла. И тогда она решила построить на этом месте церковь. Маргарита продала свои бриллианты, император Александр I прислал 10 тысяч рублей. Для Тучковой построили деревянный домик, где она поселилась вместе с сыном, родившимся в 1811 году, и руководила строительством. К 1820 году Спасская церковь была построена. Она оказалась первым памятником на Бородинском поле. Каждый день, каждый час Маргарита ощущала присутствие Александра. Он словно был рядом… Единственное, что спасало Маргариту — это сын Николенька. Как-то вечером на столе Маргарита обнаружила записку, написанную детским неуверенным почерком: «Матушка, жизнь моя! Если бы я мог показать Вам свое сердце, Вы нашли бы в нем Ваше имя».

В 1826 году судьба нанесла новый страшный удар Маргарите. По делу декабристов, в кандалах, был отправлен в Сибирь ее любимый младший брат Михаил Нарышкин. Не выдержав горя от всего, что произошло, скончалась ее мать. А самое ужасное: от скарлатины в пасхальные каникулы умер любимый сын, пятнадцатилетний мальчик, в котором с каждым годом все больше проявлялись черты, внешние и внутренние, его отца, Александра Тучкова. Маргарита словно обезумела. Теперь уже ничто не держало ее в миру. Она привезла прах сына на Бородинское поле и похоронила его в склепе церкви Спаса Нерукотворного, построенной на костях ее мужа. Иногда по ночам она выскакивала из своего домика и бежала куда-то в темноту. Ей казалось, что сын и муж зовут ее. Она запиралась в склепе, и там ее находили без чувств…

Надо было как-то справляться с этой безнадежной ситуацией, и Маргарита написала письмо с просьбой о духовной поддержке митрополиту Филарету Московскому, великому архипастырю своего времени. Он приказал сделать то, что было нужно в этом случае — убрать последние крохи, что остались от Николеньки — игрушки, детские вещи. Митрополит запретил ей часто бывать и плакать на могиле сына и велел заняться делом — основать общину, чтобы утешать других вдов. Она этим занялась, и у нее все получилось — ведь и по происхождению, и по харизме, которую она излучала, Маргарита была незаурядной, сильной духом женщиной, уповающей на помощь Божию. И в этой точке произошла удивительная перемена, когда жизнь становится житием…

К 1833 году поселение вокруг Спасской церкви получило статус общежительства, пока еще не монастыря, а Спасо-Бородинский монастырь возник позже. В 1838 году Маргарита Тучкова приняла постриг и стала инокиней Меланией, а в 1840 году митрополит Филарет совершил над Тучковой обряд великого пострижения и на следующий день посвятил ее под именем матери Марии в сан игуменьи созданного ею Спасо-Бородинского монастыря. Сбылось пророчество неведомого старца. И до самой своей смерти в 1852 году она возглавляла этот монастырь и молилась за павших на Бородинском поле.

c93f5ca95fe1249d429452fcd2e0ea0bbc5f6c149815424

Видимо, в минуты тяжких испытаний в человеческой душе открываются какие-то такие свойства, которые в обычное время спят. В истории Маргариты Тучковой много уникального, ведь уникальна каждая человеческая личность, и в то же время типичного. Типичного в том смысле, что множество русских женщин в то время в той или иной степени совершали подвиг, шли за своими мужьями в Сибирь, были верны до своего смертного часа памяти погибших близких. История Маргариты привлекает наше внимание и тем, что для нее как будто бы не существовало никакого другого варианта жизненного сценария. Подобно ее мужу, Александру Тучкову, погибшему в Бородинском сражении, она не знала сомнений в своем служении памяти, служении вере, России, людям…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, поэтесса, журналист. Член Союза писателей России. Автор 13 книг стихов и прозы и нескольких тысяч публикаций в СМИ. Мать троих детей, хозяйка домашнего очага.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Гоблинище

Один из самых поэтичных образов нашей истории. И она, и Александр Тучков. Его образом воспользовался Толстой при создании Андрея Болконского

ККК

История типичная для того времени. Служение, служение, страдания, которые сыпятся на бедную женскую голову. Родители выдали замуж, потом отняли несколько лет жизни с любимым не давая согласия на повторный брак, потом война и вдовство. Дальше кошмар потери ребенка и опять указивка как жить и что дОлжно делать женщине. Забыть себя и служить другим. Будь проклят патриархат.

kiriniya

Да отчего же? Вообще-то и у нее был выбор в предлагаемых обстоятельствах — служить себе и веселиться. И возможности были. Просто она выбрала достойную жизнь — а над обстоятельствами человек не властен, "в какое время выпало жить, в том и живешь". Чистая душа.

ККК

Вы уверены, что у нее ДЕЙСТВИТЕЛЬНО был выбор? В то время женщина -вещь, а вещь должна быть удобной. Сначала брак с веселым мужчиной, который нанес ей непоправимую душевную травму- мне на тебя наплевать настолько, что можешь завести любовника из числа моих друзей. Тут и более зрелая дама в депрессию бы впала (как минимум вначале брака). Потом развод, что позорно по тем временам. Потом истеричная привязанность к мужу как к спасителю и вызволителю из очень неудобно-позорного положения отвергнутой женщины и разведеной барышни. Дальше война и геройская смерть последнего. Родным удобна и почетна полубезумная родственница, строящая часовню на бывшем поле боя. И… Читать далее »

MaryNightingale

"Родным удобна и почетна полубезумная родственница, строящая часовню на бывшем поле боя. И никто, никто Карл, не сказал — ребенка в охапку, бриллианты подмышку и в Италию- к теплому морю, ласковому солнцу, веселым людям- ЖИТЬ и наслаждаться ЖИЗНЬЮ."
Постройка часовни на бывшем поле боя — это признак безумия, по Вашему? И не жестоко ли вдове, потерявшей любимого мужа, предлагать наслаждаться жизнью?

ККК

Ага, признак безумия. А что не жестоко предложить вдове- похоронить себя заживо?

ККК

У вдовы был маленький сын, вот заняться им — это не безумие. Хотелось построить часовню- на здоровье, только жить около нее в маленьком домике не обязательно. А вообще очень печальная история о сломанной судьбе.

aktovegin

Так везде давление в истории прослеживается, везде людям насладиться жизнью не дают. Ни одна христианская мученица жизнью так и не насладилась. Да и которые не мученицы жили скучно: детей растили, Богу молились. Вместо того, чтобы пойти в ночной клуб, напиться и упасть под забором.

ККК

Странное у вас представление о наслаждении жизнью- напиться и упасть…. Ну если валяние под забором — это не скучно… Про мучениц -если они в здравом уме и твердой памяти шли мучиться- это их выбор. А вот если в состоянии легкого (или сильного) помешательства от горя- это дело другое. В истории много всяких гадостей прослеживается и ночной клуб не самая большая из них.

Manypenny

Почему ни одна мученица жизнью не насладилась? были среди них замужние дамы, обеспеченные, с детьми.

aktovegin

Просто по мнению светских гуманистов они должны были не спорить с императорами о единобожии, а признать, что в идолах тоже что-то есть, поклониться им, чтобы детей не сиротить и жить полной жизнью: посещать цирки, пиры, вакханалии или гулять у моря, дышать чистым воздухом и читать античных философов.

Саша Васильева

Нащет этого Вы правы-везде давление общества прослеживаеца и в истории и сейчас.поэтому как грится,ай хейт общество и ничем ему не обязан и пусть оно летит на йух.а я пойду в магаз куплю пивас завалюсь на дивас и пусть идет куда подальше. П.С.будь проклят патриархат,и вобще любой авторитаризм.

actovegin

Маргарита, Вам не кажется, что толерантность тоже должна иметь пределы? Никогда не думала, что на Матронах придется выслушивать разговоры на блатной фене. Год назад такие комменты не пропускались.

Гоблинище

Правда. Подгнило что-то в датском королевстве

Φωτη

Вот если представить , что мы попали на поле после боя (или бойни) , даже не имея там родной души, картина СМЕРТИ меняет человека . А " ЖИТЬ и наслаждаться ЖИЗНЬЮ" можно уже по-другому, делая что-то . По Вашему мнению, все кто уходит в монастырь или посвящает себя служению близким — безумны?

Дария

Отказ от удовольствий — это не грех. Посвятить себя Богу — это не отказ от жизни, это выбор Жизни, вообще-то.

Марина

Не для всех упасть пузом к солнцу в италии-цель и смысл жизни. Это приятно,безусловно,но не суть. У человека дело в жизни было,причем масштабное. Это захватывает и это тоже большая жизненная удача. Чтобы организовать и курировать стройку нужно быть дисциплинированным и неглупым человеком,что тогда так было,что сейчас. Да и потом после некоторых событий в жизни куда то растворяется "легкость бытия" душа уже к этому не лежит вот и все. Я читала ее биографию и мне даже завидно как то,что у человека было масштабное дело и немалые организаторские способности. Вдохновляет даже. Так что забитой окружающими она точно не была. Забитый и сломанный… Читать далее »

Ежик

Очень метко,согласна.

гость

"По мне самый большой грех- это отказ от жизни и самые гадкие грешники-это те, кто толкнул к этому несчастную молодую женщину" — Атеизмом попахивает

Гоблинище

Думаю, она просто не могла радоваться жизни, и тем более в Италии, когда потеряла мужа. Ну и… Что бы в Италии ей осталось после смерти сына?

Ежик

Да и вообще…в таких случаях-многих потерь,избави Бог-это очень опасно,на мой безопытный взгляд-пребывать в бездействии и праздности. Еще больше тоска замучает.

ККК

Время лечит… жизнь то у неё была долгая. Смена места (не обязательно Италия) благотворно бы повлияла на нее. Но жить на поле боя- это растравлять свои раны. Не понимаю я ее близких, замуж сначала отдать не глядя, потом за любимого не пускать- на это у них была воля, а вытащить из бездны страдания- не смогли или не захотели. Что бы ей осталось после смерти сына… да то же, что и в России- может благотворительность, а может у нее был бы муж и другие дети. Меня поражает жестокость времени и возможно ментальности- кроме монастыря никакой альтернативы. Во всяком случае одобряемой социумом… Читать далее »

Марина

Да не нужна ей была Италия,да и не диковинка это-заграница для человека ее класса. События которые с ней произошли Италией не лечатся. Вы представляете себе какого масштаба там,под Бородино, бойня была? Человек со смертью тысяч столкнулся во всей своей неприглядности. Со страданием,с насилием.
Тела ее мужа любимого даже не нашли,а перед смертью он других людей убивал. А когда ты приехала туда,посмотрела своими глазами ,что там делалось в стороне уже никогда не останешься. А будешь молиться о душе своего убитого мужа. Просто каждый в меру своих возможностей молился-крестьянка под образами,а у нее была возможность храм построить.

Ежик

Так ваше мнение такое,а у них-другое. На мой взгляд-даже вне религии-женщина поступила разумно-занялась делами. И серьезными. Вы не видели таких людей,которые после потерь (даже куда более мелких-развода,например)- уходят в работу с головой? И это правильно,в жизни появляется новый смысл и как-то страница переворачивается легче. Тем более,она была очень активной-раз с мужем на войну отправилась и все тяготы типа перехода брода выдерживала.Какая ей благотворительность в формате того времени? По госпиталям ходить? В первом случае она выбрала достойное строительство,во втором случае-создание общины. Это более ресурсозатратные вещи,чем простая благотворительность."Другие дети"-хотела бы замуж,вышла бы,но могла и просто не хотеть. Как раз женщина тут поступила… Читать далее »

Гоблинище

Альтернатива у нее была. Мы вот знаем, что многие жены декабристов поехали за мужьями в Сибирь, а были такие, которые не поехали. И ехали-то многие не из любви к мужу, а видя в этом свой долг. Ее жизнь на Бородине это и было то же, что за мужем в Сибирь, только она его еще очень любила. Почему Вы предполагаете в ее поступках вынужденность? Потому, что в заглавии статьи использована картина, на мой взгляд вообще неудачная и не отражающая реальность, где Маргарита выглядит совсем безумной? Она не была безумной. А что ее не упрятали в смирительную рубашку и не отправили в… Читать далее »

Nata.

Здесь возможно был бы вариант, что в Италии сын не заболел бы скарлатиной. И как следствие не умер. А по поводу радости жизни я полностью согласна. Она бы не смогла.

Гоблинище

Ну да, заболел бы малярией. Еще и она бы в этом виновата была

Марина

Ну да в Италии то дети не болеют и не умирают.

Nata.

Я сказала "возможно бы…". Что не исключает вероятности того, что заболеть чем-либо можно и в Италии…

kiriniya

Да, я уверена, что факты можно увидеть по-иному. Несчастья постигли ее не из-за ее ошибок, они не зависели от ее воли, она встретила настоящую любовь, прошедшую испытание всем, чем можно — такую, которую даже смерть не в силах погубить. В те времена умели насладиться жизнью, далеко не все жены военных делили с мужьями дело их жизни — она могла жить по-другому, но ее выбор были иным. Уважайте его.

Саша Васильева

Если это был ее личный выбор -то респект,сильная личность.если все было под далением обществп,окружающих-то наоборот. И ваще ай хейт ай хейт или как там:не стоит прогибаца под изменчивый мир..)респект тем кто не боица идти обществу наперекор особенно если это женщины потому что им еще сложнее особенно в прошлые века было,почти невозможно.

kiriniya

Да Вы вообще о чем? Несчастная? Это с таким мужем, как Тучков? После такой любви — искать каких-то скучных наслаждений? И потом — его отняла война. Понимаете? Не бутылка, не шустрая подружка. Если и возможно прожить истинно счастливую жизнь — Маргарита ее прожила.

ККК

После такой любви у нее была долгая жизнь и СЫН. Еще у нее была психологическая травма и деньги. Которые и прибрали к рукам в конце концов. Не важно кто и что отняли любовь. Нет, для общества важно- социально одобряемо или нет, а молодой женщине что делать? Взойти на костер как индийская вдова? Мда… на костре хотя бы быстро, хоть и мучительно. По поводу наслаждений- очень интересно получается как у уважаемых матрон это слово вызывает прямо таки агрессию! Кто-то предположил, что наслаждение непременно в ночном клубе, выпивке и под забором (окей, у каждого свой опыт), для вас они "скучные". Девочки, мне… Читать далее »

Елена

Ну,не выдержала я,простите! "Запущено" что? Монашество-это теперь называется "запущено",приехали…А я так вот всегда думала и, между прочим видела,что для тех,кто стал монахом-это как раз и есть обретение себя. Через скорби к монашеству тоже приходят,но не так часто.Монастырь-не отделение неврозов в психлечебнице. Как много,оказывается, у нас сейчас в России запущенных людей! Себя по Вашей градации тоже к дремуче запущенным отнесу, потому как попадья.Правда,у меня тоже выбора не было,куда же деваться,если мужа рукоположили! Если ,не приведи Господи,помрет мой батюшка раньше меня,тоже ведь замуж второй раз не выйдешь. И в миру без него тоскливо будет.Так вот и придется в монастырь,куда же еще! Ох,и… Читать далее »

ККК

Вы точно со мной разговариваете? Монашество, если это осознанный выбор самостоятельного и взрослого человека (либо призвание, которое человек ощущал с детства) -это нормальный выбор, не хуже любого другого, хочется кому то считать, что это лучший выбор для человека- на здоровье. Я говорила о патриархате и об отсутствии реального выбора для женщины в те времена. Неужели так сложно понять? Или вы увидели какие то маркеры для себя и понеслось богатое воображение? Если вы не видите для себя альтернативы монастырю- это тоже ваши фантазии, дай бог здоровья вашему мужу. И причем здесь ваше образование и мужа? Вот к чему? Кстати, из личного… Читать далее »

Елена

Разговариваю с Вами, ККК,точно. Если про напрашивающийся диагноз,то он не медицинский.Это,если Вам угодно,напрашивающийся интернет-диагноз.Вот кто обычно провоцирует при интернет-дискуссиях? У Вас такая "метода" не в первом обсуждении. Хотя,возможно,Вы просто такой слегка резковатый человек,а может это просто Ваше отношение к православию и к православному монашеству. Понимаете,даже если человек пришел в монастырь скорбями, он все-равно-избранное возлюбленное чадо Божие.Это его путь.Если это не мой путь,я буду жить в миру,Господь это обязательно откроет,любым путем.Ну так вот например: доподлинно знаю об одной монахине, которую в 90-ые годы в монастырь привела тяжкая болезнь.Она долго колебалась в выборе между миром и монастырем.Так вот, уезжает в мир-заболевание начинает… Читать далее »

ККК

Елена, попробую по пунктом. Я просто высказываю свое мнение- терпеть не могу ханжей и лицемеров- поэтому мнение свое говорю максимально честно. Стараюсь не нарушать законы вежливости. Если кем то это воспринимается как провокация, мне жаль. У меня нет какого то особого отношения ни к православию (читала серьезные изыскания, даже сделала вывод, что если глубоко копать, то в православии более мягкое отношение к человеку, чем у моих любимых католиков), ни к монашеству. Выбор как выбор, можно только позавидовать тем людям, которые с детства знают чего хотят или находят свое-свое в зрелом возрасте. Я говорила о конкретном человеке. Знаете, у меня богатое… Читать далее »

Елена

Продолжу,длинный комментарий получился. Игумения Мария (Маргарита Тучкова) шла к Богу и она его нашла, и нашла себя.Да, вот так тяжко,но это был ее путь.Не мой и не Ваш-ни Вы и ни я совсем не настоятельницы монастыря.И не имеем мы права на фантазии о ее вменяемости,безумные настоятельницами не становятся. Хотя,про это тоже было:"иудеям соблазн,эллинам безумие"(1Кор.1:23)
И на Ваше "запущено",среагировала не только я.К этому и об образовании,не буду пояснять,думаю,Вы поняли. Светлой Вам дороги к Богу!

ККК

Продолжу. Пока Маргарита не была игуменьей, она много чего пережила- нам даже осознать трудно тот кошмар и позор, каким был развод в то время. Не думаю, что это не отразилось на ее личности. Почему я говорю об истеричной любви к мужу- не осуждая, а просто это была сверх любовь и сверх благодарность к МУЖЧИНЕ. Вообще не жизнь у женщины, а прямо путь на Голгофу! Затем его гибель в страшной бойне. Почему никто из родных не остановил молодую, тонко чувствующую женщину от похода на поле битвы?! В поисках растерзанного тела человека, которого она боготворила? После увиденного трудно остаться совсем уж в… Читать далее »

Гоблинище

Не так уж был редок и в те годы развод, разъезд и прочие способы расставания с мужем. Сестра Толстого тоже разошлась с мужем по тем же причинам, что и Тучкова, и никакого позора на нее не упало. Тучкова же по сути не развелась, а аннулировала брак, что тем более лишало ситуацию скандальности. Несомненно, ей тяжело было расстаться с девичьими идеалами, как, впрочем, и теперь это тяжело любой девушке, которая не с самого детства в курсе, как что в жизни происходит. А почему родственники должны были останавливать вдову в ее стремлении найти тело мужа? Вот это было бы самое настоящее насилие.… Читать далее »

aktovegin

Если быть точными: разъезд — явление частое в те времена, к нему относились терпимо, если один из супругов не вступал в ЯВНОЕ брачное сожительство. Тогда начинались проблемы, как у Анны Карениной. Там очень тонкая грань. А если к светской львице, находящейся в разъезде со скучным мужем, ночью пробирался сердечный друг — это было вполне пикантно.

Гоблинище

Да. Но я хочу сказать, что если развод был по причине нарушения супружеской верности, то на невиновного супруга никакой тени не падало, и он/она имел право на повторный брак. Что и было, видимо, в случае с Тучковой, если не аннулирование брака даже. Такой развод было сложно получить, но у нее влиятельная семья, смогли. Без какого-либо позора и прочего

ККК

Опять продолжу)))). Сейчас ее бы наблюдали психотерапевты и конечно, она бы ходила в храм и молилась, а там с Божьей помощью и совместными усилиями ее психику бы восстановили. А пошла бы она в монастырь или уехала куда нибудь- это был бы выбор осознанный и никем не порицаемый (хоть в Италию, хоть на Соловки). А тогда выбора особо не было, потому что самому человеку очень трудно полноценно восстановиться после таких ударов судьбы.
За добрые пожелания — спасибо!)))

Nata.

Елена, простите, но я что-то о таком не слышала, чтобы вдовая попадья не имела право больше замуж выходить (при ее на том желании разумеется). Священник — это естественно, его рукополагают, но попадью же нет! С одной стороны я с уважением отношусь к людям, которые хранят свое вдовство, с другой стороны не осуждаю тех, кто снова решил устроить свою личную жизнь..

Елена

Nata,здравствуйте! Да я и не говорю,что это обязательно,это просто естественно для священнических семей.Да,батюшку рукополагают, а не матушку.Но перед его рукоположением матушки дают обещание перед Крестом и Евангелием,в котором в том числе и о сохранении святости церковного брака.Второй брак в православии-это снисхождение к нашей слабости,это немного не про то.Честно говоря,не знаю ни одной матушки,которая после смерти батюшки вышла бы замуж во второй раз.Очень понимаю игумению Марию (Маргариту). И ,если вспомнить историю православной Руси и русской православной Церкви, то для благочестивых семей это было совершенно естественным хранить верность покойному супругу или супруге,ведь правда?.Кто-то принимал монашество,кто-то жил в миру. Наверное, мы просто духовно… Читать далее »

Nata.

Елена, я понимаю Вашу позицию, и в целом согласна. Единственное, святость церковного брака на мой взгляд имеет "пока смерть не разлучит", вроде как так. Тем более, что и апостол Павел предлагал молодым вдовам вступать в брак. Да, хранить верность своей покойной половине — это намного выше и дорогого стоит. Мне, честно говоря, самой как-то не хочется пережить своего мужа. А Маргариту Тучкову я понимаю, и считаю, что все, что она сделала после смерти мужа, было ее добровольное решение, никем не навязанное. И по-другому она не могла. Но тем не менее и в те времена были люди, которые поступали иначе, и… Читать далее »

aktovegin

Вы не исповедуете православие, поэтому Вам сложно понять. И не надо значит. Но и не надо других обвинять в мракобесии. Для православной женщины храм, молитва — это утешение.
Маргарита Тучкова любила Бога. Это непросто понять даже людям, которые регулярно ходят в церковь.

ККК

Что то я не припомню, что бы исповедовалась человеку и таблетке о своем мировоззрении…. это во первых, во вторых — вам не надоело свои фантазии приписывать другим людям? В третьих с чего вы взяли, что Бог такое ревнивое существо, что любить его можно исключительно отказавшись от всех радостей жизни? В православии такого точно нет!

aktovegin

Вот было интересно, сможете Вы обойтись без хамства? Думала, сможете. Ошиблась.
Вы писали когда-то, что посещение храма не для Вас, Бог у Вас в душЕ. Это Ваше дело. Но для некоторых христиан непрестанная молитва и есть радость жизни. Это в православии точно есть.

Мне все равно, "запущена" я в Ваших глазах или нет, но вот других верующих такие слова могут задеть.

ККК

Опять любимая песня- вам нахамили…. даже не смешно. Про посещение храма я не писала и про то что у меня в душе- тем более. Переход на личности- признак культуры в вашем понимании, забавный вы комментатор.

ККК

Не считайте верующих людьми, которые не способны понять прочитанное. Нет, я уже привыкла, что переодически попадаешь в старый советский анекдот, где делают выводы из сказанного и яростно оспаривают свои же выводы. Забавно, не более.

Саша Васильева

Знаете чего?.. хамство говорите? Но Вы пардон тоже хороши. И вам подобные.так иожно а вот так нельзя а то Бог накажет.не надотакого "православия",идите гуляйте.)человеку можно все что он хочет а вот нужно или нет он сам разбереца.а когда такие "верующие" начинают нотации читать хоца не к православию ваще обращаца а.. хоть в пивнойларек.

MaryNightingale

Знаете, все началось с достаточно эпотажного комментария про "полубезумную" вдову и "истерическую привязанность" к мужу, все это излагалось достаточно безапелляционным тоном. Естественно, это вызвало протест, но первые ответы были достаточно тактичны. Потом началось обвинение православных женщин в "запущенности". Естественно, мы тоже не все ангелы, возможно, в некоторых ответах на это обвинение и содержался переход на личность. Ну и естественно, православные оказались "плохими". Автор же провокационного комментария теперь объясняет, что это, де, всего лишь ее личное мнение.

ККК

А что, я когда то писала от некой "группы лиц". Выводы вы сделали сами, отвечать за них тоже вам. Если не хотите понять, что я тут разжевываю, то это ваше дело. Безапелляционный тон- это не ко мне, я по нику диагнозы не ставлю, стараюсь дискутировать с высказываниям, а не со своими выводами по поводу прочитанного. Агрессия на простые рассуждения говорит об одном- я задела что то очень болезненное и личное, а вот ЧТО именно- понятия не имею! Да, честно говоря, и знать не хочу, пусть каждый со своими болевыми точками сам работает.

Саша Васильева

Я даже примернопонимаю какие болевые точки Вы задели.. для таких людей это характерно и даже представляю почему именно это для них так болезненно:)

ККК

Саша, умоляю, не надо! Пусть сами справляются, давайте в сторонке постоим.

Гоблинище

Ну, я думаю, нехорошо переходить на личности. Этим Вы и задели. Иронизировать над ником участника дискуссии нехорошо, вот и все

ККК

На чью КОНКРЕТНО личность я перешла?

Ежик

Дык где-то перешли на ник актовегин. В приличном интернет-обществе переход на ники-моветон.
Во,близко.
"Что то я не припомню, что бы исповедовалась человеку и таблетке о своем мировоззрении…"
Даже и не знаю.это вроде и не ирония,и не троллинг,но однозначно нечто некрасивое…
Да-да,про сверчка помню,но молчать не буду…

Гоблинище

На личность Актовегина конкретно. "человеку и таблетке" — Ваши ведь слова. А на тему трех букв К тоже можно много чего придумать. Только это уровень начальной школы. Может быть, я ошибаюсь. Но мне думается вот так

aktovegin

Болевая точка, лично у меня, та, которая болела у профессора Преображенского, когда Шариков начинал толкать идеи, прочтя перед этим полторы страницы весьма сомнительной книжки. Понимаете, если бы речь шла о курсе валют, о ценах на нефть, или о быте и нравах древнего Рима, то я бы промолчала. Ничего не понимаю ни в том, ни в другом. Но вот русской историей первой половины 19 века в свое время серьезно увлекалась. Это особый мир. Там другие, непонятные нам условности. И поэтому когда человек, ничего не читавший (иначе бы полемики этой не было), только посмотревший "Анну Каренину", начинает выдавать здесь какой-то сумбурный историко-психологический… Читать далее »

ККК

АААА!!!! Вы сделали мой день, чуть кофе не подавилась. А я то думала, что у вас нет чувства юмора, ржу (зачеркнуто) сильно смеюсь.

MaryNightingale

" это во первых, во вторых — вам не надоело свои фантазии приписывать другим людям?"
А про "полубезумную" вдову и истерическую привязанность к мужу — это чьи фантазии?

ККК

Это выводы из статьи всего лишь. На истину в последней инстанции не претендую.

Nata.

Во-первых, вы неоднократно говорили, что вам близок буддизм.
Вов-вторых полагаю, что Бог не может быть ревнивым. Но здесь дело не в Боге, а в самом человеке. Есть такие люди, которых Бог (точнее благодать Святого Духа) заполняет полностью, и им настолько хорошо в этом состоянии, что в принципе не интересны никакие другие радости жизни. И это их право.

ККК

Мне и католики близки, пожалуй даже понятнее, чем буддисты. Может по делу- о статье будем говорить? Да, мое мнение, основанное на чтение книг, статей о том времени, таково, что я не вижу социально одобряемой альтернативы кроме монастыря для девушке из высшего общества, попавшую в очень не красивую, если не сказать скандальную историю с первым замужеством, что наложило огромный отпечаток на ее психику, потом счастливое избавление от скандала любимым мужчиной. Кстати, а не потому ли родные так не спешили со вторым браком, что скандал с первым и над ними висел? И вот новая трагедия- мир героини рухнул- ее избавитель геройски погиб.… Читать далее »

aktovegin

Почитайте Лотмана "Беседы о русской культуре". Чтобы понять дух той эпохи. Тогда Вам станет ясно, что, увы, жены-декабристки (девять человек) и Маргарита Тучкова — это своего рода "мамонты". Что в высшем свете никакого патриархата не было. Что Юлию Самойлову и Аграфену Закревскую были рады видеть во всех гостиных. А у них Ксения Собчак могла бы кое-чему научиться. Для той среды развод не считался таким уж позором, если его давали. Тетушка Пушкина развелась с его дядюшкой и снова удачно вышла замуж. Натали Гончарову осуждали только поклонники пушкинского гения. Не будь она женой ПУШКИНА весь свет с интересом и благосклонно наблюдал бы… Читать далее »

ККК

*Так что Ваше мнение, о "приличном для родни исходе в монастырь", не имеет под собой исторических обоснований.*
Ага, только еще воспитание было и мнение света. Почему тогда Анна Каренина под поезд шагнула? Не надо только про кокаин. Тучкова была так воспитана, что не могла жить с мужем гулякой, который от "широты" души давал ей полную свободу. РАЗВОД был скандалом и пятном с которым родне тяжело и ей самой.

aktovegin

Так я и говорю о мнении света. Развод Анны Карениной не был бы позором. Просто развода не было. Если Вы читали роман, то вспомните, как светская львица приезжает к Анне, которая сошлась с Вронским НЕ БУДУЧИ РАЗВЕДЕННОЙ. "Ну что, все? Развод?". И узнав, что развода нет, мадам меняет тон, уезжает и не принимает Анну у себя. Это первое. Второе — это другая эпоха. 9 из 10 женщин начала 19 века жили с мужьями гуляками и любовниками. "Это было удивительное время, когда никто не мог с точностью назвать имя своего отца" — писал современник Пушкина. Тогда было модно тайно принять католичество… Читать далее »

Гоблинище

Это, у Карениной морфин был. И под поезд она пошла как раз потому, что развода ей не дали, а жить и неразведеной, и не с мужем, и в свете при этом было, да, нельзя.

Гоблинище

Подпишусь под каждым словом. Маргарита не была в разводе, ее брак был аннулирован, что немного не одно и то же и что возвращало ей статус незамужней. Никакого позора. Ну и разумеется, никто бы ее камнями не закидал за новое замужество. Вопрос, могла ли захотеть замуж так сильно любившая вдова? И как будто нет в жизни других радостей и утешений, кроме следующего мужчины.

Марина

Ага, найди нового человекозаменителя и утешишься -универсальный рецепт.

Марина

очень интересная книга.начала читать.

Гоблинище

Так Тучкова и обрела себя — в сохранении памяти мужа и всех павших на Бородине. Если это нам не близко — я вот тоже с трудом себе представляю отказ от мира и монашество — это еще не значит, что и ее заставили. Это ее решение и выбор.

Марина

А почему вы считаете,что делать такие вещи как: построить храм посреди чиста поля,усиленно молиться за убитого мужа, уйти в монастырь можно только из под палки(одобрение/неодобрение общества и т.п)?

apple_blossom

Послушайте,но ведь была ли у нее к мужу любовь или истерическая привязанность, мы можем только гадать. И мы свечку не держали,и кто ей там что говорил-не знаем. Может,ей какие-нибудь тетушки нашептывали:"Езжай-ка ты, милая,в Италию, отдохнешь,развеешься", а она наотрез. Может не стоит сходу записывать человека в жертвы манипуляций? Женщина вообще- то настоятельницей монастыря стала. Какой уж тут патриархат. Ну,а что не захотела на моря,ну дак не все хотят. Да и в монастырь большинство идут по собственному желанию,и идут туда именно жить,а не хоронить себя заживо.

ККК

*Женщина вообще- то настоятельницей монастыря стала. Какой уж тут патриархат.*
Настоятельницей она стала, потому что высокого происхождения со всеми вытекающими. Если бы она стала директором фабрики, послом в другую страну- да- что то из ряда вон для первой половины 19 века. А настоятельницей женского монастыря? Обычно, типично, благочестиво- все довольны.

apple_blossom

ну, пусть обычно,но это же не значит автоматом, что она сама была недовольна своим выбором и ночами рыдала в подушку,вспоминая шум морского прибоя и звезды Италии)). Делом занялась, и правильно. Почему бы и не в контексте времени? А то,что у нее не было выбора между монастырем и миром,ну,это мы уже 19 век с каким-нибудь 15 путаем,мне кажется.

ВераЧ

Сестры, почему так много минусов?? Не могу понять… ККК, согласна с вашим мнением. Маргариту очень уважаю и сочувствую ее судьбе. Но ведь да, ни слова о родственниках… такая скорбь, а где же они тут плечо подставили? Когда читаю, как она ночью бежала в склеп… у меня мороз по коже… и что же, рядом ни одной родной души, чтобы обнять, остановить, поплакать вместе и утешить? У меня такое впечатление, что она совсем одна со своим горем. Может кто-то скажет, что это фантазии тоже. А про первого муж, так это вообще за гранью добра и зла… тоже кинули девушку в ад, и… Читать далее »

Марина

Про родственников,когда "М. бежала в склеп" она была уже взрослой женщиной,которую на помочи никто не обязан брать,взрослые люди сами свои проблемы решают и она в конечном счете их решила и занялась делом. По поводу ее первого брака,сколько сейчас историй,когда расходятся люди на первом году "брака" из-за тех же причин,потому что муж живет с другой/другими,да я 3-ку таких знаю.И что у всех родители монстры, в ад дочерей кинули? Почем зря сгубили?) Сделали ее родители для нее все, что могли,а возможности у них были не маленькие -это очень сложно было получить развод в то время. Не надо демонизировать людей и искать унижения… Читать далее »

ВераЧ

Марина, ну вы сравнили!! Сейчас!! А Маргариту кто спросил, когда за распутника замуж отдали? Сейчас вроде все сами замуж идут, не насильно.
Никого не демонизирую, просто вслух вопрос задала.
Про "никто не обязан" мило. Да кто бы спорил. А у кого проблемы нерешенные, так они сами и виноваты.
Пойду-как я отсюда!

aktovegin

Почитайте для начала серьезные исследования о быте и нравах высшего света первой половины 19 века. Девиц замуж "выдавали", так принято было. И с Матерью у Маргариты были теплые отношения. И добра она хотела дочери. Ласунский с начала Маргарите очень понравился. Ну не встречались молодые люди в то время: познакомились, "Вы мне не противны", поженились. Никто ее силком против воли под венец не гнал. Это Ваши домыслы. Маменька посоветовала — понравился — благословили.

Марина

Про "проблемы нерешенные -сами виноваты"-это ваши слова. Нет никакой разницы по чьей воле оказаться в браке с распутником,по своей или по чужой. Слаще оттого что "сама выбирала" не становится совершенно. Почитайте более расширенную биографию о Маргарите Тучковой. И тогда можно выводы сделать следующие, что когда она бегала ночами от отчаянья в склеп ей просто не кому из родственников было помочь-либо умерли, стары, либо малы,а ее младший брат с семьей были в ссылке в Сибири. И в итоге она ему помогла-просила за него у императора. Там выше Актовигин рекомендовала книжку Лотмана, вы почитайте- там есть главы про идеи распутников (первый муж… Читать далее »

Ежик

Вот мое мнение по этому поводу-женщина лет с 28-30 и лет до 55-это некий центр семьи (если брать не семейную пару,а родителей,детей, других каких-то родственников). И в этом положении центра есть свои особенности-во-первых,любое утешение (кроме мужа,и то в какой-то степени)-малозначимо. Во-вторых-те,кто должны его оказывать-просто могут не иметь для этого ресурса. Потому что дети маленькие (юные),родители старенькие,и они тоже переживают эту ситуацию. А уж в данном случае для ее матери двойное горе-дочь вдова,сын в кандалах.А потом и сама умерла,добавив горя дочери. Какой из нее утешальщик? А еще кто может быть? сестра? двоюродная тетя? Приходится находить ресурс в себе-что Тучкова и сделала,по… Читать далее »

ВераЧ

Ежик, так и вы о том же, о чем и я! О том, что горе на горе, а она со в этим этим одна, без поддержки.
Да Тучкова молодец, еще раз скажу про уважение к ней, только говорим-то о другом.

Ежик

Так некому плечо подставлять. Про родителей см. выше,дальние родственники не годятся в большинстве случаев. Может,сестра бы пригодилась,так не было ее,как я понимаю…

ККК

Знаете, ВераЧ, вот спасибо огромное, что меня услышали и поняли!

Гоблинище

Да ведь основать монастырь на месте гибели любимого мужа — это и есть Добро и Свет.

Ольга

отчего же вы говорите что он нанёс ей душевную травму..вы забыли, что она его не любила..кого не любишь, вряд ли этот человек может нанести душевную травму… и потом на счёт вещи, женская натура такова, что она позволяет..являясь наблюдателем..делает выбор..а то что она оказалась в том положении как бы приниженна, и как бы достойная утешения..так мужчины и любят слабых женщин, тех кого нужно именно пожалеть, подставить плечо, взять под крылышко, стать светом в окне, в том то и дело что мужчинам не интересны самоуверенные и самодостаточные особы, так что на самом деле ни какой трагедии не просматриваю в этом сюжете…наоборот как… Читать далее »

aktovegin

В других исследованиях читала, что была влюблена сначала.

Nata.

На самом деле мужчины любят РАЗНЫХ женщин. И самоуверенных, и самодостаточных в том числе. Разные мужчины, разные женщины… Что касается Маргариты Тучковой, то это сильный, несгибаемый характер, который пережил и преодолел очень многое. И никакая она ни разу не слабая, и не беззащитная.

aktovegin

У нее дома прозвище было "огонек". Она очень горяча и вспыльчива была в юности. Ни разу не тургеневская барышня.

Гоблинище

Тургеневские барышни тоже как раз все огоньки ))))) это теперь мы их представляем эдакими кисейными, а для того времени они настоящие эмансипэ

Марина

А по моему ей повезло,что родители смогли ее из первого брака вызволить. Пришлось бы терпеть ей дегенерата подле себя до конца. А так была в жизни у человека любовь и сын в любви родился. Я думаю,что несмотря на все потери это тоже большая удача.

Хельга

У меня вопрос: ее мать не знала подробностей о первом муже Маргариты, ведь он был сыном ее близкой подруги?

aktovegin

Не знала. Тогда вся золотая молодежь кутила-бесилась, потом остепенялась-женилась. Гуляка? Женится — пройдет.

Manypenny

Не хотела знать. Он же "сыночек", маленький божок для матери и ее подружек. Кто ж про него плохо подумает-то?

aktovegin

Дело не в том, думаю, что "божок". Просто каждый блестящий светский молодой человек должен "перебеситься". Вспомните, как графиня Вронская была поначалу довольна связью сына с Анной — сынуля получит прекрасную светскую "огранку". И у всех молодых гвардейцев была "дама на бульваре". И у Николая второго в том числе. Вспомните, как нежно Николай Ростов любил Соню, но к актрисам ездил, содержанка у него была.
Многие мужчины, как Пушкин, бурно прожив молодость, действительно "завязывали". А кто-то и нет. Как было угадать?

Manypenny

Божок, божок. Кумирчик. Сыночка. Ему ж все можно: захотел "неприличную" девушку — бери, миленький. Захотел жену — сейчас найдем, лапонька. Понятно, что это не единственный кумирчик в истории, но приятнее он от этого не становится.

Ежик

Таки да,к молодым мужчинам,особенно в старые времена,предъявлялись иные требования-по сравнению с девушками. Да и сейчас,собственно,тоже-хотя и не в такой уже степени. Это не кумирчик-сыночка,это такая позиция общества в целом. Но однако и шансов умереть на поле боя куда больше,чем у дамы. Однако эк вас колбасит на эту тему…

Manypenny

Если у "сыночки" был шанс умереть на поле боя, то у девушек был шанс быть изнасилованной пьяными солдатами, на той же самой войне. Ничуть не краше.

Елена Д.

И даже хуже. Моя мама всегда говорила о войне, и в этом я соглашусь с ней: "Что — мужчина… он на фронте, его как максимум убьют и все… (как наиболее вероятный плохой исход)… а женщин в тылу всегда насилуют… всегда издеваются."
Лично я бы предпочла, чтобы меня убили на фронте, чем насиловали всем скопом в тылу.

Ежик

Ну…не знаю. Трудно судить,где какое хуже зверство.в те же лагеря для военнопленных попадали в основном мужчины-тоже весьма и весьма тяжело. Не просто "убили". У меня был дед-а бабушка жила на неоккупированной территории,даже и голода и тяжелой работы и не помнит особо…
Основная моя мысль в том,двойные стандарты для мужчин и женщин были,есть и будут- и не столько как семейное дело ,но и как общественная установка.

Саша Васильева

В том и проблемса. Двойные стандарты,несправедливость,и в этом,и в других разных вопросах.поэтому я ненавижу общество с его "обществ установками","двойными стандартами"и "моралью".имхо лучше быть ваще вне общества чем под сии установки прогибаца.я всегда за "свободу равенство братство".все люди разные каждый человек уникален но при этом все люди равны все имхо должны иметь равные права..тогда в мире будут дрбро человечность справедливость..а пока правят двойные стандарты будут войны свары бойни и всякое зло.:(
Я всегда на стороне тех кто страждет несправедливо по чужой вине потому что знаю что такое боль страдание,муки.

Nata.

Ну так во времена ВОВ погибших на фронте женщин, которые ушли воевать было достаточно много…

Ирина Никитина

Пардон, а кто в тылу-то насиловать будет, если все мужчины на фронте? Может, в оккупации, Вы имели в виду? Когда ты и дети во власти врагов? Это страшнее, чем воевать на фронте, да. Ты еще и безоружна, очень страшно.

MaryNightingale

Если война на территории России — то да. Но Россия, если мне не изменяет память, вела войны не только на своей территории, и в этом случае шансов быть изнасилованной пьяным солдатом у невесты погибшего, к счастью, не было.

Гоблинище

Если невеста дворянка, то такие предположения несостоятельны. У нее было мало шансов оказаться в тылу, мало шансов, оказавшись, попасть в окружение вражеских солдат, и даже во всех этих случаях ее обычно уважали как дворянку. Эпизод с княжной Марьей в "Войне и мире" , когда она не успела уехать и оказалась вблизи войск, достаточно показателен. Ей ничего не угрожало от французов, а от своих мужиков только то, что они могли ее не впустить. Но ни о каком насилии речи не шло

Manypenny

Да вот будут пьяные солдаты разбирать: дворянка, монашка, кухарка. Определили пол — и вперед, на охоту.

Гоблинище

Где ж такое было? насилие бывало в нашей стране во времена внутренних неурядиц — опричнины, смутного времени, гражданской войны… Вот тогда да, всех без разбору и свои же. А в других случах что-то не припомню. Я историк. Читала много всякого. Получается, что солдаты-захватчики на нашей земле были преимущественно трезвые и цивильные

Ежик

Думаю,было все это,но наверное и какие-то сдерживающие факторы были,все же полного разложения армии тоже допускать нельзя. Но тоже думаю,что внутренняя смута еще хуже.

Дарья

Марина, как вы правы. Действительно, это огромное счастье и самая большая удача в жизни — встретить любовь, родить в любви…Бог дарует единицам такое счастье….Некоторые за всю жизнь его не испытывают, а иные так и не встречают свою любовь….

Саша Васильева

Универсального рецепта "огромного счастья" и универсальных "самых больших удач в жизни" подходящих сразу для всех -не существует.

aktovegin

Удивительная женщина. Всегда вспоминаю ее, когда мне нелегко. На ее историей я рыдала (узнала про нее еще в отрочестве).

Гоблинище

Я ездила на Бородино под впечатлением всего этого. Да, очень тяжелая жизнь и очень красивая

Мадлена

Удивительная жизнь.Очень необычная,пронзительная и красивая.И я тоже,прочитав в отрочестве,рыдала и немного завидовала.Хотела , чтобы и мне быть такой верной и такой сильной.Если где и быть монастырю,то ,конечно — на Бородинском поле. Я тоже была там, и тоже- благодаря тому,что впервые увидела Бородинскую битву как бы глазами этой удивительной Вдовы, Русской женщины с Большой буквы. Огромная сердечная благодарность за статью.Побольше пишите о таких устойчивых , цельных женских характерах. Да помянет Господь Бог во Царствии Своем эту верную русскую семью.И нас,ради них,да помилует. (а первый муж,имхо,был её недостоин,и хорошо,что не вышло с ним семьи. Скорбь же -такая сильная,такая острая-от предательства, переросла в… Читать далее »

Похожие статьи