Анна Волтерс

С двух до пяти лет моим самым лучшим другом был Валли — крысиного цвета вельветовый кусок наволочки от диванного валика моих родителей. То, что когда-то было большой наволочкой для валика с двумя швами и молниями, стало, после того как я много лет терлась и тискала это во сне, просто потрепанной коричневой тряпочкой, которую я везде таскала с собой, свернув в узел.

Валли пахнул потом и чем-то горелым — и это запахи, которые я люблю до сих пор. Я так долго дышала этими запахами, что Валли практически стал частью меня самой на молекулярном уровне. Вали был участником всех моих шалостей, спал со мной в одной постели и, главное, был для меня источником покоя и безмятежности.

И одеяльце, и плюшевая игрушка, и просто кусочек мягкой ткани — это так называемые «переходные объекты», которые нужны детям, чтобы чувствовать себя комфортно, пока рядом нет родителей. В 1951 году детский психолог Д. В. Винникотт впервые объяснил значение термина «переходный объект», обозначив его так: это «любая вещь, которой ребенок придает особую ценность и с помощью которой он становится способен оторваться от материнской груди и открыться миру объектных отношений».

Другими словами, эти «спасательные предметы» помогают детям установить взаимоотношения с внешним миром, когда мамы рядом нет. Они избавляют ребенка от беспокойства при расставании с мамой и папой, если, например, ребенок идет в школу или в детский сад.

Вопреки сложившемуся в прошлом мнению, дети, которые везде таскают с собой этот «спасательный предмет», не отсталые или инфантильные. Наоборот, переходные объекты могут поощрять у их владельцев более независимое поведение по сравнению со сверстниками. Зная, что рядом медвежонок или любимое одеяльце, ребенок чувствует себя в большей безопасности в незнакомой ситуации и малознакомом месте. Если ты упал на детской площадке, а мамы рядом нет, с ролью утешителя отлично справится любимая игрушка.

Исследования показывают, что дети, у которых есть такие любимые вещи, менее стеснительны и более внимательны, чем дети, у которых их нет. Эти любимые вещи — все равно что запасные страховочные колесики для велосипеда, они как бы говорят ребенку: «У тебя все в порядке». И благодаря этому чувству безопасности ребенок не боится рисковать, исследовать и расти.

Как раз перед моим шестым днем рождения, когда мы были на отдыхе всей семьей, Валли пропал. Мое сердце было разбито. Как же я буду спать без своего незаменимого друга! Родители сказали мне, что хозяева отеля выкинули Валли, потому что он выглядел как старые лохмотья. Но я все равно заподозрила, что похищение было организованно моими родителями, чтобы отучить меня от моего любимца.

«Спасательный предмет» — первый сознательный выбор ребенком посторонней вещи, которая помогает ему успокаиваться самостоятельно и упрочивать себя как личность отдельно от своих родителей. Дети придают этим вещам очень большое значение, и поэтому эксперты предупреждают, что любая критика или отрицание выбранной ребенком игрушки, может привести к проблемам с привязанностью во взрослой жизни.

Значит ли это, что я могу обвинить тот первый отрицательной опыт с потерей Валли в моей нынешней тусклой личной жизни? Наверное, нет.

В то же время при уважительном и внимательном отношении родителей к выбранной ребенком любимой вещи «взаимопонимание между ребенком и взрослым только усилится». И хотя мои родители не могли дождаться, когда же я перерасту Валли, они все же относились к нему как к другу, который пришел в гости на обед.

После потери Валли я быстро нашла себе новое успокоительное. На этот раз это была подушка. В коробке с хламом, которую моя бабушка хотела выкинуть, я нашла старую детскую подушку моей сестры, вонючую и серую — все как я любила. С тех пор Поди стала моим другом на долгие годы. Я обнимала Поди утром и перед сном и была абсолютно счастлива, но меня высмеивали мои двоюродные братья и сестры, соседи и друзья, которые знали о моей тайной любви. И хотя родители практически уже приняли Поди, мои сверстники дали мне самое жестокое прозвище, которое только можно услышать в школе, — «Малышка».

Но на самом деле даже те мои друзья, которые смеялись над моей Поди, сами обнимали перед сном любимые вещицы, лежа в своих кроватках. Согласно статистике, такие вещи есть у 60% детей и 35 % взрослых. Даже моя двоюродная сестра, которая чаще других дразнила меня, каждый вечер, до старших классов, засыпала в обнимку с плюшевым медвежонком.

Важно чтобы дети сами решили для себя, когда отказаться от своего любимца или просто убрать его с глаз долой подальше. Для меня такой день настал, когда я перешла в среднюю школу. Я забросила Поди за спинку огромной родительской кровати, зная, что не смогу достать ее оттуда, как бы ни старалась.

И на этот раз, в отличии от трагедии с Валли, это было мое собственное взвешенное решение. Я решила: «Все, я большая девочка, и если теперь случится что-то страшное, у меня достаточно эмоциональных сил, чтобы справиться с ситуацией».

Это не значит, что «спасательные предметы» надо обязательно перерасти. Терапевт Гэрри Льюс говорит, что даже взрослым любимые вещи помогают преодолеть сложные периоды в жизни, при условии, что эта вещь не мешает личным и профессиональным отношениям (все же не стоит приносить обожаемое одеяло на работу).

Многие взрослые, осознают они это или нет, находят собственные переходные объекты, чтобы справиться с ежедневными стрессами. Например, дневники, в которых мы выражаем наши чувства, памятные подарки, которые напоминают нам о тех, кого мы любим, и даже телефоны, которые соединяют нас с друзьями, когда нам одиноко, могут выполнять те же функции что и детское одеяльце. Даже если мы выкинули любимого плюшевого мишку, нам по-прежнему нужен какой-то физический объект, приносящий радость и комфорт, и это вовсе не является признаком инфантильности.

Психолог Колин Годдард говорит, что эти переходные объекты «отображают процесс, с помощью которых человек осуществляет поиск себя в жизни, а также опыт саморегулирующегося внутреннего равновесия, целостное чувство благополучия на каждом этапе развития».

Так что прижмите к себе покрепче плюшевого мишку (или айфон) сегодня ночью, потому что, как говорит знаменитый психолог Абрахам Маслоу, если у вас есть такая потребность, значит сейчас это «важно для вас больше, чем что-либо в мире».

Dose.com

Перевод с английского Марии Строгановой

Читайте также: Елена Кучеренко Я боюсь потерять его больше, чем своих детей (Главный член нашей многодетной семьи)

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Комментарии


Сортировать:   новые | старые | популярные
17 дней 22 часов назад

Интересно, в качестве такого «переходного объекта» может служить чтение книг?

wpDiscuz

Похожие статьи