Вчера, 6 июня, умерла известный режиссер Кира Муратова. Творчество этой талантливой женщины не вписывалось в принятые рамки. В своих фильмах она поднимала острые социальные проблемы, рассуждала о морали и жестокости. Сегодня мы хотим вспомнить о первом самостоятельном фильме 33-летней Киры Муратовой, в котором она снялась в одной из главных ролей.

Судьба фильма далеко не всегда зависит от того, хороший он или плохой. Именно так и получилось с «Короткими встречами» режиссера Киры Муратовой. Эту провинциальную, по определению самой Муратовой, мелодраму она сняла, когда безуспешные попытки куда-то устроиться после ВГИКа привели ее в Одессу. «Я увидела город, живущий без воды. Ее постоянно отключают, поэтому запасают в ведрах и тазах… И мне захотелось сделать историю про молодую решительную женщину, которая заведует всей водой в городе. Причем воды все равно нет, и в жизни не ладится: приезжает и уезжает мужчина, у него своя жизнь…».

В соавторстве с журналистом Леонидом Жуховицким она написала сценарий про двух женщин, любящих одного мужчину, — классический любовный треугольник. Классический, да не совсем: в фильме нет сцен ревности с заламыванием рук. Любят друг друга хорошие люди, только очень разные: Валентина Ивановна, ответственный работник горисполкома и «вольная птица» геолог Максим. Она пытается его переделать, обуздать, он не желает подчиняться. «Останься со мной». — «Поедем со мной!»

Останься — поедем — останься… Из этих коротких встреч, долгих разлук, воспоминаний, ожиданий и получается запутанный роман. «Уши, волосы и нос — это все я знаю. А вот тебя я не знаю совсем», — говорит героиня. Он улыбается: ты, мол книжная женщина. Валентина Ивановна не столько книжная, сколько привыкшая к оседлой, упорядоченной жизни — «пятнадцать лет на одном месте и за одним столом». Вся в работе, потому что дом — пустой до звона в ушах — пугает. Деловые звонки и совещания — иллюзия жизни. И нет сил ни любить до самозабвения, ни разлюбить.

А он в придорожной чайной встречает хорошую девушку — простенькое платье, прямые русые волосы, угловатые движения, мрачноватый взгляд. Надя для него — короткая встреча, от которой вряд ли останется даже воспоминание. Максим для нее — словно звезда, упавшая с неба: геолог поет под гитару, с ней, обычной деревенской девчонкой, ласков. И она под видом домработницы придет к Валентине, будет жить с ней под одной крышей («у вас в городе вода трубой пахнет»), ничем не выдав своей такой прекрасной — и напрасной — любви.

Там она поймет очень важную вещь: это дом, где живут два человека. И потому перед возвращением Максима из экспедиции накроет стол на двоих, положит восемь апельсинов — по четыре каждому — и вернется в деревню. Но прежде разрушит ею же выстроенную гармонию — один апельсин заберет с собой. Потому что семь — счастливое число. И будет в этом жесте такое самоотречение, что один критик свою рецензию назовет «Повесть о восьмом апельсине».

Звезда Таганки

Короткие встречи кадр фильма краб

На съемочной площадке Кире Муратовой помогал бывший муж, режиссер Александр Муратов. Именно он уговорил ее сыграть Валентину Ивановну, когда выяснилось, что утвержденная актриса с ролью не справляется. Но на этом неурядицы не закончились: неожиданно от роли Максима отказался Станислав Любшин. Муратова мечтала с ним работать, ей нравились его психологическая тонкость и интеллигентная манера игры. Но актер прислал телеграмму: «Кира, я не буду сниматься — мне предложили роль в картине «Щит и меч», четыре серии. У тебя я заработаю мало, а деньги нужны».

Что делать? И тут вспомнили о Владимире Высоцком, чьи пробы были неудачными. Снимавшийся тут же, на Одесской киностудии у Станислава Говорухина в «Вертикали», актер в позу вставать не стал — сценарий ему нравился. К счастью, он не знал, какие баталии разыгрались вокруг его имени. «За» было большинство членов съемочной группы, но Муратова сомневалась, считая Высоцкого излишне грубым. Уговорил все тот же Александр Муратов: «Кира, Любшин — киногеолог, а Высоцкий, пусть и не такой тонкий актер, зато больше похож на настоящего геолога. К тому же он на гитаре играет, поет хорошо». Годы спустя Кира Георгиевна признается: «Произошла наша встреча. Мысли становились общими, зажигались новым огнем. Может быть, это была любовь. На экране точно была. Видно».

Высоцкий — а он был уже звездой — поразил всех скромностью и невероятным профессионализмом, удивительно чувствовал камеру, знал, какие ракурсы наиболее выигрышны. Нередко предлагал свое решение той или иной сцены и возражения выслушивал спокойно. Охотно и талантливо импровизировал. Кстати, многие кадры Муратова снимала с прямой записью звука. А однажды актер чуть не сорвал съемку, неожиданно запев: «В Ватикане прошел мелкий дождичек, римский Папа пошел по грибы…».

Чтобы не расхохотаться, присутствующие вынуждены были зажимать рты руками. А эпизод вошел в фильм. На улице Высоцкого не узнавали — он носил фальшивую бороду. Свою отрастить не мог: условие театра. Он очень любил эту роль: «Судьба этого человека немного напоминает актерскую. Мне тоже все говорят: «Ты все время ездишь! Что ты там делаешь? Сиди дома…»

Тайная мечта Нины РуслановойКороткие встречи фильм высоцкий русланова

Второкурсница Театрального училища имени Щукина шла на занятия, когда на пороге института ее остановила незнакомая женщина: «Хотите сниматься в кино?» Студентам это было запрещено. Но надо знать Муратову: отпрашивать Русланову она пошла вместе с педагогами. В 20-летней Нине режиссер увидела Надю – ту самую, что среди ночи может прийти в дом любимого мужчины, даже не удосужившись поинтересоваться, не женат ли он.

Дебютантке поначалу пришлось несладко — опыта никакого, представления о том, как снимают кино, тоже. А снимали странно: то финал, то начало, снова финал, потом вдруг середину. Полгода Нина ездила на съемки независимо от того, играла она в сцене или нет. Начинающей актрисе мешало все: камеры, актеры, гримеры… Муратова отозвала ее в сторону: забудь обо всем, играй как хочешь. «Она шла от меня, а не навязывала свою волю», — вспоминает актриса.

Чтобы образ Нади заиграл ярче, режиссер придумала Подругу. На небольшую роль Муратова взяла непрофессиональную актрису. Она вообще любит снимать людей, не имеющих отношения к актерской профессии. Как пошутил кто-то из критиков, у вокзального бомжа шансов сняться у Муратовой больше, чем у Де Ниро. «Непрофессионалы вносят какую-то шероховатость и одновременно живость», — объясняет Муратова.

По признанию Нины Руслановой, она мечтала с этой ролью прославиться. Вот идет она по Москве, а люди вслед смотрят, пальцем показывают: «Она снималась в «Коротких встречах»! Потрясающая актриса!» Все сбылось. Но первая роль большой русской актрисы станет для зрителей открытием лишь через много лет.

Удостоверение № 2138.67

В 1967 году картина получила разрешительное удостоверение за вышеуказанным номером, но прокатной судьбы не имела: режиссера обвинили в очернении действительности. Чиновники ничего не поняли, их раздражало нарушение хронологии — текущая жизнь героев постоянно прерывалась воспоминаниями. Смущал бородатый геолог — человек без корней, без руля и ветрил. Любит одну, заигрывает с другой. Вот он снял с Надиных плеч свой пиджак, а что они потом делали — целовались, обнимались… или? «Если так и есть, — сказали Муратовой, — мы запретим фильм». А сомнительного содержания песенки «Из рук вон плохо шли дела у меня…» — о чем это? За что такого типа любит советская женщина?

Кстати, вы в своем уме: почему ответственный работник горисполкома у вас в ночнушке разгуливает? Почему у нее в квартире бардак? Зачем она произносит странные слова: «Вот такое интересное совещание, я должна уговаривать людей ехать в деревню. Они не хотят, а я должна уговаривать»? Что за аморалку вы тут нам показываете, товарищ Муратова? Фильм положили на полку на 20 лет. И только в 1987 году он вышел на экраны, собрав аудиторию в 4 миллиона зрителей.

Факты фильма «Короткие встречи»

Отец Киры Муратовой, секретарь подпольного уездного комитета Коммунистической партии Румынии, погиб во время войны в Кишиневе. Семья переехала в Бухарест, где мать Киры Георгиевны некоторое время занимала пост министра культуры. Вплоть до 1970-х у Муратовой было румынское гражданство.

Музыка к фильму ленинградского гения Олега Каравайчука поначалу режиссеру не понравилась.

В 1988 году Нина Русланова была удостоена национальной премии «Ника» за роль Нади.

Говорят, что именно после съемок в «Коротких встречах» Владимир Высоцкий научился «хрипеть» — до этого он пел обычным голосом.

Источник: Жизнь звезд

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

Упокой, Господи… Надо будет пересмотреть ее фильмы. Дышащие, объемные, шелестящие — такое осталось воспоминание от давних просмотров.

Похожие статьи