Изучая историю Войны за независимость в США, одна из четвероклассниц на уроке Лизы Уилсон в калифорнийской школе спросила: «А почему люди сражались за британцев, против свободы?» И Лиза Уилсон спросила в ответ: «А как ты думаешь?»

Потом учительница попросила учеников разбиться на пары, обсудить эту тему и представить свои мысли перед классом. Многие учителя сейчас позволяют любопытству учеников вместо них вести уроки и вместе с ними обсуждают интересные темы вместо того, чтобы зубрить материал.

Этот подход — только одна из составляющих системы обучения критическому мышлению. Хотя система обсуждается на образовательных конференциях уже почти 35 лет, лишь в последнее время она набрала много сторонников. «Этот способ поощряет учеников исследовать, помогает расцветать их креативности», — говорит Эми Сили Флинт, доктор наук и преподаватель педагогики в Государственном университете штата Джорджия в Атланте. И вы можете использовать его элементы дома.

Помогите ребенку разрабатывать стратегию

Вы рветесь помочь, если ребенок не уверен, что задали на дом? Придумываете план в том случае, если у дочки в расписании и день рождения друга, и футбольный матч пришлись на одно и то же время? Если так, вы не помогаете.

«Те, кто умеет мыслить критически, легче решают проблемы, и дети никогда не научатся их решать, если мы не дадим им практиковаться», — говорит Уилсон. Вместо того чтобы предложить варианты решения, спросите вашего ребенка, что с ее точки зрения было бы хорошим выходом. Если она в тупике, предложите ей подумать: может быть, у кого-то из друзей можно узнать домашнее задание, или ей стоит прикинуть, сколько времени займет добраться от именинника на футбол.

Находите книги с открытым финалом

Истории с открытым концом поощряют детей к анализу больше, чем те, у которых есть ожидаемое окончание, говорит Флинт. Читайте их с детьми, а потом спрашивайте, не видит ли ребенок намеков на возможное развитие сюжета в тексте книги, или, может быть, у него был схожий опыт, который мог бы тут подсказать, чем кончится дело. Вы так же можете посоветовать ему книжный сериал, чтобы он мог догадываться, что произойдет в следующей книге — например, «Гарри Поттера» или «Хроники Нарнии». Также ищите игровые приложения, которые учат детей создавать свои собственные истории.

Cute little girl reading a book

Развивайте процесс мышления

Школы с упором на критическое мышление хотят, чтобы дети смотрели на вещи с разных точек зрения. «Я часто разбиваю свой класс на маленькие группы, — говорит Эме Бренн, учительница в Бостоне. — Второклассники скорее и легче выражают свои мысли в небольшой группе, чем перед всем классом, так что обсуждение становится богаче». Помогите ребенку изучать разные мнения, ищите статьи, где указаны и минусы, и плюсы по теме. А собираясь семьей или друзьями, выберите тему и предложите ребенку узнать, кто что думает.

Обсуждайте новости

«Происходящие события — это естественный способ вовлечь вашего ребенка в разговор, идущий за пределы «да» и «нет», которыми обычно отвечают дети в этом возрасте на расспросы», — говорит Китти Ротелла, доктор наук по педагогике и директор епископальной школы св. Марка в Форт-Лодердейл. Посещайте сайты с новостями, ориентированными на детей, вроде magazines.scholastic.com или timeforkids.com, и находите статьи, которые можно было бы почитать вместе.

«Новостные сайты часто поднимают много вопросов, которые хорошо бы обсудить в семье, — говорит Хизер Марзано, чья дочь София учится в четвертом классе в школе св. Марка. — Недавно мы читали про тех, кто ворует в магазинах — и обсуждали, почему люди могут так себя вести».

Answering at lesson

Оглядывайтесь назад

«Обдумывать свои успехи и поражения — это важная часть тренировки критического мышления», — отмечает Рэчел Гриффин, глава начальной школы в школе Леман Манхэттен в Нью-Йорке. Но для того, чтобы помочь детям рефлексировать, придется постараться и вам: когда ваш ребенок что-то делает руками, строит башню из лего или реорганизует коллекцию игр, поспрашивайте его в процессе, когда он еще может использовать возникшие идеи, и после.

Спросите его тогда, что сработало, а что он бы не стал делать, делай он это заново. Тогда такое обдумывание станет естественным и будет легче приходить к нему в школе — и во всех других случаях, когда он будет в тупике.

Материал изначально опубликован на www.parents.com. Перевод выполнен Екатериной Лаврентьевой специально для Матроны.Ру.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Юлали

А почему люди сражались за британцев, против свободы?
Если бы мышление было действительно критическим, можно было бы подумать — на какой стороне была свобода… И была ли она там вообще…
Но да, у нас совсем другая история, не такая однозначная.

Katy_Odile

Так и там было неоднозначно.
История вообще однозначностью не болеет 🙂

Но, как я поняла, там как раз и речь о том, как с простого вопроса началось обсуждение, и о том, как провоцировать формирование критического мышления. Очень часто взрослые предпочитают давать готовые ответы, и в куда более старших возрастах детей, чем в 4 классе.

Нюта

Как формировать критическое мышление, когда "за британцев-против свободы"? Когда дети чётко знают, что у них в стране- свобода, ну, еще в нескольких странах, а в мире вообще- "ужас, ужас, срочно всех спасти!" Смешно. Пример не очень удачный. Как детям в начальной школе объяснили, что сражались, в общем то, не за идеалы, а за "презренный металл", Критическое мышление очень тяжело воспитывается на такой базе. Лучше всего критическое мышление воспитал у нас мой папа. Одной коронной фразой: "Думай свой головой"!

Katy_Odile

Строго говоря, да, против свободы — в том смысле, что против независимости. И даже "презренный металл" вовсе не презренный, когда речь идет, по сути, о дани. Или борьба Руси против татаро-монгольского ига — это тоже "за презренный металл"? Так что очень удачный пример, ИМХО. И особенно замечательно, что детям "официальная версия" не мешает задавать вопросы, а учителя вопросов не боятся. Это как раз, да, показатель начала формирования критического мышления и усилий ради этого формирования. Кстати, что-то мне подсказывает, что еще очень не скоро детям в российской школе будут объяснять, как так вышло, что борец за свободу земель русских Александр Невский,… Читать далее »

Нюта

А вот и нет, Вы не правы. Я сама историк в школе, и как раз своим ученикам 6-го класса не так давно объясняла, почему Александр Невский именно такую политику вёл. Кстати, он еще и восстания против Орды подавлял, и князей-зачинщиков казнил. И об этом сказала. Вот такая у нас история- непростая. Именно моё критическое мышление, воспитанное отцом как раз в оччень не демократичное время, не позволяет мне говорить, что мы хорошие всегда, а они- всегда плохие. И термин "монголо-татарское" иго считается некорректным, его и в учебниках особо не встретишь, сейчас говорят "вассальная зависимость". Это самое иго нас ох как многому… Читать далее »

Katy_Odile

***А вот это самое замечательное слово, которое за 90-е уже так навязло- независимость. От кого, от чего? *** Слушайте, раз Вы историк, то даже как-то странно задавать этот вопрос применительно к Войне за независимость. Не знаю, какая у Вас ссора с этим словом, но там действительно она — были колонии Великобритании, стали суверенным государством, независимым от британской короны же. А за 90-е годы много чего навязло, понимаю. Но не надо пугаться слов. А то вон Платон про демократию писал, страшно сказать :). ***В основе любой политики всегда экономика.*** Вообще-то именно это я и сказала — после того, как Вы сказали,… Читать далее »

Похожие статьи