Что скорее всего подумает православный человек, услышав словосочетание «сакральная архитектура тела», «творец своего внутреннего храма-тела»? Да-да, именно это: секта какая-то. Эзотерика. Йога, примазывающаяся к нашему родному православию. Впечатление усиливается от французского имени автора методики — Натали Дроэн. А уж если все это сопровождается изображениями хрупких улыбающихся женщин в обтягивающих мягких трико, то образ придуманной секты приобретает явный гендерный уклон. В общем, весьма странная вырисовывается картинка.

Однако оказывается, что трико — просто самая удобная одежда для занятий. Что никакие восточные практики в этом методе не используются. Что это занятия не для желающих похудеть тетушек или хотящих замуж девушек, а для кого угодно — в том числе их посещают солидные священники, которым после этого гораздо легче служить всенощную. Что главное, чему учит метод сакральной архитектуры тела Натали Дроэн, — это радость и милость Божия, разлитая во всем мире и в каждом из нас.

Но ведь до этого понимания еще нужно дойти… В моем случае оказалось, что дойти надо самым простым способом: ногами. Вытащить себя в декабрьскую хмарь, которая внезапно оказывается вполне приятным утром. Не с первого раза найти здание, где проходят занятия — в уютном балетном зале с окнами на светлую улицу. Объехать весь район по кругу три раза в поисках парковки, конечно же, опоздать — и вот так, с размаху, ухнуть в середину уже идущего занятия. Сразу же, моментально включиться и понять, что тебе здесь просто хорошо.

Александра Чесанова одна из ведущих метода «сакральная архитектура тела» (САТ), в течение многих лет обучалась у Натали Дроэн, создательницы этого особого телесного подхода. Как сказано в книге о Натали, которую написала мама Александры, журналистка Татьяна Чесанова, четверть века назад в Петербурге уже была попытка внедрить метод энергичной француженки. Когда все стали увлекаться шейпингом и фитнесом, родилось и течение «совершенствования тела движением». Однако, просуществовав некоторое время, несмотря на громкую рекламу и первоначальные аншлаги, эта деятельность заглохла. Оно и неудивительно, ведь упор в тех занятиях был исключительно на совершенствование женского тела, на подчеркивание сексуальности, против чего Натали Дроэн гневно восставала. Однако с тех перестроечных времен осталось и второе течение «сакральной архитектуры тела»: без рекламы, скромно и тихо несущее в мир идею одухотворения плоти.

Александра Чесанова

— Наше главное отличие от всех телесных подходов в том, что вы в зале — не просто тело, которому нужна физическая поддержка. Вы — душа живая, плоть одухотворенная. Все мы знаем, что человек представляет собой три начала: физическое, душевное и духовное. Чтобы быть исцеленным, надо быть целым, цельным во всех трех планах. Именно внутреннее здоровье помогает человеку выполнять свою миссию. Ведь все мы — члены Тела Христова. А все члены, все составляющие любого тела должны быть в порядке. В этом — суть посыла Натали Дроэн; на вопрос, что такое здоровье, Натали отвечала: это образ Божий в нас. Она говорила: «Я в теле все время величаю Бога». Ее метод помогает объединить органы тела и душу, выстроить их в единое целое — внутренний храм, сотворенный Господом.

В разговор вступает моя коллега Мария Немчикова, международный волонтер по работе с людьми с инвалидностью.

— Вы говорите о целостности души и тела, когда тело является соработником души, само становясь совершенным. Мы побывали на вашем занятии, на первый взгляд все довольно просто: легкие, гармоничные движения, потягивания, никаких резких скачков, выпадов или переворотов. Но при этом весь организм работает, каждая его часть задействована. Возможна ли работа по методу «сакральной архитектуры тела» для людей с ограниченными возможностями?

— На данный момент опыт работы группы для детей с ДЦП есть в Казахстане. Честно скажу: я бы мечтала работать с такими группами. Никакого отличия в упражнениях нет и, в целом, даже и быть не может. Ведь Господь видит нас всех одинаково цельными, мы стоим перед Ним без каких-либо изъянов. А все наши занятия — это о том, как стать цельным перед Господом. Но, конечно, занятия с людьми с ограниченными возможностями потребуют определенных навыков от того, кто ведет, — и послушания от того, кто выполняет упражнения. Но все равно это будут полноценные занятия по нашему методу. Когда я занимаюсь с детьми, мы делаем все те же упражнения, что и со взрослыми — просто в игровой форме и с другими словами. Так же может быть и в случае инвалидов. Я готова к таким занятиям. Мне сейчас Господь все время дает подарок за подарком, поэтому, может быть, и такой опыт меня ждет в недалеком будущем, особенно раз вы об этом спросили.

— То есть вы отнесетесь к такому опыту именно как к подарку?

— Да, конечно! Главное здоровье идет изнутри. Я порой в зале вижу, как мучается внутри себя человек, крайне успешный с точки зрения современного общества потребления, как ему тяжело. И мне, в свою очередь, тяжело, слишком много его слоев приходится «пробивать», чтобы он «услышал» и выправился, встал на путь выздоровления. И как свободен и легок порой бывает человек, не обладающий большим количеством материальных благ, но ведущий активную жизнь на душевном и духовном уровнях!

Я стараюсь снова вернуть разговор к интересующей меня теме: можем ли мы говорить о методе «сакральной архитектуры тела» как о чем-то, что учит и что может ввести в православную традицию.

— В основе метода Натали Дроэн — символизм 13 уровней: Христос и 12 апостолов. Есть и другие числовые символы. Зачем это нужно, не кажется ли этот символизм искусственным?

— Нет, в теле нет ничего случайного, все четко и гармонично продумано Господом. Каждое числовое значение имеет свой символизм, который мы можем понять и выразить. Что в нашем методе христианского? Все! Тело — соработник души, оно помогает нам быть христианами во всей полноте этого понятия. Когда мы приходим в храм, мы преображаемся на уровнях душевном и духовном. Можем ли мы исправляться только частью себя? Нет! Но нередко именно такой подход практикуют православные: полная заброшенность тела и духовные подвиги, которые, на самом деле, для нас, не святых, а обычных людей, невозможны в отрыве от тела, в его нездоровье. Тело не может быть чем-то посторонним, оно не существует в отрыве от души, как душа при жизни человека не может существовать без тела.

Натали Дроэн говорила об этом так: «Высокие богословы будут заниматься высоким богословием, но высоким чудом телесности они заниматься не будут, это словно два разных дела. Меня это всегда поражало. Неужели тело и дух не составляют одно таинство, которое есть желание Господнего чуда — полноценное знание о человеке!».

Я считаю, что уникальность подхода Натали именно в том, что она говорит о внутреннем и внешнем здоровье в единой сцепке и исключительно внутри христианской традиции. И для нас огромной поддержкой и радостью является тот факт, что последние годы наши занятия вызывают все больший интерес и у священнослужителей, которым приходится часами стоять на ногах и уметь держать спину и у кого, как говорила Натали, всегда «верх должен держать низ». Но вообще это доступно каждому, наши занятия этому помогают.

— То есть это не сугубо женские практики, как может показаться на первый взгляд?

— Конечно, нет. Просто Натали делала акцент именно на женщинах: ее огорчало, что в основном во всех телесно-духовных практиках превалирует мужской подход — в любых восточных, например. А ведь как было бы здорово, если бы в процессе воспитания девочек мы бы учили их, что тело — это не инструмент для получения удовольствий, не что-то греховное, а способ разговора с Богом! Приведу такие слова Натали: «Каждый из нас — недоделанное дело Господне, которое мы сами должны доделать». Конечно, метод Натали — не единственный способ разговора с Богом. Она всегда говорила: Я люблю «сакральную архитектуру тела» за то, «что она приближает меня к Богу». Для меня это значит — она помогает оздоравливать и мое тело, и мою душу.

Занятие по методике Натали Дроэн

— Получается, все довольно просто: если взять метод «сакральной архитектуры тела» в отрыве от внутренней идеи, что все подчинено Господу и христианским традициям, то это просто физкультура, помогающая держаться прямо и чувствовать себя лучше. Но это не будет той полнотой, которой учила Натали?

— Натали очень не любила применительно к себе слова «учитель», «мастер», и мы тоже их избегаем. Мы не учим — мы помогаем познать себя, построить свой внутренний храм, найти внутреннюю вертикаль. Благодаря осознанию себя, своего места в мире, и мужчины, и женщины начинают лучше понимать, в чем заключается их служение в этой жизни. А вертикализироваться только на уровне физиологии невозможно, это должно быть стремление к Богу.

— Но ведь на входе в зал у вас нет «фэйс-контроля» по религиозному признаку?

— Конечно, нет! Мы очень рады, когда к нам приходят воцерковленные люди, матушки, священники. С ними легче говорить на каком-то одном языке, одними терминами. Но это не значит, что мы не радуемся другим приходящим. Натали любила повторять: делайте и радуйтесь! Замечательно, когда человек готов понять что-то, готов принять, стремится жить в Духе. Готов услышать наши слова о вере.

— Были ли случаи прихода из зала — в храм?

— Да, конечно. Что там говорить: в свое время Натали привела к вере меня. Не только она одна, там была совокупность событий, но именно ее я могу назвать примером для подражания, духовной наставницей. Все, что делала Натали, несмотря на большую строгость и собранность, — было про полноту жизни, про радость и про милосердие. И я чувствовала, что у меня постепенно нормализуются все три слоя — физический, душевный, духовный. Строится тот внутренний храм, о котором мы говорим. И на место страдающей, бездуховной плоти приходит какой-то новый человек, который начинает понимать, с Кем он идет и куда.

Справка:

Натали Дроэн прожила удивительно яркую и насыщенную жизнь: более 90 лет, в которых были и суровые испытания, и бесконечная любовь, и бедность, и достаток. Но главным, что она всегда пыталась увидеть в жизни, были радость и любовь Господа.

Натали Дроэн в 86 лет

Натали Дроэн родилась в 1924 году в Праге, куда ее родители, потомки старинных дворянских родов, бежали от Октябрьской революции. Вскоре после рождения девочки семья переехала в Париж, и Натали с трехлетнего возраста жила и воспитывалась именно во Франции — никогда не забывая Россию. Мать разговаривала с детьми (у Натали было трое братьев) только по-русски, как потом будет беседовать и со всеми своими внуками. Тяжелая жизнь заставила родителей поменяться местами: мать зарабатывала на хлеб и не давала всему семейству расслабляться и впадать в отчаяние, а отец пытался сохранить остатки красивой жизни, вел разговоры и мало помогал с бытовой точки зрения. Со временем Владимир и Ольга развелись, и эта драма оказала огромное влияние на Натали и ее мировоззрение: она считала не только отца «утратившим мужской чин», но и обвиняла мать, что та не выполнила до конца свое назначение, не смогла быть женщиной в полном смысле этого слова. Что это значит? Именно этому поиску женской полноты Натали и посвятила всю свою жизнь.

В возрасте 23-х лет она выходит замуж, и этот брак был тем, что случается однажды и на всю жизнь. Супруги всегда называли друг друга на «вы», родили и вырастили семерых детей («На каждый день недели», — как любила говорить Натали) и дождались множества внуков. Натали пришлось пережить потерю двоих взрослых сыновей, но и в эти моменты она пыталась говорить о радости и Божьей милости.

У семьи Дроэн не было каких-то особых богатств, но их жизнь была довольно обеспеченной. Усадьба недалеко от Парижа, где Натали собирала своих последовательниц и проводила с ними семинары и занятия, стала гостеприимным домом и местом встреч для многих женщин не только из России и Украины, но и из других стран. В этой усадьбе и родился ее метод, который она по крупицам создавала много десятилетий, — и оттуда он разлетелся по всему миру для тех, кому он нужен и может помочь.

К методу Натали Дроэн можно отнести еще одно слово: метафизиология. «Это не теория, не система и не методика. Это иной образ восприятия всей жизни», — так говорила сама Натали, и попробуем объяснить, что она имела ввиду. Главная ее идея — вертикализировать жизнь — в принципе, понятна: выстроить всего себя, все свои и физические, и душевные, и духовные стремления от земли к Богу. И если все время внутри себя человек будет помнить об этом, то не только он будет стараться стоять ровно перед Господом, но и Господь будет помогать ему совсем иначе, откроет Свои тайны и понятия. Внимательно относиться к своему дыханию (чтобы каждый вдох славил Бога!), к каждому движению. Помнить, что «движение без молитвы — это абсурд, но молитве необходима наука послушания». «Дыхание телом, положенное на движение» — вот довольно емкая характеристика того, что происходит на занятиях по САТ, когда движения, в общем-то, просты, выполняются плавно, спокойно и свободно. Цель занятий: чтобы каждый участник мог не только осознать напряжение своего тела, но и постепенно учился освобождать его. И тут можно смело сказать, что основа метода Натали: осознанием себя цельным во всем. Не «накачивание» рук, ног или пятой точки, но совершенствование целостности. Когда тебе в упражнении нужно поднять ногу, и ты не с усилием поднимаешь нечто отдельное, но чувствуешь, как поднимается часть всего комплекса, целого тебя, цельного, — тогда и упражнение становится не нагрузкой, а радостью доверия себе, своему телу и Богу.

Натали Дроэн

Методика единения духа, души и тела через осознанное движение — то, что на самом деле может подойти любому христианину. Поэтому неудивительно, что некоторые епископы применяют на практике метод «сакральной архитектуры тела», а рядовые священники не стесняются посещать ее занятия. Вот, что говорит об этом протоиерей Александр Дягилев:

В нашей православной традиции тело все время словно остается за бортом, из житий святых мы нередко черпаем мысль о том, что плоть необходимо только умерщвлять. Но обратимся к Писанию: в Послании к Коринфянам апостол Павел поднимает тему тела, поскольку у коринфян было две крайности разделения тела и духа. Первая крайность — люди блудили, наслаждались всяким изобилием, но говорили при этом, что это все грешное тело, а вот душой-то они с Богом, а потому чисты. Вторая крайность при этом доходила до того, что люди, состоящие в браке, жили как брат с сестрой, гнушаясь плотских отношений. В пику и тем, и другим апостол говорит, что Бога следует прославлять и в душах, и в телах. Это логично: ведь человек — единое целое, потому и грешит он едино, и служит Богу едино. Нужно укреплять тело на служение Господу, но теме укрепления тела в христианстве посвящено так мало! А для священников, например, это большая проблема: болят ноги, суставы. Конечно, можно списать все на дьявольские козни, а можно просто освоить серьезный физический подход. И, несмотря на то, что методика Натали Дроэн создана изначально для женщин, мужчинам она тоже помогает. Я это проверил лично и благодарен Богу за знакомство с этим методом.

Отцу Александру вторит его супруга, матушка Любовь Дягилева:

Я долго искала ответ на вопрос, где нам, христианам, взять правильное отношение к своему телу. Жила духовной жизнью в храме, а тело было словно само по себе. Но ведь телесность требует какой-то заботы, поддержки! Йогу я категорически отвергла, на шейпинге мне было скучно. А когда узнала про «сакральную архитектуру тела», где в основе лежит христианская духовность, мой пазл сложился, я поняла, что это по-настоящему интересно и нужно. Я занимаюсь по этой методике уже год, и начала чувствовать свое тело, понимать его. Плюс к тому, «сакральная архитектура тела» для меня — это путь к женственности. Нет, я не как-то очень сильно похудела, и не стала внешне идеальной, но чувствую в себе единение всех трех начал. Понимаю в полноте, что если ты верующий, то нужно приводить в порядок свой внутренний храм, свое тело. А то получается, что ты и объедохся, и опихся, а борешься только с внутренним проявлением, «чистишь» душу — а внешнее тело что?

Подготовила Ольга Немчикова

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

2 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
2 Comment authors
Мария Франциска Recent comment authors
новые старые популярные
Мария Франциска
Мария Франциска

Звучит очень увлекательно. Пойду погуглю, где это проводят.
Последняя фотка совершенно прекрасна.

Rosella

Интересно как.
Меня мачеха в середине 2000-х водила на занятия по этой методике. И туда даже приезжала сама Натали, ей было вроде как 86, и мачеха взахлеб рассказывала, что фигура у нее была как у 18-летней девушки. И я помню, что в группу и беременные ходили, и дамы с инвалидностью.

Похожие статьи