«Ты одинока? Сходи в детский дом или интернат, навести сирот». Этот совет уже не раз обсуждался авторами «Матрон». Говорилось о теневых сторонах и подводных камнях подобной «стратегии». В свою очередь я решила поделиться собственным опытом такого рода. Не учить, не предостерегать – просто поделиться. Авось да пригодится кому-нибудь. 

… Для начала, как в той песне, отмотаем кинопленку жизни лет на десять назад. Кружок православной молодежи. Мы – в основном студенты и молодые аспиранты. Пожилая женщина взволнованно разговаривает с нами и священником  — организатором кружка. В одном из интернатов города она ведет что-то вроде воскресной школы; среди воспитанников есть и ее крестники. «Баптисты к ним ходят косяком, а из православных – никого… Может, ваши ребята согласятся, помогут?»

Так я и мои друзья (по большей части подруги) оказались в роли православных волонтеров.

Скажу сразу: на «крестовом походе» крест был поставлен, наверное, с самого начала. От нас ожидали «миссионерства». Но в конечном итоге мы с этими детьми стали просто друзьями. Правда, произошло это не сразу и не без усилий – прежде всего с нашей стороны. А также не без некоторой «ломки». В первую очередь – стереотипов и представлений о детях, которых мы навещали.

Первые визиты – всегда шокотерапия. Причем двойная. С одной стороны – биографии и «семейные обстоятельства» этих ребятишек. Опыт жизни на улице и в собачьих будках. Само собой – ранний сексуальный опыт (а у кого-то и криминальный). Мама, которая по суду и по закону – уже не мама. Время от времени она появляется у дверей интерната – шатающаяся, опухшая. Ребенок радостно кидается к ней: мама пришла!

По сравнению с этими детьми я иной раз чувствовала себя наивным теленком, совершенно не знающим жизни. Порой общаться с ними мешало необоснованное, совершенно нелепое, но ощутимое чувство вины. Не мне давать им советы или чему-то учить. Сытый голодного…

Впрочем, они ничуть не голодают, эти дети. Условия в интернате вполне сносные, суммы на «государственных детей» выделяются отнюдь не нищенские, летом их обязательно вывозят в лагерь, а иногда и за границу – например, в гостевые семьи. Согласитесь, не у каждого ребенка из обычной семьи есть такая возможность.

Вот здесь-то и кроется вторая сторона «шокотерапии». Психология наших маленьких друзей искажена не только тяжелым, нечеловеческим детством, но и… потребительством. Которое ощущается как законное. Судьба меня лишила самого главного – следовательно, мне все должны. Пришли студенты… ну, то бишь православная молодежь? Буквально со второй встречи начинается выклянчивание подарков. («Отдайте мне свой сотовый, я вам буду звонить!») Цену презентам «общие дети» тоже знают: могут обидеться, если полученная в подарок игрушка или безделушка покажется дешевле, чем у Лены или у Жени. Бороться?.. Научите меня как. Женщины, пытавшиеся проводить в интернате что-то наподобие уроков катехизации, давно поняли: без угощения – мероприятие не «прокатит». Детей не православие больше привлекает, а чай с плюшками-конфетами… Может, конечно, что-то до ума и до сердца доходит. Но опять же – гарантий не даст никто. В отличие от конфет.

От старшего поколения «добрых фей» мы получили небольшой инструктаж, который сводился к следующему: не пытайтесь «сразу и навсегда» осчастливить воспитанников интерната какими-то подношениями, не стремитесь их «задаривать» – они этого не оценят, а вы окажете им медвежью услугу. Понимание этого пришло ко мне не сразу – но постепенно стало очевидным. До сих пор благотворительные десанты, направляющиеся в детские дома и интернаты с грузом игрушек или одежды, вызывают у меня скептически-грустную улыбку. Не это нужно «государственным детям» — вернее, не столько это. Подросшие интернатские девчонки в сэконд-хэнд лишний раз не облачатся…

Одним словом, представление о «бедных сиротках», которые рады любой подержанной кофточке или потрепанной книжке, — это главное, с чем нам пришлось расстаться.

На первое место вышло не «благодетельство», а общение.

Пожалуй, именно это интернатским детям нужнее всего. Ведь их образ жизни и круг общения (особенно это касается тех, кто помладше) гораздо более замкнут, чем у детей, растущих в семье.

Как живет обычный ребенок? Школа – отдельный мир. Секция или кружок – еще один мир. Двор – своя собственная маленькая планета. И так далее. Поход в гости, в кино, в развлекательный центр – концентрические круги расширения вселенной.

А для «государственных детей» есть только одна вселенная – интернат. Как ни расширяй ее – не вырвешься. Те же лица одногруппников или соседей по комнате, те же воспитатели… Дети, которых родственники забирают домой на выходные, считаются везунчиками.

Поэтому лицо из внешнего мира – это в любом случае (или почти в любом) хорошо. И содержание общения – по большому счету не так важно. И говорить «о высоком», чему-то учить и наставлять, пусть ненавязчиво – не всегда было нужно и возможно. Куда-то выбираться – на экскурсию, в кафе, на природу, – у нас получалось, но не каждый раз. Да и походы в церковь были немногочисленными. (Впрочем, с этим все было просто, как апельсин: пришел с детьми – забудь о службе. А то налетит кто-нибудь из «твоих» на подсвечник… или, не дай Бог, на церковную бабусю.) Чаще всего мы появлялись в интернате без особого повода – не как «волонтеры», а как гости, которым здесь радуются просто потому, что они пришли.

Все-таки у них есть бескорыстие, у «наших детей».

Но когда они бегут тебе навстречу, норовя с налету обнять… Что в этот момент поднимается в душе – описать трудно. И здесь уже требуется другое – борьба с… собственной жалостью. Которая может далеко тебя увести.

Ведь, если смотреть правде в глаза, то этим мальчишкам и девчонкам нужно одно — семья. Без этого все твои усилия – капля в море. А можешь ли ты им дать это главное? То-то и оно… Нет, конечно, можно загореться, поддаться порыву… а дальше? Большинство наших младших друзей – уже подростки. Сможешь ли ты их направить, вывести в жизнь (не говорю уж о пресловутом «обеспечить»), когда тебе до тридцати – как пешком до Москвы и тебя саму еще «шатает» во многих направлениях?.. Были у нас мысли о том, чтобы забирать кого-то из детей к себе на выходные. Нам отсоветовали: ребенок станет ждать повторения, а если его вдруг не будет (ну не потянешь ты, не готова!) – одноразовая радость обернется шоком.

С такими аргументами трудно было не согласиться… но разумные доводы не избавляли от ощущения собственной беспомощности. Ну что мы можем для своих «подопечных» делать? По большому-то счету – ничего… Добрые феи без волшебных палочек.

Моя мама (она тоже какое-то время «подвизалась» на волонтерском поприще) утешала:

— «Ваши» девчонки в таком возрасте, когда обязательно кому-то надо подражать, на кого-то равняться. А им – на кого? На попсовых певиц? Или на воспитательниц бальзаковского возраста? А тут вы – молодые, красивые, где-то работаете, чем-то интересуетесь… И девочки из интерната это видят и впитывают…

Не знаю, действительно ли оно было так. Мои подруги со стороны родителей такого понимания не встречали: мол, «молодые и красивые», а вместо того, чтобы личной жизнью заниматься, — возитесь непонятно с кем! Но, пожалуй, именно молодость уберегла нас от того, чтобы отнестись к детям из интерната, как к «живым игрушкам». А ведь на этом «погорели» многие усыновители… Мне вспоминается история девочки Раи, которую дважды (!) удочеряли и дважды возвращали обратно в интернат. Будто товар по гарантийному талону. Как сложилась ее судьба – мне неизвестно.

Впрочем, большинству «наших» детей повезло больше. Некоторые отправились к новым мамам и папам за границу – в Италию и Испанию. Мы их никогда уже не увидим, и это… большое счастье. Других усыновили здесь, в России – кое-кто «нашелся» совершенно случайно… Третьи сейчас пытаются учиться… пишут «влюбленные» статусы «в контакте»… даже начинают создавать семьи. Они уже взрослые, наши младшие друзья, у них своя жизнь…

Но с нашей жизнью – она еще пересекается.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Родилась и живет в Воронеже. Выпускница филологического факультета Воронежского государственного университета. Кандидат филологических наук. Преподаватель вуза, журналист. Пишет стихи и прозу.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Лидия

Все очень верно подмечено. И как ни удивительно — потребительство, требовательное ожидание подарков, организации своей жизни. Очень необходимы мероприятия по развитию осознанности — а что я сам могу сделать для успеха своей жизни? К этому у воспитателей, при всей их искренней заботе, зачастую нет навыка. Я помню, в составе такой "подарочной" команды навещали детский дом в подмосковном городе. Их скептические взгляды на вещи. Запросили установку караоке.
Тогда и появилась мысль о другом подходе, других мероприятиях. И вот их осуществление оказалось не таким простым.

Лидия

В рамках "другого подхода" подготовила интерактивное коммуникативное мероприятие, попросила, чтобы дети провели экскурсию по городку (преодолеваю сопротивление директрисы: "зачем вам это, они же глупые, мы вам лучше экскурсовода наймем". Не нужен экскурсовод, говорю, важно, чтобы они сделали это сами". Вцепившись руками в книжку, девочки почти по слогам читали нам вслух строчки о родном городке. Но зато сами! На мини-тренинге воспитатели постоянно пытались "выступать" за детей (типа, мы "лучше и правильнее" сделаем), нужно было их постоянно мягко "усаживать", чтобы дети могли говорить от своего имени, то, что думают сами.

Лидия

Неподалеку от этого "обычного" детдома есть и детдом для детей-инвалидов. Без слез туда войти нельзя. Там дети даже не каждый день на улицу выходят (двум воспитательницам не успеть всех детей-инвалидов одеть-раздеть), а уж как они рады, если им почитать-поиграть! Они в своей жизни только четыре стены и одни и те же лица и видят.Я предложила вполне здоровым и самостоятельным детям из обычного детского дома ходить к этим маленьким беспомощным детишкам, читать и играть с ними. Как это важно для переключения фокуса с того, что я "такой обделенный" на заботу о другом, которому несопоставимо хуже. Это один из наиболее продуктивный путей… Читать далее »

Любовь

Мне кажется, причина отсутствия интереса здоровых детей к больным кроется в том, что помогая, нужно "лить из полной чаши" собственного счастья, а не пытаться заткнуть дыру в душе кем-либо. Тоже самое, что усыновить ребёнка от одиночества — итог печален.

Мария

Спасибо Вам и за то, что Вы сделали. Жаль что у воспитателей не нашли понимание. А ведь последняя инициатива была замечательной. Но слово Милосердие пока в постсоветском обществе мало понятно.

Ксания

Мария, речь не о милосердии, а о нормах, которыми по рукам и ногам связанны воспитатели. Повести детей из одного закрытого учреждения в другое? А кто будет отвечат, если распостранится инфекция? Доверить детям заботу (пусть и в небольших рамках) о других детях-инвалидах? А кто будет отвечать за возможные травмы? А у нас еще очень любят учить практикующих педагогов работать, причем, учат все, кому не лень. Кто ответит, если ребенок, столкнувшись с видом тяжелого инвалида, получит психологическую травму? Или если такую травму получит ребенок-инвалид (дети ведь бывают порой непосредственны до жестокости)? Можете осуждатьменя, но я знаю систему "изнутри". И со 100% вероятностью… Читать далее »

Элла Рэйн

Спасибо, Татьяна!

radistkacat

у меня есть друзья — прекрасная семья. У них трое детей. Средний ребеночек — аутист. Мама получает второе высшее — как дефектолог, и стала участвовать в волонтерском движении в детский дом, но не в Москве, а где-то далеко. Занимается она с детьми, у которых проблемы по части психики, с ними не занимаются специалисты, так как они считаются такой категорией, которые не поддаются никакому педагогическому воздействию. А муж у нее увлекается ездой на машинах по бездорожью — не знаю, как это точно называется. Так вот они вдвоем синициировали слияние этих двух движений и устроили интереснейшее мероприятие — игру-ориентирование на местности на… Читать далее »

Александра Й

Хочется плакать.

radistkacat

не очень поняла, куда подевался мой комментарий? В нем было что-то недопустимое? Рассказ о том, как волонтеры нашли способ занять детей?

В спам почему-то попали.

Ирина

Татьяна,спасибо за статью! Радует, что есть люди, которые готовы тратить нечто бОльшее, чем деньги…

ольга

Очень хорошая статья! Согласна по всем пунктам, сама 10 лет проработала в детском доме. К нам тоже приезжали православные молодые ребята — волонтёры, низкий им поклон. Ребята брали детей в семьи на выходные, занимались с ними, ходили в походы. Конечно, сирот нельзя кардинально изменить, сделать из них интеллигентных людей. Но большинство из них сейчас живут о своему, работают или учатся, заводят семьи. "За бортом" оказались единицы. В этом немалая заслуга православных волонтёров. Спасибо.

ольга

Радует ваша трезвая и реалистичная позиция.

Похожие статьи