Гендерная роль моды в истории менялась постоянно: в галантном XVIII веке мужчины носили длинные, припудренные парики и делали макияж, соревнуясь в утонченности со своими дамами сердца. В XIX столетии мужчина — строг, деловит и одет в темное, а женщине предписано быть слабой, тонкой и шикарной, как садовая роза.

В XX веке женщина рассталась с локонами, освоила брюки и взяла в руки деловой портфель. Гендерные стереотипы диктуют моду и устанавливают запреты. Марк Джейкобс, надев юбку, шокировал обывателей ничуть не меньше, чем в своё время Жорж Санд, носившая брюки. И несмотря на женственные коллекции с подиумов, в быту мы постоянно произносим слово «унисекс». Как менялись «ролевые модели» полов в моде в последние столетия? О том, что такое гендер и как он выражается в моде, в своей лекции рассказала Галина Иванкина, историк моды, популярный блогер zina_korzina.

Гендер как социальная маска

Гендер — это наш социальный пол. Не то, что  дается от рождения, а то, что нам навязывает общество, среда, власть, режим, религия — все, что нас окружает. На гендер также влияет социальный класс, к которому мы принадлежим. Два антипода: женщина XIX века, тонкий и ранимый цветок салонов, театральных лож и гостиных и женщина 80-х годов XX века — максимально независимая, угловатая, стремящаяся к мужскому поведению.

Век XIX и век XX

В разные времена на нас влияют разные гендерные посылы. На протяжении веков женщины и мужчины физически абсолютно не меняются — в отличие от факторов, определяющих их гендерную принадлежность. Мода циклична, и периодически актуальными становятся классические образы. Примером этого является стиль new look от Диор, когда после подчеркнуто военного стиля (широких плеч, талии, затянутой полувоенным ремнем) в моду возвращается традиционная элегантность — корсеты, нижние юбки и даже кринолины.

Гендер — это маски, которые мы носим. Если бы человек попал на необитаемый остров, где на него не давили бы социальные обязательства, у него не возникла бы потребность в моде, которая всегда обслуживает не наш биологический пол, а предрассудки, существующие в обществе.

Главные модницы — женщины

Можно выделить несколько гендерных привычек, которые общество имеет на протяжении всей своей истории.

Первая из них: женщины гораздо больше интересуются модой, чем мужчины. Какую бы эпоху мы ни взяли, женщины всегда заняты одеждой, парфюмерией и средствами по уходу за собой куда сильнее, чем мужчины. Мужчина тоже следит за своей наружностью, сейчас даже широко распространено такое явление, как метросексуализм, но приоритет в этом вопросе все равно остается за дамами. Причем, что интересно, женщин всегда осуждали за их неуемное стремление ухаживать за собой, рисовали карикатуры и насмехались над кокетками, способными провести перед зеркалом целый день.

В советском фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» есть интересный эпизод, отображающий дурманящий характер женского самолюбования: Миледи удается разговорить монахиню —  женщину, не привыкшую ухаживать за собой — и узнать, где находится Констанция, именно при помощи модных ухищрений.

Миледи разговаривает с монахиней. Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра»

Даже в те времена, когда представители обоих полов одинаково пышно одевались, носили изящные кружева, высокие каблуки и длинные локоны, женщина все равно больше интересовалась модной продукцией, чем мужчина.

В каждом правиле есть исключение, и в истории моды таковыми были денди: настоящий закрытый мужской клуб, участники которого немало времени и сил уделяли внешнему виду. Основателем «дендизма» считается лорд Браммел, истинный английский джентльмен, подбиравший каждую деталь своего гардероба с особой тщательностью.

Джордж Браммел

Женская мода капризнее

Следующий аспект, характеризующий гендер: мужская мода меняется медленнее, чем женская. Примером является русское купечество: в то время, как жены и матери купцов активно увлекались парижскими веяниями, опережая в своих достижениях даже аристократию, мужчины из купеческой среды были крайне консервативны. В любой пьесе Островского, на любой картине середины-второй половины XIX века мы увидим, что девочки и дамы из купеческой среды одеваются по текущей моде, а мужчины, как правило, держатся старых обычаев — кафтан у внука такой же, как и у деда. На картине «Сватовство майора» девушка из купеческой среды одета по моде 1850х годов (многослойное платье на кринолине), тогда как ее родственник мужского пола одевается так, как принято в купеческой среде.

П. А. Федотов «Сватовство Майора»

Есть даже предположение, что если бы не форсированная европеизация России, которую проводил Петр I, то русские мужчины так и носили бы одежду, похожую на ту, что надевали их деды и прадеды, в то время как дамы предпочитали бы те же образы как у парижских и берлинских модниц.

Возрастная мода

Третья характерискика гендера: женская одежда во все времена больше различалась по возрасту, чем мужская. Это связано с традиционной мировой практикой выделять юных девушек, которые еще не вышли замуж, а также матерей и пожилых дам, не годных к деторождению. В современном обществе мы вроде бы и не считываем подобные стереотипы, но они остаются на уровне подсознания и распознаются автоматически. Модные журналы очень четко разграничивают образы для женщин разного возраста: молодая девушка должна носить светлые вещи нежных пастельных тонов, женщине постарше рекомендуются вещи темных оттенков, неброские, лаконичные.

Что бы мы ни рассматривали — французскую моду XVII века или славянский костюм с традиционной вышивкой — везде есть выделение юных девушек на выданье и женщин первого года замужества. И во Франции, и на Руси женщина, которая недавно вышла замуж, носила самые шикарные наряды, и этот гендерный стереотип силен во все времена. Даму, которая хочет выглядеть значительно моложе своего возраста, всегда было принято высмеивать, пожилого щеголя же, наоборот, не осуждали.

Отдельная гендерная история, связанная с возрастом — это советские бабушки. Какой бы женщина ни была в 20-40е годы XX века, как только ей исполнялось 50-55 лет, она немедленно облачалась в пуховый платок, войлочные сапоги и неброское пальто, превращаясь в настоящую пожилую бабушку.

Советские бабушки

Не только красиво, но и функционально

Мужская одежда быстрее, чем женская, стала пригодна для работы и активной жизни. В XIX веке во Франции было особенно заметно различие между нарядом женщины, которая была украшением, изящным цветком, нуждающемся в заботе и поддержке, и одеждой мужчины, который стремился к зарабатыванию денег. Внимание женщины было принято покупать, это очень ярко показано в пьесе Островского «Бесприданница», когда Лариса Дмитриевна Огудалова покоряется влиятельным мужчинам: «Уж если быть вещью, то одно утешение — быть дорогой, очень дорогой».

Дастин Хоффман в образе Тутси

Хорошим примером того, как нелегко женщине существовать в мужском мире, является фильм «Тутси» с Дастином Хоффманом в главной роли. Герою, молодому актеру, приходится переодеться женщиной, чтобы получить роль в сериале. Каждый день он перевоплощается, тщательно создает образ и начинает понимать, какой это труд — быть женщиной.

Были времена, когда для мужчины считалось приличным носить типично женские вещи, например, корсет. Даже Николай I часто носил тугой корсет, утягивающий талию. Иногда в обществе поощрялись длинные волосы у мужчин, большие парики, сейчас же мужчина с длинными волосами воспринимается скептически.

Мужская и женская мода постоянно пересекаются, определенные элементы одежды теряют строгую гендерную принадлежность. Когда-то тот же Николай I носил ботфорты, поскольку они были частью мужского гардероба, сейчас же этот вид обуви надевают только женщины.

В XVII- XVIII веке демонстрация длинных красивых ног — исключительно мужская прерогатива. Людовика XIV именовали «самыми красивыми ногами Европы», сейчас уже трудно представить мужчину, который гордился бы подобным званием. Женщинам же было строжайше запрещено демонстрировать ноги, пышные платья в пол их абсолютно скрывали. Только актрисы легкого жанра могли позволить себе платья, ихоткрывающие. Даже относительно недавно, во Франции, консервативным женским сообществом была устроена настоящая травля Бриджит Бардо из-за ее «нескромных туалетов». Укороченные брюки, подчеркивающие стройные ноги актрисы, были восприняты как угроза семейному благополучию француженок.

Бриджит Бардо

Гендерные стереотипы

Большинство гендерных стереотипов изобретали мужчины, ведь чаще всего они являются модельерами, диктующими женщине, какой образ сейчас стоит носить. Ситуация несколько изменилась с приходом Коко Шанель: она была убеждена, что мужчины вообще не имеют права касаться женской моды, ведь никто из них никогда не пробовал носить одежду, которую они изобретают для прекрасной половины человечества. «Пусть эти Диоры и Бальмэны сами попробуют носить ужасные корсеты и пышные юбки, которые они предлагают женщинам!» Творческий антипод Коко, Кристиан Диор, наоборот, настаивал на возвращении женственного силуэта и тонкой талии в моду.

В СССР в 50-х гг. девушку в брюках по-прежнему осуждали, презрительно называя «стиляжкой», хотя в тоже время в журнале «Работница», рупоре эпохи, активно пропагандировался образ женщины-трудяги, которая выполняла и перевыполняла план на заводе или на стройке.

Советские женщины на заводе

Гендер — это игра, в которую каждый играет по-своему. Кому-то хочется ультрамодных нарядов и ярких красок, а кто-то предпочитает умеренную классику. Одна женщина рушит стереотипы и облачается в мужскую одежду, как это делала великая Марлен Дитрих, а другая выбирает максимально женственный образ беззаботной кокетки, какой была Мэрилин Монро. Главное, наслаждаясь этими играми, не потерять свою индивидуальность, которая всегда будет ценнее любого «образа».

Записала Вероника Заец

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Похожие статьи