— Напиши про прерафаэлитов, — попросила знакомая, когда выставка в Пушкинском музее только открылась. И я послушно полезла в альбомы. Однако, натолкнувшись в них на десятую по счёту деву с бледным челом в неоправданно-статичной позе, вспомнила, что с романтизмом у меня вообще-то не очень. Поелику любовь моя к романтикам первой волны поиссякла в своё время где-то между Евгением Боратынским и ехидной пушкинской рецензией на предсмертную записку Ленского.

Ну а дальше началось мелкое издевательство, потому что у прерафаэлитов, на мой взгляд, хоть и есть некоторое количество удачных бытовых зарисовок, но в целом большинство этих творений могло бы спасти только включение в число изображённых персонажей парочки хоббитов. Ну или фавнов. В общем, кого-то, кто обеспечил бы хоть какое-то видовое разнообразие, но при этом не убил своим видом авторов.

Далее из намеренно-идеального мира прерафаэлитов мои мысли закономерно понесло в обратную сторону, и я задумалась, а где же она, собственно, граница искусства? Вот с какого момента мы можем сказать, что вот это – реальность, а дальше уже что-то иное? Так постепенно взгляд обратился к художественной фотографии.

Предупреждаю сразу: автор в обозреваемом жанре – полный профан, а всё изложенное ниже – чистая вкусовщина. Что до кадров, то они отбирались в базах по одному единственному признаку – нравится-не нравится. Так что я вполне могла пропустить что-то важное и знаковое. И вообще, всё нижеизложенное не претендует на опус по истории фотографии; хотелось другого – понять, чем таким принципиально важным должен обладать результат щелчка затвором, чтобы из простого сувенира в жанре «Вася был здесь» или «на фоне Пушкина снимается семейство» стать произведением искусства.

Итак, первое, на мой взгляд, что нужно уяснить, разбираясь в фотографиях, — это то, как мы воспринимаем мир. Мир существует в виде непрерывного потока из множества одновременных движений и процессов, но запоминаем мы в нём какие-то яркие моменты, отдельные образы, которые нам удалось вычленить. Так вот, умение вычленить и «поймать на плёнку» эти образы и является сутью искусства фотохудожника.

Что же до самих образов, то суть их в том, что любой мелочи, которую наш взгляд вычленяет из потока жизни, мы тут же начинаем придавать некое общее, символическое значение. То есть, попав в поле нашего зрения, «удачный кадр» должен показывать нечто большее, чем сиюминутные события. О чём я? Да вот о чём.

Анри Картье Брессон

Автор фото: Анри Картье Брессон

Этот кадр имеет свою любопытную и довольно необычную историю. Снимок сделан французским фотографом Анри Картье Брессоном в 1954 году, когда после смерти Сталина группе представителей французского агентства «Магнум фото» разрешили посетить Москву. Эта подробность наполняет глубоким смыслом многие детали кадра, позволяя нам разглядеть там и жизнерадостность первого послевоенного поколения, немудрёные наряды и причёски девушек того времени (на фоне которых главная героиня в платье столь непростого фасона  выглядит просто-таки состоятельной красавицей). Иначе начинает смотреться и военная форма молодого человека. И всё-таки, согласитесь, перед нами, прежде всего, вечный сюжет – он, она и любовь как искусство «смотреть в одну сторону».

Другая сторона хорошего кадра состоит в том, что, помимо чего-то общего, там ещё должно быть что-то, наоборот, маленькое и частное, делающее это «общее» личным и тёплым. Знаменитый «открыточный» вид на Эйфелеву башню все видели? А так?

Робер Дуано, Париж

Робер Дуано. Париж

Да-да, представляете, там в парижах тоже люди живут.

Дальше. Момент, изображённый на фотографии, может быть очень тонким, еле уловимым – настроение или движение. Вот так:

Мартин Мункачи Три мальчика, бегущие к прибою на озере Танганьика . Около 1930

Мартин Мункачи. Три мальчика, бегущие к прибою на озере Танганьика . Около 1930

Прям-таки, «остановись, мгновение», согласитесь? Кстати, в своё время именно этот кадр сделал буквально революцию в жанре: именно во времена Мункачи техника наконец достигла такого уровня, который позволял фиксировать на плёнку быстрые движения, и маэстро не преминул этим воспользоваться, сделав многочисленных летящих, бегущих и пляшущих героев своей визитной карточкой. Я уж не говорю о том, сколько будущих фотохудожников пришли в профессию, именно увидев «Трёх мальчиков».

А вот ещё Мункачи.

Мартин Мункачи Вратарь, опоздавший на секунду

Мартин Мункачи. Вратарь, опоздавший на секунду

И здесь мы видим, как мимолётное может быть одновременно историческим и, с другой стороны, очень личным. Упал на секунду позже – получите; и кто ж теперь помнит, какой это был матч?

И, наконец, самое, на мой взгляд, интересное. Кадр может быть живым и спонтанным, выхваченным прямо из жизни, как вот это знаменитое фото Макса Альперта, сделанное в 1942 году прямо на поле боя под Ворошиловградом.

Макс Альперт. Комбат. 1942.

Макс Альперт. Комбат. 1942.

Уже через секунду после съёмки, изображённый на фото солдат (только через тридцать лет журналистам «Комсомольской правды» удастся с большой долей уверенности установить его имя – младший политрук Алексей Ерёменко) был убит осколком, а объектив в руках фотокорреспондента – разбит, так, что он некоторое время считал плёнку засвеченной.

Импровизацией был, по словам создателя – Альфреда Эйзенштадта – и другой кадр… 14 августа 1945 года, только что по радио объявили о капитуляции Японии – закончилась Вторая мировая война. Весёлый морячок шёл по Таймс-сквер, навстречу ему – молоденькая медсестра… То, что получилось в итоге, попало на обложку журнала “Life” и стало для целого поколения американцев своеобразным символом окончания войны.

Альфред Эйзенштадт. Поцелуй. 14.08.1945.

Альфред Эйзенштадт. Поцелуй. 14.08.1945.

А вот кадр, ставший таковым для советских людей, был, наоборот, постановочным. Фотограф Евгений Халдей оказался в Берлине 2 мая 1945 года, когда судьба немецкой столицы, да и в целом войны, была уже вопросом дней и часов. Из воспоминаний художника следует, что он позвал на улице первого попавшегося солдата, затем они нашли флаг, поднялись на крышу рейхстага и какое-то время экспериментировали с ракурсом, так что в архивах осталось несколько вариантов знаменитого снимка.

Евгений Халдей. Знамя Победы над Рейхстагом. 2.05.1945.

Евгений Халдей. Знамя Победы над Рейхстагом. 2.05.1945.

И, по идее, всё это время чуть выше – на остатках стеклянного купола здания государственного собрания развевалось знамя Победы — штурмовой флаг 150-й Идрицкой стрелковой дивизии, за сутки до того доставленный туда легендарными Егоровым и Кантарией. Впрочем, в мае 1945 флагов на крыше рейхстага перебывало много.

Бывает, что фото делает знаковым человек, который на нём изображён. Например, знаменитый снимок Эрнесто Че Гевары, многократно тиражированный (в том числе и потому, что социалистическая Куба не признавала закона об авторском праве) в печати и плакатах, изначально принадлежал фотографу Альберту Диасу Гутьерресу (также известному под псевдонимом Корда) и выглядел вот так:

Альберто Диас Гутьеррес (Корда). Че Гевара. 1960

Альберто Диас Гутьеррес (Корда). Че Гевара. 1960

Не правда ли, живое выражение глаз, тень на щеке и пальма на заднем плане делают его куда проще и теплее эпичных плакатов? Вот он, пожалуй, первый случай из перечисленных в нашей статье, когда в полной мере художественным фото делает обработка, придавшая изображению лаконичность и монументальность. А в исходнике – так, удачный ракурс, не более. И вообще, как свидетельствуют фото, команданте по жизни был живым эмоциональным человеком и много улыбался.

Бывает и наоборот – фото делает знаковым человека. В 1960 фотокорреспондент Александр Геринас сфотографировал свою восьмимесячную дочь Алёну. В 1962 этот снимок украсил обложку первого номера журнала «Здоровье», потом был немного доработан художниками и в 1966…

Александр Геринас. Алёнка. 1960

Александр Геринас. Алёнка. 1960

Ну, Вы поняли. Кстати, появилась знаменитая шоколадка за целых два года до того и название своё получила по имени совсем другой девочки – дочери Валентины Терешковой. Вот такие совпадения.

Кстати, о советской фотографии. Вот что бы ни говорили о её «лакированности» и заказном характере, — люблю. Чувствуется во всех этих спортсменках, целинниках и колхозниках какой-то предустановленный оптимизм, которого, на мой взгляд, очень не хватает современным людям, почему-то привыкшим прямо с утра открывать глаза с мыслью: «Всё плохо». Нормально всё – всё по плану. Мало ли какой своеобразный может быть у жизни план.

Другое дело, что в СССР, в отличие от Запада, фотография достаточно долго не воспринималась как самостоятельный вид искусства – эту нишу, скорее всего, занимал плакат. Поэтому многочисленные отечественные авторы существовали на положении не художников, а фотокорров информационных агентств, и работали, главным образом, в жанре репортажной съёмки. А теперь их кадры зачастую лежат в архивах тех же агентств в очень неважном разрешении – обидно. И всё же и у советских фотохудожников иногда получалось очень даже неформально и о вечном:

Солдаты оборачиваются вслед девушкам. Мариус Баранаускас/РИА Новости 01.04.1965

Солдаты оборачиваются вслед девушкам. Мариус Баранаускас/РИА Новости 01.04.1965

Школьники делятся впечатлениями после каникул на площади у Никитских ворот в Москве. Михаил Озерский/РИА Новости 02.09.1963

Школьники делятся впечатлениями после каникул на площади у Никитских ворот в Москве. Михаил Озерский/РИА Новости 02.09.1963

Дрессировщик с бегемотом на берегу Черного моря. Юрий Сомов/РИА Новости 03.08.1967

Дрессировщик с бегемотом на берегу Черного моря. Юрий Сомов/РИА Новости 03.08.1967

 

При подготовке статьи использованы материалы сайта http://diddlybop.ru/

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
лиза гессен

Дарья, спасибо Вам! Интереснейшая тема! У нас семейная любовь к фотографии, хобби и отчасти профессия. Вы отобрали замечательные кадры. Отдельное спасибо за мысль-сравнение советских фотографий и сегодяшнего " все плохо".

Natalya_Natalya

До чего же бегемот хорошо)))))
Прямо добрый какой-то

La_gata

Причём в самом первом месте этот кадр мне попался с подписью "Дрессировщик такой-то (справа) с бегемотом на черноморском побережье".

лиза гессен

Простите, продолжу. У фотографии есть чудесное свойство преподносить окружающий мир здорово, оптимистично, даже когда человеку на самом деле " с утра все плохо" Пример- в июне в нашем городе проводилась акция "Фотосушка". Попали мы лишь к закрытию, дочь в этот день писала профильный экзамен по языку, были измотаны, голодны, злы, но, окунувшись в атмосферу мероприятия ощутили такой прилив доброжелательности, неподдельного интереса к работам, просто эстетического удовольствия, что все плохое забылось. Дарья, прошу Вас, пишите еще на тему фотографии, это так нужно!

La_gata

Да, пожалуй, Вы правы. И я знаю, как это работает — ведь фотохудожник, глядя в объектив, отбирает — разумное, доброе, вечное. А мы смотрим — и нам кажется, что ВЕСЬ мир такой.
Спасибо большое. Я попытаюсь. Хотя вот в этом, правда, ни разу не специалист.

Анна1982

Главное — найти действительно профессионального и доброжелательного человека. А то на выпускной альбом в школе мне испортили фотографию — все мелкие прыщики, которые не были видны, даже если приглядываться, усеяли мое лицо красными точками на фотографии.

лиза гессен

У Вас замечательно получается и что сказать и как сказать. А по поводу специалист или нет- наш хороший знакомый молодой фотограф, отвалив приличную сумму из своих скудных средств, отправился на мастер-класс известного мэтра фотографии. На выходе получил информацию, сколько стоит фотоаппарат мэтра, объектив мэтра, шнурок к фотоаппарату мэтра и краткую подсказку "как разводить заказчиков на деньги". Вот такое искусство…

elleni7

Отличная подборка фотографий! Спасибо, Дарья, за интересный ракурс! Я согласна, фотография отражает не столько саму реальность, сколько взгляд фотографа на реальность, но это и делает ее искусством!

лиза гессен

К сожалению, мэтр весьма известный и уважаемый. Наш друг-фотограф после мастер-класса был подавлен и разочарован. Об искусстве-ни слова, а практическая сторона вопроса звучала громко. А наш-то надеялся услышать советы по композиции, постановке света и т.д. Теперь обучается самостоятельно через интернет.

La_gata

Сочувствую. Видимо, человек не вполне корректно оценил "мэтристость" мэтра. Обычно предварительный просмотр фоторабот мастера много даёт, а не только оценка "медийности" персонажа.
Пока готовила материал, кстати, отсмотрела результаты какого-то конкурса молодых фотохудожников — вполне солидного вроде. Более невнятных работ не видела в жизни, честно говоря. Плюс — там несколько человек явно учились у одного мастера — кадры были на одних и тех же приёмах построены, одинаковые-одинаковые. Так скучно стало.

лиза гессен

Да, печально и скучно. Зато у нас сверхвеселые свадебные фото, прямо эталон дурновкусия-невеста на ладони жениха, или счастливая пара помещена в бокал шампанского. Что удивительно-народу-то нравится! А пейзажи, портреты, репортажная съемка-где она? Простите мою нескромность-муж неоднократно выигрывал конкурс фото, проводимый виски Laphroaig. Моделями выступали бутылка одноименного виски и наши питомцы-голубь, черепаха и птенец горихвостки. И людям это было интересно. Даже подписи к фото присылали, такие трогательные, жаль, не все поняла, диалект специфический.

La_gata

Да, свадебные фото у нас не блещут, увы. Как и свадьбы в принципе: А теперь конкурсы для подружек невесты…
Мне кажется, люди просто бояться сделать по-своему, а не "как у людей".

Людмила

Очень актульно, Дарья, пожалуйста, пишите еще!!! И некоторые фотографии очень позитивные, спасибо!!!!

Zeru

Прошу прощения, но заголовок явно не соответствует содержанию статьи.
В нём обещается раскрыть тему _художественной_ фотографии, а в статье всё посвящено фотографии жанровой. Что, как говорится, есть две больших разницы.

La_gata

То есть, по Вашей логике, жанровые сцены — это не живопись, например?)))
Я всего лишь пыталась отделить искусство от документалки. Хотя в определениях нетверда — ибо, как неоднократно подчёркивала, в данной области — неспециалист.

Похожие статьи