Было ли у вас в жизни так, что вы упорно добивались-добивались чего-то, пробивали-пробивали стену лбом, и в итоге остались обессилившей у дырявого корыта? Или вожделенное было получено, но оказалось мыльным пузырем, преимущества обладанием которым ничтожно малы по сравнению с теми моральными, физическими или финансовыми затратами, который вы осуществили? И теперь об этом проигрыше вам даже неприятно вспоминать? Такие истории хотя бы раз случаются в жизни любого человека.

Это может быть связано с получением должности, приобретением какой-то вещи, получением необходимых (как казалось тогда) знаний, с установлением отношений — словом, со всем тем, воплощение чего требует определенных затрат и усилий. Рядовые, в общем-то, ситуации, с которыми мы сталкиваемся очень часто в течение практически всей жизни. Но только вот почему-то для их преодоления тебе приходится биться головой об стену, и по достижении желаемого ты чувствуешь себя Терминатором после схватки с ртутным роботом, а подруга идет по жизни, улыбаясь и при этом имея все, что захотела. Почему так?

Для начала я хочу рассказать анекдот:

Ранним утром двое мужчин выходят из казино. На одном только трусы, а на втором и того меньше. И тот, на котором ничего, говорит тому, который в трусах:

— Ну как же я тебе завидую, Вася: ты всегда умеешь вовремя остановиться!

А теперь от анекдотов к жизни. В Гарвардском университете работает профессор  Макс Базерман. Раз в год на одном из уроков он показывает своим студентам, почему люди не могут вовремя остановиться и несут существенные потери в заведомо проигрышных ситуациях. В начале урока профессор показывает 20-тидолларовую купюру и объявляет, что ее получит тот из студентов, который даст за нее больше денег. Но при этом тот, кто назвал вторую по уровню цену, будет должен отдать эту цену профессору. То есть, если кто-то за 20$ дал 19$, а вторая по уровню цена составила 18$, то победитель отдает профессору 19$ и взамен получает 20$, а его ближайший конкурент отдаст профессору 18$ и ничего взамен не получит.

Поначалу торги идут очень бойко, и цена банкноты быстро поднимается до 12-15$. На этом этапе отсеивается большая часть студентов. Это Васи, которые знают, когда надо остановиться. А вот несколько человек, обычно двое, начинают вести нешуточную борьбу за эти 20 баксов, подгоняемые жаждой легкой наживы, однако, чем аукционная цена ближе к стоимости номинала, тем призрачней нажива, но у человека срабатывает loss aversion или боязнь потери. То есть, понимая, что выиграть уже не удастся, участники аукциона стремятся хотя бы снизить убытки, надеясь на выигрыш, но вместо этого фактически разоряются. Как говорят, рекорд профессора — продажа 20-долларовой банкноты за 204$, а если добавить к этому и взнос второго проигравшего, то получаем 204+203-20=387 $ чистой прибыли для профессора.

Невероятно? Глупо? Но, тем не менее, в жизни мы очень часто покупаем 20-долларовые банкноты по цене в 10 раз выше номинала. Самый простой пример — казино или игровые автоматы. Потратив приличную сумму, вместо того, чтобы зафиксировать убытки, остановиться и уйти, человек в надежде отыграться делает ставку за ставкой и проигрывает еще, еще и еще.

Феномен Базермана (именно так назвали это явление) проявляется и в других областях нашей жизни. В семинарию каждую весну на протяжении нескольких лет приезжал абитуриент, и каждый раз проваливался на собеседовании. Ему уже открытым текстом говорили, что духовное служение — не ваша стезя, попробуйте себя на ином поприще. Но он упорно каждый год приезжал и пытался поступить… Он не мог получить другого образования, он не мог устроиться на хорошую работу — все силы он бросал на поступление в семинарию. А ведь за это время он мог окончить институт и устроиться по специальности. В итоге он все же оставил свои попытки в возрасте за 30, так и оставшись пожизненно низкооплачиваемым пономарем.

Очень распространенное явление: девушка обихаживает молодого человека, а тот ни мычит, ни телится, ему и так нормально. Проходит год, два, три, уже всем понятно, что ничего из этих отношений не выйдет, но девушка упорно продолжает «дружить», надеясь на чудо. Но чуда не происходит. Годам к тридцати они все же расстанутся, но молодость уже машет ручкой, потенциальные женихи разбежались. А оставь она вовремя этого «друга», то давно уже была бы замужем и благополучно нянчила детей. Ну или классика жанра:  любовь давно ушла, муж пьет-гуляет-бьет, а женщина все спасает и спасает брак, которого давно уже нет, бьется головой о непроходимую стену, теряя время, силы и здоровье.

Таких примеров можно привести много. Часто люди платят за желаемое слишком дорогую цену, несоразмерную с той выгодой, которую они получат или не получат вовсе. Они платят усилиями, эмоциями, иногда связями, иногда, собственно, деньгами, и самое главное — временем, невосполнимым временем. Более того, в итоге завоеванное «счастье» становится уже не прибылью, а чистым убытком, и человек уже не в состоянии радоваться победе, он только жалеет о понесенных убытках.

Под потерей в этих случаях следует понимать не только буквальные убытки — утрату финансов, но и потери иного качества, потери моральные, которые часто гораздо ощутимей для человека, чем потеря материальных благ. Очень часто в подобных ситуациях  нами руководит боязнь выглядеть глупо в глазах окружающих, боязнь стать объектом насмешек и пересудов. Человек, привыкший добиваться своего, о котором говорят, что у него всё всегда получается, боится упасть в грязь лицом, сплоховать, стать «лузером».  Аналогичное может испытывать девушка, затеявшая дружбу с бесперспективным женихом: она боится людской молвы, мол, добивалась-добивалась, а он ее так и не взял. Стыдно. Очень веская потеря — пошатнувшаяся самооценка. Разбитые надежды, разбитая вера в свои силы, отчаяние — проигрыш воспринимается как пощечина от жизни. Боязнь пересудов: многие до обморока боятся разговоров, что кто-то напомнит о досадной неудаче, возможно, присовокупится утрата авторитета у окружающих нас людей, особенно у тех, кто ниже по социальному статусу. У людей с развитым чувством долга может открыться страх подвести тех, кому давал обещание, кто доверил свои личные проблемы, чьи интересы представлял.

Чтобы такого не происходило, необходимо уметь возобладать над боязнью потери и вовремя остановиться, выйдя из битвы с минимальной суммой проигрыша. Возможно, для того, чтобы затем набраться сил и опыта и взять реванш. Способность вовремя остановиться — очень ценное качество, одно из самых важных для человека, ведь именно от умения управлять своими действиями во многом зависит благополучие человека. Пауза дает нам возможность передохнуть, взглянуть на происходящее под другим углом, заново оценить и свои силы, и реальную ценность желаемого. Это можно сравнить с прохождением игры-головоломки: иногда сидишь в тупике и никак не можешь вывести персонажа из лабиринта. Но стоит сделать паузу, отвлечься на полчасика, и, вернувшись к экрану, ты смотришь на игру другими глазами — так вот же он, выход!

Остановиться — это не значит сдаться, проиграть. Как говорится, иногда можно и промахнуться, главное — вовремя. Иногда отступление является не проигрышем, а выигрышем. Мы выигрываем сбереженные средства и эмоции, бесценный опыт, обретенную способность мыслить вне стандартов. В связи с этим очень важно научиться в меру сожалеть о своих потерях, потому что не все в нашей власти, и мы часто бываем подвержены влиянию, как говорят юристы, неодолимой силы. Мы не можем прыгнуть выше головы, сделать что-то, что превышает наши возможности. Думаю, что понимание этого — одно из проявлений смирения.

Все вышесказанное не означает, что мы не должны ставить перед собой больших задач и не стремиться к получению новых знаний, нового положения, новых возможностей. Идти вперед необходимо, необходимо пробовать себя в новом качестве или на новом поприще. Но эти пробы не должны быть разрушительными, иначе говоря — выходя из казино, мы не должны завидовать другим.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Марина1982

Лилия, спасибо за статью, для меня она оказалась очень полезной. Знаю, к сожалению, каково это "заплатить миллион за батон".

Oksana

очень вовремя! спасибо!

Эмилия

Спасибо за статью, Лилия. Как, видимо, часто случается, мне потребовался тяжелый и болезненный опыт, чтобы понять что нельзя, никогда, ни при каких обстоятельствах, делать что-то любой ценой. Просто потому, что "любая цена" — по определению выше моих возможностей. И это касается в том числе самых добрых и благородных целей (напр., сохранения брака, которого нет), а не только ситуаций, в которых одна из опций — "идти по трупам своих врагов". И я же экономист, и про феномен Базермана хорошо знаю, и про опцию фиксации убытков, и про условия loss aversion… А вот применить эти знания в "быту" — не получилось. Уверена,… Читать далее »

Ольга

Спасибо! Очень все правильно, недавно приложив много сил и известив окружение о том ,что почти выхожу замуж, сказала себе:а почему все как-то не так хорошо, что будет дальше и зачем мне это нужно. Противно было, неприятно, но это было правдой. Я просто поняла,что да я этого хочу, но не такой ценой, особенно если это не мое.

Nata.

По поводу замужества…. одна моя бывшая коллега, девушка из провинции, потратила почти пять лет для того, чтобы женить на себе упакованного москвича. Пошла ва-банк, терять было нечего, приложила все усилия… В общем свадьба состоялась.Хотя ей многие говорили, чтог зря старается и не по Сеньке шапка…

Лилия Малахова

А что она чувствует после этой борьбы? Она счастлива?

Cordelia1981

Один польский писатель по этому поводу метко выразился: "Легко начать жизнь с нуля — гораздо сложнее выйти из минуса". У меня был опыт ухода в минус из-за применения к себе чужой жизненной установки. В свое время я читала воспоминания (дневники) священника Александра Ельчанинова, и на меня произвел большое впечатление его принцип не менять житейских обстоятельств по своему желанию. Его жизненный опыт был таков, что обстоятельства менялись сами, когда он до дна исчерпывал имеющиеся. Что любопытно, у меня еще до прочтения этой книги было два поворотных момента, когда действительно обстоятельства в критический момент менялись сами в наилучшую для меня сторону (и… Читать далее »

kiriniya

Да, в таких случаях всегда что-нибудь кажется. То кажется, что еще вот чуть-чуть, и все получится, то — необыкновенной насыщенности "внутренние события", то жизнь по воле Божией — или еще что-нибудь не менее сладкое. Это и есть бонусы, тянущие в минус.

Cordelia1981

Да, последний год там я не ждала особых бонусов, но думала, что реализую правильный принцип, стяжаю, так сказать, терпение. До сих пор жалею, что жизнь оказалась сложнее, чем просто следование правильным принципам 🙂

Лилия Малахова

Это еще раз подтверждает, что то, что хорошо для оного человека, может быть плохо для другого, а принцип гребенки всегда ошибочен.

Елена 12

А мне сразу вспомнился незабвенный Ф.М. Достоевский с его страстью к игре в рулетку. У Ивана Ильина замечательно об этом написано. В "Игроке" здорово раскрыт этот болезненный процесс, когда "кажется, что еще вот чуть-чуть, и все получится".

Ирина

Спасибо… Бывает, к сожалению, что сама для себя уже поняла, что овчинка не стоит выделки, аккуратно отступаешь, ищешь альтернативные пути, и тут все ближние и не очень накидываются: "что ты сдаешься на пол-пути… надо идти до конца, пробиваться… нельзя бросать… ты слишком робкая", и, коронное — "Ты не знаешь, чего хочешь!" Попытки объяснить, что в данный момент очень хорошо знаю, чего хочу, а именно не получить нервного срыва, язвы желудка и т.п. плохо помогают. Вариант, предложить советчикам пойти в баню — грубоват. Пожалуй, скопирую себе эту статью и буду давать почитать вместо ответа.

Cordelia1981

А вот это и есть самое увлекательное: отличить, когда надо идти до конца, а когда отступить 🙂 На той работе, о которой я говорю выше, мне в первый год тоже было несладко, случалось, что приходилось успокоительное принимать по нескольку дней, и я уже даже написала заявление об уходе. А потом у меня-таки получилось, в том числе усилием воли, переменить отношение к ситуации, и я очень многому смогла научиться. А потом настал другой этап, я-то его тоже хотела одолеть терпением и волей, а оказалось, надо-таки отпрыгнуть в сторону иногда.

Nata.

Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого.

Анна

А я подсчитываю убытки после 15 лет прибывания у баптистов.Пока не могу не могу выйти из минуса.Пробую на правмире и на матронах прийти в себя.Спасибо Осипову.Дворкину.Но чувство,что я вернулась домой не покидает,думаю во время остановилась.Удивительно но я пришла в себя после смерти мамы,завтра 3 года как ее не стало и после смерти бабушки.Мы в баптисткую церковь привлекали живых, а меня вернули в православие мертвые.Жаль не поднимается на матронах тема о заблудших и израненных как я,или таких нет сдесь……мало кто возвращается,уходят либо в др секты или в никуда.Простите,что не совсем в тему.Статья понравилась.

Елена 12

для Анна
"Жаль не поднимается на матронах тема о заблудших и израненных…" Возможно, скоро появится такая тема. На Правмире, наверное, были статьи. 15 лет…часть жизни, но главное, Анна,что Вы вернулись. Не уходите больше! Держитесь за ризу Христову изо всех сил!

А что Вы имеете в виду под фразой "заблудшие и израненные"?

Анна

заблудшие есть и по страшней баптизма.например неопятидесятники или свидетели. а израненные душой так крепко сидит вся что там проповедовалось,я пока так и не могу молиться иконам и МАТЕРИ БОЖИЕЙ.А уж про сомнения я вообще молчу….. Но туда я не вернусь,а в православии много не понятно,вот душа и плачет с чем пред Богом предстану.А начиналось все с жажды изучать Библию в 1998г.Но много там хорошего и люди замечательные.Но учение то не правильное.

Ксения

Анна, чаще причащайтесь, изучайте Слово Божие, не унывайте, ничего не бойтесь и не сомневайтесь, ведь вы на верном пути. Из современников есть замечательные книги о. Серафима Роуза, арх.Рафаила Карелина, о. Даниила Сысоева. Осипов, мягко говоря, не тот автор, если хотите знать истинную православную веру, поэтому чтобы не повредиться, лучше даже не погружайтесь в его многочисленные самовольные трактовки, в том числе осужденные ереси. Помоги вам Господь!

Анна

КСЕНИЯ,спасибо за поддержку.Знаете именно Осипов первым помог мне осознать неправильность баптистского учения,я ему очень благодарна.Потом был Дворкин,слушала Смирнова,он вызывает во мне какое-то внутреннее сопротивление.а после его ответа одной слушательницы,что она должна быть счастлива что у нее умер сын наркоман,я перестала его слушать.О Многом хотелось бы узнать и поговорить.но нескем да и тема статьи не та.Спасибо вам за участие.

Gallka

о Даниил очень резок и категоричен ИМХО…
у Антония Сурожского для себя нашла много любви…

Juliana

для Анны "слушала Смирнова,он вызывает во мне какое-то внутреннее сопротивление". Знаете,у меня тоже.Наверное,из-за характерной резкой манеры и каких-то шуток на грани передёргивания…Впрочем,у него большая аудитория,и его умение проповедника,конечно,заслуживает уважения. Насчёт Осипова согласна с Вами.Кроме книг и дисков,немного знаю его как преподавателя(он вёл у нас курс т.н.установочных лекций),приходилось немного и лично общаться. Как я написала выше,если "не лезть в богословские дебри",то его беседы,особенно о христианской нравственности,культуре,современности(т.е.всё,что не-богословие),на мой взгляд,незаменимы и ,наверное, пока не с кем сравнить с точки зрения точности формулировок,актуальности,эрудиции,и хорошей внешней формы подачи материала.(В т.ч.правильная речь,в отличие,напр.от того же о.Д.Смирнова:)),прошу прощения за отступление от темы,хотела написать Вам в поддержку… Читать далее »

Анна

Насчет о.Димитрия Смирнова-раньше его проповедями просто зачитывалась, мне вполне подходила его категоричная, что ли, манера, например, когда хотелось сделать что-то не так, как обухом по голове, вспоминались его слова. Они ограждали от неправильных поступков. Мне также импонирует его зачастую черный юмор))))))) Моему брату, например, тяжело воспринимать батюшку. Не знаю, как бы я сейчас отнеслась к его проповедям. Я все больше утверждаюсь в мысли, что есть не только белые и черные цвета, что Бог порой оборачивает даже плохое в хорошее, и что прежде чем придти к нужному результату, порой проходишь через ошибки и падения. И не допускать мысли, что у тебя… Читать далее »

Juliana

о проф.Осипове говорят много.Я читала критику его оппонентов,в меру образования разбиралась сама.Не стала бы говорить однозначно об "осуждённых ересях".Есть статьи,опровергающие критику в его адрес.Чтобы не лезть в "дебри богословия",скажу только,что,например его апологетические работы,действительно,дают точную оценку современных христианских и не-христианских учений,о чём и говорит Анна.Речь ведь об этой стороне его деятельности,а не вообще?

Ксения

Если вы изучали осиповские труды, неужели согласны, что Бог только любовь и никого не наказывает, спасутся все, геенские муки не вечны, первородный грех в Христе, причащаетесь вы тоже не истинными Телом и Кровью?
Все это отнюдь не далекие "богословские дебри", а как раз то, что может стоить спасения в конечном итоге. Просто все, чему учат такие профессора-модернисты, достаточно проверить и сделать соответствующие выводы. Поэтому и советую свм. Даниила Сысоева.

Гоблинище

"Мне есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой" В. Цой

kiriniya

А также: "Пусть пробуют они — я лучше пережду!"

Марина1982

"Лучше здоровое отступление, чем нездоровый азарт" — Петр I.

Похожие статьи