Есть ли в классической литературе место счастливой любви? Для начала определимся, что такое классическая литература. Слово «классический» происходит от латинского classicus — образцовый. Если мы говорим о русской литературе, то ее классическим периодом, золотым веком считают XIX век.

Классика обращена к познанию человека, его внутреннего мира. Она изображает жизнь и человека в системе разнообразных связей: общественных, дружеских, любовных, душевных и духовных. Классика поднимает никогда не стареющие, так называемые проклятые вопросы: смысла жизни, существования Бога, души. А мыслящие люди, какими, безусловно, являются наши писатели, часто бывают несчастными. Самопознание, поиск своего места в мире, своего призвания и пути зачастую радости не приносит. Для счастья нужно беззаботно принимать все, как есть, меньше рефлексируя; как говорил Алеша Карамазов, нужно полюбить жизнь прежде понимания ее смысла.

Писательское мировоззрение неизбежно накладывает отпечаток на творчество. Например, И. С. Тургенев отличался очень трагичным восприятием любви. Для него она подобна вспышке, которая лишь на миг может осветить жизнь, а затем у человека останутся одни только тягостные воспоминания о прошедшем счастье. Тургеневский герой, столкнувшись с «громадой любовью», умирает или физически, или духовно. Он уже не может существовать так, как прежде, да и сам он уже не тот, каким был раньше. Вспомним, к примеру, Павла Петровича Кирсанова из романа «Отцы и дети». Когда умерла его любовь, княгиня Р. (и ведь показательно, что у нее нет имени!), то герой не смог дальше жить по-человечески. Это было какое-то пустое существование, он жил как бы по инерции. Подобное понимание любви в XX веке будет у И. А. Бунина.

212041_html_335e1e3c

Вспомним «Гранатовый браслет» А. И. Куприна. Когда читаешь о несчастном влюбленном Желткове, создается впечатление, что он душевно нездоров. Герой забывает о себе, не уважает себя и унижается во имя своего чувства. И в конце концов апогеем такого отношения к себе и его безответной влюбленности к Вере становится самоубийство. Подобное состояние очень хорошо описал Р. Рождественский:

— Отдать тебе любовь?
— Отдай.
— Она в грязи.
— Отдай в грязи.
— Я погадать хочу.
— Гадай.
— Еще спросить хочу.
— Спроси.
— Допустим, постучусь.
— Впущу. — Допустим, позову.
— Приду.
— А если там беда?
— В беду.
— А если обману?
— Прощу.
— «Спой!» — прикажу тебе.
— Спою.
— Запри для друга дверь.
— Запру.
— Скажу тебе: убей!
— Убью.
— Скажу тебе: умри!
— Умру.
— А если захлебнусь?
— Спасу.
— А если будет боль?
— Стерплю.
— А если вдруг стена?
— Снесу.
— А если узел?
— Разрублю.
— А если сто узлов?
— И сто.
— Любовь тебе отдать?
— Любовь.
— Не будет этого!
— За что?!
— За то, что не люблю рабов.

Настоящая любовь созидает личность, ей чуждо рабство, понуждение; она открывает перспективу духовного роста для любящих людей. Поэтому вынуждена констатировать: в этих двух случаях мы имеем дело не с христианской любовью, которая имеет перспективу в вечности, а с влюбленностью, со вспышкой страсти. Влюбленность — это только первый шаг к любви, сама любовь требует ежедневной работы над собой.

Вспомните апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Кор, 13:1-13).

Сколько же в классической литературе разбитых сердец и любовных страданий! Практически каждое второе произведение — история несчастной любви. Лиза из повести Н. М. Карамзина, покончившая с собой, Онегин и Татьяна, которые не смогли быть вместе, Печорин, заставивший страдать не одну девушку, Обломов и Ольга Ильинская, все герои Тургенева, князь Мышкин («Идиот» Ф. М. Достоевского), Митя Карамазов («Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), Анна Каренина, разбившая свою семью и не создавшая другую и многие-многие другие…

Все же есть в русской классике и противоположные примеры счастливых романов, хотя, пожалуй, они не столь многочисленны. Вспомним «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина: Марья Миронова и Петр Гринев, преодолев различные испытания и повзрослев, в конце концов оказываются вместе. Вспомним «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: деятельная любовь Сони Мармеладовой оказывается способной растопить ожесточившееся сердце Раскольникова.

Есть в XIX веке роман, который считается самым счастливым в русской литературе, — «Война и мир» Л. Н. Толстого. В финале мы видим, как причудливо переплелись судьбы семейств Ростовых, Болконских и Безуховых, как, несмотря на все трудности, все же они счастливы друг другом.

tumblr_m7et6xXx0H1rabyjko1_1280

Таким образом, трагичное понимание жизни и, в частности, любви очень свойственно русской литературе. И это понятно: наши классики в основном искали не радости и удовольствий, а воплощения высших духовных ценностей в жизни. «Счастье на земле не от нас зависит», — так выразила эту мысль Лиза Калитина, героиня романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Многие из них считали, что «счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа» (Ф. М. Достоевский).

В материале использованы кадры из фильмов «Анна Каренина» (2012, реж. Джо Райт), «Война и мир» (1967, реж. Сергей Бондарчук), «Гранатовый браслет» (1964, реж. Абрам Роом).

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Окончила филологический факультет Уральского федерального университета. Интересы - литература, психология, журналистика. Вдохновляют танцы, фотография и инструментальная музыка.

Другие статьи автора
новые старые популярные
ККК

О, да ! Поэтому лучше читать американскую литературу! Никогда не сдавайся, рассчитывай на себя! Хотя и там можно найти "Толстоевского" но не в таких удушающих масштабах как в нашей! Только про духовность не надо- уж очень она садо-мазо напоминает.

Елизавета

Да. И точка
Вообще попозитивнее и пореалистичнее. 🙂

kiriniya

Есть место любви, а как же. У Пушкина не только "Капитанская дочка" — пример идеальных отношений, есть еще "Метель", "Барышня-крестьянка". В "Капитанской дочке", кстати, есть еще примеры счастливых семей: родители Маши и Петра. Жить вместе и умереть вместе — что еще-то надо, какого еще счастья? А Николай Ростов, который вымолил свою княжну Марью и не представляет жизни без нее — чем не идеальный муж. И так оно и бывает, когда наши классики пишут о людях, а не о высоких идеях. И уж не знаю, причисляют ли высокоумные ценители к классикам Остен и Бронте — но там счастливых финалов и нормальных… Читать далее »

Katy_Odile

Да и что значит — "все герои Тургенева"?

А Александра и Лежнев в "Рудине"? Сцена его предложения и финальная сцена, где он ей рассказывает о Рудине — по-моему, чудеснейшая картина настоящего, спокойного и при этом доброго супружеского счастья. Отец Аркадия и Фенечка в "Отцах и детях", да и сам Аркадий и Катя — прекрасно друг другу подходят и любят друг друга. В "Нови" тоже все заканчивается благополучно для Марианны.

Кстати, в "Гранатовом браслете" есть и настоящая любовь — любовь героини и ее мужа, который по-настоящему о ней заботится.

Гоблинище

Ну это вроде не главные герои, поэтому… как в "Отцах и детях" Аркадий и Катя обрели счастье, но поскольку главная линия сюжета это Базаров, то вроде они и не в счет… хотя мне это странно

Katy_Odile

Так автор не сказал "главные герои Тургенева", а сказал "ВСЕ герои Тургенева", что, соглашусь с Вами, очень странно.

Кстати, Марианна — вполне себе главный персонаж "Нови", один из. 🙂

Гоблинище

Ну, в "Нови", видимо, акцент на том, что Алексей так несчастно собой распорядился. А вообще мне тоже странно. Не все герои Тургенева по определению несчастливы в любви

Katy_Odile

Ага. Вот я внизу вспомнила про Елену и Инсарова — кстати, тоже главные герои безо всяких — и что, разве они несчастливы в любви? Они офигенно счастливы в любви. Они в жизни несчастливы, и то, в общем-то, только из-за болезни Инсарова — а так у Елены любящие родители, у Инсарова — глубоко уважающие его соотечественники, у них друзья, хорошие и верные, большое и прекрасное дело, смысл жизни. Если бы не туберкулез — глядишь, и вовсе счастливы были бы.

kiriniya

Да, и мне кажется, только отношение самих авторов мешает это увидеть. Не очень они ценят такое простое человеческое счастье.

Katy_Odile

При том, что как раз "Рудин" — про то, как треск и блеск далеко не всегда признак настоящего :).
На самом деле мне просто обидно стало — я очень люблю Тургенева.

О, кстати, вспомнила еще "Накануне" — Инсаров и Елена, конечно, трагично заканчивают, но вовсе не из-за любви, а любят друг друга до последнего вздоха, и если есть счастье в их жизни — то от этого.

kiriniya

Такой подарок — встретить человека, который искренне, не по долгу службы, любит писателя-классика.

Katy_Odile

Спасибо, аналогично :).

Juli

О, да! Тоже вспомнила об этих романах Тургенева. Я обожаю "Рудина". И очень благодарна Тургеневу за эту сцену сватовства Лежнева к Александре и за сцены из семейного счастья.
Это ведь одна из самых счастливых историй любви в русской литературе. А Лежнев — вообще мой любимый тип мужчины ^-^
Это великие люди у Тургенева не счастливы в любви. А обычные — вполне себе.

Юлали

А ещё старосветские помещики — Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Редки конечно отношения, которые не назовешь зависимостью. А герои? , Чтобы им не хотелось бы порекомендовать обратиться если не к психиатру, то к психологу и поискать смысла жизни в храме, — редкость 🙁
Вот почему так? То ли про обычных людей (вырос, женился, вырастил детей, хорошо и честно работал всю жизнь) писать не интересно? Наоборот, к таким "обывателям" авторы часто испытывают презрение. Жирные пингвины и т.д.
Или каждый писатель пишет себя, а нормальный человек в писатели не пойдет?

kiriniya

Кстати, очень интересно Гоголь сравнил любовь этих добрых старичков с метаниями того МЧ, который потерял жену, а через год, кажется, был вполне себе утешен и доволен.

Manypenny

Да, это очень интересное сравнение. Гоголь как-то сразу обозначил старичка-вдовца как "правильного" в своей скорби, а молодого вдовца — как "неправильного". И горевал-то он в общественном месте, и попытку самоубийства затеял, и все как-то неприлично. А потом и вовсе горевать перестал и утешился. И все было крайне неприлично. А приличен был старичок, "аскетичный" в скорби. Интересно, зачем ему это было надо?

Марина

А я порадовалась бы только за человека который быстро утешился. Я сама влюбилась через год после развода хотя мужа первого очень любила. И я бы не хотела бы быть причиной чьих то долгих мук. Поэтому счастливой считаю судьбу Ольги Лариной. Не сказать что она убитого поэта не любила. По мне так легче всего из своей жизни сделать памятник несчастной любви. Гораздо сложнее вернуться в жизнь. А у Ольги и Татьяны была воля к жизни во многом благодаря руководству матери.

kiriniya

Так там немного не о том. И, мне кажется, развод и вдовство после счастливого брака с родной душой — разные состояния. За тех, кто после развода смог быстро встать на ноги, я рада тоже. Ольга Ларина… ну, она ж все же была девочка совсем молоденькая, мне кажется, полюбить по-настоящему она просто не успела. И все же в браке не была, а это тоже немного не то.

Гоблинище

Пушкин, как любой мужчина, хотел бы,чтоб женщина, потеряв его, всю жизнь помнила и страдала 🙂 но, если не ошибаюсь,Наталье Николаевне он даже советовал вторичное замужество, когда сам умирал. Может, я что-то и путаю…

kiriniya

Ну, он вроде сказал, зачем. Чтобы мы не путали интенсивность и яркость эмоций и страстей, свойственных, в частности молодому возрасту, с истинностью и глубиной чувств. Не все то золото, что блестит и так далее.

Katy_Odile

Ну и надо учитывать, что одно дело — потерять человека после практически конфетно-букетного периода, и совсем другое — после целой жизни вместе, душа в душу, испытанного временем состояния "единой плоти". Тут действительно любовь, к настоящему человеку, узнанному до донышка, испытанному, и потеря — это как резать по живому.

kiriniya

Именно. Вроде слово одно — потеря, но за ним в разных случаях стоят совершенно различные состояния.

Марина

Я думаю тут еще дело в том, что молодой человек так быстро утешившийся после смерти супруги.Был просто молодым,а в юности восприятие острее и динамичнее что ли. Страстно любил,страстно оплакивал,быстро утешился и снова страстно влюбился и женился.
Когда читала это произведение (давно) мне даже как то обидно за первую жену стало,а сейчас поняла что все сложнее гораздо.

MaryNightingale

Да, но Афанасий-то Иванович свою Пульхерию Ивановну в молодости тоже от родных увез).

Похожие статьи