Cложно принять неидеальность мира. Хочется, чтобы существовали хоть какие-то гарантии стабильности, чтобы если не я, то хотя бы ближний был идеальным, являл собой пример для подражания. Потому очень сложно смириться с тем, что и в семьях священников бывает не всё гладко. Более того, даже рядом с Христом, среди самых близких учеников, оказался предатель и отступник. Ситуацию нашей читательницы Виктории и других матушек, столкнувшихся с насилием в собственных семьях, комментирует протоиерей Дмитрий Карпенко, секретарь Губкинского епархиального управления, настоятель храма апостола Иакова, брата Божия г. Губкин (Белгородская обл.)

Есть такое выражение, которое как нельзя лучше подходит к подобного рода ситуациям: «Нет нерешаемых проблем, есть неприятные способы их решения». Решить эту вопиющую ситуацию можно, но способы, конечно, будут совершенно неприятные.

Если муж ведёт себя неподобающим образом, если у него есть любовница, если он ничего не собирается менять, то приходится признавать, что семья уже распалась, что её уже нет, не существует. И даже если она некогда была освящена Таинством Венчания, то это не гарантия того, что семья не распадётся. Увы, такое случается в любых семьях, и в священнических в том числе.

Дело в том, что жизнь священнической семьи тоже не застрахована от подобных ситуаций, и здесь разные факторы влияют, в том числе и общая воцерковлённость человека, когда он вступает в брак или принимает сан. Случается, что это происходит без какой-то внутренней подготовки.

Есть еще такая проблема в православных семьях – это брак «по благословению». Но когда нет любви – главного и единственного условия для создания семьи, то рано или поздно семейные отношения зайдут в тупик. И семьи людей, считающих себя православными христианами, здесь не исключение.

И как Таинство Венчания не даёт никакой гарантии того, что брак будет счастливым, не распадётся, так и Таинство священства не гарантирует, что этот мужчина станет «святым отцом» по факту рукоположения.

Значит, если семьи уже не существует, то надо исходить именно из этой ситуации, надо принять как данность эту суровую и неприятную действительность. И если человек уже не является мужем (а отношения, когда мужчина издевается, когда живёт с другой женщиной – это никак не отношения мужа и жены), то надо разводиться. Если нет семьи, нет отношений, то ничего не делать – это обманывать самого себя.

Надо разводиться и строить свою жизнь исходя из того, что женщина одна, что надо содержать и воспитывать детей, надо искать помощь не в муже, а в родителях, если они есть, или в других людях – здесь всё зависит от конкретной ситуации. Надо уже думать, где жить, как найти работу и т.п. Надо исходить из тех условий, которые есть у женщины.

Если такой женщине (матушка она или нет, здесь уже не имеет значения) кто-то начинает угрожать, что если она пойдёт в суд, пойдёт к архиерею, то ей несдобровать, надо понимать, что дело совсем плохо. И «хорошо» здесь уже не будет. И само собой ничего не рассосётся. Это надо четко понимать. А угрозы или шантаж надо постараться задокументировать, записать на диктофон, например. Сейчас техника позволяет сделать это. И обращаться в полицию, в суд.

Затем надо обязательно поставить в известность архиерея, причём делать это письменно, чтобы прошение было зафиксировано.

Это – набор всяких неприятных процедур, о которых и говорить не хочется. Но выйти из этой гадости так же необходимо, как вылезать из болота. Будешь весь грязный, перемажешься, но по-другому никак. А то рискуешь совсем утонуть.

В нашей православной традиции как-то так считается, что семью надо сохранять в любом случае, что развод – это нечто греховное. На деле развод – это как хирургическое вмешательство, как ампутация, неприятная бесспорно, но в некоторых случаях (их не так много, но они существуют) без подобного рода вмешательства человек может просто умереть. Так и здесь. Иногда если не подать на развод, то жизнь такой женщины (а особенно если есть и дети) может разрушиться и духовно, и психически, и физически.

У нас жизнь клириков вообще закрыта, и никто не занимается проблемами, с которыми сталкиваются священники и члены их семей. Например, я читал исследования о синдроме выгорания у священников, о депрессиях и иных психологических и физиологических проблемах священства. У нас этим никто или почти никто не занимается, и в случаях реальных проблем обратиться особо не к кому, особенно за пределами крупных городов. Не с кем посоветоваться, получить квалифицированную помощь – и пастырскую, и психологическую, и духовную.

Случается, что какой-нибудь «духоносный старец» скажет такой матушке: «Терпи», и она терпит, потому что батюшка же хороший, почитаемый, он дурного не посоветует. А он, может, ошибся, и следовать его совету (или тому, как мы этот совет услышали) – это жизнь себе испортить. У нас нет гарантий, что мы вот прочитаем такую-то молитву и в жизни всё будет гладко.

Здесь надо понимать, что не батюшка, а ты сам ответственен за всё то, что у тебя в жизни будет происходить. Не батюшка, не какой-то другой уважаемый человек, а ты сам, ты сама. Господь дал нам жизнь, дал нам разум, дал способность как-то этот мир воспринимать, и нужно уметь отвечать за свои поступки, за своё душевное состояние. Не бояться этого, а, положась на волю Божью, принимать решения.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Элла Рэйн

Спасибо, о.Димитрий. Честные, ясные ответы на поставленные вопросы. Уверена, что многим читательницам это окажется полезным, для того, чтобы расставить точки над и.

Engy13

Спасибо.

mamilochka

Хорошо, но мало. Мне кажется нужны ссылки на сайты, адреса юристов, благотворительных организаций. Есть ли священники которые могут помочь в такой ситуации, потому что одной женщине не решить такую проблему, тем более когда малые дети на руках.

JullsMark

по-моему об этом и пытались сказать комментаторы которых активно минусовали под письмом Виктории…но каждый видит то,что хочет видеть.

MaryNightingale

Минусовали, скорее, тех, кто выступал против озвучивания проблемы.

Julia_Z

Вот именно) Но каждый видит то, что хочет видеть:)

JullsMark

мне кажется их не поняли …."озвучивание" такой проблемы просто как действие — сообщить, но при этом не "просить советов" (так я поняла из письма)- то это странно. Это создает по одной модели ошибочное мнение обо всех, а так как большинство людей склонны к шаблонному мнению, возникнет резонанс по типу"сарафанного радио". Помощь если нужна и некому сообщить-и просят в письме куда обращаться, что делать и т.д.-это уже другое-это уже требует тщательного рассмотрения проблемы. и отклика. Но по комментариям к письму на матронах создалось впечатление "поплевали" на плохих погладили "хороших", кого "минусовали" писали одно и то же- решать проблему надо, но не… Читать далее »

galina1976

Негатив — это плохо. Надо с ним бороться. В первую очередь в себе. И Юлия правильно написала выше, что каждый видит только то, что хочет видеть. Не более.

zirca

Но в том-то и дело, что втихаря эту проблему можно не решить: покрывает начальство таких типов, и эти "покрытия", которые люди видят наряду с этими типами, как раз, и вызывают негатив к священникам и Церкви. А если Церковь будет от недостойных служителей избавляться, авторитет ее только вырастет. Чтобы вылечить нарыв, его нужно сначала вскрыть.

JullsMark

ага…я уже поняла что очень много не знаю из того, что происходит в церковном сообществе. поэтому пути и способы решения проблем оставлю людям знающим. Надеюсь что такие вопросы будут решаться в правильном ключе.

mamilochka

Нет, думаю резонанс нужен, Нужно чтоб не молчали, рассказывали. Тогда запнуть будет труднее, придется как-то решать задачу….

Nika

анонимное озвучивание истории героини дает ей несколько положительных моментов: 1. герой будет знать, что его проделки осуждаются и если выплывет, кто он, то уже носа особо не покажет никуда 2. действующие лица и исполнители не хотят быть осуждаемы и обсуждаемы: ни свекровь, ни муж, ни любовница, настоящая она или с ней не согрешили, а лишь увлеклись. 3. обнародовав фио, подставишь под удар не только себя, но и детей — каково им: а я про твоего папу слышала, он твоей маме изменял, а тебя бил, а мой папа не такой 4. остальным урок, хоть бояться будут. Пч бывает такой мало чего… Читать далее »

Nika

и еще, к несчастью, все мы, и матушка Виктория, понимаем, что потом любой сможет пнуть Церковь за недостойное поведение одного ее члена. И чем дольше боятся озвучить — тем хуже становится. При чем бывает часто, что озвучиваются совершенно нелепые претензии: муж не дает в гости по субботам ходить, а хочет, чтоб мы вечером в храм шли. Муж мало мне уделяет времени — служит (аналог: работает, а я думала, что он будет такой же как во время ухаживания) А такие истории, как описана, замалчиваются до последнего. Хорошо бы, чтоб подобные истории разбирались в Консистории без лишнего шума, да не получится )… Читать далее »

xevronia

Спасибо! Сама оказалась в такой же ситуации, как и Виктория. Сделала всё, чтобы сохранить семью, но это должны хотеть двое… Знакомые священники и их жёны относятся по-разному кто-то продолжает общаться, поддерживают, другие, и таких большинство, делают вид, что меня и моих детей просто нет. А нет нас — нет и проблемы. Но мы есть. Живем, верим, надеемся. На сочувствующее и любопытствующее взгляды отвечаю спокойствием и улыбкой. Была бы "любопытствующим" интересна моя история не будь мой муж священник? Вряд ли.

Ole4ka

xevronia, статья Виктории, ИМХО , поднимает проблему не только семей священников.
Даже если муж не священник, в поддержке и защите в трудной ситуации нуждаются все.
Но отнюдь не в том, чтобы найти крайнего и свалить груз ответственности за свой выбор.
А праздно любопытствующим безразлично, кто у Вас или у меня муж. Им важен сам процесс.
О-О! Дай Бог у Вас все наладится, и тогда такие люди просто перестанут спать от "переживаний" за Вашу жизнь. Есть такая категория людей : им плохо, когда у кого-то хорошо. Когда научишься их не замечать, рядом остаются хорошие, отзывчивые, добрые друзья, соседи, знакомые. :):)

galina1976

Олечка, :))) есть такие люди. Переживательные. Очень желательно держаться от них подальше. Много спокойнее жить становится. Но xevronia, похоже, это уже знает.

Julia_Z

* Есть такая категория людей : им плохо, когда у кого-то хорошо*

Точно подмечено. Смешно или нет, но некоторые люди искренне расстраиваются, когда у тех, кому они помогали, что-то начинает налаживаться.
Например, переживают из-за того, что человек немного смог что-то заработать. И начать получать удовольствие от жизни, и о ужас, купить себе платьичко) или телефон. Доходит до критики и "брось это делать, ты не умеешь", или "ты неправильно тратишь деньги".

vomian

100% именно об этом и говорили 🙂 Виктория , которая считала что она "терпела-смирялась", так и не смирилась с тем что семьи нет… и давно нет.
И не делала главного — надо было все таки смирится с тем что муж не хочет с ней жить…
Да тяжело, но не отпустив его — страдает по сей день. И с ним мучилась и без него мучается.
Да о прихожанах бы тоже подумала бы — такой горе-священник на приходе… да, и о нем бы подумала бы раз любила — только в грех больший и больший впадает будучи по сей день священником

Nika

Vomian, муж, как вы написали, не хотел с ней жить, но — если он бы подал на развод сам, то лишается сана, (в монахи он не рвался), а если не сана, то почти гарантировано прихода и финансов + не все захотят ходить или настоятель взять к себе такого. — финансово священник имеет очень небольшую зарплату, если с нее платить алименты и не иметь другого дохода, то кто виноват: жена, мама и проч. Протест внутренний против жены, она ж нарожала, их еще корми. — была ли семья невозможно сказать про многие браки, один считает, что все нормально, а второй пользуется (неважно… Читать далее »

Nika

Относительно закрытости и помощи из сообщества матушек, не все матуси между собой общаются, все из разных семей, одна из богатой, и не понимает, что бабушки не дарят внукам золото на 3 годика ))) и что муж не дает на молоко, вторая из такой же голодранской и может посочувствовать. но у самой нет тех 18 р. Жалоба одной паршивой овцы ставит под удар их положение, если у героини есть любовница семьи, то и у них может возникнуть, ведь неприятно об этом думать, верно? если любовница возникла, то кто виноват, жена не додает, простите, но в физиологическом смысле матушками становятся девственницы, чему… Читать далее »

Лилия Малахова

Меня воззвали из затвора ради этой темы (темы Виктории). Читала и ужасалась. Там очень много всего наворочено, целый клубок очень серьезных проблем, которые походом к архиерею не разрешатся. К сожалению, архиерей тоже человек и тоже подчиненный. Ему подчас все равно, какую жизнь ведет священник, лишь бы храм восстанавливался. Священник может пить, блудить, воровать, но если он исправно вносит все "пожертвования" в епархиальную казну и споро восстанавливает храм, то выгнать его взашей за канонические нарушения и непотребства будет очень тяжело. Увы, ситуация классическая. Знала благочинного, который, после того, как к нему с жалобами приходили матушки, сочувственно кивал головой, лишь бы она… Читать далее »

Лилия Малахова

И еще момент: общественное мнение. На Руси спокон веков во всех неурядицах виновата баба. Наиболее наглядно это на приходах. Что бы священник не сотворил — он все равно хороший, а вот матушка — и недостойная, и не такая и не сякая. Костяк на приходах составляют женщины, и эта ревность бабья имеет место быть. Матушка по умолчанию батюшки не достойна. Поэтому в таких несчастных случаях общественность, как правило, отворачивается от матушки. И даже ездят заступаться за батюшку, он же "хороший". А что такое — остаться без поддержки с несколькими детьми? Родственники не у всех могут и хотят помогать. Матушки абсолютно не… Читать далее »

JullsMark

По поводу своего верхнего комментария-значит, я на вашем фоне "влюбленный цветочек". Я верю, что вы пишете что видите и это, знаете ли, ужас. Орать про несправедливость будет в русле этого разговора очень наивно и вызовет немало ехидных усмешек . Проорать "куда мы катимся?!" опять таки банально, остается сидеть и тихо "пухнуть" от такой информации.

Лилия Малахова

Вы этот комментарий мне написали?

JullsMark

Да:) Хотела сказать, что страшно читать то, о чем вы пишите. Мне казалось что все оптимистичнее, и помощь (тем более матушки)могут получить от людей которые с ними на приходе. Я как то видимо совсем радужно на жизнь в Церкви смотрю. Не сталкивалась с реалиями, так сказать, и написала вверху свой комментарий что помощь надо искать в том круге где находишься…..а потом прочитала ваш комментарий и ужаснулась тому, где я посоветовала искать помощь

Лилия Малахова

🙂 Понятно. А то я думаю — мне отвечать или я в чужую беседу влезу. 🙂 Я столько раз исходила завистью к тем людям, которые просто пришли на службу, отмолились и пошли домой… думать, как же хорошо в Церкви… 🙂 Эх… Увы и ах. 🙂

Julia_Z

Вот да. Когда я читала текст Виктории, поймала себя на том. что я не испытываю ни малейшего шока и удивления, а ситуацию считаю совершенно штатной. Достаточно просто знакомства с несколькими священническими семьями, как розовые очки спадают. Все люди с теми же самыми проблемами.

Лилия Малахова

Увы, это даже не дань новому времени. Достаточно Лескова почитать "Дворянкий бунт". И я знаю женщину, прабабушка которой до революции была монахиней в монастыре. А в монастырь батюшку молодого прислали… Их дочка — бабушка моей знакомой. Все это было. Просто у нас за 20 лет возрождения акцент делался на святости Руси, на избранности священства, что батюшки люди особые, избранные, к Богу ближе, слуги Божьи и прочее. И создался ореол святости. А теперь очень тяжело и очень больно расставаться с иллюзиями. А на самом деле — рядовые ситуации. И до революции к таким вещам относились спокойно — ну побыл священником или… Читать далее »

Лилия Малахова

Я про иллюзии и хочу написать.
Что-нибудь в стиле "Не сотвори себе кумира"

Dina_N

Лилия, будем очень рады, проблема назрела и перезрела, как мы видим. Печально, что кумиров из священников творят не только прихожане, особенно женского пола, но и сами священники "из себя"(не все разумеется, уже писала под статьёй о.Филиппа Ильяшенко, что знаю лично совсем других иерархов)

Yulariya

Отче, благодарю!

MarinaPV

Извините, что повторяюсь — но очень хотелось бы и здесь поместить эти комментарии. Решилась наконец написать и я свое слово. Долго читала статьи на матронах, думала… В свое время — написала несколько комментариев, но давно. А сейчас — вот, что хочу сказать. История Виктории, на мой взгляд — к сожалению, типичная. Священники — такие же люди, и ничто , увы, не чуждо им из человеческого, в том числе и пороки. на мой взгляд — поступила Виктория совершенно правильно, она молодец, полностью ее поддерживаю! Но вот что я еще хочу сказать. Евгения ( надеюсь, не перепутала имя ? ) высказала предположение,… Читать далее »

Похожие статьи