Я нередко вспоминаю своё первое посещение психолога. Мне было 25 лет, когда я внезапно поняла, что я всю свою жизнь прожила под анестезией, лишая саму себя чувствительности. Это отражалось (и очень плачевно!) на моём самочувствии, на качестве отношений с друзьями и мужем, на работе. Казалось, всю свою сознательную жизнь я провела где-то в суровых ледниках одиночества и тоски, потому что настоящая человеческая близость связана с выражением эмоций, а я этого делать ну совершенно не умела.

Благодарность, восхищение, влюбленность, доверие, жизнерадостность, изумление, радость, сомнение, умиление… Попробуйте открыть в интернете список эмоций и посмотрите, сколько их… Отказ от эмоциональной жизни, увы, очень часто поощрялся со стороны родителей и учителей. Конечно, такое поведение было очень на руку и государству, которое насаждало идею винтиков в механизмах великой стройки светлого будущего коммунизма (или любого другого -изма, ведь проблемы с адекватным выражением эмоций знакомы не только жителям постсоветского пространства).

Жизнь без эмоций – это антиутопия в стиле Оруэлла «1984», где люди едят безвкусную еду, живут в пустых бездушных жилищах, ходят в серых робах, создают семьи для выполнения своего гражданского долга. Без эмоций жизнь сводится к выполнению неких обязательств, бездушному функционированию. И это очень страшно. Только об этом тоже не знаешь, потому что уже давно живёшь без чувств, и поменять эту модель поведения даже не приходит в голову.

«Я поняла, что Вы думаете по этому поводу, а что же Вы чувствуете?», — этот вопрос психолога заставил меня буквально впасть в ступор. Правда, а что я чувствую? И какие вообще бывают чувства? Хорошие и плохие? Правильные и неправильные? Проявленные и скрытые? Приятные и страшные?

Оказалось, что чувствовать вообще очень приятно, хоть и непривычно. Умение быть эмоционально зрелым человеком – это такая же компетенция, и пренебрежение этим навыком человеческого бытия чреват всевозможными негативными последствиями. Я уверена, что количество разводов и абортов, о которых сейчас не упоминает разве что ленивый, напрямую связан не с падением уровня нравственности, а с неумением чувствовать и адекватно выражать свои чувства.

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» в 2014 г. выходит книга «Эмоциональный интеллект. Российская практика»  Сергея Шабанова и Алены Алешиной, посвященная умению не только мыслить, но и чувствовать. Если бы такая книга попалась мне в руки лет 10 назад, не было бы у меня такой знатной поленницы наломанных вручную дров. Там есть ответы на все те вопросы, которые я задавала сама себе, испытывая невнятную тревогу, связанную с неумением быть самой собой.
emoc_intellect_russ_prakt_3D800

Уже сейчас читатели портала Матроны.РУ могут прочитать отрывки из книги, посвященной этому важному умению – дружить со своими эмоциями.

Лидия Сиделёва

«Чувства разные нужны, чувства разные важны…»

…российские люди эмоциональны, в отличие от многих других национальностей, более душевны и менее механистичны, чем американцы или шведы. Поэтому им нужно больше эмоций в менеджменте.
Журнал «Эксперт»

Знакомы ли вам фразы: «Давайте не будем слишком радоваться по этому поводу», «Главное для нас сейчас — это хорошенько все обдумать», «Ты слишком эмоционально к этому относишься», «Мы не должны руководствоваться эмоциями, нельзя дать им взять верх над здравым смыслом»? Скорее всего, да.

Эмоции мешают работе, знаем мы. Эмоции мешают думать и поступать адекватно. Эмоциями очень трудно (если вообще возможно) управлять. Сильный человек — это тот, у которого ни один мускул на лице не дрогнет при любой новости. Бизнес — это серьезное дело, и в нем нет места для переживаний и прочих «слабостей». Люди, которые ценой колоссальных усилий смогли добиться того, что они всегда держат себя в руках и не проявляют никаких эмоций, считают это своим преимуществом и огромным достижением.

В то же время, по данным последних нейрофизиологических исследований, без эмоций вообще невозможно принимать какие бы то ни было решения. Известный нейрофизиолог Антонио Дамасио даже написал об этом книгу под названием «Ошибка Декарта». Название книги связано с известной фразой Декарта: «Я мыслю — значит, существую». С точки зрения современной науки более правильным является вариант: «Я чувствую — значит, существую».

Дамасио исследовал людей с повреждениями эмоциональных отделов мозга. Один из его пациентов, Эллиот, получив травму мозга, сохранил способность логически мыслить, его результат по тестам IQ практически не изменился. При этом Эллиот потерял способность принимать любые, даже незначительные решения. Потому что окончательный импульс в пользу того или иного выбора происходит из отделов мозга, отвечающих за эмоции. Дамасио описывает, как Эллиот мучительно выбирал между возможностью назначить встречу в среду утром или в четверг днем. Он имел в голове огромный список преимуществ и недостатков каждого решения и никак не мог остановиться на чем-то одном.

Это не означает, что на принятие решений влияют только эмоции. Интеллект по-прежнему необходим для просчета последствий выбора каждой из альтернатив. Однако учет эмоционального фактора позволяет делать более разумный выбор — как это ни парадоксально!

«Эмоциональный интеллект» (EQ) — понятие, хорошо известное на Западе, в настоящее время только набирает свою популярность в России. И тем не менее оно уже успело обрасти достаточно большим количеством мифов.

Глава 2_1

Существует мнение, что «эмоциональный интеллект» — западная методика, не применимая в российских условиях. На наш взгляд, идеи эмоционального интеллекта даже больше подходят для России, чем для Запада. Мы больше связаны с нашим внутренним миром (недаром так любят говорить о «загадочной русской душе»), мы менее склонны к индивидуализму, и наша система ценностей включает многие идеи, созвучные идеям эмоционального интеллекта.

Как мы еще увидим, эмоциональный интеллект и эмоциональность, проявление своих эмоций, совсем не одно и то же. Эмоциональный интеллект помогает нам разумно использовать свою эмоциональность.

А учили ли нас когда-нибудь планомерно осознавать свои эмоции? Даже если родители или учителя иногда обращали на это внимание детей, назвать этот процесс планомерным весьма трудно.

И что нас в основном учили делать со своими эмоциями? Вспоминайте. Какие слова говорили?

…«Скрывать», «подавлять», «контролировать»  — слышим мы чаще всего от участников группы, обучающейся навыкам владения эмоциональным интеллектом. Это тот единственный способ управления своими эмоциями, которым многие из нас владеют практически в совершенстве. В то же время это один из самых несовершенных способов управления. Почему?

Во-первых, этот способ не избирателен. Подавляя свои эмоции, мы подавляем их все. Невозможно каждый день подавлять свои тревоги и раздражение и продолжать сохранять способность радоваться.

Во-вторых, давайте задумаемся, чем мы подавляем свои эмоции? С помощью какого инструмента?

— Силой воли! — практически не задумываясь отвечают участники.

— Каким образом? — спрашиваем мы (слегка ехидно).

Участники теряются. Следующей обычно возникает идея: «Мозгом». В этом месте кто-нибудь из тренеров обычно предлагает участнику подержать какой-нибудь предмет «мозгом» или «силой мысли».

Других идей в группе, как правило, не возникает.

— Чем я держу маркер? — наконец спрашиваем мы. — Правильно, рукой! А рука у меня к чему приделана?..

Тот же самый инструмент мы используем и когда нам надо «держать» эмоции.

Это наше тело.

Вспоминайте, когда мы сдерживаем гнев, руки сжимаются в  кулаки, челюсти тоже сжимаются (недаром есть выражение «скрипеть зубами»). Сжатие происходит и на  внутреннем уровне: сжимаются даже наши сосуды (отсюда большое количество сердечно-сосудистых заболеваний у руководителей, которым, может быть, чаще других приходится сдерживать свои эмоции). А в конце трудного дня бывает головная боль. Так что подавление эмоций вредит нашему здоровью.

В-третьих, подавленные эмоции никуда не деваются. Как только появляется возможность эти эмоции выплеснуть, они вырываются наружу. К сожалению, такая возможность появляется чаще всего дома, рядом с нашими близкими. Помните у Высоцкого: «Тут за день так накувыркаешься, придешь домой, там ты сидишь!» Часто именно близким достается все то раздражение, которое мы накопили за день. Так что подавление эмоций вредит не только нам самим, но и нашим близким.

В-четвертых, подавление эмоций… ухудшает память. Особенно сильно теряется вербальная информация. Существует даже версия, что именно по этой причине мужчины хуже могут вспоминать и воспроизводить диалоги (поскольку мужчины больше подавляют эмоции).

Скептический участник тренинга: Что же, вы предлагаете все эмоции выплескивать?

Да, иногда такой вывод и делают некоторые участники. И здесь стоит обратить особое внимание на следующее: навык сдерживать свои эмоции остается необходимым во многих случаях. Важно понимать, что он не единственный, есть другие способы управления эмоциями, позволяющие нам сохранять здоровье и отношения с близкими людьми (для чего и написана эта книга). Но чтобы развивать эти навыки, требуется сначала осознать то, чем мы будем управлять, поскольку «сдерживание» очень часто происходит у нас неосознанно, мы с детства приучены подавлять эмоции и делаем это автоматически. Умению осознавать свои эмоции и необходимо будет учиться в первую очередь.

Эмоциональная компетентность начинается с осознания собственных эмоций. Человек в любой момент времени испытывает какую-либо эмоцию. Между тем, понимать, что я сейчас чувствую, очень сложно — никто и никогда не помогал нам развивать эту способность. Чаще мы говорим, что думаем, и не можем назвать конкретную эмоцию, тем более определить источник ее возникновения. Особенно если речь идет о мимолетных, несильных эмоциях. Выглядит это примерно так:

— Какую эмоцию испытываешь?
— Ну, я думаю, что я что-то неправильно понял.
— Это ты думаешь, а чувствуешь-то что?
— Какое-то недоумение, непонимание…
— Это все ментальные процессы. А чувствуешь-то что?!
— Да, в общем-то, это мелочь такая, тут и переживать-то не из-за чего.

— …

— Ну… наверное, я немного расстроен.

490020568

Человек с высоким уровнем эмоциональной компетентности способен четко осознавать, какую эмоцию он испытывает в тот или иной момент, различать степени интенсивности эмоций, представлять источник эмоции, замечать изменения своего состояния, а также прогнозировать, каким образом данная эмоция может отразиться на его поведении.

Вторая группа навыков эмоциональной компетентности связана с пониманием эмоций другого человека. Эмоционально компетентный человек способен определить, каково эмоциональное состояние собеседника в данный момент, предположить причины возникновения у того эмоций, их изменения и возможные последствия их влияния на его поведение. Он также способен прогнозировать, какие эмоции могут вызвать у партнера по взаимодействию его собственные слова или действия.

Эмоционально компетентный человек может управлять своими эмоциями: не контролировать их, не подавлять, а именно управлять ими.

И наконец, развитая эмоциональная компетентность позволяет управлять эмоциями других людей. Такой человек умеет поддержать и помочь другому справиться с неприятными эмоциями, например успокоить разозленного собеседника. В то же время это человек, который понимает, что и как надо сказать, чтобы вдохновить людей на какие-то действия, или умеет это делать. Это человек, за которым, что называется, «люди идут». Важно понимать, что управление эмоциями других бывает и манипулятивным. Однако такие способы не относятся к эмоционально компетентным.

Эмоция — это реакция организма на любое изменение во внешней среде

Обратите внимание на слово «организм» в определении. Почему реакция не  «человека», а  именно «организма»? Конечно, эмоции есть и у животных, но мы вводим термин «организм» не для того, чтобы подчеркнуть близость к братьям нашим меньшим, а скорее для того, чтобы обратить ваше внимание на некие два условных уровня нашего взаимодействия с миром. Мы связываемся с ним на уровне логики (человека разумного) и в то же время — на уровне «организма» (на рефлекторном, инстинктивном и эмоциональном уровне), не осознавая полностью все происходящие процессы.

Конечно, эмоции возникают и в ответ на изменения в нашем внутреннем пространстве — в теле и мыслях. В каком-то смысле можно говорить, что те отделы мозга, которые сделали нас homo sapiens, то есть отвечающие за познавательные и логические процессы, также являются внешней средой для «организма», но об этом мы поговорим позже.

Итак, организм реагирует на изменения во внешней среде, а та все время меняется. Следовательно, и эмоции тоже есть всегда. Другое дело, что интенсивность этих реакций бывает разной. Представьте себе эквалайзер в музыкальном центре. Когда в музыке задействованы разные частоты и звуки громкие, то и столбики индикаторов высокие и меняются быстро, активными волнами. А когда музыка тихая, то они едва заметны. Точно так же у нас есть эмоции высокой степени интенсивности, когда все внутри бурлит, и эмоции малой интенсивности, на которые мы не обращаем внимания и поэтому нам кажется, что нет и самих эмоций.

Иногда мы говорим о том, что эмоций нет, еще и в том случае, когда не видим их ярких проявлений. Кого называют эмоциональным человеком?.. Правильно, того, кто ярко проявляет эмоции, громко смеется, плачет, кричит, размахивает руками и т. д. А тот, кто этого не делает, — тот не эмоциональный. У него, следовательно, эмоций вроде как нет. Но нет именно проявления эмоций, а не самих эмоций!

Помните: внешняя среда всегда меняется, следовательно, эмоции тоже есть всегда. Поэтому в смысле наличия эмоций каждый человек — эмоциональный.

Каждый из нас в любой момент времени испытывает какую-либо эмоцию или набор эмоций в некоторой степени интенсивности, и это эмоциональное состояние постоянно изменяется.

Так что говорить: «Я ничего не чувствую» или «У него нет эмоций», по сути, неверно, просто бывают периоды, когда человеку сложно выразить свое или чужое эмоциональное состояние словами.

О «положительных» и «отрицательных» эмоциях

Чтобы осознавать эмоции было проще, стоит ввести какую-то классификацию эмоциональных состояний. Их существует великое множество. Одни говорят, что базовых эмоций — 3, другие — 7, третьи — 10. Мы в своей работе пользуемся максимально простой моделью, которая наиболее удобна для наработки навыков осознания своих эмоций и легко применима на практике.

Итак, если говорить об основных (базовых) эмоциях, то существует четыре класса базовых эмоциональных состояний. Это страх, гнев, печаль и радость. Страх и гнев — эмоции, изначально связанные с выживанием. Печаль и радость — эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью наших потребностей.

Глава 2_5

Скептический участник тренинга: Почему именно в таком порядке?

Да, нам часто говорят подобное: «А почему страх на первом месте?» или «Ну вот, в вашей классификации всего одна положительная эмоция, да и та на последнем месте, а остальные — отрицательные». Давайте разбираться. Страх и гнев — это самые первичные эмоции. В той или иной форме зачатки этих эмоций встречаются практически у любого живого организма. Для чего они нужны, с чем связаны? Представьте себе: два неких организма встречаются на «узкой тропинке». Что начинают они делать в первую очередь?

Каждый из них как бы сканирует другого: представляет ли «это» для меня опасность, может ли «это» меня съесть? Если «оно» может меня съесть, то реакция страха обеспечивает перестройку организма для того, чтобы спасаться. Если «оно» меня съесть не может, то что чаще всего нужно организму, чтобы поддерживать себя в жизнеспособном состоянии? Получить некий ресурс, например пищу (съесть другого) или захватить новую территорию (за нее нужно драться).

Для этого требуется некая другая перестройка организма, нужная для нападения, — реакция гнева. Так что с точки зрения главной потребности организма — в выживании — страх и гнев являются очень даже положительными эмоциями. Без них люди вообще бы не выжили, а логические отделы мозга совершенно точно не имели бы достаточного времени для развития и эволюции. То есть тем, что мы homo sapiens, мы во многом обязаны именно страху и гневу.

Конечно, в современное время нам, к счастью, не так часто приходится встречаться с прямой опасностью для собственного выживания. Хотя иногда и бывает. Например, встречая парочку «организмов» в темном переулке, мы испытываем эти эмоции в их первоначальном смысле, и они играют важную положительную роль для нас, позволяя нам справиться с этой ситуацией.

И все же в современном мире нас больше интересует социальное взаимодействие. И оказывается, люди так устроены, что угрозу нашему эго, нашему социальному статусу эмоциональные отделы мозга воспринимают так же, как угрозу целостности нашего организма.

Именно поэтому мы так сильно эмоционально реагируем на словесные выпады и критику в  свой адрес, именно поэтому сотрудники «в штыки» воспринимают любые, даже незначительные изменения и именно поэтому часто нам так страшно выступить перед большой аудиторией. Нашей первой реакцией практически на все происходящее является страх, а уже потом мы начинаем защищаться с помощью других эмоций (чаще всего раздражения, ведь, как известно, «лучшая «Как вы себя чувствуете?», или защита — это нападение»). Именно поэтому страх и гнев находятся на первом месте в нашей классификации.

Итак, можно ли говорить о «положительных» и «отрицательных» эмоциях? С точки зрения организма вообще все эмоции положительны, ибо для чего-то ему нужны. Давайте теперь посмотрим на разные эмоции с точки зрения логики. Представьте себе: вы заходите в вагон метро в час пик в состоянии полного восторга и эйфории. В этом случае велика вероятность, что вас отследит какой-нибудь «организм» и из вагона вы выйдете без кошелька и  без мобильника.

Именно легкий страх заставляет нас заботиться о том, чтобы придерживать сумочку в метро, или заблокировать все двери автомобиля, чтобы в пробке какой-нибудь «барсеточник» не украл лежащий на сиденье кейс и т. д. С другой стороны, один из участников тренинга рассказывал, что однажды, когда он возвращался домой на автомобиле, ему позвонили, чтобы сообщить очень радостную новость. И он понял, что радость настолько захватывающая, что ему надо остановиться и выйти «выдохнуть», иначе продолжать вести машину будет опасно.

Для ситуации вождения сильная эмоция радости оказалась совсем не положительной. Поэтому с точки зрения логики есть эмоции, которые помогают нам действовать более эффективно (или так, как мы этого хотим) в конкретной ситуации, и есть эмоции, которые нам мешают. При этом для каждой ситуации эти эмоции могут быть различными.

Каждый раз, оценивая, насколько «положительным» или «отрицательным» является эмоциональное состояние, стоит рассматривать контекст, конкретную ситуацию, при которой это состояние возникает. Мы предпочитаем использовать термин «адекватная» (ситуации) эмоция или «неадекватная» (ситуации) эмоция. При этом значение имеет как сама эмоция, так и степень ее интенсивности («немножко побеспокоиться по этому поводу было бы полезно, а вот впадать в панику — совершенно излишне»).

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Мы — необычное издательство деловой литературы. В чем наша необычность? Начнем с того, что издательство создано тремя маркетологами-практиками, которые сами являются авторами книг. Наша цель — перестать переживать по поводу того, что отличные книги по бизнесу не попадают к российским читателям.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Мадлена

Лидия ,большое спасибо за статью и книгу. Нужное дело делаете!
Помогай Вам Господь!

Анна1982

Спасибо большое! А я вот еще думаю: как много было сделано не только зла и глупостей, потому что человек поддался гневу или другой эмоции, но и добра! Мы (люди то есть) гневаемся на грубияна, который обижает и оскорбляет хрупкую девушку, и вступаемся за нее; мы жалеем пожилую бабушку и уступаем ей свою очередь, хотя устали уже в ней стоять, или место в транспорте. Разве рациональный человек без эмоций сделал бы это?

Рациональный человек не делает ни того и ни другого, поэтому бабушки у нас чаще всего стоя ездят. Некоторые ещё из ощущения собственной виновности могут уступить. А вот для того, чтобы делать это дело искренне, надо быть в контакте со своими эмоциями. Тогда и других понять можно.

Гоблинище

Ощущение собственной вины это тоже эмоция )) Искренне счел себя виноватым и встал, все нормально

Эмоция, конечно. Или привычный способ самонаказания. Часто же говорят: "ты обязан чувствовать свою вину, когда видишь то и это". Короче, сложный механизм. Напишу об этом, пожалуй. Это может быть поведением робота, а настоящей вины и нет… Она где-то в теле живёт и не выходит. Или выходит, но страшными болячками.
Короче, в очередной раз пытаюсь себя остановить, чтобы не написать тут статью.

Это я

Почему же именно"остановить"? 🙂 А написать? Мне кажется, было бы очень и очень полезно. Спасибо заранее!

Это я

Не останавливайте себя :). Напишите! По-моему, будет очень полезно.Про вину надо разобраться.Это уж точно.

Это я

Виноватым -за что? 🙂 За то, что молод или здоров? :0

Юлали

На мой взгляд, как раз рациональный и сделал бы. Если хорошо воспитан и знает, что бабушкам надо уступать места, а девушек надо защищать.
под эмоциями можно и не совершить этих поступков — вот например бабушка показалась похожей на мерзкую учительницу начальной школы. которая тебя всю школу гнобила. И девушка не особо хрупкая…

Katherina

Как же я в свое время злилась от вопроса : "Что ты чувствуешь"? Но признавать это чувство злостью наотрез отказывалась. Назло)

Maria_Francesca

Очень актуальная проблема. Важно понимать, что чувствуешь, а то чувства имеют свойство захлестывать и тогда такое начинается!..

Людмила

Понятно написано. вот бы еще научиться в жизни применять

Татьяна123

Что ж теперь, постоянно осознавать свои чувства-эмоции? Допустим, я уже третий день "немного расстроена", и для этого есть причины, как я могу этим управлять? Только подавить…

Екатерина

По моим наблюдениям, чем быстрее как следует осознаешь, тем быстрее эмоция проходит. Или не проходит. Даже если не проходит, по крайней мере, "знаешь врага в лицо". Лично мне так проще.
А подавлять, кстати, не единственный приемлемый способ… Но это уже тема другого разговора.

Маргарита

Ну и будьте расстроенной, значит, у вас причина есть, отнеситесь к себе с уважением, позвольте себе расстраиваться.
В нашем обществе почему-то считается, что негативные эмоции это плохо. Давно хочу написать статью "Чему нас учит негатив".
Когда у меня умерла мама, я не могла себе позволить чувствовать, так как пришлось заниматься похоронами, бабушкой, отчимом. С тех пор прошло уже много лет, а последствия подавленных эмоций такого масштаба огребаю до сих пор.
Иногда адекватная реакция — прожить любую эмоцию до конца, быть с собой-расстроенным, собой-подавленным, собой-горюющим.

Татьяна123

Да я позволяю, конечно. А о чем тогда эта статья? Какая польза от этого эмо-интеллекта?

Мадлена

Как именно управлять? -хороший вопрос. Присоединяюсь.
Управлять -это возможно. Пример, см.(например 🙂 ) — девочка Поллианна из книги Элинор Портер.
Извиняюсь,за "детский" пример… 🙂

Zeru

****В то же время, по данным последних нейрофизиологических исследований, без эмоций вообще невозможно принимать какие бы то ни было решения. […] Дамасио исследовал людей с повреждениями эмоциональных отделов мозга. Один из его пациентов, Эллиот, получив травму мозга, сохранил способность логически мыслить […] Он имел в голове огромный список преимуществ и недостатков каждого решения и никак не мог остановиться на чем-то одном.**** Ключевые слова "повреждения эмоциональных отделов" и "травма мозга". Иными словами — психическое расстройство. Что к затрагиваемым в статье проблемам (привычка сдерживать эмоции, неумение их контролировать, демонстрировать) имеет весьма далёкое отношение. Ибо это всё равно, что обсуждать проблему оглупления населения,… Читать далее »

Zeru

****Эмоционально компетентный человек может управлять своими эмоциями: не контролировать их, не подавлять, а именно управлять ими.**** Вообще-то "контролировать" и "управлять" имеют единое смысловое значение. То есть с равным успехом можно было бы написать: "Не управлять ими, а контролировать их" ) И ещё про эту книгу. Всем заинтересовавшимся сообщаю, что 2014 года ждать необязательно – книга эта уже давно вышла в других издательствах. Я точно помню, что год назад видела и просматривала её в книжном магазине на Тверской в Москве. Да и онлайн можно тоже купить. Но я лично её покупать не стала. Мне крайне не понравилась идея того, что человеку… Читать далее »

Похожие статьи