Когда ребенок идет в первый класс, это событие превращается в стресс не только для него, но и для всей семьи. Сможет ли он адаптироваться в школе? Как к нему будет относиться учитель? Справится ли он с учебной программой? О необходимом минимуме дошкольной подготовки и негласном договоре между учеником и учителем мы беседуем с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Центра образования «Пятьдесят седьмая школа», руководителем группы дошкольного обучения «Приготовишка», Вишневецкой Екатериной Владимировной.

— Екатерина Владимировна, расскажите, как подготовить ребенка к первому классу? Есть ли какие-то проверенные временем советы, которые Вы всегда даете обеспокоенным родителям?

— Ни одна школа не имеет права выяснять уровень знаний, умений и навыков ребенка при его поступлении в первый класс и отказывать ребенку на основании того, что у него этих знаний, навыков и умений не хватает. С другой стороны, все родители понимают, что для нормальных занятий в первом классе ребенок должен быть к этому готов. Но очень часто, думая об этой готовности, они представляют себе конкретные параметры и спрашивают: «Сколько слов в минуту он должен читать? До скольких он должен считать?»

На самом деле готовность ребенка к школе – это целый комплекс качеств. Это и социальная сфера – его умение контактировать со сверстниками, – это и умение слышать и понимать чужого взрослого, принимая его комментарии и указания. Это и память, и внимание. В общем, практически все, что изучает психология, только применительно к одному маленькому человеку. Что делать родителям, чтобы помочь ребенку? Во-первых, абсолютному большинству детей обязательно нужно до поступления в первый класс походить на какие-то занятия, где будут другие дети. Где между детьми будут устанавливаться какие-то правила взаимоотношений. Любые занятия, не обязательно по обучению чтению или счету. Это непременно должна быть группа, в которой есть учитель и дети, и для этих детей должны быть установлены какие-то минимальные правила. Хотя бы полгода таких занятий дадут ребенку навык адаптации в незнакомом коллективе, а родителям – подготовку к возможным трудностям ребенка в школе.

Очень полезно осваивать любые виды игр с правилами. Это может быть карточная игра (например, «дурак»), лото, где нужно следить за фигурами, за карточками и в целом за полем. Любые игры-«ходилки», где нужно передвигать фишки, бросать кубик, считать количество ходов. Все это развивает внимание и умение следовать правилам. Самое трудное для учителя – иметь дело с теми детьми, которые не представляют, что такое следовать правилам и держать во внимании нечто.

Еще при подготовке к школе родителям обязательно нужно уделять внимание тому, что на ужасном педагогическом языке называется «развитием мелкой моторики»  – все, что связано с пальчиками и мелкими движениями руками. Опять-таки, очень часто родители рассуждают как? «Я его научил считать, у меня дома висит таблица умножения, он уже считает до шести. А вот когда учительница говорит, что нужно штриховать на бумажке картинку с зайчиком – это для тупых. Для умных – это математика».

При этом я ни в коем случае не предлагаю, наоборот – запрещаю родителям учить своих детей писать. Дело это бессмысленное, в восемь лет ребенок научается за две недели, а в пять лет на это нужно убить год. Но все виды штриховок, раскрасок, рисунков, где нужно соединять точки по цифрам, все виды такого рода занятий нужно обязательно ребенку предлагать и с ним делать. Стараться с самого начала, как только это становится возможным, воспитывать у него представление об аккуратности и хорошо сделанной работе. Очень часто родители довольно легкомысленны: шестилетний ребенок замазал картинку, не следя за ее границами, мама привыкла его с детства хвалить и продолжает это делать. В его работе с карандашом нужно постепенно нагружать его некоторыми дополнительными условиями: пусть штрихи ложатся ровно, пусть границы будут выдержанны, и так далее.  Постепенно, к шести с половиной годам, он должен уметь закрашивать аккуратно, должен уметь штриховать. Все это можно сделать дома, без всяких дополнительных усилий.

Ребенок должен уметь считать. В том смысле, что, как только его заинтересовали числа, ему нужно предлагать понятие числа, предлагать пересчет и сравнение. Считать на пальцах, на счетных палочках, пуговицах, макаронах – на чем угодно, чтобы почувствовать, что такое числа, что такое десять, а что такое два. Не бояться этого, а относиться именно как к возможности, может, единственный раз, все это пощупать. Стоит поощрять любые формы внимания детей к числам, к цифрам, будь то номера машин, количество ступенек; мы едем в лифте, поднялись на третий этаж, а тетя Маша – на пятый. Значит, сколько тетя Маша еще проехала этажей?

– А что касается чтения: стоит ли родителям учить своего ребенка читать до школы?

Вопрос о чтении – очень сложный. Есть два противоположных взгляда на эту тему. Родитель приходит и говорит: «А мы не учили читать, потому что подумали, что лучше в школе научат правильно, чем мы научим неправильно». Другие приходят и говорят: «Мы наняли специальную женщину, она нас научила читать» и так далее. У российской интеллигенции всегда была такая традиция – учить своего ребенка читать самим, дома. Я помню, как меня мама учила, сперва по букварю, а потом по толстой книжке.

Ответить на такое противоречие я могу следующим образом: недопустимо не учить читать ребенка, который хочет научиться этому. Если ребенок спрашивает буквы, пытается их писать, хочет слить вместе слоги, нужно обязательно предоставить ему все возможности: купить книжки, писать с ним эти буквы и, вообще, всячески поддерживать это стремление. Ни в коем случае не надо уповать на то, что придут какие-то люди и сделают это лучше, чем вы. Если вы не будете в любом разумном вопросе поддерживать любознательность своего ребенка, она очень быстро угаснет, независимо от того, специалисты будут этим заниматься или нет.

Одним из важнейших этапов подготовки к школе в семье я считаю также чтение ребенку вслух.

Чтение ребенку вслух – это то, что отделяет родителей, которые серьезно занимаются своими детьми, от тех, у которых на это не хватает времени, сил или, страшно сказать, желания. Нужно обязательно каждый день читать своему ребенку, и он должен ощущать, что это такая же радость для родителей, для мамы, для бабушки, как и для него самого. В последний год перед школой очень важно перейти на чтение так называемых толстых книг с продолжением. Это такие книги, в которых события развиваются по главам. Сегодня прочитали одну главу, завтра – другую. Это истории про Карлсона, Мэри Поппинс, «Приключения Карика и Вали» и другие. Ребенок изо дня в день следит за сюжетом и помнит, что происходило в предыдущих главах и на основании этого постепенно формирует свое представление о предмете в целом.

Почему это важно для подготовки к школе? По нескольким параметрам. Во-первых, наши дети в современном мире очень мало слышат обращенную к ним монологическую речь взрослого. Времена Арины Родионовны канули в Лету давно, и даже мама, которая решила что-нибудь длинно рассказать, тоже становится раритетом. Мама, скорее, выглядит как задающая вопросы и отдающая указания, а вот неспешную речь, содержащую некую информацию, ребенок может никогда и не слышать то того момента, когда он пришел в школу.

— Это мамам просто некогда, или взрослые разучились так разговаривать с ребенком?

— Действительно, к сожалению, мамам некогда. Взрослые между собой общаются в такой форме, но дети во многих семьях значительно больше выключены из взрослой жизни, чем это было раньше. Вечерние сидения за чаем с рассказами о том, что произошло в течение дня, когда ребенок слышит, как взрослый человек в своей речи передает некую информацию, – таких моментов в жизни наших современных детей стало меньше. Когда они приходят в школу, там перед доской стоит Мария Ивановна, и она говорит: «Сегодня, дети, я расскажу вам о том, чем осень отличается от лета», – и тут часть этих прелестных малышей полностью отключаются, потому что они не понимают, что это обращено к ним, что вообще есть некая связь между тем, что она там говорит, и их головой. Чтобы этого избежать, нужно читать. Опять-таки, чтобы сформировать представление «Сегодня я сказала об этом, а завтра я скажу про это же еще что-то», нужно читать обязательно книжку с продолжением. Тогда, когда учитель завтра скажет: «А сегодня я вам расскажу, чем зима отличается от осени», – Ванечка, который слушал в течение года, как мама читает книжку догадается, что это продолжение вчерашнего. Такая очевидная для нас вещь в первом классе бывает для детей серьезной проблемой, так же, как и слышать учителя, слушать и запоминать.

— Слушая Вас, я удивляюсь: если нет законодательной нормы, которая бы обязывала детей проходить дошкольную подготовку, и при этом есть множество способов развития различных навыков и способностей, то почему все так рвутся в детские сады? Записываются в очередь за несколько лет, думают, кого бы «умаслить», чтобы ребенок попал в определенный сад…

— Вы знаете, это связано с тем, что подготовка к школе в детском саду или в дошкольном отделении имеет преимущество: там решается проблема формирования взаимодействий «ученик-ученик» и «учитель-ученик» – то, с чего я начала. Коллектив и взрослый, чужой взрослый, который определяет правила. Мама не может стать таким чужим взрослым, хотя, конечно, на мой взгляд, лучше мамы никто к школе не подготовит.

— Хотела бы еще поговорить с Вами об оценках. Я так понимаю, что школа – это первое учреждение, где ребенок сталкивается с оценкой своего труда. Насколько он готов к ней?

— Не только ребенок, когда идет в первый класс, сталкивается с тем, что его оценивают. Самая большая проблема в том, что родители, когда отправляют ребенка в школу, впервые сталкиваются с тем, что совершенно чужие люди вдруг имеют мнение по поводу практически каждого параметра, которым обладает их ребенок. Это совершенно трагическое столкновение современных родителей с действительностью. Оно проходит очень болезненно.

Я всегда учителям в утешение говорю, что, когда в первом классе учительница сказала, что ей Ваня не нравится, имея в виду, что сегодня он плохо выглядел, мама приходит ко мне и полчаса доказывает, что давно подозревала: Ваня учителю не нравится, что же теперь делать и так далее. А семиклассника можно ругать в течение часа как угодно, и быть уверенным, что единственное, чего можно от мамы добиться, так это что она позвонит и скажет: «Спасибо вам большое, вы его еще, пожалуйста, поругайте». Вот этот диапазон родители проходят с первого по седьмой класс, если доверяют школе и учителям. Меня всегда удивляет изменение отношения людей к тому, как и что они позволяют чужому взрослому в отношении своего ребенка. На самом деле, это очень хорошо, когда доверие накапливается у родителей.

Что касается самих детей, то они в первом классе, конечно, не должны получать никаких оценок. Я имею в виду – никакого их материального воплощения: ни печатей с солнышками, ни с игрушками. Они должны получать только словесную оценку своей деятельности с конкретным указанием на ее недостатки. Например: «Ваня, ты написал букву «р» криво в этом месте». Или: «Ты все написал очень хорошо, только вот здесь буква «а» у тебя выехала за строчку». Это должно быть конкретное указание на конкретный недостаток сделанной работы.

Теперь ужасная правда: абсолютное большинство учителей начальной школы пользуются разного рода знаками. Почему так происходит? Это объяснимо. Если бы правило не ставить никакие оценки, никак не оценивать ребенка влекло бы за собой идею отсутствия обязательного результата от ученика, то тогда учителя бы и чувствовали себя свободно. Но оценки они ставить не имеют права, а результат обязаны дать. Программа первого класса, так или иначе, должна быть пройдена всеми детьми. Хотя по новым стандартам образования в начальной школе это выглядит «гораздо более вегетариански», но все равно стандарты новые, а учителя старые. Они не перестроились.

Поэтому мамам не стоит ждать, что их ребенок в первом классе не будет получать никаких оценок своей работе. Обязательно будет получать значки – паровозики, мышки, солнышки, конфетки – что угодно. К сожалению, это так. Хотя я думаю, что ничего хорошего это в себе не несет.

— В каком классе уже можно ставить оценки и рассчитывать, что ребенок это будет адекватно воспринимать? А главное – его родители нормально воспримут?

— Вопрос не в оценке, а в системе взаимоотношений между учителем и ребенком. Ведь каждая оценка – это реализация некоего договора. Мы с тобой договорились, что если вот здесь не будет ошибок, я поставлю пять, и так далее. Если договор заключен, хоть в первом классе, все в порядке. Если учитель не смог заключить договор с этим учеником, то все оценки этого учителя ему вредны.

— В чем секрет этого договора?

— Опытный учитель, понимающий психологию ребенка, возрастную психологию, и умеющий дать ему обратную связь в соответствии с его возрастом. Очень часто бывает, что ребенок полностью удовлетворен своими оценками и прекрасно понимает, за что он их получил, а мама совершенно не понимает и страшно по этому поводу переживает. Буквально недавно у меня была встреча с родителями ученицы третьего класса. Из этого разговора я поняла, что мама вовлечена в каждое упражнение, в каждый урок по математике, кажется, больше, чем дочь. Когда я стала разговаривать с девочкой, то поняла, что она сама не очень переживает по поводу троек, она понимает, почему их получает. Как мама мне сказала: «Она приходит из школы, я хватаю у нее тетрадь, и вижу, что опять «эта» ей поставила три с минусом. Я плачу, а дочери – хоть бы хны». Дочь ей на это отвечает: «Мама, не расстраивайся, Марья Ивановна мне сказала, что сейчас уже лучше, через неделю я, может быть, получу за эту работу четыре».

— Часто возникает ситуация, когда при возникновении у ребенка проблем в обучении родители говорят, что «это к нему в школе неправильно относятся», а учителя – «все идет из семьи». Как в этой ситуации найти компромисс? Кто прав, а кто – виноват?

— Вот мой любимый пример на эту тему. Приходит молодая учительница в школу, у нее класс. Буквально через месяц возникает конфликт с мамой Пети. В чем суть конфликта? Учительница считает себя совершенно правой. Я ее вызываю как завуч и говорю: «Что произошло?» – «Я ей все объяснила, а она ничего не поняла». – «Что вы объяснили?» – «Я ей сказала, что Петя во время урока качается на стуле. Пусть она что-нибудь с этим сделает». Опытный учитель знает, что все, что происходит во время урока, это его ответственность. Он отвечает за все происходящее – за качание, за верчение бумажек. Другой вопрос, что, действительно, чаще всего Петя качается на стуле и, например, разрисовывает ручкой себе руки и всю парту, потому что мама с папой разводятся, или потому что дома его бьют, и по тысяче других причин, которые есть дома. Тут ничего нельзя сделать, поэтому, когда Петя качается на стуле, правильно учителю сказать: «Петя качается на стуле. У вас что-то случилось?» И правильно родителям сказать: «Да, у нас что-то случилось».

— Как часто происходит вот этот правильный разговор?

— «Правильный» разговор зависит не только от учителей, но и от родителей. К сожалению, за последние годы я наблюдаю тенденцию – трагическую, на мой взгляд, – падение доверия родителей к школе, к учителям. Я виню в этом средства массовой информации. Существующий образ учителя – ограниченного, мало получающего социального неудачника –  совершенно не соответствует действительности. Родители его с удовольствием принимают, сами не понимая, что они тем самым разрушают основу своего существования, потому что ситуация получается двусмысленная: родители не доверяют учителю, но при этом отсылают ребенка в школу и оставляют с этим человеком на 6 часов. Логика эта мне совершенно непонятна – или ты доверяешь, тогда исходи из того, что это хороший, достойный человек, или не доверяешь и не отдаешь своего ребенка в общеобразовательное учреждение.

Надо понимать, что профессия учителя начальной школы, мягко говоря, социально невыигрышна. Люди, работающие в школе, в абсолютном большинстве, любят детей и любят свою работу, иначе они занялись бы чем-нибудь другим. Попробуйте, пойдите в класс, если у вас это вызывает сомнение, и поработайте там день. И вы увидите, что за эти деньги, имея какое-никакое, как моя мама говорила, «верхнее» образование, вы найдете себе работу получше, и не будете отвечать за жизнь и здоровье 30 детей, что учителя делают каждую минуту. Поэтому я считаю, что нужно начать с уважения и доверия к учителю. Если этот человек не оправдал своими поступками, действиями ваше доверие, тогда нужно уходить, переходить и так далее, и так далее. Но так много теперь родителей, которые идут в школу с самого начала, считая, что «это всего лишь районная школа, кто там будет работать». Изначально вот это отношение очень многое губит и разрушает.

— Получается, что это внутренняя ответственность каждого родителя – сформировать свое грамотное отношение к школе, которое бы не мешало ребенку учиться

— Да, это очень важно. Не надо школу обожать. Я, к сожалению, по работе сталкиваюсь с мамами, которые рассказывают, что как только забеременели, сразу подумали: «О! У меня родится мальчик, я его отдам в маткласс в 57-й школе». С моей точки зрения, это форма сумасшествия, практически религиозный фанатизм.

К школе надо относиться спокойно и уважительно. Надо помнить, что это место, где ребенок проводит огромное количество времени. Люди, с которыми он там сталкивается, очень серьезно на него влияют. В абсолютном большинстве это люди, которые любят детей и хотят им добра. Если во взаимоотношениях учителя и ребенка идет что-то не так, почти всегда, придя с желанием что-то изменить, можно добиться результата. Когда ты приходишь с желанием скандала, конечно, ничего не получается.

Нужно постараться дать учителю как можно больше информации о сильных сторонах своего ребенка, не скрывать проблемы и диагнозы, но и не выставлять их как медали.

Иногда родители с самого начала настроены на какие-то «особые» отношения с учителем. На мой взгляд, не надо к ним стремиться. Держитесь на таком расстоянии, какое позволяет вам ситуация. Если возникли серьезные проблемы и дело в ребенке (слабая память, плохая рука, рассеянное внимание и т.п.), старайтесь вместе с ним справляться с ситуацией. Помогайте и принимайте любую помощь.  Если дело в учителе, и вы в этом уверены – уходите. Это совет мамы, а не специалиста.

Беседовала Вероника Заец

Теги:  

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Отправить ответ

Сортировать:   новые | старые | популярные
Ася

Мне иногда кажется, что к школе нужно готовиться не сколько детям сколько родителям.Сходить к психологу, попить таблеточек каких-нибудь от нервов.А то однажды видела в нашей школе мамашу одной первоклашки.Они документы в школу подавать пришли.Так мамочка с ходу заявила "Это моя дочка Машенька!Я на нее большие надежды возлагаю!"Как можно на ребенка чего-то возлагать, если он только учиться начал?Тем более девочка очень худенькая, бледненькая.У нее на все мамины надежды может просто здоровья не хватить.

Елена 12

Как можно на ребенка чего-то возлагать, если он только учиться начал?Тем более девочка очень худенькая, бледненькая.У нее на все мамины надежды может просто здоровья не хватить.
Да уж…Бедная Машенька. Помоги ей, Господи, и мамочке её, конечно, тоже.

Nata.

В классе, где учится мой сын, есть похожая девочка. Маленькая, худенькая, бледненькая. Отличница. Помимо этого очень разносторонне развита, и много чем занимается. Но характер при этом… мама-не-горюй!

Юлия Ортынцева

Точно моя Лада:-), мелкая, гемофилия у деточки …. Правда, она не знает, что она — страдалица, может, поэтому и довольна жизнью?

Юлия Ортынцева

А почему нельзя? особенно если худенькая и бледненькая? И почему Машенька бедная?
Нормальная Маша и мама тоже. И ситуация нормальная, особенно если Маша умная и развитая девочка.

Гоблинище
"падение доверия родителей к школе, к учителям… ситуация получается двусмысленная: родители не доверяют учителю, но при этом отсылают ребенка в школу и оставляют с этим человеком на 6 часов. Логика эта мне совершенно непонятна – или ты доверяешь, тогда исходи из того, что это хороший, достойный человек, или не доверяешь и не отдаешь своего ребенка в общеобразовательное учреждение". А на мой взгляд, совершенно понятная и логика, и тенденция. Когда родители доверяют учителям больше, чем собственным детям — а выбор получается именно такой, доверяешь или учителю, или ребенку — то дети оказываются под двойным давлением, и со стороны учителя, и со… Читать далее »
Ася

Выход только один.Доверяй но проверяй:)Это и к ребенку и к учителю относиться.И если какой-то конфликт получился, то выслушать обе стороны.Учителя тоже не злыдни.Зря наговаривать на ребенка не станут.Это уже какие-то психические отклонения у учителя быть должны, чтобы он так действовать начал.

Гоблинище

И такое бывает — и отклонения тоже. Но я себя в школе помню. Не такая уж я была стерва, просто хотела понимать, что и зачем делается. А в школе временами просто маразм был, буквально. В трех школах училась, все разные )))) Ребенка надо учить, на мой взгляд, думать своей головой и во всех сомнительных случаях спрашивать родителей. А то в школе и прививки делают не спросясь, и деньги просят сдать непонятно на что — или это только в моих школах так было? ))))

Ася

Не знаю, мы свою учительницу долго проверяли на адекватность.Сначала на подготовительные к ней ходили, потом у других учителей спрашивали "как она, нормально учит?".Моя мама даже с завучем на эту тему пообщалась.Так что пошли к ней учиться спокойно, так как все уже к этому моменту выяснили.Сейчас вторая дочка в школу собирается, так к следующей учительнице приглядываемся.У нас первых классов несколько, так что есть варианты к кому пойти.А поборов у нас как ни странно не много.В садике больше было.Тут только ежегодно на ремонт класса.Причем родительский комитет собирает, не учитель.И отчитываются регулярно.

Ежик

Согласна,надо просто выбрать адекватного учителя-в начальной школе такая возможность есть. Никакого особого маразма в начальной школе я не увидела.

Nata.

Ежик, согласна целиком и полностью.

Ежик

Так чтобы ребенок научился думать своей головой,его для начала надо научить считать,читать и писать,заодно дать какое-то понятие о мире в общем,а также в старших классах подготовить хоть немного к дальнейшему образованию-кому надо. На мой взгляд,сборы и прививки из общешкольной жизни-это какой-то мизер. А прививки только Манту у своих помню,а больше ничего.

Гоблинище

Ой, нет, мне под лопатку что-то пребольно вкатили, столбняк что ли.,. Не помню. Но чтобы это сделать с ведома и согласия родителей, я полшколы на уши поставила. И считаю, что правильно 🙂 а насчет думать головой — вот этому меня родители учили, а не в школе. И считать я до сих пор не умею 🙂

Nata.

Не знаю, как было раньше, а про прививки — очень даже спросясь. На каждую прививку нужно писать либо письменное согласие родителей, либо также письменный отказ. Деньги если собирают, то также не непонятно на что, а все обсуждается на родительском собрании, все за и против, и потом дается всем письменный отчет по истраченному. На шторы, линолеум, ремонт или пособия у нас деньги не собираются — такие вещи школа обеспечивает школа. А так родительский комитет покупает тетради и канцелярку всем одинаковые, также собираем на праздники, дни рождения детей, экскурсии и билеты в театр. Кто не хочет, может не участвовать.

Гоблинище

О, это прогресс! Мы учились — ничего такого не было. Ни письменных согласий на прививки, о которых даже в известность родителей не ставили, ни отчетов о потраченных средствах.

actovegin

Абсолютно согласна. В нашей школе было 50/50. Не более половины видели в школе призвание. Ребенка надо научить выполнять требования учителя, но при этом воспитать чувство собственного достоинства. Про школу хорошо писала Галина Щербакова:"Школа Анну Антоновну не раздражала, ей легко думалось в школе о своём. Вот и сейчас она кого-то одергивала, не реагируя на это ни единым нервом и думала, что отправить мужа спать в кабинет — глупый план"

Юлали
Вот! В самую точку! Я тоже понимаю, почему люди не доверяют учителям и школе. Я когда училась в школе, учительница организовала травлю, постоянно шпыняла за плохой почерк и т.д. Маме на полном серьезе советовала меня пороть. Хорошо, мама это все буквально не воспринимала… Хотя было бы лучше, если бы она перевела меня в другое место до возникновения травли, я до сих пор считаю себя этим травмированной. А были родители которые становились на сторону школы, не разобравшись. Поэтому сейчас мой позиция относительно школы — сначала разнесу этот гадюшник по кирпичикам за своего ребенка, а потом уже буду разбираться, кто прав, а… Читать далее »
Гоблинище

Аналогично и я 🙂

Анна1982

Мне повезло, я была полностью и целиком готова к школе — и взаимодействовать умела, и училась хорошо и с интересом. Не повезло с политической обстановкой — нам, бакинским армянам, беженцам в Армению, тогда было очень тяжело: сама Армения тогда была на пути к отделению от СССР.

Анна1982

Продолжу. Сама стала преподавателем, уже второй раз куратор учебной группы в колледже и вижу: родители приводят силком свое чадо в педагогический колледж (даже если чадо не готово), а когда студент учиться не может и не хочет, от него открещиваются и говорят: что же вы за куратор!

Ta_ennaya

Самый аццкий минус многодетной семьи — это то, что на тебя сваливают многие родительские заботки. Мне, например, пришлось пройти все эти процедуры: 1) медосмотр ребенка и посещение логопеда-психолога, 2) подачу документов, 3) посещение предварительного собрания вместе с ребенком, 4) ежедневную доставку ребенка в школу и возвращение оного домой (вторая смена — успеешь). И все это при том, что родительница нигде не работала. Училась я тогда на втором курсе университета и было мне от роду восемнадцать годков. Хорошо хоть уроки не просили проверять. Я и на очередные собрания ходила, правда, мало, а потом класрук строго наказала родителям самим ходить.

Ангелинушка
А я в 12 лет повела младшую сестрёнку на медосмотр перед школой. До сих пор смешно вспоминать, как невропатолог требовал от меня, чтобы я рассказала ему, как проходила мамина беременность: мол в свои 4 годика я должна была всё это подметить и до 12 лет помнить… И забирала её из продлёнки, а потом брата из садика, каждый день двоих забрать в течение полугода было нужно. И даже не в тягость было. Мне тяжело было гулять с двумя малыми хвостиками с 8-ми лет. В конце-концов я сама определила, когда они могут гулять самостоятельно, то есть без меня. А маму просто поставила… Читать далее »
actovegin

Яна Зиниград считает, что многодетность — это выбор родителей. Поэтому у ее старших никогда не было обязанности смотреть за младшими. И она считает, что это сыграло положительную роль в отношениях.

Ангелинушка

Мне в какой-то степени повезло: за заботу о младших мне от мамы полагались привилегии. Когда мы втроём без мамы жили у бабушки мне не полагалось привилегий, но и заботилась о малышах бабуля без моей помощи. Когда мамочка решила поснимать с меня все привилегии и унижала при младших, я просто стала игнорировать большинство её просьб о помощи с малышами. Сейчас у меня нет никаких обид по поводу того, что я была им няней. В целом я рада, что у меня есть опыт заботы о младших сестре и брате.

actovegin

Все зависит от микроклимата семьи, от психотипа самого человека, а не от многодетности как таковой. Вот сейчас познакомилась с удивительной женщиной — 28 лет, смотрится девочкой, но такой позитив от нее идет, такие взрослые суждения, в чем-то учусь у нее. Она говорит, что их было шесть сестер, и семья очень много в нее заложила. О родителях с уважением отзывается. Таня считает, что в собственной семье опыт общения с ранних лет ей очень помог.

Ta_ennaya
Такие люди, наверное, существуют. ))) Скорее всего, там и родители люди мудрые. Но передо мной больше невеселых примеров. У моей 16-летней сестренки одноклассница — старшая из 5 детей, нервное, беспокойное создание, витает в облаках, плохо приспособлена к жизни, т.к. родители ее никуда не пускают — нянька же, да и мамочка у них строгая, авторитетная, "огонь". Другой пример — священник с 5 детьми мал мала меньше. Живут тесно и бедно, питаются более или менее здорово только в школе или детском саду (дома таскают то, что стоит на столе), в комнатах бардак, младшие дочурки и купаются-то не каждый день, зато часто болеют…… Читать далее »
actovegin

Я хотела сказать, что, имхо точки зрения "все многодетные пытаются урвать" и "один ребенок априори эгоист" одинаково шаткие. От данной конкретной семьи зависит.

Ta_ennaya

Согласна. Просто в многодетных семьях больше потенциальных конфликтов (интересы и потребности есть у всех), труднее с организацией пространства, обязанности надо распределять, бОльшая нагрузка на родителей, бОльшие траты требуются, в целом система более закрытая, поэтому у детей могут быть проблемы с социализацией. Если родители не очень это понимают, что не редкость… тогда вот такое случается.

Ангелинушка

В любой семье может вырасти человек, у которого сложности с социализацией. В семьях с одним ребенком тоже много таких проблем. По моим наблюдениям, младшие в многодетных семьях, обычно, очень коммуникабельные. Ибо велик шанс получить подзатыльник от старших, если скажешь или сделаешь что-то, что старшему не понравится.

Ta_ennaya

Ну моей сестренке точно в чем-то повезло. Во-первых, с ней уже помягче как-то, во-вторых — у нее взрослые брат и сестра, а это супербонус — помогут с уроками, на равных пообщаться можно, совет хороший жизненный дадут, заступятся, ежли чего, денежку лишнюю в карман положат… Хотя с общением вовне у нее тоже что-то там не клеится.

Хельга

Что ж священнику никто не поможет? Бабушки их, если есть. Если родных бабушек нет (бывает и такое), может быть, кто-то из волонтеров или добровольных помощниц с его прихода.

Ta_ennaya

Помогают им, у них проблемы внутрисемейные: режим питания, гигиена, дисциплина. Тут не начнешь свои взгляды внедрять, так и поссориться можно. А живут они в глухом селе. Отец семейства, естественно, пытается, решает, вертится… Да и родители помогают, как я понимаю.

Хельга

Да, это сами взрослые должны организовать: режим, дисциплина, четкое распределение обязанностей. Волонтер или помощница организацией режимных моментов заниматься не будет.

Ta_ennaya

Так я об этом и говорю: командиры в семье — папа-мама, а вот не справляются.

Арина

А вы правы абсолютно. Детей надо рожать сколько потянешь. Да и вообще христианам можно как нибудь и пострадать за детей.

Хельга

Ну Ваша маман и дает!

Ta_ennaya
Нашла на "Матронах" комментаий, хорошо объясняющий мою ситуацию: http://www.matrony.ru/smena-rolej-v-detsko-rodite… "такое положение дел происходит в большинстве многодетных семей, где старший ребенок воспринимается как ещё один родитель… и такое положение вещей не меняется даже, когда младшим уже по 40 лет.(привычка) Родители продолжают опекать младших за счет старшего ребенка.. То есть забирают от старшего (время, деньги и т.д.) отдавая младшим. В результате у старших не бывет семьи вообще, либо они разводятся и остаются с одним ребенком не рождая больше детей для себя… Либо старший вообще не хочет заводить семью, потому что уже хлебнул забот с детства и всю жизнь мечтает о свободе… хотя… Читать далее »
Хельга
Да ну ладно Вам, это очередной стереотип, не нужно проецировать его на себя! Вы свободная взрослая женщина, понимаете свою ситуацию в родительской семье, свое детство и юность, двигайтесь дальше по жизни без этого "грУзила" (есть такой термин у рыбаков), никто ни на что не обречён вследствие психотравм и родительских ошибок, если работает над собой и над ситуацией сегодняшнего дня. Я тоже из трехдетной семьи, старшая, мои родители тоже допускали ошибки при воспитании и организации жизни семьи, я все понимаю, что они жили и воспитывали нас, как умели. Это не повлияло на мою дальнейшую жизнь, ни один из приведенных выше вариантов… Читать далее »
Хельга

Все будет отлично при условии, что человек "трепыхается". (Ваш коммент).

Nata.

Почему-то я вспомнила, что знаменитая Мирей Матье была старшей в семье, где было 14 детей… Пример из жизни по теме…

Виктория

Кто знает, карточные игры — это грех? Даже не на деньги?

ККК

Открою страшную тайну- все приятное (зачеркнуто) грех! А карточные игры развивают внимание и логику. В некоторых гимназиях обязательны в процессе обучения. Игра на деньги, кажется, противозаконна, если вы не в казино.

Арина

Чо за гимназии такие?

Юлали

Точного ответа нет. Наш батюшка считает, что пасьянсы тоже грех. Объясняет это тем, что масти — глумление над орудиями Страстей Христовых. Хотя другой батюшка на этом не заморачивается, и считает карточные игры просто праздным времяпровождением 🙂

Хельга

Грех. Даже не на деньги. И дело не только в азартности. Там символика.

actovegin

Какая? Дамы, рыцари, короли.

Хельга

Нет, не дамы и короли, а масти.

ККК

Как страшно жить! Куда ни глянь- символ на символе сидит и символикой погоняет. Вообще то мир существовал до христианства и оно не на пустом месте возникло- многое заимствовав из других культур и культов. Тонкая тема искать грех во всяких символах, может проще смотреть, какой смысл вкладывается в какой символ здесь и сейчас. Для меня карты- это просто карты, задачка на логику и внимание.

Хельга

Незнание законов не освобождает от ответственности. А вообще, с тех, кто не знал и делал, и спроса меньше, а с тех, кто знал и делал, с них спрос больше. Мат тоже возник до христианства, и идольские маски, привозимые из африканских широт, тоже. Многие украшают стены этими масками и изваяниями, не видя в этом сакрального смысла, но от этого неведения идолы не перестают быть идолами.

Гоблинище

Мат это ругательства, обсценная лексика. Ничего сакрального, просто грубо и некрасиво. А карты — игра. Можно все вокруг воспринимать как сакральное, отцеживать комара и тому подобное. Но я бы не смогла, а то начну собственной тени бояться

ККК

Идолы (любые) они "работают" , когда вы наполняете их своей энергией- страхом, восторгом и т.п. Мат вещь интересная, совершенно не однозначная и да, древнее христианства, потому как языческие боги тоже древнее.

Ta_ennaya

А как же Джокер? Жутковатый образ…

actovegin

Шут.

Елена Д.
Не согласна с мыслью, что в основном учителя любят детей, т.к. "по какой еще причине можно пойти работать с 30 детьми за такие деньги". Мотивации, на самом деле, могут быть самые разные — не только любовь к детям и деньги. Но и: ненависть к детям (на них можно "оторваться" и мучить), компенсация каких-то собственных детских травм, наконец — просто пересидеть, т.к. больше никуда не берут. Вспоминаю наших учителей: физручку, постоянно оравшую на нас и регулярно советовавшую при всех подрастающим девушкам "сходить к врачу", если ее подсчеты нашего менструального цикла не совпадали с реальностью… математичку, способную хлестнуть ученика 5-6 класса тетрадью… Читать далее »
Ангелинушка

Учитель может начать свою педагогическую деятельность, любя детей, а потом выгореть. Языком психологов — это называется профессиональная деформация личности. У педагогов, врачей и у других людей, работающих в помогающих профессиях такое бывает…

Хельга

С людьми работать всегда тяжело. Видела я и выгоревших лифтерш, уборщиц, продавцов. Многие из них были таковыми изначально, еще не начав выгорать.

Хельга
И весь класс молчал, когда девочке отвесили подзатыльник, ребенок ударился о доску, учитель обзывался и хлестал тетрадью по лицу и это осталось безнаказанным? И никто не пожаловался родителям? Я училась 25 лет назад и ничего подобного у нас в школе не было: да, все учителя были разные, кто-то менее профессионально преподавал, кто-то более, были среди наших учителей и случайные люди, и талантливые, но вот таких диких случаев не было ни разу. И не обзывал нас ни один учитель, хотя частенько наши педагоги нас ругали и строжили. А вот об мужа моего в пятом классе сломали указку, но это была другая… Читать далее »
Елена Д.
Жаловался ли кто — это я не знаю… но по факту те учителя все так же продолжали работать и своих методов "воспитания" не меняли. Нам тогда они почему-то не казались дикими. И да — класс молчал, в — 5-6 классе нам было лет по 10-12. Только в 11 классе, когда нам было уже по 16-17, и учитель литературы распекал одну девушку (увидел ее в метро с каким-то парнем, она была со слишком обнаженными ногами по его мнению), говоря, что она, наверное, "этими ногами зарабатывает" или расставляет их… что-то в этом духе — тогда один ученик вступился. Он встал и сказал:… Читать далее »
Хельга

Круче, чем в кино, но, надо сказать, учитель сам добился такого поворота событий, ладно киллера не наняли.

Nata.

Ну это сейчас такой тренд, что бить ребенка ай-яй-яй и все такое. В моей школе был историк, который расшалившимся мальчикам на его уроках стукал кулаком по макушке. Девочек не трогал, да и повода в принципе не было. Но самое интересное, никто никогда на него не жаловался, и все его любили. Потому что очень интересный был учитель. Он у нас преподавал с 6-го по 8-й класс, а потом его уволили. За "роман" с десятиклассницей. Правда потом он на ней женился.

Гость

А у меня были хорошие учителя. И почему-то мы их не звали "музычка", "физичка", "математичка", а — Александра Михайловна, Лилия Константиновна, Нина Николаевна…

wpDiscuz

Похожие статьи