Эта колонка будет совсем не про то, о чём просила Лика. Она задала, собственно, один очень простой вопрос: «Интересно, а откуда на Руси запрет на веселье? Оно у нас если и есть, то какое-то неспокойное». Ну, и тут понеслось.

Наверное, мало, кто знает, что в истории Древней Руси вообще и в её литературе, в частности, есть два периода, очень относительно связанных между собой.

Наши XI-XIII века я иногда называю про себя «русской Атлантидой». Тогда за короткое время в славянских землях вдруг вырастает за две сотни городов, строятся храмы, процветают ремёсла.

Археологические раскопки доказывают: городское население того времени совсем не редко умело читать. Например, берестяные грамоты, вопреки распространённому мнению, находят не только в Новгороде. Да и вече, выбиравшее и отставлявшее князей по своему, пусть не всегда дальновидному, усмотрению, было не в нём одном.

image007

Кажется, ещё немного – и от «вечевых демократий» Русь перешла бы прямиком к городам-республикам европейского образца. А там, глядишь, и сформировался бы у нас тип европейского горожанина – члена уличной корпорации, цехового союза, прихода и Бог знает ещё чего, а потому – человека с правами. Того, кого хоть и именовали, иной раз презрительно «мещанином», а всё-таки основу его натуры составляло достоинство.

Киев XII столетия был настолько открытым городом, что, начав как-то раз считать представителей разных народов в «Киево-Печерском Патерике», сбилась я, помнится, на втором десятке.

Князья этого времени хоть и воевали непрестанно между собой, но делали это как-то благородно, то и дело вспоминая о «чести и славе».

На этом фоне на Руси возникает литература, настолько поразившая своим совершенством исследователей XIX века, что они долго отказывались верить в подлинность «Слова о полку Игореве». Да и сложная образность древнейших русских летописей, которую современные исследователи только начинают постигать, хронистами последующих веков унаследована не была.

c69ec8708ef6

Причём литературные таланты древнейшего времени обитали не только в столичных Киеве и Новгороде – жили они и в «провинциальных» Чернигове, Турове; на берегах далёкого Лаче-озера и то сидел «литературный умелец» — Даниил Заточник.

Кстати, о последнем. Несомненно, загадочный Даниил был большим мастером игры с литературными стилями. Так, своё послание князю он начинает привычным в древнерусской литературе самоуничижением (вполне естественным, поскольку большинство авторов были монахами, для которых переписывание книг был трудом по послушанию). Соответственно, они не считали возможным гордиться собственными литературными дарованиями.

В отличие от множества книжников, Даниил…себя хвалит. Но делает это хитро – цитатами из Псалтири: «Вострубим…в разум ума своего…Востани слава моя, востани во псалтири и гуслех». В ответ на подобные заявления, любой уважающий себя князь тут же  непременно подумал бы: «Чтоооо?» Однако, добившись желаемого – внимания адресата, — рассказчик сразу же резко менет тон: «Боюся, господине, похуления твоего на мя…»

Впрочем, любопытная деталь для понимания Даниила Заточника нашлась неожиданно в древнем своде законов – «Русской правде». Оказывается многие княжеские слуги – вплоть до очень важного человека – ключника – по закону считались холопами. Однако, демонстрируя перед князем стилистические пируэты, неизвестный Даниил, судя по всему, метит выше – в княжеские думцы. То есть, пытается предложить к услугам правителя остроту своего ума и при этом остаться свободным. Согласитесь, подобное желание в не самых благоприятных жизненных обстоятельствах, да ещё в эпоху, когда крестьяне, например, частенько мечтали заполучить хозяина – защитника и покровителя, — можно считать, наверное, проявлением достоинства.

И вот для литературы этого совершенно фантастического времени радость как раз была очень характерна. Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет об «удивлении миром» в «Поучении» Владимира Мономаха. Да и «Слово о полку Игореве» закончилось, как помним, вполне оптимистично: возвращению князя на Русь «страны рады, грады веселы».

А потом пришли монголы, и «Атлантиды» не стало.

Литература сократилась – количественно и качественно. Мастерство переписчиков упало: например, в «Слове о погибели Русской земли», которое известно по двум спискам XV и XVI веков – ошибок так много, что текст местами просто неясен. Видимо, писец, копировавший этот текст, был не самым успешным школяром.

Изменились и темы литературы. Авторы XIII века весьма охотно обсуждали «Хождение Агапия в рай» и «Сказание об Индии богатой» — так, как будто хотели быть где-то подальше от Руси.

5409066b52ec

В XV-XVI веках, когда жизнь немного наладилась, значительное место стали занимать имущественные темы. Например, в «Задонщине», автор которой явно ориентировался на «Слово о полку Игореве», княжеская дружина воюет уже отнюдь не за «честь и славу». По окончании сражения она методично «разграбиша» ордынский обоз, вывозя оттуда «доспехи, и кони, и волы, и верблуды, и вино, и сахар, и дорогое узорочие».

Тому же хозяйственному сбережению, иногда явно не жалея сил хозяйки, научал «Домострой», предписывавший «коли хлебы пекут, тогды и платья моют, ино…дровам не убыточно». В общем, вполне сформировалось хорошо знакомое нам отношение «вещь дороже человека». Какая уж тут радость?

К этому времени правители Древней Руси окончательно превратились из великих князей в монархов. А в официальной переписке появилась формула, которая мне почему-то особенно несимпатична. Все древнерусские челобитные этого и позднейшего времени неизменно начинаются фразами вроде «худый холоп Ивашко челом бьёт». И это – уже не тонкое балансирование по краешку стиля, как было у Даниила Заточника, а просто официальная формула. Даже исследователь Сибири Ерофей Хабаров в официальных документах превращается в «Ярошку». Вот вам и вся радость.

В общем, можно сколь угодно долго жаловаться на суровый климат, бесконечные войны и крайне тяжёлую жизнь, которые прочно и надолго отучили нас радоваться. А, может быть, всё дело в том, что несвободные люди не радуются в принципе? И вообще – живут как-то осторожно, неспокойно, с оглядкой.

image002_72

И, в общем, понятно, что противостоять монгольским полчищам могла только крупная страна – ещё одна империя. (Хотя, строго говоря, судя по летописям, вышел на Куликовскую битву союз князей – и вроде как не проиграли). Империями или попытками таковых были на пороге Нового времени все наши соседи – европейцы со своей идеей Священного Рима (впрочем, достаточно уже истрепавшейся), поляки и прочие участники Речи Посполитой. Османы на юго-западе, тимуриды на юге, – в общем, посмотреть было на кого. Однако в придачу мы получили и человека-подданного, живущего по принципу «вот приедет барин»… И избавиться от него не можем, похоже, по сей день.

Вот такой вираж отечественной истории: взяла и однажды круто развернулась куда-то не туда?

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
elleni7

Спасибо, Дарья, интересные размышления. А с распространением христианства никак не может быть связано осторожное отношение наших предков к веселью? Уж язычество-то веселья не чуралось. Масленица, колядки — пережитки ещё языческих времен. В те времена трактовка христианства была весьма строга — готовьтесь к жизни вечной, а здесь, на земле — юдоль печали, место для страданий. Да и жизнь тяжёлая была, что в общем эту идею только подтверждало…

La_gata

У Лихачёва в "Великом наследии", наоборот, высказана мысль, что оптимистичный настрой в "Слове о полку" связан именно с христианством. Природа стала не набором божеств и знаков, как для язычника — теперь ей можно приписать какое-то настроение, просто настроение, без религиозного подтекста. А человек становится центром мира.
Что же до трактовки христианства — не встречала я "юдоль печали" даже в проповедях начала монгольского нашествия. А устав до XIV-XV века на Руси был мгче. По крайней мере, в отношении постов для мирян.

elleni7

С ума сойти, сохранились проповеди времён монгольского нашествия? Вот это да! Я-то думала, всё сгорело. Я-то, понятно, хоть и читала Гумилёва с Ключевским, и не раз, однако смутно себе представляю именно культурные, бытовые моменты того времени. В моём представлении тогда всё было мрачно, как в фильме "Чудо" про митрополита Московского Алексия. Впечатлил.

La_gata

"Слово о Законе и Благодати" XI век, "слова "Кирилла Туровского XII век, "слова" Серапиона Владимирского XIII.
Это навскидку. Позреваю, что, если залезть в "Словарь книжников", будет больше — эти входят в хрестоматии.

elleni7

только что поняла, что неправильно указала название фильма! Конечно же, "Орда"! Ассоциация с Чудовым монастырём сработала, прошу прощения.

olgayeriomenko

Я так и не поняла, куда не туда мы повернулись. Почитайте Льва Гумилева — все понятно объясняет: почему процветали ремесла и литература в 11-13 вв, почему потом произошел культурный спад. Почему Александр Невский причислен к лику святых. Да, и кто был в передовом отряде русских полков на Куликовом поле (татары, если что), и из кого состоял передовой полк "татар" — из генуэзцев. Если бы Димитрию Донскому сказали, что он против "татаро-монгольского ига" вышел — он бы удивился. Именно в 14 веке зарождалось НОВОЕ государство (в котором мы живем). И его спасали от экспансии Запада. И спасли. Насчет веселья — всему… Читать далее »

La_gata

Вот-вот-вот. Невский защищал, а Иван Грозный уже просто говорил: Я царь, и мне позволено. Мы так берегли и спасали наше ГОСУДАРСТВО, что, в конце концов, получили его полное превосходство над человеком.
Думаю, не было бы беды, если бы государство было менее славным, а люди — более сознательными.

olgayeriomenko

Если бы оно было менее славным — нас бы поглотили католики. Литва была величайшим государством 14 века, чуть не поглотила Русь. Но приняла католичество и моментально отъехала на задворки Европы, стала жить по указке Римского папы, который, понятно, интересы более близких ему стран отстаивал.

La_gata

Не совсем так. В XIV веке правители ВКЛ были язычниками и, кстати, довольно лояльно относились к собственному православному населению — а в состав ВКЛ входила Киевская митрополия. Набеги на Русь и прочее действительно были, но Ольгерд, который запомнился русичам настолько, что его даже сделали героем "Сказания о Мамаевом побоище", хотя он к тому времени пару лет, как помер, сам был язычником. А на Русь они лезли…банальный захват новых территорий. Кроме того, Ольгердовичей (сыновей) там же было то ли семь человек, то ли 11 — где это земель-то на всех наделить. В итоге двое из них с середины 1370-х служили Дмитрию… Читать далее »

olgayeriomenko

А я что-то сказала не так? Все так. Были язычниками и чуть не склонились в православие, около 40% православными были. Но приняли унию и за столетие скатились на задворки Европы, после Кревской унии 14 века.

Ксания

Ваше изложение истори вполне соотвествует идеологии советских учебников 🙂 В Великом Княжестве Литовском, к Вашему сведению, была очень высокая степень религиозной и национальной терпимости.

olgayeriomenko

Каких учебников?? ))) Нет,советские учебники по истории я не читала. К моему сведению княжество Литовское имело несколько периодов государственности и веротерпимости.

kiriniya

Золотые слова!

Екатерина

Интересные размышления… Но я не стала бы романтизировать войны "за честь и славу" между князьями в домонгольский период. Независимо от того, что говорили-писали князья, это были войны жестокие, по всем законам феодальных войн — с предательствами, убийствами, ослеплениями друг друга, при том между родными братьями, зачастую. Вспомним как князь Владимир и его братья боролись за власть, аналогично — Ярослав и его братья, и дальше становилось только хуже. Эти воевавшие "за честь и славу" князья не приходили (в основном) друг другу на помощь во время нашествия монголов, потому все и получилось именно так.

La_gata

Это понятно. И всё же тогда "честь и слава" хоть фигурировали.
Потом — постепенно — появилось другое. Рассорившиеся князья — это пережитки родового строя. Род как авторитет ушёл, система государства с родовым наследованием осталась. Начались дрязги.
Позже, при монголах, формировалось ощущение идентичности — по вере, по национальности. Не сразу, не прямо. Но роль государства в этой идентичности воспринимается странно. В 1612, например, государство завалилось, а народ выжил.

Екатерина

Замечательно, что была некая красивая риторика в источниках, но в тех же источниках мы можем найти, что при этом было на деле. А было то, что если честь и слава где-то и "фигурировали", то фактически очень многие в решающий момент не нашли в себе сил поступить ни честно, ни славно… Что и стало одной из главных, на мой взгляд, причин катастрофы. При которой было уже и не до риторики, и не до строительства, и очень многое пришлось потом начинать с нуля. Я просто о том, что причины катастрофы стоит искать в самом государстве, а не в том, что "пришли монголы".

La_gata

О. Вспомнила одну любопытную деталь про "не пришли". Просто деталь. Осада Рязани состоялась то ли в октябре, то ли в ноябре. За всю историю средневековых войн так поздно осенью у нас было потом только стоние на Угре. Потому и обошлось без битвы, кстати. То есть, кроме прочего, монголы поломали ещё и древнерусское представление о сезонности войн. Наши просто не воевали ни поздно осенью, ни рано весной. Воевали летом — когда конница легко двигалась на подножном корму. Алексей Михайлович воевал уже и в январе -феврале — видимо, по насту. Так что одной из причин, почему не подошли войска к Рязани, могла… Читать далее »

Екатерина

То есть вы всерьез полагаете, что так легко им оказалось по отдельности взять каждый город только (или хотя бы в основном) из-за погодных условий? Я без иронии.

La_gata

Нет. Города они брали, потому что деревянные. Чего там брать-то? Вокруг Киева земляной вал был, а так…
Не подошёл никто к Рязани той же — не из сугубой нелюбви — из-за распутицы.

olgayeriomenko

Простите, кто не подошел к Рязани? К Рязани татары подходили всегда — она стояла на пути. И "иго" ведется с 1237 года — даты взятия Рязани.
"Брали города, потому что деревянные". Козельск был не из камня построен. И укреплен куда хуже Киева и Рязани. А оборонялся долго, как и Торжок, чья героическая оборона спасла Новгород.

La_gata

Мы говорили о том, что на помощь Рязани не подошли другие русские князья — якобы так сильно враждовавшие между собой. утверждаю, что здесь ещё надо учитывать распутицу осеннюю. Не воевали у нас осенью.
А у монголов был практически неограниченный человеческий ресурс — гонять по Руси. И тот через 2 года иссяк — на Европу зубов не хватило.

olgayeriomenko

Да не нужна им была Европа.
Детские книжки 80-х: "Русь задержала монголов и спасла Европу".

La_gata

Ну, вылазка на территорию Венгрии, Польши и Чехии там была. Помотались-помотались — да и на Волгу вернулись. Не думаю, что у монголов, как и у Тимура потом, был какой-то план — просто завоёвывали все доступные территории. Но Русь их вымотала — факт.

Jasmine

А мне очень понравилась авторская программа Ларисы Васильевой " Москва Первопрестольная". Я смотрела эту программу несколько раз. И готова посмотреть снова. Эта программа на мой взгляд пропитана любовью к Родине. Смотрится на одном дыхании.

Похожие статьи