Друг опубликовал в ленте свое фото с рассказом о том, что он потенциальный донор костного мозга. Это такой флешмоб #ЩедрыйВторник, который придумали в «Фонде развития филантропии», для того чтобы люди, которые делают добрые дела, смогли об этом рассказать.

В комментариях к посту почти сразу прозвучала библейская цитата: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая».

И я задумалась. Вроде душой чувствую, что все наоборот: говорить о добрых делах сейчас нужно и правильно, но цитата-то — вот! Против Писания не пойдешь.

И подумалось мне вот что: евангельская фраза была произнесена в совершенно другом культурном контексте. Правоверный иудей практически обязан был творить милостыню, это было нормой и вообще критерием «рукопожатности». Этим и пользовались «лицемеры в синагогах и на улицах», которые своим пожертвованием заявляли примерно следующее: «Я как все, не хуже других. Я щедрый и боголюбивый — а ведь так положено, это принято среди приличных людей, все хорошие люди так делают. А раз я тоже делаю это, то я — хороший!».

Другими словами, это завуалированное тщеславие во внешней форме добродетели. Я повышаю себе статус за счет этого действия: «чтобы прославляли меня люди».

Однако этот контекст, на мой взгляд, совершенно отсутствует в современной России. У нас сейчас нет публичной культуры благотворительности. Культура помощи у нас пока что «деревенская»: в ней стыдно просить, а оказанная помощь унижает того, для кого она предназначается. Поэтому и говорить об этом стыдно: тем самым ты вроде бы унижаешь человека, которому помог. Хвастаться своим «превосходством» — стыдно.

К тому же в этой культуре стыдно быть слишком добреньким. Потому что если ты слишком добренький, то ты «дурачок», «блаженненький» и вообще расточитель хозяйства. Я думаю, те люди, которые брали приемных детей, сполна почувствовали на себе такое общественное осуждение. «Слишком добрый» поступок — такой же «неправильный», как и слишком злой. Потому что неприлично отрывать «чужому» кусок от себя, от семьи, от хозяйства. Так что будь как все и не высовывайся! Ишь чего удумал!

Поэтому и формулировка для вышеупомянутого флешмоба была выбрана такая: «Я рад признаться, что…». Иными словами, это своеобразный каминг-аут: «Мне не стыдно признаться, что я этим занимаюсь». И сообщение миру тут совершенно другое: «Я не как все, я странный. Я знаю, что это пока не очень принято у людей. Но посмотрите на меня, вы меня знаете, я нормальный, и значит делать так — тоже нормально. Давайте чаще так делать!».

Здесь я вкладываю свой статус и свою харизму в то, чтобы повысить статус благотворительности в моей среде. Потому что мое действие вовсе не «хорошее по дефолту» — оно вполне может наткнуться не на «прославление от людей», а на насмешки и осуждение. Это скорее похоже на другую библейскую историю — как Христос исцеляет в субботу. Дело вроде хорошее, но не принято, не положено, странно и стыдно. А мне вот все равно. Беру и делаю свое странное и даже немножко неприличное добро. И вы делайте!

Так что придется мне последовать примеру: я рада признаться, что пять раз была донором крови.

А вам есть в чем признаться?

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Комментарии


Сортировать:   новые | старые | популярные
2 месяцев 28 дней назад

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Евангелие от Матфея 5:16)

2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
(Евангелие от Матфея 6:2)

Христианину необходимо взять за правило один из этих двух стихов, растоптав другой, — или найти такое толкование, которое позволит ему соблюдать оба.

olga1983
2 месяцев 27 дней назад

а в чем проблема? просто делать дела, но не трубить (кричать и хвастаться). а сделанные дела все равно видны будут. не противоречат они друг другу))

23 дней 11 часов назад

Ну тут же все просто)))
Если деревенским языком — девали добро и бросай его в воду!!!

2 месяцев 28 дней назад

Моя дочь после переливания ей крови тоже потом стала донором. И тем людям, которые дали ей кровь Господь послал такие милости потом, это очень хорошее дело и не все понимают , что спасается чья-то жизнь. Я тоже сначала думала, что надо как-то втайне, чтоб никто не знал делать добрые дела. Все переживала как и кому. А потом поняла- что можно больше об этом думать , чем делать и не успеть сделать ничего. Так что- делайте, а Господь управит- правильно или нет , что об этом кто-то узнал.

2 месяцев 28 дней назад

Если ваш друг написал это, то сначала спросите для какой цели, если ищите где истина. Если цель рассказать о добром деле и подать пример другим, это благая цель. Если для того, чтобы свою гордыню потешить и собрать похвалу и аплодисменты, то это совсем другое…Узнаете их по плодам их…

Мария Франциска
Мария Франциска
2 месяцев 26 дней назад

Я шепотом признаюсь, что принимаю некоторое участие в Адвите…

Fox
2 месяцев 23 дней назад

Считаю что сейчас так много говориться о плохом, что люди начинают верить что ничего хорошего не происходит, поэтому обязательно надо говорить о хороших делах, не из гордости, а чтобы люди знали — добро существует, и оно реально.

wpDiscuz

Об авторе

Филолог и магистр социальной философии. Автор блогов nenadoada.ru и antilubov.ru. Журналист, пиарщик, преподаватель русского, литературы и прочей гуманитарщины. Мама дочки, жена мужа, хозяйка собакена и кошки. Само собой, немного поэт, и меня даже немного печатали. Когда-нибудь напишу роман :)

Другие статьи автора

Похожие статьи