2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. К большому сожалению, на то, что обществе есть дети-аутисты, принято закрывать глаза. Что может государство предложить семьям, в которых растут такие дети? Только полную ограничений жизнь в специализированных интернатах. Проблемы социализации детей-аутистов пока целиком лежат на их родителях: все зависит от их энергичности и энтузиазма. Но, наверное, в наших силах открыть глаза на существующую реальность и помочь… хотя бы самим себе?

Общество и дети-аутисты

Под социализацией понимают навыки жизнь среди людей и способность вести себя в соответствии с законами и традициями общества. Как происходит процесс социализации у обычных детей? Практически незаметно для родителей и окружающих взрослых. Психика ребенка в раннем возрасте устроена так, что быстрее всего он обучается, копируя.

Родители, имеющие погодков или детей с небольшой разницей в возрасте, могут вспомнить немало забавных историй, когда младший сын или дочь копировали поведение старшего. Иногда такое «обезьянничанье» доходит до смешного, и младший ребенок пошагово повторяет за старшим все движения, ужимки и гримасы… Точно также дети копируют манеру поведения взрослых и, незаметно для самих себя, обучаются правилам общественной жизни. И происходит это естественно, само по себе, без какого-то ни было напряжения.

Аутичный ребенок лишен способности к спонтанному копированию. От таких детей не нужно ждать непосредственных повторений. И поэтому детей-аутистов приходится учить тому, что обычные дети осваивают без специального обучения. Это очень простые вещи: есть при помощи ложки, а не руками, закрывать двери, открывать и закрывать ящики стола, обуваться, надевать пижаму…

Autism-051

Причина такого поведения аутистов — изначальные природные нарушения процесса взаимодействия с окружающим их миром. И степень этих нарушений может различной. Кто-то из аутистов выбирает для себя игнорирование всего, что случается вокруг, не замечает происходящих событий, и особенно тех, которые требуют немедленной ответной реакции или включенности в действие. А некоторые аутисты вообще отвергают существование окружающего мира, старательно отгораживаясь от него.

Практически всегда эти особенные дети воспринимают попытки вторжения в их собственный внутренний мир как сильное напряжение или даже трагедию. Поставить себя на место аутистов не так сложно, как может показаться на первый взгляд. У каждого в жизни бывали ситуации, когда чужое внимание к собственным проблемам очень сильно раздражало, и мы делали все, чтобы отгородиться от «лишних» контактов. Более того, некоторые психологи убеждены, что от избыточного, на взгляд аутиста, общения он испытывает настоящую боль!

Чтобы ребенок с аутизмом социализировался, то есть научился жить в обществе и умел получать от этого удовлетворение, не требуется дорогостоящих препаратов и медицинских приборов. Для таких детей, прежде всего, необходимы люди. Обыкновенные добрые люди, которые осознают истинную природу «ненормального» поведения аутистов и готовы с ними общаться. Ну и конечно, нужно, чтобы члены общества разделяли гуманистический подход к личности, были готовы принимать «других» и считали их абсолютно полноценными.

Из чего слагается обучение жизни в социуме

Мы понимаем, что обучать ребенка чтению или счету нужно раньше, чем письму. Причина этого в том, что мышцы руки в раннем детстве еще не достаточно крепкие и развиваются лишь к определенному возрасту.

autism

Точно также взрослым необходимо осознавать, что самым лучшим временем для обучения аутистов является дошкольный возраст. Тем навыкам, которые можно сформировать в раннем детстве, практически невозможно обучить аутистов-школьников. Пока ребенок мал, его вполне можно научить правилам поведения и нормам жизни в социуме, которые потом всю жизнь будут помогать ему понимать окружающих людей, самостоятельно принимать решения и выстраивать свое поведение.

Основой любого взаимодействия с «особенными» детьми является индивидуальный контакт и доверие между педагогом (родителем) и ребенком. Взрослый — это тот, кто всегда готов взять на себя ответственность за ситуацию и судьбу другого. И задача взрослого при взаимодействии с аутистом — это знание, что ребенок предпочитает, к чему он тянется, а чего он боится и избегает. Весь процесс обучения «особенных» детей строится строго из интересов ребенка и его природных возможностей. Не получается сегодня — получится завтра.

Любое обучение складывается из небольших шагов. И на этом пути бывают ямы и достижения. Победы ребенка-аутиста никогда не следует оставлять без внимания. Любой верный шаг нуждается в поддержке и поощрении. Поэтому ребенка нужно чаще хвалить, всеми способами стимулируя его активность.

Одна из главных ошибок в обучении «особенных» детей — спешка. У каждого ребенка-аутиста — свой путь и свои темпы. Сравнивать его с другими детьми — бессмысленно. И поэтому никогда не нужно спешить и добиваться результата любой ценой. Для «особенных» детей процесс не менее важен, чем результат. Именно этому стоит у них учиться. В повседневной жизни нам ой как не хватает осознанности. Мы давно привыкли измерять мир «временем», «рекордами» и «успехами», совершенно игнорируя все, что происходит попутно — то, из чего, собственно, и складывается сама жизнь.

278940213

Конечно, мы не можем быть уверены в том, как видят мир аутисты, на 100%. Но чтобы хотя бы примерно представить себе это, вспомним замедленное кино. За что мы любим повторение финиша спортсменов-бегунов или медленное воспроизведение прыжка гимнаста? За возможность разглядеть детали, которые ускользали от нашего внимания при обычном темпе жизни. Мы обожаем замедленный просмотр за то, что можем «прочитать» мельчайшие эмоции человека в очень напряженный для него момент. Или представим себе художественное кино. Кадры, когда события происходят медленно, а камера фокусируется на какой-то одной детали…

Восприятие аутиста кардинально отлично от нашего. Оно происходит и в другом темпе, и с иными «акцентами». Поэтому обучая такого «особенного ребенка», никогда не нужно спешить. Избыточность информации, как и ее эмоциональный накал, не ключи к успеху. Гораздо эффективнее идти от простого к сложному, шаг за шагом добиваясь прогресса в простом действии.

Чтобы ребенку было проще усваивать то, чему мы хотим его научить, нужно давать подсказки. Очень важно на первых порах даже брать детские руки в свои и делать ими нужные действия, помогая малышу понять, чего от него хотят. А потом, когда ребенок начнет осваиваться и станет более самостоятельным, такие подсказки постепенно убирают и сводят на нет.

Учитывая необычность восприятия аутистом любой ситуации, взрослый должен стараться контролировать свою речь. Она должна быть простой, дозированной и перемежаться паузами. Не нужно говорить «сразу обо всем», употреблять много вводных слов и отвлекаться на темы, не имеющие к процессу обучения прямого отношения. То есть, занимаясь с ребенком-аутистом, нельзя создавать речевой «шум».

И последнее, когда идут занятия, обстановка вокруг должна напоминать «киношную». Вокруг ребенка нужны только те предметы, которые имеет отношение к обучению. Это касается и звуков. Поэтому посторонний шум следует исключить или минимизировать.

In this May 16, 2013 photo, Cristian Vazquez covers his ears during class at the Dora Alonso school in Havana, Cuba. Six-year-old Vazquez was diagnosed with autism in 2008 and began attending this special school that caters to the education of children with autism. Although Vazquez's education is paid for by the state, his parents say that it is difficult to acquire special materials for their son, like books that have figures, colors and pictograms. (AP Photo/Franklin Reyes)

Готово ли общество?

Случилось так, что даже те, кто профессионально занимался с людьми с особенностями поведения (педагоги, психологи, медики и психиатры), не сразу поняли, что такое аутизм, и научились ставить верные диагнозы. Поначалу это явление совершенно не было изучено. Да и сегодня, когда в мире уже накоплен большой опыт взаимодействия с аутистами, знаний об проблемах «особенного» поведения все еще мало.

Большинство людей не информировано о внешних проявлениях аутизма и специфике общения с такими людьми. Посмотрим новостную передачу по телевидению. Большая часть потока информации касается мира криминала и происшествий. В виде исключения мы можем услышать что-то о проблемах защиты животных. Но ни слова — об аутистах.

Может показаться, что масштабы этого явления незначительны. Отнюдь! По статистике ВОЗ (2012 год) из 88 человек один рождается аутистом. Это очень много. С такими людьми мы, может быть, не подозревая об этом, сталкиваемся каждый день в повседневной жизни — когда заходим в магазин или едем на транспорте на работу. Аутисты — часть нашего общества, они не менее нужны нам, чем мы — им. Людям просто необходимо проявлять гуманистический подход по отношению друг к другу, иначе человеческое общество не выживет. Зрелость социума не рождается сама по себе, а складывается из зрелого отношения к жизни каждого его члена.

Если мы встретили взрослых, чьи дети ведут себя «неадекватно», стоит ли отводить глаза, а тем более раздавать оценки? Разве «другой» человек обязательно посягает на наши ценности и моральные установки? Он просто другой и имеет право на жизнь, как и мы сами.

Взрослые, воспитывающие детей-аутистов, нуждаются в нашей поддержке и человеческом отношении, ведь их дети совершают первые шаги в нашем обществе и только учатся жить среди людей. Если мы хотим оказать помощь, наверное, стоит не стесняться предложить ее. Пусть не конкретным делом, а просто добрым взглядом и дружеской улыбкой. Возможно, это сделает счастливей нас самих.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
ольга

сложно все это, очень… у меня есть небольшой опыт работы с детьми — аутистами, около полугода. все они разные, к каждому нужен особый подход, постоянная работа. были такие детки, с которыми удавалось наладить неплохой контакт, кто-то отказывался общаться в любом виде(( родителям могу только пожелать сил и терпения.

Елена

у меня дочь с синдромом дефицита внимания, это не аутизм, но ИМХО, не слабо… особенно на косые взгляды защитников детских прав + ревнителей детской дисциплины… особенно часто дамочки "приходят" в строгой очередности…и уже не знаешь куда прятаться…
Если ведите странную детку, не смотрите на маму, она и так 100% времени отрицательный центр вселенной, даже если никто не плюется и не вылизывает пол, а просто безобидно ходит ужом, ей не нужно ни ваше сочувствие, ни поддержка, ни мнение… а за "незамечание" будут благодраны… накипело.

Похожие статьи