Бурные 90-е стремительно изменили нашу жизнь, подняв на знамёна понятие «религия». Более того, в обществе, где в одночасье рухнули все устои и верить невозможно было уже никому, кредит доверия Церкви, вчера ещё преследуемой и гонимой, в какой-то момент был поистине неисчерпаем.

Прошло несколько лет. Жизнь, худо ли бедно ли, как-то устоялась, но вот слово «православие» в ней отчего-то принимает порой весьма странные очертания, становясь своего рода брендом, трендом или чем-то ещё – не разберёшь, но чем-то весьма далёким от его первоначального значения.

Легко объяснимо, что в стране, где был снят запрет на открытое исповедание веры, достаточно быстро появились православные вузы, чья конфессиональность логично следовала из набора изучаемых там дисциплин. Примерно в том же смысловом поле, но уже с некоторыми оговорками – стандарты образования как-никак надо выполнять, — оказались православные гимназии. Свою специфику и аудиторию буквально на наших глазах с разной степенью успеха обретают православные газеты и журналы.

А дальше – понеслось. Православные ярмарки («где Вы можете выслушать советы психолога и священника» — вещает реклама в метро, повергающая меня в лёгкое изумление, — вот уж куда бы не пошла за ценным советом, так это на ярмарку), магазины православной одежды (то есть юбка, купленная в другом месте, уже «нищитается»?), православные риелторы; венцом программы была нашумевшая несколько лет назад попытка по устройству православного завода молочной продукции и летняя «православная дискотека» на одной из московских набережных.

Нет, разумеется, попытки в любой области жизни найти единоверцев и единомышленников, не ограничивая свою религиозную жизнь стенами храма, приятны и похвальны. Но вот впечатление от этого всего почему-то подчас остаётся мрачное. Получается, что православный человек не включает потихоньку в свою жизнь весь мир, а словно бы, как партизан в засаде, передвигается по нему короткими перебежками от точки к точке, что помечены табличками «мин нет». Откуда в последователях религии, которая вообще-то говорит о свете и счастье, поселился такой огромный, поистине первобытный страх? И насколько в принципе оправданы оценки очень разных сторон жизни по критерию «православности»?

Например, какой же ворох споров в связи с нашумевшей недавно экранизацией вызвали булгаковские «Мастер и Маргарита»! Характерно только, что многих участников тех дискуссий интересовали отнюдь не художественные особенности самого романа, его идеи и образы, и даже не несколько сомнительные достоинства экранизации – отнюдь. Не в последнюю очередь на повестке дня стоял вопрос о православности (либо неправославности) самого писателя. Или, помню, как несколько лет тому целая приёмная комиссия в недоумении застыла над работой по другому булгаковскому роману – «Белой гвардии». Сочинение явно было списано с какого-то предисловия, автор которого со всей решительностью отправился «спасать» Михаила Афанасьевича, изо всех сил находя у него религиозные мотивы даже там, где их в помине не было.

И всё бы это выглядело милым недоразумением, излишним увлечением критика 90-х модной тогда темой, но вот что делать с другим, совершенно недавним литературоведческим казусом – попыткой выдать публике «благочестивого Пушкина»? Ну зачем, скажите, было выпускать в свет подцензурный вариант многострадальной «Сказки о балде», если обстоятельства его появления на свет давным-давно известны? Возможно, публикатор тем самым пытался изобразить «нашего, православного» Пушкина. Вот только выиграл ли Пушкин от того, что он стал «чьим-то»? Один из знакомых как-то выдал шутливую рецензию  на советское литературоведение, каноны которого предписывали «объявить автора атеистом, даже в том случае, если он был монахом». Очевидно только, что за последние несколько лет вектор усилий поменялся с точностью до наоборот.

Впрочем, «литературные страдания» — не единственный пример, когда непростую жизненную ситуацию попытались решить, запихнув её в рамки самолётного сигнала «свой-чужой» по конфессиональному признаку. Знаю случай, когда весомым аргументом при выборе вуза для ребёнка оказалось то, что «ректор там вроде православный». Правда, ректор в означенном учебном заведении, так получилось, через год сменился, но мальчик учится – семья вроде довольна.

Православный театр, православные азбуки, православные учебники биологии – этак мы скоро дойдём, пожалуй, до «православных огурцов». Смысл исчезает, слово становится торговой маркой вроде «пригодно к использованию для своих». (Невольно вспоминается крупный и красочный значок «постное», однажды обнаруженный мною на пачке печенья, в составе которого при дальнейшем, не особо пристальном рассмотрении нашлись и молоко, и яйца – жаль, фотоаппарата не было с собой). То есть думать и оценивать человеку вроде бы уже не надо – ему предлагается лишь набор готовых мест, предметов и сценариев, внутри которых можно расслабиться и реагировать на рефлексах. Главное только – втянуть в это «своё поле» побольше всего разного – ну, чтобы было, где разгуляться. И тогда, выбирая из широкого спектра помеченных признаком дозволенности услуг, можно жить буквально «как люди» — только православные. Получается этакий большой заповедник, основное отличие которого от «остальной жизни» состоит, пожалуй, в одном – вход туда открыт не всем. Но ощущать себя избранными – это ведь, в конце концов, тоже лестно и приятно.

Вопрос о «православном гетто» не нов. Но он будет возникать снова и снова вместе с каждой новой попыткой устроить в отдельной точке Вселенной или в отдельной голове «православный заповедник»; будет возникать до тех пор, пока мы, как минимум, не задумаемся о причинах подобного положения вещей. А причины — далеко ходить не надо — всегда скрываются в нашем собственном сознании.
Удивительно, но люди, чья сознательная жизнь успела начаться в бытность распавшейся уже страны, а также воспитанные ими дети, несут на себе неизгладимые отпечатки сознания советского человека, причём иногда эта советская ментальность проявляется там, где её совсем не ждали.

Как мы помним, прежняя идеология с большим напряжением выдерживала присутствие искусства – такой формы человеческих проявлений, которая в качестве единицы смысла использует художественный образ. Ведь особенностью образа является то, что он всегда остается многоплановым – его нельзя свести к паре простых сентенций, и каждый из читателей всегда наполняет его своим пониманием – хотя бы немного, при этом не искажая авторского замысла. Хрестоматии прежних лет заботливо оснащали каждый образ обширными комментариями о типичных типах и политических предпочтениях писателей, тем самым предвосхищая все вопросы читающего и совершенно не давая ему подумать самому. Вот и теперь, словно бы скучая о прежних костылях-комментариях, так хочется написать что-нибудь однозначное и правильное – к тому же Пушкину или Булгакову.

Я уж не говорю о том, как мы ведём себя в полемике. Честное слово, в иных горе-полемистах отчётливо проглядывают порой черты заслуженных деятелей святой инквизиции. Собеседнику в разговоре с ними не остаётся никакого выбора, его, по большому счёту, даже не надо попытаться услышать – он может быть только неправ, и уж потом, расправившись с оппонентом «до основанья», мы, так и быть, расскажем ему и о том, что он на самом деле думает и чувствует, и о том, что ему думать положено.

Между тем, история недвусмысленно показывает, что наиболее продуктивным всегда был другой культурный сценарий – тот, в котором всё прошлое, изжившее себя, не разрушалось в прах, а переосмыслялось и наполнялось новым смыслом. Так умершие европейские мифы – волшебные сказки – стали детским чтением о добре и зле. Многократно использовала тот же приём и христианская педагогика, превратившая поклонников зимнего рождения света в почитателей Рождества. Однако такой процесс переосмысления сложен – ибо требует, как минимум, собеседника услышать, вычленить всё ценное из того, что он говорит (а значит – о, ужас! — предположить, что он в принципе говорит нечто ценное!), найти точки соприкосновения… А главное, такое внимательное отношение к чужому слову требует и большой смелости, и большой уверенности в словах собственных. И большой любви и снисходительности, и умения думать, а этого – ой как не хочется. Ведь гораздо удобнее жить в безопасном заповеднике, расклеивая ярлыки и составляя списки врагов.

И всё бы хорошо, вот только остаётся вопрос: какое отношение такая борьба со злом имеет собственно к православию? Не подменяем ли мы смысл религии, когда православный – это значит «за Христа», длинным перечнем атрибутных «против» (список книг, музыкальных групп и законодательных инициатив последних лет можете легко подставить сами)?  Нужен ли религии, которая принципиально начиналась с рыбаков и мытарей, имидж «клуба не для всех»? И неужели те, про кого некогда было сказано «свет миру», — это горстка перепуганных насмерть людей, спешащих укрыться от жизни за высоким забором с надписью «мин нет»?

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
galina1976

Даша, спасибо за статью! Спорную тему Вы подняли. С одной стороны, вроде бы, все правильно говорите. А с другой стороны, ведь христианство изначально было не для всех, а только для овец дома Израилева. И дело не в рыбаках совсем, по моему скромному мнению. А в том, что люди на каком-то этапе своего развития хватаются за внешнее (одежду и печенье), чтоб хоть за что-то держаться. (Так аутисты выстраивают в рядочек игрушки и пр., чтоб мир не рухнул.) У меня есть такие знакомые. Они, правда что, хотят укрыться от мира… Но есть и другие. Их больше. 🙂 С наступающим Рождеством всех! Счастья… Читать далее »

La_gata

Спасибо за поздравления, Галина. А что до избранности… Даже среди овец дома Израилева Христос не выбрал сложившуюся тесную элиту — фарисеев. Дальше, уже силами Павла, да и остальных апостолов, христианство вообще выходит за рамки иудейских общин — во многом именно потому, что те зациклились на своей избранности. Идея "царство Моё не от мира сего" была для них неудобоварима. И я понимаю, что всегда будут люди, которые в религию идут как в убежище — разные бывают у людей обстоятельства. И ещё есть период неофитства, когда заборы строишь. Но вот когда он годами не кончается, а иными людьми начинает преподноситься как норма… Читать далее »

galina1976

Даша, как я понимаю, Вы о наболевшем и личном.
У меня очень близкий человек застрял в таком периоде.
Когда-то давно одна моя подруга влюбилась в абсолютно неподходящего молодого человека. Что-то ей говорить было бесполезно. Потом уже, когда влюбленность прошла, она сказала, что была слепа и глуха к словам.
Я это к чему? Вы подняли проблему. Но люди, которые живут "за высоким забором", эту проблему не услышат.
Норма единственная и всем известная: любите друг друга. Но способны ли мы к норме?
Простите, если что.
Еще раз спасибо за поднятую тему.

La_gata

Да за что прощать-то?
О наболевшем — да, и Бог бы с ним с личным, но оно как-то всё норовит превратиться в общественное да, более того, системное.
И я не жду, конечно, что вот прям сейчас все услышат и задумаются. Но…вдруг.

Cordelia1981

Дарья, во многом с Вами абсолютно согласна! Больше всего мне не нравится стремление изобрести свой собственный, отдельный мир, в котором все будет "по-православному": православная химия, православная экономика, православная столовая и т.д.

Cordelia1981

Однажды я в каком-то журнале прочла колонку предпринимателя, который на полном серьезе предлагал создать отдельное экономическое сообщество православных бизнесменов, основанное на православных принципах, и по возможности никого "чужого" в него не пускать, пока он не станет православным.

Cordelia1981

На мой взгляд, полная утопия и смешение понятий. Ну не бывает православной экономики, физики или химии. Законы Ньютона ну для всех одинаковы, в кризис любой предприниматель вынужден увольнять сотрудников, а в благополучные периоды — максимизировать прибыль.

Cordelia1981

Я убеждена, что задача не в том, чтобы изобрести новые законы для материального мира, а в том, чтобы реализовывать их, стараясь оставаться христианином.

aktovegin

ППКС! Замечательная статья.

aktovegin

Уже писала ранее, что православным, ИМХО, может быть только мировоззрение.
Когда человек начинает лепить православие как лэйбл к профессии — это в 99% профессиональная нереализованность.
На приходах "тусит" масса неудачливых юристов, врачей, преподавателей-репетиторов. Все, с которыми я сталкивалась, имели крайне низкий профессиональный уровень. Но свои неудачи объясняли страданиями за веру.

La_gata

Это в принципе смесь бульдога с носорогом.
Сколько всяких недоразумений вижу — вроде "православной биологии" — всё никак понять не могу: зачем мирить религиозную картину мира с научной, если это в принципе разные формы сознания. Наука — играет в доказательность, а религия — требует от человека веры — то есть, встречных усилий: "Верую — ибо абсурдно". А если их нет — это уж и не религия получается.

MaryNightingale

Да, но иногда хочется все же совместить, чтобы себя успокоить "ну вот, раз даже наука подтверждает, значит моя вера правильная…" Это, возможно, от маловерия. Думаю, как на самом деле совмещается религиозные и научные данные мы узнаем только на Страшном Суде. Потому как Вера неизменна, а научная картина мира постоянно меняется.

La_gata

Ну,может всё дело в том, что в науке я немножко работаю и знаю кухню. Иногда пишешь-пишешь статью — вроде все рассуждения логично увязал. Приносишь коллегам почитать — тут же свежим взглядом выявляют массу нестыковок и неубедительностей. Так что, картина мира постоянно так меняется — где уж по ней чего-то сверять.))
И потом — задачи у них — науки и религии — принципиально разные. К половине вещей, о которых богословы рассуждают, светская наука даже не подойдёт.

Dusineya

осмелюсь вставить две копейки по этой теме: мне тоже знакомо это желание увязать религиозную картину мира с научной, т.к. одно время видела себя даже в науке. А потом подучилась и поняла наконец-то: наука уже давно не ищет истину, она стремится к такой ценности как истинность знания, что истине не равно, плавая в зыбком болоте тех представлений, которые на данный момент считаются актуальными.

La_gata

Ну, честно говоря, с тех пор, как она стала светской, наука не работает с категорией "истина" — она с "научными теориями" работает и "гипотезами". А вот попытки изобрести для спокойствия детей среднего школьного возраста "научные истины" заканчиваются как раз печально — подменами.

Сергей

По Вашей логике все что создано в религии создали неудачники ? Архитектура живопись музыка и т.д. На религиозные темы чем восхищен весь мир . Это. Абсурд .

MaryNightingale

Сергей, простите, не улавливаю логики хода мыслей, по которому Вы приписали автору такую логику)))))).

5julia68

мне кажется, это не к автору статьи претензия, а к автору комментария

MaryNightingale

Может быть, тогда пардон. Хотя и автор комментария не это имел в виду, а то, что православность сама по себе не есть "гарантия качества". При этом европейская (в т.ч. русская) культура, без сомнения, своим возникновением и развитием обязана Христианству.

5julia68

другими словами, культура и искусство-христоцентричны. это факт

La_gata

Даже "Чёрный квадрат" Малевича?) Только не говорите, пожалуйста, что Малевич — не искусство.

5julia68

я не скажу, что не искусство. я просто этого не понимаю. про христоцентричность не я придумала. если окинуть взором всю европейскую литературу и европейское искусство, да и не только европейское, начиная со 2 тысячелетия и культуру Америки- с колониального периода, разве есть другие варианты?

La_gata

Есть. Культура христианских государств зачастую развивалась весьма нехристианскими средствами.
Даже составитель "Повести временных лет" весьма иронично относился к попытка Владимира Святославича отменить смертную казнь.
Так что, давайте не будем смешивать христианство и кодекс рыцарской чести, например. Последний — гораздо древнее.

La_gata

Я не очень поняла, к какой именно записи относился Ваш комментарий.Но если Вы мне — то могу сказать следующее. Если художник — даже иконописец, при всей каноничности иконописи как искусства — руководствуется только буквой канона, то он — бездарный копиист. На свете нет вещи менее соотносимой с текстом Книги Бытия, чем рублёвская "Троица". И, пожалуй, ни одна великая вещь, созданная в рамках религиозного искусства, не была принята всеми и сразу. То есть, их создание — это и полёт молитвы, и личное откровение художника, если хотите. Только по прописи великую вещь не создать. Однако я говорила о принципиально ином. В наше… Читать далее »

aktovegin

Давайте не будем поминать всуе Андрея Рублева. Речь идет о простых смертных. Более того, я больше говорила о своей профессии. Быть православным и повесить на свой кабинет "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВРАЧ" это далеко не одно и то же.

5julia68

насчет учителей литературы-не соглашусь. знаю таких, у которых это вовсе не лэйбл.

aktovegin

И многие мои коллеги исповедуют православие. Вот только исповедуют его тихо, всей своей жизнью, не вешая на кабинет: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВРАЧ". Они не ищут пациентов на приходах, давя на то, что они православные, а не православные вас залечат.
Им никто не мешает работать. Спокойно делают они свое дело, не трубя о своих убеждениях, просто не поступаясь с ними.
Наоборот, когда встречаешься с "православными" врачами, учителями, слесарями, то долго выслушиваешь, как их травили, выживали из профессии жидо-массоны. И, конечно, что батюшка благословил воспользоваться именно их услугами, потому что жить им на что-то надо.

5julia68

ну я же не такие крайности имела в виду. я сказала о тех, кто до сих пор в упряжке-в школе. вероятно, у нас, в провинции, это явление не так широкомасштабно, хотя меня лично кое-что напрягает.

aktovegin

Так это не крайности. Это -жизнь. Многие мои знакомые исповедуют православие, но не вешают на себя лэйблы: "ПРАВОСЛАВНЫЙ САНТЕХНИК".
Я не говорю, что учитель, исповедующий православие, обязательно некомпетентен, если он работает в школе, у него хорошие отношения с коллегами и учениками. Но вот учитель, который "в настоящее время не работает", потому что "выжили из-за религиозных убеждений", потому что в отличии от остальных он ПРАВОСЛАВНЫЙ УЧИТЕЛЬ, — в 99% никакой педагог.

5julia68

я не об отношениях с коллегами и учителями. я-об учебном процессе. учитель литературы, как никто другой, имеет" удобный" материал в виде русской и зарубежной литературы, чтобы нести Свет Христов. согласитесь, это серьезная задача. а тот, кто неудачно это делал, возможно, просто бесталанно миссионерил . вот и попросили убраться восвояси.

La_gata

И правильно попросили. Потому что это не дело — тратить на миссию часы, предназначенные для достижения других задач. (Православная, в школе проработала 3,5 года, с тех пор — вуз).
Думала над этим когда-то, но вот тут какой казус: единоверцы — это приятно, но не заменяет "православность" ни образованности, ни компетентности, ни хлеба с маслом. Святым, наверное заменяла, но нельзя, НЕЛЬЗЯ святых рассматривать как повсеместную норму. Ну, примерно, как не учат чтению с Булгакова, а арифметике — с логарифмов.

Daria_Lar

Разное бывает. Например, у многих учителей незаметно так в классах стоят иконы Сергия Радонежского. Не на самом видном месте. Да и в шкафах пара книжек не по программе. Учитель может быть замечательным.
Но вот иногда именно это становится причиной увольнений — мол, у Вас книги не по правилам стоят — и кому какое дело, что шкафы вообще-то закрыты? Обыск, ревизия — вон!
А некоторые литературные произведения требуют объяснения стандартных хотя бы понятий… иногда и из церковной практики.

MaryNightingale

Кстати, да, в маминой школе (тогда там папа работал) в конце девяностых приезжала комиссия и требовала убрать иконы из кабинета директора. Так что такое тоже бывает.

MaryNightingale

Да, согласна, у мамы в школе директор православная, и многие сотрудники. Тут с одной не особо православной (скорее, сочувствующей) бабушкой на площадке разговорилась — она говорит — знаете школу номер такой-то? Там такой коллектив порядочный, никогда никаких лишних поборов… Приятно было)

5julia68

я именно о таких. вот с врачами, мне кажется, дело похуже обстоит. хотя не настаиваю.

зоя кронгауз

К сожалению,Вы правы.

Irina

Esli est spros, est i predlogenie. Mne nravitsya ideya "pravoslavnogo magazina", idya tuda ya uge zavedomo znau kakogo tipa odegda budet prodavatsya. Ya uge obiskalas kupit krasivoe platye chtobi nebilo korotkim i v toge vremya "ofisnim" variantom. V osnovnom moda povyazana na "seksualnosti", a ne podcherknut genstvennost' i krasotu… V drugih religiyah davno takie obschestva est. Pochitaite o teh ge evreyah. Oni drug druga poddergivaut i pomagaut vo vseh otnisheniyah i po vsemu miru, i eto zamechatelno. Poetomu vse visheopisannoe davno vezde suschestvuet i vo vseh religioznih gruppah. Ludi ischut komforta, hotyat vraschatsya v kruge edinomishlennikov. P.S. proshu proschenie za… Читать далее »

La_gata

Есть и православные магазины такие. Вот только когда качество вещей там начинает явно уступать и "идейной нагрузке", и ценам — становится обидно.
И дружный приход — тоже хорошо. Однако ж не стоит смысл Церкви сводить к клубу по интересам.

Daria_Lar

Да, Вы собрали здесь, пожалуй, всё "накипевшее" у многих людей. Особенно относительно "внешнего" православия. Это действительно начинает напоминать узкий мирок. Который одними воспринимается как идеал, а другими — как посмешище и что-то чудаковатое, выходящее из ряда вон. Сколько слышно: "ну, а раз вы, православные, что ж ты не ходишь все время в длиннющей юбке"? Православие сводится в уйму формальностей — и кому от этого лучше? Неудивительно, что сейчас очень многие начинают "верить в душе", даже не ходя особо в храм. Потому что такие вещи как хождение на службы и причастие у людей стали восприниматься наравне с совершенно внешними атрибутами —… Читать далее »

5julia68

Может, и не в тему, но возникшую мысль выскажу. У меня есть особенность- я никогда не называю себя православной. Считаю достаточным-христианка. что-то противится во мне этому делению на кого-то.

Daria_Lar

Еще, кстати, часто случается: если ты православный и об этом знают, то платить много — не будут. Надо же помогать братьям и сестрам бесплатно! Но вот почему — если это занимает время, если это — работа? Особенно — на постоянной основе? То одно, то другое, то третье. Ладно — если разово. Ладно — если подешевле. Но труд тоже должен цениться, почему считают, что другие должны априори делать все бесплатно и стараться для знакомых прихожан, например, если это даже и не имеет отношения к Церкви?

aktovegin

Это проблема приходов. Хорошие профессионалы иногда чувствуют дискомфорт от эксплуатации "братьями" (причем теми, кто мог бы позволить себе официальную оплату, я не имею ввиду тяжело больных, инвалидов). А другая часть страдает от настоятельно рекомендуемых батюшкой "православных" юристов, врачей и т.п. из прихода за вполне "неправославную" оплату.
Конечно, бывают исключения, но такой вариант очень распространен.

Daria_Lar

В том и дело, что люди могут позволить себе оплачивать услуги полностью. Когда нужно что-то сделать благотворительно для действительно тех, кто не может оплатить — это совершенно другое дело. А вот в первом случае просто "садятся на шею". Палка о двух концах, конечно.
Я вообще стараюсь не судить о профессионализме по личным знакомствам… Потому что, в принципе, модель "свой сделает бесплатно" свойственна и просто знакомым — это тип людей такой — не обязательно прихожане. Но в православной среде особо чувствуется.

комментарий

В нашем городе регулярно проходят православные выставки-ярмарки. Вот что интересно, выставка обычно открывается молебном, сам митрополит принимает во всем этом активное участие. И полагаю, что делается это с подачи священноначалия скорее в миссионерских целях. А не с целью устроить гетто.))))

La_gata

Прошу прощения, девочки. Не любые два тезиса, взятые из этой статьи наугад, образуют цепочку со смыслом. Тем более, взятые неаккуратно.
Если Вы перечитаете внимательно, то увидите, что ярмарки мне казались странными как место для беседы со священником и психологом. То есть, для меня это пример сдвига сознания был. Хотя может для кого-то — так и нормально.

комментарий

А это реплика к статье, имеет место быть. Она ничего не опровергает, но добавляет. Чтоб не было так, что за недочетами не разглядели полезного. Эти недочеты, коим статья посвящена, они есть, кто бы спорил, а еще есть и польза . Вот о том и речь, ага, понятно?

комментарий

Кстати, для невоцерковленного человека и на выставке поговорить с батюшкой — уже прогресс! Во всем есть и положительные стороны, не забывайте об этом.

La_gata

Понятно.) Честно говоря, не очень я люблю в последние годы православные ярмарки. Не знаю, как там с батюшками беседовать, а вот книг без грифа Издатсовета нахватать — легче лёгкого. Ну, это будет моя вредная реплика.

5julia68

а я ярмарки посещаю с одной целью-заказать молитву в монастырь. ну, Псалтирь например. у нас нет монастырей в бесплатной доступности(или хотя бы в троллейбусной). так что -это для нас выход. вообще для неизбалованной провинции это неплохой вариант

kiriniya

Моя подруга недавно вот попала на прием к православному дантисту. Лечиться — только после Причастия, а так — неее…

aktovegin

Зубы-то целы остались? Моя подруга попала к "православному" юристу. Много слов. Дело проиграл (практически беспроигрышное). Как потом оказалось, это дело было первым и последним. Но он трубил на весь приход, что православному выпускнику юрфака не на что жить, потому что он не вступает в сатанинскую коллегию адвокатов. Итог: мать-одиночка с двумя детьми, чуть не лишилась площади, которую отсуживал ее бывший супруг. Потом она уже без благословения пошла к обычному адвокату с длинным носом и глазами на выкате. Он выиграл дело, выписать детей супруг не смог. Какой из адвокатов в итоге поступил более милосердно? (Да, православный юноша брал обычную по городу… Читать далее »

kiriniya

Да, таких случаев много было. Зубы теперь у другого специалиста на попечении…

Похожие статьи