Осень. Покров. На «Матронах» — бум свадебной тематики. Побуду-ка и я «в тренде». 

Помню, курсе на втором преподаватель по болгарскому рассказывала нам про свою свадьбу.

Болгарский, надо сказать, в универе я так и не выучила, но вот впечатления бывшей ленинградской студентки о том, как родня её мужа настояла, чтобы свадьба была сыграна по обычаям сельской Болгарии, надолго врезались в память. Ещё бы — шатёр из ковров, столы для всей семьи да одаривание молодых, кидание на одеяле над колодцем, — это вам не дежурное: «А теперь у нас конкурсы для подружек невесты…», — через которое как раз в то время строем проходили мои однокурсницы.

А ещё, помнится, очень захотелось восстановить свадьбу русскую, потому что было во всём этом народном обряде что-то искреннее – когда все вместе и когда каждый знает, что ему делать, потому что так заведено, а не мается в ожидании несуразных указаний чужого дядьки – приглашённого тамады.

Позже нашлась и подсказка – оказывается, в Древней Руси был составлен и записан особый «Чин свадебный», в XVI веке включавшийся в сборники вместе с «Домостроем». Но, то ли я изменилась с тех пор, то ли средневековый памятник оказался не столь поэтичным, как рассказ о юношеских воспоминаниях, – чем дольше я перечитываю его, тем меньше почему-то хочется ему следовать.

В. М. Максимов, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». 1875 г.

В. М. Максимов, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». 1875 г.

Во-первых, подобно «Домострою», «Чин» — это характерный для XVI века текст-ритуал, текст-инструкция. В итоге, не знаю, кому как, а мне во всех этих бесконечных «приедут, поклонятся, пройдут, войдут и сядут», «подадут сыр» или «овощие», столы со скатертью или без — очень не хватает какой-то сверхидеи. Впрочем, она здесь легко просматривается – «А вот как играют свадьбу приличные люди».

Автор нескончаемо и тщательно описывает то, как должны быть одеты невеста, «боярышни», сваха, дружка жениха; чем нужно одаривать тех или других, как кормить. И среди бесконечных «жёлтых летников» да шуб, коней в золоте да «рушных лебедей», мысль вылавливает пополам остатки древних магических ритуалов и атрибуты демонстрации богатства. Ну, и выходит тот же сценарий для тамады – размеренно, размеренно – тоска!

Женщины в летнике

Женщины в летнике

А ещё здесь отчётливо видна рациональность и рассудочность текстов XVI века. Разумеется, из «Чина» убраны упоминания многих архаичных пережитков древней плодородной магии, которая присутствовала на свадьбе. Здесь нет ни певшихся на пиру песен, ни «грубейших шуток», сопровождавших свадебный поезд (они мельком упомянуты у немецкого путешественника XVII века Адама Олеария). Смысл этих непременных свадебных «сальностей» — в своеобразном пожелании плодородия брачующейся паре.

Кое-где в «Чине» подобные вещи остались, но в том невинном виде, который был приличен письменному тексту – «осыпание» молодых, постель на ржаных снопах да непонятное, если не знать подтекста, привязывание у крыльца жеребцов и кобылиц в то время, как молодые опочивают. («Жеребцы в ту пору, глядя на кобыл, ржут», — оговаривается автор «Чина», предоставляя читателю самому понять, что подобное «нагнетание сексуальности» должно увеличить мужскую силу новобрачного).

В остальном же, честно говоря, древнерусский чин оказывается мне почти неприятен. Прежде всего, той прагматичностью и прямолинейностью, с которой в нём описаны самые интимные моменты.

Нет, я всё понимаю: невинность невесты в Средние века была чуть ли не единственной гарантией законности будущих наследников. А потому внимания «делам постельным» в свадебных ритуалах всех народов неизменно уделялось много, и выносить физиологические подробности на всеобщее обозрение здесь было даже обязательно. Пожалуй, русский чин, предписывающий после определённых событий всего-то в устной форме сообщить родителям жениха (!):  «Дал Бог, все в порядке», — по сравнению с иными обычаями просто-таки – верх целомудренности.

И всё же – два постельничих, «ближняя боярыня», дружка, сваха и далее – полный список родни, которой волнительную новость сообщают по цепочке, а наутро ещё и обязательный торжественный визит свёкра с боярами – по современным меркам, свидетелей происходящего в супружеской спальне получается многовато.

К. Е. Маковский. Под венец. 1884 г.

К. Е. Маковский, «Под венец». 1884 г.

Однако подвергать здесь однозначному осмеянию и осуждению древний памятник смысла я не вижу. Он был актуален в определённое время, время это прошло, а памятник остался. И, может быть, заглянув в него, кто-то сыграет интересную и весёлую свадьбу «в этническом стиле».

А что? Например, «летник», несмотря на получающийся каламбур, — по-моему, вполне неплохая идея для зимнего наряда невесты. Уж гораздо лучше шифонового «платья-тортик» вкупе с диалектическим противоречием: демонстрировать декольте на морозе или же закутать его в шубу по самый нос.

Что же до обычаев – то как раз вчера в интернете мы про них поругались. Не буду называть ни предмет разговора (он был не о свадьбах), ни собеседников. Обидно только, что донести до них мысль у меня, кажется, не получилось.

Да, в культуре любого народа существует этап, когда официальные документы продолжают мыслить ритуалами. То есть, представления о том, что «хорошо», в законе всё ещё формулируются несуразным перечнем про «пройдут, войдут и сядут». Да, наступает время, когда одни ритуалы умирают, и возникают новые.

Ну, так уж устроен человек, что ему жизненно необходимы моменты, когда абстрактное и очень индивидуальное «хорошо» подменялось бы на общее «заведено», потому что «все вместе и каждый знает, что ему делать».

Так что если вам вдвоём очень хочется рвануть на край света, а родственники обижаются и непременно требуют отыграть свадьбу, «как у людей»… В порядке доброго хулиганства покажите им древнерусский памятник и… кто знает, что из этого получится. Может быть, они как-то сразу передумают и отпустят вас с миром. Или же вы все вместе посмеётесь, превратив отрывки обязательного бытового ритуала в добровольную игру и разделив её на всех.

В общем. Не знаю, как оно там будет, но запомнится на всю жизнь точно.

artlib_gallery-287108-o

Л. И. Елесина, «Русская свадьба». 1985 г.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Daria_Lar

От такого предложения родные сами на край света могут убежать)

Виталия

А мне понравился домострой. Веет от него "русским духом".

лиза гессен

Да , " … два постельничих, ближняя боярыня, дружка и сваха"- широка русская душа, сузить бы надо .

MariaOrlova

У Белова В. в "Канунах" описывается свадьба 1930х годов в деревне. Очень интересно.

Эвита

А я бы хотела "ритуальную" свадьбу. как-то прочитала описание современной китайской свадьбы. Немного смешно тоже, но подкупает трогательность всех этих друзей жениха в костюмах драконов, поздравление бабушек и дедушек за внуков. А у нас какой-то разрыв: после древнего Таинства венчания — обычные посиделки а-ля "корпоратив", и это в лучшем случае, если забыть про тамаду и трансвеститов (реальное событие на консервативной свадьбе военных и учителей, повергшее всех в восторг:(). Я бы, если бы кто спросил, праздновала всё наоборот. Сначала быстрая роспись, после которой можно посидеть тепленько с родителями и ближайшими друзьями. Потом — Венчание, уже пышное, с гостями. Потом — жених… Читать далее »

Супер-невестка

В кино "Супер-невестка " ("Супер-келинчак", Узбекистан, 2008) — традиционная свадьба в современных условиях показана здорово.

Гоблинище

А можно просто по-тихому расписаться, а на венчание позвать тех, кому интересно )) это же так красиво! И никаких гулянок не надо ))

olgayeriomenko

насчет натурализма РУССКОГО свадебного обряда. Автору рекомендую поучить матчасть и ознакомиться с обрядовой стороной свадеб хотя бы средневековой Европы. В фильме «Принцесса Монпасье» очень точно изображена свадьба высшего света времен Марии Медичи: родители жениха и невесты с прочими доверенными лицами стоят возле брачной постели, задернутой балдахином, на которой свершается брак. Сразу после окончания действа жених откидывает полог и просит всех свидетелей осмотреть простыни и невесту. Тау что средневековье оно везде средневековье и Домострой здесь ни при чем.

La_gata

Простите, а где автор сказал что-то, что не соответствовало бы Вашему утверждению?)

kiselevska

По поводу болгарской свадьбы .Болгарские переселенцы до сих пор играют свадьбы согласно традициям. Традиций много, они очень красивые и наполнены смыслом, и связаны с христианским мировосприятием. Обязательно соблюдается иерархия родственных связей. Всяческих моментов связанных с физиологией не встречала. Всем желаю погулять на такой свадьбе)))

Похожие статьи