Идея этой статьи пришла мне в голову в одну из великопостных родительских суббот — думаю, не случайно. Список имен, который повторяешь про себя в поминальные дни, — это прежде всего вереница лиц и семейных историй. И есть в этой веренице те, кому я немного завидую — и у кого до сих пор учусь.

… С ней я пересеклась в этой жизни всего на несколько месяцев. Я с трудом могу представить, какой она была в молодости: на паре сохранившихся фотографий — худощавая старушка в темном платке. Говорят, в свое время слыла красавицей… Ей давно перевалило за восемьдесят, когда родилась я « последняя правнучка, которую ей удалось понянчить. «Марь-Степанна», «баб-Маша» из маминых рассказов. Моя прабабушка, о которой мне доводилось слышать не меньше, чем о любом историческом деятеле из школьных учебников.

Думаю, во многом благодаря прабабке ниточка веры в нашей семье не порвалась окончательно. Конечно, эта ниточка порядком истончилась в советские годы — но в оголтелый атеизм не дала сорваться никому. Именно прабабушке я немного завидую — именно у нее до сих пор учусь.

Чему?

Силе и простоте веры.

И не только у нее одной — думаю, такую «баб-Машу» или «баб-Дуню» помнят в каждой второй семье.

Они не держали у себя дома целые тома православной литературы, не цитировали Святых Отцов по всякому поводу и едва ли когда-нибудь толком читали Евангелие — просто потому, что вообще не умели читать. Навряд ли наши «баб-Маши» могли в точности воспроизвести все названия Двунадесятых праздников и уж тем более объяснить их происхождение. Они знали наизусть только несколько молитв, так забавно коверкая в них непонятные слова, что непременно вызвали бы улыбку у человека «подкованного», просвещенного, ориентирующимся в «Добротолюбии» и Типиконе, как в собственной квартире.

Но в голове и в душе у этих полуграмотных бабушек самое главное было в порядке и на месте.

Там жил Бог.

И Ему «баба Маша» умела доверять так, что нам — воцерковленным, «подкованным», просвещенным — до нее, как говорится, расти и расти…

Да, она, читая «Трисвятое», не до конца понимала, что значит «свято крепе» — но, сидя у постели умирающего отца, отгоняла этой молитвой его предсмертные страхи. Не воображаемые — вполне реальные.

Да, с житиями святых она вряд ли была знакома — да и знала из них, наверное, только «Николая Угодничка» –—но в этом простодушном, полудетском обращении, по-моему, больше доверчивости и любви, чем в рассеянном повторении заученного тропаря.

Да, наша«Марь-Степанна понятия не имела о передовых педагогических системах, и любые богословские размышления о словах «Блаженны кротцыи» были от нее бесконечно далеки. Но воспитание детей и внуков у нее было основано на простом правиле:

— Нельзя на дитё кричать… С детьми надо ласково…

Казалось бы, легко и понятно. А много ли найдется родителей и наставников, которые следуют этому несложному принципу? То-то и оно…

(В скобках замечу: как у кроткой Марь-Степанны могли вырасти такие термоядерные ракеты, как мой дед и его старшие сестры, — для меня до сих пор загадка без ответа. И не только для меня.)

Да, прабабкины представления о благочестии могли заинтересовать разве что этнографа — но была в них своеобразная интуиция, которая, по-моему, стоит внимания. Однажды Марь-Степанна мягко упрекнула свою невестку (мою бабушку), которая, вернувшись из церкви после причастия, затеяла шурум-бурум на кухне:

— Валя… Ты же сегодня причащалась…

Конечно, ни в каких уставах не прописано, что, мол, работать в день причастия не полагается. Этакий «деревенский Типикон», скажете вы. Но в то время причастие было не таким частым событием, и бабули инстинктивно чувствовали: этот день — сам по себе праздник, встреча Гостя, и не стоит тратить его на будничные заботы…

Фото: belive.ru

Фото: belive.ru

А самое главное — любую трудность и беду прабабушка встречала неизменными словами:

— На все воля Божья…

Честно признаюсь: я так не могу. До сих пор не могу.

А ведь если подумать — просто пробежаться мыслью — сколько всего прабабушке пришлось пережить с этими четырьмя словами: «На все воля Божья»! Совсем молодой женщиной осталась вдовой с тремя детьми на руках: тридцать седьмой год начался для нее в двадцать девятом. Судьба моего прадеда была простой и страшной: «колхозный бунт» в селе — ложный донос — и огромная яма в сосновом лесу под Воронежем, которая только в начале 90-х станет братской могилой. Почти шестьдесят лет никто об этом месте не знал — приезжая в Воронеж, Марь-Степанна всё бродила по кладбищам, искала могилу мужа, не подозревая, что ее поиски бесцельны. Второй раз замуж она так и не вышла, хотя к ней и сватались.

В сорок четвертом на войну ушел ее сын (мой будущий дед) — ему тогда было где-то лет семнадцать-восемнадцать. (Говорят, в армию должен был отправиться не он, а сын председателя колхоза — но махинации с документами еще ж никто не отменял. Впрочем, за что купила, за то и продаю.) Сын вернулся — демобилизовали после контузии под польским Люблином.

Дальше — больше. Старшая дочь ушла от мужа на последнем сроке беременности — чего-то не поделили, не поладили. Вторую дочь наше доблестное государство отправило куда-то по разнарядке строить «светлое будущее» — та вернулась без разрешения к себе домой, соскучившись по матери, и за это уехала еще дальше: получила несколько лет лагерей. Жених от нее отказался. Пережив этот кошмар, вторая дочь Марь-Степанны все-таки вышла замуж… и несколько лет подряд рожала мертвых детей. Что чувствовала и думала прабабушка, раз за разом хороня собственных внуков?

«На все воля Божья…»

Что это — плоды необразованности? Философия овцы под ножом? Или…  умение принять все, что дает тебе жизнь, не ломаясь, не бунтуя, не теряя сил и спокойствия? А проще говоря — то самое доверие Богу, когда знаешь еще и другое: у Бога всего много. Радостей для тебя у Него тоже хватит.

… Наверное, именно это доверие нередко маскируется под пресловутый русский «авось». В селе у прабабки узнали о свержении монархии только год спустя, да и то случайно:

— Девки!.. Говорят, царь-то отрекся…

— А хто ж теперь править будет?

— Не знаю…

И все. Пошли жить дальше. Никакого дерганья и политических «боданий». Есть дела посрочнее и поважнее. Остальное — не наша печаль. На все воля Божья.

… Думаю, душу «баб-Маши» никогда не прожигал вопрос: «За что мне все это?!» Я ж вся такая-растакая, молюсь-пощусь, в церковь хожу… не то что всякие там безбожники… Ей и в голову не приходило ставить это себе в заслугу. Впрочем, росла она в то время, когда вера была не потаенным исключением или, Боже упаси, «модой» — а просто естественным фоном жизни (к сожалению, чаще всего только фоном, а не передним планом).

Кстати, посты Марь-Степанна всегда соблюдала строго (хотя детей к этому не принуждала) — вплоть до глубокой старости, когда ее тело уже было частично парализовано. Старшая дочь громогласно ругалась: мол, губишь себя — прабабка не спорила, но послаблений для себя не допускала. (Врачи, навещавшие больную, в один голос говорили: «Очень сильное сердце».) Фанатизм? Не думаю. Скорее, все то же доверие: нести, сколько можешь, пока Бог дает и здоровья хватает.

На восемьдесят пять лет хватило, однако…

Вспоминаю, сравниваю — и невольно напрашивается мысль: мы-то почему не такие? Постовые уставы знаем лучше их составителей, тщательно высчитываем, чего можно и чего нельзя, штурмуем собрания сочинений Игнатия Брянчанинова и Паисия Святогорца, вычитываем каноны и кафизмы, на любой вопрос ответим без запинки… а жить так, как эта неграмотная «баб-Маша» из воронежской деревни, — не умеем. Эх, не доросли… Или не с того места расти начали?

Сколько было настоящего в ее тихой, незаметной, но твердой вере — по сравнению с полусектантским выпендрежем, который нередко приходится наблюдать сегодня, с нарочитым подчеркиванием своей церковности, с упреками в адрес подчиненных за то, что намазали маслом бутерброд для постящегося шефа, накрывая стол накануне 8 марта…

Не мне, конечно, об этом судить… но вот верится-верится, что эта ласковая бабуся с черно-белой фотографии — на весах у Господа Бога «перетянет» многих.

И многих оправдает.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Родилась и живет в Воронеже. Выпускница филологического факультета Воронежского государственного университета. Кандидат филологических наук. Преподаватель вуза, журналист. Пишет стихи и прозу.

Другие статьи автора
новые старые популярные
ККК

Хорошая статья, вспомнила свою прабабушку в белом платочке и черном платье. Она до самой смерти была подвижная и деятельная- шила, пироги пекла. Мой папа у нее был любимый мнучек… Позволю несколько не согласиться с автором. Дело не только в вере, а в очень крепком культурном слое — крестьянском укладе в котором эти бабушки родились, воспитывались и эти корни позволили им многое выдержать и все пережить очень достойно. Это мое ИМХО.

Арина

То есть себя вы сразу приговариваете к тому, что не будете доброй и веселой, только потому что Вы в Москве?

Хельга

Гениально…

ККК

Самая гениальность в том, что я не в Москве.:)

Гоблинище

Ну, ио, что в условиях мегаполиса труднее быть спокойным и умиротворенным, чем в деревне, где сама природа умиротворет, это факт. Другое дело, что и в москве знаю таких чудесных бабушек, что только диву даюсь

ольга

спасибо за статью. да, правда не доросли. и не с того места расти начали…

Manypenny

Так не убиваться же теперь из-за того, что "не с того места расти начали". С какого начали, с такого и растем.

altyinay

Спасибо.Блестяще.

Елена

Правду сказали – во всякой семье есть похожая история. Мою бабушку по отцовской линии зовут Наташа. Наталья Александровна. Прожила 90 лет. Когда приезжали в деревню на лето, места спать всем не хватало, я спала с бабушкой. Помню, как после длинного трудного дня она становилась у божницы (полочка с иконами в красном углу) и шептала молитвы. А, уже ложась в постель, «благослови, Господи, на сон грядущий». Образование – 2 зимы. Замуж пошла, потому что посватали, бедная была семья, незавидная невеста, хоть и красавица. И труженица. Отработает в колхозе, потом свои 40 соток, пряла, ткала. И на клиросе пела, пока церковь не… Читать далее »

Арина

Эти бабушки не высокомерные. В этом секрет.

Виктория

Спасибо! Просто все про мою прабабушку Ульяну! Так тепло на душе!

Дарья

Проникновенный рассказ, спасибо! Мою прабабушку тоже звали Мария Степановна. Я её не застала. Не знаю точно, как она молилась, но старинное распятие от неё до нашего времени сохранилось. Она календарь- численник читать любила нараспев, неважно что читала, а интонация пономарская была:)

Мышка

Спасибо, Татьяна! Подумать только – какая действительно тяжелая жизнь была у наших бабушек / прабабушек! Репрессии, расстрелы, война… А мы, если подумать, жалуемся на всякую ерунду: продукты подорожали, на отпуск нет денег… Не ценим того, что у нас пока еще есть: относительно мирное существование, свобода.

Хельга

Вот это самое главное в нашей жизни. И еще — молитва за усопших.

Екатерина

А моя прабабушка Екатерина во время революции с другими бабушками выхватывала из огня иконы, когда красноармейцы в Твери монастырь разрушали на Баррикадной улице. Бабушки прятали их по домам. А потом передавали внукам. Теперь монастырь восстановили, и мы нашу икону туда отвезли.
Упокой, Господи, души усопших раб твоих…
Спасибо за статью!

Хельга

Вы читали "Чудеса на дорогах войны"? Там есть рассказ "Она же колокол спасла". Очень похожий поступок — подвиг веры.

Ольга

Да, спасибо, что вспомнили о них. Моя прабабушка Луша, 1905 года, неграмотная, пережившая революцию, гражданскую, коллективизацию, голод в Поволжье, войну, мужа, пропавшего без вести, погибших на войне братьев, единственного сына с невесткой (была еще дочка, моя бабушка). И добрая, веселая, отзывчивая. Племянники звали ее мама Луша. Прожила 89 лет, замуж тоже не вышла, хотя к ней сватались, когда у нее уже была внучка. Молитв не читала, но при всех властях в красном углу открыто висели две иконы — Богородица и Спаситель в терновом венце. Вечная память нашим прабабушкам, бабушкам. Как хорошо, что они у нас были.

Похожие статьи