Переступая порог храма с серьезными намерениями, вливаясь в церковную жизнь, человек выпадает из старого жизненного русла, его прежнее мировоззрение разлетается на осколки. Какие-то из них сгодятся для витража под названием «Новая картина мира», о других приходится забыть навсегда. Уходят в небытие и ветхие идеалы, и привычные модели поведения. Взрослый человек оказывается обнаженным младенцем на пьянящем ветру небывалой свободы и перемен к лучшему. Но младенцам свойственно расти, и тут начинается самое интересное…

Человек устроен так, что он не может жить без идеалов. Молодой человек (особенно если он — барышня) устроен так, что он не может жить без примера для подражания. Традиционно предлагают смотреть на пример Господа Иисуса Христа: читай Евангелие, учись, как надо жить. Но даже если человек понятия не имеет о халкидонском догмате и обо всем, что из него следует, его начинает смущать такой вопрос: Христос ведь совершенно особый Человек, могу ли я во всем подражать Ему? Так, прогуляться по близлежащему пруду у меня вряд ли получится… Может, сделать бич и выгнать бабушку-свечницу из храма? Или тоже не стоит? А что – стоит? Наверное, стоит поискать пример, который мне ближе и понятнее.

Следующий этап – похожие недоумения с попытками подражать Божией Матери или святым. Святых много, все они разные – и характеры у них разные, и призвания, и условия жизни. Но об этом почему-то задумываются редко. Куда проще снять под копирку какие-то внешние моменты их подвига – причем фрагментарно, с непонятной избирательностью. Вот, раз уж я не могу позволить себе молиться всю ночь напролет, так хоть попощусь как положено – сухоядение раз в неделю, а как же… О том, что такие вещи могут закончиться спектром от терапевтического до психиатрического отделения, юный подвижник еще не знает.

В лучшем случае все обойдется. Придет кто-то мудрый и настучит по голове. Чаще всего этим мудрым оказывается приходской священник. А может, чадо само устанет от своих нелепых, но таких искренних «духовных подвигов» и придет к нему с вопросами «почему не получается?», «а как надо?» В любом случае, все дороги ведут к батюшке. И тут оказывается, что все просто! Вот он перед тобой – такой добрый или, наоборот, строгий, — он знает тайные тропы в заоблачную даль и – о, неужели это не сон?! – поведет тебя ими!

Каждая такая ситуация – искушение для священника. Каждая пара таких горящих глаз – это бездонная пропасть, в которую можно однажды упасть и продолжать падать бесконечно. Самый большой и опасный соблазн – это власть над душами.


Пастырь может взять человека за руку и повести ко Христу – сам будучи не идеальным, порой делая ошибки, где-то перебарывая лень и упрямство своей овечки, где-то отсекая ревность не по разуму… И порой убеждая чадо, что он – не святой. Потому что когда кто-то так с тобой возится, очень хочется его прижизненно канонизировать. Рассказывать всем, что он лучший, делиться по секрету наблюдениями о его прозорливости и прочих духовных дарах. В общем, навешивать свинцовые побрякушки на его и так не легкий крест – но, опять же, об этом мало кто задумывается.

Бывают и другие священники – то ли уже сломленные такими крестами, то ли изначально неверно понимавшие суть своего служения, то ли застигнутые старческим слабоумием. Вместо того, чтобы вести свою паству ко Христу, они ведут ее к самим себе. «Благодатный батюшечка» становится идолом – живым идолом, которому, по сути, поклоняется приход. Бог отходит на второй план, на первый выходит тот, кто должен был смириться, умалиться и свидетельствовать миру о Его любви и красоте.

Священник, поощряющий деятельность своего фан-клуба – это троякая проблема. Во-первых, это проблема для его прихожан, считающих свое поведение нормой духовной жизни. Как правило, это люди некритичные, склонные верить авторитетному для них оратору на слово. Если это слово формально о Христе, а фактически уводит от Него к батюшке-гуру – чем закончится такая «духовная жизнь»?

Когда фан-клуб вокруг мнимой благодати составляют экзальтированные тетушки и барышни да странненькие дяденьки – это еще полбеды. Но вот когда туда попадают ищущие духовности сильные мира сего… Но к этому моменту мы еще вернемся.

Во-вторых, фан-клуб – это проблема для самого священника. Президентам, главам правительств не стоит обманываться: их власть – не самая прочная на земле. Настоящая власть принадлежит идеологам. Если человек на крючке твоей идеологии – он не скрутит фигу в кармане, он с радостью исполнит все, что ты ему повелишь. Если ты хорошо его обработаешь – он пойдет и против общепринятых моральных норм, и против своей совести. Это на самом деле абсолютная власть. И эта власть – в местечковых, конечно же, масштабах – есть у священников-гуру.

Абсолютная власть пьянит, человек теряет самоконтроль и начинает чудить по полной программе. Раздавать странные благословения и любоваться их исполнением. Выдумывать какую-то свою догматику, аскетику и мистику. Проповедовать скорый конец света, необходимость бороться с кодами, да что угодно еще… «Бесов изгонять», в конце концов. Священник оказывается в прелести – сам верит в то, что он такой особенный и святой. Для того чтобы вывести его из этого состояния и вернуть в норму нужна масса человеческих усилий и Божие чудо.

В-третьих, «благодатный батюшка» – это большая головная боль для его правящего архиерея, особенно если у батюшки есть богатые и влиятельные последователи. Владыка ему не указ, с ним «Бог напрямую говорит», поэтому «мне нет дела до епархии, там заблуждались и будут заблуждаться». Все попытки епископа пресечь странности и беззакония на этом приходе встречают отчаянное сопротивление фанатов – а если среди них есть представители властей или силовых структур? И не всегда у владыки есть силы и возможности бороться…

Фан-клуб того или иного священника – это секта внутри православия, замкнутый круг для всех участников событий. А начиналось все так невинно – с пары горящих глаз и вопроса «как спастись?»

Описанное явление – болезнь не только церковная, это болезнь всего общества. Имя ей инфантильность. Неумение и нежелание нести ответственность за свою жизнь. Как с этим бороться в масштабах самого себя и общества в целом – это другая история, и она должна быть рассказана в другой раз…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

Пркекрасная статья. Побольше бы таких. И один из первых вопросов, которые возникают по прочтении: что сделать, чтобы не попасться в эту ловушку?

trafkina

Спорно… Очень спорно… Начали за здравие, как говорится, а кончили?.. То ли неофиты во всем виноваты, то ли Батюшки в прелести… Поди — разберись! Но авторские выводы в последнем абзаце об инфантилизме, да еще в масштабах целого общества, а не только неофитов, вообще поражают! "Как с этим бороться в масштабах самого себя и общества в целом" — это и есть смысл, ради которого стоило читать статью, но ответа мало того нет, автор вообще считает это совсем другой историей, не относящейся к делу! Хотя в комментарии к статье автор сам дает предельно лаконичный ответ — "уметь включать голову и критично мыслить"… Читать далее »

Важные темы затронуты, только на мой взгляд, можно на 2 части разбить и написать 2 полноценных статьи, одну о неофитах (кстати, горящие глаза встречаются и у вполне себе зрелых людей), а вторую о ловушках для священства. А в целом — нужная статья. Спасибо.

Alina

Тема достаточно известная — взять хотя бы статью митр. Антония Сурожского "Берегитесь, братья мои, священники". И, безусловно, тут может быть множество аспектов помимо упомянутых автором. Например, когда священник правда выдающийся — и труженик неустанный, и благоговейный, и проповедник известный, и писатель, и к людям подход найти умеет… И начинается к такому паломничество от слова "ломануться"… Свои-то прихожане уже выученные — не станут про "батюшкины чудеса" трезвонить, а пришлые рады стараться: одной он приснился, другую якобы старец к нему послал… Чадам не подойти — а "гости" часами после службы священника из храма не отпускают с вопросами типа "как мне жить", "какова… Читать далее »

Похожие статьи