Вот о каком бы событии из моей могучей церковной практики я бы ни написала, в комментариях обязательно промелькнет несколько историй о том, как человек пострадал от церковных бабушек. И пострадал так, что ни жить, ни быть. И больше в эту организацию, сплошь состоящую из злых и нечутких людей он ни ногой, ни рукой, ни делом, ни помышлением!

И истории все как одна. И пострадавшие — в основном женщины (которые, как это ни печально, по всем законам бытия рано или поздно тоже станут бабушками, да, сестры, это неизбежно, но куда деваться).

Пришла, мол, я в храм, с пляжа пробегая — в купальнике, парео, джинсах, вечернем платье с декольте, без платка (нужное подчеркнуть), а тут из-под подсвечника кааак выскочит старуха, каааак зашипит на меня. И все. Вот прям все. На всю мою жизнь я получила травму, несовместимую с жизнью. Я же к Божечке шла, «несла свою беду по весеннему по льду», а встретила злую тетку.

Но ведь с порога должны были ангелы на крылья подхватить и вознести под купол в объятия вечной Божией любви. Полный разрыв шаблона, правда же?

Не так давно, сразу после крещения, после службы я увидела в храме молодую женщину. Зимой, уточню. Она стояла у свечной лавки, в обтягивающих джинсах и топике, без платка, естественно. И вокруг нее суетились наши церковные старушки. Женщина не плакала. У нее было такое лицо, как описано в Монтеневских «Опытах» про скорбь. То есть — лица не было. Добиться от нее, зачем она пришла, смогли не сразу. Выяснилось, что ее грудной ребеночек в реанимации, и врачи (я подчеркну — врачи!) отправили ее в храм за крещенской водой. Конечно же, они ее хотели просто отвлечь и дать возможность помолиться за дитя в храме. Но разговор не об этом. Разговор о том, что когда человек в таком состоянии и в таком виде приходит в храм, ни одна бабка его не тронет. Потому что это горе, и некогда тут думать о приличиях.

И вот мы подходим к понятию «приличия». Прилично ли прийти в Мариинку или Большой в форме фитнес-клуба? Или в больничную палату без белого халата и бахил? Нет? А почему? Правила? И мы их соблюдаем. Но этим правилам не так много времени, и никто не устраивает скандалов и не зарекается тысячу лет не переступать порога ни театра, ни больницы.

Церковной традиции — тысячи лет. И сейчас уже все хорошо знают, какие часы у патриарха, а, идя в храм, не вспоминают, что нужно просто захватить платок (сейчас эти платки и юбки развешаны при входе в каждый храм) и прикрыть летом свои соблазнительные перси. В чем боль-то ваша? Скажите мне на милость?

И еще, для реабилитации злых церковных старух скажу вот что (их не так и много, кстати). Ни один человек в зрелом возрасте не прибился и не остался в храме от великого богатства или счастья. На 99% это люди, пришедшие с таким горем и болью, что вам даже лучше и не знать. В Барнауле, при храме, «на подсвечниках» стоит женщина. На ее глазах сумасшедший топором зарубил дочь, зятя и двоих внуков. Она чудом осталась жива, и только работа в храме спасает ее от кошмара бытия. И она, конечно же, теологически не подкована так, как нам хотелось бы. Но она как может служит в доме Божием и хочет, чтобы к Тому, кто ее утешил и помог дальше жить, приходили с уважением и соблюдая немудреные правила. Только и всего.

Поэтому не злитесь и не ругайтесь на них. Они просто хотят «как лучше», впрочем так же, как и вы, пришедшие помолиться в чем пришлось. У каждого своя правда.

P.S. А знаете какие самые зловредные из всех старух? Это свекрови и тещи. Семья — это малая церковь вообще-то. И приходит в нее новый член. И начинает этого нового члена семьи тещенька или свекровушка пожирать. Не так посмотрел, не так сидел, не так ел и вообще не наших графских кровей. И разрушает-разрушает потихоньку… И это без привлечения попов и кадильного дыма, на бытовом уровне. А от всех в округе требует к себе уважения и почитания. Поэтому давайте-ка все мы начнем с себя. Так оно будет лучше.

Ульяна Меньшикова

Источник: Блог автора в фейсбуке

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Мария Франциска

Признаюсь честно: я боюсь церковных бабушек. Мне все кажется, что они хотят меня если не съесть, то понадкусывать. Может, они ни сном, ни духом, но мне страшно. Стараюсь не попадаться им на глаза.

Annavic

»И вот мы подходим к понятию «приличия». Прилично ли прийти в Мариинку или Большой в форме фитнес-клуба? Или в больничную палату без белого халата и бахил? Нет? А почему? Правила? И мы их соблюдаем.» Сравнение не совсем верное, мне кажется. Говоря о церковных старушках, жалуются не на правила, жалуются на хамство. В Мариинке или Большом хамят, если человек в джинсах пришел? Думаю нет. Я с грубостью старушек не сталкивалась, т.к. в России в храм во взрослом возрасте ни разу не ходила (проживаю в другой стране), поэтому тема для меня тьфу-тьфу пока не актуальная. «В чем боль-то ваша? Скажите мне на… Читать далее »

Полностью соглашусь. И хотя я за давностью своего хождения в храм бабуль не боюсь, да здесь они и не страшные, но новичка, на самом деле, может очень просто отпугнуть такое отношение. Дело далеко не только в замечаниях по поводу одежды. Человекв по поводу его горя, большого или не очень, могут сказать безаппеляционно: это Божья воля, смирись. Могут делать замечания, что не так ставит свечки и тп. Ну и случай из моей практики — наш настоятель, увидев, что я часто бываю с фотоаппаратом, попросил меня фотографировать службы и крестные ходы для их хроники. А его родная бабушка,увидев, как я фотографирую, долго… Читать далее »

Annavic

Да, случай из практики почти забавный, если бы не такое вмешательство в вашу деятельность и в такой форме))

И всё-таки странно, что мамы за детей не заступились. Маме-то ничего, а ребенка это может травмировать, резкое замечание от чужой пожилой женщины. Вспоминаю себя в детстве и сужу по себе (была чувствительным ребенком).

Мамы не всегда это видят, детей несколько, один бегает шалит, а у мамы на руках совсем мелкий. Ну и все-таки это бабушка настоятеля, все перед ней трепетают )))))

Annavic

Вот пишу сейчас Вам и думаю, откуда у этих женщин в возрасте такое ощущение собственного права контролировать окружающих взрослых людей? И кажется нашла ответ — в психологии есть термин «контролирующее поведение». Может то советское поколение как-то особо им страдает, в силу их детства, воспитания? Надо, наверное, в эту сторону «копать»..

Да, да, встречала такое и у женщин гораздо моложе, из поколения моих родителей. Есть такое, как будто какая-то непоколебимая уверенность,что от меня зависит, все ли будет как надо и правильно, и не дай Бог ослабить бдительность. Не представляю себе, как это тяжело и утомительно, но наверное такие женщины — а может и мужчины, но вот мужчин я таких не видала — иначе не могут.

Покрытую или непокрытую голову, в зависимости от пола, требуют, бывает, даже от грудных младенцев, что мне более чем странно. Ну и главное — не что, а как. Если та же бабуля сделает замечание доброжелательно и без напора, никто не обидится. А если в резкой форме, да еще и попробует собственноручно привести в исполнение требуемое, то это может очень сильно оттолкнуть от храма, и даже отличное осознание того, что эта самая бабуля сама много пережила и так далее ситуацию не спасет

Насчет платка на грудных… был у нас смешной случай. Принесли дочку к Причастию, ей года полтора было, а батюшка служил пожилой, заштатный, очень строгий. Посмотрел на нее и грозно спрашивает: «Почему без платка? Она у вас женщина или не женщина?!»

Annavic

ой-ёй.. даже хорошо, что Вы все это пишете (все комментаторы), я понимаю, что поводов для раздражения у меня не так уж и много и что на долю окружающих людей тоже всякие странные казусы перепадают (я думала, что это только мне почему-то попадаются вопиющие по своей возмутительности случаи и не мыслящие логически люди)))) Думала, дело во мне, в моем поведении. Оказывается, не я одна, перепадает всем)) Меня это даже как-то успокаивает, оказывается это просто жизнь, есть странные товарищи и дело не во мне) Но это я уже от темы далеко ушла..

Полтора года вообще-то в любом случае не женщина еще ))))) в детской воскресной школе, помню, прямо на литургии матушка, она же наша преподавательница, сказала нам всем, девочкам, снять платки, именно потому что мы девочки, а правило это для замужних женщин. Хотя обычно и мы в платках были. Это было, как теперь понимаю, тоже что-то вроде урока.

Annavic

собственноручно?? пусть в присутствии отца семейства такое попробуют проделать, мой отец бы так отреагировал, что меня любая бабушка за километр бы потом обходила. Это я не в защиту мужской грубости в отношении бабушек, а в том смысле, что уже откровенное злоупотребление юными и стеснительными женщинами. Они бы поаккуратней вообще-то, в присутствии мужчины на младенца что-то попытаться натянуть, например, просто чревато — у мужчины может включиться рефлекс защитника, он может такой старушке жестко сказать не трогать ребенка. Это просто к примеру, что они не понимают, что делают.

У ребенка кстати тоже может сигнализация сработать ))))) причем я этих бабушек лично знаю, милейшие люди, никогда ничего плохого никому не то что не сделают,а и не пожелают в жизни. Но вот… хотят как лучше, а представления о границах другого человека у них нет. И никогда не было, они так всю жизнь жили, без границ. Понять можно, допустить в отношении себя — нет

В больнице необходимость халата и бахил — требования ГИГИЕНЫ, а не «приличий».

Неумный текст и странная идея.
Фразой «у каждого своя правда» можно оправдать хоть Гитлера.
В храме НЕЛЬЗЯ вызверяться на других, хоть у старухи в голове пусть трижды клисмакс с ПМСом неожиданную встречу празднуют.
Это не её дом, где она может в принципе устанавливать правила, взятые хоть с потолка, хоть из пальца.
Потому — отвечать им ровно так же, как они нападают.
Если вежливо что-то просят — вежливо же и общаться.
Если агрессивно и злобно — тем же концом в то же место.

Может и так. Хотя я не могу в церкви отвечать хамством. Ведь это спровоцирует ещё больше хамства в ответ и молитвенное настроение и у нас и окружающих пропадёт.

Ульяна, какая же вы молодец! я совершенно невоцерковленный человек, но очень с Вами согласна.

Наверно, мне непростительно повлезло с приходом, но, похоже, у нас просто святые бабушки. На нашей первой Литургии, через день после моего крещения, моя младшая полуторогодовалая дочка первым делом с вигзом плюхнулась в лужу, оставшуюся на полу после мытья (тогда храм только вернули Церкви, и пол был еще цементным и неровным). Когда мы с мужем ее извлекали и пытались переодеть, она вырывалась и рвалась к луже снова. И совершенно незнакомые старушки взялись ее отвлекать и развлекать, предложив нам со старшей дочкой спокойно постоять на службе. После службы мы венчались. Мы не планировали венчаться так скоро, но когда в беседе со мной… Читать далее »

И за прошедшие 22 года я не помню, чтобы кто-то делал замечания кормящим мамам, или женщинам с непокрытой головой (впрочем, далеко не все эти старушки сами покрывают головы), или уставшим капризничающим детям. А некоторые из этих старушек настолько светятся добротой, что, когда в прошлом году одна из моих дочерей, упала летом на службе в обморок, то, очнувшись, в окружении этих бабушек, нежно приводящих ее в чувство, она в первый миг приняла их за ангелов))

У нас в храме «злых бабушек» тоже нет — только добрые и интеллигентные:)

После одного случая с одной такой «бабушкой», я прорыдала половину литургии, а через неделю с трудом заставила пойти себя на воскресную литургию. Боялась, что снова ко мне привяжется. Так что недаром не любят церковных старушек за их агрессивное поведение.
Но к счастью, все-таки больше добрых и скромных пожилых прихожанок.

Llewellyn

«На всю мою жизнь я получила травму, несовместимую с жизнью. Я же к Божечке шла, «несла свою беду по весеннему по льду», а встретила злую тетку. Но ведь с порога должны были ангелы на крылья подхватить и вознести под купол в объятия вечной Божией любви. Полный разрыв шаблона, правда же?» Не совсем понятен саркастический тон автора, даже не по себе стало. Я тоже на заре воцерковления стала «жертвой» бабушки. Стояла перед причастием, очень волновалась, но выглядела не по-православному, с пирсингом на лице — только пришла к Богу, очень хрупкая вера еще была. И бабуля, стоявшая рядом со мной, долго и… Читать далее »

Alexandr

Христос Воскресе! По моему скромному мнению, на счет покрытия главы — совет Апостола Павла (https://azbyka.ru/biblia/?1cor.11:5-15) не догмат и не абсолютное требование, он адресован прежде всего к женщинам, которых он призывает признавать первенство мужчин в семье и в социальном устройстве общества. Ращение волос и покрытие главы, как следует из данного Евангельского текста — есть и приличие и честь и знак пред Ангелами (прежде всего для Ангельской (небесной) их защиты, ведь… в отличие от Сердцеведца Бога, Ангелы могут видеть тело и душу лишь «извне», и таким образом различать «хотящих Богу угодити» и «ходящих во страхе Божием» от прочих). На счет хамовитых «церковных»… Читать далее »

Пришла я как-то в храм, в котором не была много лет. (Вышла замуж в другом городе, долго ходила в другой храм, а тут мы с мужем переехали обратно). Приложилась к иконе Богородицы не губами, а рукой, просто тронув край иконы (беременность, 6й месяц, боялась сделать неуклюжее движение, неудобно тянуться губами через подсвечник, полный свечей). Так меня толкнули, обругали за неподобающее поведение, пробурчали себе под нос что-то о не знающих правил поведения в храме, в итоге ушла на другой приход.

Ах, какая у нас жена настоятеля! Самая настоящая леди. Ей уже хорошо за семьдясят, но она, по-прежнему, изящна, стройна, доброжелательна, приветлива, элегантна, остроумна — как я хотела бы сама быть такой. Они поженились еще студентами, потом когда учились в аспирантуре, у них родилась двойня, так что писать и защищать кандиданские им пришлось по очереди, в советское время у них были обыски, они теряли работу, но сохранили любовь и радушие. Я всегда любуюсь этой парой. И мне кажется, не одна я восхищаюсь матушкой. Мне кажется, наши старушки или от природы по характеру похожи на нее, или стараются подражать.

Похожие статьи